Меню

Морфологический разбор прилагательного 6 класс рыбченкова



Урок русского языка в 6-м классе по теме «Морфологический разбор имени прилагательного»

Цели урока:

  • ознакомить учащихся с правилами морфологического разбора имени прилагательного;
  • развивать умение определять морфологические признаки имени прилагательного;
  • воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование:

  • Карточки дифференцированных заданий,
  • Карточки (пазлы) личного учёта,
  • Компьютерный класс.

Оформление:

  • таблица «Порядок морфологического разбора имени прилагательного»,
  • таблица «Дерево знаний»,
  • этапы урока в виде карточек на доске,
  • презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Морфологический разбор имени прилагательного». Сегодня мы повторим то, что уже знаем по теме «Имя прилагательное» и узнаем, как морфологически разбирается имя прилагательное. Для этого мы с вами совершим увлекательное космическое путешествие. Посмотрите, пожалуйста, какие этапы нам для этого нужно пройти:

  1. «Подготовка к полёту»
  2. «Взлёт ракет»
  3. «Работа в открытом космосе»
  4. «Возвращение на Землю»
  5. «Адаптация космонавтов»

1-й этап: «Подготовка к полёту». Игра «Дерево знаний».

— К сегодняшнему уроку наша зимняя ёлочка готова нарядиться, а вот какие это будут шары, зависит от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы.

Вы знаете, что если ответите на «5», на ёлочке появится яркий красный шарик, на «4» — жёлтый, на «3» — зелёный, на «2» — синий.

— Какой вы видите нашу ёлочку?

— Давайте в этом убедимся.

(Дети срывают листочки, читают вопросы, отвечают. На дереве появляются игрушки)

— Посмотрите на «дерево знаний». Красиво оно? Сколько на нём ярких шаров? О чём это говорит?

— Да, верно, вы неплохо усвоили теоретический материал.

Закрасьте первый пазл.

2-й этап: «Взлёт ракет».

— Повторили теорию, переходим к практике. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока.

— Наши ракеты на старте. Чтобы мы успешно взлетели, необходимо выписать словосочетания (сущ. + прил.) из предложенного материала.

Карточка 1:

Расположиться на ночлег, в пламени огня, свинцовые пули, мамино письмо, замирать от восхищения, радостное событие, раскидистый дуб, ваза на столе, верблюжий горб, тихий голос, закрыть книгу, городской житель, вчерашняя газета.

— Вспомним разряды имён прилагательных по значению, распределив их по отсекам ракеты.

Закрасьте второй пазл.

Карточка 2:

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Я шел по узк_ тропинке. Со всех сторон над ней нависали мохнат_ бел_ ветки деревьев. Изредка снег срывался с них и падал на землю т_жел_ хлопьями. Долго еще др_жала в морозн_ воздухе снежн_ пыль.

— Поработаем у доски. Выполним морфемный разбор слова:

Выполним разбор словосочетания: снежная пыль.

Предлагаю вспомнить морфологический разбор имени существительного: по тропинке.

Закрасьте третий пазл.

3-й этап. Мы приступаем к ответственному этапу нашего путешествия «Работа в открытом космосе». Попрошу вас занять места у компьютеров. Презентация (показ слайдов).

4-й этап: «Возвращение на Землю». Наступил долгожданный момент. Чтобы ракеты быстро и без препятствий возвратились на Землю, необходимо закрепить полученные в космосе знания. (Приложение 1). Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 122, найдите упр.302. Предлагаю выполнить морфологический разбор имен прилагательных из этого упражнения.

Закрасьте четвёртый пазл.

5-й этап: «Адаптация космонавтов». По трассе мы успешно приземлились. Чтобы адаптироваться на Земле, необходимо получить домашнее задание. Все учащиеся получают (карточка 3).

Карточка 3:

Отрывок из стихотворения Р.Горской и Э.Барковой «Я мечтаю»:

Я мечтаю о звёздных полётах,
Намечаю маршруты путей,
Межпланетным я стану пилотом,
Только б вырасти мне поскорей,
Всё о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовёт.
Знаю я, что минута настанет —
В дальний рейс поведу самолёт.

Задание: произвести синтаксический разбор предложения «Небо синее ласково манит и к бескрайним просторам зовёт», выполнить морфологический разбор двух прилагательных.

Читайте также:  Согласованные определения выраженные прилагательным примеры

— Наш урок закончился.

— Посмотрим на пазлы. Результат задания «рисунок-пазл» очевиден (выставление оценок).

Источник

Конспект урока «Морфологический разбор имени прилагательного»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Морфологический разбор имени прилагательного

Скачать:

Вложение Размер
morfologicheskiy_razbo_prilagatelnogo.docx 18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка для 6 класса на тему

«Морфологический разбор имени прилагательного».

— познакомить учащихся с планом морфологического разбора прилагательных и закрепить его при выполнении упражнений.

— повторить порядок морфологического разбора имени прилагательного.

— научить производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.

— развитие самостоятельности, доказательности.

Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).

Методы и формы работы: устный опрос, выполнение упражнений из учебника и дополнительного дидактического материала ( задания , см. конспект урока).

Оборудование: учебник, дидактический материал.

I. Проверка домашнего задания.

1). Устный опрос о грамматических признаках качественных, относительных и притяжательных именах прилагательных.

2). Упражнение № 350.

II. Работа с теоретическим материалом из учебника (стр. 22 — 23):

Порядок морфологического разбора имени прилагательного:

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. числе).

III. Синтаксическая роль.

Образец письменного разбора:

Чиста небесная лазурь.

I. Небесная (лазурь) – прилагательное, так как обозначает признак предмета: лазурь (какая?) небесная.

II. Н. ф.: небесный.

Непост.: Им. п., ед. ч., жен. род.

III. Лазурь (какая?) небесная .

III. Закрепление нового материала. Выполнение упражнений из учебника.

Упражнение № 351: письменно в тетради и у доски (морфологический разбор прилагательных).

Упражнение № 352: чтение, обсуждение заданий, письменное выполнение.

Стиль текста – художественный.

IV. Работа с дополнительным дидактическим материалом (письменно в тетради).

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:

(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!

(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.

(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.

Задание № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:

I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);

II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);

III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).

Задание № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:

(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; (3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.

Задание № 4: выпишите из текста предложно-падежные словоформы «существительное + прилагательное»; у прилагательных выделите окончание, определите род, число, падеж и определите разряд:

(1) Стоит знойный безоблачный день. (2) Радует глаз бездонная синева неба. (3) Лазурный пар поднимается над утренними просторами земли. (4) Струится стеклянной рябью воздух. (5) Неугомонные кузнечики трещат в разогретых травах.

(6) На багряных лилиях суетится пчелиный рой. (7) Туманной сеткой висит над пашней мошкара.

Задание № 5: вставьте пропущенные буквы; выполните синтаксический разбор предложений; отметьте, какими частями речи выражены в них главные и второстепенные члены:

(1) Птиц… ветка дороже золотой клетк…. (2) Утро вечера мудр…нее. (3) Старый друг лучше новых двух. (Пословицы).

Домашнее задание: § 61; упражнение № 353 (по заданию).

Дополнительный дидактический материал

Задание № 1: выпишите из текста и разберите морфологически любые три прилагательные: 1) качественное, 2) относительное, 3) притяжательное:

(1) Хорошо в лесу в январское морозное утро!

(2) Солнце разбрасывает свои лучи по тяжелым от снега веткам деревьев. (3) На белоснежном ковре четко выделяются цепочки лосиных и лисьих следов, а от кустов и сосен протянулись синие тени.

(4) Тихо в лесу в этот ранний час. (5) Чуть прикоснешься к мохнатой еловой лапе, и на тебя обрушится снежное облако.

Задание № 2: запишите прилагательные в следующих грамматических формах:

I). Лютый: 1) жен. род, краткое; 2) множ. ч., краткое; 3) в сравнит. степени (простой и составной);

II). Горячий, сказочный: 1) жен. род, краткое; 2) ср. род, краткое; 3) множ. ч., краткое; 4) в сравнит. степени (простой и составной);

III). Счастливый, черный: 1) муж. род, краткое; 2) жен. род, краткое; 3) ср. род, краткое; 4) мн. число, краткое; 5) в сравнит. ст. (простой и составной).

Задание № 3: запишите словосочетания, согласовывая их в форме Пр. п. мн. ч., добавляя предлоги «в» или «о» («об»), обозначьте ударный слог в прилагательных:

(1) Биржевая сделка; (2) блаженный юродивый; (3) кирзовый сапог; (4) нетопленая изба; (5) оптовая цена; (6) присяжный заседатель; (7) развитая страна; (8) уставные отношения.

Задание № 4: выпишите из текста предложно-падежные словоформы «существительное + прилагательное»; у прилагательных выделите окончание, определите род, число, падеж и определите разряд:

(1) Стоит знойный безоблачный день. (2) Радует глаз бездонная синева неба. (3) Лазурный пар поднимается над утренними просторами земли. (4) Струится стеклянной рябью воздух. (5) Неугомонные кузнечики трещат в разогретых травах.

(6) На багряных лилиях суетится пчелиный рой. (7) Туманной сеткой висит над пашней мошкара.

Задание № 5: вставьте пропущенные буквы; выполните синтаксический разбор предложений; отметьте, какими частями речи выражены в них главные и второстепенные члены:

(1) Птиц… ветка дороже золотой клетк…. (2) Утро вечера мудр…нее. (3) Старый друг лучше новых двух. (Пословицы).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смарт-урок содержит разные формы работы для самостоятельной и коллективной работы на этапе обобщения изученной темы.

Данный конспект может быть использован при изучении нового материала или повторении темы «Имя прилагательное как часть речи».

Цель: повторить всё об имени прилагательном как части речи знать: порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): — повторение изученного об имени прилагательном; — отработка навыков морфологического разбора прилагательного;- отработка навыков о.

разработка урока русского языка на тему «Морфологический разбор имени прилагательного&quot.

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имён прилагательных в речи.

Источник

Морфологический разбор прилагательного. Образец, примеры морфологического разбора

Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета, живого существа или явления. Отвечает на вопросы какой? чей?

Примеры прилагательных

девушка какая? красивая
утро какое? холодное
след чей? волчий
платье чьё? мамино

Чтобы произвести морфологический разбор прилагательного, нужно указать его постоянные и непостоянные признаки:

Степени сравнения: сравнительная или превосходная — у качественных прилагательных

Полная или краткая форма

Синтаксическая роль — каким членом предложения является

Грамматические признаки имени прилагательного

Прилагательное — самостоятельная часть речи, оно обладает признаками, отличающими его от глагола, существительного, местоимения, числительного и наречия.

Все прилагательные принято делить на три разряда по значению:

1. Качественные прилагательные обозначают непосредственный признак предмета. Он может проявляться в большей или меньшей степени: сильный, умный, добрый, красивый .

2. Относительные прилагательные обозначают признак через отношение к другому предмету или явлению:
городской житель — житель города
золотая монета — монета из золота
пудовая геря — гиря весом в один пуд
трехлетний ребенок — ребенок трех лет

3. Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или живому существу.
бабушкин самовар
Машино платье
медвежья шкура
кошачьи следы

Прилагательные могут иметь полную или краткую форму :
красивый — красив
сильный — силён
дешёвый — дёшев
Краткие формы качественных прилагательных не склоняются: у них нет падежа.

Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения
Сравнительная степень: большой — больше, умный — более умный
Превосходная степень: большой — самый большой, умный — умнейший
Простая сравнительная степень качественных прилагательных (быстрее, выше, сильнее) — неизменяемая форма, у нее нельзя указать падеж, число и род.

Прилагательные согласуются с определяемыми существительными или местоимениями в роде , числе и падеже :
большой дом — большая улица — большое событие
не было большого дома, говорить о большом доме, рядом с большим домом

При морфологическом разборе обязательно указывают начальную форму прилагательного.
Начальная форма прилагательного — именительный падеж единственного числа мужского рода. Зелёный, быстрый, чужой.

Образец: план морфологического разбора прилагательного

Часть речи и общее грамматическое значение — прилагательное.

I. Постоянные морфологические признаки:

Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода)

Разряд по значению: качественное, относительное или притяжательное.

У качественных прилагательных: степень сравнения, полная или краткая форма

II. Непостоянные морфологические признаки:

Морфологический разбор имени прилагательного. Примеры

На далекой улице стояли два дома.

Устный морфологический разбор прилагательного

На далекой — имя прилагательное, обозначает признак предмета: (на какой?) далекой.
Начальная форма — (какой?) далекий.
Постоянные морфологические признаки: качественное
Непостоянные морфологические признаки: употреблено полной форме, в предложном падеже, в единственном числе, в женском роде.
Синтаксическая роль — в предложении является определением. На улице (какой?) далекой.

Письменный морфологический разбор прилагательного

​ На улице (какой?) далекой
н.ф. — далекий
Пост. признаки: качественное
Непост. признаки: полная форма, Пр.п., ед.ч., ж.р.
на улице (какой?) далекой — определение.

Короче становился день… (А.С. Пушкин)

Короче — имя прилагательное, обозначает признак предмета.
Начальная форма — (какой?) короткий.
Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное.
Непостоянные признаки: Употреблено в форме простой сравнительной степени. Падеж, число и род не определяются.
Синтаксическая роль — часть составного именного сказуемого.

День (какой?) короче
н.ф. — короткий
Пост. признаки: качественное
Непост. признаки: прост. сравн. степень.
День становился каким? Короче. Часть сказуемого.

Источник