Меню

Мягкий знак в притяжательных прилагательных правило



Мягкий знак после шипящих: правила для прилагательных

Ставить или не ставить мягкий знак наконце слова, если последняя буква Ч или Щ, Ж или Ш, зависит от части речи. Ведь Ь в сочетании с этими буквами не выполняет свою основную функцию – он не обозначает мягкость шипящих. Дело в том, что Ч/Щ и без знака всегда мягкие, а Ж/Ш не произносятся мягко, даже если после них стоит Ь.

Мягкий знак в прилагательных выполняет другую задачу – грамматическую. Если слово заканчивается на шипящий, Ь помогает отличить одну часть речи от другой, указывает на род слова. А в прилагательных (ИП) шипящие такую позицию занимают только в краткой форме (КФ).

Мягкий знак в кратких прилагательных

От полной формы ИП краткая отличается усеченным окончанием:

Если основа ИП заканчивается на один из звуков, которые относятся к шипящим, то при написании КФ мужского рода обязательно возникает вопрос: нужен ли Ь.

Правило для таких случаев одно: в кратких прилагательных НИКОГДА не пишут Ь после конечного шипящего. Исключений из правила нет.

Мягкий знак в притяжательных прилагательных на -ий

Третью функцию Ь выполняет в притяжательных прилагательных после шипящих.

Волчий, верблюжий, овечий – эти ИП отвечают на вопрос «чей?», обозначают принадлежность животному, т.е. это притяжательные ИП.

При склонении притяжательных, образованных с помощью суффикса -ИЙ, необходим разделительный мягкий знак:

Волч-Ь-его, о верблюж-Ь-ем, овеч-Ь-ю.

Знак, разделяющий на письме согласный и Е, Ё, Ю, Я, указывает на двойную роль гласных, обозначающих два звука –[j] и гласный. Это и есть третья функция Ь в русском языке.

Упражнения на закрепление материала

Разобравшись с правилом постановки Ь в ИП, ученик не допустит ошибок. Для закрепления пройденного надо ознакомиться с таблицами, проанализировать правописание приведенных примеров и выполнить задание.

Источник

Комментарии к урокам
Правописание притяжательных прилагательных

Задачи урока: познакомить с особенностями правописания притяжательных прилагательных; провести орфографический тренинг.

Работа по учебнику

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за особенностями написания некоторых форм притяжательных прилагательных. Учитель должен помочь учащимся установить зависимость написания мягкого знака в вопросе и в ответе и определить, что в формах лисий -ий- является суффиксом, а окончание в этих формах слов — нулевое. Это наблюдение позволит сделать вывод о том, что в формах мужского рода именительного и винительного падежа мягкий знак не пишется ни перед суффиксом -ий-, ни перед нулевым окончанием. Правило-подсказка может быть сформулирована так: в притяжательных прилагательных перед суффиксом -ий- мягкий знак не пишется, а перед окончаниями (кроме нулевого) пишется (памятку можно записать в тетрадь).

Упражнение 1 — отработка правописания притяжательных прилагательных. Выполняется фронтально письменно.

Возможные трудности. Работа с сочетаниями лодка рыбака, повадки медведя, осторожность рыси, ловкость белки. В сочетании рыбачья лодка прилагательное рыбачья притяжательное, но такое сочетание уже практически не употребляется в речи (вытесняется формой рыбацкая). В сочетаниях медвежьи повадки, рысья осторожность, беличья ловкость прилагательные следует квалифицировать как качественные, если речь идёт о человеке (у него медвежьи повадки — «как у медведя»), или как относительные, если описывается животное. При отработке написания вопрос о классификации прилагательных не поднимается: изначально эти прилагательные всё равно являются притяжательными и должны подчиняться общему правилу их написания. Однако ученики сами могут обратить внимание на то, что в данных сочетаниях нет значения «притяжательности». Следует похвалить учеников за внимательное отношение к языку и, если класс готов воспринять информацию, кратко рассказать о том, что значение прилагательных тоже может меняться, но их написание не зависит от того, каким стало прилагательное, употреблённое в сочетании, — относительным или качественным.

Читайте также:  Различия между прилагательными и наречиями в английском языке

Упражнение 2 — отработка написания притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-. Выполняется письменно в парах. После завершения работы осуществляется фронтальная проверка.

Рубрика «Обрати внимание» вводит правило написания суффикса -ын- после ц.

Упражнение 3 (работа в паре) — закрепление правописания прилагательных с суффиксом -ин-/-ын-. Выполняется письменно. Особое внимание при выполнении упражнения следует обратить на слова с сочетанием цын.

Упражнение 4 (по выбору) — отработка алгоритмов списывания и написания притяжательных прилагательных. Предлагается в качестве домашнего задания или при выполнении дифференцированной работы.

Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 2)

Упражнение 1 — отработка написания ь в притяжательных прилагательных. Выполняется письменно в парах (после выполнения упр. 1 учебника) с последующей проверкой. Возможные варианты словосочетаний: лисий след, лисья нора, лисье семейство, лисьи повадки; рыбачий посёлок, рыбачья хижина, рыбачье снаряжение, рыбачьи истории; коровий рог, коровья спина, коровье молоко, коровьи хвосты.

Дополнительное задание. Составить и записать с несколькими словосочетаниями предложения.

Упражнение 2 — повторение знаков препинания в предложениях с однородными членами. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Целесообразно предложить это упражнение в завершение урока.

Дополнительное задание. Прочитать текст ещё раз, подготовиться к письму под диктовку.

Упражнение 3 — обобщение знаний о правописании букв и, ы после ц. Выполняется после упр. 3 учебника. В зависимости от уровня подготовки класса предлагается для фронтального выполнения или работы в парах. Сначала учащиеся должны рассказать, какие слова будут записаны в первый столбик и почему в этот столбик войдут слова и с буквой и, и с буквой ы. Учащиеся должны указать на наличие слов-исключений, в корнях которых пишется буква ы после ц. Далее учитель просит рассказать, какая буква будет написана после буквы ц в словах второго столбика и в словах третьего столбика.

Образец выполненного задания:

После распределения слов по столбикам выполняется дополнительное задание к упражнению. Учащиеся должны сначала вспомнить, что в словах на -ция после ц пишется буква и.

Читайте также:  Двойное н и одно н в суффиксах прилагательных и существительных

Словарная работа. Словарный диктант: вкус, заря, минута, природа, библиотека, здесь, магазин, вокруг.

1. Записать диктуемые слова в два столбика:

Диктуемые слова: лисьего, беличий, беличьего, заячий, заячьему, заячье, заячьи, рыбьего, рыбьему, рыбий, медвежий, медвежьем, медвежье, медвежьи.

2. Записать диктуемые слова в два столбика:

Диктуемые слова: синицын, акация, настурция, сестрицын, куницы, синицы, куницын, курицын, инфекция, лекция, столицы, станция.

Домашняя работа. Выполнить упр. 4 учебника.

Ваш комментарий к уроку

«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2018-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

правописание притяжательных прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

конспект урока по русскому языку, урок закрепление

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_03.05.17.docx 20.63 КБ
tablitsy.docx 12.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

УМК: «Начальная школа 21 век»

Тема урока: «Правописание притяжательных прилагательных»

Тип урока: закрепление нового материала

Цель урока: создание благоприятных условий для сравнения окончания слов, относящихся к разным склонениям.

  • формировать умение обосновывать написание безударных окончаний имен прилагательных, закрепить знания об притяжательных именах прилагательных
  • наблюдать за языковым материалом, формулировать выводы о написании безударных окончаний имён прилагательных и о способах их проверки.
  • графически выделять окончания имен прилагательных.
  • развивать навык грамотного письма;
  • совершенствовать навык каллиграфии;
  • совершенствовать навык правильной посадки;
  • развивать исследовательский навык и делать самостоятельно выводы;
  • развивать умение выражать свои мысли, осознанно строить высказывания в устной форме;
  • формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению других;
  • планировать свои действия;
  • оценивать правильность выполнения своих действий;
  • учить ставить цель и учебную задачу уроков;
  • развивать способность к самопроверке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование : Учебник. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч. 2 / [ С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.] . – 3-е изд., перераб. –М. :Вентана- Граф, 2014.- 192с.: ил.

Источник

Притяжательные прилагательные в русском языке. Примеры

Притяжательные при­ла­га­тель­ные — это сло­ва, кото­рые выра­жа­ют при­знак при­над­леж­но­сти пред­ме­ту (бели­чий хвост, мате­рин голос).

Рассмотрим, что обо­зна­ча­ют при­тя­жа­тель­ные при­ла­га­тель­ные и как они изме­ня­ют­ся. Отметим, как пишут­ся при­тя­жа­тель­ные при­ла­га­тель­ные. Приведем при­ме­ры при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных.

  • ста­рый чемо­дан;
  • зим­нее солн­це;
  • холод­ная пого­да;
  • турист­ский рюк­зак;
  • бабуш­ки­на шаль;
  • пас­ту­ший рожок.

Слова этой части речи могут обо­зна­чать непо­сред­ствен­ный при­знак пред­ме­та, а так­же при­знак, кото­рый соот­но­сит­ся с дру­гим пред­ме­том и, нако­нец, при­знак при­над­леж­но­сти. В свя­зи с лексико-грамматическим зна­че­ни­ем при­ла­га­тель­ные делят­ся на три раз­ря­да:

Узнаем, что такое при­тя­жа­тель­ные при­ла­га­тель­ные, по каким лек­си­че­ским и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам их мож­но узнать сре­ди слов этой само­сто­я­тель­ной части речи.

Что такое притяжательные прилагательные

Чтобы понять, что при­ла­га­тель­ное явля­ет­ся при­тя­жа­тель­ным, рас­смот­рим пред­ло­же­ние:

Из дале­ко­го уще­лья послы­шал­ся мед­ве­жий рёв (Алексей Толстой. Пётр Первый).

Прилагательное «мед­ве­жий» не про­сто обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, а ука­зы­ва­ет на при­над­леж­ность рева имен­но мед­ве­дю, а не дру­го­му лес­но­му зве­рю. Прилагательное «мед­ве­жий» назо­вем при­тя­жа­тель­ным.

Рассмотрим еще один при­мер:

Кое-где на кустах висе­ли длин­ные рыба­чьи сети (А. И. Куприн. Одиночество).

Прилагательное «рыба­чьи» обо­зна­ча­ет при­над­леж­ность сетей рыба­кам, то есть лицам с опре­де­лен­ным заня­ти­ем.

Понаблюдав за упо­треб­ле­ни­ем и зна­че­ни­ем рас­смот­рен­ных при­ла­га­тель­ных, сде­ла­ем вывод:

Например:

Суффиксы притяжательных прилагательных

Притяжательные при­ла­га­тель­ные отли­ча­ют­ся от каче­ствен­ных и отно­си­тель­ных не толь­ко зна­че­ни­ем, но и нали­чи­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов, с помо­щью кото­рых они обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных суще­стви­тель­ных:

  • отец → отц ов пиджак;
  • брат → брат ов теле­фон;
  • мама → мамин голос;
  • лев → льв ин ый рык;
  • яще­ри­ца → яще­риц ын хвост;
  • сест­ри­ца → сест­риц ын плащ;
  • раз­бой­ник → раз­бой­нич ий свист;
  • лиса → лис ий хвост.

Как изменяются притяжательные прилагательные?

Притяжательные при­ла­га­тель­ные изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам, напри­мер:

  • оле­ний мох;
  • олень я упряж­ка;
  • олень е копы­то;
  • олень и рога.

Изменим при­тя­жа­тель­ное при­ла­га­тель­ное «кош­кин» по паде­жам и чис­лам:

  • и. п. (чей?) кош­кин (дом); (чьи?) кош­кин ы (ког­ти)
  • р. п. (чье­го?) кош­кин ого (дома); (чьих?) кош­кин ых (ког­тей)
  • д. п. (чье­му?) кош­кин ому (дому); (чьим?) кош­кин ым (ког­тям)
  • в. п. (чей?) кош­кин (дом); (чьи?) кош­кин ы (ког­ти)
  • т. п. (чьим?) кош­кин ым (домом); (чьи­ми?) кош­кин ыми (ког­тя­ми)
  • п. п. (о чьём?) о кош­кин ом (доме); (о чьих?) о кош­кин ых (ког­тях)

Правописание притяжательных прилагательных

Отметим осо­бен­ность скло­не­ния при­тя­жа­тель­ных при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом ий , при изме­не­нии кото­рых по родам, паде­жам и чис­лам появ­ля­ет­ся раз­де­ли­тель­ный мяг­кий знак, напри­мер:

Понаблюдаем:

  • и. п. пти­чий (базар), птичь и (база­ры)
  • р. п. птичь его (база­ра), птичь их (база­ров)
  • д. п. пти­чье му (база­ру), птичь им (база­рам)
  • в. п. пти­чий (базар), птичь и (база­ры)
  • т. п. птичь им (база­ром), птичь ими (база­ра­ми)
  • п. п. о птичь ем (база­ре), о птичь их (база­рах)

Притяжательные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­сов -ин-, -ов-/-ев от имен соб­ствен­ных. В таком слу­чае при­ла­га­тель­ное пишет­ся с про­пис­ной бук­вы, напри­мер:

  • Таня — Танин мячик;
  • Серёжа — Серёжины конь­ки;
  • Чингизхан — Чингизханово вой­ско;
  • Игорь — Игорева дру­жи­на;
  • Даль — Далев сло­варь.

Во фра­зео­ло­ги­че­ских обо­ро­тах при­тя­жа­тель­ные при­ла­га­тель­ные пишут­ся со строч­ной бук­вы:

Видеоурок

Источник