Меню

Мягкий знак в глаголах в русском языке 4 класс



ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

Например:

На самом деле с тся и ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся не получится. Необходимо запомнить, что в таком случае он в обязательном порядке пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или, снова-таки для двух глаголов сразу, от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это третье лицо, единственное или множественное число, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть и в помине. Если это инфинитив, то он необходим обязательно. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов, а если вопрос поставить нельзя, как в предложениях без подлежащего, то по умолчанию глагол пишется без мягкого знака. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Источник

Мягкий знак после шипящих в глаголах. 4-й класс

Класс: 4

  • повторить правописание ь после шипящих на конце слов;
  • расширить знания о правописании ь после шипящих в глаголах.
  • Ход урока

    I. Актуализация знаний и учебных умений.

    – Распределите слова по группам (запись под диктовку), 2 уч – ся на доске:

    Ноч…, луч…, карандаш…, без туч…, вещ…, колюч…, помощ…, рож….

    На доске появляется образец:

    – Почему слова распределили таким образом? Вспомните, когда в словах после шипящих пишется Ь?

    II. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.

    – Попробуйте написать другие слова (учитель диктует глаголы, дети записывают на листочках, 1ученик – на доске): отреж…, едеш…, будеш…, береч…, посееш…, пожнёш…, погониш…ся, не поймаеш….

    Читайте также:  Почему глагол гореть 2 спряжения

    – Какие слова были у вас в задании?

    – Какая это часть речи?

    – Пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов?

    – Сколько мнений у нас в классе по этому вопросу?

    – Почему же так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?

    – Какая цель нашего урока?

    Учитель открывает тему урока:

    Ь после шипящих в глаголах

    – На какой вопрос надо ответить?

    – А вы как думаете? Какие есть предположения?

    – Каким путём пойдём? (посмотреть в учебнике, понаблюдать, спросить у учителя)

    – Какой путь лучше? (понаблюдать)

    III. Поиск решения проблемы.

    – Лучше всего наблюдать за текстом. Я предлагаю взять для работы пословицы. Согласны?

    – Я вам раздам карточки с пословицами. Прочитайте их объясните смысл каждой и понаблюдайте пишется или нет в глаголах после шипящих “Ь”.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    Тише едешь – дальше будешь.

    Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

    Что посеешь, то и пожнёшь.

    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

    – Что вы заметили?

    – Какой вывод можно сделать?

    IV. Первичное закрепление с проговариванием.

    – Выполним упр. № 2 на с.83. Прочитайте задание. В какие столбики распределим глаголы? (до слова поджечь)

    говоришь

    V. Выражение решения проблемы.

    – Задания по группам:

    1 – составит правило написания “Ь” в глаголах после шипящих.

    2 – составит схему этого правила.

    3 – придумает правило в стихах.

    Если глагол в единственном числе, во втором лице поставишь,

    “Ь” на конце стоять ………….

    Если глагол в начальной форме да с шипящей на конце

    Правило помни, не забывай:

    “Ь” глаголу друг, но не встанет рядом вдруг

    Коль шипящий здесь у нас

    – Прочитайте правило в учебнике с 84. Чей способ проверки лучше?

    – Сделайте вывод о написании “Ь” после шипящих.

    VI. Включение в систему знаний.

    – А теперь попробуйте записать слова под диктовку и распределите по столбикам: прилечь, меч, плывёшь, мелочь, дремуч, ложь, багаж.

    VII. Домашнее задание.

    – с.82 и 84 учить, с.85 упр. 3 Прочитайте задание, кому непонятно как выполнять?

    VIII. Рефлексфия.

    – С какой орфограммой познакомились? Что нового узнали? Что было трудно? Что у вас уже получается?

    Источник

    Открытый урок по русскому языку в 4 классе «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

    Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах

    Цель: научить писать мягкий знак после шипящих в глаголах.

    Планируемый результат: научиться писать мягкий знак после шипящих в глаголах.

    Оборудование: учебники, карточки, презентация к уроку.

    Задачи:

    — воспитательная – реализовать работу детей в группе; сформировать внутреннюю позицию школьника (самостоятельность, ответственность, коммуникативность); знать ролевые правила, стремиться их выполнять, уметь общаться на основе культуры речи;

    — развивающая – уметь создать алгоритм написания глаголов с шипящими на конце;

    — обучающая – уметь пользоваться алгоритмом.

    Ход урока.

    1. Мотивация.

    — С добрым утром начат день,

    Первым делом гоним лень.

    На уроке не зевать,

    А работать и писать.

    — С какой же целью мы все пришли на урок?

    2. Актуализация знаний.

    Что общего? (Этими буквами обозначаются шипящие звуки)

    Какой буквы не хватает? (щ)

    Просмотр содержимого документа
    «Открытый урок по русскому языку в 4 классе «Мягкий знак после шипящих в глаголах»»

    МКОУ СОШ с. КОМСОМОЛЬСКОЕ

    Открытый урок по русскому языку

    «Мягкий знак после шипящих в глаголах»

    Подготовила и провела

    Читайте также:  На какие вопросы отвечает глагол в начальной форме примеры

    учитель начальных классов

    Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах

    Цель: научить писать мягкий знак после шипящих в глаголах.

    Планируемый результат: научиться писать мягкий знак после шипящих в глаголах.

    Оборудование: учебники, карточки, презентация к уроку.

    — воспитательная – реализовать работу детей в группе; сформировать внутреннюю позицию школьника (самостоятельность, ответственность, коммуникативность); знать ролевые правила, стремиться их выполнять, уметь общаться на основе культуры речи;

    — развивающая – уметь создать алгоритм написания глаголов с шипящими на конце;

    — обучающая – уметь пользоваться алгоритмом.

    — С добрым утром начат день,

    Первым делом гоним лень.

    На уроке не зевать,

    А работать и писать.

    — С какой же целью мы все пришли на урок?

    2. Актуализация знаний.

    Что общего? (Этими буквами обозначаются шипящие звуки)

    Какой буквы не хватает? (щ)

    2.Запишите под диктовку словарные слова и определите какой частью речи они выражены.

    Ужин, прекрасный, сверкать, хороший, гореть.

    3. Рассмотрите слова в столбцах. Что общего в словах каждого столбика? (Все слова оканчиваются на шипящий)

    (много) задач… ключ… вещ… могуч…

    (нет) груш… чертёж… ноч… дремуч…

    (желаю) удач… кирпич… рож… хорош…

    — Вставьте, где необходимо, мягкий знак.

    ( В первом столбике имена существительные множественного числа. Мягкий знак не пишется.

    Во втором столбике имена существительные мужского рода. Мягкий знак не пишется.

    В третьем столбике имена существительные женского рода. Мягкий знак пишется.

    В четвёртом столбике краткие имена прилагательные. Мягкий знак не пишется.)

    3. Место затруднения.

    — Посмотрите на слова этих столбиков

    -Что общего в этих словах? (глаголы, основа оканчивается на шипящий)

    — Как вы думаете, надо ли писать Ь в этих словах? ( надо, не надо)

    Вопрос один и тот же, а ответы разные? Почему? (не знаем точно)

    — Что же нам надо делать? Какова наша цель? (Научиться писать глаголы с мягким знаком после шипящих).

    — Из каких источников мы можем получить ответ (из учебника)

    Откройте учебник на стр.94.

    -Пронаблюдайте за правописанием выделенных слов

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

    Тише едешь, дальше будешь.

    Без теста пирога не испечешь.

    Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

    -Какой частью речи являются выделенные слова? (глаголы)

    -Что вы заметили в написании этих глаголов? (ь)

    — Сравните с эталоном. (рубрика «Тайны языка»)

    Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаешь, съешь, стеречь.

    4.Работа в группах

    — Составьте алгоритм правописания мягкого знака после шипящих в глаголах.

    1. Прочитай слово с шипящим на конце.

    2. Определи, какой частью речи оно выражено.

    3. Если это глагол, то после шипящего пиши мягкий знак.

    5. Реализация проекта.

    Первичное закрепление (работа в группах)

    Выполнение упражнения № 1

    Запиши слова в три столбика. В первый – глаголы в начальной форме, во второй – глаголы в форме 2 лица, единственного числа, в третий глаголы , выражающие совет просьбу, приказ.

    Не забывай писать ь после шипящих.

    (Проверка. Делаем вывод.

    — Как же пишутся глаголы с шипящими ? ( с Ь)

    6. Самостоятельная работа по карточкам.

    Спиши. Подчеркни орфограмму «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов»

    Век без ошибки нет проживёшь. Быль не сказка: из неё слово не выкинешь. Шила в мешке не утаишь. В окно всего света не увидишь. За ум возьмёшься – до дела доберёшься. За большим погонишься – и малого не увидишь.

    Сделай буквенную запись. Слова записывай в три столбика.

    Не забывай про ь!

    беречь думаешь съешь

    [с п р′ а ч′] , [а б ж э ч′] , [с т а и ш] , [г а в а р′ и ш] , [п а д ж э ч′] , [с′ и д′ и ш]

    Читайте также:  Предложение с глаголом ставить русский язык

    [б′и ж ы ш] , [с т р′ и ч′] , [и д′ о ш] , [п а й′ о ш] , [л′ и т′ и ш] , [к р′ и ч′ и ш] , [л′ й′ о ш] , [п а м о ч′]

    Спиши, вставь в слова пропущенные орфограммы, а в предложения – подходящие глаголы. Тебе помогут слова для справок.

    Вселенная ничего не ра…казывает, пока у неё хорошенько не ___________.

    Лу…ше всех умеют спрашивать учёные. Это они з…дают Вселенной вопросы, а потом, получив ответы, ра…казывают об этом всем остальным.

    Может быть, и ты когда-нибудь научишься разг…вваривать со Вселенной, _________ так у неё спрашивать, чтобы на каждый в…прос получить ясный и точный …твет.

    И чем больше ты _______________ знать, тем больше _______________ узнать. И тогда всем будет инт…ресно с тобой п…гов…рить.

    Слова для справок: спросиш…, будеш…, сможеш….

    7. Домашнее задание: с 96 , упр. № 5

    Выполнить задание, используя алгоритм «Мягкий знак после шипящих».

    — Моя цель была научить вас писать глаголы с мягким знаком после шипящих.

    — А какова была ваша цель ? (научиться писать глаголы с мягким знаком после шипящих.)

    -Достигли ли мы цели ?

    — Где вы можете применить полученные сегодня знания? (грамотно написать объявление, заметку в газету)

    -Благодаря чему мы достигли цели урока? (мы не ленились, а хорошо трудились)

    9. Итог урока. Если есть труд, будет и успех.

    Источник

    Примеры глаголов с мягким знаком после шипящих

    Приведем при­ме­ры форм гла­го­лов, кото­рые пишут­ся с мяг­ким зна­ком после шипя­щих.

    Мягкий знак после шипя­щих, явля­ет­ся как пра­ви­ло, мор­фо­ло­ги­че­ским гра­фи­че­ским знач­ком, кото­рый ука­зы­ва­ет на грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, отно­ся­щих­ся к раз­ным частям речи. Например, мяг­кий знак после шипя­щих «ж», «ч», «ш», «щ» обо­зна­ча­ет суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния в отли­чие от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния. Сравним:

    Перейдем к гла­го­лам. У слов этой части речи мяг­кий знак не смяг­ча­ет шипя­щие соглас­ные, а так­же слу­жит для обо­зна­че­ния их форм. Перечислим их:

    1. неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, или инфи­ни­тив (лат. infinitivus modus — неопре­де­лен­ная фор­ма);
    2. фор­мы 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов;
    3. фор­мы 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов.

    Примеры неопределенной формы глаголов с мягким знаком после шипящих

    Эту фор­му гла­го­ла ука­жем у неболь­шой груп­пы слов с конеч­ным -чь, напри­мер:

    Примеры форм глаголов 2 лица изъявительного наклонения

    Мягкий знак после шипя­ще­го соглас­но­го «ш» обо­зна­ча­ет фор­му 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния:

    Мягкий знак обо­зна­ча­ет фор­му 2 лица про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни:

    Возвратные гла­го­лы пишут­ся с мяг­ким зна­ком после шипя­щих перед пост­фик­сом -ся. Понаблюдаем:

    Мягкий знак после шипящих в формах глаголов повелительного наклонения

    Формы 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния пишут­ся с мяг­ким зна­ком после шипя­щих, напри­мер:

    Перед пост­фик­сом -ся и флек­си­ей -те мяг­кий знак в ука­зан­ных фор­мах гла­го­ла сохра­ня­ет­ся.

    Видеоурок «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа» (5 класс)

    Источник