Меню

Множественное число глаголов в иврите



Глаголы иврита, корни, биньяны: краткое руководство

Все-таки иврит — удивительный язык. Те, кто близко с ним не знаком, уверены, что сложнее ничего быть не может. Ну, разве что, арабский да японский. Я сама так когда-то думала. Но уже за пару уроков научилась читать эти страшные на первый взгляд буквы. Другим сюрпризом оказалась логичная и гибкая система грамматики. Уверяю, английский в разы сложнее.

Знаю, что некоторые из вас интересуются ивритом. Поэтому я решила выделить ему побольше места в блоге. Например, в этой статье мы проведем небольшой урок иврита, где разберем общую информацию о глаголах. Узнаем, что такое биньяны, как можно понять значение слова, зная его корень, поговорим о согласовании и временах. Желательно, чтобы вы уже немного читали на иврите, так как в статье я привожу примеры глаголов и их спряжений.

Если вы хотите поскорее начать разговоры на иврите, тренируйтесь уже сейчас. Старайтесь вникнуть в логику спряжений и словообразования, сразу составляйте свои примеры письменно и вслух, а также применяйте новые знания в речи.

Согласование глаголов по лицу и числу

Форма глаголов в иврите меняется в зависимости от рода, числа и лица подлежащего или говорящего. То есть, как в русском, есть 1-е лицо (я, мы), 2-е лицо (ты, вы), 3-е лицо (они, вы, он, она).

Например, фразу «я пишу» мужчина говорит אני כותב [ani kotev], а женщина אני כותבת [ani kotevet], фраза «мы пишем» אנחנו כותבים [anakhnu kotvim] — говорят мужчины, אנחנו כותבות [anaknu kotvot] — женщины.

Корни глаголов в иврите

Важную роль в грамматике иврита играет корень слова, который обычно состоит из 3-х или (редко) 4-х букв. Он составляет так называемую базу, от которой, с помощью приставок, суффиксов или окончаний, образуется глагол и однокоренные ему слова других частей речи. Зная значение корня или хотя бы одно слово с ним, реально догадаться о произношении и написании слов с таким же корнем.

Например, «учить» ללמוד [lilmod], «занятия» לימודים [limudim], «ученик» תלמיד [talmid], «обучать» ללמד [lelamed] (и еще длинный список подобных слов) образуются от корня ל.מ.ד, который имеет значение «изучение», «обучение».

Что такое биньяны

Глаголы в иврите делятся на 7 групп, которые называются биньяны. Каждый глагол спрягается по одному из этих 7 принципов. Достаточно знать инфинитив, потренироваться в спряжении нескольких примеров какое-то время и вы сможете проспрягать любой глагол на автомате.

Поскольку тема объемная, мы более подробно рассмотрим каждый биньян в последующих статьях, если вам будет интересно (напишите мне об этом в комментах).

  • Биньян pa’al — означает простое действие, активный залог, образует базу для почти для всех остальных глагольных форм. Пример: «проверять» לבדוק [livdok].
  • Биньян nif’al — пассивная форма биньяна pa’al.
  • Биньян pi’el — означает интенсивное действие, активный залог. Пример: «говорить» לדבר [ledaber].
  • Биньян pu’al — пассивная форма биньяна pi’el.
  • Биньян hif’il — означает причинно-следственное действие в активном залоге. Пример: «приглашать, заказывать» להזמין [leazmin].
  • Биньян huf’al — пассивная форма биньяна hif’il.
  • Биньян hitpa’el — возвратная форма глагола, интенсивное действие. Пример: «жениться» להתחתן [lehithaten].

Времена глаголов иврита

Глаголы в иврите спрягаются в 3-х грамматических временах (настоящее, прошлое, будущее). Всего 3 времени! Не то, что в английском, да?))

Пользуйтесь сервисом Hebrew-Verbs для спряжения глаголов на иврите.

Как я отметила выше, глаголы спрягаются по своему биньяну, а также согласуются в роде и числе в подлежащим. Давайте вспомним местоимения на иврите и посмотрим несколько примеров спряжения глаголов в разных временах.

Читайте также:  Предложения с глаголами 2 лица настоящего и будущего времени

Местоимения

ты (м.р.) — אתה [ata]

ты (ж.р.) — את [at]

он — הוא [hu]

она — היא [hi] мы — אנחנו [anakhnu]

вы (м.р.) — אתם [atem]

вы (ж.р.) — אתן [aten]

они (м.р.) — הם [hem]

они (ж.р.) — הן [hen]

Таблицы с примерами

У меня есть целая тетрадь, куда я раньше записывала спряжения глаголов. Сейчас большинство спрягаю сразу (если это устная беседа) или проверяю на специальном сайте (когда нужно уточнить написание). Но вот новичкам полезно прописывать формы глаголов, чтобы видеть общую картинку спряжения во всех временах, лицах и числах. Посмотрим, как это можно сделать, на примерах.

  • Глагол «думать» — לחשוב [lakhshov], биньян pa’al, корень ח.ש.ב.
будущее прошедшее настоящее лицо и число
אחשוב חשבתי חושב אני (м.р.)
אחשוב חשבתי חושבת אני (ж.р.)
תחשוב חשבת חושב אתה
תחשבי חשבת חושבת את
יחשוב חשב חושב הוא
תחשוב חשבה חושבת היא
נחשוב חשבנו חושבים אנחנו (м.р.)
נחשוב חשבנו חושבות אנחנו (ж.р.)
תחשבו חשבתם חושבים אתם
תחשבו חשבתן חושבות אתן
יחשבו חשבו חושבים הם
יחשבו חשבו חושבות הן
  • Глагол «скучать по кому-то/чему-то» — להתגעגע [lehitgaagea], биньян hitpa’el, корень ג.ע.ג.ע.
будущее прошедшее настоящее инфинитив и корень
אתגעגע התגעגעתי מתגעגע אני (м.р.)
אתגעגע התגעגעתי מתגעגעת אני (ж.р.)
תתגעגע התגעגעת מתגעגע אתה
תתגעגעי התגעגעת מתגעגעת את
יתגעגי התגעגע מתגעגע הוא
תתגעגע התגעגעה מתגעגעת היא
נתגעגע התגעגענו מתגעגעים אנחנו (м.р.)
נתגעגע התגעגענו מתגעגעות אנחנו (ж.р.)
תתגעגעו התגעגעתם מתגעגעים אתם
תתגעגעו התגעגעתן מתגעגעות אתן
יתגעגעו התגעגעתם מתגעגעים הם
יתגעגעו התגעגעתן מתגעגעות הן

Как и где практиковать спряжение глаголов

  1. В разговоре с носителем языка на абсолютно разные темы. На Italki вы всегда найдете преподавателя как для полноценных уроков с объяснениями грамматики и домашними заданиями, так и для разговорных занятий по интенсивной практике.
  2. Просматривая видео и читая дополнительные материалы на сервисе HebrewPod , вот несколько примеров таких уроков: 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 .
  3. К счастью, всегда можно быстро проверить спряжение глагола онлайн на сайте Hebrew-Verbs.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Источник

Урок 9

Множественное число

Притяжательные местоимения

Личные местоимения (им. п.)

Выучите следующие слова:

Перевод Произношение Иврит
много ẋарбэ הַרְבֵּה
много, многие рабим, работ רַבִּים, רַבּוֹת
правильно, верно нахон נָכוֹן
мало мэ с ат מְעַט
но, однако аваль אֲבָל
я говорю ани омэр אֲנִי אוֹמֵר
я помогаю ани с озэр אֲנִי עוֹזֵר
занятый с асук עָסוּק
до с ад עַד
ночь ла́йла לַיְלָה ר’ לֵילוֹת
вечер с э́рэв עֶרֶב
я отдыхаю ани нах̣ אֲנִי נָח
суббота, шабат шабат שַבָּת
каждый коль כָּל
всё ẋаколь הַכֹּל
все. весь, целый коль ẋа. כָּל ה. ַ
я еду ани носэа с אֲנִי נוֹסֵעַ
автобус о́тобус אוֹטוֹבּוּס
половина х̣е́ци חֵצִי
пол. х̣аци. חֲצִי
минута дака דַקָה
иногда лиф с амим לִפְעָמִים

Дружеская беседа — שִׂיחַת רֵעִים

Упражнение 1 — Подберите ответы к следующим вопросам:

תרגיל 1 «>

Упражнение 2 — Повторите числительные:

3, 1, 6, 5, 4, 7, 2, 9, 8, 10

שלוש, אחת, שש, חמש, ארבע, שבע, שתים, תשע, שמונה, עשׂר » title=» תרגיל 2 «>

Грамматика

Притяжательные местоимения множественного числа

т.е. «наш», «наша», «ваш», «ваша», «их» выражаются присоединением следующих окончаний к существительному.

Обратите внимание! Существительные — אָב «отец», и אָח — «брат» с притяжательными окончаниями:

אָחִי אָבִי
אָחִיךְ אָחִ֫יךָ אָבִיךְ אָבִ֫יךָ
אָחִ֫יהָ אָחִיו אָבִ֫יהָ אָבִיו
אָחִ֫ינוּ אָבִ֫ינוּ
אֲחִיכֶן אֲחִיכֶם אֲבִיכֶן אֲבִיכֶם
אֲחִיהֶו אֲחִיהֶם אֲבִיהֶן אֲבִיהֶם

Упражнение 3 — Прибавьте притяжательные окончания множественного числа к следующим существительным.

ראֵה/רְאי דוגמת נטיה(״דוֹד״) » title=» תרגיל 3 «>

Предлог שֶל с окончаниями множественного числа:

наш (м. и ж.) שֶלָנוּ
ваш (м.) — ваш (ж.) שֶלָכֶם ־ שֶלָכֶן
их (м.) — их (ж.) שֶלָהֶם ־ שֶלָהֶן

Упражнение 4 — Замените существительные с притяжательными окончаниями конструкцией שֶל с соответствующими окончаниями по образцу:

בֵּיתֵנוּ = הַבַּיִת שֶלָנוּ

1. אוֹרְחֵנוּ = הָאוׂרֵחַ
2. חֲבֵרָם = הֶ
3. מְלוֹנְכָם = הַ
4. מוֹרְכֶן = הַ

תרגיל 4 «>

5. שִמְךָ = הַ
6. אָחִיךְ = הָ
7. אֲבִיכֶן = הָ
8. אֲחוֹתָן = הָ

תרגיל 4 «>

Предлог ל с окончаниями множественного числа.

нам (м. + ж.) לָנוּ
вам (м. мн) — вам (ж. мн) לָכֶם ־ לָכֶן
им (м.) — им (ж.) לָהֶם ־ לָהֶן

כָּל — «всё» с личными окончаниями

все мы (м. + ж.) כֻּ или כּוּ во всех лицах» title=»»> כֻּלָנוּ
все вы (м.) — все вы (ж.) כֻּלְכֶם ־ כֻּלְכֶן
все они (м.) — все они (ж.) כֻּלָם -כֻּלָן

Личные местоимения в Именительном падеже

я (м. и ж.) אֲנִי
мы (м. и ж.) אֲנַחְנוּ
ты (м.) — ты (ж.) אַתָּה ־ אַתְּ
вы (м.) — вы (ж.) אַתֶּם ־ אַתֶּן
он — она הוּא ־ הִיא
они (м.) — они (ж.) הֵם ־ הֵן

Множественное число существительных и прилагательных

А.

Множественное число большинства существительных мужского рода образуются прибавлением окончания ים□ִ — «им» к форме единственного числа, например:

גַן־גַנִים; תַּלְמִיד ־ תַּלְמִידִים; זְמַן ־ זְמַנִים.

Во многих случаях прибавление этого ударного слога вызывает некоторые изменения гласного, как например:

יֶלֶד ־ יְלָדִים; סֵפֶר ־ סְפָרִים; בֵּן ־ בָּנִים; יוֹם ־ יָמִים.

Б.

Множественное число большинства существительных женского рода образуется прибавлением слога וֹת — «от» — к форме единственного числа. При этом, конечная «немая» ה или ת דֶלֶת — «дверь», רֶשֶת — «сеть», сохраняют своё ת .
Формы множественного числа этих существительных — דְלָתוׂת и רְשָתוׂת .» title=»»> отбрасываются, например:

מִשְפָּחָה ־ מִשְפָּחוֹת; עוֹבֶדֶת ־ עוֹבְדוֹת; סְטוּדֶנְטִית ־ סְטוּדֶנְטיוֹת.

В этом случае также бывают изменения гласных, например:

יַלְדָה ־ יְלָדוֹת; גְבֶרֶת ־ גְבָרוֹת; אוֹרַחַת ־ אוֹרְחוֹת.

В.

У многих существительных мужского рода во множественном числе имеется окончание וֹת□ , а не ים□ִ , например:

אָב ־ אָבוֹת; מָלוֹן ־ מְלוֹנוֹת.

Г.

У некоторых существительных женского рода окончание множественного числа « ים□ִ », а не « וֹת□ », например:

שָנָה ־ שָנִים; מִלָה ־ מִלִים; בֵּיצָה ־ בֵּיצִים.

Д.

В сочетании с существительным во множественном числе прилагательные тоже принимают форму множественного числа, а именно: окончание ים□ִ , если существительное мужского рода, и окончание וֹת□ , если существительное женского рода, например:

Е.

Некоторые существительные образуют форму множественного числа не по правилу, например:

בַּת־בָּנוׂת; אָחוֹת־אֲחָיוֹת; אֵם־אִמָהוֹת; אִשָה-נָשִים.

Упражнение 5 — Допишите недостающую форму (ед. или мн.ч.).

мн. число ед. число мн. число ед. число
פְּקִידָה חֲבֵרוֹת
תַּלְמִידָה גְבָרוֹת
מוֹרוֹת יָמִים
מְלוֹנוֹת אוֹרְחִים
סְפָרִים שֵמוֹת

Множественное число настоящего времени

Множественное число глаголов настоящего времени также образуется прибавлением окончаний וֹת□ » title=»»> ים□ִ и ים□ִ » title=»»> וֹת□ к мужскому и женскому роду соответственно. Окончания обоих родов прибавляются к форме единственного числа мужского рода.

Упражнение 6 — Проспрягайте глаголы שוֹתֶה , נָח и אוׂכֵל в единственном и во множественном числах.

תרגיל 6 «>

Упражнение 7 — Напишите форму единственного числа следующих слов:

בָּאוֹת אַתָּם קְטַנִים אָבוֹת יְלָדִים .1
עוֹמְדִים הֵן גְדוֹלוֹת אִמָהוֹת לֵילוֹת .2
אוֹכְלוֹת אֲנַחְנוּ נְכוֹנִים נָשִים אוֹרְחִים .3
שוֹתוֹת הֵם עֲסוּקוֹת שָנִים בָּנִים .4
עוֹשִׂים אַתֶּן מְרוּצִים בֵּיצִים בָּתִּים .5

תרגיל 7 «>

Упражнение 8 — Скажите предложение אֲנִי עוֹזֵר לְאִמִי — «Я помогаю [своей] маме» — в форме следующих лиц:

אֲנַחְנוּ, אַתְּ, הֵן, אַתֶּן, הִיא, אַתָּה, אַתֶּם, הֵם, הוּא.

תרגיל 8 «>

Множественное число указательных местоимений

Множественным числом указательных местоимений и указательных прилагательных — זֶה и הַזֶה , являются формы אֵלֶה и הָאֵלֶה для обоих родов, например:

Упражнение 9 — Напишите следующие предложения в форме множественного числа:

תרגיל 9 «>

תרגיל 9 «>

Упражнение 10 — Данные предложения в мужском роде прочитайте сначала в женском роде единственного числа, а затем во множественном числе — в мужском и женском роде.

תרגיל 10 «>

תרגיל 10 «>

Упражнение 11 — Прочитайте следующий разговор:

Случайная встреча — פְּגִישָה בָּרְחוֹב

בָּרוּךְ: שלום, יַעֲקׂב, לא רָאִיתִי אוֹתְךָ מִזמן. מה שְלומךָ?
יַעֲקׂב: תּודה, טוב מאׂד.
בּרוך: וּמה שלום המשפּחה?
יעקב: תּודה רַבָּה. כֻּלָם בְּסֵדֶר.
בּרוך: מי הַיַלדה הַיפה הזאת?
יעקב: זאת בּת אֲחוֹתי.
בּרוך: שלום, ילדה. מה שְמֵךְ?
יעקב: עֲנָת.
בּרוך: בּת כּמה אַתּ, ענת?
יעקב: בּת חָמש וָרבע.
בּרוך: כָּל הַכָּבוֹד! ילדה גדולה! גם אבּא ואמא כּאן?
יעקב: לא, הם בַּבַּיִת, בְּרָמַת גַן הם בּאים מָחָר בַּבּוֹקֶר.

Упражнение 12 — Выберите подходящее слово и переведите на русский язык следующие предложения.

תרגיל 12 «>

А теперь составьте предложения со словами, которые вы не выбрали.

Упражнение 13 — Скажите на иврите.

1. Который час? — Половина шестого (5.30). 2. Вы (мн.ч.) заняты завтра вечером? 3. Простите, вы знаете, где остановка автобуса? [Где останавливается автобус]. 4. Мы едем на לָ » title=»»> работу на בָּ » title=»»> автобусе. תרגיל 13 «>
5. Сколько у Вас на это уходит времени? — [Сколько времени вы едете?] — 25 минут, полчаса. 6. Вечером [есть] много автобусов. 7. А ночью мало. תרגיל 13 «>
8. По субботам בּשַבָּתוֹת » title=»»> автобусов нет. 9. Мы здесь давно стоим [много времени]. 10. У тебя (м.р.) много друзей; у меня — мало. תרגיל 13 «>
11. Иногда я навещаю друга [иду к другу]. 12. Иногда ко мне приходит друг. 13. Мы все хорошие друзья. 14. Сегодня вечером вы все мои гости. תרגיל 13 «>

Письмо

Буквы: ע ס ך כ ט
Пишутся так:

Упражнение 14 — Прочитайте следующие слова. Запоминать их не обязательно.

он лежал роса
он поехал, ездил народ
он закрыл город
он пробовал как?
он продал так

תרגיל 14 «>

Упражнение 15 — Проверьте, как вы читали. Ниже следуют (в другом порядке) слова упражнения 14.

наса с , ках, т̣ал, т̣а с ам, ‘эих, шахав, с ам, сагар, с ир, махар.

Напишите эти слова на иврите и сравните результат со словами упр. 14.

Упражнение 16 — Следующие слова вы встречали в упражнении 1 уроке 4. Узнайте их и найдите их значения в разделе «Транскрипция и перевод».

Упражнение 17 — Перепишите письменными буквами упражнение 2 урока 4.

Источник