Меню

Напишите глаголы с противоположным значением в сочетании с существительным



АНТОНИМЫ – это… (100 примеров слов)

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Укажем при­ме­ры анто­ни­мов, явля­ю­щих­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи.

Понятие об антонимах

Многообразие и богат­ство лек­си­ки рус­ско­го язы­ке созда­ют сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы и омо­ни­мы. Чтобы выяс­нить, что обо­зна­ча­ет линг­ви­сти­че­ский тер­мин «анто­ни­мы», обра­тим­ся к его про­ис­хож­де­нию. Это сло­во состав­ля­ют гре­че­ская при­став­ка анти-, что зна­чит «про­тив», и сло­во «они­ма» — «имя». В резуль­та­те полу­чим зна­че­ние сло­ва «анто­ним» — «про­ти­во­по­лож­ное имя».

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние это­го тер­ми­на.

Определение

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем.

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое анто­ни­мы дает Википедия:

Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- при­став­ка со зна­че­ни­ем про­ти­во­по­лож­но­сти + ὄνομα «имя») — это сл ова одной части речи, раз­лич­ные по зву­ча­нию и напи­са­нию, име­ю­щие пря­мо про­ти­во­по­лож­ные лек­си­че­ские зна­че­ния, напри­мер: «прав­да» — «ложь», «доб­рый» — «злой», «гово­рить» — «мол­чать».

Антонимы, в отли­чие от сино­ни­мов, име­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­ное лек­си­че­ское зна­че­ние:

Антонимами, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва одной и той же части речи, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Они харак­те­ри­зу­ют пред­мет, при­знак или явле­ние с одной и той же сто­ро­ны, ука­зы­вая на одно и то же каче­ство, но по зна­че­нию пря­мо про­ти­во­по­лож­ное. Эти сло­ва состав­ля­ют анто­ни­ми­че­ские пары.

Примеры слов

Приведем при­ме­ры анто­ни­мов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

Существительные-антонимы

  • вос­ход — закат;
  • доб­ро — зло;
  • утро — вечер;
  • мир — вой­на;
  • огонь — вода;
  • тру­же­ник — без­дель­ник;
  • лето — зима;
  • друг — враг;
  • грусть — радость;
  • бол­тун — мол­чун;
  • храб­рость — тру­сость.

Прилагательные-антонимы

  • гряз­ный — чистый;
  • сме­лый — трус­ли­вый;
  • гром­кий — тихий;
  • широ­кий — узкий;
  • тол­стый — тон­кий;
  • длин­ный — корот­кий;
  • силь­ный — сла­бый;
  • высо­кий — низ­кий;
  • жен­ствен­ный — муже­ствен­ный;
  • свет­лый — тем­ный;
  • дале­кий — близ­кий.

Глаголы-антонимы

  • мол­чать — гово­рить;
  • бежать — сто­ять;
  • радо­вать­ся — огор­чать­ся;
  • стем­не­ло — рас­све­ло;
  • ругать — хва­лить;
  • взять — отдать;
  • постро­ить — поло­мать;
  • защи­тить — оби­деть;
  • вымок­нуть — высох­нуть.

Наречия-антонимы

  • зимой — летом;
  • утром — вече­ром;
  • пеш­ком — бегом;
  • инте­рес­но — скуч­но;
  • рано — позд­но;
  • впе­ре­ди — поза­ди;
  • все­гда — нико­гда;
  • тут — там;
  • глу­бо­ко — мел­ко.

Что обозначают антонимы?

Понаблюдав за анто­ни­ма­ми, выяс­ним, что они выра­жа­ют раз­ные отно­ше­ния:

1. вре­мен­ные

2. про­стран­ствен­ные

3. каче­ствен­ные

4. коли­че­ствен­ные

Читайте также:  Что такое неправильные глаголы и почему

Однокоренные антонимы

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют пары анто­ни­мов с раз­ны­ми кор­ня­ми и одно­ко­рен­ные анто­ни­мы. Пару одно­ко­рен­ных анто­ни­мов состав­ля­ют сло­ва, кото­рые име­ют в мор­фем­ном соста­ве один и тот же корень, но раз­ли­ча­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми по зна­че­нию при­став­ка­ми:

  • от нести — при нести;
  • в ста­вить — вы ста­вить;
  • у бегать — при бегать;
  • раз девать­ся — о девать­ся;
  • за крыть — от крыть;
  • за гадать — от гадать.

Однокоренные анто­ни­мы созда­ет при­став­ка не-:

  • весе­лый — не весе­лый вид;
  • близ­кий — не близ­кий путь;
  • гром­кий — не гром­кий шепот;
  • про­стая — не про­стая зада­ча;
  • мало — не мало вопро­сов.

Значение антонимов в речи

Антонимы дела­ют нашу речь более образ­ной и яркой. Противопоставление помо­га­ет образ­но рас­ска­зать о совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных явле­ни­ях, нари­со­вать непо­хо­жие друг на дру­га кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира, отте­нить одно каче­ство пред­ме­та на фоне дру­го­го, сопо­ста­ви­мо­го с ним, пере­дать более пол­но и точ­но чув­ства и пере­жи­ва­ния людей. Эти сло­ва обо­га­ща­ют любое выска­зы­ва­ние, так как уточ­ня­ют зна­че­ние слов. Благодаря анто­ни­мам, речь ста­но­вит­ся выра­зи­тель­ной, кра­си­вой и точ­ной. Чтобы убе­дить­ся в этом, пона­блю­да­ем за выска­зы­ва­ни­я­ми мыс­ли­те­лей и извест­ных писа­те­лей.

От пло­хо­го нача­ла и конец быва­ет пло­хой (Еврипид).

Радости забы­ва­ют­ся, а печа­ли — нико­гда (М. Ю. Лермонтов).

Чтобы любить доб­ро , нуж­но всем серд­цем нена­ви­деть зло (Ф. Вольф).

И злой и доб­рый — каж­дый за свои поступ­ки полу­ча­ют воз­да­я­ние (И. Гёте).

Антонимы в пословицах

Не было бы сча­стья , да несча­стье помог­ло.

Готовь сани летом , а теле­гу зимой .

Не зна­ешь, где най­дешь , а где поте­ря­ешь .

Недосол на сто­ле, пере­сол на спине.

По одеж­ке встре­ча­ют , по уму про­во­жа­ют .

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Сначала густо , а под конец пусто .

Глупый ищет место, а разум­но­го и в углу вид­но.

На чер­ной зем­ле белый хлеб родит­ся.

Полный колос к зем­ле кло­нит­ся , а пустой к небу тянет­ся .

Контекстуальные антонимы

В анто­ни­ми­че­ские отно­ше­ния могут всту­пать сло­ва в зави­си­мо­сти от зна­че­ния кон­тек­ста. Такие сло­ва ста­но­вят­ся анто­ни­ма­ми в опре­де­лен­ном сооб­ще­нии по воле его авто­ра. Контекстуальные анто­ни­мы уточ­ня­ют мысль писа­те­ля, дела­ют её образ­ной и помо­га­ют создать пол­ную харак­те­ри­сти­ку опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию или объ­ек­ту. С их помо­щью мож­но выра­зить пре­дель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, каче­ства­ми пред­ме­тов, чув­ства­ми людей. Контекстуальные анто­ни­мы объ­ём­но и точ­но выра­жа­ют автор­скую оцен­ку изоб­ра­жа­е­мо­го.

Они сошлись. Волна и камень, сти­хи и про­за, лед и пла­мень не столь раз­лич­ны меж собой (А. С. Пушкин).

Фразеологизмы-антонимы

Антонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, а и сло­во­со­че­та­ния и обо­ро­ты речи. Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, могут иметь про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние, то есть являть­ся анто­ни­ма­ми.

Читайте также:  Правило возвратные глаголы русский язык

Примеры

  • во все лопат­ки — чере­па­шьим шагом;
  • рабо­тать засу­чив рука­ва — рабо­тать спу­стя рука­ва;
  • куры не клю­ют — кот напла­кал;
  • сло­во в сло­во — вила­ми по воде писа­но;
  • в двух шагах отсю­да — у чер­та на кулич­ках;
  • семи пядей во лбу — без царя в голо­ве;
  • от рук отбить­ся — взять в руки;
  • камень за пазу­хой дер­жать — с откры­той душой;
  • сидеть сло­жа руки — рабо­тать не покла­дая рук;
  • дер­жать ухо вост­ро — ворон счи­тать;
  • лясы точить — воды в рот набрать;
  • на чужой шее сидеть — сво­им гор­бом жить;
  • от дос­ки до дос­ки — с пято­го на деся­тое.

Источник

Напишите глаголы с противоположным значением в сочетание с существительных?

Русский язык | 1 — 4 классы

Напишите глаголы с противоположным значением в сочетание с существительных!

Распаковывать чемоданы, подбежать к дороге, выкатили бочку, разгрузили вагон, вытащить мебель, выключить свет, вставить рамы, раздвинуть стол, выпорхнул из клетки, раскрыть шкаф, выскочил из машины, вытолкнул за дверь.

Запаковывать чемоданы, отбежать от дороги, закатили бочку, загрузили вагон, затащить мебель, включили свет, задвинуть стол, запорхнул в клетку, закрыть шкаф, заскочил в машину, затолкнул в дверь.

Взяв старенькую шелковую косынку , Ассоль заперла дверь и выпорхнула босиком на дорогу?

Взяв старенькую шелковую косынку , Ассоль заперла дверь и выпорхнула босиком на дорогу.

(синтаксис разбор предложения).

Помогите задание внизу Напишите глаголы с противоположным значением в словосочетании с существительными приводить — ?

Помогите задание внизу Напишите глаголы с противоположным значением в словосочетании с существительными приводить — ?

Подберите антоним к глаголам выпорхнул , выскочил, вытолкнул?

Подберите антоним к глаголам выпорхнул , выскочил, вытолкнул.

Объясни значение глаголов возносятся васпоряют сочетании с существительным вершины?

Объясни значение глаголов возносятся васпоряют сочетании с существительным вершины.

Напишите глаголы с противоположным значением в сочетание с существительным выскочил из машины?

Напишите глаголы с противоположным значением в сочетание с существительным выскочил из машины.

Объясните значения глаголов , , возносятся, воспаряют » в сочетании с существительным вершины?

Объясните значения глаголов , , возносятся, воспаряют » в сочетании с существительным вершины.

Читайте также:  Глагол to be в картинках для младших школьников

» взяв старенькую шелковую косынку, Ассоль заперла дверь и выпорхнула босиком на дорогу» полный синтаксический разбор?

» взяв старенькую шелковую косынку, Ассоль заперла дверь и выпорхнула босиком на дорогу» полный синтаксический разбор.

К какому сопряжению относится глагол Выскочил, Вытащил?

К какому сопряжению относится глагол Выскочил, Вытащил?

Замените глаголы сочетаниями глагола и существительного?

Замените глаголы сочетаниями глагола и существительного.

1. Напишите глаголы с противоположным значением в сочетании с существительными?

1. Напишите глаголы с противоположным значением в сочетании с существительными.

Вопрос Напишите глаголы с противоположным значением в сочетание с существительных?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 1 — 4 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.

Нужно списать первый абзац.

Уважаемая Наталья Николаевна ! Поздравляю вас с днем учителя! Желаю хорошего настроения и терпения в этом наступающем году.

1. Я не умею плавать ни кролем ни брассом 2. В нашем озере не водятся ни налимы ни щуки 3. На этой лесной поляне не растут ни ландыши ни фиалки. 3. Мы не боимся ни дальних расстояний ни неизвестных дорог Возможно нужны запятые, точно не знаю.

Деревья в лесу уж сбросили листья.

Светел(! ), горяч, умен(! ), дружен(! ), ясен(! ), мудр, рыж, летуч, хитер(! ), звонок(! ), трескуч, зол(! ), интересен(! ), дружествен, остр, могуч, крепок(! ), ? , красен, наряден(! ), мал, обыкновенен(! ), робок(! ), ? , таинствен, вел..

Запятые будут на местах 1, 2, 3.

Прелести — родительный падеж, 3 — склонение тишине — дательный падеж, 1 — склонение взапахе — предложный падеж, 2 — склонение полыни — родительный падеж, 3 — склонение неба — родительный падеж, 2 — склонение мерцании — предложный падеж, 2 — склонение..

Сколькопрелести (р. П. 3скл)в этой тишине (п. П. 1скл), в вяжущем запахе (п. П. 2скл) полыни (р. П. 3скл), в ясности осеннего неба (р. П. 2скл), в мерцании (п. П. 2скл) певрой звезды (р. П. 1скл).

Директора Холода Мастера Пальто Повара Муравьи Доктора Голоса Деревья Кино Братья Сыновья.

Источник

напишите глаголы с противоположным значением в сочетании с существительным



Напишите глаголы с противоположным значением с сочетанием с существительными?

Русский язык | 1 — 4 классы

Напишите глаголы с противоположным значением с сочетанием с существительными.

Выходить из класса — входить в класс, распаковывать чемоданы, подбежать к дороге, выкатили бочку, разгрузили вагон, вытащить мебель, выключить свет, выставить рамы, раздвинуть стол, выпорхнул из клетки, раскрыть шкаф, выскочил из машины, вытолкнул за дверь.

К данным глаголам подберите противоположные по значению глаголы с тем же корнем — подлетел, сбросил , отцвёл, отплыл?

К данным глаголам подберите противоположные по значению глаголы с тем же корнем — подлетел, сбросил , отцвёл, отплыл.

К данным именам существительным подбери и запиши имена существительные с противоположным значением , относящиеся к другому склонению?

К данным именам существительным подбери и запиши имена существительные с противоположным значением , относящиеся к другому склонению.

Чистота — Мудрость — детство — веселье — друг — работа — болезнь — тишина — Ответы напишите , пожалуйста!

Замените сочетания двух существительных сочетаниями прилагательных с существительными ?

Замените сочетания двух существительных сочетаниями прилагательных с существительными .

Запиши сочетания слов с переносным значением обозначь в них граматические признаки глагола?

Запиши сочетания слов с переносным значением обозначь в них граматические признаки глагола.

Cпишите сначала предложения, в которых есть сочетания глаголов с существительными в косвенных падежах, затем остальные предложение?

Cпишите сначала предложения, в которых есть сочетания глаголов с существительными в косвенных падежах, затем остальные предложение.

Напишите по три существительных, прилагательных, глаголы, местоимения?

Напишите по три существительных, прилагательных, глаголы, местоимения.

Назовите значение слова мягкий и приведите его сочетания с существительными?

Назовите значение слова мягкий и приведите его сочетания с существительными.

Составь и запиши сочетания слов?

Составь и запиши сочетания слов.

По схеме «глагол + предлог В + существительное в предложном падеже» ; глагол + предлог НАД + существительное в творительном падеже.

Составить слово сочетание глагол + существительное со словом улыбаясь?

Составить слово сочетание глагол + существительное со словом улыбаясь.

Замените данные слово сочетания глагола с существительным одним глаголом ДАТЬ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРОЯВИТЬ ИНТЕРЕС?

Замените данные слово сочетания глагола с существительным одним глаголом ДАТЬ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРОЯВИТЬ ИНТЕРЕС.

Существительные со значением не только предмета но и действия рядом напиши глагол от которого оно образовано?

Существительные со значением не только предмета но и действия рядом напиши глагол от которого оно образовано.

Вы перешли к вопросу Напишите глаголы с противоположным значением с сочетанием с существительными?. Он относится к категории Русский язык, для 1 — 4 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Приставки З не бывает, писать Зделал — это ошибочно. Происходит это, по — видимому, из — за озвончения звука [с] в позиции перед звонким звуком [д]. Многие как слышат [зд’элал], так и пишут.

Читайте также:  Придется это глагол или нет в русском языке

Пролетели(приставка про) каникулы, Первого(окончание ого) сентября(корень сентябр) я встал пораньше(приставка по), сложил(корень лож) свои книжечки(суффикс ечк) в сумку, и отправился(приставка от) в школу. В этот день на улице царило большое(корень ..

3) Талант проявляется у духовно сильных людей, умеющих трудиться. 2) публицистический стиль ; рассуждение (3)Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, совсем бездарных людей! 2) редкий 3) трудиться 1) понемногу 3) частица 3)13 1) 2.

Парные звонкие : Помидор Морковь. Календарь. Клавиатура. Слово. Звонкие парные : Ручка. Карандаш, Авто Пуфик Ответ.

Мёду — сущ. 1. н. Ф. — мёд. 2. пост. — нариц. , неодуш. , м. р. , 1 скл. Непост. — р. п, ед. Ч. 3. (тут нужно предложение).

Пшеница! Не тупите.

Всесказуемые глаголы. 2) колокол, колокольчик, колокольцы, колокольный, колокола.

Тяжелораненый боец, труднопроходимое болото, чистошерстяной ковер, скоропортящиеся продукты, быстрорастущие кустарники БЕЛОКРЫЛЫЙ ЛЕБЕДЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ РЫБОЛОВЕЦКАЯ СЕТЬ БЕЛО — РОЗОВЫЕ ОБЛАКА ТРЕХМАЧТОВЫЙ БРИГ.

Она должна быть пронизана смысломпо отношению к собеседнику. Удачи! ).

Утренний ветерок весеннее утро солнечные лучи лай кромки заливистый ближайшее пастбище большой участок контрольную работу дежурного ученика географическую карту столовую посуду в школьную столовую мороженое мясо сливочное мороженое.

Источник

Напишите глаголы с противоположным значением в сочетании с существительными. Выходить из класса — входить в класс, распаковывать

Ответы на вопрос

24 ответ надеюсь ты поймёш

Ароморфозы в растительном мире

Ароморфозы в животном мире

(время 3500-2700 млн. лет назад)

Эра прокариот. Важнейший ароморфоз — появление фотосинтеза (3—3,2 млрд. лет), который сопровождался накоплением кислорода в атмосфере. Эукариоты отсутствуют.

(2700-570 млн. лет назад)

Около 1,5 — 2 млрд. лет назад появляются первые эукариоты, в результате симбиоза с синезелеными и бактериями-окислителями появляются первые растения — одноклеточные водоросли. Важными ароморфозами было появление многоклеточных водорослей (зеленых, бурых и красных) и полового размножения.

Эра беспозвоночных. Среди эукариот выделяются животные. К важнейшим ароморфозам относится появление многоклеточности (около 700 — 1000 млн. лет назад), пищеварительного тракта, полового размножения, двусторонней симметрии. В животном мире появляются кишечнополостные, черви, предки моллюсков и членистоногих. Из-за отсутствия раковин и скелетов конец протерозоя иногда называют «веком медуз».

Источник

Напишите глаголы с противоположным значением в сочетании с существительными. Выходить из класса — входить в класс, распаковывать

Ответы на вопрос

24 ответ надеюсь ты поймёш

Вопросы для сравнения

Мастер, члены его семьи, подмастерья, ученики

Наемные рабочие, чис­ленность которых дости­гала нескольких сотен человек

Присутствовало ли разделение труда?

Разделение труда прак­тически отсутствовало. Наиболее простые рабо­ты выполняли ученики

Разделение труда на не­сколько простых опера­ций

Кому принад­лежали орудия труда?

В централизованной мануфактуре — купцу, а в рассеянных мануфак­турах орудия труда могли принадлежать работнику

Для кого произ­водился товар?

В основном товар произ­водился по индивидуаль­ному заказу. Часть това­ра поступала на рынок

Произведенный товар полностью продавался на рынке

Читайте также:  Глагол to be в картинках для младших школьников

Вывод. В отличие от ремесленной мастерской на мануфактуре трудились десятки, а то и сотни наемных работников, среди кото­рых существовало четкое разделение труда на простые операции, что позволяло значительно повысить производительность труда.

Источник

Напишите глаголы с противоположным значением в сочетании с существительным

Вопрос по русскому языку:

1. Напишите глаголы с противоположным значением в сочетании с существительными.

Ответы и объяснения 1

Входить в класс
упаковывать чемоданы
отбежать от дороги
откатили бочку
загрузили вагон
затащить мебель
включил свет
вставить рамы
сдвинуть стол
запорхнул в клетку
закрыть шкаф
заскочил в машину
затолкнул в дверь

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Источник

Методическое пособие «Дидактические игры и игровые упражнения . Слова с противоположным значением — антонимы (глаголы и существительные). Предложения с союзом А».

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дидактические игры и игровые упражнения . Слова с противоположным значением — антонимы (глаголы и существительные). Предложения с союзом А. Педагог дополнительного образования Центр восстановительного лечения детей-инвалидов с психоневрологическими заболеваниями г. Казань Галямиева Миляуша Габдельбариевна

Слова с противоположным значением — антонимы (глаголы и существительные) Цели: Научить детей подбирать слова, противоположные по значению(антонимы) Совершенствовать словарь учеников путем развития умения подбирать слова – антонимы, выраженные различными частями речи. Учить подбирать и выделять слова – антонимы в текстах пословиц и стихотворений. Учить дописывать недостающие слова в предложения, ориентируясь на контекст. Составление сложных предложений с противительными союзами.

1. Игра с мячом «Скажи наоборот». Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду. Одеть — (раздеть), поднять — (опустить), бросить — (поймать), спрятать — (найти), положить — (убрать), дать — (взять), купить — (продать), налить — (вылить).

2.К данным словам придумать слова-«неприятели». 1) День —

3.Выбрать из 3 или 4 слов одно, противоположное по смыслу. Холодильник (мороженое, плитка, лампа, альбом). Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом). Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш). Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой). Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник). Микрофон (утюг, наушники, гитара, магнитофон). Молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь). Обогреватель (или печка) (сумка, пылесос, вентилятор, утюг). Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).

Читайте также:  Правило возвратные глаголы русский язык

4.Выбрать из 3 слов 2 слова-«неприятеля». Друг, печаль, враг. Ночь, сутки, день. Радость, радостный, печаль. Поднимать, опускать, брать. Давать, продавать, брать. Покупать, продавать, отдавать. Говорить, идти, молчать.

Конспект занятия с играми по теме «Глаголы-антонимы»

Тема: Глаголы-антонимы. Цели: Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы, стро­ить фразу по сюжетной картинке. Развивать у детей чув­ство языка. Ход занятия Организационный момент. Логопед говорит: «Сядет тот, кто назовет действия, которые мы совер­шаем каждый день». Логопед рассказывает детям историю: — Жил-был мальчик — упрямый, непослушный. Он все де­лал наоборот. Велит ему мама ложиться спать — он встает. Про­сит повернуться к ней — он отворачивается; убрать игрушки — он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком Наоборот. А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился. После чтения рассказа логопед уточняет действия с противо­положным значением: ложиться — вставать, убирать — разбра­сывать и т. п.

2. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям встать, выйти из-за столов и только на несколько минут стать такими, как Мальчик Наоборот, то есть выполнять противоположные действия: опустить руки — поднять; встать из-за стола — сесть; открыть рот — закрыть; показать ладони — спрятать; согнуть руки — распрямить и т. п.

5. Игра «Картинки-перевертыши». Логопед объясняет, что сейчас дети будут составлять предло­жения по картинкам. Если составят правильно, он им покажет картинку и с обратной стороны. На первой картинке изображен мальчик, который чинит ма­шинку. Дети произносят: «Мальчик чинит машинку». Логопед продолжает: «Какое действие в этом предложении? Назовите противоположное действие и составьте новое предложение». Когда дети составили предложение, логопед переворачивает картинку и показывает ее ребятам. Затем оценивает, как состав­лено предложение, правильно ли подобрано противоположное действие. Таким же образом составляются предложения и к другим картинкам: Девочка снимает фартук (надевает). Папа вешает картину (снимает). Малыш строит башню (ломает). Мальчик пачкает костюм (чистит). Бабушка выдергивает морковку (сажает). Мальчик ловит мяч (бросает). Девочка ловит бабочку (выпускает). Обращается особое внимание на то, что к действию «ловит» в различных случаях подбираются разные противоположные дей­ствия.

4. Логопед объясняет, что каждый ребенок должен самостоя­тельно составить предложение по индивидуальной картинке, выделить в нем действие и составить новое предложение, в кото­ром будет противоположное действие — антоним (уже без на­глядной опоры). У детей на столах разложены сюжетные картинки. (К этому занятию ребята уже знакомы с глаголами, имеющими разные приставки.) Дети составляют по два предложения со следующи­ми противоположными действиями: подплыть —. отплыть, завя­зать — развязать, пододвинуть — отодвинуть, подлететь — отлететь, вбежать — выбежать, заходить — выходить и др. 5. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.

Источник