Меню

Начальная форма глагола на еть



Глаголы на еть и ить, правило, примеры

1 ответ

Написание окончания в глаголе зависит от спряжения. Глаголы, оканчивающиеся на “-еть”, относятся к первому спряжению. Примеры:

  • надеть;
  • замереть;
  • пламенеть;
  • умереть;
  • присмиреть;
  • овдоветь;
  • пламенеть;
  • поумнеть;
  • простереть.

Глаголы, оканчивающиеся на “-ить”, относятся ко второму спряжению. Примеры:

Оценка: 4.6 ( 10 голосов)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Александр ACDC 506
  2. 2. Анна Велюга 102
  3. 3. Лакрес Розени 94
  4. 4. Игорь Проскуренко 75
  5. 5. Михаил Азрапкин 65
  6. 6. Hon Raon 59
  7. 7. Кирилл Бессонов 57
  8. 8. Igor S 54
  9. 9. Aleksandra Tarasenko 53
  10. 10. Анастасия Ефременко 53
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Игорь Проскуренко 16,581
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

Суффиксы -е(ть), -и(ть), -ене(ть), -ени(ть)

Особенности написания отдельных суффиксов.

Различаются глаголы на −еть и −ить. Глаголы на −еть (в 1-м лице −ею) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким нибудь, приобрести признак’, напр.: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на −ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить. Ср. те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по)беле́ть и (по)бели́ть, (о)слабе́ть , (раз)весели́ть.

Приобретение какого нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на −ене́ть, в которых безударный гласный перед н передается буквой е: леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть. Соотносительные переходные глаголы II спряжения на −ени́ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.

Читайте также:  Какой суффикс показатель возвратности глагола

Примечание. Написание глаголов на −енеть и −енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.

Исключение: в глаголах багряне́ть и багряни́ть (вариант: багря́нить) пишется буква я, как в прилагательном багряный.

Источник

Глаголы-исключения

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • отработка и закрепление общих понятий (закрепление ранее изученного);
    • проговаривание изучаемых алгоритмов (умение выбрать и доказать различными способами написание безударных окончаний глаголов через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание).
  • Развивающие:
    • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
  • Воспитательные:
    • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений), стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.

Классная работа

отв . рить – вaрка;
отт . чить – тoчит;
отб . жать – бег;
отн . сти – нёс.

Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить. Брить

смотреть
видеть
ненавидеть
терпеть
обидеть
зависеть
вертеть
гнать
дышать
держать
слышать

Бьётся лебедь средь зыбей…

К морю лишь подх oд . т он.

Неопр.форма 2 л. ед.ч. 3 л. множ.ч.

подходить
слышать
смотреть
видеть

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания (ат, ят; ут, ют)

3. Словарная работа

– Кто о себе так заявляет?

Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

– Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением.

* Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.

отв . рить – вaрка
отт . чить – тoчит
отб . жать – бег
отн . сти – нёс

– Где находится безударные гласные? (В корне).

– К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы).

– Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”).

– Чем похожи эти глаголы? (По структуре словообразования). Перечисли их общие черты.

– А ещё? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив).

– Что это за форма глагола? Какова её роль?

1) инфинитив + “буду” = будущее время;

2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь);

3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать и : -ить (II), -еть (I).

4. Постановка проблемы

Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.

– В этом стихотворении опора сделана на глаголы неопределённой формы.

Читайте также:  Глаголы в настоящем простом времени что это такое

(2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов).

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

побреешь

постелить

постелишь

постелят

побреишь

постелешь

постелют

– Закончили? Проведём самопроверку по правилам.

5. Открытие детьми темы урока

– Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил.

– Возвращаемся к теме урока: Глаголы-исключения.

6. Знакомство с правилом

– Прочитаем отрывок из произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Проверим безударные окончания глаголов.

Вот и слыш . т, будто стон…

Бьётся лебедь средь зыбей…

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

подходить

подхoдишь

подходят

смотреть

смотрешь

– Проведём самопроверку по правилам.

– Закончили? Кто хочет высказаться? (Разброс мнений).

– Как мы уже говорили, существует 11 глаголов исключений II спряжения:

7 глаголов на -еть

4 глагола на -ать

смотреть
видеть
ненавидеть
терпеть
обидеть
зависеть
вертеть

гнать
дышать
держат
слышать

7. Физкультурная пауза

– Закрываем глаза, заучиваем.

(Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка – 1 и 2 варианты).

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “ ” – спрягать нельзя.

– В этих глаголах мы пишем лишь: “ (ты видишь, он видит и видят они)

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.

8. Первичное закрепление

Читайте также:  Стихотворения в которых есть безличные глаголы

Комментированное письмо (сигналки I и II спряж.):

Тихо в лесу. Перелетают с дерева на дерево пугливые рябчики.
Смело бежит волк по знакомому следу.
Хорошо знает он дорогу в своё логово.
Сидит на голом суку головастый совёнок.
Серый часовой видит жизнь зимнего леса, слышит малейший шорох и хруст.

Рассуждение по алгоритму:

А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.

9. Зрительная гимнастика (5 минут).

10. Этап закрепления. Обратная связь (проверка по цветным сигналкам).

Зелёного цвета: Глаголы 1-го спряжения легко отличить от глаголов 2-го спряжения только тогда, когда их личные окончания стоят под ударением (несeшь, говорuт, бежuшь, бредeшь, идyт, спешaт и т.д.).

Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание,
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание
Под ударением –
Легко ты узнаешь,
Какое спряжение.

Если у глагола безударное личное окончание, то его надо поставить в неопределённую форму.

-итьII ()
-ат, -ят
-етьI ()
-ут, -ют

Красного цвета: Глаголы исключения (11 глаголов): Слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть, смотреть.

Работа по цветным карточкам

ударные: несe’шь
говорu’шь
бежu’шь
спешa’т
пою’т
иду’т
бредe’м
безударные: кo’рмит
собирa’ют
крa’сит
дикту’ет
вя’нет
исключения: дышит
слышит
видишь
терпит
стелешь
бреешь

11. Повторение изученного

– А теперь поработаем в группах:

Кроссворд Впишите в клетки глаголы в неопределённой форме, соответствующие следующим глаголам 1-го лица, единственного числа:

– Какое слово получилось в выделенной колонке? (Исключения).

12. Итог урока.

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед
(он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

– Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают.

13. Домашнее задание:

1. Выучить глаголы исключения (по памятке);
2. написать небольшое сочинение о глаголах исключениях или сочинить свои стихи.

Источник