Меню

н и нн в прилагательных образованных от существительных 6 класс



Урок по теме: «Правописание н-нн в прилагательных, образованных от существительных»
план-конспект урока (6 класс) на тему

Разрабтка урока с презентацией

Скачать:

Вложение Размер
разработка 519 КБ
Презентация 659.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название ОУ: Муниципальное образовательное учреждение Копейкинская средняя общеобразовательная школа Таврического муниципального района Омской области

Тема урока: «Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных»

Предмет: русский язык

Учитель: Тонкова Мария Викторовна

Тип урока : объяснение нового материала

Вид урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Методы и приёмы работы: проблемный, частично-поисковой, словесный, наглядно — практический, самоконтроль.

Обучающие: познакомить с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных; формировать умение выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных.

Развивающие: вырабатывать орфографическую зоркость учащихся, как в коллективной работе, так и в индивидуальной; развивать речь учащихся, мышление, умение анализировать, умение сопоставлять, выделять главное, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: используя разные формы работы, прививать интерес к учебе, воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи, умение работать в группах, прививать культуру поведения на уроке.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, учебник, раздаточный материал.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний об имени прилагательном.
  3. Определение темы урока и постановка целей.
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление изученного материала, отработка правил и алгоритма действия.
  6. Физминутка.
  7. Отработка практических навыков.
  8. Подведение итогов.
  9. Домашнее задание

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний об имени прилагательном.

— Ребята, какую часть речи мы сейчас изучаем?

— Что вы знаете об имени прилагательном?

III. Определение темы урока и постановка целей. ( Слайд 2)

Зим(н, нн)ий, со(н, нн)ый,

ледя(н, нн)ой, гуси(н, нн)ый,

песча(н, нн)ый, тыкве(н,нн)ый,

-Как вы думаете, что сегодня на уроке будем изучать?
(Правописание Н – НН в именах прилагательных)

— От какой части речи образуются имена прилагательные? ( от существительного)

— Как будет звучать тема урока? ( Правописание Н- НН в именах прилагательных, образованных от существительных)

— Откройте тетради, запишите число, тему урока ( Слайд 3)

Правописание букв Н-НН

в именах прилагательных,

образованных от существительных

2. Постановка целей урока ( Слайд 4)

— Познакомиться с правописанием букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных;

— Уметь выбирать Н или НН в суффиксах прилагательных;

— Уметь доказывать свою точку зрения при выборе орфограммы.

IV. Изучение нового материала.

1. Как можно доказать сколько букв Н-НН в суффиксах прилагательных?

— Ребята, попробуем разобраться в правильном написании слов с помощью словообразовательного анализа. Посмотрите на слайд (5) . Перед вами три столбика прилагательных с именами существительными. Почему же в одном случае написана –Н , а в другом –НН?

— Прилагательные могут образовываться от существительных при помощи суффиксов, в которых есть одна или две буквы Н.

Запись на доске и в тетради: боль боль+ н (ой) — больной

луна луна + н (ый) — лунный

— Например, от существительного боль при помощи суффикса – н- образуется прилагательное больной. Но если основа существительного оканчивается на -н-, то нужно помнить, что в этом слове мы будем писать две буквы Н : одна входит в корень, другая является суффиксом. Выводим формулу правила:

— Но есть прилагательные без суффиксов, обратите своё внимание на третий столбик нашего слайда. Здесь буква – н — входит в корень, суффикса в этих словах нет. Прилагательных без суффиксов немного : румяный, юный, свиной, зелёный, синий, пряный, рьяный. Эти слова надо запомнить.

-Назовите прилагательные. От какого слова образовалось слово гусиный ? Это какая часть речи? С помощью какого суффикса образовалось новое слово? Какое значение имеет этот суффикс? (суффикс – ин — обозначает принадлежность кому-то) Сколько –н пишется в данных словах? Рассмотрим следующие прилагательные. От каких слов они образованы? Назовите часть речи. С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Что они обозначают? ( -ан-, -ян- «сделанный из. »)

н гусь+ ин — гусиный

Запись в тетрадь: — а Н – кожа + ан — кожаный

я серебро +ян — серебряный

Вывод: прилагательные, образованные от существительных при помощи суффиксов –ан, -ян, -ин, пишутся с одной буквой – н.

-Обратите внимание на следующий слайд (Сдайд 8)

— Что общего в записанных словах? ( Все данные слова – прилагательные, они образованы от существительных с помощью суффиксов — енн-, -онн-).

е тыква + енн — тыквенный

Запись в тетрадь: — НН-:

о станция + онн – станционный

2. Составление алгоритма правописания Н-НН в суффиксах прилагательных.

Оформление теоретического материала в виде таблицы (Слайд 9)

( Оформление таблицы последовательное, по щелчку)

3. Работа по учебнику.

— Ребята, откройте учебник на с. 100-101. Прочитайте текст про себя и сделайте выводы.(Сравнение научного материала с самостоятельными выводами)

— Что нового узнали? (Что есть слова – исключения)

— Дополним таблицу недостающими выводами (Слайд 10)

— Что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе написания букв Н – НН?(Чтобы не ошибиться в написании букв Н – НН, надо понимать, как образованы имена прилагательные, с помощью каких суффиксов).

– А теперь немного отдохнем. (Шуточная разминка)

– Кто сегодня ранним утром с деревянной койки встал? – Это я.

– Маму с папой в румяные щечки крепко ты расцеловал? – Это я.

– Из стеклянной чашки быстро кофе с сахаром попил? – Это я.

– Бутербродом вкусным–вкусным ты наверно закусил? – Это я.

Источник

Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных»

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных»

Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Вид урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Методы и приёмы работы: проблемный, частично-поисковой, словесный, наглядно — практический, самоконтроль.

Просмотр содержимого документа
«Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных»»

Тема урока: «Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных»

Предмет: русский язык

Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Вид урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Методы и приёмы работы: проблемный, частично-поисковой, словесный, наглядно — практический, самоконтроль.

Обучающие: познакомить с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных; формировать умение выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных.

Развивающие: вырабатывать орфографическую зоркость учащихся, как в коллективной работе, так и в индивидуальной; развивать речь учащихся, мышление, умение анализировать, умение сопоставлять, выделять главное, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: используя разные формы работы, прививать интерес к учебе, воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи, умение работать в группах, прививать культуру поведения на уроке.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, учебник, раздаточный материал.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Этап выявления места и причины затруднения

Этап построения проекта выхода из затруднения

Этап реализации построенного проекта.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Этап включения в систему знаний и повторения

Этап рефлексии, включающая в себя рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

— Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас и наших гостей!

Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.

— Я думаю, что сегодняшний урок вам понравится, а полученные на нём знания и умения вы будете успешно использовать в дальнейшем изучении русского языка.

— Давайте, вспомним наш девиз:

(дети хором): Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

— Я надеюсь, что каждый из вас будет помнить эти слова на протяжении всего урока.

— Открываем тетради, записываем число, классная работа.

II. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

1.Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

— Начнём работу с того, что «погадаем» на ромашке. Знаете, как гадают? Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «Любит- не любит».

Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает.

— Итак, ребята, начнём! Вы подходите к доске, выбираете лепесток и отвечаете на вопрос…
(На лепестках записаны вопросы)

Имя прилагательное – это… (самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

Имена прилагательные изменяются по… (родам, числам, падежам)

В предложении имена прилагательные бывают… (определением и сказуемым)

Основные способы словообразования имен прилагательных . (приставочный, суффиксальный, сложение)

Чаще всего имена прилагательные образуются . (существительных)

Прилагательные могут иметь ……… и ………. форму (полную и краткую форму)

Назовите разряды имён прилагательных по значению….. (качественные, относительные, притяжательные)

Прилагательные могут иметь степени сравнения:

(сравнительную и превосходную

Что такое основа? (часть слова без окончания)

Всё, что мы сейчас с вами повторили пригодится нам на уроке.

– А теперь посмотрите на записанное на слайде предложение:

Ночами лу(н)(нн)ый свет колдует над со(н)(нн)ым лесом, над белыми полями, звери(н)(нн)ыми тропами.

— Давайте найдем в этом предложении прилагательные. Назовем их.

(Лунный, сонным, белыми, звериными)

— Чем они являются в предложении? (Определениями)

3.Этап выявления места и причины затруднения

— Скажите, а вы можете сейчас выписать эти прилагательные и раскрыть скобки?

— Все знают как это сделать? Чего мы не знаем? (Мы не знаем, когда в прилагательных пишется –Н-, а когда –НН-.)

— Значит, какова тема урока?

— Давайте запишем тему урока в тетради. (Правописание букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от существительных)

— Сформулируйте цель урока.

(-Познакомиться с правописанием букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных;

— Уметь выбирать Н или НН в суффиксах прилагательных)

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

— Вы смогли выявить проблему в задании, тему и цели урока.

Понаблюдаем за словами.

Давайте сделаем вывод.

— НН пишутся в суффиксах имен прилагательных, если они образованы от существительных :1) с основой на Н ,

2) с помощью суффиксов –ЕНН- и -ОНН-

— Н пишется в суффиксах имен прилагательных, если они образованы от существительных: 1) при помощи суффиксов –АН, -ЯН, -ИН.

— А теперь сравните свои выводы с теоретическим материалом учебника.

-Давайте прочитаем правило по учебнику с. 91, с. 92, с. 94

V. Этап реализации построенного проекта.

— Попробуем создать опорный конспект и представим его. Поработаем в группах. У вас на столах лежат карточки, которые называются Н-НН с суффиксах имён прилагательных. Вы должны дополнить эти карточки раздаточным материалом.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

— Потренируемся в применении нового правила и поучимся формулировать условия написания Н и НН в суффиксах прилагательных.

— Упражнение 227. (2 ученика работают у доски)

1) Торфяной склад, оловянный солдатик, журавлиный крик, платяной шкаф,

2) комариный писк, земляное укрепление, водяной насос, ястребиный клюв,

— Упражнение 229. (2 строчки устно, по цепочке, остальное письменно.)

Конституционный, хозяйственный, революционный, отечественный, агитационный, экскурсионный, клятвенный, жизненный, искусственный, эволюционный,

жертвенный, чувственный, производственный, ветреный, мужественный, общественный, авиационный, торжественный, невежественный, оккупационный.

— Упражнение 232. (2 уч-ся у доски)

Лунный, законный, старинный, ценный, былинный, пленный, перронный, миллионный, осенний, долинный, равнинный, истинный, картинный.


Физкультминутка (проводит ученик)

Раз- подняться, потянуться,

Два- согнуться, разогнуться,

Три- в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка.

На четыре- ноги шире,

Пять- руками помахать

Шесть- за парту тихо сесть.

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

1. Вставьте на месте пропусков буквы Н или НН

Источник

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме «Н иНН в суффиксах прилагательных»

Содержимое публикации

Тема : «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных ».

Тип урока: урок — исследование с применением игровых форм .

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.М. Разумовской; презентация с заданиями и ответами для самопроверки, раздаточный материал, оценочные листы, фразеологический и толковый словарь.

Познакомить обучающихся с орфограммой, научить применять полученные знания при написании данных слов.

Сформировать представление о лексических группах слов, которые имеют суффиксы –ан-,-ян-, -ин-, -н-, -онн-, -енн-.

Повторить сведения о прилагательном, о тексте. Закрепить умения словообразовательного и орфографического разбора.

ученик осознаёт необходимость проведённой на уроке работы для дальнейшего обучения.

ученик способен построить произвольное и осознанное речевое высказывание;

ученик может построить логическую цепь рассуждений;

ученик может выдвигать гипотезы и их обоснование;

ученик способен формулировать проблемы.

ученик может планировать свою деятельность;

ученик способен с достаточной точностью выражать свои мысли.

ученик может осуществлять целеполагание;

ученик может осуществлять коррекцию действий.

ученик применяет знания правильного написания Н и НН в суффиксах отымённых прилагательных;

ученик правильно производит морфемный анализ слов.

Педагогическая технология – проблемно-диалоговое обучение.

метод проблемного изложения; частично-поисковый; репродуктивный.

Приветствие учителя , организационный момент

— Знаете ли вы, что такое ОТКРЫТИЕ?

— Как вы думаете, легко ли сделать открытие?

— Какие люди могут сделать открытие? ( смелые, умные, трудолюбивые, внимательные)

— А хотели бы вы сами попробовать сделать открытие?

Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого мы должны смело размышлять, выдвигать предположения и ни в коем случае не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели. Сегодня мы попробуем свои силы в роли настоящих ученых, наш кабинет превратится в научную лабораторию, а наши тетради в исследовательские дневники!

На каждом ряду мы выберем экспертов

— Ребята, а как называется наука, изучающая русский язык? (лингвистика, языкознание.)

Девиз нашего урока- слова Александра Петровича Сумарокова:

«Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических

не знает свойств и правил.»

Итак, откроем тетради, запишем дату

Исследование— англ. Вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизованных методов ( эксперимент , наблюдение )

Исследователь— Человек, занимающийся научным исследованием.

Эксперимент- 1. Научно поставленный опыт.
2. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-л. каким-л. способом.

Эксперимент в Энциклопедическом словаре:
Эксперимент — (от лат. experimentum — проба — опыт), метод познания, припомощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуютсяявления природы и общества.

Эксперт- 1. Специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-л. вопроса.

2. Юр. Лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое органами расследования, суда и иными государственными и общественными органами для проведения экспертизы.

4. Блиц-опрос «Подскажи словечко»

Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой, какая, чей называется __( прилагательное ).

Прилагательные согласуются ____ ( с существительными ).

По значению прилагательные делятся на __ ( качественные, относительные, притяжательные ).

Прилагательные имеют две формы ___( полную и краткую ).

Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную _________( степени сравнения ).

Самый распространённый способ образования прилагательных _ (суффиксальный ).

5. Орфоэпическая Разминка:

СлИвовый, грУшевый, красИвее, оптОвый, избаловАнный, языкОвая (колбаса), языковОе (явление), украИнский

Задание выполняется самостоятельно, затем самопроверка

Формулируем тему урока и цели

Игра «Угадай слово»

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, выполните следующее задание: перед вами семь звёздочек, в которых находятся слоги.

Ваша задача: выпишите в строчку только те слоги, над которыми написаны только качественные имена прилагательные, составьте из них слово.

Итак, какое слово у вас получилось? Поднимите руки, у кого получилось слово ОРФОГРАММА.

— что такое орфограмма? А какое слово можно получить из оставшихся слогов.

Давайте подумаем, а какую орфограмму мы сегодня изучим! Что общего у всех прилагательных?

Дети формулируют тему (Правила написания Н и НН в суффиксах прилагательных)

Сформулируем цели нашего урока.

Познакомиться с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных.

Научиться писать Н и НН в суффиксах прилагательных.

Изучение нового материала

Работа с текстом

Лес стоит сонный, хмурый. В свинцовом небе слышится журавлиный крик. Это журавли летят за синие моря в таинственные страны. За ними потянулись гусиные и утиные стаи. Улетели птицы.

В холодном лесу наступила необыкновенная тишина. Муравьиные дома накрыты ледяными куполами, песчаные тропинки опустели. Их выстроил утренний мороз после ночного дождя.

О чем этот текст? Как его можно озаглавить? Какова основная мысль? Определите стиль и тип речи. Какие языковые средства присутствуют в нем?

Лингвистический эксперимент
Проблема: что влияет на написание Н и НН

Что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе написания букв Н-НН?
(Чтобы не ошибиться в написании букв Н-НН, надо понимать, как образованы имена прилагательные, с помощью каких суффиксов)

Это правило тоже не обходится без исключений. Отгадайте загадку:

Поля стеклянные, межи деревянные, ручки оловянные. (Окно)

Закрепление изученного материала

Заставьте заговорить «молчащую» таблицу: на месте пропусков запишите необходимые прилагательные с изученной орфограммой. ( работа в парах)

Основа существительных + -ан-, -ян-

Основа существительных + -онн-, -енн-

2. Основа существительных + -ин-

2. Основа существительных на -н-+ -н-

Деревянный дом, кожаная сумка, мышиная возня, стеклянный сосуд, искусственный цветок, сонный малыш, революционный марш, равнинный пейзаж, серебряные украшения, ветреный день, лебединая верность.

Внимание! Подумайте, какие из выделенных словосочетаний являются фразеологизмами? Что они обозначают?

найти значение фразеологизмов по фразеологическому словарю:

мышиная возня, лебединая верность

«Орфографическая дуэль» ( 2 человека у доски)

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

— Предоставляю вам право выбора оружия.

— Превосходно,- ответил Пруст, — предпочитаю орфографию.

Проведём и мы с вами дуэль с взаимопроверкой поУпр. 337

Задание: записать в два столбика прилагательные с н и нн

«О чём так говорят?»

Растения, которые собирают для приготовления лекарств (лекарственные растения)

Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная почта)

Цветы не натуральные, выполненные наподобие подлинных, живых (искусственные растения)

Меню, где указаны блюда, которые можно заказать на обед (обеденное меню)

Охота, которая ведётся с помощью ловчих ястребов (ястребиная охота)

Мельница, работающая с помощью силы ветра (ветряная мельница)

2.Найти “Четвертый лишний” (работа в парах)

1) гуси…ый, гости…ый, орли…ый, стари..ный

2) кожа…ый, песча…ый, ржа…ой, оловя…ый

3) свойстве..ый, торжестве…ый, бритве…ый,ветре…ый

4) искусстве…ый, телефо…ый, жизне…ый, клюкве..ый

Индивидуальное задание ( 2 ученика у доски)

«Корректор». Исправь ошибки.

тыквенный
свинной
берестяной
осений
лебединный
ветренный
тюлений

Учёные выяснили, что в древности ножи были каме(Н, НН)ыми. С появлением металла кухо(Н, НН)ые ножи стали делать из стали и железа. Ножи для сервировки стола были серебря(Н,НН)ми или золотыми. Рукоятки ножей украшали драгоце(н,нн)ыми камнями.

Домашнее задание (разноуровневое)

Упражнение 340 (выписать слова в два столбика);

найти 5 фразеологизмов, составить с ними предложения;

сочинить лингвистическую сказку на данную тему или стихотворение – «запоминалку» на изученное правило.

1.Вспомните цели урока.

2. Как вы считаете, они достигнуты?

3. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

а) я всё понял, могу этот материал объяснить другому;

б) я сам всё понял, но объяснить другому не возьмусь;

в) для полного понимания мне нужно еще все повторить;

Источник

Читайте также:  разряд существительных по значению примеры

Н и нн в прилагательных образованных от существительных 6 класс



Урок по теме: «Правописание н-нн в прилагательных, образованных от существительных»
план-конспект урока (6 класс) на тему

Разрабтка урока с презентацией

Скачать:

Вложение Размер
разработка 519 КБ
Презентация 659.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название ОУ: Муниципальное образовательное учреждение Копейкинская средняя общеобразовательная школа Таврического муниципального района Омской области

Тема урока: «Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных»

Предмет: русский язык

Учитель: Тонкова Мария Викторовна

Тип урока : объяснение нового материала

Вид урока: урок-исследование

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная

Методы и приёмы работы: проблемный, частично-поисковой, словесный, наглядно — практический, самоконтроль.

Обучающие: познакомить с правилом правописания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных; формировать умение выбирать Н и НН в суффиксах прилагательных.

Развивающие: вырабатывать орфографическую зоркость учащихся, как в коллективной работе, так и в индивидуальной; развивать речь учащихся, мышление, умение анализировать, умение сопоставлять, выделять главное, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: используя разные формы работы, прививать интерес к учебе, воспитывать чувства сопереживания, взаимопомощи, умение работать в группах, прививать культуру поведения на уроке.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация, учебник, раздаточный материал.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний об имени прилагательном.
  3. Определение темы урока и постановка целей.
  4. Изучение нового материала
  5. Закрепление изученного материала, отработка правил и алгоритма действия.
  6. Физминутка.
  7. Отработка практических навыков.
  8. Подведение итогов.
  9. Домашнее задание

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний об имени прилагательном.

— Ребята, какую часть речи мы сейчас изучаем?

— Что вы знаете об имени прилагательном?

III. Определение темы урока и постановка целей. ( Слайд 2)

Зим(н, нн)ий, со(н, нн)ый,

ледя(н, нн)ой, гуси(н, нн)ый,

песча(н, нн)ый, тыкве(н,нн)ый,

-Как вы думаете, что сегодня на уроке будем изучать?
(Правописание Н – НН в именах прилагательных)

— От какой части речи образуются имена прилагательные? ( от существительного)

— Как будет звучать тема урока? ( Правописание Н- НН в именах прилагательных, образованных от существительных)

— Откройте тетради, запишите число, тему урока ( Слайд 3)

Правописание букв Н-НН

в именах прилагательных,

образованных от существительных

2. Постановка целей урока ( Слайд 4)

— Познакомиться с правописанием букв Н-НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных;

— Уметь выбирать Н или НН в суффиксах прилагательных;

— Уметь доказывать свою точку зрения при выборе орфограммы.

IV. Изучение нового материала.

1. Как можно доказать сколько букв Н-НН в суффиксах прилагательных?

— Ребята, попробуем разобраться в правильном написании слов с помощью словообразовательного анализа. Посмотрите на слайд (5) . Перед вами три столбика прилагательных с именами существительными. Почему же в одном случае написана –Н , а в другом –НН?

— Прилагательные могут образовываться от существительных при помощи суффиксов, в которых есть одна или две буквы Н.

Запись на доске и в тетради: боль боль+ н (ой) — больной

луна луна + н (ый) — лунный

— Например, от существительного боль при помощи суффикса – н- образуется прилагательное больной. Но если основа существительного оканчивается на -н-, то нужно помнить, что в этом слове мы будем писать две буквы Н : одна входит в корень, другая является суффиксом. Выводим формулу правила:

— Но есть прилагательные без суффиксов, обратите своё внимание на третий столбик нашего слайда. Здесь буква – н — входит в корень, суффикса в этих словах нет. Прилагательных без суффиксов немного : румяный, юный, свиной, зелёный, синий, пряный, рьяный. Эти слова надо запомнить.

-Назовите прилагательные. От какого слова образовалось слово гусиный ? Это какая часть речи? С помощью какого суффикса образовалось новое слово? Какое значение имеет этот суффикс? (суффикс – ин — обозначает принадлежность кому-то) Сколько –н пишется в данных словах? Рассмотрим следующие прилагательные. От каких слов они образованы? Назовите часть речи. С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Что они обозначают? ( -ан-, -ян- «сделанный из. »)

н гусь+ ин — гусиный

Запись в тетрадь: — а Н – кожа + ан — кожаный

я серебро +ян — серебряный

Вывод: прилагательные, образованные от существительных при помощи суффиксов –ан, -ян, -ин, пишутся с одной буквой – н.

-Обратите внимание на следующий слайд (Сдайд 8)

— Что общего в записанных словах? ( Все данные слова – прилагательные, они образованы от существительных с помощью суффиксов — енн-, -онн-).

е тыква + енн — тыквенный

Запись в тетрадь: — НН-:

о станция + онн – станционный

2. Составление алгоритма правописания Н-НН в суффиксах прилагательных.

Оформление теоретического материала в виде таблицы (Слайд 9)

( Оформление таблицы последовательное, по щелчку)

3. Работа по учебнику.

— Ребята, откройте учебник на с. 100-101. Прочитайте текст про себя и сделайте выводы.(Сравнение научного материала с самостоятельными выводами)

— Что нового узнали? (Что есть слова – исключения)

— Дополним таблицу недостающими выводами (Слайд 10)

— Что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе написания букв Н – НН?(Чтобы не ошибиться в написании букв Н – НН, надо понимать, как образованы имена прилагательные, с помощью каких суффиксов).

– А теперь немного отдохнем. (Шуточная разминка)

– Кто сегодня ранним утром с деревянной койки встал? – Это я.

– Маму с папой в румяные щечки крепко ты расцеловал? – Это я.

– Из стеклянной чашки быстро кофе с сахаром попил? – Это я.

– Бутербродом вкусным–вкусным ты наверно закусил? – Это я.

Источник

Правописание -Н- и -НН- в прилагательных

В при­ла­га­тель­ных пишет­ся как одна бук­ва -Н-, так и -НН-. Правильный выбор сде­ла­ем, опре­де­лив, от сло­ва какой части речи и с помо­щью каких суф­фик­сов обра­зу­ют­ся при­ла­га­тель­ные.

Для того что­бы выбрать одну и две бук­вы -Н- в напи­са­нии имен при­ла­га­тель­ных, опре­де­лим, с помо­щью каких суф­фик­сов они обра­зо­ва­ны от суще­стви­тель­ных или гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида.

Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от существительных

Если при­ла­га­тель­ное обра­зо­ва­но от суще­стви­тель­но­го с помо­щью суф­фик­сов -ан-, -ян-, -ин-, то эти суф­фик­сы пишут­ся с одной бук­вой -Н-, напри­мер:

  • песок — песч ан ый пляж;
  • рожь — рж ан ой хлеб;
  • бере­ста — берест ян ое лукош­ко;
  • сереб­ро — серебр ян ый кре­стик;
  • осёл — осл ин ый крик;
  • соло­вей — соловь ин ое пение.

Обратим вни­ма­ние, что корен­ное «н» пишет­ся в при­ла­га­тель­ных:

Запомним напи­са­ние слов-исключений :

  • оло­во — олов янн ый
  • дере­во — дерев янн ый
  • стек­ло — стекл янн ый

Прилагательные обра­зу­ют­ся от суще­стви­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов -онн- и -енн-, напри­мер:

  • лек­ция — лек­ци онн ый курс;
  • стан­ция — стан­ци онн ое зда­ние;
  • клят­ва — клятв енн ое обе­ща­ние;
  • брит­ва — бритв енн ый при­бор.

Качественные при­ла­га­тель­ные с суф­фик­сом -енн- могут выра­жать боль­шую меру при­зна­ка:

  • толст енн ый фоли­ант
  • тяжел енн ый мешок
  • широч енн ый пояс
  • высоч енн ый бас­кет­бо­лист
  • здо­ров енн ый муж­чи­на.

Исключение состав­ля­ет сло­во «вет­ре н ый» (день, чело­век, при­я­тель). Однако при­ста­воч­ные обра­зо­ва­ния это­го при­ла­га­тель­но­го пишут­ся с -НН-:

С -НН- пишут­ся при­ла­га­тель­ные, если суф­фикс -н- при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве суще­стви­тель­но­го, закан­чи­ва­ю­щей­ся тоже на «н»:

  • осе н ь — осе н н ий день;
  • дли н а — дли н н ые тени;
  • бал­ко н — бал­ко н н ые пери­ла;
  • це н а — це н н ый камень;
  • кух н я — кухо н н ый ком­байн.

В при­ла­га­тель­ных, кото­рые обра­зо­ва­ны от суще­стви­тель­ных на -мя, напи­шем -НН-, так как они обра­зо­ва­ны от осно­вы кос­вен­ных паде­жей этих суще­стви­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щей­ся на «н», напри­мер:

  • вре­мя — нет вре­ме н и — времен-н-ой;
  • темя — вид теме н и — темен-н-ой;
  • имя — зову по име н и — имен-н-ой;
  • семя — мно­го семе н и — семен-н-ой.

Написание -Н- и -НН- в прилагательных, образованных от глаголов

Чтобы выбрать напи­са­ние -Н- или -НН- в при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от гла­го­лов, опре­де­ля­ем вид гла­го­ла. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся бес­при­ста­воч­ный гла­гол несо­вер­шен­но­го вида (что делать?), то отгла­голь­ное при­ла­га­тель­ное пишет­ся с -Н-, напри­мер:

  • гру­зить — гру­жё­ный вагон;
  • сеять — сея­ная мука;
  • пле­сти — пле­тё­ная кор­зи­на,
  • метить — мече­ный атом;
  • точить — точё­ная лож­ка.

Наличие при­став­ки не- и полу- не меня­ет напи­са­ния при­ла­га­тель­но­го:

  • носить — ноше н ый — не ноше н ый костюм,
  • ранить — ране н ый — не ране н ый сол­дат,
  • гру­зить — гру­жё н ый — полу гру­жё н ый само­свал.

У таких слов в пред­ло­же­нии не долж­но быть зави­си­мых слов.

Сравним:

Плетё н ая кор­зи­на пол­на румя­ных яблок.

Плетё нн ые дедуш­кой кор­зин­ки были нарас­хват на база­ре.

Если же про­из­во­дя­щим явля­ет­ся гла­гол совер­шен­но­го вида (что сде­лать?) с при­став­кой, то при­ла­га­тель­ное име­ет в напи­са­нии -НН-, напри­мер:

В при­ла­га­тель­ных, име­ю­щих в мор­фем­ном соста­ве суф­фик­сы -ова-/ева-, -ирова-, пишет­ся -НН-:

  • пресс ова ть — пресс ова нн ый;
  • взволн ова ть — взволн ова нн ый;
  • риск ова ть — риск ова нн ый;
  • очар ова ть — очар ова нн ый;
  • никел иро­ва ть — никел иро­ва нн ый;
  • натрен иро­ва ть — натрен иро­ва нн ый;
  • иллюстр иро­ва ть — иллюстр иро­ва нн ый.

Правописание -Н- и -НН- в кратких формах прилагательных

Краткие фор­мы при­ла­га­тель­ных сохра­ня­ют напи­са­ние -Н- или -НН-, кото­рое суще­ству­ет в их пол­ных фор­мах.

Алгоритм определения написания -Н- или -НН- в прилагательных

Чтобы пра­виль­но напи­сать при­ла­га­тель­ное с -Н- или -НН-, выяс­ним сна­ча­ла его фор­му, пол­ную или крат­кую. Затем опре­де­лим, от суще­стви­тель­но­го или гла­го­ла обра­зо­ва­но рас­смат­ри­ва­е­мое сло­во. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся суще­стви­тель­ное, обра­ща­ем вни­ма­ние на его осно­ву и суф­фикс, с помо­щью кото­ро­го обра­зо­ва­но при­ла­га­тель­ное.

Если при­ла­га­тель­ное явля­ет­ся отгла­голь­ным, выяс­ня­ем вид гла­го­ла, обра­тив вни­ма­ние, есть ли при­став­ка в его мор­фем­ном соста­ве, а так­же учи­ты­ва­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы.

Схематично алго­ритм опре­де­ле­ния напи­са­ния -Н- или -НН- в име­нах при­ла­га­тель­ных и при­ча­сти­ях выгля­дит так:

Определим, в какой фор­ме сто­ит при­ла­га­тель­ное:
пол­ной крат­кой
Две бук­вы в окон­ча­нии (кра­си­вая) Одна бук­ва в окон­ча­нии (кра­си­ва, кра­сив)
Выясним, от какой части речи обра­зо­ва­но сло­во: от суще­стви­тель­но­го или от гла­го­ла.
Полная фор­ма
Прилагательные от суще­стви­тель­ных Прилагательные от гла­го­лов ( при­ча­стия)
-Н- -НН- -Н- -НН-
-ан, -ян, -ин

лев — льви­ный
соль — соля­ной
кожа — кожа­ный

! Стеклянный
оло­вян­ный
дере­вян­ный

-онн, -енн

рево­лю­ция — рево­лю­ци­он­ный
листва — лист­вен­ный

! Ветреный
Но — без­вет­рен­ный

без при­став­ки

моро­же­ный сом (от моро­зить)

с при­став­кой

замо­ро­жен­ный сом

Н+Н = сон+ный

НО!
юный, румя­ный,
сви­ной, пря­ный,
пья­ный, пога­ный,
зелё­ный, синий.

К пер­во­об­раз­ным так­же отно­сят­ся сло­ва:
еди­ный, фаза­ний,
воро­ний, бара­ний,
саза­ний, тюле­ний,
пав­ли­ний, баг­ря­ный,
рья­ный, була­ный.

не, полу. не счи­тать!

немо­ро­же­ный
полу­мо­ро­же­ный

зави­си­мое сло­во

моро­жен­ный мамой сом

МЯ = енн

вре­мен­ный (вре­мя)

суф. -ова-, -ева-, -ирова-

! кова­ный, жёва­ный, клё­ва­ный

! желан­ный, неча­ян­ный, неждан­ный, нега­дан­ный

Краткая фор­ма
Значение дей­ствия (что сде­ла­ны?) — «Н»
вос­пи­та­ны отцом, взвол­но­ва­ны бурей
Значение при­зна­ка (како­вы?) — см. на пол­ную фор­му: сколь­ко «н» в пол­ной, столь­ко и в крат­кой.
Они вос­пи­тан­ны и обра­зо­ван­ны (вос­пи­тан­ные и обра­зо­ван­ные).

Видеоурок

Источник

Читайте также:  морфемный разбор существительного простой