Меню

Н и нн в прилагательных и причастиях примеры упражнения



Система заданий и упражнений по теме «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и прилагательных»
тренажёр по русскому языку (10 класс)

Система заданий и упражнений по теме «Правописание

-Н- и -НН- в суффиксах причастий и прилагательных»

Скачать:

Вложение Размер
Система заданий и упражнений по теме «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и прилагательных» 24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Система заданий и упражнений по теме «Правописание

-Н- и -НН- в суффиксах причастий и прилагательных»

Правописание н и нн в отыменных прилагательных

Задание 1. Запишите, объясняя орфограммы.

С деревя..ых подмостков петуши..ым голосом кричал клоун. (Ю.Ол.) В руках мальчика был скользкий, замшелый глиня..ый сосуд необычайной формы. (Л.Лаг.) Сколько на земле растет всякой травя..ой еды! (Ю.Аф.) Кучи сора и тряпок лежали на полу, в углу стоял деревя..ый остов кровати. (Купр.) Из гости..ой чернелись проталины на горе. (Акс.) Вдруг налетела буря, и воздух превратился в белую водя..ую пыль. (Акс.) В реках с песча..ым дном вода посветлела и стал виден зеле..ый мох. (Акс). Птица улетела, а снег всё сыпался, как стекля..ый дождь. (Пауст.)

Задание 2. Раскройте скобки, выбрав правильный вариант написания. Подберите возможные синонимы и антонимы к выделенным словам.

День выдался знойный, безветре(н, нн)ый. (Купр.) Сапоги генералу сделал батальо(н, нн)ый сапожник. (Л.Т.) Величестве(н, нн)ая зеле(н, нн)ая прелесть бора, как драгоце(н, нн)ая оправа, украшала нашу безмятежную любовь. (Купр.) Приближение весны в деревне производило на меня необыкнове(н, нн)ое впечатление. (Акс.) Я люблю не морозные, красные, почти от утра до вечера ветре(н, нн)ые дни. (Акс.)

Задание 3. Распределите предложения по группам 1) с орфограммой в словах с основой на н и суффиксом -н-2) с -онн-, -енн- 3) –ан-, -ян, -ин-

Ни облака на туман..ом беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. (Акс.) К ногам графа большой серебрян..ый таз поставят с водой. (Тург.) Разыгрался пустын..ый ветер на приволье. (Акс.) Несмотря на весен..юю свежесть, все люди были босиком. (Акс.) На правом берегу офицер в парусин..овой рубахе гаркнул: «Прекратить стрельбу!». (Шол.) Долгий осен..ий закат догорел. (Купр.) Они прошли в дом через большую камен..ую террасу. (Купр.) В округ приезжал областной продовольствен..ый комиссар. (Шол.) Утрен..ие морозные туманы держатся в низовьях. (Ю.Аф.) Тут была обстановка простая, и пахло ржан..ым хлебом. (Чех.)

И наши прогулки, в которых я провожу их по необыкновен..ым местам и оврагам, бывают очень приятны. (Л.Толст.) Мальчик носит овчин..ый полушубок. (Ю.Аф.) К горизонту шли медлен..ые снеговые тучи. (Акс.) Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось землян..ое укрепление. (А.Пуш.)

Задание 4. Вместо пропусков вставьте нужные буквы. Составьте словосочетания с выделенными словами, употребив их в переносном значении.

Длин..ый подбородок жены стал еще длин..ее. (Чех.) С самых ран..их лет почувствовал он охоту к рисованью. (Тург.) Очумелов глядит в сторону и видит: из дровян..ого склада купца бежит собака. (Чех.) На шее почуял Лукич лошадин..ые губы и, прихрамывая, засеменил в хутор. (Шол.) К шершавым бокам кобылы прилипли бурьян..ые былки. (Шол.) Уже перед вечером увидал Митька, как с песчан..ого кургана, блестевшего белой лысиной, съехали человек восемь кон..ых. (Шол.) Во всю ширь поля, залитого лун..ым светом, тоже не доносилось ни движения, ни звука. (Чех.) У белых камен..ых ворот, которые вели со двора в поле, у старин..ых крепких ворот со львами, стояли две девушки. (Чех.) Купил ему штанишки сукон..ые, рубашку, сандалии и картуз из мочалки. (Шол.)

Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

Задание 1. Спишите, раскрывая скобки:

Некоше(н,нн)ые, низкие кусты широко расстилались передо мною. (Тург.) Однажды, в студе(н,нн)ую зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. (Некр.) Птицы изредка прилетали поглядеть, не уехали ли непроше(н,нн)ые гости. (Чех.) Наверху свисали с разных сторон черные лома(н,нн)ые стропила.(Ю.Ол.) На вершине пологого холма посеребрё(н,нн)ым морем раскинулась спелая рожь. (Тург.) Мы сорвали несколько гроздей схваче(н,нн)ой морозом красной рябины. (Акс.) Запуше(н,нн)ые инеем, обмерзшие ледя(н,нн)ыми сосульками бежали мужики за обозами. (Акс.) Летний вечер повеял прохладой на раскале(н,нн)ую землю. (Акс.) Гремели по ночам железные кровли дач, будто бегает кто-то по ним в подкова(н,нн)ых сапогах. (Купр.) Двор, некогда украше(н,нн)ый цветниками, обращен был в некоше(н,нн)ый луг, на котором паслась опутан(н,нн)ая лошадь. (А.Пуш.) В шалаше за перегородкой ране(н,нн)ый Дубровский лежал на кровати. (А.Пуш.) Ни мече(н,нн)ого, ни сече(н,нн)ого, ни варе(н,нн)ого, ни толче(н,нн)ого. (Посл.)

Задание 2. Распределите предложения с орфограммой Н и НН в суффиксе по группам: 1) в причастиях 2) отглагольных прилагательных. Объясните выбор написания.

Легкий сдержан..ый шепот разбудил меня.(Тург) Он успел повернуться на бок, бешен..ым движением в тот же миг подтянув ноги к животу, разглядел лицо женщины-вагоновожатой. (Булг.) Лида только что вернулась откуда-то и, стоя около крыльца с хлыстом в руках, стройная, красивая, освещен..ая солнцем, приказывала что-то работнику.(Чех.) В руке Иван Николаевич нес зажжен..ую венчальную свечу. (Булг.) Серую, старую, рван..ую одежду украшали зеленые ленты. (Ю.Ол.) Собак сыскные шли по моему следу, они меня и нашли в некошен..ом овсе. (Шол.) Теперь я без хохота вспомнить не могу испуган..ых и бледных лиц моих товарищей. (Тург.) Бумажная вина не прощен..ая. (Посл.)

Задание 3 . Вставьте пропущенные буквы:

Сапоги были построен..ы батальонным сапожником. (Л.Т.) Улица была ярко освещен..а. (Ю.Ол.) Ямские лошади были запряжен..ы. (Акс.) Окна дома, узкие и прорезан..ые арками, были высоко над землей, и стекла в них окраше..ы солнцем в радугу. (М.Гор.) Землянка обвешан..а была богатыми коврами, в углу находился серебрян..ый туалет и трюмо. (А.Пуш.) Рядом с дорогой разбросан..ы бревна. (Ю.Аф.)

Задание 4 . Объясните разницу в написании однокоренных слов:

1) Мероприятие прошло организованно. Организовано хорошее питание.

2) Море взволновано бурей. Друг говорил взволнованно, горячо.

3) Все мои друзья образованны. Комитеты уже образованы.

4) Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены подготовкой к празднику.

5) Волосы запутаны ветром. Эта история запутанна и загадочна.

Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных (обобщающие задания)

Задание 1. Спишите, вставляя Н или НН. Объясните выбор:

Немного подальше, в самой глуши заброшен..ого и одичалого малин..ика, стояла беседка, прехитро раскрашен..ая внутри. (Тург.) Сам Алехин, умытый, причесан..ый, в новом сюртуке, ходил по гостин..ой. (Чех.) С террасы стеклян..ая дверь вела в гостин..ую, в которой представлялось фортепьяно, завален..ое рукописными нотами. (Тург.) Сладко пахнет сушен..ыми яблоками, а от хомутов и шлей, развешан..ых по стенам, — лошадин..ым потом. (Шол.) Теперь шуршит тачанка мимо заиндевевших плетней, бегут назад соломен..ые крыши, ставни размалеван..ые. (Шол.) По земляной морщинистой коре дробным дождем выцокивают раздвоен..ые копыта телят.(Шол.) Он умолкал, поникал головой, потом, напившись из деревян..ой фляги теплой воды, оживал вновь и хватался то за нож, спрята..ный под таллифом, то за кусок пергамента. На этом пергаменте уже были набросан..ы записи. (Булг.)

Задание 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

С тер..ас..ы стеклян..ая дверь вела в гостин..ую, в которой предст..влялось ф..ртепьяно, завален..ое рук..писными нотами. (Тург.) Он, морщась и охая, все же улыбает..ся бес…мыслен..ой сума..шедшей улыбкой. (Булг.) Его выпучен..ые глаза блестят, нос становит..ся ярко(-)красным. (Чех.) Я быстро о..дернул занесен..ую ногу и, сквозь едва прозрач..ный сумрак ночи, увидел далеко под собой огромную р..внину. (Тург.) Когда на другой день после обеда я пришел к Волчаниновым, стеклян..ая дверь в сад была открыта настеж.. . (Чех.) До тех пор пока есть маленькая, бе..причин..ая надежда на (не)полное такое счастие, я еще (не)могу спокойн.. строить для себя вообр..жаемое счастие. (Л.Толст.)

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор Н или НН. Определите стиль текста и выделите его стилеобразующие средства. Укажите средства художественной выразительности.

Я смотрел за окно на ржа..ные поля, рощи, маленькие станции. Дорога на Брянск была круговая и дли..ная – через Львов в Навлю. Пассажиры выскакивали на станциях, покупали у баб землянику и жаре..ных цыплят. Потом на перронах воцарялась сон..ая тишина. Я впервые видел пустын..ую Среднюю Россию. Мне понравились ее зелен..ые леса, заросшие дороги, разговоры крестьян.

В Синезёрки поезд пришел в сумерки. Меня ждал возница в парусин..овом пиджаке. Наша телега иногда скатывалась на деревян..ый мост, и под ним блестела черная болотная вода. Мы остановились около маленького деревян..ого дома с освещен..ыми окнами. Телега зацепилась за камен..ый столб у ворот.

Всё лето я провел среди дремучих Брянских лесов, кротких орловских крестьян в таком старин..ом и обширном парке, что никто не знал, где он кончается и переходит в лес. (По К.Г.Паустовскому «Далекие годы»)

Задание 4. 1) Определите стиль и тип текста. Укажите средства создания выразительности текста. 2) Вставьте пропущенные знаки препинания. 3) Вставьте пропущенные Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных.

С утра до вечера я был с бабушкой на палубе под ясным небом между позолочен..ых осенью берегов Волги. Над рекой незаметно плыло солнце вокруг менялись зелен..ые горы города и села золотые осен..ие листья на воде. К вечеру пароход остановился у причала тесно загроможден..ого судами.

На самом верху улицы стоял дедушкин приземистый дом окрашен..ый грязно-розовой краской с нахлобучен..ой низкой крышей и выпучен..ыми окнами. Весь дом был набит невидан..ыми мною людьми воен..ый из татар с маленькою женою которая играла на богато украшен..ой гитаре сивый дядя Петр, племян..ик его Стёпа длин..ый татарин Валей. Вся комната последнего была заставлен..а ящиками и завален..а вещами. Он сидел в рыжей кожан..ой куртке измазан..ый красками встрепан..ый и неловкий и плавил свинец. Дядя Петр принёс варенье в большой глинян..ой банке. Бабушка сидела на краю печи наклоняясь к людям освещен..ым огнем маленькой жестян..ой лампы. Взрослые разговаривали о том что в Париже нет великого поста когда можно есть только квашен..ую капусту солен..ые грибы картофель с льнян..ым маслом. Все много пили ели детям давали гостин..цы и постепенно разгоралось жаркое но стран..ое веселье. (По М.Горькому «Детство»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест состоит из 10 заданий с множественным выбором ответа. После выполнения заданий учащийся сразу может увидеть свои результаты.

Презентация содержит задания и правила по теме «Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных». Может быть использована и в среднем звене при изучении темы, и в старших класс.

Урок обобщения и систематизация материала о правописании Н и НН в суффиксах причастий.

Контрольная работа проводится в 6 классе после изучения темы «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» (по программе М.М.Разумовской).

Карточки по теме «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий» могут быть использованы для организации деятельности учеников на 15-20 минут.

Презентация является хорошим наглядным приложением к теоретическому материалу урока.

Презентация адресована учителям, работающим в 6-7 классах (в зависимости от программы). В ней изложена теория, в которой есть раздел: «Отличие отглагольного прилагательного от причастия».

Источник

ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

С.Г.ЗЕЛИНСКАЯ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Теоретическая зарядка

1. Когда в прилагательных пишется нн?
2. Назовите исключения из этих правил.
3. Как отличить отглагольное прилагательное с суффиксом -н- от причастия с -нн-?
4. Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?
5. Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?
6. Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?

Упражнения

1. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа – кожаный: песок, рожь;

барабан – барабанный: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина – глиняный: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать – вязаный: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять – валяный: веять, паять, сеять, стрелять.

2. От данных существительных образуйте прилагательные, выделите суффикс.

Гусь, комар, пчела, лев, мышь, петух, муравей, соловей, змея, гость, тополь, длина, равнина, старина, целина, свинья.
Инфекция, станция, лекция, традиция, пенсия, экзамен, сезон, лимон, полынь, струна, пустыня, чугун, ворона, конь.

3. Образуйте от существительных и глаголов прилагательные, суффиксы выделите по образцу:

болезнь – болезненный.
Утро, обед, жизнь, мысль, огонь, письмо, число, клюква, солома, листва, мужество, отечество, родство, чувство.

бесить – бешеный.
Валять, гладить, дарить, жечь, калить, клеить, кипятить, косить, жарить, стричь, ранить, учить, слоить.

4. Графически объясните написание н и нн в словах:

кошеный луг – некошеный, скошенный и кошенный по росе луг;
выкрашенный забор – крашеный – давно не крашенный – некрашеный;
нетканая скатерть – тканная золотом – сотканная – несотканная;
раненый воин – раненный в бою – легкораненый – поранены плугом;
жженый сахар – полусожженная рукопись – выжженная пустыня.

5. Проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.

1) Старый Мазай любит до страсти свой низменный край (Н.Некрасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. 3) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А.Фадеев). 6) Ни санного, ни звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л.Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и ее барышня (А.Пушкин). 10) Ночь была безветренная.

6. Составьте и запишите диктант из слов-исключений на все случаи данной темы.

7. Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость-, -ний-, -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

Сдержа_ый, рассмотре_ый, реше_ый, опубликова_ый, плавле_ый, расплавле_ый, консервирова_ый, суше_ый, кале_ый, вяза_ый, вороне_ый, усовершенствова_ый, да_ый, несмышле_ый, свяще_ый.

8. Объясните написание н и нн в словах.

Пряник, труженик, гостиница, мороженое, путешественник, дружинник, родственник, малинник, священник, воспитанник, ученик, лиственница, конница, гривенник, именинник, пленник, ставленник, конопляник, нефтяник, сушеница, учительница, путаница, торжественность.

9. Перестройте словосочетания так, чтобы проиллюстрировать все возможные случаи написания причастий.

Образец: тушеные овощи (несов. вид, нет зависимого слова, приставки); тушенные в горшочке (з.с.); нетушеные (приставка не- не влияет на правописание); потушенные овощи (приставка).
Кованый сундучок, груженная кирпичом баржа, стреляные гильзы, раненный в плечо, названный в честь, сеченные градом поля, купленный товар.

10. Объясните написание н и нн, указав слово, от которого образовано сложное прилагательное: широколиственное (лиственное).

Болезненно вялый вид, длиннорукий юноша, пряно-нежный аромат, послеобеденный сон, свежемороженое мясо, свежезамороженные фрукты, самотканый ковер, малоношеный пиджак, высокохудожественный вкус, долгожда_ый новорожде_ый, малоезже_ый путь, новоявле_ое учреждение, узковедомстве_ые интересы, обществе_о полезный труд.

11. От данных глаголов образуйте страдательные причастия с приставками и отглагольные прилагательные без приставок.

Образец: белить – выбеленный – беленый.

Вязать, клеить, коптить, ломать, мочить, носить, пахать, пилить, плести, пугать, рвать, чесать, солить, сушить, точить, красить.

12. Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, суффиксы выделите.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

13. От данных слов с помощью суффиксов -ник-, -ость-, -ик- образуйте, если возможно, производные слова по образцу: родственный – родственник, родственность.

Подлинный, современный, ветреный, прелестный, мужественный, низменный, квалифицированный, искусственный, хозяйственный, странный.

14. Объясните разницу в написании однокоренных слов.

1) Все мои друзья образованны. Комиссии уже образованы.
2) Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены зачетом.
3) Сборы прошли организованно. Организовано хорошее питание.
4) Шерсть вся запутана котенком. Эта история запутанна и неясна.
5) Море взволновано бурей. Говорил взволнованно, горячо.

15. Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м – с нн).

1) Размешанные краски,
2) бесценная вещь,
3) выкрашенные лавки,
4) поляна освещена,
5) тканый узор,
6) туристы размещены,
7) комиссия образована,
8) румяные лица,
9) свиные окорока,
10) некрашеная ткань,
11) писаная красавица,
12) тетрадь исписана,
13) кожаный портфель,
14) ветреный день,
15) ветряной двигатель,
16) безветренный день,
17) рассеянный мальчик,
18) нечаянная ошибка.

КАРТОЧКИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.
Образец: румяныйребенок румян, девочка румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Задание 2. Объясните написание слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.
Образец: масленица – масленый (блин).

Непринужденность, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.
Образец: время революции – революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.
Образец: копченость – копченый.

Смышленость, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.
Образец: печенная в золе рыба – печеная рыба, позолоченное кольцо – золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымо-щенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса -о-.

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастия, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

Задание 1. Вставьте н или нн, объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет; посаже_ый под икону гость; посаже_ый отец; прида_ое невесты; улицы пусты_ы; полк, прида_ый командарму; сви_ые туши; движения царстве_ы; давно не краше_ые волосы; смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме «Н и нн в прилагательных».

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.
Образец: запутать – шерсть запутана, говорить запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2. Подчеркните слова с суффиксом -онн-.

Сезонный, редакционный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошеный луг – нескошенный луг
крашеное изделие – давно не крашенный забор
плетенная умельцем корзина – корзина не сплетена
купленный хлеб – раненый солдат
данный пример – тканый узор
полусожженная рукопись – полувяленая рыба
мороженое мясо – незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме «Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных».

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн.

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Решения обдуманны (верны) – все ходы обдуманы
Взгляды устремлены вдаль – движения устремленны (решительны)
Бумаги направлены в суд – двигаться направленно

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.
Образец: белить – беленый, давно не беленные стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить. неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба –
засеянное поле –
священная клятва –
желанные праздники –
медленные движения –
рассеянные ветром тучи –
сосредоточенные лица –
рассеянные ученики –
испытанные друзья –

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; огурцы, кваше_ые в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеше_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква; прида_ые полку танки.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

воспитаны – воспитанны, изолированы – изолированны, спаяны – спаянны, рассеяны – рассеянны, сдержаны – сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, рдяный рассвет, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеваный – изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названый брат, раненные в грудь, странный случай, целинный урожай, недлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

Источник

Читайте также:  Как определить падеж имени прилагательного 4 класс гдз