Меню

Наглядные пособия по теме глагол



Глагол: два пособия для базового уровня

Вы согласны, что глагол всему голова? Если нет, то наверняка согласитесь с тем, что студентам надо приложить немало усилий, чтобы разобраться с русским глаголом. В этом им и нам, их учителям, помогают хорошие учебные пособия.

Это небольшое, но очень полезное пособие по теме «Глаголы движения» я использую в группах базового уровня (А2). Некоторые материалы могут пригодиться и для групп первого сертификационного уровня (ТРКИ-1).

В пособии две части.

В первой части – таблицы с разложенным буквально «по полочкам» материалом: сведения о спряжении наиболее употребительных глаголов движения, об использовании глаголов движения с приставками и без приставок, об основных значениях приставок в сочетании с глаголами движения и о соответствии между глагольными приставками и некоторыми предлогами. Отдельно выделены таблицы, знакомящие с употреблением глаголов движения (бесприставочных и приставочных) в переносном значении. Многие таблицы дополнены графическими схемами и забавными рисунками, мои студенты изучают их с большим удовольствием.

Таблицам соответствуют программы из второй части пособия. В ходе выполнения шести программ отрабатываются практические навыки и умения в употреблении глаголов движения. Мы начинаем работу сразу с программ, если мои ученики хорошо знакомы с разными аспектами использования глаголов движения. Если нет, то сначала мы повторяем основы, которые представлены в таблицах.

В программах есть как простые, так и трудные задания: нужно выбрать правильный глагол из предложенных или глядя на рисунок, восстановить предложения, диалоги и тексты, объяснить дорогу и многое другое.

В конце книги даются ключи к заданиям, так что студенты могут заниматься по этому пособию самостоятельно.

Пособие можно купить в магазине ЛитРес (электронная версия).

Этот словарик можно использовать в качестве дополнительного учебного пособия для студентов и преподавателей. Первый выпуск словаря-справочника включает около 200 словарных статей и опирается на «Лексический минимум» базового уровня (А2).

Каждая словарная статья содержит формы совершенного и несовершенного видов глагола, личные формы во всех временах, толкование, указание на особенности управления, речевые модели, формы повелительного наклонения, а также факультативные рубрики, иллюстрирующие специфические особенности глагола и возможности его употребления на примере речевых и литературных образцов.

Справочник снабжен указателем, насчитывающим 429 глаголов, встречающихся в словаре.

Электронную книгу можно купить в магазине ЛитРес.

Источник

Пособия для работы над структурой простого предложения по методике Нуриевой. Глаголы — 2

Для того чтобы понять, насколько ребенок усвоил лексический материал (в данном случае — глаголы), Нуриева рекомендует использовать задания с глагольными загадками , выполнение которых требует от ученика невербальной произвольной деятельности.

Задание

В своей методике Нуриева предлагает применять двусторонние карточки, на одной стороне которых изображены картинки людей, животных или предметов, а на другой – напечатаны глаголы, которые обозначают действия на картинках. Необходимо разложить карточки перед ребенком картинками вверх. А затем задавать ему вопросы по картинкам. Например: «Кто плавает и молчит?» Ребенок должен ответить на вопрос или указать на картинку: «Корова». Затем нужно сразу перевернуть карточку и проверить ответ.

Вы можете скачать образец таких карточек и использовать их для занятий, или заменить глаголы (изображения и тексты), если они не знакомы ребенку (как заменить картинки в word можно узнать здесь ).

Образец карточек с глаголами

Вот образец нескольких карточек:

В архиве собраны 24 карточки по глаголам:

  • лает, сторожит — собака,
  • плавает, молчит — рыба,
  • скачет, ржёт — лошадь,
  • цветет, растет – цветок,
  • прыгает, квакает — лягушка,
  • летает, чирикает — воробей,
  • кудахчет, клюет — курица,
  • мурчит, царапается — кошка,
  • пищит, скребется — мышь,
  • плавает, крякает — утка,
  • жужжит, летает — муха,
  • прыгает, стрекочет — кузнечик,
  • висит, закрывает — замок,
  • режет, затупляется – нож,
  • светит, греет — солнце,
  • греет, стоит – радиатор,
  • тикает, звенит — будильник,
  • звенит, блестит – колокольчик,
  • прыгает, сдувается — мяч,
  • сушит, гудит — фен,
  • гудит, едет — паровоз,
  • плывет, гудит — пароход.
Читайте также:  Преобразование глаголов в существительные в русском языке

Скачать глаголы с подписями

Скачать карточки для работы по методике Нуриевой 2 можно здесь . Вы также можете посмотреть карточки по Нуриевой 1 , которые были выложены ранее. Саму методику можно скачать на сайте aut-kniga.ru в разделе «Речь» (Нуриева: Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки + Наглядные материалы).

Картинки и глаголы выбраны в качестве примера. Если у Вас есть свои идеи — присылайте свои пары простых глаголов через форму обратной связи или комментарии, и я подготовлю на их основе нужные материалы!

Источник

Наглядное пособие «Глагол. Определение и образование форм глагола».
учебно-методическое пособие по русскому языку (3, 4 класс) по теме

Теоретический материал представлен в виде таблиц и памяток, которые помогут ученикам усвоить тему «Глагол». С опорой на представленный материал дети легко смогут образовывать различные формы глаголов, изменять глаголы по временам, родам, лицам и числам, определять форму данных в заданиях глаголов.

Скачать:

Вложение Размер
glagol_i_ego_formy.docx 22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Глагол и его формы

Отвечает на вопросы:

С овершенный вид

Начальная форма глагола

Неопределённая форма (инфинитив)

Прошедшее время (п.в.)

Род не определяется.

Настоящее время (н.в.)

Не имеет формы настоящего времени.

Что будет делать?

Глаголы совершенного вида НЕ ИМЕЮТ ФОРМЫ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.

Глаголы во всех временах изменяются по ЧИСЛАМ.

Глаголы прошедшего времени изменяются по РОДАМ.

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по ЛИЦАМ.

«Изменение глаголов по временам, родам и лицам»

  1. Определяю ВИД глагола.
  2. Согласно таблице задаю вопрос и ставлю глагол в заданную форму, СОХРАНЯЯ ВИД.
  3. Проверяю.

Образование прошедшего времени глаголов

Основа глагола + Л

Пригласить -пригласиЛ, приглашать — приглашаЛ

Образование будущего времени глаголов

«БУД … » + ИНФИНИТИВ

Изменяется глагол «БЫТЬ»

Изменяется данный глагол

Что буд … делать?

Буду

Будеш ь

Будет приглашать

Будем

Будете

Будут

Глагол отвечает на вопросы:

Что с делаю ? приглашу

Что с делаеш ь ? пригласиш ь

Что с делает ? пригласит

Что с делаем ? пригласим

Что с делаете ? пригласите

Что с делают ? пригласят

Образование настоящего времени глаголов

только от глаголов несовершенного вида.

Основа глагола …

Что делать? приглашать

Что делаю ? приглашаю

Что делаеш ь ? приглашаешь

Что делает ? приглашает

Что делаем ? приглашаем

Что делаете ? приглашаете

Что делают ? приглашают

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с.

конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС.

Это пособие помогает ученику правильно образовать временные формы от глаголов неопределённой формы совершенного и несовершенного вида.

Урко по русскому языку в 3 классе.

Урок русского языка в 3 классе, образовательная система «Школа 2100».

Цели деятельности учителя:формирование умения определять неопределенную форму глагола по вопросам. Планируемые результатыПредметные:знать:понятие неопределенной (начальной) формы глагола;ум.

Источник

Демонстрационный материал «Приставочные глаголы»

Вероника Буева
Демонстрационный материал «Приставочные глаголы»

Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

По данным А. Н. Гвоздева, в словаре четырёхлетнего ребёнка наблюдается 50,2% существительных,27,4% глаголов,11,8% прилагательных, 1,9% числительных, 0,9% предлогов.

У детей с общим недоразвитием речи не сформированы структуры значения глаголов. Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких, например,сериях слов: подбежал, выбежал, подошёл, приехал, подъехал. Очень часто для них не понятно значение глаголов. Ребёнок с ОНР будет показывать на одну и ту же картинку с действием, когда просят показать,например, где подъехала, выехала, переехала (машина).

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

— расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей деятельности (мышления, восприятия, памяти, внимания и др.);

-уточнение значений слов;

-формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (понятийного);

-активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова из пассивного активный словарь.

На начальном этапе логопедической работы рекомендуется развивать глагольнуюлексику следующим образом:1).Объяснить значение слов-глаголов.

Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово;

А). Показать его действие с помощью движений, мимики,пантомимики:

Б). Припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия, например, шить — пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника;

В). С целью актуализации припоминания событий ребёнок может мысленно (про себя,а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком.

2).Назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию.

Шить-брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, натягивать, смотреть, вытаскивать.

ПРЫГАТЬ- разгоняться, вытягивать ноги, тормозить, дышать,отдыхать,лететь.

Словообразование представляет собой,с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой-она является составной частью морфологической системы языка,така как словообразование происходит путём соединения, комбинирования морфем.

В просе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей.

Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом словообразование различных частей речи происходит последовательно – параллельно.

Формирование словообразования глаголов. Дифференциация словообразовательных форм является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое развитие словообразовательных форм глаголаявляется более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребёнком в дошкольном возрасте.

В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими ОНР, проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных моделей аффиксов.

Формирование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР осуществляется в следующей последовательности.

1).Дифференциация глаголовсовершенного и несовершенного вида:

А). Образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

С — (играть -сыграть, петь -спеть, есть -съесть, делать -сделать,

НА- (рисовать- нарисовать, писать -написать,

ПО – (обедать – пообедать, ужинать- поужинать,

ПРО – (читать –прочитать);

Б). Образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов – ива, -ыва, -во- (застегнуть- застегивать, умыть- умывать, затолкнуть- заталкивать).

2). Дифференциация возвратных невозвратных глаголов.

3). Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками;

Влетает- вылетает подъезжает-отъезжает

Въезжает – выезжает закрывает- открывает

Прибегает — убегает наливает –выливает

1). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершенно,а где оно совершается:

Мыла –вымыла красит – покрасил

Рисует нарисовал стирает –постирала

Догоняет – догнала вешает – повесила.

2). Логопед просит детей показать на картинках, кто …

Умывает – умывается обувает –обувается

Прячет- прячется качает – качается

Одевает -одевается причесывается – причесывается

Делается вывод: слова умывается, прячется, обувается, одевается, обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

-Послушайте ещё раз эти слова и скажите, какая общая часть слышаться в конце этих слов? (_ся)

С целью закрепления дети называют различные действия по картинках.

3). Дифференциация глаголов с приставками (картинками).

А).В импрессивной речи.

Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку.

Аналогичным образом проводится игра в лото.

У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова,

Обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.

Б).В экспрессивной речи.

Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.

4).Добавить слово, обозначающее действие,по картинкам:

В клетку….(влетает, через дорогу (переходит)

Из клетки (вылетает), от дерева….(отходит)

Клетку….(перелетает, к дому…. (подходит)

5).Найти общую часть в словах (по картинкам)

Подходит-подбегает; подходит –уходит

Предлагаю демонстрационный материал с глаголом «ЛЕТИТ».

Демонстрационный материал из цикла «Овощи» по познавательному развитию в младшей группе Данный материал используется на обобщающем занятии по теме «Овощи»в младшей группе. Цель: Систематизация знаний детей по теме «Овощи». Задачи:.

Демонстрационный материал по художественному творчеству В наше время дети почти не знакомы с народными промыслами. Книжек и раскрасок сейчас очень много по данной тематике. Но лучше всего, когда.

Демонстрационный материал в помощь воспитателям Этот макет сделан по сказке Сутеева «Под грибом».Фигурки зверей и насекомых легко можно перемещать по леске на которой они закреплены.

Материал по лексической теме «Дом» ТЕМА: «Дом и его части» 1. Отгадываем загадки: * Маленькая собачка, * Кто в дом не идёт, Свернувшись лежит – Меня за ручку берёт. (Дверь).

Материал для НОД по теме «Грибы и ягоды» Побеседуйте с ребенком о том, что в лесу растут ягоды, и грибы. Ягоды растут на кустах или на веточках, грибы растут под деревьями, во мху,.

Материал по теме «Весна» Тема «Весна. Весенние признаки» Заклички Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи, силу голоса. Ждём, весна,.

Тактильная книга как дидактический материал ТАКТИЛЬНАЯ КНИГА КАК ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Дидактическая игра «ПОСЧИТАЕМ ВМЕСТЕ ДО 10» Назначение: Наличие предметных, мобильных «мягких».

Наглядный демонстрационный и раздаточный материал по ФЭМП для младшего дошкольного возраста Использование ярких, красочных, привлекающих внимание карточек,картинок в детском саду поможет воспитателю пробудить интерес к теме занятия,.

Наглядный демонстрационный материал по формированию элементарных математических познаний Детям присуще образное мышление. Именно поэтому воспитательный и образовательный процесс в дошкольном возрасте происходит более успешно,.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Глаголы-антонимы. Тим и Том» Цель: Закрепить представления детей о словах-антонимах, учить подбирать антонимы разных частей речи (в том числе – глаголы.) Задачи: стимулировать.

Источник