Меню

Над глаголами укажи их формулы



Урок 180. Морфологический разбор глагола

Знать: морфологические признаки глагола.

Уметь: определять морфологические признаки глагола.

I. Синтаксический разбор предложения В лесу над росистой поляной к встречает рассвет.

— На какие морфологические признаки глагола указывает окончание глагола встречает?

На что указывают окончания глаголов -ишь, -ут, -ете?

II. Чтение § 120.

Учащиеся устно делают морфологический разбор глаголов рассказывает, распилишь.

III. Запись под диктовку.

Учащиеся обозначают орфограммы в глаголах.

Вечереет. По росистой траве шагает рыболов. Вот и река. Низко над водой летают ласточки, неугомонно трещит кузнечик. Дремлет тихий затон. Рыболов садится в пышные заросли высоких трав. На стеклянной глади замер поплавок. В реке отражаются причудливые очертания облаков. Вспыхнул ветерок. Зашелестели тростники. Зарябила вода, и по воде поплыли листья. Большая рыбина всплеснула у самого берега.

— Найдите в тексте глаголы: 1) по их морфологическим признакам: I спр., наст. dр., 3-е л., мн. ч. (например, летают); прош. вр., муж. род, ед. ч. (например, вспыхнул); 2) по структуре: (зарябила, всплеснула).

— Сделайте морфологический разбор глаголов дремлет, отражаются.

Домашнее задание: § 120, упр. 700.

Урок 181. Развитие речи. Сжатое изложение

Урок 182. Мягкий знак в глаголах 2-го лица

Единственного числа

Знать: о написании мягкого знака на конце глаголов 2-го лица; об употреблении глаголов этой формы в предложениях без подлежащего для выражения действия, относящегося ко всем лицам.

Уметь: выбирать орфограмму в глаголах с шипящим на конце; употреблять глаголы 2-го лица в речи.

I. Орфографическая диктовка (с объяснением).

гл. сущ. не III скл. сущ. III скл.

О б р а з е ц з а п и с и: беречь камыш дочь

стел

Собираешь, нет луж, слушаешь дочь, слышишь плач, ненавидишь ложь, воздух горяч, стеречь гараж, разжечь, беречься, шипуч, молодежь, вертишь, слушаешь.

II. Образуйте от данных глаголов форму 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.

О б р а з е ц з а п и с и: строитьстро , стелить — стел

Смотреть — . гнать — . стелить — . укрывать — . таять — …, кормить — . наблюдать — . клеить — . веять — … .

III. Объяснительный диктант.

1. Без ветра парус не надуешь. 2. Рассыпанное зерно не соберешь, а сказанного слова не воротишь. 3. Услышишь — забудешь, увидишь — запомнишь, сделаешь — узнаешь. 4. Пожар снежком не погасишь. 5. Тише едешь, дальше будешь. 6. Напишешь пером, не вырубишь топором.

(Пословицы и поговорки.)

IV. Выборочный диктант.

Распределите слова по колонкам.

ь пишется Примеры
1. В существительных II скл. 2. В глаголах с шипящими на конце слова
ь не пишется Примеры
1. В существительных I скл. II скл. 2. В кратких прилагательных

Увлечься, отправишься, камыш, могуч, терпишь, не зависишь, ландыш, собираешься, беречь, из-за туч, мышь, бродишь, спешишь, хорош, пахуч, пейзаж.

Делается вывод о написании мягкого знака после шипящих.

Домашнее задание: § 121, упр. 703 (письменно), 706 (устно).

Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

Источник

122. Прочитайте загадки. Отгадайте.

123. Прочитайте окончания глаголов.

124. Прочитайте. Подберите глаголы, которые могут иметь данные окончания. Запишите их. Рядом с каждым глаголом в скобках укажите спряжение, время, лицо и число.

125. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и глаголы.

126. Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов. Над глаголами укажите спряжение.

127. Прочитайте. Допишите пропущенные буквы и глаголы.

128. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

129. Прочитайте глаголы в форме 3-го лица единственного числа. Вставьте пропущенные буквы в окончания глаголов. Укажите над глаголами спряжение.

130. Поработайте в парах: обсудите, какой глагол по типу спряжения в каждой группе слов лишний. Подчеркните этот глагол и укажите над ним спряжение.

131. Прочитайте. Вставьте пропущенные глаголы. Укажите их спряжение.

132. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

133. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Придумайте и запишите заголовок к тексту.

Читайте также:  Окончание ешь какое спряжение глагола

134. Прочитайте. Выделите в глаголах приставки.

135. Прочитайте. Объясните значение выделенного слова.

136. Прочитайте. Допишите в предложениях вопросы.

137. Прочитайте потешку. Впишите попущенные глаголы.

138. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквосочетания.

139.Прочитайте. Запишите глаголы в указанных формах.

Источник

Тесты по теме «Глагол» в 4 классе.

1. Прочитай. Отметь верное утверждение.

Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет.

Глагол – это часть речи, которая обозначает признак действия.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета.

2. Прочитай. Укажи над выделенными словами часть речи.

В первом предложении подчеркни грамматическую основу.

Вчера купила я белила.

Сегодня потолок белила. (С. Белорусец)

3. Прочитай. Отметь глаголы.

движение бежать крик

стучать объезд спать

стоять бегство идти

4. Прочитай. Подчеркни в предложении глагол и отметь его значение.

Шнырял зайчонок по лесу. (Э. Шим)

поспешно двигался в разных направлениях

Отметь глаголы со значением «проявления какого-либо чувства»

любить сверкать размышлять грустить

6. Прочитай. Отметь словосочетания с глаголом, употреблённом в переносном значении.

ловить такси потерять деньги

ловить рыбу потерять надежду

7. Прочитай. Отметь ряд, в котором все глаголы являются синонимами

беспокоиться, помогать, тревожиться

вдеть, продеть, вдёрнуть, выдернуть.

блестеть, блистать, сверкать

8. Прочитай. Подчеркни многозначные слова. Составь и запиши предложение с любым глаголом.

Бежать, рыбачить, лететь, стыдить, гореть.

1. Прочитай. Отметь, как изменяются глаголы.

по падежам по числам по временам

2. Прочитай. Отметь, в каком времени глаголы обозначают действие, которое происходит в момент речи, и отвечает на вопрос что делает?

настоящее время прошедшее время будущее время

3. Прочитай. Отметь сочетания слов с глаголами в будущем времени

ехал домой поездом будем учиться в школе

собираем урожай овощей побываем на выставке художника

4. Прочитай пословицы. Отметь, в каком предложении глаголы употреблены в форме прошедшего времени. Обозначь время над другими глаголами. Спиши любую пословицу.

Будет и на нашей улице праздник.

Сердце матери лучше солнца греет.

Кто раз солгал, тот навек лгуном стал.

День придёт и заботу принесёт.

5 . Прочитай. Отметь глаголы, от которых можно образовать все три формы времени.

жить написать сверкнуть освещать

6. Прочитай. Отметь строку, в которой все глаголы даны в будущем времени

поедут, летают, звонил

напишут, прочитают, найдут

расскажет, читала, встречает

7. Прочитай предложение. Подчеркни глагол, который употреблён не в том времени. Запиши предложение правильно.

Скоро настанет март, растают снега, с юга прилетели грачи.

Отметь, в каком времени употреблены глаголы в записанном предложении.

в настоящем времени в будущем времени

Неопределённая форма глагола

1. Прочитай. Подчеркни глаголы в неопределённой форме.

Давайте землю украшать,

Беречь её, любить.

Леса зелёные сажать.

А не губить! (В. Степанов)

2. Прочитай. Отметь верные утверждения.

Неопределённая форма глагола – это

Начальная форма глагола

Изменяемая форма глагола

Неизменяемая форма глагола

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы

что делать? что сделать?

что делает? что сделает?

3. Прочитай. Отметь пословицу, в которой все глаголы употреблены в неопределённой форме. Подчеркни глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Не дразни собаку, и лаять не станет.

Хорошо того учить, кто слушает.

4. Прочитай. Обозначь в словах ударение. Подчеркни глагол, в котором ударение падает на второй слог.

Повторить, облегчить, наклеить, баловать, положить

5. Прочитай. Впиши глагол, от которого образовались другие глаголы. Выдели в глаголах приставки. Подчеркни глаголы, отвечающие на вопрос что делать?

________________ — загореть, обгореть, подгореть

_________________ — довезти, перевезти, увезти

__________________ — отстричь, подстричь, состричь

6. Прочитай, допиши, где нужно букву ь. Подчеркни глаголы в неопределённой форме

полноч… ключ…. береч…..

7. Прочитай. Отметь фразеологизм со значением «оставаться безнаказанным». Подчеркни глаголы в неопределённой форме.

Обвести вокруг пальца

Выходить сухим из воды

Можно по пальцам пересчитать

1. Прочитай. Отметь верное утверждение.

Спряжение глагола – это изменение глаголов

в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Читайте также:  Что такое глагол грамматический признак

в прошедшем времени по числам

2. Прочитай. Найди в загадках глаголы, у которых можно определить время, лицо, число. Подчеркни их и укажи время.

Без рук, без ног, а рисовать умеет. В воде родилась, а в ней мало бывает.

3. Прочитай. Отметь пословицу, в которой глагол употреблён в форме будущего времени в 3 лице, единственном числе. Подчеркни этот глагол.

Чужим умом умён не будешь.

Плохая шутка до добра не доведёт.

4. Прочитай. Отметь пословицу, в которой глагол употреблён в форме настоящего времени в 3 лице, множественном числе. Подчеркни этот глагол.

Пословица да присказка беседу красят.

Под лежачий камень вода не течёт.

5. Прочитай. Обозначь в глаголе ударение. Определи время, лицо и число глагола.

Позвоним — _________ вр., ________ лицо, ________________ число

6. Прочитай. Отметь глагол, от которого нельзя образовать форму 1 лица единственного числа.

победить гудеть играть

7. Прочитай. Укажи личные окончания глаголов I спряжения.

-ушь, -ет, -ем, -ете, — ут. – ют

— ишь, — ит, -им, -ите, -ат, -ят

8. Прочитай. Отметь пары глаголов одного и того же спряжения, времени, лица и числа.

Плачешь, бросаешь услышишь, говоришь

Плачут, кричат, спросим, объясним

9. Прочитай. Укажи над глаголами спряжение

Фырчит, рычит, ветки ломает,

Пыль поднимает, тебя с ног сбивает.

Слышишь его, да не видишь его.

1. Прочитай. Отметь верное утверждение.

Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет.

Глагол – это часть речи, которая обозначает признак действия.

• Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета.

2. Прочитай. Укажи над выделенными словами часть речи.

В первом предложении подчеркни грамматическую основу.

Вчера купила я белила. (сущ.)

Сегодня потолок белила. (гл.) (С. Белорусец)

3. Прочитай. Отметь глаголы.

движение •бежать крик

• стучать объезд •спать

• стоять бегство •идти

4. Прочитай. Подчеркни в предложении глагол и отметь его значение.

Шнырял зайчонок по лесу. (Э. Шим)

• поспешно двигался в разных направлениях

5.Прочитай. Отметь глаголы со значением «проявления какого-либо чувства»

• любить сверкать размышлять •грустить

6. Прочитай. Отметь словосочетания с глаголом, употреблённом в переносном значении.

• ловить такси потерять деньги

ловить рыбу •потерять надежду

7. Прочитай. Отметь ряд, в котором все глаголы являются синонимами

беспокоиться, помогать, тревожиться

вдеть, продеть, вдёрнуть, выдернуть.

• блестеть, блистать, сверкать

8. Прочитай. Подчеркни многозначные слова. Составь и запиши предложение с любым глаголом.

Бежать, рыбачить, л ететь , стыдить, гореть.

Вариант предложения: Приятно бежать по зелёному лугу.

1. Прочитай. Отметь, как изменяются глаголы.

по падежам •по числам •по временам

2. Прочитай. Отметь, в каком времени глаголы обозначают действие, которое происходит в момент речи, и отвечает на вопрос что делает?

• настоящее время прошедшее время будущее время

3. Прочитай. Отметь сочетания слов с глаголами в будущем времени

ехал домой поездом • будем учиться в школе

собираем урожай овощей •побываем на выставке художника

4. Прочитай пословицы. Отметь, в каком предложении глаголы употреблены в форме прошедшего времени. Обозначь время над другими глаголами. Спиши любую пословицу.

Будет и на нашей улице праздник.

Сердце матери лучше солнца греет.

• Кто раз солгал, тот навек лгуном стал.

День придёт и заботу принесёт.

5 . Прочитай. Отметь глаголы, от которых можно образовать все три формы времени.

• жить написать сверкнуть •освещать

6. Прочитай. Отметь строку, в которой все глаголы даны в будущем времени

поедут, летают, звонил

• напишут, прочитают, найдут

расскажет, читала, встречает

7. Прочитай предложение. Подчеркни глагол, который употреблён не в том времени. Запиши предложение правильно.

Скоро настанет март, растают снега, с юга прилетели грач и.

Скоро настанет март, растают снега, с юга прилетят грачи.

Отметь, в каком времени употреблены глаголы в записанном предложении.

в настоящем времени •в будущем времени

Неопределённая форма глагола

1. Прочитай. Подчеркни глаголы в неопределённой форме.

Давайте землю украшать,

Леса зелёные сажать.

А не губить ! (В. Степанов)

2. Прочитай. Отметь верные утверждения.

Читайте также:  От существительных образуй глаголы неопределенной формы смотр корм крик

Неопределённая форма глагола – это

• Начальная форма глагола

Изменяемая форма глагола

• Неизменяемая форма глагола

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы

• что делать? что сделать?

что делает? что сделает?

3. Прочитай. Отметь пословицу, в которой все глаголы употреблены в неопределённой форме. Подчеркни глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?

• Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Не дразни собаку, и лаять не станет.

Хорошо того учить , кто слушает.

4. Прочитай. Обозначь в словах ударение. Подчеркни глагол, в котором ударение падает на второй слог.

Повтор и ть, облегч и ть, накл е ить , балов а ть, полож и ть

5. Прочитай. Впиши глагол, от которого образовались другие глаголы. Выдели в глаголах приставки. Подчеркни глаголы, отвечающие на вопрос что делать?

гореть — загореть, обгореть, подгореть

везти — довезти, перевезти, увезти

стричь — отстричь, подстричь, состричь

6. Прочитай, допиши, где нужно букву ь. Подчеркни глаголы в неопределённой форме

обруч… сжечь… дочь….

полночь… ключ…. беречь…..

7. Прочитай. Отметь фразеологизм со значением «оставаться безнаказанным». Подчеркни глаголы в неопределённой форме.

Обвести вокруг пальца

Выходить сухим из воды

Можно по пальцам пересчитать

1. Прочитай. Отметь верное утверждение.

Спряжение глагола – это изменение глаголов

• в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

в прошедшем времени по числам

2. Прочитай. Найди в загадках глаголы, у которых можно определить время, лицо, число. Подчеркни их и укажи время.

Без рук, без ног, а рисовать умеет . В воде родилась, а в ней мало бывает.

3. Прочитай. Отметь пословицу, в которой глагол употреблён в форме будущего времени в 3 лице, единственном числе. Подчеркни этот глагол.

Чужим умом умён не будешь.

• Плохая шутка до добра не доведёт.

4. Прочитай. Отметь пословицу, в которой глагол употреблён в форме настоящего времени в 3 лице, множественном числе. Подчеркни этот глагол.

• Пословица да присказка беседу красят.

Под лежачий камень вода не течёт.

5. Прочитай. Обозначь в глаголе ударение. Определи время, лицо и число глагола.

Позвон и м — буд. вр., 1 лицо, мн. число

6. Прочитай. Отметь глагол, от которого нельзя образовать форму 1 лица единственного числа.

• победить гудеть играть

7. Прочитай. Укажи личные окончания глаголов I спряжения.

• -ушь, -ет, -ем, -ете, — ут. – ют

— ишь, — ит, -им, -ите, -ат, -ят

8. Прочитай. Отметь пары глаголов одного и того же спряжения, времени, лица и числа.

• Плачешь, бросаешь услышишь, говоришь

Плачут, кричат, •спросим, объясним

9. Прочитай. Укажи над глаголами спряжение

Фырчит, рычит, ветки ломает,

Пыль поднимает, тебя с ног сбивает.

Слышишь его, да не видишь его.

Материалы данных тестов отражают основные разделы программы по теме «Глагол» в 4 классе, соответствуют требованиям к уровню подготовки четвероклассников. Предложенные тесты учитель может использовать в процессе изучения темы, при её завершении, при повторении изученного материала. Каждое задание содержит учебную задачу, которую ученик должен решить самостоятельно.

Номер материала: ДБ-512684

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник