Меню

мягкий знак на конце существительных после шипящих без мягкого знака



Употребление мягкого знака на конце имен существительных после шипящих

Рассматриваемая буква не всегда используется для смягчения звука. В некоторых случаях это просто не требуется. К ним относится употребление слов с шипящими на конце, которые либо мягкие сами по себе (например, «Ч» и «Щ»), либо остаются твердыми даже в соседстве с Ь («Ж», «Ш»). При этом интуиция и произношение вряд ли помогут определить необходимость употребления мягкого знака с такими буквами на конце имен существительных. Остается уповать на знание правил орфографии.

Функции мягкого знака в различных частях речи

Не имея собственного звука, Ь, тем не менее, выполняет несколько функций. Роли его разнообразны. Они зависят от части речи, в которой Ь употреблен:

  1. На конце имен существительныхмягкий знак несет смягчение предшествующей согласной («бронь», «рань»). За ту же самую функцию он отвечает и посреди слова при использовании парных и непарных согласных. Примеры: авоська, таранька. Это же характерно для глаголов и наречий. В последних мягкий знак ставится в конце после шипящего звука во всех случаях, кроме слов-исключений («невтерпеж», «уж»,«замуж»).
  2. Функция разделения в середине глаголов, существительных, прилагательных, перед мягкими гласными («я», «ю», «е», «ё»): «вьюга», «муравьиный», «льётся». Это же касается твердых гласных в некоторых заимствованных словах из других языковых групп: «шампиньон», «папильотка», «ботильоны».
  3. Определение морфологических характеристик слов. Употребление на конце существительных мягкого знака после шипящих звуков указывает на III склонение: брешь, дрожь, фальшь. Также характерно для той же части речи в именительном и винительном падежах (пасть, трость). После шипящих звуков в глаголах Ь ставится в инфинитиве («петь», «ждать», «плакать», «бежать»), повелительном наклонении («врежь», «смажь», «обрежь»), в глаголах 2-го лица, единственного числа («читаешь», «говоришь», «любишь», «лазаешь»).

Итак, у мягкого знака есть основные функции. Сводятся они к смягчению, разделению и обозначению формы. Во всех частях речи он выполняет сходные назначения.

Мягкий знак после шипящих в существительных

Одно из наиболее частых явлений – путаница с Ь после шипящих в конце имен существительных. Помимо четкого знания принципов правописания мягкого знака после шипящих согласных, есть несколько несложных приемов для определения, ставится Ь или нет. Рассмотрим подробнее, когда его употребление необходимо либо невозможно.

Когда пишется

В существительных употребление мягкого знака обязательно после шипящих согласных, если слово относится к женскому роду. К примеру, «мощь», «брошь», «блажь», «течь», «молодежь». Правило применимо к словам в именительном и винительном падежах:

  • Ночь – подруга капризная и непредсказуемая!
  • Такая мощь – явление крайне редкое в нашей глуши.
  • Только едва заметная дрожь выдавала его сильное волнение.
  • Я пошлю вам в помощь свою замечательную дочь.
  • Среди полок он нашел мягкую чистую ветошь.
  • Наше короткое путешествие привело на неприветливую глухую пустошь.

Проще всего обозначить это правило как орфограмму в конце имени существительного в III склонении и единственном числе. Признаки его – женский род, а также нулевое окончание.

Когда не пишется

Ситуации, при которых на конце существительных после шипящих Ь не требуется, запомнить легко. Их всего две (касаемо имени существительного). Во-первых, если употребляемое слово находится в единственном числе мужского рода: «врач», «гараж», «луч», «фарш». Во-вторых, множественное число: «множество крыш, несколько туч, посреди заброшенных дач». Наиболее полно отражает это правило следующая схема:

Читайте также:  глагол to be притяжательный падеж существительных

Алгоритм определения слов с мягким знаком и без

Часто сомнения о необходимости употребления Ь возникают при восприятии на слух. Особенно трудно бывает с неизвестными или редко употребляемыми словами. Определить, пишется ли мягкий знак, поможет порядок действий, приведенный ниже:

  1. Понять, к какой части речи принадлежит слово. Порой принадлежность к глаголу, наречию дают отличную подсказку. Если оно определено как существительное, то можно приступить ко второму шагу.
  2. Определить род. Правила орфографии непреклонны: если слово женского рода, орфограмме быть. Если мужского – никакого мягкого знака в конце.
  3. Учесть число. Только слово единственное число может похвастать этим знаком в конце. Но это интуитивно понятно: «какая прекрасная вещь» (III скл.) – «на одной из круч трепетал флаг» (I скл.).

Если слово непривычное, к примеру, авторское (придуманное), то определить часть речи, род, число поможет контекст и окружение. Пример: в вымышленном словосочетании «дябрякий туж» главное слово лишено Ь, поскольку стоящее рядом прилагательное своим окончанием указывает на мужской род. В другом примере такого авторского содержания «мяувая дучь» подразумевается женский род, а потому Ь необходим.

Выше описана роль мягкого знака, его назначение в различных частях речи, случаи использования. Употребление этой буквы не вызовет затруднений, если следовать приведенному алгоритму действий. Несложные правила помогут не только правильному написанию общепринятых, но и смелому применению незнакомых и авторских слов.

Источник

Мягкий знак на конце существительных после шипящих
материал

Цель:

  1. Познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных в начальной форме после букв шипящих согласных.
  2. Научить решать данную орфографическую задачу с помощью определенного алгоритма.
  3. Развивать интерес к учебе.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.docx 29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Урок русского языка в 3 классе

Валиуллина Гульфия Адгамовна – учитель начальных классов

  1. Познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных в начальной форме после букв шипящих согласных.
  2. Научить решать данную орфографическую задачу с помощью определенного алгоритма.
  3. Развивать интерес к учебе.
  4. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  • познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих» на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
  • проверить сформированность понятий: мягкий знак — показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак;
  • выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
  • развивать память, логическое мышление, внимание;
  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва «Просвещение», 2013 год; карточки с заданиями для исследовательской работы в группах; презентация, таблицы «Шипящие звуки», «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»; алгоритм рассуждения; компьютерное сопровождение урока.

Тип урока : открытие новых знаний.

1. Самоопределение к деятельности.

Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Психологический настрой учащихся.
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу и настроились на серьёзный лад.

-Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайся все понять,
Будешь грамотно писать.

Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала; актуализировать мыслительные операции.

Источник

Мягкий знак после шипящих в разных частях речи

Мягкий знак после шипя­щих соглас­ных «ж», «ш», «ч», «щ» пишет­ся в раз­ных частях речи: суще­стви­тель­ных, гла­го­лах, наре­чи­ях и части­цах. Рассмотрим слу­чаи напи­са­ния мяг­ко­го зна­ка подроб­но.

Начнем с пра­во­пи­са­ния мяг­ко­го зна­ка в име­нах суще­стви­тель­ных.

Мягкий знак после шипящих в существительных

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка «ь» пишет­ся после шипя­щих соглас­ных не для смяг­че­ния их. Ведь соглас­ные «щ», «ч» не нуж­да­ют­ся в этом, явля­ясь непар­ны­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми. А соглас­ные «ж», «ш», напро­тив, все­гда твер­дые. Значит, мяг­кий знак, кото­рый пишет­ся после шипя­щих соглас­ных явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, то есть мар­ке­ром для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния. В фор­ме име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода обя­за­тель­но пишут­ся с мяг­ким зна­ком после шипя­щих:

  • помо щ ь, ве щ ь, мо щ ь;
  • горе ч ь, ре ч ь, мело ч ь, щёло ч ь;
  • бро ш ь, пусто ш ь, гуа ш ь, глу ш ь;
  • ро ж ь, бла ж ь, ло ж ь, зале ж ь.

Их напи­са­ние отли­ча­ем от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния:

  • това­ри щ , плю щ , ово щ , бор щ ;
  • скри­па ч , смер ч , цир­ка ч , кала ч ;
  • камы ш , мяки ш , малы ш , шала ш ;
  • сто­ро ж , мор ж , фура ж , пля ж .

Мягкий знак после шипящих в глаголах

Глаголы в фор­ме 2 лица насто­я­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пишут­ся с «ь» после шипя­щих соглас­ных:

  • ты поё ш ь, стри ж ё ш ь, рисуе ш ь, стро­чи ш ь;
  • обре ж ь — обре ж ьте;
  • спря ч ь — спря ч ьте;
  • пое ш ь — пое ш ьте.

В неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­лов после шипя­щих обя­за­тель­но при­сут­ству­ет мяг­кий знак:

«Ь» после шипящих в наречиях

В соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии наре­чия тре­бу­ют напи­са­ния мяг­ко­го зна­ка после шипя­щих:

  • упасть навз­ни ч ь, тер­петь нев­мо ч ь;
  • открыть окно насте ж ь;
  • забыть нап­ро ч ь, пустить лошадь вска ч ь;
  • уда­рить наот­ма ш ь, слу­ча­ет­ся спло ш ь и рядом.

«Ь» после шипящих в конце частиц

В кон­це частиц «ишь», «бишь», «вишь», «лишь» так­же напи­шем мяг­кий знак.

Лишь звез­ды смот­ре­ли в сон­ный пруд.

Видеоурок «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, прилагательных и глаголов»

Источник

Мягкий знак после шипящих

Зачем нужен мягкий знак?

Мягкий знак не обозначает никакого звука. Тем не менее он достаточно часто используется нами на письме.

Мягкий знак в русском языке никогда не используется после гласной, Й или в начале слова.

Мягкий знак выполняет три основные функции:

  • обозначает мягкость согласных в середине перед согласными и на конце слова (смягчающий знак).
  • указывает на то, что Е, Ё, Ю, Я после согласного обозначают два звука; также «разделяет» согласный и следующий за ним И, иногда О (разделительный знак).

Именно о правописании мягкого знака после шипящих мы сейчас и поговорим.

Зачем нужен мягкий знак после шипящих?

Так зачем же мы пишем мягкий знак поле шипящих на конце слов? Ведь разделять он ничего не может (после него нет гласной). Не может он выполнять и смягчающую функцию: все шипящие либо всегда мягкие (зачем им еще и мягкий знак?), либо всегда твердые (и мягкий знак изменить это положение не в силах).

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем за словами.

Предположим, существуют такие слова: чучь, мяш и пинь. Это существительные. Можем ли мы определить их род и склонение?

Мы можем с уверенностью сказать, что слово «чучь» женского рода 3 склонения, а «мяш» – мужского рода 2 склонения. Про «пинь» же сказать ничего невозможно. Почему?

Мягкий знак сам по себе не может являться окончанием слова, хотя и стоит на конце; он может входить в состав окончания (-ешь, -ишь) или корня (мышь, запечь, отрежь, настежь).

Правила

Правописание мягкого знака после шипящих на конце зависит от части речи. Поэтому прежде чем писать или не писать Ь, надо определить, какая часть речи перед нами. Часть правил, связанных с этим вопросом, изучается в начальной школе (мягкий знак на конце существительных и в глаголах 2 лица единственного числа), часть – в 5 классе (написание кратких прилагательных), часть – в 6 классе (глаголы повелительного наклонения) и, наконец, наречия и частицы рассматриваются в 7 классе.

Итак, мягкий знак на конце после шипящих пишется:

  • В существительных 3 склонения: дочь, сушь, пустошь, помощь.
  • В глаголах 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении и в неопределенной форме – то есть везде, где мягкий знак может оказаться на конце слова после шипящей: прилечь, узнаешь, назначь.
  • В наречиях (исключения: Уж замуж невтерпёж): навзничь, наотмашь, прочь.
  • В некоторых частицах: лишь, вишь, бишь.

Мягкий знак в глаголах сохраняется перед –ся или –те: назначьте, испечься, расстанешься.

Мягкий знак не пишется:

  • В существительных 2 склонения: малыш, плащ, плач.
  • В существительных 1 и 2 склонения во множественном числе родительном падеже: туч, плеч, рощ.
  • В кратких прилагательных: могуч, живуч, линюч.
  • В наречиях, являющихся исключениями: уж замуж невтерпеж.

Что мы узнали?

Мягкий знак на конце слова после шипящих не обозначает мягкость звука, а помогает определить грамматические признаки слова. Он пишется в существительных 3 склонения, в глаголах, наречиях, кроме исключений, и в некоторых частицах; охраняется перед –ся и –те.

Источник