Урок-исследование русского языка «Начальная форма слова». 2-й класс
Класс: 2
Цели:
Этап урока Сценарий урока УУД 1. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности — Здравствуйте, ребята. В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и охраняет ее, а любовь и помощь согревают, как солнце. Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и теплым, принес много нового и интересного. А вы хотите? Тогда вперед. самоопределение (Л)
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
— Какая единица речи записана на доске? Запишите. Что можем составить из слогов? (Слова) А какую единицу речи можем составить из слов? (Словосочетание)
— Рассмотрите картинку в учебнике с. 69. Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме. (Дети молчат).
— Какова цель нашего урока? (Узнать, что такое начальная форма).
— Откройте “Толковый словарь” и найдите слово “азбуки”. (Нет)
— А может быть , есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы слова “азбуки”? (Слово “азбука” стоит в единственном числе, а “азбуки” — во множественном)
— А теперь найдите слово “багажом”. Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? (Багаж). Чем она отличается от формы “багажом”? (Слово “багаж” отвечает на вопросы кто? что?, а слово “багажом” — кем? Чем?)
Работа с правилом с. 70
— В словарях слова всегда стоят в начальной форме.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
анализ, синтез (П)
извлечение необходимой информации из текстов (П)
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
подведение под понятие (П)
постановка и формулирование проблемы (П)
волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
использование критериев для обсуждения своего суждения (К)
— Откройте “Толковый словарь” Посмотрите еще раз на то, как записано слово АЗБУКА.
— Что это за буква – и стоит после слова? (Словарь показывает первое изменение слова?
— Какая начальная форма слова? (Азбука)
— Как называются частички слова – а, — и ) (Окончание)
— Прочитайте словарную статью к слову “багаж”. Расшифруйте букву – а в слове: кто, что? Багаж, нет кого? Чего? Багажа.
— Назовите начальную форма слова. (багаж).
— Работаем в группах (Озвучивать или нет основание для деления учеников на группы, зависит от уровня готовности класса).
— Прочитайте в упражнении 46, 47 стихотворения О.Григорьева, М.Яснова. Найдите разные формы одного и того же слова .(нет высоты, есть высота; зеленое, зеленые, зеленая, зеленый)
— Выпиши формы столбиком, выдели окончания и основу. (Выполняют на листе бумаги, выбранному ученику предлагают выйти и показать всему классу работу группы). Вывешиваю на магнитную доску.
— Назови начальную форму слова. (Высота, зеленый)
Обучающиеся возвращаются на свои места и записывают формы слова в тетрадь.
— Одинаковы ли основы? (Одинаковые).
— Значит разные слова мы записали или разные формы одного и того же слова? (Разные формы одного и того же слова)
— Чем отличаются начальные формы слов? (Слово-предмет, слово-признак).
— У каких слов-признаков окончания указывают на форму единственного числа? (Зеленое, зеленый, зеленая)
— У какого слова-признака окончание указывает на форму множественного числа? (Зеленые).
— Что можно определить у слов-признаков? (Число)
— А можно по окончаниям определить род слов-признаков? (-ое – с.р., -ая – ж. р., -ый – м. р.)
— Слова-признаки изменяются по родам? (Да)
— А слово-предмет можно изменить по родам? (Обращение к группе, которая работала по упр. 46). Измените слово “высота” по родам. (Не получается, значит слова-предметы не изменяются по родам)
— Определим род слов-предметов. Если я называю слова-предметы м.р. – руки вверх, слова-предметы ж. р. – руки вперед, слова-предметы с. р. – присесть. (Осень, лист, желтизна, полет, небо, барсук, солнце, краснота, холод, дерево, мороз, поле, лиса, соня)
— Почему вы не выполнили движение при слове-предмете “соня”? (Слово-предмет общего рода).
извлечение необходимой информации из текстов (П)
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
подведение под понятие (П)
выполнение пробного учебного действия (Р)
фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью (К)
аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
учет разных мнений (К)
осознание ответственности за общее дело (Л)
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
использование критериев для обоснования своего суждения (К)
достижение договоренностей и согласование общего решения (К)
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
подведение под понятие (П)
определение основной и второстепенной информации (П)
структурирование знаний (П)
волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ностью (К)
— Откройте тетради с печатной основой на стр. 23 и выполните, не забудьте применить новое правило.
При необходимости учитель просит детей, которым все понятно, дать пояснения или дает пояснения сам.
Игра “найди слово”
— Найдите слова с орфограммой” парная согласная по звонкости и глухости”. (снег, мороз, алмаз, глаз, волк). Докажи.
— Найдите слова с орфограммой “безударная гласная” (дворе, комната, стекло). Докажи.
анализ, синтез, сравнение (П)
волевая саморегуляция (Р)
познавательная инициатива (Р)
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точ-ность (К)
контроль, коррекция, оценка своих возможностей (Р)
А) осенью, осень, осени;
Определи начальную форму слова
Определи начальную форму слова
Определи начальную форму слова
Самопроверка по слайду (в, а, а, в)
— Поднимите руку те ребята, у которых нет ни одной ошибки. (100%)
— Поднимите руку те ребята, у которых одна ошибка. (70%)
— Поднимите руку те ребята, у которых две ошибки.( 50% — выполнения).
— Заметьте, ребята, что слова начальной формы не употребляются с предлогом.
построение логической цепи рассуждений (П)
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К)
формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
использование критериев для обоснования своего суждения (К)
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
— Какую цель перед собой поставили?
— Каким способом действовали?
— Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
— Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
— Оцените свою собственную работу, используя смайлики. (Веселый смайлик – понял изученный материал; грустный смайлик – есть затруднения).
— Обоснуйте свой вывод.
— Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать?
контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
самооценка на основе критерия успешности (Л)
адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К)
использование критериев для обоснования своего суждения (К)
Источник
Начальная форма слов-названий признаков
Содержимое публикации
Русский язык, 2 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема «Начальная форма слов – названий признаков»
ознакомление детей с начальной формой слов-названий признаков
вырабатывание умения работать с толковым словарём
развитие «умения учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности
воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах
создание условий для укрепления осанки детей
1.Организационный момент.
-Давайте начнём урок с добрых пожеланий друг другу.
–Я желаю тебе сегодня добра, ты желаешь сегодня мне добра, мы желаем друг другу сегодня добра. Если будет трудно – я тебе помогу!
Я читаю тему урока и думаю, что…
На уроке мне хотелось бы не только…
Дети выбирают любой вариант ответа и высказывают свои мнения. Таким образом, в начале урока я создаю ситуацию “свободного выбора”, которая поддерживается в течение всего урока.
3. Сообщение темы и цели урока
4. Орфографическая минутка
Работа с карточками «Найди орфограмму»
На доске слова – определить окончания и основу
6. Работа по теме урока (мини-исследование).
· откройте Толковый словарь
· отыщите там слово «тёплым». Есть такое слово? А может быть, есть другая форма этого же слова? Какая? Это форма единственного числа или множественного? Это форма какого рода?
· чем она отличается от формы ТЕПЛЫМ?
· запишем «ТЕПЛЫМ — ТЕПЛЫЙ»
· чем отличаются слова?
· найдите слово ЛЕДЯНАЯ? Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? Чем она отличается от формы ЛЕДЯНАЯ? Это форма единственного числа или множественного? Это форма какого рода?
· запишем «ЛЕДЯНАЯ — ЛЕДЯНОЙ».
· чем отличаются слова?
· найдите слово ЛУБЯНАЯ? Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? Чем она отличается от формы ЛУБЯНАЯ? Это форма единственного числа или множественного? Это форма какого рода?
· запишем «ЛУБЯНАЯ — ЛУБЯНОЙ».
— Выделяем основу и окончания
Учитель: «Ребята, какой можно сделать вывод, поработав со словарём?»
Ученики: дети высказывают свои мысли.
Учитель: «На с.75 прочитаем правило».
Работа с текстом «Дразнилки» на С. 73 учебника. Разыграть диалог
-На какие вопросы отвечают слова-названия признаков? Ч то обозначают?
8.Физминутка.
Встали. Я сейчас буду называть слова, а вы должны определить: если это слово- предмет, то поднимите одну руки, слово-название признака- присядете.
Полосатый, кот, маленький, белка, колючий, ёж, дятел, кислый, дом, веселый, телефон, синий.
Работа с предложением. Найти основу, выписать словосочетания. Работа у доски
Журчит лесной ручей.
На поляне растет молодая травка.
10. Работа в тетради для самостоятельных работ.
Цель:закрепление полученных знаний.
Учитель: «Открываем тетрадь с.20-21, упражнение 25».
Ученики: открывают тетради, находят нужное упражнение
Дети читают задание и выполняют с комментированием.
11. Проверочная работа на карточках.
Цель:проверка усвоения полученных на уроке знаний
Рефлексия на конец урока. Подведение итогов. Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его.
— Сегодня я узнал.
— У меня получилось.
Домашняя работа.
Упражнение 50, стр.75.
Источник
2 класс. ПНШ. Методическая разработка урока по русскому языку. Начальная форма слова.
2 класс. ПНШ. Методическая разработка урока по русскому языку. Начальная форма слова.
Просмотр содержимого документа
«2 класс. ПНШ. Методическая разработка урока по русскому языку. Начальная форма слова.»
Тема: Начальная форма слова.
Цели: показать, что слова-признаки изменяются по родам;
Объяснить, как определить начальную форму слов-признаков;
Учить сравнивать разные формы одного и того же слова;
Формировать умение определять начальную форму слов-признаков.
Тип урока: знакомство с новой темой.
— признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
— проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
— участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения,
— сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
— сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
— вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
— делать выводы на основе обобщения;
— определять последовательность действий для решения предметной задачи.
— подтверждать аргументы фактами;
— слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
— участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
1.Этап самоопределения к деятельности
1.Организация детей к уроку.
— С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
2. Актуализация знаний.
-Откройте тетради и запишите число
— Узнайте, о какой части речи будем говорить.
Найди лишнее слово(слайд 1)
Дом, лист, красивый, дерево.
— Почему лишнее? (это слово-признак отвечает на вопрос (какой?), остальные слова — существительные)
-Для каждого слова назови форму множественного числа
Дом — дома, лист- листья, дерево — деревья. (запись в тетради)
-Назови слова-названия предметов в начальной форме
Дом, лист, дерево.
-Как определить начальную форму слов-предметов?
(Слова-предметы в ед. ч., отвечают на вопросы: кто? что?)
— Попробуй определить тему нашего урока.
(Начальная форма слова) (слайд 3)
— Вспомните, что знаете об имени существительном, и отметьте в тесте верный ответ.
Источник
➤