Меню

Написание окончаний имен прилагательных урок



Урок русского языка по теме «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

Цели:

  • формировать навык правописания падежных окончаний имён прилагательных;
  • совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи, обобщённом лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и падежам, наблюдать зависимость имён прилагательных от имён существительных;
  • развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь.

Материал: учебник русского языка, автор Зеленина Л.Н. Хохлова Т.Е. , 4 класс, методическое руководство.

Оборудование: репродукция картины с зимним пейзажем, слайды, картинки с изображением птиц.

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам предстоит трудная, но интересная работа. Мы повторим правописание падежных окончаний имён прилагательных. Давайте обратимся к нашей рефлексивной таблице и оценим свои знания по этой теме.



Я знаю не всё.

Я знаю отлично.

– Поставьте на полях знак, который, как вы считаете, соответствует вашим знаниям по этой теме.

– Посмотрите на план нашего урока:

Сегодня на уроке:

  1. Я всё запомню.
  2. Минутка чистописания.
  3. Работа с новым словарным словом.
  4. Исследовательская работа.
  5. Задания в тексте.
  6. Работа над упражнением.
  7. Составление графика.
  8. Проверка памяти.
  9. Домашнее задание.
  10. Итог урока.

– С планом ознакомились?
– Настроение бодрое?
– Значит можно начинать урок.

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белоока, круглолица.
Как махнула рукавом
Всё покрыла серебром.

– Сегодня в гости мы пойдём к … (зиме).

– Посмотрите на репродукцию и скажите, какие ассоциации вызывает у вас вид зимнего леса.

II. Развитие внимания и памяти

– Зима прости вас запомнить следующие слова, которые нам будут нужны в конце урока.

Мороз, снег, сугроб, узор, пух, сказка, чудо.

III. Минутка чистописания

В царство Зимы мы тихо входим.
Вот зимний лес –
В него заходим.
Узоры дарит нам Зима.

– Сейчас минутка безотрывного письма.

Вьюги да метели под февраль полетели.

– Как вы понимаете эту пословицу?

IV. Работа над новым словарным словом

– Можем ли мы сказать, что зима – прекрасное время года? Почему?
– Сегодня на уроке мы узнаем о написании нового словарного слова «прекрасный». Это слово образовано с помощью приставки «пре» от слова «красный», означавший когда-то «хороший, красивый».
– Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
– Какой частью речи является?
– Подберите синонимы. (Хороший, прекрасный, изумительный)
– Подберите антоним. (Ужасный)
– Что означает выражение «В один прекрасный день»?
– Составьте предложение со словом «прекрасный». Запишите предложение и сделайте синтаксический разбор этого предложения.

V. Исследовательская работа. Повторение об имени прилагательном. (На слайде)

Белые шапки на белых берёзах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому снегу на лыжах бегу. (Л.Яхнин)

– Какое слово часто употребляет поэт Л.Яхнин?
– Что хотел сказать автор, употребляя это слово?
– Какой частью речи является это слово?
– Что мы называем именем прилагательным?
– Какую роль они выполняют в нашей речи?
– Как изменяются?
– С какой частью речи связано имя прилагательное?
– Найдите в стихотворении прилагательное, стоящее в мужском роде, единственном числе и дательном падеже; множественном числе и предложном падеже; единственном числе, мужском роде и именительном падеже.
– Что необходимо знать, чтобы определить род, число и падеж имени прилагательного?
– Что надо знать, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного? Давайте вспомним.

1. Найти …
2. Определить …
3. Вспомнить …
4. Сравнить …

VI. Работа по теме урока

Сильный ветер вдруг подул.
И все окончания прилагательных сдул.

– По ходу работы определяйте опасные места. (Задание на слайде)

(Учащиеся комментируют у доски, работают в тетрадях).

Прекрасен вид зимн… леса. Мороз вытянул влагу из древесн.. сучьев. Кусты опушились блестящ.. инеем. Ласково смотрит солнце с син… неба. Лучи осыпали холодн.. блеском всю местность. На мягк.. снегу отпечатались следы птиц.

VII. Физминутка

VIII. Работа над упражнением в учебнике

– Прочитайте текст. О чём говорится в тексте?
– Какой формы клюв у синицы?
– Чем она питается?
– Что можно сказать о форме клюва дятла?
– Что удобно делать птице таким клювом?
– У какой птицы клюв острый, загнутый вниз?
– Чем питается ястреб?
– Найдите прилагательные, которые использует Г. Скребицкий для описания клюва синицы, дятла, ястреба.
– Закройте учебник и напишите о клюве одной птицы. Выделите окончания имён прилагательных.

Чтение детьми написанного. Проверка в парах.

– Какое задание дано в упражнении? Прочитайте.
– Сделайте морфологический разбор имени прилагательного.

IX. Графическая работа. (Построение графика). Работа по карточкам и на доске.

1. Лесн.. красавица
2. По глубок… снегу
3. Молод… месяца
4. Зимн.. лесом
5. С син.. неба
6. В тёпл.. шарфе
7. В тёмн.. небо
8.Ранн.. утром
9. По бел.. скатерти

X. Проверка памяти

– Вспомните и запишите в столбик слова, которые нам подарила зима в начале урока. (Проверка. Чтение детьми по 1 слову. Сравнение с доской)
– Кто запомнил все слова? 6 слов? 5 слов? Молодцы. А остальным ребятам надо потренировать свою память.
– Дома вам предстоит творческая работа. К данным существительным подберите подходящие признаки. Используя эти словосочетания составьте текст о зиме.

XI. Итог урока

– А сейчас обратимся к нашей рефлексивной таблице. Оцените теперь свои знания после проделанной работы на уроке. Поставьте значок на полях. Сравните с о значком, поставленном в начале урока. У кого значок изменился?
– Я благодарю вас за активную работу на уроке. Вы показали свои знания и получили следующие оценки.

Литература: методическое пособие по русскому языку Я.Ш.Гараева, отрывки из произведений Л.Яхнина, Г.Скребицкого)

Построение графика.

Учащиеся строят в тетрадях координатный угол (прямой угол). На оси ОХ проставляют числа от 1 до 10 (в зависимости от количества слов). На оси ОУ проставляются названия падежей. На пересечении числа и падежа ставится точка. Затем две ближайшие точки соединяются отрезком.

(Методическое пособие по русскому языку автор Я.Ш.Гараева)

Источник

«Правописание окончаний имен прилагательных!
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Материал содержит конспект для учащихся 4 класса по теме «Правописание окончаний имён прилагательных»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.doc 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Место проведения: МБОУ «Школа №6».

Тема: « Правописание окончаний имён прилагательных»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Создать условия для реализации целей:

— Развивать умения правильного написания окончаний имён прилагательных;

— Умение сравнивать окончание вопроса с окончанием имени прилагательного;

-Умение определять род и падеж имён прилагательных;

-Умение правильно выделять окончания имён прилагательных;

— Закрепление умения быстрого и аккуратного каллиграфического письма.

— формирование умения наблюдать, делать выводы, сравнивать;

— формирование умения работать с учебником;

— участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения, слушать других;

— развивать связную речь

— развивать интерес к предмету «Русский язык»;

— развивать мышление, память, речь, внимание;

— расширять словарный запас детей;

— беседа, рассказ, демонстрация, упражнение.

Учитель: учебник «Русский язык» , автор: Н.Ф. Виноградова; презентация; раздаточный материал;

Учащиеся: учебник «Русский язык» , автор: Н.Ф. Виноградова, рабочая тетрадь, ручка.

1.Мобилизующий (1 мин)

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Валентина Валерьевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Я желаю вам успешной работы на уроке.

— Проверьте свою готовность к уроку, у вас на столе должны лежать учебник, тетрадь и ручка.

Формулирование собственных ожиданий;

умение слушать в соответствии с целевой

Настрой на работу.

Умение контролировать свою деятельность.

Умение слушать других.

2. Каллиграфическая минутка( 2 мин.)

— Откройте свои тетради и выполните показ.

-Посмотрите на доску, какую букву мы будем сегодня писать?

— С чего начнём писать букву?

— А какое соединение у этих букв?

— Приступите к выполнению показа.

— А сейчас откройте словарь, повторим словарные слова на букву У. Запишите эти слова.

— Буквы У заглавную в соединении с у строчной.

Умение быстро и аккуратно выполнять предложенный показ.

3.Целеполагание.( 4 мин.)

-Ребята, образуйте от существительного учитель имя прилагательное.

Скажите, что вы знаете об имени прилагательном?

— А как изменяется имя прилагательное? Изменяется ли оно по падежам?

— Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

— Тема сегодняшнего урока «Правописание окончаний имён прилагательных»

Ставят цель и задачи на урок.

Умение планировать свою деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Умение чётко и грамотно высказывать свои мысли.

4. Открытие новых знаний.

— Исходя из темы, чему мы будем сегодня учиться?

1. Учиться правильно писать окончания имён прилагательных.

2.Выполнить упражнения для закрепления своих знаний.

— А сейчас, мы с вами посмотрим, как правильно пишутся окончания прилагательных при склонении.

У вас на столе лежат карточки, вам нужно вписать в них окончания.

Обратите внимание на экран.

Мы будем склонять прилагательное новый в сочетании с существительным стол . Какого оно рода?

— А теперь просклоняем то же прилагательное с существительным парта . Какого оно рода?

— Следующее существительное- платье, какого оно рода? Склоняем.

— Далее мы просклоняем прилагательное, в сочетании с существительным множественного числа- столы.

— А теперь откройте учебнике и проверьте, правильно ли мы просклоняли данные прилагательные.

— Какой вывод мы можем сделать, ребята?

Правописание окончаний имён прилагательных можно проверять с помощью вопроса?

— А всегда ли совпадают окончания в вопросе и окончании имени прилагательного узнаем, выполнив следующее задание.

— Посмотрите на страницу 101, задание под таблицей.

— Откройте страницу 120 и прочитайте первый абзац. … прочитай вслух. « в форме какого рода и в каком падеже окончания вопроса и ответа не совпадают?

— Как определить род имени прилагательного?

— определите его род.

— В каком падеже стоят имена прилагательные?

— Как вы это узнали?

— Сравните окончания в вопросе и окончания прилагательных, что вы можете сказать?

— Прочитайте правило под восклицательным знаком.

— Прочитайте следующее высказывание вслух и скажите согласны ли вы с ним или нет.

Обоснуйте свой ответ.

Я согласен с Федей, т. к. при написании данных вопросов можно допустить ошибку в окончаниях.

Источник

Конспект урока русского языка по теме: Правописание окончаний имён прилагательных.

В построении урока русского языка используется системно-деятельностный подход в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме: Правописание окончаний имён прилагательных.»

Урок русского языка, 3 класс

Тема: Правописание окончаний имён прилагательных.

Обучающая: создать условия для тренировки в написании окончаний имён прилагательных; отработки написания орфограммы.

Развивающая: создать условия для развития речи учащихся, развития умения работать в парах, слушать товарища, договариваться;

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, к слову.

— Урок русского языка. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы.

Я тоже желаю вам успеха.

На доске и на карточках

-Что дано? Как записаны имена прилагательные? В какой части слова пропущена буква?

В школьн..й библиотеке, за ближн..м лесом, душист..му ландышу, тих..м вечером, из гречнев..й крупы, высок..му небу.

-Что требуется сделать? Какие знания нам понадобятся?

-Предлагаю поработать в парах. Вспомните и расскажите друг другу, как проверить написание безударных окончаний имён прилагательных.

-Кто желает поделиться с классом?

— Возьмите карточки, вставьте пропущенные буквы.

— В парах поменяйтесь карточками, проверьте работу товарища.

— Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок? У кого были 1-2 ошибки?

— Чему учились, выполняя это задание?

С пропущенной буквой.

Вставить пропущенные буквы в окончания имён прилагательных.

Правило написание окончаний имён прилагательных.

— Проверить написание падежных окончаний имён прилагательных можно по окончанию вопроса.

? прил.

Один ученик называет букву, остальные показывают сигналом согласие.

Правильно писать окончания имён прилагательных.

На странице 111 прочитайте тему урока. К какому разделу относится?

-Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

-Правописание окончаний имён прилагательных.

-Будем повторять написание падежных окончаний имён прилагательных; узнаем что-то новое об окончаниях прилагательных.

Основной этап 1

-Найдите упр. 1, прочитайте задание.

-Что дано? Что требуется сделать?

Какие знания нам понадобятся?

Как определить падеж имени прилагательного?

-Кто готов прокомментировать первое словосочетание? (второе)

-Предлагаю закончить работу в парах, по очереди комментируя каждое словосочетание.

— Проверим! Какие словосочетания вы выписали?

У Чёрного моря, от светлого платья, без тёплой куртки, для картофельного пюре, без острого карандаша, у зелёной лягушки, возле коричневого портфеля.

-Прочитайте вопрос, данный в конце упражнения.

-Все ли буквы окончаний родительного падежа можно проверить вопросом?

У прилагательных какого рода есть непроверяемые орфограммы в окончании?

-Выделите окончания выписанных прилагательных, проверьте, правильно ли вы их записали.

-Чему учились, выполняя это упражнение?

-Выписать словосочетания, где имена прилагательные стоят в родительном падеже.

— По имени существительному.

У Чёрного моря- у кого? чего? Р. п. – записываем.

К пушистому котёнку –кому?- чему? Д. п. –не записываем.

-Не все буквы в окончании прилагательных в родительном падеже можно проверить вопросом, так как в самом вопросе есть орфограмма.

-Мужского и среднего рода.

Правильно писать окончания имён прилагательных в Р. п.

Источник

Читайте также:  Глагол или прилагательное к слову земля