Меню

Мягкий знак в обратных глаголах



ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед -ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

Например:

На самом деле с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Источник

Мягкий знак в глагольных формах

Мягкий знак в глагольных формах

Инфинитив

Печь, течь, лечь, беречь, стричь, мочь, толочь

2 л., ед.ч.

Спишь, дашь, ешь, сорвешь, сорвешься, можешь, шьешь

Повелительное наклонение

тычь, тычьте, мажь, мажьте, ешь, ешьте, спрячь, спрячьте, плачь, плачьте, увеличь, увеличьте, режь, режьте

Возвратная форма с чься/ться

Печься, беречься, стричься, сорваться, прятаться, плакаться,увеличиться

3 л., ед. и мн. ч.

тся

печётся, бережется, стрижется, срывается, прячется, плачется, увеличивается

Пиши с ь, если в вопросе к возвратному глаголу есть ь (что сделать? умыться); если в вопросе нет ь, нужно писать без ь (что сделают? умоются).

После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:

— в окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несешь — несешься, носишь — носишься, примешь — примешься.

Читайте также:  Тренировка глагола can для детей

— на конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь — мажься; спрячь — спрячься; ешь.

— во мн. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь, например: мажьте — мажьтесь; спрячьте — спрячьтесь; ешьте.

— на конце глагола в неопределенной форме, причем буква ь пишется и перед –ся, например: стричь, стричься.

© Авторские права2020 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Примеры глаголов с мягким знаком после шипящих

Приведем при­ме­ры форм гла­го­лов, кото­рые пишут­ся с мяг­ким зна­ком после шипя­щих.

Мягкий знак после шипя­щих, явля­ет­ся как пра­ви­ло, мор­фо­ло­ги­че­ским гра­фи­че­ским знач­ком, кото­рый ука­зы­ва­ет на грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, отно­ся­щих­ся к раз­ным частям речи. Например, мяг­кий знак после шипя­щих «ж», «ч», «ш», «щ» обо­зна­ча­ет суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния в отли­чие от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния. Сравним:

  • бога­тая залежь — высо­кий этаж;
  • взвол­но­ван­ная речь — весе­лый цир­кач;
  • излиш­няя рос­кошь — аро­мат­ный лан­дыш;
  • нуж­ная вещь — вкус­ный борщ.

Перейдем к гла­го­лам. У слов этой части речи мяг­кий знак не смяг­ча­ет шипя­щие соглас­ные, а так­же слу­жит для обо­зна­че­ния их форм. Перечислим их:

  1. неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, или инфи­ни­тив (лат. infinitivus modus — неопре­де­лен­ная фор­ма);
  2. фор­мы 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов;
  3. фор­мы 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния гла­го­лов.

Примеры неопределенной формы глаголов с мягким знаком после шипящих

Эту фор­му гла­го­ла ука­жем у неболь­шой груп­пы слов с конеч­ным -чь, напри­мер:

Примеры форм глаголов 2 лица изъявительного наклонения

Мягкий знак после шипя­ще­го соглас­но­го «ш» обо­зна­ча­ет фор­му 2 лица един­ствен­но­го чис­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния:

  • ты кра­сишь, дума­ешь, чита­ешь, стро­га­ешь, выду­мы­ва­ешь, тан­цу­ешь;
  • ты пилишь, кри­чишь, кле­ишь, нена­ви­дишь, сла­вишь, пла­тишь, видишь.

Мягкий знак обо­зна­ча­ет фор­му 2 лица про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни:

  • ты уйдёшь, спо­ёшь, нари­су­ешь, сни­мешь, убе­рёшь, рас­се­ешь, отне­сёшь;
  • выло­вишь, рас­кро­ишь, уве­до­мишь, заста­вишь, рас­пла­вишь, при­го­то­вишь.

Возвратные гла­го­лы пишут­ся с мяг­ким зна­ком после шипя­щих перед пост­фик­сом -ся. Понаблюдаем:

Мягкий знак после шипящих в формах глаголов повелительного наклонения

Формы 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния пишут­ся с мяг­ким зна­ком после шипя­щих, напри­мер:

  • огра­ни­чить — огра­ничь, огра­ничь­те;
  • обес­пе­чить — обес­печь, обес­печь­те;
  • наре­зать — нарежь, нарежь­те;
  • уни­что­жить — уни­чтожь, уни­чтожь­те;
  • поды­то­жить — поды­тожь, поды­тожь­те;
  • отва­жить­ся — отважь­ся, отважь­тесь;
  • спря­тать — спрячь, спрячь­те;
  • поесть — поешь, поешь­те;
  • уте­шить — утешь, утешь­те;
  • поте­шить — потешь, потешь­те;
  • обре­зать — обрежь, обрежь­те.

Перед пост­фик­сом -ся и флек­си­ей -те мяг­кий знак в ука­зан­ных фор­мах гла­го­ла сохра­ня­ет­ся.

Видеоурок «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа» (5 класс)

Источник

Мягкий знак после шипящих в глаголах. 4-й класс

Класс: 4

  • повторить правописание ь после шипящих на конце слов;
  • расширить знания о правописании ь после шипящих в глаголах.
  • Ход урока

    I. Актуализация знаний и учебных умений.

    – Распределите слова по группам (запись под диктовку), 2 уч – ся на доске:

    Ноч…, луч…, карандаш…, без туч…, вещ…, колюч…, помощ…, рож….

    На доске появляется образец:

    – Почему слова распределили таким образом? Вспомните, когда в словах после шипящих пишется Ь?

    II. Создание проблемной ситуации. Постановка проблемы.

    – Попробуйте написать другие слова (учитель диктует глаголы, дети записывают на листочках, 1ученик – на доске): отреж…, едеш…, будеш…, береч…, посееш…, пожнёш…, погониш…ся, не поймаеш….

    – Какие слова были у вас в задании?

    – Какая это часть речи?

    – Пишется ли Ь после шипящих на конце глаголов?

    – Сколько мнений у нас в классе по этому вопросу?

    – Почему же так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?

    – Какая цель нашего урока?

    Учитель открывает тему урока:

    Ь после шипящих в глаголах

    – На какой вопрос надо ответить?

    – А вы как думаете? Какие есть предположения?

    – Каким путём пойдём? (посмотреть в учебнике, понаблюдать, спросить у учителя)

    – Какой путь лучше? (понаблюдать)

    III. Поиск решения проблемы.

    – Лучше всего наблюдать за текстом. Я предлагаю взять для работы пословицы. Согласны?

    Читайте также:  Что значит разобрать глагол морфологически

    – Я вам раздам карточки с пословицами. Прочитайте их объясните смысл каждой и понаблюдайте пишется или нет в глаголах после шипящих “Ь”.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    Тише едешь – дальше будешь.

    Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

    Что посеешь, то и пожнёшь.

    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

    – Что вы заметили?

    – Какой вывод можно сделать?

    IV. Первичное закрепление с проговариванием.

    – Выполним упр. № 2 на с.83. Прочитайте задание. В какие столбики распределим глаголы? (до слова поджечь)

    говоришь

    V. Выражение решения проблемы.

    – Задания по группам:

    1 – составит правило написания “Ь” в глаголах после шипящих.

    2 – составит схему этого правила.

    3 – придумает правило в стихах.

    Если глагол в единственном числе, во втором лице поставишь,

    “Ь” на конце стоять ………….

    Если глагол в начальной форме да с шипящей на конце

    Правило помни, не забывай:

    “Ь” глаголу друг, но не встанет рядом вдруг

    Коль шипящий здесь у нас

    – Прочитайте правило в учебнике с 84. Чей способ проверки лучше?

    – Сделайте вывод о написании “Ь” после шипящих.

    VI. Включение в систему знаний.

    – А теперь попробуйте записать слова под диктовку и распределите по столбикам: прилечь, меч, плывёшь, мелочь, дремуч, ложь, багаж.

    VII. Домашнее задание.

    – с.82 и 84 учить, с.85 упр. 3 Прочитайте задание, кому непонятно как выполнять?

    VIII. Рефлексфия.

    – С какой орфограммой познакомились? Что нового узнали? Что было трудно? Что у вас уже получается?

    Источник

    Мягкий знак после шипящих в глаголах — правила, примеры и упражнения

    Употребление мягкого знака в глаголах

    Правописание мягкого знака в глаголах не зависит от рода, которым, к примеру, регулируется его использование в именах существительных. У этой части речи знак «ь» указывает на глагольные формы. Так, мягкий знак после шипящих пишется в словах:

    Следует отметить, что мягкий знак также сохраняется после шипящих в глаголах, заканчивающихся на суффиксы «-ся» и «-те». В этом случае речь идёт о так называемых возвратных глаголах.

    Исключения из правил

    Как и любые правила, употребление знака «ь» в глагольных словоформах имеет исключения. Здесь следует чётко различать морфемы, в которых встречается шипящий звук.

    Так, в корне глаголов после шипящего и перед последующей согласной буквой мягкий знак не употребляется. Примерами таких исключений могут служить слова и словосочетания вроде «не обожгись», «не сочти за обиду», «начни», «прочти».

    Примеры использования

    Для лучшего запоминания правила следует использовать примеры. Так, мягкий знак употребляется в следующих случаях.

    После «ж», «ч», «ш», «щ» в глаголах неопределённой формы (инфинитив):

    После «ж», «ч», «ш», «щ» в глагольных формах изъявительного наклонения во 2 лице единственного числа:

    После шипящих в глаголах изъявительного наклонения 2 лица единственного и множественного чисел:

    Для лучшего запоминания орфограмм необходимо больше практиковаться в склонении глаголов по лицам. Также важно использовать правильную форму слова при спряжении.

    Упражнения для запоминания

    После изучения теоретической части правила важно закрепить полученные знания разными упражнениями. Так, может использоваться заполнение специальной таблицы из двух столбцов, в один из которых заносятся слова с «ь», в другой — без. Перечень слов даётся под диктовку в произвольном порядке: ляг, спрячь, уберёшь, финиш, сможешь, маг, ставим, жечь, поешьте, уйди.

    Читайте также:  Глаголы которые образуют пары основанные на сходстве звучания это

    Кроме того, можно попрактиковаться делать вывод о действии на основании двух других глаголов (желательно выполнить упражнение также под диктовку). Перечень слов: просеиваешь, месишь (вывод о действии — печёшь); садишь, поливаешь (растишь); оглядываешься, торопишься (убегаешь), бегаешь, плаваешь (закаляешься); целуешь, обнимаешь (любишь).

    Еще одно упражнение — записать русские пословицы на основании их значений:

    Упражнения лучше всего проводить под диктовку. Также можно воспользоваться специальными рабочими тетрадями или материалами из интернета.

    Диктанты для закрепления знаний

    Заключительной частью изучения правила является проверка усвоенного материала. Проверить полученные знания помогут диктанты. Краткие примеры таких текстов:

    1. Если посмотреть вокруг — всюду увидишь следы человеческой деятельности. Заводы и фабрики, дома и школы, мебель и предметы быта — всё это придумала и создала человеческая мысль. Когда начнёшь свой трудовой путь, ты узнаешь цену труда. Ты должен не только сохранить, но и приумножить богатства своей родины и всего человечества. Для этого необходимо хорошо учиться, чтобы после обучения стать достойным человеком.
    2. Когда солнечным утром пойдёшь в лес, то заметишь на траве россыпи алмазов. Все они блестят и переливаются на солнце разными цветами. Если подойдёшь поближе, то поймёшь, что это капли росы играют в лучах небесного светила на листьях травы. Если сорвёшь один из них, то увидишь, как они мгновенно скатываются по зелёному стеблю. Бывало, сорвёшь такую «россыпь», выпьешь — и вкуснее всего покажется эта живительная влага. И никакой другой напиток не сравнится с капелькой этого природного бриллианта.
    3. Какой проснёшься ты сегодня? Каким цветком заворожишь? Быть может, заводью спокойной, иль ураганом пролетишь? Как ты посмотришь в очи солнцу? Как птиц услышишь тихий свист? Зажмурясь и раскрыв оконце! Как мир прекрасен, светел, чист! Как ты встречать меня решила? Прогонишь или обовьёшь? Скучала, иль давно забыла? Иль впрямь ждала, иль это ложь?
    4. Мне очень хотелось отвлечься от грустных мыслей, не думать ни о чём и просто забыться в объятиях природы. Ты поймёшь всю важность того, что имеешь, лишь тогда, когда потеряешь. Попробуйте опереться на трость и пройти весь путь до конца. Не сочти за наглость, но твой вклад в этот успех был невелик. Ты не смеешь требовать от меня того, чего сам не умеешь. Пока не попробуешь всю тяжесть труда — не сможешь насладиться его плодами.

    Важно помнить, что для достижения нужного показателя в изучении орфограммы необходимо закрепить не только теоретические основы. Следует применять все виды упражнений для запоминания.

    Изучение орфограммы в учебных заведениях

    Это правило изучается в школах Российской Федерации на уроках русского языка в 4 классе. Рекомендованы учебники и рабочие тетради авторства С. В. Иванова и М. И. Кузнецовой.

    В ВУЗах изучение орфограммы проходит в курсе языкознания. Рассматривается использование буквы в историческом контексте. Если после реформы русского языка в 1918 году использование твёрдого знака на конце слов было отменено, то мягкий знак остался. Не смягчая шипящие и не являясь разделительным, он, в данном случае, бывает выражением грамматической формы слова.

    Источник