Меню

Наречие и глагол одно и тоже



Наречие как часть речи

• дать понятие о наречии как о части речи;

• показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;

• формировать у учащихся умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении;

• воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: 1) карточки с индивидуальными заданиями; 2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint.

Межпредметные связи: связь с информатикой, историей, литературой.

Тема высказывания урока: «Люби и знай русский язык».

I. Сообщение темы, цели урока.

1. Слово учителя:

– На огромной прекрасной планете Русский язык в стране Морфологии живут разные Части речи, многие из которых вам уже хорошо знакомы. Назовите их.

– Правильно, это имена существительные, глаголы, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, предлоги, союзы, частицы, междометия и, конечно, наречия. Вот об этой части речи и пойдет у нас разговор на уроках русского языка.

2. Словарная работа.

– Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова.

– Запись на доске:

1) Наречие – совокупность местных говоров какого-нибудь языка, обладающих общими диалектными чертами (великорусское наречие).

2) Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или другого признака (ясно, здесь, всегда).

II. Объяснение нового материала

1. «Будем знакомы!» Знакомство с понятием наречие.

– Ребята, а вы никогда не думали, почему у наречия такое имя? Почему оно так называется? Ведь известно, что имена существительные обозначают предметы, которые существуют, имена прилагательные – «прилагаются к существительным», местоимения встают на место других имен. А наречия?

– Давайте послушаем рассказ самого Наречия.

2. Выступление мальчика в роли Наречия (или выразительное чтение текста с помощью слайда презентации).

– Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Тогда его имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

И если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость.

Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними.

Хочу обратить ваше внимание на мою главную особенность – неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложениях я чаще всего бываю обстоятельством.

3. Работа с иллюстрацией.

– Запишите однокоренные слова к слову наречие.

– Что вы узнали из рассказа Наречия об этой части речи?

4. Работа с учебником. Чтение теоретического материала.

– Что не рассказал о себе господин Наречие?

– Какие морфологические признаки есть у наречия?

III. Закрепление нового материала.

1. Предупредительный диктант.

Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.

1) Наречие – это (неизменяемая) часть речи.

2) Наречие никогда не (изменяется).

3) У наречия никогда не бывает (окончания).

4) В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством).

Читайте также:  Самостоятельная работа в 5 классе по теме времена глагола

2. Вопросы к наречию.

Задание. От глагола бежать поставьте вопросы к наречиям и запишите словосочетания.

Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.

Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.

Бежать (как?) быстро, медленно.

Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

3. Работа с вопросами к наречию.

– Ребята, вы заметили, что вопросы к наречию мы ставим от глагола? Запомните, на какие вопросы отвечает наречие. Чтобы лучше запомнить, повторите их несколько раз в следующем порядке:

где? куда? откуда? почему? зачем? и как?

Задание. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя как можно больше различных наречий.

IV. Тренировочные упражнения.

1. Работа с текстом.

Задание. Если вы спишете текст, вставляя пропущенные буквы, то узнаете, как наречие поплатилось за свою жадность.

Д_вным-д_вно части речи р_шили нав_сти порядок в своих г_р_дах и пр_гл_сили на помощ_ мудрую в_лшебницу М_рфологию. Чтобы р_бята не путали их, М_рфология пр_дл_жила каждой части речи выбрать в_просы, которые более всего ей подход_т. Сущ_ствительное сразу выбрало самые к_роткие в_просы кто? и что? Прилагательное вежл_во п_пр_сило в_просы какой? и чей?, гл_гол – что делать? и что сделать? Каждая часть речи радос_но н_сла д_мой свои в_просы, кр_сиво п_сала их на св_ем д_мике, зн_комила с ними всех, кого встр_чала. Н_речие же поздно спохватилось и, запых_вшись, пр_бежало п_следним. Оно жадно переб_рало в_просы как?, когда?, где?, зачем? и другие и, как ни ст_ралось, не м_гло выбрать самый по_ходящий. Тогда М_рфология о_дала ему все в_просы, которые еще остались. Вот и расплач_вается теперь Н_речие за оп_здание и жадность.

2. Составляем словосочетания.

Задание. «Наречия заблудились». Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия.

Говорить – спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно.

Петь – замечательно, громко, далеко, втроем, сидя, иногда, всегда, часто, вместе.

Работать – по-другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро, вкусно.

Ехать – рядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, вдвоем, медленно.

3. Вспоминаем пословицы.

Задание. Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются наречия.

1) Авось не веревку вьет, но больно петлю закидает.

2) Баба с возу – кобыле легче.

3) Беда да нужда выходят наружу.

4) Без детей горе, а с детьми – вдвое.

5) Без хлеба и у воды худо жить.

6) Береги платье снову, а честь смолоду.

7) Берись дружно – не будет грузно.

8) Богатому и в пекле хорошо.

9) Бог высоко, а царь далеко.

10) Близко, да склизко; далеко, да легко.

11) Больному все горько.

12) Бойся коровы спереди, а лошади – сзади.

13) Болезнь да горе изведут скоро.

14) В болоте тихо, да жить там лихо.

15) В долг брать легко, да отдавать тяжело.

16) Везде хорошо, где нас нет.

17) Видишь мило, да идешь мимо.

18) Во всяком мудреце довольно простоты.

19) Во сне счастье, наяву ненастье.

20) Кошка с собакой дружно не живут.

4. Наречие иди предлог?

Задание. Определите, где в данных предложениях предлоги, а где наречия.

1. Вокруг стояла тишина. (Наречие)

2. Туристы расположились вокруг костра. (Предлог)

3. Не мешай слушать, после расскажешь. (Наречие)

4. После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог)

V. Творческие задания.

1. Веселый рассказ.

Задание. Составьте небольшой юмористический рассказ по одному из этих рисунков, используя наречия.

Читайте также:  Отрицательные и утвердительные предложения с местоимениями и глаголом to be

Нечаянно Специально

2. Рисуем наречие.

Задание. Как выглядит наречие? Давайте вспоминать. Оно молодо, но ни перед кем не склоняется, не изменяется. У него нет окончания. Наречие любит командовать, указывать глаголу, как ему поступить. Наречие дружит со многими частями речи. Вот как его нарисовали школьники. Нарисуйте и вы, ребята, портрет господина Наречия, отразив в нем то, что узнали об этой части речи.

VI. Задания повышенной трудности.

1. Определите части речи.

Задание. Есть такая народная загадка: «Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет камень». (Отгадка: пирог.) К какой части речи вы отнесете здесь формы пыльно и жидко? Какие основания для этого вы находите?

Ответ. Пыльно и жидко здесь – существительные (точнее, субстантивированные наречия или прилагательные в краткой форме). Об этом свидетельствуют условия их употребления в высказывании. Обе формы играют роль прямого дополнения и обозначают некоторый предмет. Что же до их морфологического облика, то он в общем-то не так уж сильно отличается от формы каких-нибудь существительных вроде пятно или древко. Стоит добавить, что в истории русского языка существительные, прилагательные и наречия были связаны между собой значительно сильнее, чем сегодня.

2. Найдите наречие.

Задание. Каким членом предложения является словоформа путем в следующих предложениях? В каком из них это слово является наречием?

1) Мы пойдем напрямик, а вы идите кружным путем.

2) Проблему беженцев следует решать путем переговоров.

3) Все надо делать путем, а у тебя вечно какие-то фокусы.

Ответ. В 1-м предложении путем – существительное со значением «дорога, маршрут»; во 2-м предложении путем – предлог со значением «способ, средство»; в 3-м предложении путем – наречие (точнее, адвербиализованная падежная форма существительного) со значением «как следует, как положено». Для современного русского языка это уже три разных слова–омонима.

VII. Занимательный материал к уроку.

1. Отгадайте загадки.

1) Скоро ест, мелко жует.
Сама не глотает, другим не дает. (Пила)

2) Стоят вместе, ходят врозь. (Ноги)

3) Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан.)

4) Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)

Задание. В течение пяти минут подберите к данным наречиям как можно больше синонимов и антонимов. Разбившись на пары, сравните свои записи: повторяющиеся слова вычеркните. Победит тот, у кого окажется больше оригинальных слов.

Наречия
Оригинально
Регулярно
Открыто
Нежданно
Упорно
Внезапно
Отлично
По-доброму
Сначала
Синонимы
__________
__________
__________
__________
__________
__________
__________
__________
__________
Антонимы
__________
__________
__________
__________
__________
__________
__________
__________
__________

3. Из истории слов.

Задание. Определите, как произошли наречия авось, навзничь, ничком.

1) Авось – наречие – «может быть» (от него произошло существительное авоська). Исконно русское авоська – плетеная или вязаная сумочка (сетка) под продукты питания или иные нетяжелые предметы, которую берут с собой на всякий случай, на авось. В словарях в этом значении отмечается с 50-х годов XX века.

2) Наречие навзничь обозначает «лицом вверх». Это наречие противоположно по смыслу ничком, т.е. «лицом к земле, лицом вниз». Тот же корень -ник-,
-нич-
и в глаголе никнуть – «склоняться вниз». Приставка вз- в слове навзничь близка по значению к наречию вверх. Поэтому если ничком обозначает «лицом вниз», то навзничь – «лицом верх».

Читайте также:  Что такое глаголы законченного действия

VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание.

1. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.

2. Горюнова Г.Г., Лобановская З.Д., Долженко О.А. Наречие и красноречие. Практикум по русскому языку. СПб.: Паритет, 2004.

3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988.

4. Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. Для олимпиад, викторин и самообразования. Минск: ООО «Новое знание», 2004.

5. Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.Аникина. М.: Художественная литература, 1998.

6. Соловьева Н.Н. Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ. 7-й класс.
М.: Материк-Альфа, 2004.

Источник

Глагол и наречие в предложении

Тема урока: Глагол и наречие в предложении

1.Образов . о бобщить знания, полученные при изучении глагола и наречии, знать общие и отличительные признаки частей речи, уметь определять глагол и наречие в тексте,

2.Развив.: развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную и письменную речь.

3.Воспитат.:воспитывать у обучающихся бережное отношение к слову, к русскому языку, к культуре речи.

Тип урока: комбинированный

Метод урока: пробуждение интереса

Наглядности урока: сборник заданий,тесты, карточки

2)беседа со старостой группы

3)проверка наличия учебных принадлежностей

2.Проверка домашнего задания

2) Работа по карточкам

3. Основная часть урока

Восстановите текст. Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.

__________ночью пошёл дождь. Он________стучал в окна,__________шумел в густой листве деревьев,__________журчал в водосточных трубах. _______он затихал, и__________слышно было, как крупные дождевые капли ______и_______падают в бочку, стоявшую под окном ._______, как бы набравшись сил, дождь ________начинал лить густым потоками. (Л.Лагин)

Слова для вставки: поздно, потом, весело, иногда, деловито, тогда, снова, звонко, лихо, солидно.

— Чьим помощником является наречие? (глагола)

-Можно ли точно представить картину дождя без наречий? Не кажется ли вам текст скучным без них?

— Проверьте, так ли у вас получилось.

Поздно ночью пошёл дождь. Он деловито стучал в окна, весело шумел в густой листве деревьев, звонко журчал в водосточных трубах. Иногда он затихал, и тогда слышно было, как крупные дождевые капли солидно и лихо падают в бочку, стоявшую под окном. Потом, как бы набравшись сил, дождь снова начинал лить густыми потоками.

— А теперь давайте прочитаем пословицы и поговорки, в которых тоже есть наречия. ( слайд 8)

— Что помогают передать наречия в пословицах? Постараемся объяснить смысл каждой пословицы.

1. На солнце тепло, а возле матери хорошо.

2. Яблоко от яблони недалеко падает.

3. Завистливое око видит далеко.

4. Тяжело молоту — тяжело и наковальне.

5. Тише едешь – дальше будешь.

6. Подальше положишь – поближе возьмёшь.

7. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

8. Дальше земли не упадёшь.

— Запишите 2-3 пословицы в тетрадь и подчеркните наречие как член предложения.

Слабые ученики выполняют 1-2 карточки, сильные- не менее 3-х. Несколько учеников выполняют задания всех карточек на макбуке.

Задание в карточках – найти наречия, определить их роль в тексте.

Наречия выписываются в тетради. Затем записываются выводы по каждой выполненной карточке. Кто выполнил – подходит к учителю и получает оценку. Сильные ученики помогают учителю проверять.

Источник