Меню

напишите словосочетания из данных имен существительных и прилагательных



СОСТАВЬТЕ словосочетания из данных имен существительных и имен прилагательных. яркий Платье, свет, луна,лучи светлый

Ночь,небо,плащ,дни теплый Вода,море,день,вещи морской Путь,душа,путешествие,камни

Яркое платье, яркий свет ,яркая луна, яркие лучи
Светлая ночь, светлое небо, светлый плащ, светлые дни
Тёплая вода, тёплое море, тёплый день, тёплые вещи
Морской путь, морская душа, морское путешествие, морские камни

Яркое платье, яркий свет, яркая луна, яркие лучи.

Светлая ночь, светлое небо, светлый плащ, светлые дни.

Тёплая вода, тёплое море, тёплый день, тёплые вещи.

Морской путь, морская душа, морское путешествие, морские камни.

Другие вопросы из категории

1)Без труда не вынешь и рыбки из пруда.2)Без дождя и трава не растёт.3)Без заботы и репы не вырастишь.4)У каждого месяца свои порядки.5)Кто любит науки,тот не знает скуки.

Золотой перстень,золотая цепочка,золотые руки,золотые часы,золотое солнышко.

Читайте также

Составь словосочетания из данных слов.Какие
правила провописани нужно применять при записи слов с пропущенными
буквами?
Пуш..стый,ель;поз..ний,вечер;ехать,ло..ка;готовиться,праз..ник;но..ка,стул;см..треть. кно;счас..ливый,день;последний,су..ота;в..дить,а..томобиль;почу..ствовать,тревога;слож..ть,др..ва;ш..рокое,шо..е;п..сать,руч..ка.
Укажите связь слов в словосочетаниях?

_____товарищ, _____мороз, ____ветер, ____картина, ___лопата, ____дорога, ___облако.

Источник

От данных существительных образуйте словосочетания «прилагательное + существительное». Выделите суффиксы прилагательных. Образец: бескозырка матроса – матросская бескозырка.

Рабочие Петрограда; восстание стрельцов; комитет бедняков; тётушка из Рязани; король Пруссии; крепость в Бресте; предприятия Гомеля; корабль из Кронштадта; решение депутата; школы в Хойниках и Милославичах; бескозырка матроса; орехи из Греции; товары из Турции; положение, в которое попадают дураки; труд бурлака; клуб библиофилов; уединение в монастыре; праздники в январе; песня ямщика; морорзы в декабре; воротник из песца; вода из ключа; перчатки из замши; маршрут по кольцу; флаг из кумача; платье из парчи; клык у моржа; варенье из груши и сливы; заросли из камыша; компот из алычи; печать из сургуча; проволока из алюминия; покупки за гроши; крик кукушки; шаг старушки; погоны лейтенанта; воззвание пацифистов; возглас дилетанта; обязанности адъютанта; курьер из почтамта; выход в свет; шапка черкеса; лодка эскимоса; приход аббата; бледное лицо; совет при Президенте.​

Ответ:

Петроградские рабочие,стрельцевое восстания,бедный комитет,Рязанская тетушка,Пруссийский король,Брестевская крепость,Гомелевское предприятие,Кронштадский корабль,депутатское решение,Хвойниковские и Милословечавские школы,матросская бескозырка, Грецкие орехи,Турцкие товары,дуракское положение,бурлакский труд,библиофиловный клуб,монастырское уеденение,январские праздники,ямщикская песня,декабрьские морозы,песцовый воротник,ключевая вода,замшевые перчатки,кольцовый маршрут,кумачский флаг,парчиковое платье,моржский клык,грушевое и сливовое варенье,камышавские заросли,алычный компот,сургучская печать,алюминиевая проволока,грошские покупки,кукушковый крик,старушкин шаг, лейтенантские погоны,пацифистовое воззвание, дилетантский возглас, адьютанские обязанности,почтовый карьер,светлый выход,черкесская шапка, эскимокская лодка,аббатский приход, бледное лицо,президентский совет.

Источник

Составьте словосочетания. ГДЗ, Упр. 294, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

а) по схеме «прилагательное + существительное»:
мощь, сила (военный, механический, мускульный, нравственный, огневой, умственный, физический); беда, горе, несчастье (детский, женский, материнский, непо­правимый);

б) отвечая на вопрос:
призвание (к чему?), жажда (чего?), сознание (чего?), готовый (к чему?), вера (в кого? во что?), уверенность (в ком? в чём?), прав (в чём?), рад (кому? чему?), протесто­вать (против чего?), возмущаться (чем?), благодаря (чему?).

а) Военная мощь, механическая сила, мускульная сила, нрав­ ственная сила, физическая сила, огневая мощь, умственная сила; детское несчастье, женское горе, материнское горе, непоправимая беда;
б) призвание к пению; жажда знаний; сознание ответственности; гото­ вый к труду; вера в народ, в победу; уверенность в друге, в завтрашнем дне; прав в рассуждении; рад маме, весне; протестовать против воинской повинности, возмущаться законом об альтернативной службе, благодаря упорству;
в) остаться без жалованья, остаться в рубашке, остаться на борту, ос­ таться под навесом, остаться при деньгах, остаться у реки; отвечать грубым голосом, отвечать за поступок, отвечать на вопрос, отвечать перед классом; бороться против курения, бороться за независимость Тибета, бороться с за­ грязнением окружающей среды; поставить перед фактом, поставить за шкафам, поставить на стол; служить Родине, служить в Хабаровске, слу­ жить на Дальнем Востоке; перейти через дорогу, перейти на сторону про­ тивника, перейти реку;
г) не пройдет даром врагу, не пройдет даром для оккупантов; страдает мигренью, страдает от произвола милиции, страдает по Оле, страдает по родной стороне, страдает за свой народ, страдает за убеждения, страдает из- за любви, страдает от побоев; уподобился животному, уподобился в уче­ нии; уступил бабушке, уступил место, уступил в успеваемости; ходатайст­ вует о друге, ходатайствует о повышении, ходатайствует за знакомого.
д) задуматься над книгой, задуматься о подруге; закон притяжения, за­ кон об альтернативной службе; интервью журналисту, интервью с прези­ дентом; иммунитет к болезни, иммунитет против инфекции; карикатура ху­ дожника, карикатура на депутата; лекция о вреде курения, лекция по лите­ ратуре; невмешательство в личную жизнь, невмешательство родителей; не­ доверие к правительству, недоверие знакомому; необходимость капитуля­ ции, необходимость в регулировании; идея равенства, идея об ограничении; льгота пенсионерам, льгота для студентов.

Читайте также:  собирательное вещественное существительное грамота.ру

Источник

Русский язык 4 класс УМК «Перспектива. Карточки по теме «Склонение имён прилагательных»

Русский язык 4 класс УМК «Перспектива.

Карточки по теме «Склонение имён прилагательных»

Просмотр содержимого документа
«Русский язык 4 класс УМК «Перспектива. Карточки по теме «Склонение имён прилагательных»»

Русский язык 4 класс УМК «Перспектива.

Карточки по теме «Склонение имён прилагательных»

1.Вставь пропущенные буквы. Определи падеж прилагательных во множественном числе.

На солнце нельзя было теперь взглянуть – лохмат…. ослепительн..…. потоками оно лилось с вышины. По син…. син…. небу плыли облака, словно кучи снега. Весенн. ветерки пахнули свежи….. травой и птичь.….. гнёздами. Перед домом лопнули больш….. почки на душист. тополях. В саду из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся бел. и желт.…. звездочками. Забегали между стволами чёрн. дрозды. В липах завелась иволга – больш….. птица, зелён. с жёлт…. , как золото, подпушкой на крыльях, – суетясь, свистела медов.…. голосом. (По А. Н. Толстому.)

2.Вставь пропущенные буквы. Определи падеж прилагательных во множественном числе.

Русск….. умельцы создали удивительн.… платки с набивн….. ярк…. цветами на чёрн…. вишнев.…., кремов….. поле. У платков есть прост…. Коротк. название – «павловские». Искусство цветочн….. орнамента павловск…. платка уходит в далёк…. прошлое. Резчики набойн…. досок создавали неповторим….. художественно-растительн….. узоры. Эти узоры и отпечатывали на ткани, с досок мастера-набойщики переносили рисунок на платок. Павловск….. платок становился не просто предметом одежды, а произведением искусства. (Н. Г. Скегина.)

3. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж прилагательных во множественном числе.

Осень, глуб. осень! Сер… небо, низк…. , тяжёл…. , влажн. облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Всё видно насквозь в самой глухой древесн…. чаще, куда летом не проникал глаз человеческ…. Стар. деревья давно облетели, и только молод. отдельн….. берёзки сохраняют ещё свои увядш…. жетоват…. листья, блестящ. золотом, когда тронут их кос…. лучи невысок…. осенн….. солнце. Ярко выступают сквозь красноват. сеть берёзов. ветвей вечнозелён…., как будто помолодевш…., ели и сосны, освеженн. холодн…. воздухом, мелк. как пар, дождями и влажн. ночн…. туманами. Устлана земля сух. разновидн…. и разноцветн. листьями, мягк. и пухл. в сыр. погоду, так что не слышно шелеста от ног осторожно ступающ…. охотника, и жестк…., хрупк. в морозы, так что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческ…. шагов. (С. Т. Аксаков.)

4. Спиши словосочетания. Обозначь падеж имён прилагательных, выдели окончания.

В тёпл…. пальто, мелк…. рыбешку, чудесн.… запахом, в елов…. лесу, под тенист.… дубом, к душист.… черёмухе, на зимн.… одежду, в тенист.… аллее, на горн.… вершине, от птичь.…о говора, в глубок.… овраге, от рыхл.…о снега.

Бежал краб по песчан….у дну. Остановился. Задумался. Что-то неудобно стало в стар…. одежде. Пора её сбросить. Ведь за нов…… панцирем в магазин не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёстк…. крышку, продвинул в узк..… щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинн..… нога сломалась. Не беда. Вырастет нов..… нога. М. Жилин

Спиши. Обозначь падеж и род имён прилагательных.

6. Спиши словосочетания. Обозначь падеж имён прилагательных, выдели окончания.

Свежей зеленью, серебристым инеем, молодого месяца, под проливным дождём, в старом доме, удивительную красоту, свежий ветер, ранним утром, к морскому берегу, у дальнего озера, в соседнюю рощу.

7. Прочитай загадку и отгадай.

Я шарик…м пушист. м

Белею в пол. чист…м,

А дунул ветерок –

Спиши, вставляя пропущенные окончания. Объясни эти орфограммы.

8. Спиши пословицы, дописывая окончания. Обозначь падеж имён прилагательных, выдели окончания.

Читайте также:  с писать словосочетание прилагательное существительное

У слеп. человека глаза на пальцах.

Хорош….. дело два века живёт.

Не жди лета долг… ., а жди лета тепл …. .

При летн…. ясн…. солныш.е и ягодка краснеет.

В согласн….. стаде волк не страшен.

Больш.…. кораблю – больш…. плаванье.

Добр…… семенем поле засевать – никогда нужды не знать

9. Спиши предложения. Укажи падеж выделенных имён существительных и прилагательных. Подчеркни подлежащее в каждом предложении.

1)Школьники посадили молодое деревце. 2) Скоро молодое деревце поднялось. 3) Хлеборобы засеяли дальнее поле. 4) Дальнее поле быстро зазеленело. 5) Надвинулся густой туман. 6) Сквозь густой туман ничего не было видно.

10. Прочитай. Когда мы так говорим?

Проще пареной репы.

Репа – самый древний овощ на Руси. Наши предки любили и сыр…., и варён…. и парен….. репу. Блюдо из репы легко было приготовить. С тех пор и пошло выражение «проще парен….. репы». Так говорят о том, что просто сделать.

Спиши, дописывая окончания имён прилагательных. Проверяй себя постановкой вопроса.

11. Спиши. Подчеркни главные члены предложения, выдели окончания имён прилагательных, обозначь падеж.

Смелые люди поб…ждают, а трусливые люди погибают.

Умная г…л…ва не скажет пустые слова.

Добрые жернова все смелют.

Белые руч..ки чужие труды любят.

12. Спиши, вставив пропущенные буквы. Выдели окончания имён прилагательных. Укажи падеж.

1)Вся природа радовалась тёпл…. ласков….. весенн….. дням. 2) На гладк….. молодых листьях блестела роса. 3) Над душист…. цветами вились золот….. пчёлки.

В старину большие быстроходные парусники звались фрегатами. Фрегатами называют также крупных морских птиц. Широкие тугие крылья, длинные хвосты фрегатов напоминают корабельные паруса. Это хищные птицы. Больше всего от них страдают морские чайки. При виде жертвы фрегаты пускают в ход свои мощные крылья, бьют ими свою жертву и отнимают добычу. (По Ю. Качаеву.)

Спиши. Определи падеж имен прилагательных во множественном числе. Выдели окончания. Сколько значений у слова фрегат?

14. Спиши. Вставь пропущенные безударные окончания имён прилагательных. Укажи число, род, падеж имён прилагательных.

1) Я каждое утро отправляюсь в лес по грибы. В эту ранн….. пору так хорошо в лесу! 2) Ранн. апрельск.. утром проснулось солнышко и взглянуло на холодн….. землю (Г. Скребицкий). 3) Поздн….. вечером погоду можно узнать по дыму костра (К. Паустовский). 4) На син…. небе не было ни облачка. 5) А красиво было зимой в лесу. Всё покрыто мягк. пушист.. снегом (В. Чаплина). 6) Ни звонк….. голоса, ни гулк….. эха (Н. Сладков).

15. Укажи падеж имён прилагательных во множественном числе. Выдели окончания

Телескоп – это порода золотых рыбок. От подводных собратьев рыбку отличают выпуклые глаза, большой хвостовой плавник. Чешуйчатые телескопы обычно бархатного чёрного цвета. Среди них встречаются рыбки с рубиново-красными глазами. Бесчешуйчатых телескопов нередко называют ситцевыми рыбками. На светлых боках у них рассыпаны разноцветные пятнышки. (По В. Никитину.)

Спиши. Обозначь падеж имён прилагательных во множественном числе. В каких падежах совпадают окончания у прилагательных множественного числа?

Возьми стакан гречнев…….. крупы. Положи её на мелк…. тарелку, перебери и вымой. Насыпь крупу на горяч…. сковородку и поджарь её. Пересыпь крупу в небольш…. кастрюлю. Добавь чайн….. ложку сливочн.. масла. Посоли. Залей крупу горяч…. водой. Вари гречнев…. кашу на слаб……. огне сорок минут.

Спиши, дописывая окончания имён прилагательных. Подчеркни слово, от которого зависит имя прилагательное. Проверь себя постановкой вопроса к имени прилагательному. Укажи число, род, падеж имён прилагательных.

17. Спиши, подчеркни имена прилагательные, противоположные по значению. Обозначь род имён прилагательных

1)Доброе слово лечит, злое – калечит. 2) Верёвка хороша длинная, а речь – короткая. 3) Осенью дни ненастные, а весной ясные. 4) Маленькое дело лучше большого безделья. 5) Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. 6) Платье хорошо новое, а друг старый.

Во 2-м и 3-м предложениях подчеркни буквы, написание которых можешь проверить.

18. Из данных имён прилагательных и существительных составь и напиши словосочетания.

1)Густой, дремучий (лес, туман); 2) горячий, знойный (лето, вода); 3) смуглый, тёмный (небо, лицо); 4) старый, пожилой (книга, человек); 5) свежий, прохладный (газета, ветер); 6) вороной, чёрный (конь, пятно).

Читайте также:  слова, которые означают существительное и прилагательное

19. Подбери и напиши однокоренные имена прилагательные.

Сапожник – это трудн…. сложн….. и кропотлив….. ремесло. Оно требует особ. усердия, но и приносит огромн…. радость.

Приятно надеть удобн…. сапожок, изящн…. туфельку. Долог путь к ботинкам и сапожкам. Надо придумать красив. и удобн. модель, сделать деревянные колодки, отобрать мягк….. прочн. кожу.

Спиши, дописывая окончания имён прилагательных. В скобках перед именами прилагательными напиши вопрос и подчеркни то слово, от которого ставишь вопрос.

Под липой было прохладно и спокойно. Чист…. мелк…. трава изумрудн….. цвета, без золотых отливов, не колыхалась. Высокие стебельки стояли неподвижно. Как мёртв…., висели маленьк…. гроздья жёлт…. цветов на нижн….. ветках липы. Лучист….. пар колебался над землёй.

Какой это текст? Спиши, дописывая окончания имён прилагательных. Какое правило надо вспомнить, чтобы вставить пропущенные буквы? Определи падеж имён прилагательных во множественном числе.

На далёк….. острове Шри-Ланка растёт интересн….. дерево. Его называют живым фонтаном. В самую сильн….. жару из дерева на горяч…. землю падают капли прозрачн…. воды.

Спиши, дописывая окончания имён прилагательных. Обозначь род и падеж этих имён прилагательных.

Устно проверь правильность окончания вопросом. Почему не пропущено окончание в имени прилагательном живым (фонтаном)?

23. Замени выделенные слова именами прилагательными.

Платье из шёлка, ящик для почты, растение в теплице,
сок вишни, небо осенью, гайка из стали, вагон для багажа, парк
в городе, долька апельсина, забавы зимой.

Выдели окончания имён прилагательных. Укажи их число и род.

24. Спиши, вставив данные в скобках слова и пропущенные буквы.

Летом я вставал (раннее утро) и шёл в пол.. . Там собирал цв. ты и дышал (свежий, ароматный воздух). С интересом я наблюдал в….сход со….нца. На (безоблачное небо) всходит со….нце.
В жару я ух. дил в сад и отдыхал в (прохладное место) под (т. нистое дерево). В. черами я заслушивался (чудесное пение) соловья. Иногда я удил рыбу на (ближнее озеро).

Выдели окончания имён прилагательных. Укажи падеж.

25. Спиши, вставив данные в скобках имена прилагательные в нужном падеже.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпаны (пушистый) снегом. Всё освещено (яркий солнечный) светом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе. В (морозный) воздухе звонко отдаётся каждый звук. (Зимний) вечером ещё лучше. Деревья освещены (розовато-синий) светом заходящего солнца. Но вот недолгое (зимний) солнце скрылось На (синий) небе зажглись первые звёздочки. Они слабо горят (зеленоватый) светом.

Выдели окончания имён прилагательных. Укажи род и падеж.

26. Спиши пословицы. Обозначь падеж имён прилагательных женского рода. Подчеркни имена прилагательные противоположные по значению.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Летний день за зимнюю неделю.

Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя – глазки продирает.

Большой груз не кладут в маленькую лодку.

Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.

27. Спиши текст, вставив пропущенные буквы. Укажи род и падеж имён прилагательных. Выдели их окончания.

В л. су видели зверин. нору, муравьин….. кучу и много цв. тов. Ребята наблюдали за муравьин….. жизнью очень осторожно. Они боялись помешать этим интересн…. насекомым. Вот п. лзёт один муравей с громадн…. соломинкой, другой – с зелён.…. хвоинкой, третий – с сухой ягодой. От муравейника шла прямая тр. пинка к овсян. полю. По этой узеньк…. тр….пинке муравьи сновали непрерывно.

Устно объясни, почему разные окончания у выделенных имён прилагательных.

Прочитай устойчивые сочетания и их значение.

Зелён…. улица – свободный путь. Зелён…. огонёк – свободное такси. Зелён…. поле – футбольное поле. Зелён…. патруль – люди, охраняющие лес. Зелён. друг – лес.

Бел. олимпиада – зимняя олимпиада. Бел…. голова – седая голова. Бел. экран – экран кино. Бел…. мухи – первый снег. Бел…. золото – хлопок.

Выпиши устойчивые словосочетания с именами прилагательными, обозначающими цвет, допиши окончания.

Источник

Напишите словосочетания из данных имен существительных и прилагательных



Падеж имени прилагательного

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

16. Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» (см. выше). Какие имена прилагательные склоняются одинаково?

Имена прилагательные, как и имена существительные, изменяются по падежам, или склоняются. Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым имя прилагательное связано по смыслу.

17. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, любое из данных имён прилагательных вместе с именем существительным.

Овощной суп, ночное небо, земная кора.

18. Прочитайте. Определите падеж имён существительных.

Сшили из . ткани, остановились около . здания, плыли по . небу, подъехали к . сторожке, смотрели . спектакль, влетел в . окно, украсились . инеем, вырос под . берёзкой, купались в . море, прочитали о . медведе.

Слова для справок: высокого, шёлковой, голубому, лесной, открытое, интересный, молодой, тёплом, серебристым, буром.

  • Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из слов для справок. Запишите словосочетания.
  • Укажите падеж имён существительных и имён прилагательных, выделите их окончания.
  • 19. Прочитайте памятку, как определить падеж имени прилагательного, и образец рассуждения.

    Чтобы определить падеж имени прилагательного в словосочетании или предложении, надо:

    1. Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
    2. Определить падеж имени существительного.
    3. По падежу имени существительного определить падеж имени прилагательного.

    Тихо всходит солнце над большим селом.

    Всходит (над чем? где?) над селом (Т. п.).

    Над селом (каким?) большим (Т. п.).

    Рассуждайте по образцу: имя прилагательное большим относится к слову селом. Селом — имя существительное среднего рода (село), стоит в творительном падеже (всходит (над чем?) над селом), в единственном числе. Значит, и имя прилагательное большим также стоит в среднем роде, в творительном падеже, в единственном числе (над селом (каким?) большим).

    20. Прочитайте.

    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.
    (М. Лермонтов)

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж выделенных имён прилагательных.
  • Спишите стихотворение. Укажите, к какой части речи относится каждое слово из первых двух строк.
  • 21. Прочитайте.

    Валентин Александрович Серов — прекрасный мастер портретной живописи. Его картина «Мика Морозов» — один из лучших детских портретов в мировом искусстве. Всмотритесь в картину.

    Малыш чуть привстал в кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый. Черноглазый. Поднял тонкие брови. Приоткрыл пухлые розовые губки. Что поразило мальчонку рано утром? Ещё не прибранный, в белой ночной рубашке, готов он хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем. Ручонки уцепились за поручни кресла. Миг удивления.

    Художнику удалось этот миг подсмотреть и отразить в картине.

    (. Долгополов)

    • Определите тему и главную мысль текста. Объясните значение выражений мастер портретной живописи, мировое искусство.
    • Найдите в тексте имена прилагательные. Скажите, с какой целью они употреблены в 1-й и во 2-й частях текста.
    • Прочитайте описание мальчика. Каким вам представляется мальчик по этому описанию?

    22. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов».

    • Не правда ли, художник поведал нам целую историю о мальчике? Совпадает ли описание мальчика из упр. 21 с вашим впечатлением о картине? Каковы ваши впечатления о портрете? А что могло удивить мальчика? Выскажите свои предположения.
    • Составьте и напишите сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов»». Начните сочинение первыми двумя предложениями из текста упр. 21.
    Читайте также:  слово тепло это существительное или

    Источник

    Упражнения по теме «Словосочетание»

    Упражнение 1.

    Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

    Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.

    Упражнение 2.

    1. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета

    а) к материалу, из которого он сделан;

    б) к месту его расположения;

    в) к времени его существования;

    г) к его назначению;

    д) к причине его возникновения.

    Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.

    2. Дополните ряды словосочетаний своими примерами соответствующего значения.
    3. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя на выбор словосочетания, над которыми вы работали.

    Упражнение 3.

    Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:

    1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);
    2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
    3) с наречием в роли главного слова (наречные).

    Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.

    Упражнение 4.

    Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.

    1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.

    2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.

    Упражнение 5.

    Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.

    Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило.

    Упражнение 6.

    Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

    Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.

    Упражнение 7.

    Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
    Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).

    Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.

    Упражнение 8.

    Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.

    В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.

    Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?

    Читайте также:  собирательное вещественное существительное грамота.ру

    Упражнение 9.

    Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

    Согласование Управление Примыкание

    Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

    Упражнение 10.

    Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.

    1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.

    Упражнение 11.

    Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

    Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

    Упражнение 12.

    Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.

    Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.

    Упражнение 13.

    Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.

    Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).

    Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).

    Упражнение 14.

    1) Спишите словосочетания, укажите какие они — именные или глагольные?

    Рассчитать конструкцию; вагоноремонтный завод; ткацкий станок; работать по-новому; преодолеть препятствие; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь; произвести расчет; составить расписание.

    Упражнение 15.

    Читайте также:  с писать словосочетание прилагательное существительное

    Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически.

    Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вмёсте с ними.
    Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших.

    Упражнение 16.

    Образуйте словосочетания разных видов связи с:

    1) наречиями
    2) глаголами
    3) прилагательными
    4) существительными

    Тест по теме «Словосочетание»

    1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + сущ (гл сл)»?

    1) вьющиеся растения
    2) любой человек,
    3) изумительной красоты
    4) в третьем классе

    2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?

    1) иди гулять
    2) сделать случайно
    3) ушел не попрощавшись
    4) выбегая навстречу

    3. Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?

    1) крайне недовольный
    2) практически не выполнимо
    3) огорченно прошептал
    4) (на улице) по-весеннему тепло

    4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?

    1) разговор по душам
    2) прийти поговорить
    3) близко от нас
    4) руководить театром

    5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?

    1) яйца всмятку
    2) вернуться к полуночи
    3) приказал отступать
    4) окончание школы

    6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?

    1) рисовать красиво
    2) желание уехать
    3) идти по бульвару
    4) думать о друге

    7. В каком словосочетании вид связи — согласование?

    1) наши шефы
    2) быстро доехать
    3) прогулка верхом
    4) выглянуло из-за туч

    8. В каком словосочетании вид связи — управление?

    1) немного странно
    2) забыл рассказать
    3) таять во мгле
    4) рубашка навыпуск

    9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?

    1) бутылка из-под молока
    2) говорить по-французски
    3) тринадцатая глава
    4) глядеть по сторонам

    10. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.

    11. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    (4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело — ценности нравственные.

    12. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

    Впервые вижу его днем.

    13. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

    Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

    14. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав предложения?

    Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.

    15. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.

    16. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

    Для России такой путь заказан.

    17. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ из предложения

    Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

    Источник