Мягкий знак после шипящих: правила для прилагательных
Ставить или не ставить мягкий знак наконце слова, если последняя буква Ч или Щ, Ж или Ш, зависит от части речи. Ведь Ь в сочетании с этими буквами не выполняет свою основную функцию – он не обозначает мягкость шипящих. Дело в том, что Ч/Щ и без знака всегда мягкие, а Ж/Ш не произносятся мягко, даже если после них стоит Ь.
Мягкий знак в прилагательных выполняет другую задачу – грамматическую. Если слово заканчивается на шипящий, Ь помогает отличить одну часть речи от другой, указывает на род слова. А в прилагательных (ИП) шипящие такую позицию занимают только в краткой форме (КФ).
Мягкий знак в кратких прилагательных
От полной формы ИП краткая отличается усеченным окончанием:
Если основа ИП заканчивается на один из звуков, которые относятся к шипящим, то при написании КФ мужского рода обязательно возникает вопрос: нужен ли Ь.
Правило для таких случаев одно: в кратких прилагательных НИКОГДА не пишут Ь после конечного шипящего. Исключений из правила нет.
Мягкий знак в притяжательных прилагательных на -ий
Третью функцию Ь выполняет в притяжательных прилагательных после шипящих.
Волчий, верблюжий, овечий – эти ИП отвечают на вопрос «чей?», обозначают принадлежность животному, т.е. это притяжательные ИП.
При склонении притяжательных, образованных с помощью суффикса -ИЙ, необходим разделительный мягкий знак:
Волч-Ь-его, о верблюж-Ь-ем, овеч-Ь-ю.
Знак, разделяющий на письме согласный и Е, Ё, Ю, Я, указывает на двойную роль гласных, обозначающих два звука –[j] и гласный. Это и есть третья функция Ь в русском языке.
Упражнения на закрепление материала
Разобравшись с правилом постановки Ь в ИП, ученик не допустит ошибок. Для закрепления пройденного надо ознакомиться с таблицами, проанализировать правописание приведенных примеров и выполнить задание.
Источник
Комментарии к урокам
Правописание притяжательных прилагательных
Задачи урока: познакомить с особенностями правописания притяжательных прилагательных; провести орфографический тренинг.
Работа по учебнику
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за особенностями написания некоторых форм притяжательных прилагательных. Учитель должен помочь учащимся установить зависимость написания мягкого знака в вопросе и в ответе и определить, что в формах лисий -ий- является суффиксом, а окончание в этих формах слов — нулевое. Это наблюдение позволит сделать вывод о том, что в формах мужского рода именительного и винительного падежа мягкий знак не пишется ни перед суффиксом -ий-, ни перед нулевым окончанием. Правило-подсказка может быть сформулирована так: в притяжательных прилагательных перед суффиксом -ий- мягкий знак не пишется, а перед окончаниями (кроме нулевого) пишется (памятку можно записать в тетрадь).
Упражнение 1 — отработка правописания притяжательных прилагательных. Выполняется фронтально письменно.
Возможные трудности. Работа с сочетаниями лодка рыбака, повадки медведя, осторожность рыси, ловкость белки. В сочетании рыбачья лодка прилагательное рыбачья притяжательное, но такое сочетание уже практически не употребляется в речи (вытесняется формой рыбацкая). В сочетаниях медвежьи повадки, рысья осторожность, беличья ловкость прилагательные следует квалифицировать как качественные, если речь идёт о человеке (у него медвежьи повадки — «как у медведя»), или как относительные, если описывается животное. При отработке написания вопрос о классификации прилагательных не поднимается: изначально эти прилагательные всё равно являются притяжательными и должны подчиняться общему правилу их написания. Однако ученики сами могут обратить внимание на то, что в данных сочетаниях нет значения «притяжательности». Следует похвалить учеников за внимательное отношение к языку и, если класс готов воспринять информацию, кратко рассказать о том, что значение прилагательных тоже может меняться, но их написание не зависит от того, каким стало прилагательное, употреблённое в сочетании, — относительным или качественным.
Упражнение 2 — отработка написания притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-. Выполняется письменно в парах. После завершения работы осуществляется фронтальная проверка.
Рубрика «Обрати внимание» вводит правило написания суффикса -ын- после ц.
Упражнение 3 (работа в паре) — закрепление правописания прилагательных с суффиксом -ин-/-ын-. Выполняется письменно. Особое внимание при выполнении упражнения следует обратить на слова с сочетанием цын.
Упражнение 4 (по выбору) — отработка алгоритмов списывания и написания притяжательных прилагательных. Предлагается в качестве домашнего задания или при выполнении дифференцированной работы.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)
Упражнение 1 — отработка написания ь в притяжательных прилагательных. Выполняется письменно в парах (после выполнения упр. 1 учебника) с последующей проверкой. Возможные варианты словосочетаний: лисий след, лисья нора, лисье семейство, лисьи повадки; рыбачий посёлок, рыбачья хижина, рыбачье снаряжение, рыбачьи истории; коровий рог, коровья спина, коровье молоко, коровьи хвосты.
Дополнительное задание. Составить и записать с несколькими словосочетаниями предложения.
Упражнение 2 — повторение знаков препинания в предложениях с однородными членами. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Целесообразно предложить это упражнение в завершение урока.
Дополнительное задание. Прочитать текст ещё раз, подготовиться к письму под диктовку.
Упражнение 3 — обобщение знаний о правописании букв и, ы после ц. Выполняется после упр. 3 учебника. В зависимости от уровня подготовки класса предлагается для фронтального выполнения или работы в парах. Сначала учащиеся должны рассказать, какие слова будут записаны в первый столбик и почему в этот столбик войдут слова и с буквой и, и с буквой ы. Учащиеся должны указать на наличие слов-исключений, в корнях которых пишется буква ы после ц. Далее учитель просит рассказать, какая буква будет написана после буквы ц в словах второго столбика и в словах третьего столбика.
Образец выполненного задания:
После распределения слов по столбикам выполняется дополнительное задание к упражнению. Учащиеся должны сначала вспомнить, что в словах на -ция после ц пишется буква и.
Словарная работа. Словарный диктант: вкус, заря, минута, природа, библиотека, здесь, магазин, вокруг.
1. Записать диктуемые слова в два столбика:
Диктуемые слова: лисьего, беличий, беличьего, заячий, заячьему, заячье, заячьи, рыбьего, рыбьему, рыбий, медвежий, медвежьем, медвежье, медвежьи.
2. Записать диктуемые слова в два столбика:
Диктуемые слова: синицын, акация, настурция, сестрицын, куницы, синицы, куницын, курицын, инфекция, лекция, столицы, станция.
Домашняя работа. Выполнить упр. 4 учебника.
Ваш комментарий к уроку
«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2018-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник
правописание притяжательных прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
конспект урока по русскому языку, урок закрепление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_03.05.17.docx | 20.63 КБ |
tablitsy.docx | 12.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
УМК: «Начальная школа 21 век»
Тема урока: «Правописание притяжательных прилагательных»
Тип урока: закрепление нового материала
Цель урока: создание благоприятных условий для сравнения окончания слов, относящихся к разным склонениям.
- формировать умение обосновывать написание безударных окончаний имен прилагательных, закрепить знания об притяжательных именах прилагательных
- наблюдать за языковым материалом, формулировать выводы о написании безударных окончаний имён прилагательных и о способах их проверки.
- графически выделять окончания имен прилагательных.
- развивать навык грамотного письма;
- совершенствовать навык каллиграфии;
- совершенствовать навык правильной посадки;
- развивать исследовательский навык и делать самостоятельно выводы;
- развивать умение выражать свои мысли, осознанно строить высказывания в устной форме;
- формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению других;
- планировать свои действия;
- оценивать правильность выполнения своих действий;
- учить ставить цель и учебную задачу уроков;
- развивать способность к самопроверке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование : Учебник. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч. 2 / [ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.] . – 3-е изд., перераб. –М. :Вентана- Граф, 2014.- 192с.: ил.
Источник
Притяжательные прилагательные в русском языке. Примеры
Притяжательные прилагательные — это слова, которые выражают признак принадлежности предмету (беличий хвост, материн голос).
Рассмотрим, что обозначают притяжательные прилагательные и как они изменяются. Отметим, как пишутся притяжательные прилагательные. Приведем примеры притяжательных прилагательных.
- старый чемодан;
- зимнее солнце;
- холодная погода;
- туристский рюкзак;
- бабушкина шаль;
- пастуший рожок.
Слова этой части речи могут обозначать непосредственный признак предмета, а также признак, который соотносится с другим предметом и, наконец, признак принадлежности. В связи с лексико-грамматическим значением прилагательные делятся на три разряда:
Узнаем, что такое притяжательные прилагательные, по каким лексическим и грамматическим признакам их можно узнать среди слов этой самостоятельной части речи.
Что такое притяжательные прилагательные
Чтобы понять, что прилагательное является притяжательным, рассмотрим предложение:
Из далекого ущелья послышался медвежий рёв (Алексей Толстой. Пётр Первый).
Прилагательное «медвежий» не просто обозначает признак предмета, а указывает на принадлежность рева именно медведю, а не другому лесному зверю. Прилагательное «медвежий» назовем притяжательным.
Рассмотрим еще один пример:
Кое-где на кустах висели длинные рыбачьи сети (А. И. Куприн. Одиночество).
Прилагательное «рыбачьи» обозначает принадлежность сетей рыбакам, то есть лицам с определенным занятием.
Понаблюдав за употреблением и значением рассмотренных прилагательных, сделаем вывод:
Например:
Суффиксы притяжательных прилагательных
Притяжательные прилагательные отличаются от качественных и относительных не только значением, но и наличием словообразовательных суффиксов, с помощью которых они образуются от однокоренных существительных:
- отец → отц ов пиджак;
- брат → брат ов телефон;
- мама → мамин голос;
- лев → льв ин ый рык;
- ящерица → ящериц ын хвост;
- сестрица → сестриц ын плащ;
- разбойник → разбойнич ий свист;
- лиса → лис ий хвост.
Как изменяются притяжательные прилагательные?
Притяжательные прилагательные изменяются по родам и числам, например:
- олений мох;
- олень я упряжка;
- олень е копыто;
- олень и рога.
Изменим притяжательное прилагательное «кошкин» по падежам и числам:
- и. п. (чей?) кошкин (дом); (чьи?) кошкин ы (когти)
- р. п. (чьего?) кошкин ого (дома); (чьих?) кошкин ых (когтей)
- д. п. (чьему?) кошкин ому (дому); (чьим?) кошкин ым (когтям)
- в. п. (чей?) кошкин (дом); (чьи?) кошкин ы (когти)
- т. п. (чьим?) кошкин ым (домом); (чьими?) кошкин ыми (когтями)
- п. п. (о чьём?) о кошкин ом (доме); (о чьих?) о кошкин ых (когтях)
Правописание притяжательных прилагательных
Отметим особенность склонения притяжательных прилагательных с суффиксом ий , при изменении которых по родам, падежам и числам появляется разделительный мягкий знак, например:
Понаблюдаем:
- и. п. птичий (базар), птичь и (базары)
- р. п. птичь его (базара), птичь их (базаров)
- д. п. птичье му (базару), птичь им (базарам)
- в. п. птичий (базар), птичь и (базары)
- т. п. птичь им (базаром), птичь ими (базарами)
- п. п. о птичь ем (базаре), о птичь их (базарах)
Притяжательные прилагательные образуются с помощью суффиксов -ин-, -ов-/-ев от имен собственных. В таком случае прилагательное пишется с прописной буквы, например:
- Таня — Танин мячик;
- Серёжа — Серёжины коньки;
- Чингизхан — Чингизханово войско;
- Игорь — Игорева дружина;
- Даль — Далев словарь.
Во фразеологических оборотах притяжательные прилагательные пишутся со строчной буквы:
Видеоурок
Источник