Меню

Мягкий знак после шипящих в именах существительных прилагательных глаголов



Ь после шипящих в глаголах, на конце существительных и наречий!

В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях. Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих.

Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

«Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
Рассмотрим на примерах.
Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться» (что делать? с мягким знаком), то «бреется» (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем.” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

Правило довольно простое:

«Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

Рассмотрим на примерах.
С мягким знаком после шипящих:
Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
«Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

Без мягкого знака:
Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.
«Над ним луч солнца золотой…» М.Ю.Лермонтов.

Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется 🙂 .

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Тут тоже всё довольно просто:

«Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

Как отличать краткое прилагательное от наречия?
Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
Однако, для справки:
В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
Примеры употребления частиц в предложениях:
То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

Местоимения всего два: НАШ и ВАШ. В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.

Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.

Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

Источник

Урок по теме «Буква мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, прилагательных, глаголов»

Цель: систематизировать знания учащихся по теме “Буква мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи”.

Ход урока

1. Организационная часть.

  • Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. Определите, к каким частям речи относятся эти слова. Что объединяет все эти слова?

Увлечься, оправиться, камыш, могуч, терпишь, не зависишь, ландыш, собираешься, беречь, из-за туч, мышь, бродишь, спешишь, хорош, пахуч, пейзаж.

  • Подумайте и скажите, пожалуйста, какова тема сегодняшнего урока?
  • Что будет являться целью нашего урока?

А теперь вспомним, что мы знаем о написании букв с ь после шипящих.

Слова, записанные на доске распределите по колонкам.

ь пишется ь не пишется
1. в существительных 3 склонения. 1. в существительных 1 и 2 склонения
2. в глаголах неопределённой формы с шипящими на конце 2. в кратких прилагательных.

Перед вами репродукция картины К.Ф.Юона “Мартовское солнце”. Давайте познакомимся с текстом.

Задание:

  1. Прочитайте.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль текста.
  4. Докажите свое мнение.
  5. Выполните задания.

Предлагаю вам выбрать уровень работы с текстом.

(каждый ученик выбирает карточку).

I уровень – вставьте пропущенные буквы.

Как хорош… (кратк. прил.) день в лесу в конце зимы! Ты не можеш … (глаг.) усидеть дома, выходиш… (глаг.), осматриваеш…ся (глаг) вокруг. Любуеш…ся (глаг.) голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за туч … (сущ. Род. п. мн. ч.)выглядывает редкий луч…. (сущ. муж. р.)) Ты с радостью понимаеш (глаг.), что весна не мираж (глаг), что скоро почувствуеш… (глаг) запах талых крыш. (сущ. Род. п. мн. ч) А снег блестящ… (прилаг) и скрипуч.. (прилаг).

Такие мысли приходят в голову, когда смотриш… (глаг.) на картину К.Юона “Мартовское солнце”.

II уровень – расставьте пропущенные буквы. В скобках объясните свой выбор.

Как хорош (?) день в лесу в конце зимы! Ты не можеш (?) усидеть дома, выходиш (?) осматриваеш (?)ся вокруг. Любуеш (?) ся голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за туч (?) выглядывает редкий луч (?). Ты с радостью понимаеш (?), что весна не мираж, что скоро почувствуеш (?) запах талых крыш (?). А снег блестящ (?) и скрипуч (?).

Такие мысли приходят в голову, когда смотриш (?) на картину К.Юона “Мартовское солнце”.

III уровень – вставьте пропущенные буквы. Расставьте запятые.

Как хорош… день в лесу в конце зимы! Ты не можеш … усидеть дома выходиш….осматриваеш…ся вокруг. Любуеш…ся голубым небом белоствольными берёзами. Из – за туч …выглядывает редкий луч…. Ты с радостью понимаеш… что весна не мираж что скоро почувствуеш… запах талых крыш. А снег блестящ… и скрипуч.

Такие мысли приходят в голову когда смотриш… на картину К.Юона “Мартовское солнце”.

Дидактическая игра “Четвёртый лишний”

Найди лишнее слово.

1. угрожающ, жгуч, блестящ, камыш.

2. мышь, крепыш, камыш, пейзаж.

3.молодежь, собираешь, вертишь, слушаешь.

4. луж, задач, рощ, забудешь.

Задание.

Распределить слова в две колонки. В одну с Ь, а в другую – без Ь

Учащиеся выбирают уровень самостоятельно.

Глуш (3 скл.), финиш (2 скл ), мелоч (3 скл.), из – за туч (1 скл.), помощ (3 скл.), жилищ (1 скл.), молодёж (3 скл.), манеж (2 скл.).

Реч (?), пахуч (?), луч (?), рощ (?), морж (?), блестящ (?), вещ (?), залеж (?), задач (?), роскош (?), проигрыш (?), клещ (?).

Списать словосочетания, ставя, где надо, мягкий знак на конце, обозначая условия выбора.

Водится дич (?), прячется ёж (?), собирается молодёж (?), скребётся мыш (?), ползает уж (?), спрячеш (?) вещ (?), ландыш (?) пахуч (?), песок сыпуч (?), напиток шипуч (?), видиш (?) пейзаж (?), рисуеш (?) камыш (?).

Из всех слов, оканчивающихся на шипящие звуки выберите:

  • прилагательные,
  • существительные.

(Задание выполняется на индивидуальных карточках)

Денек хоть и хорош, но гулять тебе нельзя, на улице много луж. В коршуне мне нравится, что он могуч и, как камень падает из высоких туч. Дорога шла лесом: идти было трудно: лес дремуч. Но это спасает отряд от опасных встреч. Наступило ранее утро. Утренний ветер был свеж, по небу еще неслись остатки черных туч. Мороз был жгуч. В предгорье Саянских гор, на просторах роскошных пастбищ пасутся табуны коней. Как легок и хорош их быстрый бег.

Работа с разноуровневыми карточками.

  1. Сейчас мы проверим, на сколько хорошо вы усвоили тему “Мягкий знак после шипящих”
  2. Вам необходимо указать количество слов, которые пишутся с мягким знаком.

I уровень

  1. отвлеч внимание (глагол)
  2. множество неудач (род.п., мн.ч.)
  3. военная мощ (ж.р.)
  4. удачный розыгрыш (м.р.)
  5. кактус колюч (кр.прил.)
  6. зарево пожарищ (род.п., мн.ч)
  7. сумел отвлеч..ся (глагол)
  8. великолепный пейзаж (м.р.)
  9. быстро уничтож (глагол)
  10. ужасно тощ (кр.прил.)
  11. ничего не помниш (глагол)
  12. зеленая гуаш (ж.р.)

II уровень

  1. отвлеч внимание (глагол)
  2. множество неудач (сущ.)
  3. военная мощ (сущ.)
  4. удачный розыгрыш (сущ.)
  5. кактус колюч (прил.)
  6. зарево пожарищ (сущ.)
  7. сумел отвлеч..ся (глагол)
  8. великолепный пейзаж (сущ.)
  9. быстро уничтож (глагол)
  10. ужасно тощ (прил.)
  11. ничего не помниш (глагол)
  12. зеленая гуаш (сущ.)

III уровень

  1. отвлеч внимание
  2. множество неудач
  3. военная мощ
  4. удачный розыгрыш
  5. кактус колюч
  6. зарево пожарищ
  7. сумел отвлеч..ся
  8. великолепный пейзаж
  9. быстро уничтож
  10. ужасно тощ
  11. ничего не помниш
  12. зеленая гуаш

Сегодня мы повторили тему “Мягкий знак после шипящих”. Подведем итог при помощи сигнальных карточек, которые лежат у вас на столах. На мои вопросы вы поднимаете карточку с правильным ответом.

  1. В словах какой части речи после шипящих всегда пишется Ь? (ГЛАГОЛ)
  2. В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа, падежа? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
  3. В словах какой части речи Ь после шипящих никогда не пишется? (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

Домашнее задание.

  1. Составить словарный диктант из 15-20 слов с орфограммой “Ь после шипящих на конце слова”
  2. Написать сочинение-миниатюру на тему “Мартовское солнце” по картине К.Ф. Юона.

Источник

Мягкий знак после шипящих в разных частях речи

Мягкий знак после шипя­щих соглас­ных «ж», «ш», «ч», «щ» пишет­ся в раз­ных частях речи: суще­стви­тель­ных, гла­го­лах, наре­чи­ях и части­цах. Рассмотрим слу­чаи напи­са­ния мяг­ко­го зна­ка подроб­но.

Начнем с пра­во­пи­са­ния мяг­ко­го зна­ка в име­нах суще­стви­тель­ных.

Мягкий знак после шипящих в существительных

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка «ь» пишет­ся после шипя­щих соглас­ных не для смяг­че­ния их. Ведь соглас­ные «щ», «ч» не нуж­да­ют­ся в этом, явля­ясь непар­ны­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми. А соглас­ные «ж», «ш», напро­тив, все­гда твер­дые. Значит, мяг­кий знак, кото­рый пишет­ся после шипя­щих соглас­ных явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, то есть мар­ке­ром для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния. В фор­ме име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода обя­за­тель­но пишут­ся с мяг­ким зна­ком после шипя­щих:

  • помо щ ь, ве щ ь, мо щ ь;
  • горе ч ь, ре ч ь, мело ч ь, щёло ч ь;
  • бро ш ь, пусто ш ь, гуа ш ь, глу ш ь;
  • ро ж ь, бла ж ь, ло ж ь, зале ж ь.

Их напи­са­ние отли­ча­ем от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния:

  • това­ри щ , плю щ , ово щ , бор щ ;
  • скри­па ч , смер ч , цир­ка ч , кала ч ;
  • камы ш , мяки ш , малы ш , шала ш ;
  • сто­ро ж , мор ж , фура ж , пля ж .

Мягкий знак после шипящих в глаголах

Глаголы в фор­ме 2 лица насто­я­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пишут­ся с «ь» после шипя­щих соглас­ных:

  • ты поё ш ь, стри ж ё ш ь, рисуе ш ь, стро­чи ш ь;
  • обре ж ь — обре ж ьте;
  • спря ч ь — спря ч ьте;
  • пое ш ь — пое ш ьте.

В неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­лов после шипя­щих обя­за­тель­но при­сут­ству­ет мяг­кий знак:

«Ь» после шипящих в наречиях

В соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии наре­чия тре­бу­ют напи­са­ния мяг­ко­го зна­ка после шипя­щих:

  • упасть навз­ни ч ь, тер­петь нев­мо ч ь;
  • открыть окно насте ж ь;
  • забыть нап­ро ч ь, пустить лошадь вска ч ь;
  • уда­рить наот­ма ш ь, слу­ча­ет­ся спло ш ь и рядом.

«Ь» после шипящих в конце частиц

В кон­це частиц «ишь», «бишь», «вишь», «лишь» так­же напи­шем мяг­кий знак.

Лишь звез­ды смот­ре­ли в сон­ный пруд.

Видеоурок «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, прилагательных и глаголов»

Источник

Читайте также:  Глагол to be в оборотах условиях

Мягкий знак после шипящих в именах существительных прилагательных глаголов



Урок по теме «Буква мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, прилагательных, глаголов»

Цель: систематизировать знания учащихся по теме “Буква мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи”.

Ход урока

1. Организационная часть.

  • Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. Определите, к каким частям речи относятся эти слова. Что объединяет все эти слова?

Увлечься, оправиться, камыш, могуч, терпишь, не зависишь, ландыш, собираешься, беречь, из-за туч, мышь, бродишь, спешишь, хорош, пахуч, пейзаж.

  • Подумайте и скажите, пожалуйста, какова тема сегодняшнего урока?
  • Что будет являться целью нашего урока?

А теперь вспомним, что мы знаем о написании букв с ь после шипящих.

Слова, записанные на доске распределите по колонкам.

ь пишется ь не пишется
1. в существительных 3 склонения. 1. в существительных 1 и 2 склонения
2. в глаголах неопределённой формы с шипящими на конце 2. в кратких прилагательных.

Перед вами репродукция картины К.Ф.Юона “Мартовское солнце”. Давайте познакомимся с текстом.

Задание:

  1. Прочитайте.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль текста.
  4. Докажите свое мнение.
  5. Выполните задания.

Предлагаю вам выбрать уровень работы с текстом.

(каждый ученик выбирает карточку).

I уровень – вставьте пропущенные буквы.

Как хорош… (кратк. прил.) день в лесу в конце зимы! Ты не можеш … (глаг.) усидеть дома, выходиш… (глаг.), осматриваеш…ся (глаг) вокруг. Любуеш…ся (глаг.) голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за туч … (сущ. Род. п. мн. ч.)выглядывает редкий луч…. (сущ. муж. р.)) Ты с радостью понимаеш (глаг.), что весна не мираж (глаг), что скоро почувствуеш… (глаг) запах талых крыш. (сущ. Род. п. мн. ч) А снег блестящ… (прилаг) и скрипуч.. (прилаг).

Такие мысли приходят в голову, когда смотриш… (глаг.) на картину К.Юона “Мартовское солнце”.

II уровень – расставьте пропущенные буквы. В скобках объясните свой выбор.

Как хорош (?) день в лесу в конце зимы! Ты не можеш (?) усидеть дома, выходиш (?) осматриваеш (?)ся вокруг. Любуеш (?) ся голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за туч (?) выглядывает редкий луч (?). Ты с радостью понимаеш (?), что весна не мираж, что скоро почувствуеш (?) запах талых крыш (?). А снег блестящ (?) и скрипуч (?).

Такие мысли приходят в голову, когда смотриш (?) на картину К.Юона “Мартовское солнце”.

III уровень – вставьте пропущенные буквы. Расставьте запятые.

Как хорош… день в лесу в конце зимы! Ты не можеш … усидеть дома выходиш….осматриваеш…ся вокруг. Любуеш…ся голубым небом белоствольными берёзами. Из – за туч …выглядывает редкий луч…. Ты с радостью понимаеш… что весна не мираж что скоро почувствуеш… запах талых крыш. А снег блестящ… и скрипуч.

Такие мысли приходят в голову когда смотриш… на картину К.Юона “Мартовское солнце”.

Дидактическая игра “Четвёртый лишний”

Найди лишнее слово.

1. угрожающ, жгуч, блестящ, камыш.

2. мышь, крепыш, камыш, пейзаж.

3.молодежь, собираешь, вертишь, слушаешь.

4. луж, задач, рощ, забудешь.

Задание.

Распределить слова в две колонки. В одну с Ь, а в другую – без Ь

Учащиеся выбирают уровень самостоятельно.

Глуш (3 скл.), финиш (2 скл ), мелоч (3 скл.), из – за туч (1 скл.), помощ (3 скл.), жилищ (1 скл.), молодёж (3 скл.), манеж (2 скл.).

Реч (?), пахуч (?), луч (?), рощ (?), морж (?), блестящ (?), вещ (?), залеж (?), задач (?), роскош (?), проигрыш (?), клещ (?).

Списать словосочетания, ставя, где надо, мягкий знак на конце, обозначая условия выбора.

Водится дич (?), прячется ёж (?), собирается молодёж (?), скребётся мыш (?), ползает уж (?), спрячеш (?) вещ (?), ландыш (?) пахуч (?), песок сыпуч (?), напиток шипуч (?), видиш (?) пейзаж (?), рисуеш (?) камыш (?).

Из всех слов, оканчивающихся на шипящие звуки выберите:

  • прилагательные,
  • существительные.

(Задание выполняется на индивидуальных карточках)

Денек хоть и хорош, но гулять тебе нельзя, на улице много луж. В коршуне мне нравится, что он могуч и, как камень падает из высоких туч. Дорога шла лесом: идти было трудно: лес дремуч. Но это спасает отряд от опасных встреч. Наступило ранее утро. Утренний ветер был свеж, по небу еще неслись остатки черных туч. Мороз был жгуч. В предгорье Саянских гор, на просторах роскошных пастбищ пасутся табуны коней. Как легок и хорош их быстрый бег.

Читайте также:  Глаголы с разными значениями примеры

Работа с разноуровневыми карточками.

  1. Сейчас мы проверим, на сколько хорошо вы усвоили тему “Мягкий знак после шипящих”
  2. Вам необходимо указать количество слов, которые пишутся с мягким знаком.

I уровень

  1. отвлеч внимание (глагол)
  2. множество неудач (род.п., мн.ч.)
  3. военная мощ (ж.р.)
  4. удачный розыгрыш (м.р.)
  5. кактус колюч (кр.прил.)
  6. зарево пожарищ (род.п., мн.ч)
  7. сумел отвлеч..ся (глагол)
  8. великолепный пейзаж (м.р.)
  9. быстро уничтож (глагол)
  10. ужасно тощ (кр.прил.)
  11. ничего не помниш (глагол)
  12. зеленая гуаш (ж.р.)

II уровень

  1. отвлеч внимание (глагол)
  2. множество неудач (сущ.)
  3. военная мощ (сущ.)
  4. удачный розыгрыш (сущ.)
  5. кактус колюч (прил.)
  6. зарево пожарищ (сущ.)
  7. сумел отвлеч..ся (глагол)
  8. великолепный пейзаж (сущ.)
  9. быстро уничтож (глагол)
  10. ужасно тощ (прил.)
  11. ничего не помниш (глагол)
  12. зеленая гуаш (сущ.)

III уровень

  1. отвлеч внимание
  2. множество неудач
  3. военная мощ
  4. удачный розыгрыш
  5. кактус колюч
  6. зарево пожарищ
  7. сумел отвлеч..ся
  8. великолепный пейзаж
  9. быстро уничтож
  10. ужасно тощ
  11. ничего не помниш
  12. зеленая гуаш

Сегодня мы повторили тему “Мягкий знак после шипящих”. Подведем итог при помощи сигнальных карточек, которые лежат у вас на столах. На мои вопросы вы поднимаете карточку с правильным ответом.

  1. В словах какой части речи после шипящих всегда пишется Ь? (ГЛАГОЛ)
  2. В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа, падежа? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
  3. В словах какой части речи Ь после шипящих никогда не пишется? (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

Домашнее задание.

  1. Составить словарный диктант из 15-20 слов с орфограммой “Ь после шипящих на конце слова”
  2. Написать сочинение-миниатюру на тему “Мартовское солнце” по картине К.Ф. Юона.

Источник

Мягкий знак после шипящих

Зачем нужен мягкий знак?

Мягкий знак не обозначает никакого звука. Тем не менее он достаточно часто используется нами на письме.

Мягкий знак в русском языке никогда не используется после гласной, Й или в начале слова.

Мягкий знак выполняет три основные функции:

  • обозначает мягкость согласных в середине перед согласными и на конце слова (смягчающий знак).
  • указывает на то, что Е, Ё, Ю, Я после согласного обозначают два звука; также «разделяет» согласный и следующий за ним И, иногда О (разделительный знак).

Именно о правописании мягкого знака после шипящих мы сейчас и поговорим.

Зачем нужен мягкий знак после шипящих?

Так зачем же мы пишем мягкий знак поле шипящих на конце слов? Ведь разделять он ничего не может (после него нет гласной). Не может он выполнять и смягчающую функцию: все шипящие либо всегда мягкие (зачем им еще и мягкий знак?), либо всегда твердые (и мягкий знак изменить это положение не в силах).

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем за словами.

Предположим, существуют такие слова: чучь, мяш и пинь. Это существительные. Можем ли мы определить их род и склонение?

Мы можем с уверенностью сказать, что слово «чучь» женского рода 3 склонения, а «мяш» – мужского рода 2 склонения. Про «пинь» же сказать ничего невозможно. Почему?

Мягкий знак сам по себе не может являться окончанием слова, хотя и стоит на конце; он может входить в состав окончания (-ешь, -ишь) или корня (мышь, запечь, отрежь, настежь).

Правила

Правописание мягкого знака после шипящих на конце зависит от части речи. Поэтому прежде чем писать или не писать Ь, надо определить, какая часть речи перед нами. Часть правил, связанных с этим вопросом, изучается в начальной школе (мягкий знак на конце существительных и в глаголах 2 лица единственного числа), часть – в 5 классе (написание кратких прилагательных), часть – в 6 классе (глаголы повелительного наклонения) и, наконец, наречия и частицы рассматриваются в 7 классе.

Итак, мягкий знак на конце после шипящих пишется:

  • В существительных 3 склонения: дочь, сушь, пустошь, помощь.
  • В глаголах 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении и в неопределенной форме – то есть везде, где мягкий знак может оказаться на конце слова после шипящей: прилечь, узнаешь, назначь.
  • В наречиях (исключения: Уж замуж невтерпёж): навзничь, наотмашь, прочь.
  • В некоторых частицах: лишь, вишь, бишь.

Мягкий знак в глаголах сохраняется перед –ся или –те: назначьте, испечься, расстанешься.

Мягкий знак не пишется:

  • В существительных 2 склонения: малыш, плащ, плач.
  • В существительных 1 и 2 склонения во множественном числе родительном падеже: туч, плеч, рощ.
  • В кратких прилагательных: могуч, живуч, линюч.
  • В наречиях, являющихся исключениями: уж замуж невтерпеж.

Что мы узнали?

Мягкий знак на конце слова после шипящих не обозначает мягкость звука, а помогает определить грамматические признаки слова. Он пишется в существительных 3 склонения, в глаголах, наречиях, кроме исключений, и в некоторых частицах; охраняется перед –ся и –те.

Источник

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих
В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:

в существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
в прилагательных (ГОРЯЧ),
в глаголах (ПИШЕШЬ),
в наречиях (НАСТЕЖЬ),
местоимениях (НАШ),
частицах (ЛИШЬ).

Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.

1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
Упражнение

Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)

На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то вето ш_ . («Шинель», Н. В. Гоголь)

Это то ч_ -в-то ч_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как би ш_ их. Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпе ж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)

Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее му ж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Солнце только начинало подниматься из-за ту ч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

И как подумае ш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневае ш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла те ч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла заму ж_ , за такого незначительного человека. («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)

Я ему говорил. Не пла ч_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска ли ш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Оно само упадет, когда будет зрело, а сорве ш_ зелено, испорти ш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набье ш_ . («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Николай в два слова купил за шесть тыся ч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

На той стороне ограды старик строгал обру ч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фаль ш_ и ло ж_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помо ч_ им, — сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

И вот в Москве, где каждая встреча ей но ж_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Наступила но ч_ — мать благословила до ч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

Но иногда — хотя весьма редко — златой лу ч_ надежды, лу ч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

И там один клю ч_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Не беспокойтесь, не дам-с, — решительно сказал уса ч_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встре ч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Пла ч_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзни ч_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Ди ч_ ! — завопил взбешенный до ярости Лужин, — ди ч_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да поло ж_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с пле ч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охо ч_ до зрели щ_ , что никому без себя се ч_
не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

«Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — про ч_ миражи, про ч_ напускные страхи, про ч_ привидения. » («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смер ч_ и все поглотит, все разом. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали гро ш_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Источник

мягкий знак после шипящих в именах существительных прилагательных глаголов



Урок по теме «Буква мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, прилагательных, глаголов»

Цель: систематизировать знания учащихся по теме “Буква мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи”.

Ход урока

1. Организационная часть.

  • Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске. Определите, к каким частям речи относятся эти слова. Что объединяет все эти слова?

Увлечься, оправиться, камыш, могуч, терпишь, не зависишь, ландыш, собираешься, беречь, из-за туч, мышь, бродишь, спешишь, хорош, пахуч, пейзаж.

  • Подумайте и скажите, пожалуйста, какова тема сегодняшнего урока?
  • Что будет являться целью нашего урока?

А теперь вспомним, что мы знаем о написании букв с ь после шипящих.

Слова, записанные на доске распределите по колонкам.

ь пишется ь не пишется
1. в существительных 3 склонения. 1. в существительных 1 и 2 склонения
2. в глаголах неопределённой формы с шипящими на конце 2. в кратких прилагательных.

Перед вами репродукция картины К.Ф.Юона “Мартовское солнце”. Давайте познакомимся с текстом.

Задание:

  1. Прочитайте.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль текста.
  4. Докажите свое мнение.
  5. Выполните задания.

Предлагаю вам выбрать уровень работы с текстом.

(каждый ученик выбирает карточку).

I уровень – вставьте пропущенные буквы.

Как хорош… (кратк. прил.) день в лесу в конце зимы! Ты не можеш … (глаг.) усидеть дома, выходиш… (глаг.), осматриваеш…ся (глаг) вокруг. Любуеш…ся (глаг.) голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за туч … (сущ. Род. п. мн. ч.)выглядывает редкий луч…. (сущ. муж. р.)) Ты с радостью понимаеш (глаг.), что весна не мираж (глаг), что скоро почувствуеш… (глаг) запах талых крыш. (сущ. Род. п. мн. ч) А снег блестящ… (прилаг) и скрипуч.. (прилаг).

Такие мысли приходят в голову, когда смотриш… (глаг.) на картину К.Юона “Мартовское солнце”.

II уровень – расставьте пропущенные буквы. В скобках объясните свой выбор.

Как хорош (?) день в лесу в конце зимы! Ты не можеш (?) усидеть дома, выходиш (?) осматриваеш (?)ся вокруг. Любуеш (?) ся голубым небом, белоствольными берёзами. Из – за туч (?) выглядывает редкий луч (?). Ты с радостью понимаеш (?), что весна не мираж, что скоро почувствуеш (?) запах талых крыш (?). А снег блестящ (?) и скрипуч (?).

Такие мысли приходят в голову, когда смотриш (?) на картину К.Юона “Мартовское солнце”.

III уровень – вставьте пропущенные буквы. Расставьте запятые.

Как хорош… день в лесу в конце зимы! Ты не можеш … усидеть дома выходиш….осматриваеш…ся вокруг. Любуеш…ся голубым небом белоствольными берёзами. Из – за туч …выглядывает редкий луч…. Ты с радостью понимаеш… что весна не мираж что скоро почувствуеш… запах талых крыш. А снег блестящ… и скрипуч.

Такие мысли приходят в голову когда смотриш… на картину К.Юона “Мартовское солнце”.

Дидактическая игра “Четвёртый лишний”

Найди лишнее слово.

1. угрожающ, жгуч, блестящ, камыш.

2. мышь, крепыш, камыш, пейзаж.

3.молодежь, собираешь, вертишь, слушаешь.

4. луж, задач, рощ, забудешь.

Задание.

Распределить слова в две колонки. В одну с Ь, а в другую – без Ь

Учащиеся выбирают уровень самостоятельно.

Глуш (3 скл.), финиш (2 скл ), мелоч (3 скл.), из – за туч (1 скл.), помощ (3 скл.), жилищ (1 скл.), молодёж (3 скл.), манеж (2 скл.).

Реч (?), пахуч (?), луч (?), рощ (?), морж (?), блестящ (?), вещ (?), залеж (?), задач (?), роскош (?), проигрыш (?), клещ (?).

Списать словосочетания, ставя, где надо, мягкий знак на конце, обозначая условия выбора.

Водится дич (?), прячется ёж (?), собирается молодёж (?), скребётся мыш (?), ползает уж (?), спрячеш (?) вещ (?), ландыш (?) пахуч (?), песок сыпуч (?), напиток шипуч (?), видиш (?) пейзаж (?), рисуеш (?) камыш (?).

Из всех слов, оканчивающихся на шипящие звуки выберите:

  • прилагательные,
  • существительные.

(Задание выполняется на индивидуальных карточках)

Денек хоть и хорош, но гулять тебе нельзя, на улице много луж. В коршуне мне нравится, что он могуч и, как камень падает из высоких туч. Дорога шла лесом: идти было трудно: лес дремуч. Но это спасает отряд от опасных встреч. Наступило ранее утро. Утренний ветер был свеж, по небу еще неслись остатки черных туч. Мороз был жгуч. В предгорье Саянских гор, на просторах роскошных пастбищ пасутся табуны коней. Как легок и хорош их быстрый бег.

Работа с разноуровневыми карточками.

  1. Сейчас мы проверим, на сколько хорошо вы усвоили тему “Мягкий знак после шипящих”
  2. Вам необходимо указать количество слов, которые пишутся с мягким знаком.

I уровень

  1. отвлеч внимание (глагол)
  2. множество неудач (род.п., мн.ч.)
  3. военная мощ (ж.р.)
  4. удачный розыгрыш (м.р.)
  5. кактус колюч (кр.прил.)
  6. зарево пожарищ (род.п., мн.ч)
  7. сумел отвлеч..ся (глагол)
  8. великолепный пейзаж (м.р.)
  9. быстро уничтож (глагол)
  10. ужасно тощ (кр.прил.)
  11. ничего не помниш (глагол)
  12. зеленая гуаш (ж.р.)
Читайте также:  Глагол звенеть в будущем времени

II уровень

  1. отвлеч внимание (глагол)
  2. множество неудач (сущ.)
  3. военная мощ (сущ.)
  4. удачный розыгрыш (сущ.)
  5. кактус колюч (прил.)
  6. зарево пожарищ (сущ.)
  7. сумел отвлеч..ся (глагол)
  8. великолепный пейзаж (сущ.)
  9. быстро уничтож (глагол)
  10. ужасно тощ (прил.)
  11. ничего не помниш (глагол)
  12. зеленая гуаш (сущ.)

III уровень

  1. отвлеч внимание
  2. множество неудач
  3. военная мощ
  4. удачный розыгрыш
  5. кактус колюч
  6. зарево пожарищ
  7. сумел отвлеч..ся
  8. великолепный пейзаж
  9. быстро уничтож
  10. ужасно тощ
  11. ничего не помниш
  12. зеленая гуаш

Сегодня мы повторили тему “Мягкий знак после шипящих”. Подведем итог при помощи сигнальных карточек, которые лежат у вас на столах. На мои вопросы вы поднимаете карточку с правильным ответом.

  1. В словах какой части речи после шипящих всегда пишется Ь? (ГЛАГОЛ)
  2. В словах какой части речи написание Ь после шипящих зависит от рода, числа, падежа? (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
  3. В словах какой части речи Ь после шипящих никогда не пишется? (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

Домашнее задание.

  1. Составить словарный диктант из 15-20 слов с орфограммой “Ь после шипящих на конце слова”
  2. Написать сочинение-миниатюру на тему “Мартовское солнце” по картине К.Ф. Юона.

Источник

Мягкий знак после шипящих

Зачем нужен мягкий знак?

Мягкий знак не обозначает никакого звука. Тем не менее он достаточно часто используется нами на письме.

Мягкий знак в русском языке никогда не используется после гласной, Й или в начале слова.

Мягкий знак выполняет три основные функции:

  • обозначает мягкость согласных в середине перед согласными и на конце слова (смягчающий знак).
  • указывает на то, что Е, Ё, Ю, Я после согласного обозначают два звука; также «разделяет» согласный и следующий за ним И, иногда О (разделительный знак).

Именно о правописании мягкого знака после шипящих мы сейчас и поговорим.

Зачем нужен мягкий знак после шипящих?

Так зачем же мы пишем мягкий знак поле шипящих на конце слов? Ведь разделять он ничего не может (после него нет гласной). Не может он выполнять и смягчающую функцию: все шипящие либо всегда мягкие (зачем им еще и мягкий знак?), либо всегда твердые (и мягкий знак изменить это положение не в силах).

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем за словами.

Предположим, существуют такие слова: чучь, мяш и пинь. Это существительные. Можем ли мы определить их род и склонение?

Мы можем с уверенностью сказать, что слово «чучь» женского рода 3 склонения, а «мяш» – мужского рода 2 склонения. Про «пинь» же сказать ничего невозможно. Почему?

Мягкий знак сам по себе не может являться окончанием слова, хотя и стоит на конце; он может входить в состав окончания (-ешь, -ишь) или корня (мышь, запечь, отрежь, настежь).

Правила

Правописание мягкого знака после шипящих на конце зависит от части речи. Поэтому прежде чем писать или не писать Ь, надо определить, какая часть речи перед нами. Часть правил, связанных с этим вопросом, изучается в начальной школе (мягкий знак на конце существительных и в глаголах 2 лица единственного числа), часть – в 5 классе (написание кратких прилагательных), часть – в 6 классе (глаголы повелительного наклонения) и, наконец, наречия и частицы рассматриваются в 7 классе.

Итак, мягкий знак на конце после шипящих пишется:

  • В существительных 3 склонения: дочь, сушь, пустошь, помощь.
  • В глаголах 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении и в неопределенной форме – то есть везде, где мягкий знак может оказаться на конце слова после шипящей: прилечь, узнаешь, назначь.
  • В наречиях (исключения: Уж замуж невтерпёж): навзничь, наотмашь, прочь.
  • В некоторых частицах: лишь, вишь, бишь.

Мягкий знак в глаголах сохраняется перед –ся или –те: назначьте, испечься, расстанешься.

Мягкий знак не пишется:

  • В существительных 2 склонения: малыш, плащ, плач.
  • В существительных 1 и 2 склонения во множественном числе родительном падеже: туч, плеч, рощ.
  • В кратких прилагательных: могуч, живуч, линюч.
  • В наречиях, являющихся исключениями: уж замуж невтерпеж.

Что мы узнали?

Мягкий знак на конце слова после шипящих не обозначает мягкость звука, а помогает определить грамматические признаки слова. Он пишется в существительных 3 склонения, в глаголах, наречиях, кроме исключений, и в некоторых частицах; охраняется перед –ся и –те.

Источник

Мягкий знак после шипящих в разных частях речи

Мягкий знак после шипя­щих соглас­ных «ж», «ш», «ч», «щ» пишет­ся в раз­ных частях речи: суще­стви­тель­ных, гла­го­лах, наре­чи­ях и части­цах. Рассмотрим слу­чаи напи­са­ния мяг­ко­го зна­ка подроб­но.

Начнем с пра­во­пи­са­ния мяг­ко­го зна­ка в име­нах суще­стви­тель­ных.

Мягкий знак после шипящих в существительных

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка «ь» пишет­ся после шипя­щих соглас­ных не для смяг­че­ния их. Ведь соглас­ные «щ», «ч» не нуж­да­ют­ся в этом, явля­ясь непар­ны­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми. А соглас­ные «ж», «ш», напро­тив, все­гда твер­дые. Значит, мяг­кий знак, кото­рый пишет­ся после шипя­щих соглас­ных явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, то есть мар­ке­ром для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния. В фор­ме име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода обя­за­тель­но пишут­ся с мяг­ким зна­ком после шипя­щих:

  • помо щ ь, ве щ ь, мо щ ь;
  • горе ч ь, ре ч ь, мело ч ь, щёло ч ь;
  • бро ш ь, пусто ш ь, гуа ш ь, глу ш ь;
  • ро ж ь, бла ж ь, ло ж ь, зале ж ь.

Их напи­са­ние отли­ча­ем от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния:

  • това­ри щ , плю щ , ово щ , бор щ ;
  • скри­па ч , смер ч , цир­ка ч , кала ч ;
  • камы ш , мяки ш , малы ш , шала ш ;
  • сто­ро ж , мор ж , фура ж , пля ж .

Мягкий знак после шипящих в глаголах

Глаголы в фор­ме 2 лица насто­я­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пишут­ся с «ь» после шипя­щих соглас­ных:

  • ты поё ш ь, стри ж ё ш ь, рисуе ш ь, стро­чи ш ь;
  • обре ж ь — обре ж ьте;
  • спря ч ь — спря ч ьте;
  • пое ш ь — пое ш ьте.

В неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­лов после шипя­щих обя­за­тель­но при­сут­ству­ет мяг­кий знак:

«Ь» после шипящих в наречиях

В соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии наре­чия тре­бу­ют напи­са­ния мяг­ко­го зна­ка после шипя­щих:

  • упасть навз­ни ч ь, тер­петь нев­мо ч ь;
  • открыть окно насте ж ь;
  • забыть нап­ро ч ь, пустить лошадь вска ч ь;
  • уда­рить наот­ма ш ь, слу­ча­ет­ся спло ш ь и рядом.

«Ь» после шипящих в конце частиц

В кон­це частиц «ишь», «бишь», «вишь», «лишь» так­же напи­шем мяг­кий знак.

Лишь звез­ды смот­ре­ли в сон­ный пруд.

Видеоурок «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, прилагательных и глаголов»

Источник

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Правописание мягкого знака на конце слов после шипящих
В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:

в существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
в прилагательных (ГОРЯЧ),
в глаголах (ПИШЕШЬ),
в наречиях (НАСТЕЖЬ),
местоимениях (НАШ),
частицах (ЛИШЬ).

Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.

1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
Упражнение

Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)

На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то вето ш_ . («Шинель», Н. В. Гоголь)

Это то ч_ -в-то ч_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как би ш_ их. Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпе ж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)

Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее му ж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Солнце только начинало подниматься из-за ту ч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

И как подумае ш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневае ш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла те ч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла заму ж_ , за такого незначительного человека. («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)

Я ему говорил. Не пла ч_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска ли ш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Оно само упадет, когда будет зрело, а сорве ш_ зелено, испорти ш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набье ш_ . («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Николай в два слова купил за шесть тыся ч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

На той стороне ограды старик строгал обру ч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фаль ш_ и ло ж_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помо ч_ им, — сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

И вот в Москве, где каждая встреча ей но ж_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Наступила но ч_ — мать благословила до ч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

Но иногда — хотя весьма редко — златой лу ч_ надежды, лу ч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

И там один клю ч_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Не беспокойтесь, не дам-с, — решительно сказал уса ч_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встре ч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Пла ч_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзни ч_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Ди ч_ ! — завопил взбешенный до ярости Лужин, — ди ч_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да поло ж_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с пле ч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охо ч_ до зрели щ_ , что никому без себя се ч_
не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

«Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — про ч_ миражи, про ч_ напускные страхи, про ч_ привидения. » («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смер ч_ и все поглотит, все разом. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали гро ш_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Источник