Меню

Наклонение глаголов урок русского языка для 10 класса



§ 47. Глагол как часть речи

Глагол — часть речи, обозначающая действие. Значение действия отражается в вопросах: что делать? что делает? что сделать? что сделает?

Основными грамматическими категориями глагола являются: 1) вид, переходность/непереходность, залог; 2) наклонение, время, лицо, число. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.

Глагол — одна из самых больших частей речи в русском языке.

Глагол является организующим центром предложения и имеет самую многочисленную систему форм.

Инфинитив

Начальной формой глагола является инфинитив (неопределённая форма глагола). Инфинитив называет действие вне его отношения к лицу (производителю действия) и моменту речи.

Показателем инфинитива являются формообразующие суффиксы -ть, -ти: рисовать, нести, пилить.

У глаголов, оканчивающихся на -чь, -чь входит в состав корня: беречь, лечь.

Инфинитив характеризуют: категория вида, переходность/не- переходность, возвратность/невозвратность.

Способностью управлять определённым падежом обладают все формы глагола, в том числе инфинитив. Ср.: препятствовать, препятствовал, препятствует, препятствующий, препятствуют (чему?) — движению.

Виды глагола

В современном русском языке выделяют глаголы совершенного и несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида обозначают длительное действие и отвечают на вопросы: что делать? что делает? что делал?что будет делать?

Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие и отвечают на вопросы: что сделать? что сделает? что сделал?

Глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего, прошедшего и будущего сложного времени.

Глаголы совершенного вида имеют формы прошедшего и будущего простого времени. Ср.:

Переходность / непереходность глагола

Глаголы бывают переходными и непереходными.

Переходные глаголы обозначают действие, которое направляется на объект, выраженный вин. и. без предлога (прямое дополнение) (оставлю дом, отдам книгу).

Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямое дополнение (ср.: препятствовать движению — непереходный, тормозить движение — переходный).

Дополнение при непереходном глаголе может быть выражено любым косвенным падежом с предлогом и без (кроме вин. п. без предлога). Такое дополнение называется косвенным.

Источник

Урок русского языка в 10 классе по теме «Глагол».
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Урок повторения и закрепления пройденного материала.

Скачать:

Вложение Размер
razrabotka_uroka_office_word_5.docx 21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 10 классе.

Желтенко Лилия Валерьевна ,

учитель русского языка и литературы и МХК

с.Новопокровка
Бородулихинского района Восточно-Казахстанской области Казахстан

Лексическая тема: «Моя Родина – Республика Казахстан».

Грамматическая тема: «Глагол».

  1. Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Глагол».
  2. Прививать умения и навыки работы с тестовыми заданиями, осуществить межпредметную связь с уроками истории, литературы, развивать устную речь учащихся, пополнять их словарный запас;
  3. Воспитывать у школьников любовь к своей Родине — Республике Казахстан.

Оборудование: плакат со словами «Наша Родина – Республика Казахстан»; буклет «Государственные символы Республики Казахстан», статьи из Конституции РК, Конвенция о правах ребенка, тестовые задания, оценочный лист учащегося.

Тип урока : урок – соревнование.

Технология: ЛОО, метод сотрудничества, работа в малых группах.

Я твой цветок, взращенный тобой.

Я песня, звенящая на твоих устах.

Родина моя – мой Казахстан.

Наш урок мы проводим в канун 20 годовщины Независимости Республики Казахстан. Сегодня мы поговорим о нашей родине и повторим тему «Глагол».

(После организационного момента класс делиться на две команды для выполнения заданий пяти туров).

I. Составить предложения по вопросам и выполнить задания к ним.

  1. Назовите авторов герба РК?
  2. Что обозначает шанырак на гербе?
  3. Кто является автором Государственного флага РК?
  4. Что означает голубой цвет флага?
  5. Какой город является столицей РК?
  1. Определить наклонение глаголов.
  2. Определить время глагола.
  1. Какие поэты являются авторами Государственного гимна РК?
  2. Что лежит в основе содержания гимна?
  3. Какие композиторы написали музыку к Государственному гимну РК?
  4. Какова численность населения Казахстана?
  5. Сколько областей входит в состав РК?
  1. Определить спряжение глаголов.
  2. Указать число глаголов.

II. «Мозговой штурм»

  1. Какая часть речи называется глаголом?
  2. На какие вопросы отвечает глагол?
  3. Как называется начальная форма глагола?
  4. На какие вопросы отвечает глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени?
  5. Как изменяются глаголы настоящего времени?
  6. Какие наклонения есть у глагола?
  7. В каком времени глагол может иметь род?
  8. На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?
  9. Как образуется условное наклонение глаголов?

10. Какие глаголы является переходными?

III. Работа с текстом.

Прочитать текст и выполнить задания к нему.

«Конституция Республики Казахстан».

Каждый человек является членом общества, в котором он живёт. Все государства имеют свою Конституцию – Основной Закон страны.

У Республики Казахстан имеется своя Конституция. В ней рассказывается о личной свободе и обязанностях граждан.

Наше государство возглавляет Президент. Нурсултан Абишевич Назарбаев – первый Президент, избранный народом независимого Казахстана. Законы принимает Парламент. Народ избирает депутатов в Парламент.

Республика Казахстан имеет дружественные отношения с другими государствами. Жители разных государств могут ездить друг к другу в гости.

  1. Выписать три глагола, определить их спряжение, лицо, время, наклонение, вид.
  2. Проспрягать глаголы: живет, ездить, имеет.

«Конвенция о правах ребенка».

Конвенция о правах ребенка

Есть международная организация, которая защищает интересы народов всего мира, в том числе и детей. Это – Организация Объединённых Наций. В её работе участвуют представители всех стран.

Эта организация приняла конвенцию (соглашение) о защите прав ребёнка. Наше государство тоже одобрило эту конвенцию. В конвенции говорится об основных правах детей от рождения до совершеннолетия. Ребёнок имеет право на жизнь, на образование, на отдых и свободное время, на участие в культурной жизни, на свободу слова и вероисповедания.

Эти права входят в законы нашего государства.

  1. Выписать три глагола, определить их спряжение, лицо, время, наклонение, вид.
  2. Проспрягать глаголы: защищать, входят, участвуют.

IV. Творческий конкурс

Прочитать стихотворение выразительно, сделать морфологический разбор выделенного глагола.

Вышла на простор.

В ароматном инее

Речка с дивным именем

Я кланяюсь отчему краю

За встречи с ним в давние годы.

Горластому птичьему краю,

Отгонам, лесам, переходам.

Цветкам луговым и просторам,

Бурлящим в разливах осенних.

Река просторной родины моей

Просторная, иди под непогодой.

Теки, Иртыш, выплёскивай язей,

Князь, рыб и птиц, беглец зеленоводный…

Чем больней разлука,

Тем радостнее встреча впереди.

И поднимаю руки,

И открываю душу для воды.

Уснувший в перелеске

В берегах крутых.

И узкого весла косые всплески,

С души смывая злое.

И в радость превращается беда.

Светящаяся, добрая вода.

Ты знаешь, как сердцу желанна

Обожжённая зноем земля,

Как в горячую грудь Казахстана

Бьют копыта лихого коня.

Как под ветром колышется грива

И летит вдоль дороги ковыль,

Как бежит среди гор торопливо

Беспокойная речка Урыль.

Там в горах тянет ветром столетья,

Там, как жизнь, бесконечен простор,

Как моря, разливаются степи

От подножий обветренных гор…

Побывав там, ты понял легко бы,

Отчего я так дьявольски рад,

Что, в твоей прописавшись Европе,

Я остался душой азиат.

V. «Лингвистический винегрет».

Составить предложения с данными словами.

Памятник Мухтару Ауэзову.

  1. Отечество, и, любовь, светиться, к, свой народ, его глаз, в, проницательный взгляд.
  2. Скульптор Е.Сергебаев, памятник М. Ауэзову, на, гранитный постамент, расположен, выполнить.

Памятник Амангельды Иманову.

  1. Амангельды Иманов, на одном из проспектов, великий казахский батыр, возвышается, памятник, город.
  2. Конь, герой, несет, битва, на, богатырский.

VI. Проверь себя.

Тестирование по теме «Глагол».

VII. Подведение итогов.

Заключительное слово учителя.

Вот и подошел к концу наш урок-соревнование, на котором мы не только повторили тему «Глагол», но еще раз поговорили о нашей Родине – Республике Казахстан, поэтому завершим сегодняшний урок такими словами.

Казахская степь – любимая Родина,

Святая колыбель дружбы и солидарности.

С наступающим всех праздником!

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение «Я славлю тебе, мое Отечество, мой Казахстан».

Источник

Тема урока: «Наклонение глагола»

Цели урока:

  • моделировать понятие;
  • находить и различать формы наклонения глагола (изъявительное, условное, повелительное);
  • самостоятельно составлять предложения, используя различные формы наклонения;
  • проводить классификацию, делать выводы;
  • принимать коллективное решение.

Материалы к уроку:

  • С. И. Ожегов Словарь русского языка под редакцией Н. Ю. Шведовой, М: 2002 г.
  • Карточки с заданием для этапа “Применение”.

1. ОБЗОР. МОТИВАЦИЯ

В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить, какую часть речи они начали изучать на прошлом уроке, и рассказать о том, что они знают о глаголе.

После выступления учащихся учитель говорит о том, что путешествие по стране Грамматике, в город Глагол, продолжается и сегодня им предстоит узнать еще об одном законе, без которого не могут обойтись жители этого города.

(Учащиеся формулируют проблемный вопрос урока.)

II. ИССЛЕДОВАНИЕ

Для успешной работы учитель объединяет учащихся в группы, а в качестве помощников предлагает написанные на доске предложения:

ЗАДАНИЕ

  1. Записать предложения в тетрадь, найти и подчеркнуть в них глаголы.
  2. Сравнить глаголы, т.е. найти в них общее и различное.
  3. Рассмотреть смысл этих предложений. В каких действие происходит на самом деле, а в каких нет.
  4. Смоделировать понятие «наклонение глагола», опираясь на словарь Ожегова.
  5. Смоделировать понятия изъявительного, условного и повелительного наклонения, используя словарь Ожегова, подбирая однокоренные слова.
  6. Оформить результаты исследования в форме таблицы или схемы и подготовить отчет (в результате исследования в тетради учащихся появляется запись см. Таблицу 1.)

III.ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

С результатами исследования выступает одна группа, остальные внимательно слушают, дополняют или исправляют по мере необходимости.

IV. СВЯЗЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Для того чтобы учащиеся могли выделить главное в процессе исследования и сделать выводы, учитель предлагает школьникам в качестве помощи использовать ответы на следующие вопросы:

  1. Без какого закона не обойтись жителям города Глагола?
  2. Сколько форм наклонения есть у глагола в русском языке?
  3. Как они называются?
  4. Какова же тема нашего урока?

V. ПРИМЕНЕНИЕ

1. Прочитать текст. Найти глаголы и выписать их, сгруппировав по общим признакам нового закона. Дать каждой группе глаголов обобщающее слово (изъявительное, условное, повелительное).

В пути много бед ждет перелетных птиц.

Вот стаю ласточек застал ураган над морем — далеко от берега. Свирепый ветер ломает перья, сбивает крылья, гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо . Если бы показался какой-нибудь пароход! Птицы опустились бы прямо на палубу, прижались бы к ней, спрятались бы под брезентом. Держитесь, ласточки! Летите к людям, они вам помогут. (По В.Бианки)

2. Даны глаголы в неопределенной форме. Поставить их в разные формы наклонения, записать и ответить на вопрос: наклонение — постоянный или непостоянный морфологический признак глагола?

  • прочитать
  • посидеть
  • сходить
  • делать
  • петь
  • рисовать

3. Найти четвертое лишнее, подчеркнуть его и доказать.

а) Полетел бы ты на Марс, на Венеру, на Луну?

С Луны звездные корабли отправились бы в иные миры.

На Марсе ты ходил бы в скафандре.

В составе атмосферы Марса кислород не содержится.

б) Возьми на себя уход за домашними растениями.

Участвуй в озеленении школы.

Овладевай знаниями в гимназии для будущей работы.

От бессонницы трудом лечатся.

Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
«Вот если б получить мне 5»

А Пете даны пословицы с глаголами, он указал над ними наклонение, но не уверен. Проверьте работу Пети и помогите получить «5».

5. Цифровой диктант (учащиеся определяют наклонение глаголов данных предложений и ставят цифры против названия форм наклонения)

Учитель может спросить учащихся о том, какая форма наклонения не встретилась в данной работе.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дано предложение:

Ребята посадили деревья в школьном саду.

— В каком наклонении стоит глагол? Переделайте это предложение так, чтобы глагол
стоял в разных формах наклонения, и запишите их.

Источник

Читайте также:  Предложение где глагол выражен существительным