Меню

Написание прилагательных с удвоенными согласными



Двойное «н» и одно «н» в суффиксах прилагательных и существительных

Двойные согласные.

С двойным н пишутся суффиксы −енн (ый), −ственн (ый), −енн (ий) и −онн (ый) имен прилагательных, образованных от существительных, напр.: соломенный (от солома), обеденный (обед),жизненный (жизнь), свойственный (свойство), клюквенный (клюква), оспенный (оспа), ве́дренный (вёдро); умственный (ум), дарственный (дар); утренний (утро); позиционный (позиция),эмиграционный (эмиграция), экскурсионный (экскурсия); то же в слове внутренний (от наречия: внутри, внутрь).

Примечание. В словах ветреный и тундреный (от ветер, тундра) как исключение в суффиксе пишется одно н . Однако приставочные прилагательные безветренный, наветренный, подветренный пишутся с двойным н .

От прилагательных с суффиксом −енн (ый) следует отличать прилагательные с суффиксом −ян(ый), – ан(ый) ; они пишутся с одним н , напр.: глиняный, серебряный, полотняный, кожаный (см. § 45).

В трех прилагательных – деревянный, оловянный и стеклянный – выделяется суффикс −янн , который пишется с двойным н .

С одним н пишется суффикс прилагательных −ин (ый), напр.: соловьиный, куриный, мышиный, гостиный (гостиный двор); то же в существительных гостиная, гостиница (но ср. прилагательноегостинный , см. § 95).

Примечание. Написание следующих прилагательных определяется в словарном порядке: с одним н пишутся смышлёный, мудрёный ; с двумя н – измождённый, изнеможённый, напыщенный, медленный, отчаянный .

В существительных с суффиксом −енник пишется двойное н , напр.: путешественник (от путешествовать), предшественник (предшествовать), свойственник (свойство), соотечественник(отечество), единомышленник (мысль, мыслить), злоумышленник, соумышленник (умысел), утопленник (утопиться), ставленник (ставить), численник (число), лапшенник (лапша).

Однако одно н пишется в словах ученик (от учить (ся)), труженик (трудиться), мученик, бессребреник, сребреник (название монеты), вареник .

Источник

Удвоенные согласные в словах

Удвоенные соглас­ные пишут­ся в корне слов, в суф­фик­сах раз­ных частей речи, на сты­ке при­став­ки и кор­ня, кор­ня и суф­фик­са.

Рассмотрим пра­ви­ла напи­са­ния удво­ен­ных соглас­ных в раз­ных мор­фе­мах слов.

Чтобы понять, в каких слу­ча­ях сле­ду­ет напи­сать удво­ен­ные соглас­ные, важ­но опре­де­лить часть речи, грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва и мор­фем­ный состав.

Удвоенные согласные в корне слова

  • дрож­жи, вож­жи, мож­же­вель­ник, жуж­жать;
  • жечь — жжёт, жжём, жжё­ный, жжён­ка, жже­ние;
  • ссо­ра, ссо­рить­ся, поссо­рить­ся;
  • Россия, рос­сий­ский, рос­си­я­нин, рос­си­ян­ка, по-российски.

Во мно­гих заим­ство­ван­ных сло­вах напи­са­ние двой­ных соглас­ных сле­ду­ет запом­нить:

  • аппа­рат, антен­на, аллея, анно­та­ция;
  • бал­ласт, брил­ли­ант, бюл­ле­тень;
  • ван­на, вил­ла, ватт­метр;
  • дис­со­нанс, дол­лар, дистил­ли­ро­ван­ный, депрес­сия;
  • имму­ни­тет, инкас­са­тор, иппо­дром

Удвоенные соглас­ные пишут­ся в соче­та­нии кор­ней слож­но­со­кра­щён­ных слов:

Но при сокра­ще­нии при­ла­га­тель­но­го с осно­вой на двой­ные соглас­ные и суще­стви­тель­но­го пишет­ся одна соглас­ная бук­ва:

  • гра мм офон­ная пла­стин­ка — гра м пла­стин­ка;
  • вое нн ый врач — вое н врач;
  • те рр ори­сти­че­ский акт — те р акт.

Удвоенные согласные в сочетании морфем

Часто при­став­ка закан­чи­ва­ет­ся соглас­ным и с того же соглас­но­го начи­на­ет­ся корень сло­ва:

Удвоенные соглас­ные пишут­ся в соче­та­нии кор­ня, закан­чи­ва­ю­ще­го­ся бук­вой «с», и суф­фик­са -ск- при­ла­га­тель­ных:

  • Парнас — пар­нас ск ий;
  • Полесье — полес ск ий;
  • Русь — рус ск ий;
  • эски­мос — эски­мос ск ий;
  • тун­гус — тун­гус ск ий.

Написание «нн» в словах

Двойные бук­вы«нн» пишут­ся у при­ла­га­тель­ных и при­ча­стий в соче­та­нии соглас­но­го кор­ня и суф­фик­са или в суф­фик­се. Рассмотрим слу­чаи напи­са­ния «нн».

1. Две бук­вы «н» пишут­ся на сты­ке кор­ня и суф­фик­са -н- при­ла­га­тель­ных, если осно­ва про­из­во­дя­ще­го суще­стви­тель­но­го закан­чи­ва­ет­ся этим же соглас­ным:

  • бал­кон — бал­кон н ая дверь;
  • фон­тан — фон­тан н ые струи;
  • вагон — вагон н ый шум;
  • окно — окон н ое стек­ло.

2. Прилагательные обра­зу­ют­ся от одно­ко­рен­ных суще­стви­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов -енн-/-онн-:

  • соло­ма — солом енн ое чуче­ло;
  • клюк­ва — клюкв енн ый морс;
  • стан­ция — стан­ци онн ый буфет;
  • лек­ция — лек­ци онн ый курс.

Напротив, при­ла­га­тель­ные с суф­фик­са­ми -ан-/ян-, -ин- (кожа­ный, жестя­ной, журав­ли­ный) пишут­ся с одной бук­вой «н», кро­ме слов-исключений:

Читайте также:  Урок для 6 класса словообразование имен прилагательных

3. В суф­фик­сах при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных от раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных, пишут­ся двой­ные соглас­ные «н»:

  • семя — сем ен н ой фонд;
  • пле­мя — плем ен н ой бык;
  • пла­мя — плам ен н ый при­вет.

5. Удвоенное «н» отме­тим в соста­ве слов с конеч­ным соче­та­ни­ем -ованный/-ёванный:

Отличаем отгла­голь­ные бес­при­ста­воч­ные при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие соче­та­ний -ованный/-ёванный, кото­рые пишут­ся с одной бук­вой «н»:

  • (что делать?) вялить — вяле­ное мясо;
  • сти­рать — сти­ра­ное бельё;
  • зла­то­тка­ный пояс.

5. В суф­фик­се пол­ной фор­мы при­ча­стия пишет­ся «нн»:

  • сушён­ные на чер­да­ке тра­вы;
  • жарен­ная на мас­ле рыба;
  • ско­шен­ный утром луг;
  • отправ­лен­ное пись­мо.

Краткие фор­мы при­ча­стий пишут­ся с «н» в отли­чие от крат­ких форм при­ла­га­тель­ных с «нн».

Сравним:

Технические мате­ри­а­лы изыс­ка­ны на скла­де. — Её мане­ры весь­ма изыс­кан­ны.

Врачи оза­бо­че­ны состо­я­ни­ем боль­но­го. — Лица шах­тё­ров оза­бо­чен­ны.

Медаль вполне заслу­же­на спортс­ме­ном. — Победа коман­ды бес­спор­на и заслу­жен­на.

6. Наречия с суф­фик­сом и одно­ко­рен­ные суще­стви­тель­ные пишут­ся с «нн», если обра­зо­ва­ны от при­ча­стий и при­ла­га­тель­ных с удво­ен­ны­ми соглас­ны­ми:

  • мед­лен­ный — мед­лен­но;
  • отча­ян­ный — отча­ян­но, отча­ян­ность;
  • вос­пи­тан­ный — вос­пи­тан­но, вос­пи­тан­ность, вос­пи­тан­ник, вос­пи­тан­ни­ца;
  • отре­шён­ный — отре­шён­но, отре­шён­ность.

Имеем в виду, что про­из­вод­ные сло­ва пишут­ся с бук­вой «н», если обра­зо­ва­ны от при­ла­га­тель­ных с одной соглас­ной «н» в суф­фик­се:

  • беше­ный — беше­но вер­теть­ся, беше­ность;
  • вет­ре­ный — вет­ре­но, вет­ре­ность, вет­ре­ни­ца;
  • пута­ный — пута­но, пута­ни­ца;
  • гости­ный — гости­ни­ца.

Видеоурок

Источник

Слова с двойными согласными. Образование имен прилагательных с двойными согласными.

1)Повторить правила правописания слов сдвойными согласными.

2)Выбрать способ действия при образовании имен прилагательных с двойными согласными.

3).Сформировать представление о переносе слов с двойными согласными.

4) Развивать орфографическую зоркость,устную связную речь,операции мышления:анализ,срвнение,классификация.

Просмотр содержимого документа
«Слова с двойными согласными. Образование имен прилагательных с двойными согласными. »

Урок русского языка в 3 классе.

Учитель: Латыпова Ляйсан Раисовна, г. Нижнекамск, МБОУ «Гимназия №25»

Тема: Слова с двойными согласными. Образование имен прилагательных с двойными согласными.

Повторить правило правописания слов с двойными согласными.

Выработать способ действия при образовании имен прилагательных с двойной согласной.

Сформировать представление о переносе слов с двойными согласными.

Развивать орфографическую зоркость, устную связную речь, операции мышления: анализ, сравнение, классификация.

Воспитывать коммуникативные качества личности, умение работать в группе, вести конструктивный учебный диалог.

Психологический настрой (звучит музыка пения птиц):

Читайте также:  Английские прилагательные для описания здания

— Ребята, покажите мне свои ладошки. На что они похожи? (На маленькие солнышки). Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, согрейте своими маленькими солнышками себя и своих друзей по классу.

— Что вы почувствовали?

— Я тоже ощутила от вас огромную волну добра.

— Спасибо, я надеюсь на полезное друг для друга общение на уроке.

— Сожмите свои ладошки в кулачки. Покажите мне их. Как вы думаете, что символизирует сжатый кулак? (враждебность, зло).

— А еще можно сказать, агрессию. Кто из вас слышал такое слово?

(вешаю слово АГРЕССИЯ на доску).

— Что вы заметили в написании этого слова ? (Двойную согласную).

— Правописание этого слова поможет вам сформулировать тему нашего урока.

(Тема – Слова с двойными согласными.)

Посмотрите на план нашего урока и сформулируйте цель, к которой нам нужно стремиться к концу урока.

Используйте следующие выражения:

ОВЛАДЕТЬ СПОСОБОМ ДЕЙСТВИЯ

Долгие согласные звуки. Как они пишутся?

Образование имен прилагательных с двойной согласной. Способ действия.

Перенос слов с двойной согласной. Способ действия.

Работа в группах. Деление слов с двойной согласной на слоги.

— Какая двойная согласная в слове АГРЕССИЯ?

— Сегодня мы повторим написание заглавной и маленькой буквы С. Посмотрите на экран. Приготовьте ваши ручки и повторите движение за образцом по воздуху.

(Дети прописывают заглавную и строчную буквы Сс).

— Ребята, что такое долгий звук? А что вы узнали на прошлом уроке о словах с двойными согласными?

— Скажите, а вам приходилось общаться с агрессивными людьми? Что вы чувствовали при этом?

— Я тоже испытываю неприятные ощущения, общаясь с такими людьми.

— А какими качествами личности обладают неагрессивные люди?

(вешаю на доску слова: ДОБРОТА, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ.

— Ребята, а вы знаете такое качество личности, как толерантность?

— Как вы его понимаете?

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это умение понимать и принимать других людей такими, какие они есть.

— Как вы считаете, вы обладаете таким качеством?

— А в чем это проявляется?

— Кстати, сегодня на уроке это мы сможем увидеть, как вы умеете уважать мнения других людей.

— Ребята, наша Россия – многонациональная страна и для того, чтобы жить всем в мире, нам очень необходимо такое качество, как толерантность.

— А как пишется слово РОССИЯ?

— Прогуляемся немного по нашей стране. Ответьте на мои вопросы:

— Какой вид транспорта используется для перевозки грузов?

— Что можно увидеть в музее?

— Что появляется на небе ночью?

— Какое атмосферное явление мы можем наблюдать при испарении влаги раним утром?

Как называется сладкая ароматная ягода малинового цвета, которая есть на каждом вашем дачном участке.

Выделите в них окончание и основу слова.

Образуйте от данных слов имена прилагательные. Какие суффиксы вы использовали? Как записать эти слова?

— Сформулируйте способ действия при образовании имен прилагательных с двойной согласной.

Если основа слова, от которого образовано прилагательное оканчивается на Н и к ней прибавляется суффикс Н или НИК, то при образовании имен прилагательных мы пишем двойную согласную НН.

Читайте также:  Незваный это причастие или прилагательное

— Предлагаю закрепить полученный способ действия.

Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса НИК однокоренные существительные.

Малина – малинник. Выделяем окончание и основу слова.

Какая разница в написании слов малинник и цветник? Почему в словах малинник, осинник появляются две Н?

ФИЗМИНУТКА (ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ)

А еще на следующих уроках вы узнаете, что есть словарные слова с двойной согласной и слова с различными суффиксами, о которых вы будете говорить позже.

— А как переносятся такие слова? ( по слогам).

— Ребята, при переносе слов с двойными согласными есть некоторая особенность.

— Как вы думаете, какая?

— Давайте вернемся к тем качествам характера человека, которые необходимы настоящему патриоту среди прочих многих.

— Как разделить эти слова для переноса?

— Какой вывод сделаем? (При переносе слов двойными согласными одна из двух согласных остается на строке, другая переносится).

— Молодцы! А сейчас я предлагаю поработать в группах, с целью закрепить полученные сегодня способы действия.

Работа в группах

— Сегодня мы разделимся на группы по тому признаку, кто где сидит. 1 ряд образует первую группу, 2 ряд – вторую группу, третий ряд – третью группу.

Задание для 1 группы.

Разделить слова для переноса.

Русский, искусство, аккуратный, антенна, оттолкнуть, рассказ, рассказывать, поддержать, бассейн, оттепель, жужжать, ванна, Анна, медленный, класс, русский, суббота, миллион, группа, коллектив, касса, ссора, рассказ, масса, грипп.

Задание для 2 группы.

Добавьте солнышку лучики, соответствующие вопросам. Разделите для переноса.

Длинный, ранний, ванна, телеграмма, класс, жужжать, перрон, каменный, касса, троллейбус, русский, суббота, шоссе, рассказывать, коллективная, аллея, пассажир, рассвело, хоккей, группировать, массовый, килограмм.

Задание для 3 группы.

Найди соответствие определению и понятию. Раздели слова с двойными согласными для переноса.

класс Подъем солнца на востоке.
касса Объединение людей.
суббота Место для плавания.
коллектив Единица измерения массы.
пассажир Помещение для занятий в школе.
рассвет Игра с шайбой на льду.
хоккей Шестой день недели.
килограмм Человек, пользующийся услугами транспорта.
расстояние Путь, который проделывает автомобиль.
бассейн Место, где продают билеты в кино.
одиннадцать Число, последующее за 10.

антенна Вещество для приготовления теста.
грипп Маленькие кружочки для праздников.
дрожжи Устройство для принятия сигналов связи.
конфетти Часть слова, служит для образования слов.
суффикс Заболевание.

Проверка выполнения заданий группами.

7. Рефлексия урока.

— Над какой темой сегодня работали?

— Об образовании какой части речи с двойной согласной узнали?

— Какой способ действия освоили при делении слов с двойной согласной на слоги?

— О каких важных качествах человека беседовали?

— Кто из вас достиг поставленных целей на этот урок?

— Кто из вас достиг поставленных целей полностью?

— Кому из вас необходимо еще поработать над данной темой?

— Кто уже сейчас готов к написанию диктанта с орфограммой «Двойные согласные»?

— Я благодарю вас за урок. Вы как раз те ученики, с которыми мечтаешь поработать.

Написать 10 имен прилагательных с двойной согласной.

Подобрать 10 слов — ловушек с двойной согласной, которые нельзя переносить.

Нарисовать рисунок, отражающий твое впечатление от сегодняшнего урока.

Источник