Меню

Морфологический разбор прилагательных в начальных классах



3.3.4. Морфологический разбор имён прилагательных

План разбора имени прилагательного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 только для качественных прилагательных:
а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;
2 число, род (в единственном числе), падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

Образцы разбора имён прилагательных

После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
  2. Н. ф. – горячий.
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (горячее) и краткая форма (горяч);
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.
  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (от солнца) какого?
  2. Н. ф. – южный.
    А) Постоянные морфологические признаки: относительное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в единственном числе, среднем роде, родительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (страна) какова?
  2. Н. ф. – хороший.
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше) и краткая форма (хорош);
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в краткой форме, в единственном числе, женском роде.
  3. В предложении выполняет роль именной части сказуемого.
  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Россия) какова?
  2. Н. ф. – хороший.
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше), краткая форма (хорош);
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в сравнительной степени (простая форма).
  3. В предложении выполняет роль именной части сказуемого.

Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на слова) чьи?
  2. Н. ф. – сестрин.
    А) Постоянные морфологические признаки: притяжательное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Источник

Морфологический разбор имени прилагательного

Морфологический разбор слова предполагает характеристику слова как части речи. Морфологический разбор прилагательного нужно делать, если после слова стоит надстрочная цифра «3» — красивый 3

Схема морфологического разбора имени прилагательного:

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма — прилагательное в именительном падеже, единственном числе, мужского рода.
  3. Число (в котором стоит прилагательное в предложении)
  4. Род (в единственном числе).
  5. Падеж (в котором стоит прилагательное в предложении).
  6. Каким членом предложения является (главный, второстепенный, какой именно).

Пример устного рассуждения:

Дано предложение: И робкий 3 подснежник пробился сквозь прошлогоднюю 3 траву.

Робкий (подснежник):

  1. Из предложения выделяю словосочетание со словом, которое нужно разобрать — слово робкий вместе с существительным: подснежник (какой?) робкий . Это прилагательное, потому что отвечает на вопрос (какой?) и обозначает признак предмета.
  2. Начальная форма — робкий (единственное число, мужской род, именительный падеж).
  3. Единственное число (определяю по окончанию ий и существительному подснежник — единственного числа).
  4. Мужской род (определяю по окончанию и существительному подснежник — мужского рода).
  5. Именительный падеж (определяю по существительному подснежник , отвечающему на вопрос кто? что? и имеющему нулевое окончание — подснежник ).
  6. В предложении является определением: подснежник (какой?) робкий .
Читайте также:  Составь и запиши два предложения с именами прилагательными удивительный

Прошлогоднюю (траву):

  1. Из предложения выделяю словосочетание — слово прошлюгоднюю вместе с существительным, от которого оно звисит — траву (какую?) прошлогоднюю . Это прилагательное, т.к. отвечает на вопрос какую? и обозначает признак предмета.
  2. Начальная форма — прошлогодний (единственное число, мужской род, именительный падеж).
  3. Единственное число (определяю по существительному траву единственного числа).
  4. Женский род (определяю по существительному траву — женского рода).
  5. Винительный падеж (определяю по существительному траву , отвечающего на вопрос что? и имеющему окончание трав у ).
  6. В предложении является определением: прошлогоднюю (какую?) траву .

Образец письменного разбора

Дано предложение: И робкий 3 подснежник пробился сквозь прошлогоднюю 3 траву.

Робкий (подснежник)

1. Робкий (какой?) подснежник. Робкий — прилагат.

3, 4, 5. Ед. ч., М. р., И. п.

6. Определение: робкий .

(сквозь) прошлогоднюю (траву)

1. Сквозь прошлогоднюю (какую?) траву. Прошлогоднюю — прилагат.

2. Н. ф. — прошлогодний.

3, 4, 5. Ед. ч., Ж. р., В. п.

6. Определение: прошлогоднюю .

Дано предложение: Робкие подснежники 3 так прекрасны!

Робкие подснежники

1. Робкие (какие?) подснежники. Робкие — прилагат.

6. Определение: робкие .

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Памятка четверокласснику. Морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола и местоимения

Данная памятка послужит опорой для обучающихся 4 классов при морфологическом разборе четырех частей речи:существительного, прилагательного, глагола и местоимения.Оформление ориентировано на требования среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Памятка четверокласснику. Морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола и местоимения»

Морфологический разбор имени существительного.

— собственное или нарицательное;

— одушевлённое или неодушевлённое;

III. Роль в предложении.

Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу

II.Пост.призн.: нариц., неодуш., ж.р., 1

Непост.призн.: В.п., ед.ч.,

III. Покрывает (что?) лужицу дополнение.

Морфологический разбор имени прилагательного.

I. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).

II .Постоянные признаки (качественное (имеет степени сравнения),относит., притяжательное,)

— род (только в ед.ч.);

III. Роль в предложении.

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) – прилаг.

Непост.призн.: ж.р., ед.ч, род.п.,

III.Из комнаты (какой?) душной- определение

Разбор глагола как части речи

Часть речи- глаг.

— лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем

— род (есть у глаголов в прошедшем времени в

III. Роль в предложении.

Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.

II.Пост.призн.: 2 спр.,

Непост.призн.: мн.ч., в наст.вр., в 1 лице,

III. Мы (что делаем?) уходим -сказуемое.

Морфологический разбор местоимения.

Часть речи- мест.

-род (только в 3 лице ед.ч.).

III. Роль в предложении.

Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р.,

I. Начальная форма -она.

Непостоянные признаки: Т.п., ед.ч

III. Бежит за (кем?) ней -дополнение

Источник

Морфологический разбор прилагательных в начальных классах

Выпускник начальной школы должен уметь выполнять морфологический разбор частей речи, то есть дать характеристику части речи. Особенно это актуально сейчас. когда дети выполняют Всесоюзные проверочные работы. Гораздо легче запомнить порядок разбора, если есть какая-то система. Предлагаю вашему вниманию такие алгоритмы. Буду рада, если кому-то это поможет.

Алгоритм морфологического разбора
Записываем слово, ставим вопрос
1) начальная форма;
2) часть речи;
3) постоянные признаки;
4) непостоянные признаки;
5) роль в предложении.

Читайте также:  Обозначает признак предмета по цвету прилагательное

Морфологический разбор имени существительного.
Записываем слово, ставим вопрос.
1) начальная форма – И.п., ед. ч. (кто? что?);
2) часть речи;
3) постоянные признаки: одушевлённость; род; склонение;
4) непостоянные признаки: число, падеж;
5) роль в предложении.
Например.
Брезжит свет на заводи ночные.
(На) заводи – брезжит (на что?)
1) н.ф. – заводь;
2) сущ.;
3) неодуш.; ж.р.; 3 скл.;
4) мн. ч.; В. п.;
5) втор. чл. предл.: дополн.

Морфологический разбор имени прилагательного.
Записываем слово, ставим вопрос.
1) начальная форма – И.п., ед. ч., м. р. (какой?) ;
2) часть речи;
3) непостоянные признаки: число, род в ед. ч., падеж;
4) роль в предложении.
Например.
Брезжит свет на заводи ночные.
(На) ночные (заводи) – (на какие?)
1) н.ф. – ночной;
2) прил.;
3) мн. ч.; В. п.;
4) втор. чл. предл.: опред.
Имя прилагательное стоит в таком же числе, роде и падеже, что и имя существительное с которым оно связано. У прилагательных во множественном числе РОД НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ .

Морфологический разбор глагола.
Записываем слово, ставим вопрос.
1) неопределённая форма – (что делать?), (что сделать?);
2) часть речи;
3) постоянные признаки: спряжение;
4) непостоянные признаки: время; лицо (у прошедшего времени не определяется) ; число; род в ед.ч. прошедшего времени ;
5) роль в предложении.
Например.
Брезжит свет на заводи ночные.
Брезжит – (что делает?)
1) н.ф. – брезжить;
2) гл.;
3) II спр.;
4) наст. вр.; 3 л.; ед. ч.;
5) гл. чл. предл.: сказ.

Морфологический разбор личного местоимения.
Записываем слово, ставим вопрос.
1) начальная форма – (кто? что?);
2) часть речи;
3) постоянные признаки: личное; лицо;
4) непостоянные признаки: число; род у местоимений 3-го лица ед. ч .; падеж;
5) роль в предложении.
Например.
У неё есть собака Джек.
(У) неё – (у кого?)
1) н.ф. – она;
2) мест.;
3) личн.; 3 л.;
4) ед. ч.; ж.р.; Р.п.;
5) втор. чл. предл.: дополн.

Роль в предложении.
Существительное: в И.п. – подлежащее; в косвенных падежах – дополнение; прилагательное – определение; глагол – сказуемое; наречие — обстоятельство.

Источник

Конспект урока «Морфологический разбор имен прилагательных» 3 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Морфологический разбор имен прилагательных

Скачать:

Вложение Размер
morfologicheskiy_razbor_imen_prilagatelnyh.doc 101 КБ
morfologicheskiy_razbor_imen_prilagatelnyh.ppt 1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 21.03.2017 г. Учитель: Листофорова К.А.

Школа: №148 Методист: Воронова М.В.

Класс: 3-е Студентка: Кузнецова Т., 33 гр.

Конспект урока по русскому языку

Тема: « Морфологический разбор имен прилагательных»

Цели деятельности учителя: закреплять знания об имени прилагательном; развивать умение разбирать имена прилагательные как часть речи: определять род, число, падеж имён прилагательных; развивать умение правильно писать падежные окончания имен прилагательных.

Предметные : закрепить знания об имени прилагательном; уметь определять род, число, падеж имён прилагательных.

Л ичностные : формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока : закрепление знаний и формирование умений и навыков.

Оборудование : учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть «Школа России» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, презентация, раздаточный материал.

Методы и приемы

Слов.: слово учителя

Создание положительного настроя на урок

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Вадимовна, сегодня я у вас проведу урок русского языка. А чтобы наша работа была продуктивной, повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь ему и пожелайте отличной работы на уроке. Молодцы, а теперь все повернитесь и посмотрите на меня, проверьте, чтобы сидели правильно, руки лежат перед собой. Я тоже вам желаю больших успехов на уроке!

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Нагл.: уч. презентация

Пр.: словарный диктант, самостоятельная работа

Пр.: самопроверка по слайду

Откройте тетради, отступите 2 строчки от предыдущих записей, запишите число, классная работа.

— Кто прочтет словосочетания, которые представлены на слайде?

С красной строки, заглавной буквы спишите эти словосочетания в тетрадь: праздничн ая ( ж.р., ед.ч., И.п.) одежда, маленьк ие ( мн.ч., И.п.) читатели, облачн ая ( ж.р., ед.ч., И.п.) погода, оранжев ых ( мн.ч., Р.п.) апельсинов, о голуб ом ( ср.р., ед.ч., П.п.) небе, к яблочн ому ( м.р., ед.ч., Д.п.) пирогу .

— Найдите в каждом словосочетании имена прилагательные и выделите у них окончания, затем определите род, число и падеж.

Взяли в руки простой карандаш и проверили свою работу по образцу, который на доске. Посчитайте, сколько ошибок в работе вы допустили, если в одном словосочетании не правильно определили либо род, либо число, либо падеж, это читается за ошибку. Поставили на полях себе отметку: если 0 ош. – «5»; 1, 2 ош. – «4»; 3 ош. – «3», более 3 ош. – «2».

Поднимите руки те, кто написал без ошибок. А теперь поднимите руки те, кто допустил 1 или 2 ошибки. Молодцы, ребята. А те, у кого допущено более 3 ошибок, не переживайте, сегодня мы с вами еще будем разбираться по данной теме.

— О какой части речи вы говорили на прошлых уроках ? (имя прилагательное)

— Кто может сказать, что такое имя прилагательное? (часть речи, которая обозначает признак предмета)

— На какие вопросы отвечает имя прилагательное? ( какой? какая? какое? какие?)

— С какой частью речи по смыслу связано имя прилагательное? Мы сейчас с вами писали диктант, с какими словами связано имя прилагательное? ( имя существительное)

— Чем является имя прилагательное в предложении? ( определение)

— Как вы определяли род у имен прилагательных в диктанте ? ( по имени сущ., которое по смыслу связано с именем прил.)

— Как вы определяли число имен прилагательных? ( по им. сущ., которое по смыслу связано с им. прил.)

— Какая особенность есть при определении рода у имен прилагательных? ( им. прил. во мн.ч. рода не имеют). Приведите пример.

— Как еще изменяются имена прилагательные? ( так же, как и им.сущ., изменяются по падежам или склоняются)

— По какой части слова мы видим, что падеж имен прилагательных? ( по окончанию). Приведите пример.

— А как мы определяем падеж имени прилагательного? ( тоже по имени существительному, связанного с ним по смыслу).

— А что же такое начальная форма имени прилагательного? ( форма м.р. , ед.ч., И.п.)

Приведите пример. (молодой дуб, белый шкаф).

— Молодцы, ребята. Вы очень много знаете об имени прилагательном.

Источник