Меню

Написание мягкого знака в глаголах 4 класс



ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

Например:

На самом деле с тся и ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся не получится. Необходимо запомнить, что в таком случае он в обязательном порядке пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или, снова-таки для двух глаголов сразу, от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Простой пример:

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это третье лицо, единственное или множественное число, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть и в помине. Если это инфинитив, то он необходим обязательно. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов, а если вопрос поставить нельзя, как в предложениях без подлежащего, то по умолчанию глагол пишется без мягкого знака. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Источник

Мягкий знак после шипящих в глаголах. 4-й класс (УМК XXI в.)

Класс: 4

Средства: сигнальные карточки; карточки для устного диктанта и физминутки; учебник и тетрадь для 4 класса С. В Иванова, М. И. Кузнецовой; презентация (компьютер, интерактивная доска).

Тип урока: урок изучения нового материала (проблемный урок).

Ход урока

УУД I. Организационный момент. Чистописание.

ЛУУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных мотивов учения;
умение организовать себя на урок II. Новая тема:

– Прочитайте название темы.
– Мягкий знак после шипящих…
– Какие мысли возникли по поводу заявленной темы?
– Мы это знаем. (Урок 21, для тех, кто забыл)

– Мягкий знак после шипящих пишется в именах существительных 3-го склонения, например: дочь, помощь, глушь. И не пишется в именах существительных 2-го склонения единственного числа: гараж, скрипач, кирпич и 1-го склонения множественного числа: туч, краж, встреч. У имен прилагательных в краткой форме: свеж, пахуч, могуч.

Слайд 1. Приложение 2. ПУУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
выделение необходимой информации;
использование знаково-символических средств (таблицы).

III. Постановка проблемы.

Помощ. кирпич. ландыш. глуш…, хорош. тиш. могуч. богач. молодеж…, свеж. Петрович. луж. задач. пожарищ. вещ. молчиш. привлеч. отреж..

– В каких словах затруднялись. Почему?
– Это мы еще не изучали.
– Уточните тему урока.
– Мягкий знак после шипящих в глаголах.
– Какова же цель нашего урока?
Узнать, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.
– В каком разделе мы будем работать?
Правописание
– Что будем развивать?
Будем развивать внимание и орфографическую зоркость.

Что будем объяснить?–
Написание слов с ь после шипящих
–Что будем контролировать?
Свои ответы и ответы товарищей
– Как вы узнаете глагол среди других частей речи?
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? или что сделать?

Приложение 5. Приложение 9. ЛУУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения этой задачи

ПУУД: общеучебные, побуждение к осознанию противоречий постановка проблемы, поиск решения проблемы, выдвижение гипотез.

ПУУД: формулирование темы урока;
использовать знаково-символические средства.

КУДД: умение вступать в диалог, строить понятные для партнера высказывания IV. Открытие детьми нового знания. Решение проблемы.

– Для того чтобы ответить на вопрос, пишется ли мягкий знак после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем.
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Важно беречь платье снову, а честь смолоду.
Тише едешь – дальше будешь.
Без теста пирога не испечешь.

Погонишься– глаг., 2 л, ед. ч., не поймаешь.– глаг., 2 л, ед. ч., отмерь – глаг., повелит. накл., отрежь – глаг., повелит. накл., беречь – н.ф., едешь —глаг., 2 л, ед. ч., будешь -глаг., 2 л, ед. ч., не испечешь – – глаг., 2 л, ед. ч.,

– Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь.)
– Какой вывод можно сделать?

(Подсказка: Женя сделала такой вывод: “На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь”) – Права ли Женя?

Слайд 3. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации;
установление причинно-следственных связей, выведение следствий; обобщение.

(Материал для гипотез).

КУУД: формулировка собственного мнения и позиции;
адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающей с его собственной

Работа с правилом (учебник).

С.94. Прочитайте правило, правы ли мы в своих выводах.

Дополняем таблицу. Слайд 4.

– Есть ли необходимость при написании мягкого знака после шипящих в глаголах определять форму, в которой они стоят? (Нет, т.к. ь пишется во всех формах глагола.)
– Чем будет отличаться способ работы при написании имен существительных с шипящим на конце и глаголов с шипящим на конце? (У существительных надо определить склонение, у глаголов ничего определять не надо.)

Давайте вернемся к устному диктанту.

Надо ли писать ь в словах молчиш. привлеч. отреж… Докажите. ПУУД: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
умение обобщать.

КУДД: умение вступать в диалог. V. Физкультминутка.

Слова развесить по классу. Соберите слова и прикрепите на доску в нужный столбик. Ь или не пишется Ь

Рож. мышь.. жгуч. лож. могуч.. скрипуч. ласковый. жеч., стереч. хорош…, глуш. шалаш. скрипач. спиш. дружиш. береч. кирпич…, могуч…, пишеш…, думаеш…

Проверка. Какое слово никуда не попало? Докажи.

Приложение 6. КУУД: умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, чтобы сделать что-то общее, строить понятные для партнера высказывания.

ПУУД: осуществление синтеза как составление целого из частей, построение цепи рассуждений.

РУУД: учитывание правила в планировании и контроль способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля по результату самоконтроль, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
различать способ и результат действия VI. Первичное закрепление знаний.

Упр. № 1 с. 94 письменно, фронтально у доски.

(Глаголы съешь, поешь в 3 столбик и во второй.)

(ОБЯЗАТЕЛЬНО СЪЕШЬ КАШУ – ПОВЕЛИТ;
КОГДА СЪЕШЬ, ПОМОЙ ПОСУДУ -2ЛИЦО ЕД.
У ТЕБЯ БУДЕТ ТРУДНЫЙ ДЕНЬ, ПОЭТОМУ ПОЕШЬ – ПОВЕЛИТ,.
КОГДА ПОЕШЬ, БУДЕШЬ ЧУВСТВОВАТЬ УВЕРЕННЫМ – 2ЛИЦО, ЕД.Ч.) РУУД: учитывание правила в планировании и контроль способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля, по результату самоконтроль. VII. Составление алгоритма.

Систематизация всех имеющихся у учащихся знаний об орфограмме “Мягкий знак после шипящих”.

Как нам не ошибиться в написании орфограммы “Мягкий знак после шипящих”? Составим алгоритм.

Определим часть речи, если это:

Существительное, то определяем склонение 1, 2 – ь не пишем; 3 скл. – ь пишем.

Читайте также:  Урок русский язык 5 класс повторение по теме глагол

Краткое прилагательное, то ь знак не пишется.

Глагол, то ь знак пишется во всех формах

Соедини линией, когда нужно писать ь.

Сущ. Ж.р. 3 скл
Сущ. М.р.
Глаг 2 л.ед.ч..
Ь кр.прил
глаг. Н.ф.
глаг. повелит. наклон.
ПУУД: удержание учебной задачи, поиск и выделение необходимой информации, контроль результатов деятельности, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, обобщение;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации с помощью инструментов ИКТ.

РУУД: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;
планирование деятельности, коррекция
плана действий. Работа в парах. Приложение 8.

Работа в парах. Найди лишнее слово. Докажи.

  • Дочь, карандаш, мышь, веешь.
  • Малыш, свеж, хорош, пахуч.
  • Нет луж, нет крыш, спелая рожь, нет туч.
  • Беречь, дремуч, приедешь, назначь.

Проверка. Слайд 6 РУУД: учитывание правила в планировании и контроль способа решения; осуществление итогового и пошагового контроля по результату, самоконтроль.

КУУД: умение договориться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, чтобы сделать что-то общее, контролировать действия партнера; VIII. Самостоятельная работа.

Упр. 5, с. 96. Прочитайте задание.

  1. Что сначала нужно сделать? (Вспомнить изученные орфограммы “Мягкий знак после шипящих”. Алгоритм.)
  2. Слова вы будете записывать в таблицу с. 34–35 тетрадь.
  3. Проверка. Слайд 7, 8.

РУУД: учитывать выведенный алгоритм, планировать промежуточные действия для достижения цели;
осуществление итогового и пошагового контроля по результату; самоконтроль

ПУУД: построение логической цепи рассуждений, доказательство;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, на основе выделения их существенных признаков.

РУУД: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. IX. Домашнее задание.

Упражнение 3 с. 95.

Выучить правило с. 94.

*Упражнение 2 с.95. РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

ПУУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания. X. Итог урока.

– Какая была тема?
– Какие цели ставили? Какие достигли?
– Какой вывод сделали?
– Как нам не ошибиться в написании орфограммы “Мягкий знак после шипящих”? РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

ЛУУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. XI. Рефлексия.

Кому на уроке было интересно и все понятно – поставьте на полях (!).

Если были затруднения (?).

Завтра мы продолжим разговор на эту тему “Мягкий знак после шипящих в глаголах”. РУУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;
осуществление итогового и пошагового контроля по результату; самоконтроль.

Уважаемые коллеги! Идея
У – узнать заимствована в интернете.
Р – развивать.
О – объяснять.
К – контролировать.

Источник

Разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме «Мягкий знак в глагольных формах»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

На уроке формируются навыки правописания в глагольных формах.

Скачать:

Вложение Размер
4kl._russ.yaz_._myagkiy_posle_shipyashchih_v_glagolah.docx 46.78 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 4 класс

Тема: Мягкий знак в глагольных формах.

Тип: урок-блок , изучение нового материала.

— создать условия для формирования умения писать мягкий знак после шипящих в глаголах 2 лица, ед.числа и глаголах на тся-ться;

— отрабатывать навык правописания мягкого знака на конце слова после шипящих в именах существительных, именах прилагательных краткой формы.

— развитие общеучебных интеллектуальных умений учащихся, таких как анализ, синтез, абстракция и обобщение.

— формировать орфографическую зоркость в правописании личных окончаний глаголов;

— воспитывать чувство толерантности при работе в группах.

Планируемые результаты образования:

  1. Предметные : учиться находить и правильно писать в словах орфограмму – букву ь в глаголах после шипящих, и глаголах на тся, ться; отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
  2. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):
  3. Познавательные : общеучебные — самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, принимать и сохранять учебную задачу; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; применение правил написания мягкого знака после шипящих в глаголах;
  4. Регулятивны е : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге, учебном процессе.
  5. Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества – реализовывать в процессе групповой работы правила совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать выводы; владеть монологической и диалогической формами речи; соблюдать нормы речевого этикета.
  6. Личностные : применяют приобретенные навыки в практической деятельности; соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; развивают умение аргументировать свою точку зрения; контролируют и оценивают выполненную работу; расширяют учебно-познавательные интересы; стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований.

Оборудование: ИД; учебник «Русский язык» 4 кл., 1часть, автор – С.В. Иванов, М. «Вентана –Граф» 2011; рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 4кл., №1, автор – М.И. Кузнецова, М. «Вентана-Граф», 2011; карточки для работы.

Формы работы на уроке:

  • работа в группах;
  • работа в парах;
  • самостоятельная работа;
  • самопроверка;
  • взаимопроверка;
  • самоанализ;
  • анализ;
  • контроль результата

1.Формирование положительного психологического настроя на предстоящую работу .

— Мы начинаем урок русского языка. Хочется, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:

Сл.№1 .“Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять”.

— На протяжении всего урока, вы сами себя будите оценивать по 5-ти бальной шкале, и записывать баллы в маршрутный лист. Максимальное количество баллов – 40 баллов.

— В конце урока мы подсчитаем баллы и каждый получит отметку за урок.

Сл.№2 — Пусть девизом нашего урока станут слова: « Постараюсь все понять, буду грамотно писать».

2. Минутка чистописания.

Сл.3 .- Прочитайте слова и определите, что их объединяет.

В.р.б.и, т.традь, п.л.то, учит.л. , св.ркат., к.рабл., .гон., .л.бом, р.шат. , як.р. . (на слайде)

(Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.)

(Все слова пишутся с мягким знаком.)

— На какие группы можно разделить слова? ( Слова альбом, воробьи, корабль, огонь, пальто, тетрадь, учитель, якорь — это имена существительные, слова сверкать, решать- глагол.)

— На какие группы можно разделить имена существительные? ( мужского, женского, среднего рода)

— Что можно сказать про слова воробьи? ( стоит во множественном числе)

— Цепочку буквосочетаний для чистописания вы составите самостоятельно. Расположите слова в алфавитном порядке, затем, используя первую букву каждого слова, запишите цепочку из первых букв и буквы ь.

Аь, вь, кь, оь, пь, рь, сь, ть, уь, яь.

— Каких соединений нельзя увидеть в словах? (аь, оь, уь, яь)

— Почему? (ь стоит после согласных перед гласными буквами е, ё, ю, я, и. – разделительный и после согласных – показатель мягкости)

— Спишите слова, располагая их в алфавитном порядке.

( альбом, воробьи, корабль, пальто, решать, сверкать, тетрадь, учитель, якорь)

Сл.№3 — Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа.

— Кто допустил ошибки, исправьте зеленой ручкой. (правильно записанные слова на слайде)

— Оцените работу. (ставят зеленой ручкой оценку)

— Кто получил «5», «4», «3»?

— Кто справился с заданием без ошибок? Кто допустил ошибки?

Оцените свою работу по 5-ти бальной шкале. Запишите баллы в маршрутный лист.

Синтаксический разбор предложения

— Запишите предложение для разбора : (1 человек у доски самостоятельно) .

Яркий луч солнца пробил тяжёлые тучи и прогнал темную ночь.

(объясняет все орфограммы, вспоминаем правила написания)

Морфологический разбор : (по вариантам , 2 чел у доски)

1 вар – Яркий луч- прил, н.ф. яркий, кач, ед.ч, м.р, И.п, опред

2 вар – прогнал ночь – сущ, н.ф.-ночь, неодуш, нариц, ж.р, 3 скл., В.п, ед.ч., доп.

— Проверьте работу. Кто справился с заданием без ошибок? Кто допустил ошибки?

Оцените свою работу по 5-ти бальной шкале. Запишите баллы в маршрутный лист.

Сл.№4.- Какую роль в русском языке выполняет ь знак. (на слайде)

  • разделительная функция,
  • обозначение мягкости согласного на письме,
  • показатель грамматических форм. (ж.р, 3 скл)

3. Актуализация знаний.

— Над какой большой темой мы работаем? (глагол)

— Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем о глаголе: (на слайде)

  • Часть речи – глагол
  • Обозначает – действие предмета, состояние
  • Правописание глаголов с частицей не – частица не с глаголами пишется раздельно
  • Вид глагола – совершенный что сделать, несовершенный – что делать?
  • Начальная форма глагола – отвечает на вопрос что делать, что сделать, имеет суффиксы ть, ти, чь.
  • Глагол имеет личную форму и неопределенную

1.Работа по карточкам.

— Перед вами лежат карточки. Работа в парах. ( 1 пара у доски)

Задание. Прочитайте слова. Распределите слова на группы .

Запишите слова, раскройте скобки и докажите свой выбор.

Молодёж(ь), береч(ь), кирпич(ь), реч(ь), хорош(ь), жду встреч(ь), отреж(ь), много задач(ь), морж(ь), улыбат(ь)ся, колюч(ь), плащ(ь), везёш(ь), улыбает(ь)ся.

Источник