Меню

Наклонения глаголов в русском языке упражнения 4 класс



Тренировочные упражнения по теме «Глагол»

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

1. Определите, какие глаголы относятся к переходным, какие – к непереходным.

Идти, строить, отделять, взяться, участвовать, вернуть, хвалить, преодолеть, заключить, бегать, решиться.

2. Назовите форму инфинитива следующих глаголов.

Даю, клею, займём, отвожу, отвёл, расцветает, отдалялись, устаю, гребёшь, мелем, возьмёмся, иду, могу.

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Леле…л, та…ло, забрезж…ло, рассе…лся, ненавид…л, потч…вал, исповед…вал, завед…вал, завид…вал, проповед…вать, созр…вать, подогр…вать, вывед…вал, подгляд…вал.

4. Сделайте морфемный разбор глаголов.

Выспаться, сушиться, нравлюсь, гордилась, коснулся, клевать, зацветаешь, спрячься, решили.

5. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая окончания глаголов.

Он кле…т, сыпл…т, бор…тся, держ…тся, терп…т, бре…тся, разгружа…т, раду…т, увид…т.

Ты дремл…шь, вяж…шь, гон…шься, полощ…шь, наде…шься, посмотр…шь, похлопоч…шь, отброс…шь, навар…шь, выпеч…шь.

Они свет…т, се…т, ссор…тся, погас…т, развлека…тся, распиш…тся, встрет…т, расскаж…т, рассерд…тся, распор…т, приготов…т.

а) Мы решили учи…тся, и каждый из нас старательно учи…ся.

б) Товарищ думает подготови…ся к экзаменам в университет и, наверное, подготови…ся.

в) Механизаторы обещали верну…ся сегодня, только вряд ли они верну…ся вовремя.

г) Наши атлеты гордя…ся своими достижениями и действительно имеют право горди…ся ими.

7. Спишите предложения, подчёркивая глаголы повелительного наклонения и вставляя пропущенные буквы.

а) Предста…те себе первые цветы ландышей.

б) Постав… перед собою простой вопрос.

в) Предостав…те ему полную свободу мечтать.

г) Назнач…те меня ответственным за это дело.

д) Матрёна, нареж… товарищам хлеба и колбасы.

е) Приля…те на кровать.

8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

а) Вышл…те нужные мне книги. Если вышл…те в ближайшие дни, я получу их своевременно.

б) Вытр…те пыль с письменного стола. Когда вытр…те, возьмите лист бумаги и напиш…те ответное письмо.

в) Если дверь будет заперта, стукн…те в неё. Как только стукн…те, вам откроют.

г) Умолкн…те хоть на минуту. Пока не умолкн…те, я рассказывать не стану.

9. Спишите текст, вставляя буквы. Укажите вид, время и наклонение глаголов.

Роса на траве

Когда в солнечное утро летом п…йдёш… в лес, то везде видны алмазы. Все алмазы эти бл…стят и переливаются на со…нце разными цветами. Когда под…йдёш… ближе и разгл…диш…, что это такое, то увид…ш…, что это капли росы с…брались в листах травы и бл…стят на со…нце. Бывало, сорвёш… листок с травинкой, потихоньку понесёш… ко рту и выпь…ш… р…синку. И р…синка эта вкуснее всякого напитка каж…тся.

Выполните морфологический разбор глагола сорвёшь.

10. Морфологический разбор глагола.

I. Часть речи. Начальная форма (инфинитив).

II. Морфологические признаки:

а) вид (совершенный или несовершенный);

б) спряжение ( I, II, разноспрягаемое, архаическое);

в) переходный или непереходный;

г) возвратный или невозвратный.

б) время (в изъявительном наклонении);

в) лицо (в наст. и буд. времени, в повелительном наклонении);

д) род (в ед. ч. прош. вр. и в ед. ч. условного наклонения).

Источник

Упражнения по теме «Глагол»
тренажёр по русскому языку (4 класс) на тему

нфг, время глаголов

Скачать:

Вложение Размер
glagol.docx 13.88 КБ

Предварительный просмотр:

Выделите окончания у глаголов .

Старость, молчать, отнимать, молодость, гость, трость,, радовать ,глупость ,чернеть, радость, жестокость, отдохнуть, кисть. Верность, холодеть, смелость, лесть, насыпать, месть, мечтать, веселить, кость, грустить.

Данные словосочетание замените глаголами неопределённой формы.

Очищать пол от сора-

Замените фразеологизмы глаголами неопределённой формы.

ждать у моря погоды-

дрожать как осиновый лист-

писать как курица лапой

ходить на голове-

держать в голове-

наговорить с три короба

Изменение глаголов по временам.

Укажи время глаголов, выдели окончание

Гладит, любил, постучал, увидит, заплачет, писал, поведёт, чертил, буду следить.

Укажи время глаголов

Р…чу…ка з…мёрзла. На быстрине над полыньёй

поднимается пар. Реч…ка дыш…т. От её х…лодн… дыхания

вырастут на закраинах льда бел….. венчики цв…тов.

Укажите время и число глаголов.

Пр…б…жала и пискнула мыш…. Стукнулся о б…рёзу и упал

жук. На м…кушке ели кукует кукушка. На в…рш…не дуба

зав…рковал дикий голу…ь. На з…кате со…нца заухает в

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: 1. Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, вырази-тельного чтения. 2. Развивать интерес к чтению, монологическую речь, творчество и вообра-жение. 3. Обогащать словарн.

Мною предложена система упражнений, направленная на совершенствование техники чтения.Продукт предназначен для учителей начальных классов и воспитателей ДОУ.

Упражнения, направленные на обучение ребёнка способам разрядки гнева, агрессии. «Крик» Выполнение этого упражнения не затребует никаких затрат с Вашей стороны, кроме одной.

Релаксационные упражнения(РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ).

Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения, используются на уроках обучения грамоте и произношения.

Задачи урока:1. Образовательные: Объяснить технику выполнения упражнения «Стойка на лопатках»; обучить технике выполнения акробатических упражнений: «группировка», «перекаты».2. Воспитательные: формир.

Подборка практических упражнений. Упражнения.

Источник

Проверочная работа «Наклонения глаголов»

1. Найти глаголы, определить их наклонение

1.Бегут по конвейеру колёса, крылья, моторы.

2.Я сыграл бы на рояле, коль умел бы.

3.Если я был бы маленький-маленький гном, я б умывался каплей дождя.

4.Возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо.

5.Каждый когда-то любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы.

6.Вытрите пыль с письменного стола.

7.Пожар снежком не погасишь.

8.На печи не храбрись, а на поле не трусь.

9.Если бы петух не кукарекал, неужели не наступил бы рассвет?

2. Образовать от глаголов формы трёх наклонений.

Образец: РАБОТАТЬ – работает, работай, работал бы

СРАЖАТЬСЯ, ЛИКОВАТЬ, УЧИТЬ, СТРОИТЬ.

3. Записать текст, вставить буквы, расставить знаки препинания. Выполните задания.

Марс бл.жайший с.сед нашей Земли. Что (бы) вы увидели, если (б) побывали там? Глубокие д.лины кратеры потухших вулканов русла сухих рек, которые тянутся на многие километры. Когда над Марсом поднимает(?)ся ветер начинают(?)ся страшные пылевые бури. Ученые посылают к нему автоматических разве.чиков чтобы они узнали о жизн(е,и) на этой планет(е,и).

А) Составьте схемы предложений 1-3.

Б) Укажите номера сложноподчиненных предложений.

В) Выпишите из текста глаголы, укажите их спряжение, вид, наклонение, время, лицо, число, род.

Г) Выполните морфологический разбор – поднимается.

Д) Разберите по составу – узнали.

4. Дополнительное задание. Запишите глаголы и вставьте пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

(Он) подыщ.т работу, (он) дополн.т ответ, дыш.тся легко, засе.шь поле, обкле.шь обоями, вытр.шь насухо, колыш.тся знамена, народ бор.тся, снег та.т, все завис.т от обстоятельств, брод.шь по аллеям, он ненавид.т ложь, сказанного не ворот.шь, ты все мож.шь, солнце гре.т, окно заиндеве.т, слыш.шь все шорохи, хоч.тся выиграть.

Источник

Повелительное наклонение глагола 4 класс

Тема урока: Повелительное наклонение глагола.

Цели урока: Формировать умение образовывать глаголы повелительного наклонения , распознавать их среди других глаголов; формировать умение работать в группе, Развивать логическое мышление, воспитывать коммуникативные навыки, ответственность

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер

Поставил задачу – выполни!

Взялся за работу – доведи её до конца.

Какие из этих глаголов обозначают просьбу , приказ, пожелание? В форме какого наклонения они стоят?

I . Мобилизующий этап.

Расшифруй слова и скажи каким образом их можно объединить( по какому признаку)( работа в группе)

Игарю, пшии, смтрои, раобатй

— Это глаголы. Какой из этих глаголов лишний? Почему?( он обозначает действие, происходящее на самом деле, в реальности- изъявительное наклонение)Остальные глаголы повелительного наклонения, т. к. они содержат приказ, просьбу.

2 . Работа в тетрадях

Откройте тетради, запишите число, классная работа

Даны предложения. Прочитайте их. ( работа в группах)

1. Оля училась в гимназии.

2. Оля учится в гимназии.

3. Оля училась бы в гимназии

4. Оля, учись в гимназии.

— Выберите предложение, в котором глагол употреблён в форме повелительного наклонения.

Докажи, что это глагол повелительного наклонения. Запишите это предложение. Выделите основу глагола. При помощи чего образовалась форма повелительного наклонения?

( при помощи основы уч и суффикса и)

Оля, учись в гимназии

3. Вывод темы: Какова тема нашего урока?

Повелительное наклонение глагола

4. Каковы цели урока? ( дети выводят цели)

Цель урока: Формировать умение образовывать глаголы повелительного наклонения , распознавать их среди других глаголов; формировать умение совместной деятельности, ответственности.

5. Минутка чистописания

— Сегодня мы будем повторять написание буквы, которая обозначает согласный в корне глагола повелительного наклонения, который находится в записанном вами предложении. Дайте характеристику этому звуку.( мягкий непарный, глухой)

Рассмотрите порядок букв, определите и продолжите предложенную закономерность.

Что вы можете ещё сказать об этом звуке?( мягкий непарный, глухой)

6. Работа над новым материалом

? Можно ли формы пусть играет, пускай читает считать формами повелительного наклонения?

Выражают ли они значение пожелания?

При помощи какого слова образуется форма повелительного наклонения?Пусть, пускай – это частицы. Глаголы какого лица и числа употребляются с частицей пусть, пускай.

(пусть, пускай +глаголы 3лица ед. и мн. числа) дети сами делают вывод.

7. Работа по учебнику

Чтение вывода по учебнику.

Упражнение 1 ( с комментированием) записываем

Спи, закрывай- основа совпадает с основой наст. времени, при помощи суф. и

Физкультминутка: Час настал для отдыха

Встали вместе, встали дружно

Я буду называть глаголы, а вы

— если услышите глагол в форме изъявительного наклонения – вытянитесь к солнцу

— в форме условного – прыгаете

— в форме повелительного наклонения – наклоняетесь вниз

Бегут, торопятся ручьи( тянутся)

Люблю тебя, Петра творенье( тянутся)

Если бы вы протянули руку, то заметили бы( прыгают)

Появляется травка( тянутся)

Какие глаголы в форме повелительного наклонения вы услышали?

Что выражают глаголы в форме повелительного наклонения? ( совет, просьбу, приказ)

Когда их употребляют обращаются к кому- то. К кому обращаются, когда употребляют глаголы пиши , учись? Пускай пишет, пускай учится?

? Как вы думаете, есть ли разница в употреблении форм пиши, учись, пусть пишет, пускай учится? К кому обращаются, когда употребляют глаголы пиши , учись? Пускай пишет, пускай учится?

Пиши, учись – глаголы 2 лица, пусть пишет, пускай учится — обращение к 3 лицу.

Чтение вывода по учебнику

8. Работа по закреплению

Упражнение 2 – слабые ( 3 предложения) — проверка вслух

По карточкам – сильные — сама проверяю

Составь и запиши простые предложения, используя данные глаголы в форме повелительного наклонения

Объяснить, разъяснить, растолковать

Прочитайте предложения и исправьте ошибки, употребляя нужную форму глаголов.

1. Серёжа, вытащь мне игрушку. ( вытащи)

2. Работу закончь вовремя. ( закончи)

3. Не ехай по этой дороге. (не езди )

4. Едь по этой дороге. ( поезжай)

9. Цифровой диктант ( уч – ся определяют наклонение глаголов данных предложений и ставят цифры против названия форм наклонения) индивидуально. Проверяется по слайду

Изъявительное 1 1. С важным потрескиванием лопаются почки в

2. Прислонись ухом к бархатистому стволу берёзы.

3. Труд – дело чести, будь в труде на первом месте.

10. Тестовые задания ( слайд) — собираю. проверяю

1. Укажите глагол повелительного наклонения

2. Укажите глагол повелительного наклонения

3. Укажите глагол повелительного наклонения

4. Укажите глагол повелительного наклонения

1. Не смейте забывать учителей

2.Ведь лучшее всё в нас от их усилий.

3. Учителями славится вся Россия.

11. Обобщение знаний о глаголе повелительного наклонения ( работа в группе)

. содержит просьбу, приказ, совет

. образуется от основы настоящего ( будущего)

Повелительное наклонение времени при помощи суффикса и

. при помощи частиц пусть, пускай + глагол 3 л.

. изменяются по числам

-Сегодня мы украсим наше чудо- дерево необычными яблочками. Повесьте яблочки на дерево.

Красное яблоко – кто научился отличать глаголы повелительного наклонения от других глаголов

Синее- кому не совсем понятно

Жёлтое – кто ничего не понял по теме

13. Домашнее задание ( индивидуальное задание по карточкам )

Составь и запиши простые предложения, используя данные глаголы в форме повелительного наклонения

Объяснить, разъяснить, растолковать

Составь и запиши простые предложения, используя данные глаголы в форме повелительного наклонения

Объяснить, разъяснить, растолковать

Составь и запиши простые предложения, используя данные глаголы в форме повелительного наклонения

Объяснить, разъяснить, растолковать

Составь и запиши простые предложения, используя данные глаголы в форме повелительного наклонения

Объяснить, разъяснить, растолковать

Составь и запиши простые предложения, используя данные глаголы в форме повелительного наклонения

Объяснить, разъяснить, растолковать

Составь и запиши простые предложения, используя данные глаголы в форме повелительного наклонения

Объяснить, разъяснить, растолковать

Составь и запиши простые предложения, используя данные глаголы в форме повелительного наклонения

Объяснить, разъяснить, растолковать

Составь и запиши простые предложения, используя данные глаголы в форме повелительного наклонения

Объяснить, разъяснить, растолковать

1. Укажите глагол повелительного наклонения

2. Укажите глагол повелительного наклонения

3. Укажите глагол повелительного наклонения

4. Укажите глагол повелительного наклонения

1. Не смейте забывать учителей

2.Ведь лучшее всё в нас от их усилий.

3. Учителями славится вся Россия.

Поставил задачу – выполни!

Взялся за работу – доведи её до конца.

Оля училась в гимназии.

Оля учится в гимназии.

Оля училась бы в гимназии.

Оля, учись в гимназии.

Оля, учись в гимназии.

1. Серёжа, вытащь мне игрушку.
2. Работу закончь вовремя.

3. Не ехай по этой дороге.

4. Едь по этой дороге.

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Номер материала: ДВ-420772

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Спряжение глаголов с приставками в русском языке