Меню

Начальная форма прилагательного 2 класс пнш



Урок-исследование русского языка «Начальная форма слова». 2-й класс

Класс: 2

Цели:

  • формировать умение правильно определять начальную форму слов-названий предмета;
  • развивать умения формулировать и выводить правила;
  • прививать интерес к родному языку, расширять словарный запас.
  • Этап урока Сценарий урока УУД
    1. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности — Здравствуйте, ребята. В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и охраняет ее, а любовь и помощь согревают, как солнце. Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и теплым, принес много нового и интересного. А вы хотите? Тогда вперед. самоопределение (Л)

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Минутка чистописания

    — Какая единица речи записана на доске? Запишите. Что можем составить из слогов? (Слова) А какую единицу речи можем составить из слов? (Словосочетание)

    — Рассмотрите картинку в учебнике с. 69. Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме. (Дети молчат).

    — Какова цель нашего урока? (Узнать, что такое начальная форма).

    — Откройте “Толковый словарь” и найдите слово “азбуки”. (Нет)

    — А может быть , есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы слова “азбуки”? (Слово “азбука” стоит в единственном числе, а “азбуки” — во множественном)

    — А теперь найдите слово “багажом”. Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? (Багаж). Чем она отличается от формы “багажом”? (Слово “багаж” отвечает на вопросы кто? что?, а слово “багажом” — кем? Чем?)

    Работа с правилом с. 70

    — В словарях слова всегда стоят в начальной форме. самоопределение (Л)

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

    анализ, синтез (П)

    извлечение необходимой информации из текстов (П)

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

    подведение под понятие (П)

    постановка и формулирование проблемы (П)

    волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

    использование критериев для обсуждения своего суждения (К) 3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала — Откройте словарь “Пиши правильно”. Прочитайте первые пять слов-названий предметов. Все ли они стоят в единственном числе? Все ли отвечают на вопросы кто? что? В какой форме стоят все эти слова? (В начальной форме).

    — Откройте “Толковый словарь” Посмотрите еще раз на то, как записано слово АЗБУКА.

    — Что это за буква – и стоит после слова? (Словарь показывает первое изменение слова?

    — Какая начальная форма слова? (Азбука)

    — Как называются частички слова – а, — и ) (Окончание)

    — Прочитайте словарную статью к слову “багаж”. Расшифруйте букву – а в слове: кто, что? Багаж, нет кого? Чего? Багажа.

    — Назовите начальную форма слова. (багаж).

    — Работаем в группах (Озвучивать или нет основание для деления учеников на группы, зависит от уровня готовности класса).

    — Прочитайте в упражнении 46, 47 стихотворения О.Григорьева, М.Яснова. Найдите разные формы одного и того же слова .(нет высоты, есть высота; зеленое, зеленые, зеленая, зеленый)

    — Выпиши формы столбиком, выдели окончания и основу. (Выполняют на листе бумаги, выбранному ученику предлагают выйти и показать всему классу работу группы). Вывешиваю на магнитную доску.

    — Назови начальную форму слова. (Высота, зеленый)

    Обучающиеся возвращаются на свои места и записывают формы слова в тетрадь.

    — Одинаковы ли основы? (Одинаковые).

    — Значит разные слова мы записали или разные формы одного и того же слова? (Разные формы одного и того же слова)

    — Чем отличаются начальные формы слов? (Слово-предмет, слово-признак).

    — У каких слов-признаков окончания указывают на форму единственного числа? (Зеленое, зеленый, зеленая)

    — У какого слова-признака окончание указывает на форму множественного числа? (Зеленые).

    — Что можно определить у слов-признаков? (Число)

    — А можно по окончаниям определить род слов-признаков? (-ое – с.р., -ая – ж. р., -ый – м. р.)

    — Слова-признаки изменяются по родам? (Да)

    — А слово-предмет можно изменить по родам? (Обращение к группе, которая работала по упр. 46). Измените слово “высота” по родам. (Не получается, значит слова-предметы не изменяются по родам)

    — Определим род слов-предметов. Если я называю слова-предметы м.р. – руки вверх, слова-предметы ж. р. – руки вперед, слова-предметы с. р. – присесть. (Осень, лист, желтизна, полет, небо, барсук, солнце, краснота, холод, дерево, мороз, поле, лиса, соня)

    — Почему вы не выполнили движение при слове-предмете “соня”? (Слово-предмет общего рода). анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П)

    извлечение необходимой информации из текстов (П)

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

    подведение под понятие (П)

    выполнение пробного учебного действия (Р)

    фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)

    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью (К)

    аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

    учет разных мнений (К)

    осознание ответственности за общее дело (Л)

    формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

    учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

    использование критериев для обоснования своего суждения (К)

    достижение договоренностей и согласование общего решения (К) 4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений — Итак, почему вы легко определяли род слов-предметов. Чем они все похожи? (Стоят в начальной форме – в единственном числе, отвечают на вопросы кто? что?) Проверим правильность нашего предположения. (Поставить слово в начальную форму, “высота” — она высота – ж. р. анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

    подведение под понятие (П)

    определение основной и второстепенной информации (П)

    структурирование знаний (П)

    волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью (К) 5. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы. Учитель организует деятельность по применению новых знаний с тетрадью на печатной основе № 1 и с дальнейшей самопроверкой по эталону.

    — Откройте тетради с печатной основой на стр. 23 и выполните, не забудьте применить новое правило.

    При необходимости учитель просит детей, которым все понятно, дать пояснения или дает пояснения сам.

    Игра “найди слово”

    — Найдите слова с орфограммой” парная согласная по звонкости и глухости”. (снег, мороз, алмаз, глаз, волк). Докажи.

    — Найдите слова с орфограммой “безударная гласная” (дворе, комната, стекло). Докажи. самоопределение (Л)

    анализ, синтез, сравнение (П)

    волевая саморегуляция (Р)

    познавательная инициатива (Р)

    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ность (К)

    контроль, коррекция, оценка своих возможностей (Р) 6. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УУД Тест “Определи начальную форму слова”

    А) осенью, осень, осени;

    Определи начальную форму слова

    Определи начальную форму слова

    Определи начальную форму слова

    Самопроверка по слайду (в, а, а, в)

    — Поднимите руку те ребята, у которых нет ни одной ошибки. (100%)

    — Поднимите руку те ребята, у которых одна ошибка. (70%)

    — Поднимите руку те ребята, у которых две ошибки.( 50% — выполнения).

    — Заметьте, ребята, что слова начальной формы не употребляются с предлогом. осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

    построение логической цепи рассуждений (П)

    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

    адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К)

    формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

    учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

    использование критериев для обоснования своего суждения (К)

    следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. — Какое затруднение у вас возникло? В чем была причина затруднения?

    — Какую цель перед собой поставили?

    — Каким способом действовали?

    — Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

    — Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

    — Оцените свою собственную работу, используя смайлики. (Веселый смайлик – понял изученный материал; грустный смайлик – есть затруднения).

    — Обоснуйте свой вывод.

    — Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? рефлексия способов и условий действия (П)

    контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

    самооценка на основе критерия успешности (Л)

    адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

    выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

    формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)

    использование критериев для обоснования своего суждения (К)

    Источник

    Начальная форма слов-названий признаков

    Содержимое публикации

    Русский язык, 2 класс

    УМК «Перспективная начальная школа»

    Тема «Начальная форма слов – названий признаков»

    ознакомление детей с начальной формой слов-названий признаков

    вырабатывание умения работать с толковым словарём

    развитие «умения учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности

    воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах

    создание условий для укрепления осанки детей

    1.Организационный момент.
    -Давайте начнём урок с добрых пожеланий друг другу.

    –Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь сегодня мне добра, мы желаем друг другу сегодня добра. Если будет трудно – я тебе помогу!

    Я читаю тему урока и думаю, что…

    На уроке мне хотелось бы не только…

    Дети выбирают любой вариант ответа и высказывают свои мнения. Таким образом, в начале урока я создаю ситуацию “свободного выбора”, которая поддерживается в течение всего урока.

    3. Сообщение темы и цели урока

    4. Орфографическая минутка

    Работа с карточками «Найди орфограмму»

    На доске слова – определить окончания и основу

    6. Работа по теме урока (мини-исследование).

    · откройте Толковый словарь

    · отыщите там слово «тёплым». Есть такое слово? А может быть, есть другая форма этого же слова? Какая? Это форма единственного числа или множественного? Это форма какого рода?

    · чем она отличается от формы ТЕПЛЫМ?

    · запишем «ТЕПЛЫМ — ТЕПЛЫЙ»

    · чем отличаются слова?

    · найдите слово ЛЕДЯНАЯ? Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? Чем она отличается от формы ЛЕДЯНАЯ? Это форма единственного числа или множественного? Это форма какого рода?

    · запишем «ЛЕДЯНАЯ — ЛЕДЯНОЙ».

    · чем отличаются слова?

    · найдите слово ЛУБЯНАЯ? Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? Чем она отличается от формы ЛУБЯНАЯ? Это форма единственного числа или множественного? Это форма какого рода?

    · запишем «ЛУБЯНАЯ — ЛУБЯНОЙ».

    — Выделяем основу и окончания

    Учитель: «Ребята, какой можно сделать вывод, поработав со словарём?»
    Ученики: дети высказывают свои мысли.
    Учитель: «На с.75 прочитаем правило».

    Работа с текстом «Дразнилки» на С. 73 учебника. Разыграть диалог

    -На какие вопросы отвечают слова-названия признаков? Ч то обозначают?

    8.Физминутка.
    Встали. Я сейчас буду называть слова, а вы должны определить: если это слово- предмет, то поднимите одну руки, слово-название признака- присядете.

    Полосатый, кот, маленький, белка, колючий, ёж, дятел, кислый, дом, веселый, телефон, синий.

    Работа с предложением. Найти основу, выписать словосочетания. Работа у доски

    Журчит лесной ручей.

    На поляне растет молодая травка.

    10. Работа в тетради для самостоятельных работ.

    Цель:закрепление полученных знаний.

    Учитель: «Открываем тетрадь с.20-21, упражнение 25».
    Ученики: открывают тетради, находят нужное упражнение

    Дети читают задание и выполняют с комментированием.

    11. Проверочная работа на карточках.

    Цель:проверка усвоения полученных на уроке знаний

    Рефлексия на конец урока. Подведение итогов. Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его.

    — Сегодня я узнал.

    — У меня получилось.

    Домашняя работа.
    Упражнение 50, стр.75.

    Источник

    2 класс. ПНШ. Методическая разработка урока по русскому языку. Начальная форма слова.

    2 класс. ПНШ. Методическая разработка урока по русскому языку. Начальная форма слова.

    Просмотр содержимого документа
    «2 класс. ПНШ. Методическая разработка урока по русскому языку. Начальная форма слова.»

    Тема: Начальная форма слова.

    Цели: показать, что слова-признаки изменяются по родам;

    Объяснить, как определить начальную форму слов-признаков;

    Учить сравнивать разные формы одного и того же слова;

    Формировать умение определять начальную форму слов-признаков.

    Тип урока: знакомство с новой темой.

    — признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

    — проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

    — участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,

    — сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

    — сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

    — вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

    — делать выводы на основе обобщения;

    — определять последовательность действий для решения предметной задачи.

    — подтверждать аргументы фактами;

    — слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

    — участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

    1.Этап самоопределения к деятельности

    1.Организация детей к уроку.

    — С добрым утром начат день,

    Первым делом гоним лень.

    На уроке не зевать,

    А работать и писать.

    2. Актуализация знаний.

    -Откройте тетради и запишите число

    — Узнайте, о какой части речи будем говорить.

    Найди лишнее слово(слайд 1)

    Дом, лист, красивый, дерево.

    — Почему лишнее? (это слово-признак отвечает на вопрос (какой?), остальные слова — существительные)

    -Для каждого слова назови форму множественного числа

    Дом — дома, лист- листья, дерево — деревья. (запись в тетради)

    -Назови слова-названия предметов в начальной форме

    Дом, лист, дерево.

    -Как определить начальную форму слов-предметов?

    (Слова-предметы в ед. ч., отвечают на вопросы: кто? что?)

    — Попробуй определить тему нашего урока.

    (Начальная форма слова) (слайд 3)

    — Вспомните, что знаете об имени существительном, и отметьте в тесте верный ответ.

    Источник

    Читайте также:  Превосходная степень прилагательного по русскому языку