Меню

На какие группы делятся глагол



Группы глаголов

ГРУППЫ ГЛАГОЛОВ

Глагольные группы выделяются для удобства изучения особенностей спряжения русских глаголов. Принцип выделения групп сугубо практический. В одну группу могут входить глаголы и продуктивных, и непродуктивных классов (по классификации научных грамматик). Например, глаголы крикнуть и привыкнуть в одной группе.

В каждой группе заучивается спряжение глагола-модели, по образцу которого изменяются все остальные глаголы данной группы. Например, в группе 1 – глагол читать, а в группе 2 – глагол говорить.

При изучении глагольных групп не стоит настаивать, чтобы студенты запоминали номер группы, важнее запомнить основной глагол-модель. Например, спрашивать как читать, расти как идти, а не гр. 1 и гр. 5.

1. Группа ЧИТАТЬ

К этой группе относятся глаголы на — АТЬ и на — ЕТЬ (знать, болеть и др.). К основе на гласный (а или е) прибавляются окончания 1 спряжения:

2. Группа ГОВОРИТЬ

Глаголы на — ИТЬ, — ЕТЬ, — АТЬ (после шипящих): курить, смотреть, лежать и др. К основе на согласный прибавляются окончания 2 спряжения:

Необходимо обратить внимание студентов на следующие особенности.

А) В глаголах этой группы может быть чередование согласных (только в форме 1 лица ед. ч.), в глаголах с основой на согласные Б, П, В, Ф, М также наблюдается чередование:

Б) в глаголах с основой на шипящий (Ч, Ж, Щ, Ш) в 1 лице ед. ч. и в 3 лице мн. ч. прибавляются окончания и -ат (вместо и –ят): учу, учат; лежу, лежат.

3. Группа РИСОВАТЬ

К этой группе относятся глаголы на — ОВАТЬ, — ЕВАТЬ (танцевать, советовать и др.). К основе на согласный прибавляется суффикс -у- (или -ю-) и окончания 1 спряжения:

Многие заимствованные глаголы относятся к этой группе, например, синтезировать, ассимилировать, анализировать и др.

4. Группа ПИСАТЬ

К этой группе относятся глаголы на –АТЬ (сказать, плакать, искать и др.). К основе на согласный прибавляются окончания 1 спряжения. В глаголах этой группы наблюдается чередование согласных, но, в отличие от группы ГОВОРИТЬ, оно происходит во всех лицах:

К этой группе относятся глаголы на –ТИ (нести, расти, везти и др.). К основе на согласный добавляются окончания 1 спряжения:

Необходимо обратить внимание на образование прошедшего времени:

Идти – шёл, шла, шли

Нести – нёс, несла, несли

Везти – вёз, везла, везли

Вести – вёл, вела, вели

Расти – рос, росла, росли

К этой группе относятся односложные глаголы бить, лить, шить, вить и образованные от них приставочные разбить, налить, выпить и др. Эти глаголы имеют окончания 1 спряжения:

К этой группе относятся все приставочные глаголы с этим корнем: продать, передать, сдать, отдать и др. Глаголы этой группы имеют особые окончания, которые нужно запомнить.

8. Группа ДАВАТЬ

К этой группе относятся глаголы, имеющие в инфинитиве суффикс -ва- (после корней да-, зна-, ста-), который исчезает при спряжении: продавать, сдавать, узнавать, вставать и др. К основе на гласный прибавляются окончания 1 спряжения:

К этой группе относятся глаголы, имеющие корень ста- (стать, встать, перестать, устать и др.). К основе на гласный прибавляется согласный -н — и окончания 1 спряжения:

10. Группа КЛАСТЬ

К этой группе относятся глаголы на – СТЬ (класть, упасть, пропасть, украсть и др.). Как и в группе ПИСАТЬ, здесь наблюдается чередование согласных во всех лицах: С – Д. К основе на согласный прибавляются окончания 1 спряжения:

Необходимо обратить внимание на образование форм прошедшего времени.

Упасть – упал, упала, упало, упали

Украсть – украл, украла, украли

К этой группе относятся глаголы, в которых есть чередование гласных: Ы – О (мыть, открыть, закрыть и др.). К основе на гласный прибавляются окончания 1 спряжения:

К этой группе относятся глаголы на –ЧЬ (мочь, помочь, беречь, лечь, течь, печь и др.). При спряжении глаголов наблюдается чередование согласных: Г – Ж, К – Ч.

К основе на согласный прибавляются окончания 1 спряжения:

Необходимо обратить внимание на образование форм прошедшего времени.

Мочь – мог, могла, могли

Лечь – лёг, легла, легли

Печь – пёк, пекла, пекли

13. Группа ОТДОХНУТЬ

К этой группе относятся глаголы на –НУТЬ (крикнуть, привыкнуть, погибнуть, исчезнуть, возникнуть и др.). К основе на согласный прибавляются окончания 1 спряжения:

Необходимо обратить внимание на то, что некоторые глаголы группы образуют форму прошедшего времени без суффикса -ну- :

Отдохнуть – отдохнул, отдохнула, отдохнули

Крикнуть – крикнул, крикнула, крикнули

Привыкнуть – привык, привыкла, привыкли

Исчезнуть – исчез, исчезла, исчезли

Погибнуть – погиб, погибла, погибли

В группы не вошли такие глаголы, как хотеть, бежать, жить, умереть, снять и др. Эти глаголы рассматриваются как глаголы «вне групп» и рядом с ними даётся спряжение. Знакомство с группами должно происходить постепенно, по мере поступления новых глаголов в той последовательности, в которой они изучаются.

Глаголы записываются в тетрадь под руководством преподавателя. Первые 10 (13) страниц – для записи глагольных групп. Это будет своего рода глагольный справочник для студента. В каждой группе записывается глагол-модель. Его спряжение, все замечания относительно чередования согласных, вариантов окончания и т. п.

Читайте также:  Написать 2 предложения с глаголами за 7 класс

Начиная с 11 страницы глаголы записываются подряд, ставится порядковый номер, чтобы контролировать студентов: не пропущен ли какой-либо глагол, а также для удобства последующего повторения.

Глаголы записываются парами. Слева (или сверху) – глагол НСВ, справа (снизу) – глагол СВ. Студентов должны быть приучены к такой записи, поэтому никаких дополнительных помет о воде глагола не делается.

Если глаголы записываются в тетрадь до объяснения темы «Вид глагола», вносится только глагол одного вида, а для другого оставляется свободное место, которое заполняется впоследствии. Также поступаем и с управлением глаголов: записывается только те вопросы, которые понятны студентам на данный момент, для других оставляем свободное место.

Например, глагольная пара ЧИТАТЬ / ПРОЧИТАТЬ вначале будет записана только с вопросом что?. Вопросы о чем? о ком? будут записаны после знакомства с данным значением предложного падежа.

Под глаголами (или рядом с ними) записывается модель, по которой он изменяется. И указывается чередование, если оно есть. Например:

Если глаголы в инфинитиве заканчиваются на — ТИ, -ЧЬ, — СТЬ, — НУТЬ, необходимо записать формы прошедшего времени. Например:

(читать) (мочь) он помог

В остальных случаях форма прошедшего времени не указывается.

Необходимо записать и формы императива, причем, иногда лучше дать ее с отрицанием, например, от глагола УПАСТЬ: Не упади (те)!

После каждой видовой пары записываются предложения-примеры. Иногда рядом с вопросами можно написать существительные, с которыми сочетается данный глагол. Например:

ПРОВОДИТЬ / ПРОВЕСТИ что? 1) время, вечер, каникулы

2) собрание, конференцию и т. д.

В окончательном варианте запись нового глагола должна выглядеть так:

РАССКАЗЫВАТЬ – РАССКАЗАТЬ 1) кому? что?

(читать) (писать) 2) кому? о ком? о чём?

(Не) рассказывай(те)! Расскажи(те)!

Примеры: Мой друг часто рассказывает мне весёлые истории.

Вчера он рассказал мне о том, как он был в цирке.

Источник

Группы глаголов в русском языке

Непродуктивные группы глаголов. Глаголы с непродуктивным соотношением основ делятся на десять групп.

Деление глаголов на группы

Группа

Исход основы прошедшего времени

Исход основы настоящего времени

Группа I включает глаголы с показателем [а] — нуль: писа-ла, пиш-ут, ворча-ла — ворч-ат, рва-ла — рв-ут, бра-ла — бер-ут, сме[]-ла-сьсме[j-у]т-ся, [м’а]-ла —мн-ут. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -ать (-ять). По признаку конца основы настоящего времени выделяется четыре подгруппы.

Подгруппа 1 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [а] — нуль. В зависимости от качества конечной согласной, а также наличия беглых гласных в основе настоящего времени в подгруппе 1 выделяются пять разновидностей.

а) Глаголы с чередованием конечных согласных основ прошедшего и настоящего времени [к — ч], [г — ж], [хш], с[к] [`ш’], з[к] [ж], [с — ш], [з — ж], с[т] [`ш’], [n] — n[л’], [б] — б[л’], [м] — м[л’], [р —р’]: алкать (устар.), блистать, бормотать, брехать (прост.), брызгать, вязать, глодать, гоготать, грохотать, двигать, дремать, с компонентом -имать: внимать, изымать, подымать, а также глаголы, не образующие форм от основы прошедшего времени: объемлют, приемлют, разъемлют, искать, с компонентом -казать (за-, на-, при-, о-, до-, по-, с-, от-, у-, вы-), казать (устар. показывать), капать, клеветать, клекотать, клепать, кликать, клокотать, клохтать (разг.), колебать, колыхать, крапать (разг.), кудахтать, курлыкать, лепетать, лизать, лопотать (разг.), мазать, махать, метать, метаться, мурлыкать, низать, обязать, пахать, писать, плакать, плескать, плясать, полоскать, с компонентом -поясать (о-, под-, рас-), прыскать (разг.), прятать, пыхать (разг.), резать, рокотать, роптать, рыскать, свистать, скрежетать, слать, слыхать, стлать, стрекотать, сыпать, тесать, топтать, трепать, трепетать, тыкать, хлестать, хлопотать, хлыстать (прост.), хныкать, хохотать, чесать, шептать, щебетать, щекотать, щепать, щипать. Особенности отдельных глаголов: в глаголах клеветать, роптать, скрежетать, трепетать имеет место чередование [т —`ш’]: трепетала — трепещ-ут; у глагола слать чередование с[л] [шл’]. слала — ш[л’-у]т; у глагола стлать в основе настоящего времени беглая е стла-ла — сте[л’-у] т.

Глаголы группы I, 1а подвергаются воздействию глаголов I класса, в результате чего появляются вариантные словоформы. Глаголы группы I,1а принадлежат к I спряжению.

б) Глаголы с основой настоящего времени на шипящую: бренчать, брюзжать, бурчать (разг.), верещать, визжать, ворчать, держать, дребезжать, дрожать, дышать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, слышать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать (прост.), шуршать, два глагола с основой настоящего времени на [j] (бояться, стоять), а также гнать с основой настоящего времени на [н’] и спать с основой настоящего времени на [п‘]. Особенности отдельных глаголов: у спать в форме 1 л.ед.ч. имеет место чередование [п’] — [пл‘]: с[п’-а]т, но сп[л’-у]; у гнать в основе настоящего времени беглая о: гна-ла, но го[н’-а]т.

Глаголы группы I,1б принадлежат ко II спряжению.

в) Глаголы с основой настоящего времени на [j]: баять (устар.), блеять, веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться (прост.), надеяться,реять (высок.), сеять, смеяться, таять,хаять (прост.), чаять (устар., прост.), чуять (прост.), а также деять, деяться (устар. и прост.).

Читайте также:  Какие имеют окончания в прошедшем времени глагола

Глаголы группы I, 1г принадлежат к I спряжению.

г) Глаголы с основой настоящего времени на твердую согласную: врать, жаждать, ждать, жрать (прост.), лгать, орать (прост, кричать), попрать (высок.), рвать, ржать, сосать, стонать, ткать.

Глаголы группы I, 1г принадлежат к I спряжению.

д) Глаголы с основой настоящего времени на твердую согласную и с беглыми о, е в основе: брать, драть, звать (зва-лазов-ут).

Глаголы группы I, 1д принадлежат к I спряжению.

Подгруппа 2 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [а —yj]: живописатьживописа-лаживопис[уj-у]т (I спр.).

Глаголы I класса испытывать, истязать, наказывать, обязывать, связывать, указывать обладают вариантными словоформами настоящего времени, основа которых оканчивается на [уj] подобно основе настоящего времени глагола живописать.

Подгруппа 3 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [ан.]: жать (жнут), мять, распять, начать, зачать, почать (прост.).

Глаголы группы I, 3 принадлежат к I спряжению.

Подруппа 4 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [ам]. В этой подгруппе выделяются три разновидности.

а) Глаголы с инфинитивом на -ать (-ять): жать (жмут), взять.

б) Глаголы с инфинитивом на -пять и чередованиями [а] — нуль, [н’-j]: донять — до[н’а]-ла — до[j]м-ут, занять, нанять, перенять, понять, пронять, унять.

в) Глаголы с инфинитивом на -пять и чередованием [а — и]: внять — в[н’а]-ла — вним-ут, обнять, отнять, поднять, разнять, снять.

Особенности отдельных глаголов: у принять имеют место чередования [аи], [н’] — нуль и совмещение приставки и корня: при[н’а]-лаприм-ут; у изъять имеют место чередования [аи], [j] — нуль: из[]-лаизым-ут.

Глаголы группы I, 4 принадлежат к 1 спряжению.

Группа II включает в себя глаголы с показателем [е] — нуль: блесте-лаблес[т’-а]т, реве-ларев-ут, пе-лаno[j-y]m. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на —ешь. По признаку конца основы настоящего времени выделяются две подгруппы.

Подгруппа 1 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [е] — нуль. В зависимости от качества конечной согласной в основе настоящего времени в подгруппе 1 выделяются две разновидности.

а) Глаголы с основой на парно-мягкую согласную и с чередованием [т’ — ч], [д’ — ж], [с’ — ш], с[т’] [`ш’], [п’] — п[л’] [б’] —б[л’], [м’] — м[л’] в форме 1 л. ед.ч.: блесте-ла — блес[т’-а]т, но бле[`ш’]-у. В эту разновидность входят глаголы: бдеть (устар.), блестеть, болеть (испытывать боль), велеть, вертеть, видеть, висеть, галдеть (разг.), гореть, греметь, гудеть, дудеть (разг.), зависеть, звенеть, зреть (устар. видеть), зудеть (разг.), кипеть, коптеть, корпеть (разг.), кряхтеть (разг.), лететь, ненавидеть, обидеть, пыхтеть, свербеть (прост.), свиристеть (разг.), свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть (высок.), скрипеть, смердеть, смотреть, сопеть, тарахтеть (разг.), терпеть, храпеть, хрипеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь, а также кишеть с основой на шипящую (кишела — киш-ат).

Глаголы группы II, 1а принадлежат ко II спряжению.

б) Глагол реветь (I спр.) с основой настоящего времени на твердую согласную: реве-ларев-ут.

Подгруппа 2 — глагол петь с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [еоj]: пе-лаno[j-y]m (I спр.).

Группа III включает в себя глаголы с показателем [и] — нуль: билаб[j-y]m, вы-лаво[j-y]m, гни-лагни[j-y]т, бри-лабре[j-y]т. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -ить (-ыть). По признаку конца основы настоящего времени выделяется четыре подгруппы.

Подгруппа 1 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [иj] и нулем гласного в основе настоящего времени: бить, вить, лить, пить, шить (ши-лаш[j-у-у]т).

Подгруппа 2 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [иoj]: выть, крыть, мыть, ныть, рыть (ры-лаpo[j-y]m).

Подгруппа 3 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [иuj]: гнить, почить (высок., устар.) — почи-ла, noчu[j-y]m.

Подгруппа 4 — глагол брить с соотношением основ прошедшего и настоящего времени [иej]: бри-лабpe[j-y]m.

Все глаголы группы III принадлежат к I спряжению.

Группа IV включает глаголы с показателем нуль — [н]: сохласохн-ут, ста-ластан-ут. В этой группе различают две разновидности.

а) Глаголы с инфинитивом на -нуть: -бегнутъ (из-, при-), блекнуть, брюзгнуть, бухнуть (набухать), -вергнуть (в-, с-, из-, по-, под-, низ-, от-, ниспро-, опро- книжн. и высок.), -вергнутъся (в-, под-, из-, низ-, по-, ниспро-, с-), виснуть, воскреснуть, -выкнуть (об-, при-, от-, с-. -ся), вязнуть, вянуть, гаснуть, гибнуть, глохнуть, горкнуть, грузнуть, -грязнуть (по-), -двигнуть (воз-, по-; высок.), дохнуть (прост.), дрогнуть, дрыхнуть (прост.), дрябнуть (разг.), дряхнуть, жухнуть, заскорузнуть (разг.), зябнуть, иссякнуть, исчезнуть, киснуть, крепнуть, липнуть, мерзнуть, меркнуть, мокнуть, молкнуть, мякнуть, никнуть, обрыднуть (прост.), пахнуть, промозгнуть (разг.), пухнуть, разверзнуть (книжн.), сипнуть, склизнуть (разг.), слабнуть (разг.), слепнуть, сохнуть, -стигнуть (до-, на-, за-, по-), стынуть, стихнуть, -торгнуть (в-. -ся, ис-, от-, рас-), тускнуть, тухнуть (гаснуть), тухнуть (портиться), хрипнуть, чахнуть.

Читайте также:  Разбор глагола беречь по составу

Глаголы группы IVa подвергаются воздействию глаголов IV класса, в результате чего появляются вариантные словоформы.

б) Глаголы с отсутствием -ну- в инфинитиве: деть, стать, стыть, -стрять (в-, за-), а также глагол клясть: к[л’а]-лаклянут.

Все глаголы группы IV принадлежат к I спряжению.

Группа V включает глаголы с показателем нуль — смычный зубной [д] или [т]: бре-лабред-ут, цве-лацвет-ут. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -сти(-сть). В зависимости от качества конечного согласного основы настоящего времени выделяются две подгруппы.

Подгруппа 1 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени нуль — [д]: блюсти, брести, вести, класть, красть, пасть, прясть, сесть. Особенности отдельных глаголов: у сесть в основах прошедшего и настоящего времени имеет место чередование [е — а]: се-ла — [с’а]д-ут.

Подгруппа 2 — глаголы с соотношением основ прошедшего и настоящего времени нуль — [т]: гнести (устар.), мести, обрести (высок.), плести, рассвести, цвести, с компонентом -честь (с-, рас-, об-, вы-, у-, за-, на-, по-, предпо-), а также расти. Особенности отдельных глаголов: у расти основа прошедшего времени оканчивается согласным с, в основах прошедшего и настоящего времени имеет место орфографическое чередование [оа]: рос-лараст-ут.

Все глаголы группы V принадлежат к I спряжению.

Группа VI включает глаголы с показателем нуль — [в]: плылаплыв-ут. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -ишь (-ыть): жить, плыть, слыть.

Глаголы группы VI принадлежат к I спряжению.

Группа VII включает глаголы с показателем [о] — нуль: пололапо[л’-у]т. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на —оть: бороть (устар. и прост.), бороться, колоть, молоть, полоть, пороть. Конечные согласные основы прошедшего времени [р], [л] чередуются с [р’], [л’] в основе настоящего времени. Особенности отдельных глаголов: у молоть в основах прошедшего и настоящего времени имеет место чередование [о — е] моло-ламе[л’-у]т.

Глаголы группы VII принадлежат к I спряжению.

Группа VIII включает глаголы с показателем [ваj]: давалада[j-y]m. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на —вать(ся) (давать, создавать) и все глаголы на -давать, -знавать, -ставать (в сочетании с приставками и постфиксом —ся выдавать, узнавать, оставаться).

Глаголы группы VIII принадлежат к I спряжению.

Группа IX включает глаголы с показателем [уyj]: ду-ладу[j-y]m. К этой группе относятся глаголы с инфинитивом на -уть: дуть, обуть, разуть.

Глаголы группы IX принадлежат к I спряжению.

Группа X включает глаголы с совпадающими основами прошедшего и настоящего времени: вез-лавез-ут, берег-лаберег-ут. В зависимости от суффикса инфинитива и качества конечного согласного основы выделяются две подгруппы.

Подгруппа 1 — глаголы с основой на [к], [г] и инфинитивом на -чь, имеющие чередование [к — ч], [г — ж] в формах 2 л., 3 л. ед.ч. и 1 л., 2 л. мн.ч.: беречь, влечь, волочь (прост.), жечь, лечь, мочь (изнемочь, помочь, превозмочь), облечь (книжн.), печь, печься, пренебречь, с компонентом -прячь (вы-, за-, от-, при-, пере-), напрячь (сделать упругим), -речь (изречь, наречь, обречь, заречься, отречься), а также сечь, стеречь, стричь, жечь, толочь (толк-латолк-ут, тол-ч-ешъ, толч-ет, толч-ем, толч-ете). Особенности отдельных глаголов: у жечь и толочь в форме прошедшего времени м.р. беглая гласная о, отсутствующая в других формах прошедшего времени (жег, но жгла, жгло, жгли; толок, но толкла, толкло, толкли).

Подруппа 2 — глаголы с основой на согласные [б], [з], [с], [р].

В зависимости от суффикса инфинитива и качества конечного согласного основы выделяется четыре разновидности.

а) Глаголы с инфинитивом на —сти (сть), -зти (-зть) и основой на [з], [с]: везти, грызть, лезть, нести, пасти, ползти, трясти (тряслатряс-ут).

б) Глаголы с инфинитивом на —сти и основой на [б]: грести, погрести (книжн.), скрести (скреб-ласкреб-ут).

в) Глаголы с инфинитивом на —ешь, а также с беглой гласной [о] (орфогр. ё) в формах прошедшего времени: мереть, переть (прост.), простереть (книжн.), тереть (тёр-латр-ут).

г) Глаголы с инфинитивом на -ить, -шибить (за-, от-, под-, пере-, у-, o-. -ся) и все возвратные глаголы с этим корнем: ошибласьошиб-утся.

Все глаголы группы X принадлежат к I спряжению.

Источник