Меню

нахожу существительное к которому относится данное прилагательное



Падежи имён прилагательных

Имена прилагательные в полной форме изменяются по падежам. В таблице представлены все шесть падежей и вопросы, на которые они отвечают, для каждого рода и множественного числа.

Падеж Вопросы Пример
Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
И. какой? какая? какое? какие? новый стул
Р. какого? какой? какого? каких? нового стула
Д. какому? какой? какому? каким? новому стулу
В. какой? какого? какую? какое? какие? каких? новый стул
Т. каким? какой? каким? какими? новым стулом
П. о каком? о какой? о каком? о каких? о новом стуле

Чтобы узнать падеж прилагательного, надо найти существительное, к которому оно относится, и определить его падеж. В этом же падеже будет стоять и прилагательное.

Склонение имён прилагательных

Склонение прилагательных — это их изменение по падежам, числам и родам. Род, число и падеж прилагательного зависит от существительного, к которому это прилагательное относится. При склонении прилагательных у них изменяются окончания в зависимости от рода и числа:

Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
И. -ой -ый -ий -ая -яя -ое -ее -ые -ие
Р. -ого -ого -его -ой -ей -ого -его -ых -их
Д. -ому -ому -ему -ой -ей -ому -ему -ым -им
В. -ой (-ого) -ый (-ого) -ий (-его) -ую -юю -ое -ее -ые (-ых) -ии (-их)
Т. -ым -ым -им -ой -ей -ым -им -ыми -ими
П. -ом -ом -ем -ой -ей -ом -ем -ых -их

Склонение имён прилагательных в единственном числе мужского рода:

Вопросы Примеры
И. какой? лесн ой шум мудр ый друг летн ий день син ий кит
Р. какого? лесн ого шума мудр ого друга летн его дня син его кита
Д. какому? лесн ому шуму мудр ому другу летн ему дню син ему киту
В. какой? какого? лесн ой шум мудр ого друга летн ий день син его кита
Т. каким? лесн ым шумом мудр ым другом летн им днём син им китом
П. о каком? о лесн ом шуме о мудр ом друге о летн ем дне о син ем ките

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённому существительному:

Читайте также:  выпишите в один столбик существительные с предлогами в другой слова

вижу большой дом (В. п.) — большой дом (И. п.).

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённому существительному:

вижу большого медведя (В. п.) — нет большого медведя (Р. п.).

Прилагательные мужского рода на -ОЙ склоняются так же, как и на -ЫЙ, но всегда имеют ударные окончания:

большо́й, большо́го, большо́му, больши́м, о большо́м.

Склонение имён прилагательных в единственном числе женского рода:

Вопросы Примеры
И. какая? лесн ая птица син яя лента
Р. какой? лесн ой птицы син ей ленты
Д. какой? лесн ой птице син ей ленте
В. какую? лесн ую птицу син юю ленту
Т. какой? лесн ой птицей син ей лентой
П. о какой? о лесн ой птице о син ей ленте

Склонение имён прилагательных в единственном числе среднего рода:

Вопросы Примеры
И. какое? ярк ое солнце древн ее зло
Р. какого? ярк ого солнца двевн его зла
Д. какому? ярк ому солнцу древн ему злу
В. какое? ярк ое солнце древн ее зло
Т. каким? ярк им солнцем древн им злом
П. о каком? о ярк ом солнце о древн ем зле

Склонение полных прилагательных во множественном числе:

Вопросы Примеры
И. какие? нов ые люди ярк ие сны
Р. каких? нов ых людей ярк их снов
Д. каким? нов ым людям ярк им снам
В. каких? какие? нов ых людей ярк ие сны
Т. какими? нов ыми людьми ярк ими снами
П. о каких? о нов ых людях о ярк их снах

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

вижу большие дома (В. п.) — большие дома (И. п.).

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

вижу синих китов (В. п.) — нет синих китов (Р. п.).

Некоторые прилагательные перешли в разряд существительных, например: больной, рабочий, ванная, мастерская и так далее. Такие существительные при склонении имеют падежные окончания прилагательных:

рабоч ий , рабоч его , рабоч ему .

Читайте также:  найти 8 слов существительные прилагательные

Чтобы проверить написание окончания прилагательного, надо задать к нему вопрос от существительного, например:

Я давно не видел белого песка.

Окончание прилагательного будет полностью или частично совпадать с окончанием вопроса. Совпадение окончаний будет зависеть от склонения.

Склонение прилагательных делится на три типа: твёрдое, мягкое и смешанное. К твёрдому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на твёрдый согласный:

длинн ый, стар ый.

К мягкому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на мягкий согласный:

К смешанному склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на Г, К, Х, Ц или шипящий:

строг ий, мягк ий, тих ий, куц ый, хорош ий, горяч ий.

Вопрос Склонение
Твёрдое Мягкое Смешанное
как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
как ого ? больн ого дальн его мягк ого
как ому ? больн ому дальн ему мягк ому
как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
как им ? больн ым дальн им мягк им
о как ом ? о больн ом о дальн ем о мягк ом

Обратите внимание, что в зависимости от типа склонения, окончание вопроса и прилагательного совпадает либо полностью, либо частично: отличие только в первой букве окончания прилагательного.

Склонение притяжательных прилагательных

Склонение прилагательных на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ:

Единственное число Множ. число
Мужской род Женский род Средний род
И. волчий вой волчья лапа волчье логово волчьи уши
Р. волчьего воя волчьей лапы волчьего логова волчьих ушей
Д. волчьему вою волчьей лапе волчьему логову волчьим ушам
В. волчий вой
волчьего щенка
волчью лапу волчье логово волчьи уши
волчьих щенков
Т. волчьим воем волчьей лапой волчьим логовом волчьими ушами
П. о волчьем вое о волчьей лапе о волчьем логове о волчьих ушах

Притяжательные прилагательные на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ кроме формы именительного/винительного падежа единственного числа мужского рода, пишутся с мягким знаком:

медвеж ий – медвежья – медвежье – медвежьи,

медвеж ий – медвежьего – медвежьему – медвежьи – медвежьим – о медвежьем.

Склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ОВ, -ИН:

Мужской род
И. дедов сын дедов чай папин брат папин зонт
Р. дедова сына дедова чая папиного брата папиного зонта
Д. дедову сыну дедову чаю папиному брату папиному зонту
В. дедова сына дедов чай папиного брата папин зонт
Т. дедовым сыном дедовым чаем папиным братом папиным зонтом
П. о дедовом сыне о дедовом чае о папином брате о папином зонте
Женский род Средний род
И. дедова палка папина дочка дедово слово папино око
Р. дедовой палки папиной дочки дедова слова папиного ока
Д. дедовой палке папиной дочке дедову слову папиному оку
В. дедову палку папину дочку дедово слово папино око
Т. дедовой палкой папиной дочкой дедовым словом папиным оком
П. о дедовой палке о папиной дочке о дедовом слове о папином оке
Множественное число
И. дедовы внуки дедовы сани папины братья папины очки
Р. дедовых внуков дедовых саней папиных братьев папиных очков
Д. дедовым внукам дедовым саням папиным братьям папиным очкам
В. дедовых внуков дедовы сани папиных братьев папины очки
Т. дедовыми внуками дедовыми санями папиными братьями папиными очками
П. о дедовых внуках о дедовых санях о папиных братьях о папиных очках
Читайте также:  найди неверное утверждение имя существительное

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу папин плащ (В. п.) — папин плащ (И. п.).

Множ. число: вижу отцовы ботинки (В. п.) — отцовы ботинки (И. п.).

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу маминого брата (В. п.) — нет маминого брата (Р. п.).

Множ. число: вижу птичьих птенцов (В. п.) — нет птичьих птенцов (Р. п.).

Фамилии (Семёнов, Петров, Никитин), образованные от собственных имён: Семён, Пётр, Никита с помощью суффиксов -ОВ, -ИН, склоняются как притяжательные прилагательные.

Названия городов и населённых пунктов (Бородино, Пушкино, Камышин) в мужском и среднем роде на -ОВ, -ЕВ, -ОВО, -ЕВО склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончание существительных -ОМ:

Источник

Нахожу существительное к которому относится данное прилагательное



Урок по русскому языку «Склонение имен прилагательных» 4 класс

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Открытый урок в 4 классе по программе «Школа России» по русскому языку

Тема: Склонение имен прилагательных.

Цель: учить определять падеж имён прилагательных, изменять прилагательные по падежам.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по вьщеленным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

II . Проверка домашнего задания

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Запишите сочетания букв:ая,яя,ый,ий,ое,ее,ие,ые

Посмотрите внимательно. Что вы заметили? (Это окончания прилагательных). Давайте вспомним, какие окончания к какому роду относятся.

Запись под диктовку

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Какую картину вы представили?

( Проверка. Учащиеся объясняют написание слов с орфограммами.)

— Разберите слова стекло, душистым по составу.

( Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

IV . Самоопределение к деятельности

— Найдите в стихотворении, которое вы только что записали, имена существительные. Определите их падеж. (Капли — И. п., (в) стекло — В. п., (от) лип — Р. п., мёдом — Т. п., (к) саду — Д. п., (по)листьям —Д. п.)

— Волнистой линией подчеркните имена прилагательные. От каких слов они зависят?

— В каком падеже стоят имена прилагательные? Как можно это определить? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Научиться определять падеж имён прилагательных.)

1. Наблюдения над связью имён прилагательных и имён существительных

— Что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное «прилагается» к существительному, следует за ним, полностью ему подчиняется.

— Соствьтесловосочитания по картинкам (Слайд 2-5)

— Определите род и число существительных и прилагательных в данных словосочетаниях.

Красный мяч, красная лента, красное яблоко, красные маки.

— Сделайте вывод. (Прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное.)

— Какое предположение мы можем сделать? (Падеж имени прилагательного тоже нужно определять по имени существительному.)

2. Работа по учебнику

— Пользуясь таблицей на с. 10, определите падеж имён прилагательных в стихотворении А.А. Фета. (Прилагательные стоят в творительном падеже.)

В каком падеже стоят существительные, к которым они относятся? (В творительном.)

— Подтвердились ли ваши предположения? Сделайте вывод. (Прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.)

— А вот как по-другому называется изменение прилагательных по падежам, вы узнаете ответив на вопросы. У вас на столах лежат тесты. Вы должны обвести кружком соответствующую букву и прочитать полученное слово.

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов .

1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

2. На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой?какая? какое? какие?

3. Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

Читайте также:  найди неверное утверждение имя существительное

4. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) -ая, -яя о) –ое, -ее и) –ый, -ий, -ой

5. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

6. Какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?

а) вежливый е) прилежный о) хлопотливый

7. С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

8. Укажите слово,которое соответствует схеме:

а) проводка и) водный е) уводить

9. Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

— Какое слово получилось? Что такое склонение? (Изменение по падежам)

— Прочитайте сведения о языке на с. 11.

— Правильный ли вывод мы сделали? Упр. 16 (с. 11).

— выполните Р.т. стр.8 Упр.15 (Продолжите склонение имен прилагательных и имен существительных, выделите в словах окончания.) (Слайд 6)

( Три ученика работают у доски, остальные — в тетрадях. Проверка.)

VII . Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику и тетради.

— Как вы поняли, что нужно сделать?

— Определите падеж имён существительных.

— Подберите к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное из слов для справок.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют падеж имён существительных и имён прилагательных.)

— Как вы определяли падеж имён прилагательных? (По падежу имён существительных, от которых они зависят.)

( Один ученик выполняет на доске разбор слова инеем как части речи. Слайд 7

— Попробуйте составить алгоритм определения падежа имени прилагательного.

Выполните Р.т. стр.8 Упр.16 (Укажите цифрами в кружках последовательность определения падежа имен прилагательных в предложении.)

— Проверьте себя. Прочитайте сведения о языке на с. 12.

— Правильно ли вы рассуждали?

Вставьте пропущенные окончания. Определите падеж имён

прилагательных. (Слайд 9)

До полярн…. сияния,

на пассажирск… поезде,

сквозь син… море,

на маленьк… окошко,

— Оцените свою работу на уроке.

IX . Подведение итогов урока

— Как определить падеж имени прилагательного?

Источник

Найди существительное, к которому относится данное прилагательное. 1.слово сюда писать существительное 2. 3.

Ответы

бурати́но — главный герой сказки а. н. толстого «золотой ключик, или приключения буратино» ( .длинноносый деревянный мальчик, вырезанный из полена папой карло. получил имя и первую одежду от него же. буратино с итальянского языка переводиться как деревянная кукла.по характеру «безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями», но при этом он решителен, любопытен, любит приключения и обладает альтруизмом. основной его атрибут — золотой ключик, а атрибут его одежды — колпак -еще до появления на свет, то есть будучи просто-напросто поленом, он начинает вносить сумятицу в жизнь окружающих, проявляя свой нетерпеливый, любопытный, непоседливый нрав.буратино обманывает своего папу карло и вместо школы отправляется на представление кукольного театра; позволяет коту и лисе одурачить себя, не послушав его об опасности птицу сплюшку; то и дело перечит спасшей его от гибели мальвине. перелом наступает после встречи с черепахой тортиллой. она открывает глаза на то, кто он есть на самом деле: «ты безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! » лишившийся денег, с трудом избежавший стольких опасностей, герой вынужден согласиться с мнением тортиллы. с этого момента в повести начинается взросление буратино теперь он уже не тот мальчишка, каким был вначале. свою отвагу и озорство буратино направляет в русло, полезное для него и его друзей (заставив, например, карабаса барабаса бегать за ним вокруг дерева, чтобы длиннющая борода преследователя накрутилась на ствол). рискуя быть схваченным, буратино выведывает у карабаса тайну золотого ключика: теперь он знает, что дверь, которую может открыть ключик, находится в каморке папы карло. наконец, буратино осознает, как важно иметь друзей и какое счастье — спасти их от верной смерти. так шаг за шагом герой становится терпимее и добрее, оставаясь при этом таким же веселым и проворным.

Читайте также:  как сделать морфологический разбор существительного слова ручей

пехота направилась вдоль леса ,в то время как французы и не подозревали об этом.отопление отключили на время ремонтных работ,поэтому батареи были холодными.

атака началась внезапно,как только пподошли французы,когда бойцы были совсем неподготовленные.

esli proiznesti predlozhenie pravil’no,to okazhetsia,chto zvukov o v nem net.

Источник

Урок русского языка «Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

  • систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;
  • пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
  • обратить внимание на роль прилагательных в речи;
  • закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных

Скачать:

Вложение Размер
urok_imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.docx 27.32 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России», 4 класс.

«Русский язык. 4 класс»

Тема : Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи.

Цель : Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи

  • систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;
  • пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
  • обратить внимание на роль прилагательных в речи;
  • закрепить навыки правильного написания окончаний имен прилагательных
  • развивать каллиграфические навыки;
  • прививать основы орфографической грамотности;
  • развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число;
  • развитие умения формулировать вопросы к заданию;
  • развитие умения анализировать, развивать устную речь учащихся при объяснении (толковании) значений слов, при составлении устного ответа по предложенному плану, развивать навыки самооценки;
  • воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе;
  • воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности;
  • воспитывать уважение к одноклассникам;
  • воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца).

Тип урока : обобщение знаний .

Технология деятельностного подхода.

Методы и приемы: проблемно-диалогический , исследовательская деятельность, работа в группах и парах

Источник

Примеры имен существительных

По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные. одушевленные и неодушевленные. Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду.

спряжение глагола примеры

Имена существительные изменяются по падежам и по числам. Начальная форма имени существительного — именительный падеж единственного числа. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а так же несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого.

разберите слово альбоме как часть речи Собственные имена существительные — это названия отдельных лиц, единичных предметов. К собственным именам существительным относятся:

  1. фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных.
  2. географические названия
  3. астрономические названия
  4. названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, заводов, кораблей и др.

Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные (например: Ампер — французский ученый, ампер — единица силы электрического тока

морфемный разбор время

Нарицательные имена существительные — это общее название для всех однородных предметов и явлений. Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные (например: земля — суша, Земля — планета Солнечной системы).

слово едва является союзом в предложениях

Имена существительные одушевленные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? К неодушевленным также относятся такие имена существительные как группа, народ, толпа, стая, молодёжь и т.д.

разбор по составу справа

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов. Некоторые имена существительные употребляются ли только в единственном, или только во множественном числе.

так какая часть речи Существительные, которые имеют только форму единственного числа:

  1. Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодежь, детвора, студенчество, человечество и др.
  2. Названия предметов с вещественным значением: асфальт, железо, земляника, молоко, сталь, свёкла, керосин и др.
  3. Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота и др.
  4. Названия действия или состояния: косьба, рубка, выполнение, внушение, горение и др.
  5. Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Волга и др.
  6. Слова: бремя, вымя, пламя, темя

Существительные, которые имеют только форму множественного числа:

  1. Названия составных и парных предметов: брюки, весы, перила, тиски, щипцы, грабли, ножницы, вилы, качели и др.
  2. Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, макароны, сливки, отруби, опилки и др.
  3. Названия промежутков времени, игр: прятки, жмурки, шахматы, каникулы, сутки, будни и др.
  4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, переговоры, всходы, заморозки, дебаты и др.
  5. Некоторые географические названия: Карпаты, Фили, Горки, Афины, Альпы, Сокольники и др.

В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам. Именительный — кто? или что? Родительный — кого? или чего? Дательный — кому? или чему? Винительный — кого? или что? Творительный — кем? или чем? Предложный — о ком? или о чем?

часть речи данный Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно:

  1. найти слово, к которому относится данное существительное;
  2. поставить от этого слова к имени существительному вопрос.

Первое склонение. К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля), а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя).

разбор слова причал по составу

Второе склонение. Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день), а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание).

шум морфологический разбор

Третье склонение. К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

шерох или шорох

Разносклоняемые имена существительные. Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-го склонения -и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём).

морфемный разбор слова сибиряк

Несклоняемые имена существительные. Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму. Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри), так и имена собственные (Гёте, Золя, Сочи).

какая часть речи часто

I. Часть речи. Общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение. 3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число. III. Синтаксическая роль.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник