Меню

Напишите к именам прилагательным антонимы тяжелая ноша



1)Напишите к именам прилагательным антонимы.
тяжелая ноша,черствый хлеб,частый лес,горький запах,неуклюжий котенок,далекий путь,шершавая доска,смелый мальчик, высокий забор.
2)Подберите и напишите однокоренные слова с парными согласными в слабой позиции.
шапочка,снега ,кошечка,тетрадочка,робок,ягода,кружок,шишечка,пасти,просить,косить,скользить,березонька.
3)Придумайте и запишите по 3 слова,которые оканчивались бы на:-бка,-пка,-вка,-дка,-тка,-жка,-шка,-зка,-ска.
напишите проверочные слова.

1. Легкая 2.мягкий 3. Редкий 4. Сладкий 5.ловкий
6.короткий 7. Гладкая 8.трусливый 9.низкий

Сложное предложение состоящее из двух простых безличных предложений:

2. Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день.

576
Именительный пятьсот семьдесят шесть
Родительный пятисот семидесяти шести
Дательный пятистам семидесяти шести
Винительный пятьсот семьдесят шесть
Творительный пятьюстами семьюдесятью шестью
Предложный пятистах семидесяти шести
________________________

689
Именительный шестьсот восемьдесят девять
Родительный шестисот восьмидесяти девяти
Дательный шестистам восьмидесяти девяти
Винительный шестьсот восемьдесят девять
Творительный шестьюстами восьмьюдесятью девятью
Предложный шестистах восьмидесяти девяти

Источник

Урок на тему «Роль прилагательных – антонимов в речи»

Рябова Лидия Дмитриевна

МБОУ СОШ №12 им. академика В.И.Кудинова

Ул. Луначарского 6

Учитель начальных классов

Открытый урок по русскому языку для 4 класса Школа 2100

Тема: Роль прилагательных – антонимов в речи.

Предметные: обобщить, углубить, закрепить представление об антонимах. Содействовать развитию умения у учащихся применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте; сравнивать антонимы и синонимы.

Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к новому учебному материалу ,

Метапредметные универсальные учебные действия:

Познавательные: анализируют изучаемые факты языка, выделяют их отличительные признаки, осуществляют поиск нужной информации в учебнике, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме,

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости, формулируют свое мнение и позицию, строят понятное для партнера высказывание, принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполняют учебные действия в устной и письменной речи, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Словарная работа: активный, салют, надёжный, ирис, тяжёлый, налево, орех, оранжевый, народ, неуклюжий, иногда, интересный, месяц, металлический, обведите карандашом первые буквы у прилагательных, какое слово получилось?) (на доске – АНТОНИМЫ)

–Что называется антонимом?

Антонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположное значение

Маленькая ложь рождает большую неправду. — на доске

Прочитайте запись. Что вы прочитали? Как вы понимаете эту пословицу?

-Спишите, подпишите части речи.

Какой частью речи выражены выделенные слова? Что мы знаем об имени прилагательном?

Поставьте эти слова в начальную форму.

Что общего у этой пары слов? (Имена прилагательные, в н.ф., вопрос). Чем они отличаются? (Они противоположны по значению).

Как называются слова с противоположным значением?

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Как бы вы сформулировали тему урока?

Роль прилагательных- антонимов в речи. Слайд2

Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока:

Узнать, для чего нужны…

Учиться находить их в …, подбирать … и употреблять… Слайд 3

Сегодня мы с вами будем говорить о роли антонимов-прилагательных в речи, учиться находить их в тексте, подбирать антонимы к словам, правильно их употреблять.

Читайте также:  Лужа как будет прилагательное

6. Открытие нового знания.

7. Создание проблемной ситуации.

Под диктовку запишите, подпишите какой частью речи являются антонимы. Я считаю, что это антонимы. Вы согласны? Докажите.

Платье хорошо новое, а друг старый. красный

Добро побеждает зло.синий

Тяжело в учении, легко в бою. жёлтый

Смелый побеждает, а трус погибает. зелёный

День был жаркий, но ночная прохлада освежила воздух.

Толстяк решил похудеть. ( полоски на доску)

Вывод. Давайте вместе дополним определение антонимов: антонимы – разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одной частью речи).

А какими частями речи могут быть антонимы? (Прил, сущ, нареч, гл)

Назовите эти пары так, чтобы антонимы были выражены прилагательными.

Мы уже несколько раз произнесли слово «антоним», а кто-нибудь знает, как это слово образовалось? Попробуем догадаться вместе (сравнение слов «синоним» и «антоним»: у них одинаковая вторая часть (онима – по-гречески означает имя, слово),анти – против, противоположный: антициклон, антибиотик, антисанитарный, антифашист (полоски на доску АНТОНИМ,СИНОНИМ-имя, слово)

8. Закрепление нового материала.

1. Самостоятельная работа: 1ряд выписывает пословицы, 2 ряд –загадки, 3 ряд –стихи; подчеркнуть антонимы

Маленькое дело лучше большого безделья.

От умного — научишься, от глупого — разучишься.

Хороша веревка длинная, а речь короткая.

Зимой – нет теплей,
Летом – нет холодней. (Погреб)

Далеко мой стук

Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (Дятел)

Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, здоровый.

-В каких жанрах часто используются антонимы?

2. Подобрать антонимы к словам горячий, мягкая, старое, оранжевый, лунный

Вывод: антонимы есть в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить картину, создают контраст, противопоставление, делают речь выразительной, занимательной. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь , делают её выразительнее, нагляднее. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро – на фоне зла, ум – в сравнении с глупостью. Антонимы лежат в основе контраста – это АНТИТЕЗА – противопоставление Слайд 5

Работа в парах (карточки). Помогите теперь мне подобрать антонимы к словам горячий, мягкая, старое, оранжевый, лунный. Слайд 6

Вывод: Не все слова имеют антонимы.

Вывод: антонимы есть в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить картину, создают контраст, противопоставление, делают речь выразительной, занимательной. Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают её выразительнее, нагляднее. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро – на фоне зла, ум – в сравнении с глупостью. Антонимы лежат в основе контраста – это АНТИТЕЗА – противопоставление. (полоски на доску) На доске составляется опорная схема под темой урока

Учитель: Подберите антоним к слову –работать- отдыхать

Учитель: Вот сейчас мы и отдохнём. Выполним упражнения, определим слова-антонимы

Руки вверх – пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Читайте также:  Сделать от слова нора прилагательное

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

На любой вопрос коварный

Сами мы ответ найдём!

К цели мы своей придем!

Учитель: Итак, назовите слова-антонимы, которые встретились в стихотворении.

Ученики: вверх – вниз сели — встали вопрос — ответ

разные по звучанию

противоположные по значению

отвечают на один вопрос

выражены одной частью речи (им. сущ., им. прил., глаг., наречием.)

используются в разных жанрах

На доске составляется опорная схема под темой урока:

Запишите текст по вариантам

разные по звучанию

противоположные по значению

отвечают на один вопрос

выражены одной частью речи (им. сущ., им. прил., глаг., наречием.)

используются в разных жанрах

На доске составляется опорная схема под темой урока:

Роль имён прилагательных- антонимов в речи.

противопоставление, подчёркивают противоположность.

усиливают эмоциональность текста

делают речь выразительной

Учитель: Какие слова помогают увидеть этот прием?

Учитель: Оцените свою деятельность на уроке смайликами на полях. Слайд8

Ученики: На занятии всё было понятно, не совсем понятно, ничего не понятно

Учитель: В заключении нашего урока хочется вам дать напутствие:

Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей,
Делай доброе дело ради счастья людей.
Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле.
Делай доброе дело на прекрасной Земле! Слайд 9

Используя ключевые слова и выводы, которые мы делали на уроке, расскажите о роли прилагательных-антонимов в нашей речи. Слайд 10

Источник

3 класс «9 правил орфографии» ТЕСТ

Подберите и запишите 3-4 слова с БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ

Напишите антонимы к именам ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ

Из данных слогов составьте и запишите несколько слов

Лы, ча, пру, ма, на, чай, ща, ник, ча, ща, кры, жи, ши, ро, ка, вель

Запишите слова в два столбика

Небес…ный, трос…ник, ненас…ный, здра…ствуй, вкус…ный, чес…ный, ужас…ный, желез…ный, влас…ный.

Запишите слова в два столбика

С…язвил, солов…и, с…ёжился, ненаст…е, ател…е, печен…е, раз…единить, в…юн, пред…явить, грозд…я, чут…ё, бур…ян, вз…ерошить, раз…яснил, свин…я, об…ём, с…ехал, в…езд.

Исправь ошибки. Спиши в тетрадь правильно.

Лошать бижала рысью по глаткой дароге. Влису было тихо. Диревя стаяли неподвижно. Сарока села на ветку. Снежная пыль политела прямо на голаву. Таня пошла по трапинке. Трапинка вывела ее к полянке. Там росла маленькая пушыстая ёлка. Ёлка вся свитилась под лучями сонца. В густых витвях лисной красавицы прятались птицы.

© 2020 Проект «Уроки начальной школы»

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено!

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако команда проекта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом на электронную почту службы поддержки сайта.

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 53. Имена прилагательные – синонимы и антонимы

Читайте также:  Полевой какое это прилагательное

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • имена прилагательные – синонимы и антонимы.
  • подбирать синонимы и антонимы к именам прилагательным;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.

Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Русский язык 37. Антонимы и синонимы — Шишкина школа

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте вспомним, что такое синонимы и антонимы.

Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.

Антонимы – слова, противоположные по смыслу.

Среди имён прилагательных немало синонимичных и антонимичных пар.

Например: высокий – низкий, стройный – полный, хороший – плохой. Это пары антонимов.

А вот, например, ряд синонимов к слову высокий – важный, великорослый, возвышенный, высоковольтный, горний, гулливеровский, длинный, долговязый, здоровенный, рослый.

При подборе синонимов иногда надо учитывать и имя существительное, к которому оно относится. Например, мягкий хлеб – свежий хлеб, мягкий человек – деликатный человек. Обратите внимание, нельзя про хлеб сказать деликатный, но про человека иногда говорят свежий человек, когда, например, человек приходит на новое место работы.

Чтобы подобрать подходящие синонимы или антонимы, можно пользоваться словарями, они так и называются – «Словарь синонимов русского языка» или «Словарь антонимов русского языка». Вам может помочь и «Толковый словарь».

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

Здоровый парень – __________________.

Здоровые глазищи – __________________.

Слова для справок: большой, сильный, огромный, крепкий, гигантский, громадный, крупный.

Проверьте себя по эталону:

Здоровый парень – сильный, крепкий парень,

Здоровые глазищи – большие, огромные, гигантские, громадные, крупные глазищи.

  1. Слово здоровый (обладающий хорошим здоровьем) произошло от древнего слова дорво – «дерево». Первоначально значило «сильный, крепкий как дерево». Какие антонимы подходят к этому слову? Напишите.

Здоровый человек – __________________

Проверьте себя по эталону:

Здоровый человек – больной, болезненный, хилый человек.

  1. Прилагательное опасный образовано от слова «пастѝ» при помощи приставки о-, опасный, значит «требующий осторожности». Распределите слова в два столбика: синонимы к слову опасный, антонимы к слову опасный.

синонимы к слову опасный

антонимы к слову опасный

Ненадёжный, простой, рискованный, безопасный, вредоносный, неопасный, коварный, лёгкий

Источник