Меню

Над прилагательными писать род



Род, число, падеж прилагательных

Прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.А это означает, что все морфологические признаки прилагательного определяются по существительному, от которого оно зависит.

Таким образом, имена прилагательные могут быть трех родов:

Мужской род — вопрос (какой?), окончания: -ый, -ий, -ой. Например, океан (какой?) глубокий

Женский род — вопрос (какая?), окончания: -ая, -яя. Например, река (какая?) глубокая

Средний род — вопрос (какое?), окончания: -ое, -ее. Например, море (какое?) глубокое

Имена прилагательные могут стоять в единственном и множественном числе. Это зависит от числа существительного, с которым свзано это прилагательное.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам:

Мужской род, единственное число: Женский род, единственное число Средний род, единственное число
И. п. (какой?) вкусный апельсин И. п. (какая?) вкусная ягодка И. п. (какое?) вкусное мороженое
Р. п. (какого?) вкусного апельсина Р. п. (какой?) вкусной ягодки Р. п. (какого?) вкусного мороженого
Д. п. (какому?) вкусному апельсину Д. п. (какой?) вкусной ягодке Д. п. (какому?) вкусному мороженому
В. п. (какой?) вкусный апельсин В. п. (какую?) вкусную ягодку В. п. (какое?) вкусное мороженое
Т. п. (каким?) вкусным апельсином Т. п. (какой?) вкусной ягодкой Т. п. (каким?) вкусным мороженым
П. п. (о каком?) о вкусном апельсине П. п. (о какой?) о вкусной ягодке П. п. (о каком?) о вкусном мороженом

! В винительном падеже имя прилагательное, относящееся к одушевлённому имени существительному, будет отвечать на вопрос какого? — вижу младшего брата .

! В творительном падеже у прилагательных женского рода могут быть вариантные окончания -ою , -юю . Они используются в книжной речи, в стихотворениях:

Берёзы жёлт ою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Во множественном числе род имен прилагательных не выражен, но по падежам они изменяются, как и существительное.

ягодки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — ягодками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

яблочки (какие?) вкусные (Мн. ч., И. п.) — яблочками (какими?) вкусными (Мн. ч., Т. п.)

Изменение прилагательных во множественном числе по падежам:

И. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Р. п. (каких?) жёлт ых , весенн их (цветов)

Д. п. (каким?) жёлт ым , весенн им (цветам)

В. п. (какие?) жёлт ые , весенн ие (цветы)

Т. п. (какими?) жёлт ыми , весенн ими (цветами)

П. п. (о каких?) о жёлт ых , о весенн их (цветах)

Род, падеж и число имен прилагательных определяется по роду, падежу и числу существительного, с которым оно связано по смыслу. Для этого надо:

  1. Найти в предложении имя существительное, с которым связано имя прилагательное (от которого оно зависит).
  2. Определить род, падеж, число этого существительного.
  3. Такой же род, падеж и число у имени прилагательного.

На болотах поспела душистая клюква.

клюква (какая?) душистая

клюква — ед. ч., Ж. р., И. п., значит, душистая — ед. ч., Ж. р. И. п.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

«Работа над родовыми окончаниями прилагательных при коррекции аграмматической формы дисграфии»

Методическая разработка: «Работа над родовыми окончаниями прилагательных при коррекции аграмматической формы дисграфии».

В основе аграмматической формы дисграфии лежит несформированность у ребёнка грамматического строя устной речи. В норме ребёнок, ещё не знающий никаких грамматических правил, постепенно начинает употреблять в своей речи все грамматические формы. Но так как невозможно сразу усвоить всё многообразие форм, то до определённого возраста в речи всех детей встречаются так называемые «детские аграмматизмы».

Правилами словоизменения по родам, числам и падежам, то есть умением согласовывать слова между собой при построении предложений, ребёнок овладевает примерно к 4-м годам. К этому возрасту он уже не должен допускать ошибок, типа «много стулов», «деревы», «на столу». Правилами словообразования ребёнок овладевает значительно позже – к 7-8 годам. К этому возрасту ребёнок не только правильно согласует слова между собой, но и правильно образует новые слова. Но у некоторых детей аграмматизмы сохраняются и в школьном возрасте.

Аграмматическая дисграфия проявляется не на самых первых этапах школьного обучения ребёнка. Он сталкивается с непреодолимыми трудностями лишь после перехода в 3-ий класс, когда возникает необходимость овладения морфологическим принципом письма, связанным с изучением грамматических правил. Аграмматизмы проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, родовых и падежных окончаний, в неправильном согласовании слов, в нарушении последовательности слов в предложении.

Нарушение письма у ребёнка при аграмматической дисграфии носит стойкий, системные характер. Поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Основная задача работы над родовыми окончаниями прилагательных – научить ребёнка ставить вопросы и ориентироваться на них при выборе окончаний прилагательных. Необходимо обратить внимание ребёнка на различие окончаний в одних и тех же прилагательных в зависимости от того, с какими словами они связаны. Ребёнок должен почувствовать различие прилагательных мужского, женского и среднего родов.

Занятие по теме: «Родовые окончания прилагательных» для учащихся 3-х классов с диагнозом: «Нарушение письма и чтения, обусловленное нерезко выраженным общим недоразвитием речи».

Цель занятия: устранение аграмматизмов в письменной речи детей.

— Закрепить у детей понятие «род».

— Научить согласовывать имя прилагательное с именем существительным.

— Закрепить навык образования относительных прилагательных.

— Научить распространять предложение с помощью прилагательных.

— Коррекция грамматического строя речи, обогащение словаря.

— Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления.

— Развитие связной письменной речи, коррекция чтения.

— Воспитание умения работать в коллективе.

— Воспитание правильной осанки, аккуратности, усидчивости.

— Игра: «Он, она, оно».

— Таблица с родовыми окончаниями.

— Презентация по теме: «Родовые окончания прилагательных».

— Игра: «Четвёртый лишний».

— Карточки для индивидуальной работы.

— Сели ровно, выпрямили спинки, руки положили на стол, глазки смотрят на логопеда.

— Про одни предметы мы говорим: «Он, мой», про другие: «Она, моя», «Оно, моё». Поэтому существительные делятся по родам на мужской, женский и средний.

Разложить картинки в три кармашка, в зависимости от того, к какому роду принадлежат предметы, изображённые на них.

Картинки: стол, кошка, ведро, карандаш, мороженое, лиса, рука, крокодил, окно.

3. Игра: «Четвёртый лишний».

— Догадайтесь по нашей сегодняшней теме, какой предмет лишний.

Картинки: ведро, платье, сумка, солнце.

— На экране появляется яблоко.

Яблоко какое? Дети подбирают свои прилагательные, затем читают прилагательные, появившиеся на слайде, выделяя голосом окончания: жёлтое, сладкое, осеннее.

— Если вопрос « какой пишем мы: — ый, — ий, — ой.

Дети читают со слайда, чётко проговаривая окончания:

— Если вопрос « какая?» пишем мы: — ая, — яя

— Если вопрос «какое?» пишем мы –ее, — ое.

5. Знакомство с таблицей родовых окончаний имён прилагательных.

6. Дифференциация прилагательных по родовому признаку.

— Запись слов в три столбика:

Какой? Какая? Какое?

Слова: зелёная, старый, большое, красное, летний, синяя.

— Проверка: прочитать 1-ый столбик, 2-ой. 3-ий.

7. Согласование прилагательных с существительными в роде, отработка родовых окончаний.

— Работа с перфокартами. Дописать окончания имён прилагательных в словосочетаниях:

Нов полотенце, син шарф, стар

ведро, быстр река, бел платье,

зимн куртка, летн день.

— Проверка: один ребёнок читает словосочетания, чётко проговаривая окончания прилагательных. Другие дети проверяют и исправляют ошибки.

— Встали, потянулись. Подняли руки вверх, опустили и потрясли ими.

Нашли глазами в кабинете: жёлтое яблоко,

голубой цветок, красный мяч, зелёную шапку

(картинки развешены в разных частях кабинета на разной высоте).

9. Образование относительных прилагательных, согласование их с существительными.

— Назовите картинки. Добавьте к ним прилагательные, характеризующие, из чего сделан предмет.

Из железа: … замок, … ручка, … ведро.

Из дерева: … стул, … линейка, … весло.

— Записать словосочетания в тетрадь. Выделить окончания.

— Проверка: прочитать получившиеся словосочетания, чётко проговаривая окончания.

10. Игра: «Запомни цвет предмета».

— Рассмотреть картинки (все предметы, изображённые на картинках, разного цвета).

— По памяти ответить на вопросы:

* Какого цвета была шляпа?

* Какого цвета было платье? и т. д.

11. Распространение предложений, согласование прилагательных с существительными в роде.

— Списать предложения, вставив подходящие по смыслу прилагательные. Выделить окончания.

Предложения: На ветке висело … яблоко. Под окном шумела … берёза. Наступила … ночь. Серёже купили … костюм.

— Проверка: прочитать получившиеся предложения. Проговорить окончания. Кто подобрал самые интересные прилагательные?

12. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности учащихся.

— По какому признаку мы учились сегодня различать предметы?

— На какие группы делятся предметы по роду?

— Придумайте словосочетания из существительного и прилагательного мужского, женского и среднего родов.

— Кто сегодня на занятии активнее всех работал?

— Как бы вы оценили свою работу?

Положительная оценка работы каждого ученика со стороны логопеда.

Уточнение понятия «род».

Формирование правильной осанки.

Выработка умения дифференцировать существительные в зависимости от того, к какому роду они принадлежат. Закрепление навыка правильно и точно выполнять инструкции логопеда.

Развитие логического мышления.

Развитие речи детей. Развитие навыка согласования существительного с прилагательным.

Коррекция чтения: выработка умения внимательно прочитывать окончания.

Закрепление по таблице понятия о родовых окончаниях прилагательных.

Выработка умения по окончанию определять род прилагательного.

Выработка умения проверять свою работу, самостоятельно находить ошибки.

Развитие грамматического строя речи. Выработка умения согласовывать слова в словосочетаниях.

Выработка умения слушать товарища, развитие навыка самоконтроля.

Снятие мышечного и зрительного напряжения.

Обогащение словаря. Развитие грамматического строя речи. Закрепление навыка словообразования.

Развитие внимания и зрительной памяти.

Развитие связной письменной речи. Коррекция грамматического строя речи.

Выработка умения анализировать работу товарищей.

Выработка умения подвести итог проделанной работе, дать оценку своей деятельности и деятельности своих товарищей.

Создание положительного эмоционального настроя у детей в конце занятия.

На последующих занятиях необходимо продолжить закрепление навыка правильного написания родовых окончаний. Для этого можно использовать следующие виды заданий:

Цель игры: научить подбирать прилагательные в зависимости от того, к сушествительному какого рода они относятся.

Дети должны собрать ромашки, подобрав прилагательные к словам «чашка» и «блюдце». При этом прилагательные отличаются друг от друга только окончаниями.

Лепестки ромашек:

· Спиши словосочетания, вставляя пропущенные окончания:

Син… шарф, сер… дорога, кругл… яблоко, ранн… весна, зимн… день, стар… шляпа, жёлт… платье, ранн… утро, зимн… куртка.

· Спиши предложения, вставляя пропущенные окончания:

Стоял ясн… зимн… день. На полке лежала вечерн.. газета. По небу плыло бел… облако. Наступило ранн… утро. В небе палило жарк… солнце. Мы вскочили в послед… вагон. Над нами раскинулось син… небо.

· Составь предложения, изменяя подчёркнутые слова:

весна, ранний, пришла

будет, хороший, погода, завтра

набрали, полный, ведро, мы, яблок

летний, Свете, платье, сшили

· Запиши текст, дополнив его прилагательными:

Наступила __________ весна. Погода стоит _________ . С утра светит _________ солнышко. Дует __________ ветерок. Небо _________ . Скоро покажется _________ травка. Песней встречает весну _________ воробей.

Сидит пушистый кот на крылечке. Это наш Васька. Шубка у кота тёплая, мягкая. Спинка тёмная, а животик беленький. Одно ушко чёрное, другое – белое. Хвост у Васьки длинный и полосатый. Хорошее у кота настроение. Жмурится он на яркое солнышко и поёт весёлую песенку.

1. Логопедия. Под ред. М. «Просвещение» 1989 г.

2. Корнев чтения и письма у детей. Спб ИД «МиМ» 1997г.

3. , Мисаренко и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М. «Просвещение» 1991г.

4. Парамонова язык. Правописание и грамматика. Спб «Дельта» 2001г

5. Зубарева письма на уроках. 3-4 класс Задания и упражнения. Волгоград «Учитель» 2008г.

6. Садовникова письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. 1995г.

7. Ястребова недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М. 1997г.

Источник

Читайте также:  Краткие и полные прилагательные 5 класс правило