Меню

Написание кратких прилагательных с шипящей на конце примеры



Краткие прилагательные с основой на шипящую: правописание, примеры

В правописании кратких прилагательных с основой на шипящую есть три проблемы. Во-первых, мягкий знак так и просится встать после шипящих в конце прилагательных, относящихся к мужскому роду. Во-вторых, образование краткой формы сопровождается появлением беглых гласных О/Е, их выбор зависит от ударения. Однако ударное «О» в большинстве случаев будет ошибкой, чаще нужен суффикс -ЁH, носителем которого являются все отглагольные прилагательные. Третья проблема – выбор окончания О/Е – после шипящих в кратких прилагательных среднего рода. Навык применения трех орфограмм поставит все на свои места и поможет избежать досадных ошибок.

Понятие о кратких прилагательных

Как видим, краткую форму имеют только качественные прилагательные, да и то не все.

  • Они отвечают на вопросы: каков? какова? каково? – и являются носителями качеств, полученных предметами в результате действия. Краткая форма передает признаки предметов/явленийс оттенком категоричности и кратковременности – они присущи предмету в определенный отрезок времени.
    Сегодня лицо её пригоже и свежо. В юности человек горяч, но незряч.
  • Образование кратких прилагательных происходит так: отнимается окончание полной формы и заменяется укороченным окончанием краткой. Мужской род принимает нулевое окончание.
    ПохожИЙ – похож; хорошАЯ – хорошА; неуклюжЕЕтело – тело неуклюжЕ.
  • Метаморфозы происходят и в суффиксах: при образовании краткой формы в них появляются беглые гласные -О/Е. У прилагательных мужского рода беглую “O” легко спутать с суффиксом -ЁН отглагольных прилагательных с основой на шипящую.
    СтраШНый – страшЕн; смеШНой – смешОн; печЁНый–печЁн.

Написание O/E после шипящих в окончаниях прилагательных среднего рода подчиняется простому правилу ударения и вызывает меньше трудностей:

Колючее покрывало – покрывало колЮче; горячее солнце – солнце горячО.

Когда писать мягкий знак

Сразу ответим: НИКОГДА. Нулевое окончание кратких прилагательных мужского рода с шипящими на конце звучит смягченно и провоцирует «старательных» сочинителей дополнить его мягким знаком. Между тем, правило грамматики категорически, безо всяких исключений запрещает это делать.

Как видно из схемы, «Ь» после шипящих, так или иначе, принимают все части речи, КРОМЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. С коварными согласными: «Щ», «Ш», «Ч», «Ж» тоже нельзя торопиться и следовать правилу: «пишу, как слышу». Стоит только остановиться, задать вопрос: каков? – и смело писать такие прилагательные с шипящими на конце БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА.

Шипящий согласный Краткие прилагательные м.р. с шипящими на конце Примеры
Ж Рыж, похож, свеж, пригож, дюж, темнокож, неуклюж Появился верзила — дюж, но неуклюж
Щ Блестящ, бодрящ, цветущ, всемогущ Дымился кофе – пахуч и бодрящ
Ч Горяч, могуч, колюч, жгуч, пахуч, линюч, скрипуч, трескуч, незряч Ну и погода: ветер колюч, мороз трескуч, снег скрипуч
Ш Хорош Лицом хорош, да душою негож

Гласные О, Е, Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах кратких прилагательных

В процессе образования кратких прилагательных могут появиться беглые гласные «О» или «Е» в основах, оканчивающихся на две согласные.

  • Правописание O/E после шипящих подчиняется правилу: под ударением пишем «О», без ударения – «Е». Но только, если эти прилагательные – ИМЕННЫЕ.
    Примеры: страх – страШНый – страшЕн, осторожность – остороЖНый – осторожЕн; беспечность – беспеЧНый – беспечЕн; беспомощность – беспомоЩНый – беспомощЕн. НО: смеШНой – смеШон.
  • Совсем другое правило – для прилагательных, образованных от глаголов. В суффиксах ОТГЛАГОЛЬНЫХ прилагательных после шипящих ВСЕГДА пишется «Ё».
    Примеры: печЁНый – печЁн; бережёный – бережёН, НО: береЖНый – бережЕн; сушЁНый – сушЁН (сравните: сушить – сУшен, причастие); вощЁНый – вощЁн.
  • Средний род. В окончаниях кратких прилагательных с основой на шипящий под ударением пишем «О», без ударения – «Е».
    Примеры: утро пригОже – молоко горячО; лицо незрЯче – сало свежО.

Чаще всего в кратких прилагательных после шипящих делают ошибки с употреблением мягкого знака. Хотя это одно из немногих правил русского языка, не имеющих исключений. Может быть, тут поможет тезис:

Мужской род, как существительных, так и прилагательных, не принимает мягкого знака!

Вторая по числу ошибок орфограмма – на -О/Ё после шипящих. Отглагольных прилагательных на -ЁН гораздо больше, остается только запомнить: «смеШНой – смешОн» не входит в их категорию.

Читайте также:  Схема правописание не с существительными и прилагательными примеры

Источник

Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих в конце кратких прилагательных

Исходный уровень знаний, умений, навыков учащихся, необходимый для усвоения темы «Правописание ь после шипящих на конце слова у кратких прилагательных»: знают, какие согласные звуки относятся к шипящим; какие слова относятся к именам прилагательным; о краткой форме прилагательных; о правописании ь после шипящих на конце имен существительных, о правописании ь после шипящих в глагольных формах.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков

Место урока в системе: второй урок по теме «Полные и краткие прилагательные»

Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщить и дополнить знания о написании ь после шипящих на конце имен существительных, глаголов и имен прилагательных;
    • продолжать формировать умения и навыки владения способом действия при данной орфограмме.
  • Развивающие:
    • формирование познавательного интереса к русскому языку на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения, соединения грамматического материала по русскому языку с занимательным дидактическим материалом;
    • формирование умственных, учебных действий: анализа и синтеза (при анализе правописания слов); сравнения (через сравнение условий выбора написания ь после шипящих на конце различных частей речи); обобщения и систематизации (через формулирование выводов по данной теме по заданному алгоритму);
    • развитие действий контроля и самоконтроля (организация взаимоконтроля при работе в парах, выполнение упражнений на закрепление и тестовое задание);.
    • развитие речи (обогащение словарного запаса учащихся, развитие монологической речи учащихся, развитие коммуникативных умений и навыков).
  • Воспитательные:
    • воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, добросовестности, ответственности;
    • воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке.
  • воспитание бережного отношения к родному языку.

Структура урока:

1. Вступительное слово учителя.
2. Фронтальный опрос
3. «Синтаксическая минутка».
4. Объявление темы урока и объяснение нового материала.
5. Повторение правописания Ь после шипящих на конце слов различных частей речи.
6. Объяснение нового материала.
7. Закрепление.
8. Обобщение пройденного.
9. Подведение итогов урока. Тест.

Материалы к уроку:

1. Вступительное слово учителя

— Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я — человек, и Вы — человек,
Мы люди на этой земле.

Мои слова не просто приветствие, пожелание здоровье. Это строчки из стихотворения Владимира Солоухина. О чем они? Прежде всего, об уважении. И мне бы очень хотелось, несмотря на то, что мы встретились впервые и не знаем друг друга, чтобы этот урок прошёл в атмосфере уважения друг к другу просто потому, что мы люди на этой земле.
Предлагаю пристальнее вглядеться в слова Солоухина

2. Фронтальный опрос

– Какой части речи (из перечисленных на этом слайде) нет в данных стихотворных строчках? (Имен прилагательных)
–Дайте определение, какую часть речи мы называем именем прилагательным? (Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?)
– Хорошо. Мой следующий вопрос: «Какую синтаксическую роль может играть имя прилагательное в предложении?» Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание 1 на ваших рабочих листах.

3. «Синтаксическая минутка»

Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч.

– Итак, подчеркните как члены предложения имена прилагательные.
– Обратите внимание на краткое прилагательное в последней строке – певуч. Это слово оканчивается на шипящий, а вы уже знаете, что такая ситуация является местом орфограммы (как в именах существительных или в некоторых формах глаголах).

Читайте также:  Не знающего это прилагательное

4. Объявление темы и постановка задач

– Итак, сегодня наша задача изучить новое орфографическое правило, правило, связанное с правописанием кратких прилагательных. А именно – с правилом правописания Ь после шипящих на конце кратких прилагательных. Запишем тему урока на самых первых строчках рабочих листов.
Но сначала нам необходимо вспомнить аналогичные (похожие) орфограммы, встречающиеся при правописании других частей речи, которые уже были упомянуты. Все внимание к стихотворению из второго задания, предложенного вам на листе.

5. Повторение правописания ь после шипящих в различных частях речи

День от нас уходит прочь,
Вот и наступила ноч.. .
Все окутывает тиш.. ,
Только шелестит камыш.. .

Там внизу у корневищ..
В теплой норке дремлет мыш.. ,
На горе у дальних дач..
В будке сладко спит Лохмач.. .

Мышке снится лето, рож.. –
Без зерна не проживеш. ,
А Лохмач.. несется вскачь –
Он во сне не пес – циркач.. .

День от нас уходит прочь ,
Вот и наступила ноч.. …

– Вставьте пропущенные буквы.
– Объясните правописание личных окончаний глаголов и Ь после шипящих в различных частях речи.

6. Объяснение нового материала

– Молодцы. А теперь пора узнать и новое для нас правило правописания Ь после шипящих на конце кратких прилагательных.
Оно очень простое: на конце кратких прилагательных Ь не пишется.
Попробуем это правило применить.

7. Закрепление

– Давайте познакомимся поближе с псом из предыдущего стихотворения. Обратите внимание на задание 3.
– Объясните, пожалуйста, правописание Ь после шипящих, не забыв указать часть речи.

Пес Лохмач удивителен, ни на кого не похож.. . Еще бы: хорош.. , пригож.. , могуч.. и сердцем горяч.. . Только немного рыж.. и тощ.. , да иногда неуклюж.. . Зато характером очень колюч..

– Молодцы. Продолжим. Задание 4. На горе, на дачах живет и друг пса – кот, но у него пока нет имени. Придумайте имя коту и составьте рассказ о нем, заполнив пропуски краткими прилагательными. Вы в праве самостоятельно подобрать слова или (в случае затруднения) образовать краткие формы от тех прилагательных, которые представлены ниже.

На одной из дач живет лучший друг пса Лохмача кот ________________. Видом он ______________, шерстью ____________ жаль только, что ___________. Кот очень__________ и _______________. А еще он очень _________________, не даром говорят, что « у кошек девять жизней». А как умен этот кот! Даже пес признает, что ум у____________ _____________. Ну а голос! Он у кота _____________. И в этом __________ не ___________ с псом. Ведь голос у Лохмача ___________. Но нисколько не мешает их долгим разговорам по вечерам.

Слова для выбора: хороший, пригожий, блестящий, могучий, горячий, линючий, схожий, скрипучий, хрипучий, живучий и др.

8. Обобщение

– Итак, попробуем обобщить, в каких случаях пишется и в каких случаях не пишется Ь после шипящих на конце слов разных частей речи.
Подготовьте устное сообщение на тему «Правописание ь после шипящих на конце слов» . Для этого восстановите, пожалуйста, текст задания 5, вставив в него пропущенные слова, термины, приведите по 2-3 примера.

В русском языке на конце слов часто встречаются шипящие. Например:___________________________________________________________________
После шипящих иногда пишется Ь, а иногда нет. Так в именах существительных Ь знак пишется только в словах ______________________________________________________ .
Например:___________________________________________________________________
В глаголах же после шипящих Ь знак пишется в форме ____________________________ , _________________________________ и _________________________________________ .
Например:___________________________________________________________________
А вот в кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий Ь знак ________________.

9. Тест

– Проверим тестом, насколько хорошо вы все запомнили и усвоили. Напомню, как мы заполняем схему теста. Если в слове после шипящей пишется Ь, проводим дугу в верхней половине схемы, если нет – в нижней. Потренируемся: снится рожь, у дальних дач. Каждое словосочетание я произнесу не более 2-х раз, так что будьте внимательны.

1. Пламенная речь
2. Растолочь лекарство
3. Скользкий уж
4. Режь аккуратнее
5. Ветер свеж
6. Ненужная мелочь
7. Пирожок горяч
8. Лес дремуч
9. Улыбаешься малышу
10. День хорош

– Будьте добры, возьмите в руки ручку зеленого цвета или карандаш. На доске записан правильный вариант схемы ответов. Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте, так ли составлена схема.
– Поднимите руки, кто не сделал в тесте ни одной ошибки. Молодцы!

Читайте также:  Какие бывают парни прилагательные

Источник

Презентация к уроку «Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую»
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Скачать:

Вложение Размер
0003e067-4a04cea3.ppt 879 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Семнадцатое апреля Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую Урок подготовила: Танкова Мария Евгеньевна

Орфоэпическая минутка торты щавель позвонишь банты Запишите эти слова и поставьте правильно ударение

«Вспомнить всё…» 1. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?, называется . . 2. Прилагательные изменяются по числам, . и . 3. Прилагательные согласуются с …………..и ставятся в том же падеже, числе и роде, что и . 4. Начальная форма имен прилагательных — . падеж . числа . рода. 5. Краткие имена прилагательные изменяются по. в единственном числе по…. 6.В предложении краткое прилагательное обычно является . 7. У кратких прилагательных с основой на шипящую… НЕ пишется. прилагательное родам и падежам именем существительным И.п., ед.ч., м.р. по числам…по родам сказуемым ?

Введение в тему. Задание: Образуйте и запишите краткую форму от прилагательных: Хороший Горячий Свежий Колючий Кипучий

Нужен ли –Ь на конце кр.прил.? хорош горяч свеж колюч кипуч Какую ошибку допустили многие из вас? На конце кратких прилагательных написали мягкий знак. Сформулируйте правило.

Правило: На конце кратких прилагательных после шипящих мягкий знак не пишется. Сравните с правилом в учебнике (стр.92; орфограмма №20)

Линючего – линю ч (кр.прилаг.), пригожему -…, тягучему — …, горячего — …, похожему — …, дремучего — …. Выполним устно упражнение 591 .

Пригож Хорош Тягуч Горяч Похож Дремуч Проверим

Задание: Найдите краткие прилагательные. Хорош зимний день, воздух прозрачен и чист. Сквозь облака изредка пробьется редкий луч солнца и опять исчезнет. Он не горяч, но ослепителен и ярок. Ветер жгуч и порывист, но детям мороз не страшен.

Как вы их подчеркнёте? Хорош зимний день, воздух прозрачен и чист. Сквозь облака изредка пробьется редкий луч солнца и опять исчезнет. Он не горяч , но ослепителен и ярок. Ветер жгуч и порывист, но детям мороз не страшен.

Фото выполненного упражнения высылать на почту, адрес указан в письме! Желаю успехов! Выполним самостоятельно упражнение 592.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 5 классе»Правописание кратких прилагательных».

Данная презентация к уроку русского языка в 5 классе «Полные и краткие прилагательные» позволяет обучающимся получить представление о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особе.

В 5-классе это новая тема. У них в запасе уже есть сведения о написании Ь в именах существительных и глаголах, поэтому стараюсь выстроить своего рода единую систему по указанным орфограммам. ФГОС(ы) т.

Цель урока: научиться различать в предложении наречия, краткие прилагательные, слова категории состояния.

Упражнение в правописании кратких прилагательных с основой на шипящую.Поговорим о правописании кратких прилагательных с основой на шипящую. Что мы знаем об этом? Задание от ежа такое, подберите прилаг.

Данное задание предназначено для 7 класса.

Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ.

Источник