Меню

Морфемный разбор глагола 5 класс образец по фгос



Морфемный разбор слова

Что такое морфемный разбор

Морфемный разбор слова – это разбор по составу. В ходе этого разбора школьник должен обозначить все значимые части слова.

Существуют части слова (буквы, слоги) и значимые части слова (приставка, корень и т.д.): последние имеют какое-либо собственное значение и способны влиять на смысл всего слова: дом-ик – это маленький дом.

Такой разбор ребята делают в 5 классе, а по ряду программ – и раньше. Во многих случаях поиск частей слова не вызывает затруднений, но требует внимания.

Как разобрать слово по составу

Существует устоявшийся порядок морфемного разбора. Не стоит его менять, даже если кажется, что можно сделать проще. Лучше следовать инструкции, тогда удастся избежать ошибок.

Итак, как сделать морфемный разбор?

Надо выделить окончание. Для этого следует изменить слово (имена или причастия – по падежам, глаголы – по лицам, родам (прошедшее время, условное наклонение) или числам (повелительное наклонение))

В сложных числительных бывает два окончания, в середине и на конце слова: сем-и-десят-и, семь-ю-десять-ю.

Обозначить основу (все слово без окончания; -ся входит в основу).

Затем надо найти корень. С этой целью мы подбираем однокоренные слова, то есть стараемся изменить приставки и суффиксы: можно подобрать слово другой части речи. При этом мы помним, что

  • в корнях может быть чередование (снег – снеж-ок; люб-и-ть – любл-ю);
  • корни могут быть омонимичными (одинаково выглядеть, но обозначать разные смыслы (гор-е и гор-а).

Обозначить аффиксы: суффиксы и приставки. Надо помнить, что в слове может быть более одной приставки и более одного суффикса. Чтобы их различить, надо найти ближайшего предшественника этого слова в словообразовательной цепочке (от какого слова произошло).

Примеры

Приведем примеры морфемного разбора слов.

Окончание –а (чашечк-и, чашечк-ой…)

-Чаш- – корень (чаш-ка, чаш-а, чаш-елистики)

Суффикс –к- (чашк-а + -к-) и –еч- (чередование к/ч и е с нулем звука).

Окончание –ий (предзимн-им, предзимн-его).

Корень –зим- (зим-а, зим-ородок, зим-ушка).

Приставка пред- (зимний – пред-зимний).

Суффикс – -н- (зима – зим-н-ий).

Что мы узнали?

Чтобы выполнить морфемный разбор, необходимо действовать по плану. Сначала изменяем форму слова и находим окончание. Затем обозначаем основу. Следующий этап – поиск корня (с помощью подбора однокоренных слов). В конце ищем приставки и суффиксы.

Источник

3.7.4. Морфологический разбор глаголов

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Источник

Примеры и комментарии

Внимательно изучи образцы разбора:

Разговорчивость

раз говор чив ость

Окончание: разговорчивость , разговорчивост и , разговорчивость ю …

Словообразовательная цепочка: разговорчивость←разговорчивый←разговор←говор.
Проверка правильности выделения приставки: раз говор – говор; раз говор — рас сказ, рас пев.
Проверка правильности выделения суффиксов: разговор чив ость – разговор чив ый; разговор чив ость – разбор чив ость , сбив чив ость .

Угоднический

угод нич еск ий

Окончание: угодническ ий , угодническ ого , угодническ ому …

Словообразовательная цепочка: угоднический←угодник←угодить.
Проверка правильности выделения суффикса: угод нич еск ий – угод ник (чередование согласных г//к); угод нич еск ий – полит ич еск ий, полемич еск ий


Обуваться

Словообразовательная цепочка: обуваться←обувать←обуть.
Проверка правильности выделения приставки: об увать – раз увать.
Проверка правильности выделения суффикса -ся: обувать ся – обувать; обувать ся – одевать ся , наедать ся .
Проверка правильности выделения суффикса -ва: обу ва ть – обуть; обу ва ть- разу ва ть, разде ва ть, напе ва ть, отда ва ть.

Читайте также:  У глаголов времини и вопросы


Подоконник

Словообразовательная цепочка: подоконник←окно.

Проверка правильности выделения приставки и суффикса: под окон ник , под снеж ник (приставочно-суффиксальный способ словообразования, поэтому проверяем приставку и суффикс не по отдельности, а сразу).

Синенький

Словообразовательная цепочка: синенький←синий.
Проверка правильности выделения суффикса:

син еньк ий – синий, син еньк ий – красн еньк ий, чёрн еньк ий.

Повыписывали

по вы пис ыва л и

Словообразовательная цепочка: повыписывали – начальная форма: повыписывать←выписывать←выписать←писать.
Проверка правильности выделения приставки: по вы писывать – вы писывать, выписывать – выписать – писать; по вы писывать – по вы брасывать, по пришивать; вы писывать – вы кладывать, вы носить.
Проверка правильности выделения суффикса: выпис ыва ть — выпис а ть; выпис ыва ть – разбрас ыва ть, разгляд ыва ть.

Вынуть

Словообразовательной цепочки нет.
Нет корня! Это единственное слово в русском языке, не имеющее корня.
Проверка правильности выделения приставки: вы нуть – вы кинуть, вы сунуть, вы нести.
Проверка правильности выделения суффикса: вы ну ть – прыг ну ть, ду ну ть, плю ну ть.

Соловушка

Словообразовательная цепочка: соловушка←соловей.
Проверка правильности выделения суффикса: солов ушк а – соловей; солов ушк а – сквор ушк а, журав ушк а.

Утёнок

Словообразовательная цепочка: утёнок←утка.
Проверка правильности выделения суффикса: ут ёнок – утка, кот ёнок , гус ёнок

Комментарий:
Словообразовательная цепочка: лжец←лгать
Проверка правильности выделения суффикса: лж ец – лгать; лж ец – пев ец , мудр ец

Источник

Морфемный разбор слова в 5 классе (порядок и образец)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Морфемный разбор слова в 5 классе (порядок и образец) можно использовать на уроке русского языка в 5 классе, для оформления стенда, в качестве «Памятки для учащихся».

Скачать:

Вложение Размер
morf_razbor.doc 25 КБ

Предварительный просмотр:

Порядок морфемного разбора

  1. Определить слово как часть речи.
  2. У изменяемого слова найти окончание и определить его значение.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова).
  5. Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения этих морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.

Образец морфемного разбора

Слово подготовка – имя сущ., поэтому для отделения окончания его надо склонять: подготовки, подготовк е , …, выделяем изменяемую часть а. Это оконча-

ние. Оно выражает значение ж. р.,

Основа слова – подготовк- .

Корень слова – -готов- . В нём заключено основное значение слова. Однокоренные слова: готов ить, готов ый, при готов ить.

-к- – суффикс. Он есть словах: выбор к а, провер к а. Этот суффикс служит для образования существительных.

-под- – приставка. Она есть в словах: под держка, под бросить.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок реализуется в рамках учебника «Русский язык. 5 класс». Авторы-составители Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская.

Данный материал разработан как урок обобщения и систематизации изученного по теме «Морфемика» в 5 классе.

Данный урок является завершающим в теме «Морфемика». Можно использовать и для повторения этой темы как в конце 5 класса, так и в начале 6.

Морфемный разбор слов.

Открытый урок по русскому языку в рамках республиканского семинара «Пути обеспечения преемственности содержания образования&raquo.

Включает в себя материал для диктанта и слайд для самопроверки.

Источник

Памятки для 5 класса. Морфологический разбор имён прилагательного и существительного, глагола. Фонетический разбор слова

Ранним (утром)
I. Утром (каким?) ранним — прил.
Н.ф. — ранний.
II. Пост. пр. —-
Непост. пр.: в форме Т.п., ед. ч., ср.р..
III. Утром (каким?) ранним. (подчеркнуть как определение)

Образец морфологического разбора имени существительного.
На облаках
I. На (ком? чём?) облаках — сущ.
Н.ф. — облако.
II. Пост. пр.: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл..
Непост. пр.: в форме П.п., мн.ч..
III. На (ком? чём?) облаках/ (где?) на облаках. (подчеркнуть как член предложения) Подчёркиваем вместе с предлогом.

Морфологический разбор глагола
свищет (ветер)
I. Ветер (что делает?) свищет — глагол.
Н.ф. — свистеть.
II. Постоянные признаки: сов.в., неперех., I спр..
Непостоянные признаки: в форме наст.вр., 3 л., ед.ч..
III. Ветер (что делает?) свищет. (Подчеркнуть двумя чертами)

Фонетический разбор слова
План фонетического разбора
1. Записать слово орфографически правильно в той же грамматической форме.
2. Разделить слово на слоги и найти место ударения.
3. Транскрипция слова.
4. По порядку характеризовать все звуки:
а) согласный – звонкий или глухой (парный или непарный) . у сонорных нет парности по глухости/звонкости. , твёрдый или мягкий (парный или непарный), какой буквой он обозначен;
б) гласный: ударный или безударный, какой буквой он обозначен.
5. Подсчитать количество букв и звуков.

Образец
Фонетический разбор слова люблю:
люблю
люб – лю (2 слога, ударение падает на второй слог)

Обязательно ставим ударение.
[л’убл’у]
Л – [л’] – согласный — сонорный, мягкий парный, обозначен буквой «эль»;
Ю – [у] – гласный безударный, обозначен буквой «ю»;
Б – [б] – согласный, звонкий парный, твердый парный, обозначен буквой «бэ»;
Л – [л’] – согласный — сонорный, мягкий парный, обозначен буквой «эль»;
Ю – [у] – гласный ударный, обозначен буквой «ю».
5 букв, 5 звуков.

Источник

Урок по ФГОС на тему «Морфологический разбор глагола», 5 класс

Данная разработка расчитана на обучающихся 5 класса. Урок ориентирован на работу с текстом, с разным уровнем заданий.

Содержимое разработки

Тема урока: «Морфологический разбор глагола».

Урок разработан в рамках текстоориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку в средней школе.

Вид урока: урок открытия нового знания, нового видения учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных по русскому языку в 5 классе по теме: «Морфологический разбор глагола».

Форма урока: комбинированная.

Цель урока: познакомить учащихся с порядком морфологического разбора глагола; формировать умение производить устный и письменный разбор глагола

Предметные: знать порядок морфологического разбора глагола, уметь производить морфологический разбор.

Метапредметные: развивать способность извлекать информацию из различных источников, включая презентацию.

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

— проговаривать последовательность действий на уроке;

— учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с изучаемым материалом;

— закреплять знания учащихся о значении глаголов в речи;

— совершенствовать умения правильно выполнять морфологический разбор глаголов;

— закреплять навыки грамотного письма.

— формировать правильную грамотную речь;

— обучать умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме;

— учиться работать в паре.

— оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

— формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, письменные принадлежности, раздаточный материал, индивидуальные карточки, мультимедийная презентация, учебник.

Методы и приемы обучения: фронтальный опрос, беседа с элементами эвристики, самостоятельная работа, выразительное чтение, работа в парах.

Добрый день, ребята! Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я уверена, что сегодня мы все вместе хорошо поработаем, и нас ждет успех, а успех подарит радость.

Прочитайте про себя предложение, написанное на доске.

УСПЕХ дарит РАДОСТЬ

– А теперь ещё раз, но с радостью вслух.

– Поделитесь своей радостью с другими. Кто попробует?

– И все вместе. Молодцы!

Давайте же сегодня на уроке порадуем друг друга, почувствуем удовлетворение от того, что мы знаем и умеем делать. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Наш урок я предлагаю начать с отрывка из стихотворения «Война». Вам нужно вставить подходящие по смыслу слова, они у вас даны в словах для справок.

Пришла проклятая война,

Объединилась вся страна

Как много всех ушло на фронт,

Как много не вернулось.

Но все потери русские

Мучительных четыре года

Шла проклятая та война,

Но все потери русские

С тех пор прошло немало лет,

Но все мы помним те победы,

Победам наших дедов!

— О чем это стихотворение? (о войне).

— Как вы думайте, почему мы начали урок именно с этого стихотворения? С чем это связано? В чем его актуальность? (с 70-летием Великой Победы, которую мы отмечаем в этом году. Это знаменательный праздник, поскольку благодаря Великой Победе в 1945 году живы мы, наши родители, бабушки, дедушки, а наша страна свободна и процветает).

– Да, вы абсолютно правы. На сегодняшнем уроке практически все тексты упражнений будут посвящены войне.

— Слова какой части речи пропущены в стихотворении? (глаголы)

— С какой частью речи мы будем работать на уроке? (с глаголом)

— Сегодня мы продолжим говорить о такой части речи, как глагол. Вспомните его определение. (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы «что делать?», «что сделать?»).

Давайте запишем в своих тетрадях, пропустив строчку, поставив цифру 1, 2-3 глагола из данного стихотворения. (Глагол. Общее значение)

— Глагол – это самая богатая часть речи. О различных грамматических категориях глагола мы говорили достаточно долго, посвятили ему далеко не один урок. Давайте с вами вспомним, какие грамматические категории мы знаем?

— Сейчас мы выполним несколько заданий, чтобы повторить материал о них.

— У вас на партах лежат тексты. Это отрывок из рассказа Вениамина Александровича Каверина «Кнопка». Давайте прочитаем этот отрывок.

— Как вы думаете, о чем этот рассказ? (О войне, ведь в нем говорится о взрывах снарядов, о поиске шофером машины укрытия).

— Выпишите глаголы, поставив их в неопределенную форму, укажите, на какой вопрос они отвечают.

Все ближе слышались разрывы снарядов. Черные столбы земли, перемешанной с дымом, вдруг вставали среди дороги. Шофер свернул и, проехав вдоль обочины по полю, поставил машину среди редкого кустарника. Лучшего прикрытия не было.

— Итак, с какой категорией мы работали? (с неопределенной формой)

— А какой еще категории мы можем сказать по неопределенной форме?

– Что мы знаем об этой категории? (Глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида, которые различаются по вопросу, который им можно задать. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?, а глаголы несовершенного вида – что делать?)

— Приведите примеры глаголов совершенного и несовершенного вида

Выпишите глаголы, укажите их вид (1 вариант выписывает глаголы сов.в., 2 вариант — глаголы несов.вида. Далее обмен тетрадями, взаимопроверка, выставление оценок)

Светило солнце, и снег уже подтаял. Все ленинградцы прислушивались к капели и улыбались. Это кончалась трудная, холодная зима. «А снегу-то конец пришёл, – говорили друг другу на улице незнакомые прохожие. В воздухе появился запах весны, весело защебетали птицы.

— А какой еще категории мы еще можем сказать по неопределенной форме?

А сейчас нам с вами предстоит небольшая экскурсия в мир звуков природы. Расслабьтесь, наслаждайтесь красотой и необычайной музыкой. Но, слушая, вместе будем называть действия, происходящие в природе, используя как можно больше синонимов. Записывать эти глаголы вы будете в тетради через запятую.

— Ребята, что перед нами? (Море, прибой)

— Что делает море? (шумит, волнуется, бурлит)

— Птицы! Их действия? (пою, щебечут, свистят)

— Дождь что делает? (идет, стучит, барабанит)

— Ветер что делает? (дует, гудит, свистит)

Ручьи что делают? (текут, бегут, свистят).

— Определите спряжение глаголов, которые вы записали.

— Итак, какие морфологические категории мы с вами повторили? (Неопределенная форма, вид, спряжение).

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И опять к себе прижмем.

— А какие еще категории мы изучали? Посмотрите на слайд, как вы думайте, почему категории разделены на два цвета? (постоянные и непостоянные признаки).

— Выполним теперь несколько заданий на повторение непостоянных признаков глагола.

Ученик работает с карточкой у доски.

Мы гордимся военным и трудовым подвигом нашего народа

(Работаем по цепочке, комментируя свои действия). Параллельно один ученик работает у доски (с карточкой).

Найдите в каждом предложении глагол, определите у него время и число

Недалеко от линии фронта храпели красноармейцы

Ребята служат в одном полку.

Мы победим врага

Мальчик заплакал от боли

Их разведчик идет! — сказал он тихо, будто самому себе.

Проверяется разбор предложения.

– Какую синтаксическую роль может выполнять глагол? (В предложении глагол чаще всего является сказуемым.

– Мы закончили повторение ранее изученных сведений о глаголе.

Давайте посмотрим на нашу схему в тетради и на доске, и попробуем сформулировать тему урока.

Запись темы в тетрадь.

— Ребята, как вы думайте, с чем мы сегодня познакомимся на уроке?

— Что научимся выполнять?

2. Знакомство с теоретическим материалом учебника. Сравнение схемы.

3. Формирование умений и навыков морфологического разбора глагола (комплексный анализ текста).

(Выразительное чтение учителем; текст представлен на индивидуальных карточках и слайдах презентации).

«Под Сталинградом… Тащу я двух раненых. Одного протащу – оставляю, потом – другого. И так тяну их по очереди, потому что очень тяжелые раненые, их нельзя оставлять, у обоих, как это проще объяснить, высоко отбиты ноги, они истекают кровью. Тут минута дорога, каждая минута. И вдруг, когда я подальше от боя отползла, меньше стало дыма, вдруг я обнаруживаю, что тащу одного нашего танкиста и одного немца… Я была в ужасе: там наши гибнут, а я немца спасаю. Я была в панике… Там, в дыму, не разобралась… Вижу: человек умирает, человек кричит… А-а-а… Они оба обгоревшие, черные. Одинаковые. А тут я разглядела: чужой медальон, чужие часы, все чужое. Эта форма проклятая. И что теперь? Тяну нашего раненого и думаю: «Возвращаться за немцем или нет?». Я понимала, что если я его оставлю, то он скоро умрет. От потери крови… И я поползла за ним. Я продолжала тащить их обоих… Это же Сталинград… Самые страшные бои. Самые-самые. Моя ты бриллиантовая… Не может быть одно сердце для ненависти, а второе – для любви. У человека оно одно» (С. Алексеевич «У войны не женское лицо»).

– О чем этот отрывок, какова его основная идея? Обратите внимание на название книги. (Даже в самых ужасных нечеловеческих условиях нужно оставаться человеком, особенно это необходимо женщине, сердце которой более чуткое и нежное).

– Но в какой-то момент героиня оказывается перед выбором: нужно ли спасать врага? Вам понятны ее смятения? Как бы вы поступили на ее месте? (Ответы учащихся. Резюме учителя: К врагу нужно быть беспощадным, но до тех пор, пока он может ответить. Проявлять жестокость и бессердечие к тому, кто слабее в эту минуту: не это ли лучшая проверка на нашу человечность, на то, чего мы стоим? Героиня проявила жалость к врагу, показав тем самым, чем отличается советский солдат от фашиста. Прежде всего человечностью).

4. Морфологический разбор глагола из 2 предложения

5. Подведение итогов урока, домашнее задание.

— Итак, что мы повторяли сегодня на уроке?

— Что для вас было новым?

Сегодня мы повторили материал о морфологических сведениях глагола и познакомились с порядком проведения морфологического разбора.

Как бы вы оценили свою работу на уроке? Что вам удалось, а в чем, наоборот, были недоработки? (Ответы учащихся).

Домашнее задание, выставление оценок.

Устная работа «Закончи предложение».

Источник