Меню

Наречие может сочетаться с существительными прилагательными глаголами



Урок русского языка по теме «Наречие. Значение и грамматические признаки наречия» (7-й класс)

Класс: 7

Цели:

  1. Повторение сведений о наречии, полученных учащимися ранее; формирование умений определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль, находить наречия в тексте.
  2. Развитие речи учащихся (развивать логическое мышление, творческие способности).
  3. Воспитание нравственности, здорового образа жизни.
  4. Совершенствование навыков работы на компьютере.
  5. Подготовка учащихся к ЕГЭ.

Оборудование: карточки, магнитофонная запись (пение птиц), сигнальные карточки, сборник стихов Габдуллы Тукая (стенд «Г.Тукай»), записи на доске, компьютер ,мультимедийная программа «Русский язык. Раздел «Морфология»

Методы и приёмы: исследовательский, репродуктивный.

Ход урока

— Добрый день, уважаемые ребята. Здравствуйте! Я рада вас всех приветствовать. Итак, мы с вами завершили изучение темы «Деепричастие».

Сначала мы разделимся. 2 ученика получают индивидуальные задания.

1 задание. Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.

(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поклоняясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.

2 задание. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.

Не научившись выразительно говорить, не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский)

3 задание. Первая группа садится за компьютеры и выполняет задание «Тест №1».

  1. Деепричастие обозначает:
    а) основное действие;
    б) признак предмета по действию;
    в) добавочное действие.
  2. Найти предложение с деепричастным оборотом:
    а) не плюй в колодец: пригодится воды напиться;
    б) не узнав горе, не узнаешь и радости;
    в) скажешь – не воротишь, напишешь не сотрёшь.
  3. Найти предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному действию:
    а) получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней;
    б) потерянного времени не воротишь;
    в) не позволяй душе лениться.
  4. Найти деепричастие НСВ:
    а) не подготовив доклада;
    б) увидев мать;
    в) постепенно замирая.

Друзья, сейчас вторая группа идёт за компьютеры и выполняет задание «Тест№2».

  1. Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:
    а) время;
    б) вид;
    в) лицо.
  2. Укажите, в каком примере деепричастие входит в состав фразеологического оборота:
    а) положив документы в стол;
    б) положив руку на пульт управления;
    в) положив руку на сердце.
  3. Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие НСВ:
    а) спешат;
    б) жуют;
    в) ждут.
  4. Найти словосочетание с деепричастием:
    а) потерянное время;
    б) посматривая по сторонам;
    в) стучащие в окно.

— А остальная часть класса пишет словарный диктант.

Ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, не откладывая на завтра, не обидев отказом, недомогая от усталости, негодуя на грубость, не опаздывая в школу.

— Закончили. Проведём взаимопроверку по готовым записям и поставим оценки друг другу. (Вывешивается правильный вариант словарного диктанта). Поставьте оценку в сводную таблицу урока. ( Учитель получает карточки с индивидуальными заданиями).

II .Новая тема.

Теперь обратимся к доске. Внимательно прочитайте следующие слова:

Сегодня (когда?), медленно (как?), здесь (где?), издалека (откуда?), налево (куда?), сейчас (когда?), вдаль (куда?)

— Какими частями речи являются записанные слова?

— Как вы это определили? (Учащиеся перечисляют вопросы.)

— Ещё что вы вспомнили о наречиях?

— Наречие – это неизменяемая часть речи.

Выполнение следующих заданий:

  1. Разберите наречия по составу: медленно, вправо.
  2. Подберите наречия с корнями -верх-, -перед-, -прав-, -лев-.
    (Вверх, сверху, вверху, впереди, в перёд, справа, вправо, направо, слева, влево, налево).

Учитель: Наречие очень сложная по правописанию часть речи, в некоторых наречиях приставки пишутся раздельно, в других – через дефис. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока.

Откроем тетради, запишем число, тему урока.

— Какое наречие вы услышали на последних уроках учителя?

Снова обратимся к доске.

(Открывается записанный на доске текст)

Вот со…нце коснулось тихой в…ды у берега. Восходя все выше, оно благословляет, греет, ог…ленную, озябшую землю.
Я видел восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда передо мною рождался новый мир, по-новому красивый.
Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них.

  1. Вставьте пропущенные буквы в словах. Объясните орфограммы.
  2. Каково лексическое значение слова б л а г о с л о в л я е т?
    а) Напутствовать;
    б) Воздать благородность кому-то.
    в) У религиозных людей: перекрестить – Словарь русского языка. С.И.Ожегова.
  3. Объясните знаки препинания по первому абзацу.
  4. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Кто узнал автора и произведение? («В людях» М. Горький)
  5. Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? (Солнце – это жизнь).

— Проведём рассуждение о наречии как части речи.

Задание. Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся.

Сделайте вывод: от каких частей речи зависит наречие?

Вывод 1: Наречия сочетаются с глаголами, с глагольными формами, а также с прилагательными и наречиями..

Читайте также:  Какое время у глагола восходит

Учитель: Наречия могут сочетаться и с именем существительными; Например, взгляд исподлобья, кофе по-турецки.

Термин «наречие» произошёл от греческого слова epi-на, rema-глагол, то есть прямое калькирование дало слово на-ре-чие. Так как глагол-речь, слово, глаголить – говорить, то некоторые лингвисты называют наречие приглаголием.

Вспомним,что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие и деепричастие. А наречие? Каково его грамматическое значение?

Ученики: Наречие обозначает признак признака и признак действия.

Учитель: В нашем примере это следующие словосочетания: Восходя выше, люблю особенно.

А в других случаях наречие обозначает признак признака.

Вывод 2: Наречие обозначает признак признака и признак действия.

Учитель: По каким ещё признакам мы узнаём часть речи? Вспомните. (По грамматическим признакам, синтаксической роли в предложении.)

Какова синтаксическая роль наречий? Разберём по членам предложение.

Я как-то особенно люблю солнце.

Вывод 3: Наречие является обычно обстоятельством.

Учитель: Иногда может быть определением.

Например: Меня смутил его взгляд исподлобья. Сегодня холодно.

Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему как к прилагательному? (Изменяем его: взгляда исподлобья, взглядом исподлобья.) Зависимое слово не изменяется вместе с главным – это наречие. Если прилагательное – при изменении главного слова изменяется и зависимое слово.

В предложении Вот солнце коснулось… Почему слово у берега не наречие, хотя отвечает на вопрос где? (Обозначает предмет, второй вопрос как к части речи – у чего? Изменятся по числам и падежам.)

И н с т р у к ц и я. В словосочетаниях с предполагаемым наречием изменяем главное слово. Если изменяется и зависимое слово – это не наречие.

Вывод 4: Наречие – неизменяемая часть речи. (Учащиеся повторяют все 4 вывода). Обратимся к учебнику, прочитаем материал.

Проведём лингвистический эксперимент.

Попробуем убрать наречия из текста. Что изменилось? Текст теряет точность, выразительность.

  1. Наречие является грамматической основой предложения.
  2. Делается речь точной, выразительной.

Учитель: Как вы усвоили тему? Оцените себя.

Физкультминутка. (Под музыку звуков природы).

1. Упражнение для мышц глаз.

— Плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5-6 раз).

— Вращать глазами: вверх, вниз, вправо, влево и в обратном порядке.

2. Упражнения для снятия умственного переутомления.

— Начинаем вращательное движение головой.

в) в стороны (движения медленные)

3. Сильно разогреваем ладони растиранием и сразу же прикладываем к ушной раковине.

— Начинаем точечный массаж ушной раковины пальцами.

— Руки тянем вверх, опускаем вниз. (Все эти упражнения предназначены для укрепления сердца, и повышения интеллектуальных способностей).

Учитель: 26 апреля мы отмечаем юбилей известного татарского поэта Габдуллы Тукая. Он прожил неполных 27 лет, всего 8 из них отдал литературному творчеству. И тем не менее творческое наследие его имеет непреходящую ценность. Верно сказано: большое видится на расстоянии. Так и происходит с Тукаем: с годами мы глубже осознаём значение его творчества и величие его личности. (Выпущена стенгазета по творчеству Г. Тукая).

1. Найдите наречия в стихотворении Г. Тукая «Родной язык», подчеркните то слово, к которому относится наречие.

Родной язык, святой язык, отца и матери язык, –
Как ты прекрасен! Для меня огромный мир тебе возник.
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать.
Родной язык, родной язык, с тобою смело шёл я вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоём я в первый раз молил творца:
«О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца.»

2. Работа за компьютером. (Мультимедийная программа . Русский язык. Раздел «Морфология»

Выполняются тестовые задания. Оценки выставляет компьютер.

Выберите предложения, в которых выделенное слово является наречием.

  1. То письмо, что ты мне написал тогда, я храню.
  2. Дом построен плохо, просто безобразно.
  3. Который час?
  1. Ходить пешком гораздо полезней.
  2. Мы придем вместе.
  3. Многие здесь бывали.
  1. Как весела эта девушка.
  2. Им негде взять деньги.
  3. Она равнодушна к роскоши и т.д.

Учёные утверждают, что для того, чтобы стать интеллигентным человеком, надо до совершеннолетия успеть прочесть не менее 80 книг таких великих писателей, как Лермонтов, Куприн, Шекспир, Байрон, Тукай и др.

— Какое условие необходимо для того, чтобы человек был жив?

Очень много пословиц о здоровье.

Нет здоровья – нет богатства. Любящий чистоту – будет здоровым. Здоровье – бриллиант, который легко потерять и т.д.

Задание. Написать небольшое сообщение на тему «Нет здоровья – нет богатства».

— Подведение итога к уроку.

— О чём сегодня говорили?

— Назовите основные признаки наречий .

Заключительное слово учителя:

Наш язык и скромен и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь!
Ты скажи «кругом белым – бело» —
И увидишь зимнее село:
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно» —
Сразу вечер поглядит в окно.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Тукай всегда с нами».

Читайте также:  Задания для 10 класса по причастиям и глаголами

Источник

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Наречие – часть речи, вокруг которой в отечественном языкознании на протяжении последних трех веков идут непрекращающиеся дискуссии. Еще А. А. Барсов (1730–1791), автор первой «Российской грамматики», считал, что этимологический смысл термина «наречие» (по-латыни ADVERBUM – «предглаголие», от слова VERBUM – «глагол») не соответствует реальным функциям этой части речи в языке, ведь наречия употребляются также перед прилагательным и перед другими наречиями. Рассмотрите примеры:

КРАСИВО НАРИСОВАТЬ (наречие + глагол)

ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ (наречие + прилагательное)

ОЧЕНЬ ТРУДНО (наречие + наречие)

В XIX веке мнения ученых об этой части речи разделились более радикально. К. С. Аксаков и Ф. И. Буслаев считали, что такой части речи вообще не существует. Но А. А. Потебня «вернул» наречие в морфологию русского языка, а академик А. А. Шахматов даже считал, что наречие занимает центральное место в системе частей речи. Причина этих споров в том, что слова, которые принято называть наречиями, образуются из слов других частей речи (из существительных, прилагательных, местоимений, числительных, глаголов) и очень похожи на них. Рассмотрите несколько примеров:

Иногда при переходе слова из какой-либо части речи в наречие оно полностью сохраняет свое написание. Так произошло с наречием КРАСИВО. Но бывает, что вновь образованное наречие меняет свой графический облик по сравнению с исходным словом или сочетанием слов: пишется через дефис (ПО-НАШЕМУ) или слитно (НАВСТРЕЧУ). Именно с этим связаны трудности при выборе правильного варианта написания наречий.

Слитное, дефисное и раздельное написание наречий зависит от того, как они образовались. Рассмотрим по порядку каждый из вариантов написания.

СЛИТНО наречия пишутся в шести случаях :

Наречие пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС в четырех случаях .

Наречия, которые пишутся раздельно , справедливее называть наречными сочетаниями, так как это сочетания слов, которые принадлежат другим частям речи и лишь приобрели некоторые признаки наречий. Возможно, пройдет какое-то время, и они превратятся в полноправные наречия и будут записаны в словаре через дефис или даже слитно, но сейчас такие слова только встали на путь превращения в наречия. Среди наречных сочетаний, пишущихся раздельно, можно выделить четыре группы.

Необходимо запомнить слова-исключения, которые пишутся иначе, чем указано в правиле: В ОТКРЫТУЮ, НА-ГОРА, ПО-ЛАТЫНИ, ТОЧЬ-В-ТОЧЬ.

Хомутов и телег немного, надо будет зимой все это завести и хорошо, и в_доволь . [А. А. Фет. Осенние хлопоты]

Одно ухо – из четырех – висело совсем по_собачьи . [Ю. Мамлеев. Конец света/Черное зеркало]

Мне хотелось бы вам оставить что-нибудь на_память . [А. С. Пушкин. Кирджали]

К выходу надо готовиться за_ранее (особенно, если много пассажиров). [Правила поведения в наземном транспорте]

Вслед за нею немец-лекарь, в чёрном кафтане и в учёном парике, вошёл, пощупал у Наташи пульс и объявил по_латыни , а потом и по-русски, что опасность миновалась. [А. С. Пушкин. Арап Петра Великого]

Стали они с Валюшей жить-поживать, и по_тихоньку до них стало доходить, что они напрочь чужие друг другу люди. [В. Шукшин. Жена мужа в Париж провожала]

Да, была тогда дисциплина, не то что сейчас, и работали на_совесть , сил не жалели.. [О. Глушкин. Последний рейс]

Мне сразу становится холодно, хотя одет я в теплую обезьянью дошку и меховую шапку, поверх которой натянут еще башлык–буденновка, и крест_накрест обвязан шерстяной шалью. [А. Чудаков. Ложится мгла на старые ступени]

Мне нужны деньги не после_завтра , а сегодня. [А. П. Чехов. Медведь]

Ему надоело каждый день собираться за_границу и уж хотелось домой, к себе в Новоселки. [А. П. Чехов. Расстройство компенсации]

За чашку вина платится в_пятеро , в_шестеро больше, чем в кабаке. [Ф. М. Достоевский. Записки из мертвого дома]

Нужно видеть мир по_новому . [Ю. Олеша. Записки писателя]

Катавшаяся по льду детвора бросилась в_рассыпную на берег, как воробьи. [Д. Мамин-Сибиряк. Дурной товарищ]

Звонит в парадное крыльцо: фигура аристократическая, костюм, взятый на_прокат , приличный. [В. Гиляровский. Москва и москвичи]

Связи прерваны, секрет на_всегда утерян. тайна – рождена! [А. Битов. Записки гоя]

Директор школы написал ему по_немецки пропуск в город, в штаб армии. [А. Н. Толстой. Странная история]

Все шлюпки разбило в_дребезги , в щепки, растрепало по небу и по морю последние остатки. [Б. Житков. Урок географии]

А мы ждали тебя до семи часов, потом решили, что ты не приедешь во_все . [А. П. Чехов. Калека]

Читайте также:  Глагол в родительном падеже в прошедшем времени

Во_вторых было куда более важно, чем во_первых . [Э. Лимонов. У нас была Великая Эпоха]

Француз не имел таких денег и поехал во_свояси , несолоно хлебав. [В. Шукшин. Чужие]

По мостовой в_притык друг к другу, отливая лаком и оглашая ночь гомоном клаксонов и магнитол, медленно, в несколько рядов ползли бесконечные вереницы автомобилей диковинных иноземных пород. [С. Гандлевский. ]

Со_всем недавно в центре Ленинграда, на Каменном острове, отправлявшиеся в школу ребята увидели утром двух бродивших под деревьями лосей. [И. Соколов-Микитов. Лоси]

Михаил Храбрый шел на_ряду с другими, как простой воин. [Н. М. Карамзин. Марфа Посадница]

Они все меж собой за_панибрата ; платьем пообносились, так не узнаешь, кто капрал, кто генерал. [М. Н. Загоскин. Рославлев]

От этого он отвечает часто несвязно, иногда не_впопад , и мешающиеся в его голове предметы еще более увеличивают его робость. [Н. В. Гоголь. Невский проспект]

Живет мужик в_открытую , от людей не таится, худого другим не делает, а кому и помогает по своей силе-возможности. [П. П. Бажов. Круговой фонарь]

По_немногу ее усталая голова склонилась: бедная девушка не спала несколько ночей, не отходя от больного брата, и теперь слегка задремала. [В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе]

Вы не думайте, что он на_тощак , нет, он поутру фунта два калача смял да в полдень обедал, как полагается. [М. Горький. В людях]

Небось не за_даром пишешь, за деньги! [А. П. Чехов. На святках]

В глазах у него была тоска, а под_мышкой – шахматная доска. [В. Высоцкий. Об игре в шахматы]

У нас в столовой, на_пример , нет тараканов! [В. Высоцкий. Опять дельфины]

Население жило тихо_мирно . [Саша Черный. Солдатские сказки / Мирная война]

Она стучала по ним, и они отлетали, точь_в_точь как краска со старых манекенов. [Л. Улицкая. Путешествие в седьмую сторону света]

Различны их виды и образы, но корень благ по_всюду одинаков ибо природа себе неизменна нигде. [А. Н. Радищев. Положив непреоборимую преграду. ]

– А что такое, по_вашему , любовь? – спросила девушка. [А. А. Фет. Кактус]

А? Кто вас подослал, кому это на_руку ! [В. Высоцкий. Опять дельфины]

Во_истину останавливается кровь и отравляется мозг от одной мысли, что люди со столь преступными намерениями дышат одним воздухом и похожи на нас своим внешним образом. [Н. Эйдельман. Письмо царю]

Дело в диспансере, как и в любом другом учреждении, было поставлено до_нельзя рутинно и бессмысленно. [Л. Улицкая. Дочь Бухары]

Наконец_таки я буду бухгалтером! [А. П. Чехов. Из дневника помощника бухгалтера]

В ходе сборки многие детали приходилось переливать и перетачивать, пригонять, подчищать в_ручную . [А. Бек. Талант]

Отгуляли честь_честью , сколько достатку хватило. [П. П. Бажов. Круговой фонарь]

Когда еще государь был в Вильне, армия была разделена на_трое … [Л. Н. Толстой. Война и мир]

Когда они умирали, ему было горько и тяжко, а когда вырастали, то уходили от него, чтобы в_одиночку биться с тяжелою нуждой. [В. Г. Короленко. Сон Макара]

Иной обозник где_нибудь на выезде из завода прихватит барашка, да и ведет его потихоньку за своим возом. [П. П. Бажов. Васина гора]

Сидит Мальчиш у трубы на крыше, и видит Мальчиш, что скачет из_далека незнакомый всадник. [А. Гайдар. Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово]

Жизнь есть жизнь, и если какой-то вопрос никак не удается решить, человек живет с этим вопросом бок_о_бок . [В. Маканин. Сюр в Пролетарском районе]

Последовал приказ выдавать Хабарову в_добавок к жалованью по двести рублей в год. [И. А. Гончаров. Превратность судьбы]

Бабы громко ругались и толкали друг_друга кошелками. [Д. Хармс. Начало очень хорошего летнего дня]

Противники сыграли в_ничью . [А. Бек. Талант]

Те трое смотрели на нее в_упор , как можно смотреть лишь на свою знакомую. [Георгий Владимов. Все мы достойны большего]

Нужно почистить, потом обвалять в толченых сухарях и жарить до_суха , чтобы на зубах хрустели. [А. П. Чехов. Иванов]

В носу судна за_под_лицо заделан кубрик с двумя круглыми фрамугами, застекленными авиационным стеклом. [В. Астафьев. Царь-рыба]

Нередко того, что выставляется на_показ , как раз и нет на самом деле. [В. Постников. Почему у змеи такая длинная шея?]

Сидя высоко на сучке дерева, держа шишку в передних лапах, белки быстро_быстро выгрызают из неё семена, роняя вертящиеся в воздухе чешуйки, бросают на снег обгрызенный смолистый стержень. [И. Соколов-Микитов. Белки]

А дальше две куропатки, перевернувшись в воздухе через голову, за_мертво ударились о землю. [В. Бианки. Лесные были и небылицы]

Отец, в_отместку за переключение программы, рассказывал о космических пришельцах – самая ненавистная для матери тема. [А. Битов. Лес]

А я вот в_двое старше вас, а не могу разобраться в жизни. [А. Аверченко. Знаток женского сердца]

Источник

наречие может сочетаться с существительными прилагательными глаголами



Лингвистический энциклопедический словарь

Наре́чие

(калька лат. adverbium , греч. ἐπίῤῥημα ) — лексико-грамматический класс неизменяемых, как правило, слов, обозначающих признак действия, качества или предмета и выступа­ю­щих в синтаксической функции обстоя­тель­ства или определения, реже сказуемого. Наречие как часть речи определяется совокупностью морфологических, синтаксических и семантических призна­ков. К основным морфо­ло­ги­че­ским призна­кам наречия относятся: отсут­ствие слово­из­ме­не­ния, лексическая и слово­обра­зо­ва­тель­ная соот­но­си­тель­ность со всеми основными классами знамена­тель­ных слов, наличие особого морфемного инвентаря, исполь­зу­е­мо­го при образо­ва­нии наречий (последний признак являет­ся факультативным). С точки зрения истори­че­ской морфо­ло­гии наречия делятся на местоименные, именные и глагольные. Наиболее архаичный тип — местоименные наречия, утратившие морфо­ло­ги­че­скую членимость, ср. индо­евро­пей­ский тип наречий на *dhe, со значением места: ст.-слав. къде , санскр. kúda (из *kúdha). Большинство именных наречий возникло из застывших падежных форм, получивших само­сто­я­тель­ное значение, преимущественно падежей с пространственно-временной семантикой: локатив — санскр. hyaḥ, греч. χθές , лат. herī ‘вчера’, дательно-направи­тель­ный падеж — кетское коlепдинге ‘направо’; инструментальный (тв. п.) — «пешком», «даром», лат. certē ‘наверное’. Большую группу составляют наречия, образо­ван­ные от аккузатива: др.-рус. вечоръ, лат. statim ‘тотчас’, ср. также образо­ван­ные от прилага­тель­ных наречия, восходящие к среднему роду: лат. multum ‘много’. Некоторые наречия представляют собой застывшие предложно-падежные формы, напри­мер ст.-слав. съпроста ‘непременно’ съ + род. п. простъ ; «издавна», «вдоль». Наречия также могут восходить к глагольным формам: «почти», бирм. əhliŋ² ‘быстро’ (от глагола hliŋ² ‘быть быстрым’).

По своей словообразовательной структуре наречия делятся на мотиви­ро­ван­ные и немоти­ви­ро­ван­ные. Для первой группы наречий характерна отчётливая соот­но­си­тель­ность с другими разрядами знаменательных слов. Внутри мотивированных наречий выделя­ет­ся группа регулярных образо­ва­ний (так называемые грамматические наречия), имеющих явно выражен­ный формальный признак, ср. русские наречия с суффиксами ‑о, ‑ски, ‑ьи; лат. ‑ter ( fortis ‘храбрый’ — fortiter ‘храбро’), англ. ‑ly ( warm ‘теплый’ — warmly ‘тепло’), франц. ‑ment ( particulier ‘особый’ — particulièrement ); ‘особен­но’), фин. ‑sti ( kaunis ‘красивый’ — kauniisti ‘красиво’), латыш. ‑i ( labs ‘хороший’ — labi ‘хорошо’). Наречные форманты могут обладать чёткой семантической специ­фи­ка­ци­ей, ср. древнегреческие локативные наречные суффиксы ‑σι , ‑σε ( ‑ζε ), ‑θεν ( Ἀθήνησι ‘в Афинах’, ( Ἀθήναζε ‘в Афины’, Ἀθήνηθεν ‘из Афин’). К регулярным способам образо­ва­ния наречий в некоторых языках относится редупликация, ср. бирм. ne³ne³ ‘медленно’, əlo²lo² ‘самовольно’, хауса bi da bi ‘постоянно’. К немотиви­ро­ван­ным относятся наречия, утратив­шие соот­но­си­тель­ность с живыми грамматическими классами и разрядами слов, ср. рус. «где», «когда».

По своему лексическому значению все наречия делятся на два лексико-грамма­ти­че­ских разряда: наречия качествен­ные и обстоя­тель­ствен­ные. В наречиях первого типа представ­ле­ны разно­образ­ные частные виды общего значения каче­ствен­но­сти и свой­ствен­но­сти («быстро», «весело», «как», «по-медвежьи», «по-нашему», «дыбом»). Особую группу составляют количе­ствен­ные наречия, обозначающие степень качества и интенсивности действия («весьма», «едва-едва», «нисколько», «слишком», «вовсе»). Некоторые качествен­ные наречия обладают морфологической категорией степеней сравнения — двучленной (положительная и сравни­тель­ная степени; напри­мер, русские наречия на ‑о, ‑е) или трёхчленной (положи­тель­ной, сравни­тель­ной и превосходной степени; напри­мер, в древне­гре­че­ском и латинском языках). В плане выражения возможны как синтетические, так и аналитические формы степеней сравнения, ср. рус. «выше всех». Значение и способы образо­ва­ния форм степеней сравнения у таких наречий полностью совпадают со значением и способом образо­ва­ния сравнительных степеней прилага­тель­ных, ср. лат. male ‘дурно’ — peius ‘хуже’ — pessime ‘хуже всего’; др.-греч. σοφώς ‘мудро’ — σοφώτερον ‘мудрее’ — σοφώτατα ‘мудрее всего’. Однако эти формы различаются по своим синтаксическим функциям, ср. «Эта лампа яркая — ярче, чем та» (прилага­тель­ное в составе сказуемого) и «Эта лампа светит ярко — ярче, чем та» (наречие в функции обстоя­тель­ства). На примере качествен­ных наречий особенно заметно тесное родство наречия с прилага­тель­ным, которое определяется их общим значением признака. В тех языках, где разряд качествен­ных наречий отсутствует, их роль берет на себя имя прилага­тель­ное, ср. кхмер. sliəkpeak l?a: ‘красиво одеваться’. Формальное отличие имени прилага­тель­но­го от наречия осно­вы­ва­ет­ся на согласо­ва­тель­ной способности первого. Там, где этот формальный признак отсутствует, граница между наречием и прилага­тель­ным зачастую оказывается стёртой. Ср. дифферен­ци­ро­ван­ные формы краткого прилага­тель­но­го и наречия в средневерхненемецком gout — wol ‘хороший — хорошо’ и омонимичность этих форм в современ­ном немецком языке: er spricht gut (наречие) — er ist gut (прилага­тель­ное). Контакт наречий с прилага­тель­ны­ми способен в ряде языков вызвать своеобразную грамматическую «ассимиляцию» наречия — приобретение им окончания, ср. франц. toute pure ‘совсем чистая’ — toutes pures ‘совсем чистые’, нем. eine rechte gute Frau ‘поистине добрая женщина’.

Обстоятельственные наречия обозначают признак, внешний по отношению к его носителю. Обстоя­тель­ствен­ные наречия распре­де­ля­ют­ся на группы по семантическим признакам (классификация может быть проведена с разной степенью детализации). К основным семантическим группам относят­ся следующие: наречия места («далеко», «рядом», «влево», «тут», «никуда»); наречия времени («теперь», «вчера», «ночью», «когда», «тотчас»); наречия причины («сгоряча»); наречия цели («назло», «нарочно»). К этим группам иногда добавляют небольшие группы со значением совмест­ности («вдвоем») и распределительности («попарно», «вместе»). Помимо того, что существует тесная связь и постоянное взаимодействие между семантическими группами обстоя­тель­ствен­ных наречий (ср. «тут», «отсюда» в локативном и темпоральном значении), в языке легко осуществляется переход от качествен­ных наречий к обстоя­тель­ствен­ным. Так, в сочетании «высоко поднять руку» наречие «высоко» ещё можно считать качествен­ным, но в сочетании «высоко лететь» уже преобладает оттенок обстоя­тель­ствен­но­сти.

Читайте также:  Глагол и его формы в русском языке сообщение

Значением отношения (качественного или предметно-обстоятельственного) обуслов­ле­ны основные синтаксические функции наречия: 1) определительная (в широком смысле) — способность наречия определять глагол, имя, другое наречие и — шире — целое предложение (эта функция может быть названа функцией фразового модификатора) и 2) способность выступать в качестве компонента составного глаголь­но­го сказуемого (в этой функции наречие смыкается с предикативами, обозна­ча­ю­щи­ми состояние), ср. «На душе снежно и холодно» (А. И. Герцен). В некоторых языках наречия в этой функции принимают особые предикативные окончания, ср. кетское бис’ангку ‘ты — где’ и бис’ангконг вы — где’.

Качественные и обстоятельственные наречия обладают различными комбинаторными свой­ства­ми. В русском языке чисто качествен­ные наречия определяют только глагол (включая причастия и деепричастия), прилага­тель­ное и наречие, ср. «зверски проголо­дал­ся». Качественные наречия не могут сочетаться с именами существи­тель­ны­ми. Исключение состав­ля­ют существительные, имею­щие качественно-оценочное значение и выступающие в составе сказуемого, ср. «Ты сочинитель, да только, кажется, неудачно» (Н. В. Гоголь) (ср. «неудачно сочинять»). Синтакси­че­ская комбинаторика обстоя­тель­ствен­ных наречий шире. Этот разряд наречий может определять глагол («шагнул вперёд»), наречие («поздно ночью»), прилага­тель­ное («постоянно кипучая востор­жен­ность») и существительное («Москва сегодня», «трагик поневоле»). Функция фразового модификатора присуща только обстоя­тель­ствен­ным наречиям. В предло­же­нии «Брат и сестра вместе готовились к экзаменам» наречие «вместе» можно отнести как к группе сказуемого («вместе готовились»), так и к группе подлежащего («брат и сестра вместе»). Обстоятельственное наречие в этом случае определяет (модифицирует) предложение в целом.

Несмотря на ограниченность формальных способов образования наречий, эта категория слов в языке постоянно пополняется вследствие процесса адвербиализации. При этом в разряд наречий переходят предложные конструкции, фразеологические сочетания типа «нога в ногу», «слово в слово», а также многочисленные адвербиальные выражения, напри­мер «ни с того ни с сего», франц. d’une façon admirable ‘удивительным образом’. В некоторых языках возможна адверби­а­ли­за­ция посредством конверсии, ср. франц. fort ‘сильный’ — frapper fort ‘сильно ударить’.

На периферии наречия находятся смешанные категории слов: наречия-предлоги («после», «кругом»), наречия-союзы («пока», «едва») и др. По синтаксической функции к наречиям примы­ка­ют деепричастия. В ряде языков наречные образо­ва­ния определённого типа включа­ют­ся в разряд идеофонов (см. Звукосимволизм), ср. хауса sùlúlū́ ‘бесшумно, осторожно’, калм. хага-јага ‘там-сям’.

Как самостоятельная часть речи наречие было выделено в античной грамматике. Дионисий Фракийский (см. Александрийская школа) обозначил наречие термином ἐπίῤῥημα ( ἐπί ‘на, при’ + ῥῆμα ‘глагол’), отражавшим понимание наречия исключительно как глагольного определителя. В том же значении данный термин был воспринят римскими грамматистами, ср. adverbium ( ad ‘при’ + verbum ‘глагол’). Из латинской грамматики этот термин перешёл в грамматики евро­пей­ских языков. Европей­ская грамматическая традиция, восходящая к античной, считает наречие одной из частей речи. Однако при толковании категории наречия разные исследователи исходили из разных оснований. До середины 19 в. наречия на основании одного признака парадигматической неизме­ня­е­мо­сти объеди­ня­ли со служебными частями речи в одну обширную категорию частиц (Ф. И. Буслаев, Ф. Миклошич). Во 2‑й половине 19 в. во взглядах на наречие получил перевес синтакси­че­ский критерий (К. С. Аксаков, А. А. Потебня, А. А. Шахматов). Синтакси­че­ская точка зрения на природу наречия в русском языкознании была противо­по­став­ле­на морфологической, когда все наречия подраз­де­ля­лись на два разря­да — грамматические наречия (с формами словоизменения) и неграмма­ти­че­ские (Ф. Ф. Фортунатов). В истории языко­зна­ния были попытки опреде­ле­ния категории наречия как «негативной» (наречие — каждое слово, не являющееся ни именем, ни глаголом: С. О. Карцевский), а также выделения наречия на основании обобщённо-логических критериев (В. Брёндаль).

  • Мейе А., Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков, пер. с франц., [3 изд.], М. — Л., 1938;
  • Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, 7 изд., М., 1956;
  • Мещанинов И. И., Члены предложения и части речи, Л., 1978;
  • Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М., 1958;
  • Потебня А. А., Из записок по русской грамматике, т. 1—2, М., 1958;
  • Пауль Г., Принципы истории языка, пер. с нем., М., 1960;
  • Виноградов В. В., Русский язык. (Грамматическое учение о слове), 2 изд., М., 1972;
  • Лайонз Дж., Введение в теоретическую лингвистику, пер. с англ., М., 1978;
  • Русская грамматика, т. 1—2, М,, 1980;
  • Karcevskij S., Sur la nature de l’adverbe, «Travaux du Cercle linguistique de Prague», 1936, t. 6;
  • Brøndal V., Les parties du discours. Partes orationis. Études sur les catégories linguistiques, Cph., 1948.

Источник

Урок русского языка по теме «Наречие. Значение и грамматические признаки наречия» (7-й класс)

Класс: 7

Цели:

  1. Повторение сведений о наречии, полученных учащимися ранее; формирование умений определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль, находить наречия в тексте.
  2. Развитие речи учащихся (развивать логическое мышление, творческие способности).
  3. Воспитание нравственности, здорового образа жизни.
  4. Совершенствование навыков работы на компьютере.
  5. Подготовка учащихся к ЕГЭ.
Читайте также:  Какое спряжение у глагола блещет

Оборудование: карточки, магнитофонная запись (пение птиц), сигнальные карточки, сборник стихов Габдуллы Тукая (стенд «Г.Тукай»), записи на доске, компьютер ,мультимедийная программа «Русский язык. Раздел «Морфология»

Методы и приёмы: исследовательский, репродуктивный.

Ход урока

— Добрый день, уважаемые ребята. Здравствуйте! Я рада вас всех приветствовать. Итак, мы с вами завершили изучение темы «Деепричастие».

Сначала мы разделимся. 2 ученика получают индивидуальные задания.

1 задание. Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.

(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поклоняясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.

2 задание. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.

Не научившись выразительно говорить, не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский)

3 задание. Первая группа садится за компьютеры и выполняет задание «Тест №1».

  1. Деепричастие обозначает:
    а) основное действие;
    б) признак предмета по действию;
    в) добавочное действие.
  2. Найти предложение с деепричастным оборотом:
    а) не плюй в колодец: пригодится воды напиться;
    б) не узнав горе, не узнаешь и радости;
    в) скажешь – не воротишь, напишешь не сотрёшь.
  3. Найти предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному действию:
    а) получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней;
    б) потерянного времени не воротишь;
    в) не позволяй душе лениться.
  4. Найти деепричастие НСВ:
    а) не подготовив доклада;
    б) увидев мать;
    в) постепенно замирая.

Друзья, сейчас вторая группа идёт за компьютеры и выполняет задание «Тест№2».

  1. Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:
    а) время;
    б) вид;
    в) лицо.
  2. Укажите, в каком примере деепричастие входит в состав фразеологического оборота:
    а) положив документы в стол;
    б) положив руку на пульт управления;
    в) положив руку на сердце.
  3. Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие НСВ:
    а) спешат;
    б) жуют;
    в) ждут.
  4. Найти словосочетание с деепричастием:
    а) потерянное время;
    б) посматривая по сторонам;
    в) стучащие в окно.

— А остальная часть класса пишет словарный диктант.

Ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, не откладывая на завтра, не обидев отказом, недомогая от усталости, негодуя на грубость, не опаздывая в школу.

— Закончили. Проведём взаимопроверку по готовым записям и поставим оценки друг другу. (Вывешивается правильный вариант словарного диктанта). Поставьте оценку в сводную таблицу урока. ( Учитель получает карточки с индивидуальными заданиями).

II .Новая тема.

Теперь обратимся к доске. Внимательно прочитайте следующие слова:

Сегодня (когда?), медленно (как?), здесь (где?), издалека (откуда?), налево (куда?), сейчас (когда?), вдаль (куда?)

— Какими частями речи являются записанные слова?

— Как вы это определили? (Учащиеся перечисляют вопросы.)

— Ещё что вы вспомнили о наречиях?

— Наречие – это неизменяемая часть речи.

Выполнение следующих заданий:

  1. Разберите наречия по составу: медленно, вправо.
  2. Подберите наречия с корнями -верх-, -перед-, -прав-, -лев-.
    (Вверх, сверху, вверху, впереди, в перёд, справа, вправо, направо, слева, влево, налево).

Учитель: Наречие очень сложная по правописанию часть речи, в некоторых наречиях приставки пишутся раздельно, в других – через дефис. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока.

Откроем тетради, запишем число, тему урока.

— Какое наречие вы услышали на последних уроках учителя?

Снова обратимся к доске.

(Открывается записанный на доске текст)

Вот со…нце коснулось тихой в…ды у берега. Восходя все выше, оно благословляет, греет, ог…ленную, озябшую землю.
Я видел восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда передо мною рождался новый мир, по-новому красивый.
Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них.

  1. Вставьте пропущенные буквы в словах. Объясните орфограммы.
  2. Каково лексическое значение слова б л а г о с л о в л я е т?
    а) Напутствовать;
    б) Воздать благородность кому-то.
    в) У религиозных людей: перекрестить – Словарь русского языка. С.И.Ожегова.
  3. Объясните знаки препинания по первому абзацу.
  4. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Кто узнал автора и произведение? («В людях» М. Горький)
  5. Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? (Солнце – это жизнь).

— Проведём рассуждение о наречии как части речи.

Задание. Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся.

Сделайте вывод: от каких частей речи зависит наречие?

Вывод 1: Наречия сочетаются с глаголами, с глагольными формами, а также с прилагательными и наречиями..

Учитель: Наречия могут сочетаться и с именем существительными; Например, взгляд исподлобья, кофе по-турецки.

Термин «наречие» произошёл от греческого слова epi-на, rema-глагол, то есть прямое калькирование дало слово на-ре-чие. Так как глагол-речь, слово, глаголить – говорить, то некоторые лингвисты называют наречие приглаголием.

Читайте также:  Глагол в родительном падеже в прошедшем времени

Вспомним,что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие и деепричастие. А наречие? Каково его грамматическое значение?

Ученики: Наречие обозначает признак признака и признак действия.

Учитель: В нашем примере это следующие словосочетания: Восходя выше, люблю особенно.

А в других случаях наречие обозначает признак признака.

Вывод 2: Наречие обозначает признак признака и признак действия.

Учитель: По каким ещё признакам мы узнаём часть речи? Вспомните. (По грамматическим признакам, синтаксической роли в предложении.)

Какова синтаксическая роль наречий? Разберём по членам предложение.

Я как-то особенно люблю солнце.

Вывод 3: Наречие является обычно обстоятельством.

Учитель: Иногда может быть определением.

Например: Меня смутил его взгляд исподлобья. Сегодня холодно.

Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему как к прилагательному? (Изменяем его: взгляда исподлобья, взглядом исподлобья.) Зависимое слово не изменяется вместе с главным – это наречие. Если прилагательное – при изменении главного слова изменяется и зависимое слово.

В предложении Вот солнце коснулось… Почему слово у берега не наречие, хотя отвечает на вопрос где? (Обозначает предмет, второй вопрос как к части речи – у чего? Изменятся по числам и падежам.)

И н с т р у к ц и я. В словосочетаниях с предполагаемым наречием изменяем главное слово. Если изменяется и зависимое слово – это не наречие.

Вывод 4: Наречие – неизменяемая часть речи. (Учащиеся повторяют все 4 вывода). Обратимся к учебнику, прочитаем материал.

Проведём лингвистический эксперимент.

Попробуем убрать наречия из текста. Что изменилось? Текст теряет точность, выразительность.

  1. Наречие является грамматической основой предложения.
  2. Делается речь точной, выразительной.

Учитель: Как вы усвоили тему? Оцените себя.

Физкультминутка. (Под музыку звуков природы).

1. Упражнение для мышц глаз.

— Плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5-6 раз).

— Вращать глазами: вверх, вниз, вправо, влево и в обратном порядке.

2. Упражнения для снятия умственного переутомления.

— Начинаем вращательное движение головой.

в) в стороны (движения медленные)

3. Сильно разогреваем ладони растиранием и сразу же прикладываем к ушной раковине.

— Начинаем точечный массаж ушной раковины пальцами.

— Руки тянем вверх, опускаем вниз. (Все эти упражнения предназначены для укрепления сердца, и повышения интеллектуальных способностей).

Учитель: 26 апреля мы отмечаем юбилей известного татарского поэта Габдуллы Тукая. Он прожил неполных 27 лет, всего 8 из них отдал литературному творчеству. И тем не менее творческое наследие его имеет непреходящую ценность. Верно сказано: большое видится на расстоянии. Так и происходит с Тукаем: с годами мы глубже осознаём значение его творчества и величие его личности. (Выпущена стенгазета по творчеству Г. Тукая).

1. Найдите наречия в стихотворении Г. Тукая «Родной язык», подчеркните то слово, к которому относится наречие.

Родной язык, святой язык, отца и матери язык, –
Как ты прекрасен! Для меня огромный мир тебе возник.
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать.
Родной язык, родной язык, с тобою смело шёл я вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоём я в первый раз молил творца:
«О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца.»

2. Работа за компьютером. (Мультимедийная программа . Русский язык. Раздел «Морфология»

Выполняются тестовые задания. Оценки выставляет компьютер.

Выберите предложения, в которых выделенное слово является наречием.

  1. То письмо, что ты мне написал тогда, я храню.
  2. Дом построен плохо, просто безобразно.
  3. Который час?
  1. Ходить пешком гораздо полезней.
  2. Мы придем вместе.
  3. Многие здесь бывали.
  1. Как весела эта девушка.
  2. Им негде взять деньги.
  3. Она равнодушна к роскоши и т.д.

Учёные утверждают, что для того, чтобы стать интеллигентным человеком, надо до совершеннолетия успеть прочесть не менее 80 книг таких великих писателей, как Лермонтов, Куприн, Шекспир, Байрон, Тукай и др.

— Какое условие необходимо для того, чтобы человек был жив?

Очень много пословиц о здоровье.

Нет здоровья – нет богатства. Любящий чистоту – будет здоровым. Здоровье – бриллиант, который легко потерять и т.д.

Задание. Написать небольшое сообщение на тему «Нет здоровья – нет богатства».

— Подведение итога к уроку.

— О чём сегодня говорили?

— Назовите основные признаки наречий .

Заключительное слово учителя:

Наш язык и скромен и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь!
Ты скажи «кругом белым – бело» —
И увидишь зимнее село:
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно» —
Сразу вечер поглядит в окно.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Тукай всегда с нами».

Источник

Наречие может сочетаться с существительными прилагательными глаголами



Урок русского языка по теме «Наречие. Значение и грамматические признаки наречия» (7-й класс)

Класс: 7

Цели:

  1. Повторение сведений о наречии, полученных учащимися ранее; формирование умений определять значение наречий, их морфологические признаки и синтаксическую роль, находить наречия в тексте.
  2. Развитие речи учащихся (развивать логическое мышление, творческие способности).
  3. Воспитание нравственности, здорового образа жизни.
  4. Совершенствование навыков работы на компьютере.
  5. Подготовка учащихся к ЕГЭ.

Оборудование: карточки, магнитофонная запись (пение птиц), сигнальные карточки, сборник стихов Габдуллы Тукая (стенд «Г.Тукай»), записи на доске, компьютер ,мультимедийная программа «Русский язык. Раздел «Морфология»

Методы и приёмы: исследовательский, репродуктивный.

Ход урока

— Добрый день, уважаемые ребята. Здравствуйте! Я рада вас всех приветствовать. Итак, мы с вами завершили изучение темы «Деепричастие».

Сначала мы разделимся. 2 ученика получают индивидуальные задания.

1 задание. Списать пословицы, раскрывая скобки, расставляя пропущенные запятые; указать деепричастия и деепричастные обороты.

(Не) зная броду (не) суйся в воду. (Не) убив медведя шкуры (не) продают. (Не) поклоняясь до земли грибка (не) поднимешь. (Не) работая сыт (не) будешь.

2 задание. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения.

Не научившись выразительно говорить, не стоит соглашаться на публичные выступления. (В. Маяковский)

3 задание. Первая группа садится за компьютеры и выполняет задание «Тест №1».

  1. Деепричастие обозначает:
    а) основное действие;
    б) признак предмета по действию;
    в) добавочное действие.
  2. Найти предложение с деепричастным оборотом:
    а) не плюй в колодец: пригодится воды напиться;
    б) не узнав горе, не узнаешь и радости;
    в) скажешь – не воротишь, напишешь не сотрёшь.
  3. Найти предложение, в котором есть глагольная форма, обозначающая добавочное действие к основному действию:
    а) получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней;
    б) потерянного времени не воротишь;
    в) не позволяй душе лениться.
  4. Найти деепричастие НСВ:
    а) не подготовив доклада;
    б) увидев мать;
    в) постепенно замирая.

Друзья, сейчас вторая группа идёт за компьютеры и выполняет задание «Тест№2».

  1. Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:
    а) время;
    б) вид;
    в) лицо.
  2. Укажите, в каком примере деепричастие входит в состав фразеологического оборота:
    а) положив документы в стол;
    б) положив руку на пульт управления;
    в) положив руку на сердце.
  3. Укажите, от какого глагола нельзя образовать деепричастие НСВ:
    а) спешат;
    б) жуют;
    в) ждут.
  4. Найти словосочетание с деепричастием:
    а) потерянное время;
    б) посматривая по сторонам;
    в) стучащие в окно.

— А остальная часть класса пишет словарный диктант.

Ненавидя ложь, не подсказывая на уроке, не отставая от товарищей, не откладывая на завтра, не обидев отказом, недомогая от усталости, негодуя на грубость, не опаздывая в школу.

— Закончили. Проведём взаимопроверку по готовым записям и поставим оценки друг другу. (Вывешивается правильный вариант словарного диктанта). Поставьте оценку в сводную таблицу урока. ( Учитель получает карточки с индивидуальными заданиями).

II .Новая тема.

Теперь обратимся к доске. Внимательно прочитайте следующие слова:

Сегодня (когда?), медленно (как?), здесь (где?), издалека (откуда?), налево (куда?), сейчас (когда?), вдаль (куда?)

— Какими частями речи являются записанные слова?

— Как вы это определили? (Учащиеся перечисляют вопросы.)

— Ещё что вы вспомнили о наречиях?

— Наречие – это неизменяемая часть речи.

Выполнение следующих заданий:

  1. Разберите наречия по составу: медленно, вправо.
  2. Подберите наречия с корнями -верх-, -перед-, -прав-, -лев-.
    (Вверх, сверху, вверху, впереди, в перёд, справа, вправо, направо, слева, влево, налево).

Учитель: Наречие очень сложная по правописанию часть речи, в некоторых наречиях приставки пишутся раздельно, в других – через дефис. Многое в правописании наречий рассчитано на запоминание. Но сначала надо научиться определять наречие как часть речи. Это цель сегодняшнего урока.

Откроем тетради, запишем число, тему урока.

— Какое наречие вы услышали на последних уроках учителя?

Снова обратимся к доске.

(Открывается записанный на доске текст)

Вот со…нце коснулось тихой в…ды у берега. Восходя все выше, оно благословляет, греет, ог…ленную, озябшую землю.
Я видел восход солнца в этом месте десятки раз, и всегда передо мною рождался новый мир, по-новому красивый.
Я как-то особенно люблю солнце, мне нравится само имя его, сладкие звуки имени, звон, скрытый в них.

  1. Вставьте пропущенные буквы в словах. Объясните орфограммы.
  2. Каково лексическое значение слова б л а г о с л о в л я е т?
    а) Напутствовать;
    б) Воздать благородность кому-то.
    в) У религиозных людей: перекрестить – Словарь русского языка. С.И.Ожегова.
  3. Объясните знаки препинания по первому абзацу.
  4. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Кто узнал автора и произведение? («В людях» М. Горький)
  5. Как можно озаглавить текст? Какова его главная мысль? (Солнце – это жизнь).

— Проведём рассуждение о наречии как части речи.

Задание. Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся.

Сделайте вывод: от каких частей речи зависит наречие?

Вывод 1: Наречия сочетаются с глаголами, с глагольными формами, а также с прилагательными и наречиями..

Учитель: Наречия могут сочетаться и с именем существительными; Например, взгляд исподлобья, кофе по-турецки.

Читайте также:  Глагол в родительном падеже в прошедшем времени

Термин «наречие» произошёл от греческого слова epi-на, rema-глагол, то есть прямое калькирование дало слово на-ре-чие. Так как глагол-речь, слово, глаголить – говорить, то некоторые лингвисты называют наречие приглаголием.

Вспомним,что обозначает имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, причастие и деепричастие. А наречие? Каково его грамматическое значение?

Ученики: Наречие обозначает признак признака и признак действия.

Учитель: В нашем примере это следующие словосочетания: Восходя выше, люблю особенно.

А в других случаях наречие обозначает признак признака.

Вывод 2: Наречие обозначает признак признака и признак действия.

Учитель: По каким ещё признакам мы узнаём часть речи? Вспомните. (По грамматическим признакам, синтаксической роли в предложении.)

Какова синтаксическая роль наречий? Разберём по членам предложение.

Я как-то особенно люблю солнце.

Вывод 3: Наречие является обычно обстоятельством.

Учитель: Иногда может быть определением.

Например: Меня смутил его взгляд исподлобья. Сегодня холодно.

Как убедиться, что перед нами наречие, если вопрос к нему как к прилагательному? (Изменяем его: взгляда исподлобья, взглядом исподлобья.) Зависимое слово не изменяется вместе с главным – это наречие. Если прилагательное – при изменении главного слова изменяется и зависимое слово.

В предложении Вот солнце коснулось… Почему слово у берега не наречие, хотя отвечает на вопрос где? (Обозначает предмет, второй вопрос как к части речи – у чего? Изменятся по числам и падежам.)

И н с т р у к ц и я. В словосочетаниях с предполагаемым наречием изменяем главное слово. Если изменяется и зависимое слово – это не наречие.

Вывод 4: Наречие – неизменяемая часть речи. (Учащиеся повторяют все 4 вывода). Обратимся к учебнику, прочитаем материал.

Проведём лингвистический эксперимент.

Попробуем убрать наречия из текста. Что изменилось? Текст теряет точность, выразительность.

  1. Наречие является грамматической основой предложения.
  2. Делается речь точной, выразительной.

Учитель: Как вы усвоили тему? Оцените себя.

Физкультминутка. (Под музыку звуков природы).

1. Упражнение для мышц глаз.

— Плотно закрыть и широко открыть глаза (повторить 5-6 раз).

— Вращать глазами: вверх, вниз, вправо, влево и в обратном порядке.

2. Упражнения для снятия умственного переутомления.

— Начинаем вращательное движение головой.

в) в стороны (движения медленные)

3. Сильно разогреваем ладони растиранием и сразу же прикладываем к ушной раковине.

— Начинаем точечный массаж ушной раковины пальцами.

— Руки тянем вверх, опускаем вниз. (Все эти упражнения предназначены для укрепления сердца, и повышения интеллектуальных способностей).

Учитель: 26 апреля мы отмечаем юбилей известного татарского поэта Габдуллы Тукая. Он прожил неполных 27 лет, всего 8 из них отдал литературному творчеству. И тем не менее творческое наследие его имеет непреходящую ценность. Верно сказано: большое видится на расстоянии. Так и происходит с Тукаем: с годами мы глубже осознаём значение его творчества и величие его личности. (Выпущена стенгазета по творчеству Г. Тукая).

1. Найдите наречия в стихотворении Г. Тукая «Родной язык», подчеркните то слово, к которому относится наречие.

Родной язык, святой язык, отца и матери язык, –
Как ты прекрасен! Для меня огромный мир тебе возник.
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать.
Родной язык, родной язык, с тобою смело шёл я вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоём я в первый раз молил творца:
«О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца.»

2. Работа за компьютером. (Мультимедийная программа . Русский язык. Раздел «Морфология»

Выполняются тестовые задания. Оценки выставляет компьютер.

Выберите предложения, в которых выделенное слово является наречием.

  1. То письмо, что ты мне написал тогда, я храню.
  2. Дом построен плохо, просто безобразно.
  3. Который час?
  1. Ходить пешком гораздо полезней.
  2. Мы придем вместе.
  3. Многие здесь бывали.
  1. Как весела эта девушка.
  2. Им негде взять деньги.
  3. Она равнодушна к роскоши и т.д.

Учёные утверждают, что для того, чтобы стать интеллигентным человеком, надо до совершеннолетия успеть прочесть не менее 80 книг таких великих писателей, как Лермонтов, Куприн, Шекспир, Байрон, Тукай и др.

— Какое условие необходимо для того, чтобы человек был жив?

Очень много пословиц о здоровье.

Нет здоровья – нет богатства. Любящий чистоту – будет здоровым. Здоровье – бриллиант, который легко потерять и т.д.

Задание. Написать небольшое сообщение на тему «Нет здоровья – нет богатства».

— Подведение итога к уроку.

— О чём сегодня говорили?

— Назовите основные признаки наречий .

Заключительное слово учителя:

Наш язык и скромен и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь!
Ты скажи «кругом белым – бело» —
И увидишь зимнее село:
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно» —
Сразу вечер поглядит в окно.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Тукай всегда с нами».

Читайте также:  Окончания в глаголах корейского языка

Источник

ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА. Основной класс грамматических средств – части речи. Помимо этого существуют морфемные средства (словообразовательные и словоизменительные морфемы) и синтаксические средства (словосочетание и предложение).

Части речи.

В русском языке десять частей речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, предлоги, союзы, частицы, междометия.

Существительное, прилагательное, числительное, глагол, наречие – это знаменательные части речи; слова, принадлежащие к этим грамматическим классам, имеют собственное лексическое значение, обладают особыми грамматическими категориями и в предложении играют роль главных или второстепенных членов. По синтаксическим функциям к знаменательным частям речи относится и местоимение, однако оно не имеет собственного лексического значения, а его грамматические категории повторяют, в зависимости от разряда местоимения, грамматические категории существительного, прилагательного, наречия или числительного.

Предлоги, союзы, частицы – служебные части речи; они указывают на отношения между словами или между предложениями, а также придают высказываниям различные смысловые и модальные оттенки. Междометие не принадлежит ни к знаменательным, ни к служебным частям речи.

Имя существительное

– часть речи, которая включает слова, называющие предмет или живое существо: сосна, учитель, тигр.

Имя прилагательное

– часть речи, которая содержит слова, обозначающие признаки предмета или живого существа: высокая сосна, новый учитель, молодой тигр.

Числительные

обозначают количество предметов (один, пятнадцать, сто двадцать семь) или их порядковый номер (первый вагон, пятнадцатое сентября, сто двадцать седьмая страница).

Местоимения

– это слова, не имеющие собственного лексического значения: они не называют предметы, свойства, действия, а указывают на них. Местоимения употребляются вместо имен существительных, прилагательных, числительных, а также вместо наречий: В комнату вошла женщина. Она несла в руках чайник; Плотники построили новый дом. В этом доме решено разместить детский сад; Пятеро вышли из леса. На всех были маскировочные халаты; Я приеду вечером, тогда и поговорим.

Глагол

часть речи, к которой относятся слова, обозначающие действие или состояние предмета или живого существа: идти, спать, находиться.

Причастие и деепричастие.

Помимо многообразных форм, выражающих различные специфически глагольные грамматические значения, глагол имеет такие формы, которые сближают его с другими частями речи. Это причастие, которое, сохраняя присущее глаголу значение действия и состояния и грамматические категории залога, времени и вида, изменяется по родам, числам и падежам и тем самым сближается с прилагательным (читающий мальчик, читающая девочка, читающее устройство), – и деепричастие, которое, также сохраняя основные свойства глагола, по формальным признакам и синтаксической роли в предложении сближается с другой частью речи – наречием: так же, как наречие, деепричастие не имеет словоизменительных форм, а в предложении выступает в роли обстоятельства (ср. : Дожди льют беспрестанно. – Дожди льют, не переставая).

Наречия

– это неизменяемые слова, которые обозначают характер действия или состояния, качество или признак предмета. В предложении наречия примыкают к глаголу, прилагательному, существительному или к другому наречию и являются либо обстоятельствами, либо несогласованными определениями: быстро мчаться, повернуть направо, тяжело больной, яйца всмятку, мучительно долго.

По значению различают несколько разрядов наречий: 1) наречия места: справа, внизу, наверх, отовсюду;

2) наречия времени: всегда, никогда, вчера, сейчас;

3) наречия образа действия: сильно, весело, вслепую, досуха;

5) наречия причины: сгоряча, сдуру; 6) наречия цели: назло, нарочно, намеренно.

Особую группу составляют т.н. предикативные наречия; они обозначают состояние человека или природы, возможность/невозможность или необходимость действия и исполняют роль сказуемого в безличных предложениях: Было уже светло; Жаль было расставаться; Можно войти? Пора вставать и т. п.

Подобно словам других частей речи, наречия различаются по стилистической окраске и условиям употребления. Многие из них стилистически нейтральны и могут использоваться без каких-либо ограничений; таковы, например, местоименные наречия где, куда, туда, откуда, здесь, там, как, так, когда, тогда, значительная часть наречий места, времени, образа действия и др. : наверху, давно, издали, утром. неожиданно, хорошо, совсем и т.п.

Некоторые наречия имеют книжную окраску и употребляются преимущественно в книжно-письменной речи: весьма, исключительно (ср. стилистически нейтральное очень), незамедлительно (ср. быстро), тщетно (ср. напрасно, разговорное зря), поистине, непременно, чрезмерно и под. Другие, напротив, обладают сниженной стилистической окраской и характерны главным образом для разговорной речи: сперва, зверски, впотьмах, сдуру, сослепу и под.

Предлоги

– это служебные слова, которые, сочетаясь с существительными или местоимениями, обозначают различные отношения между предметами или отношение предметов к действиям, состояниям, признакам: за шкафом, передо мной, из лесу, через минуту, для облегчения, во сне, от усталости.

Бóльшая часть предлогов закреплена за определенными падежами: без, для, до, из, от, у употребляются с родительным падежом, к – с дательным, про, через, сквозь – с винительным, над, перед – с творительным, при – с предложным. Некоторые предлоги могут употребляться с разными падежами существительных: в, на, о – с винительным и с предложным (пошли в лес – были в лесу, сдвинуть на край – сидеть на краю, удариться о камень – говорить о камне), за, под – с винительным и с творительным (закатиться за (под) шкафлежать за (под) шкафом), по – с дательным, винительным и предложным (провести по горлу – дел по горло – встретиться по окончании сеанса), с – с родительным, винительным и творительным (слезть с печи – высотой с печь – дом с печью).

Читайте также:  Какое время у глагола восходит

Из особенностей употребления предлогов в речи необходимо отметить характер их сочетания с личными местоимениями 3-го лица. Так наз. первообразные предлоги – к ним относятся все однофонемные и односложные: в, к, о, с, без, до, за, из, от, над, по, под, при и др. , а также предлоги изза, изпод, между, перед, через, присоединяясь к местоимению, «вызывают» вставку н— в его начале; ср. : ему – к нему, ей – с ней, ими – между ними, их – изза них. Непервообразные предлоги (исторически они появились в языке значительно позднее первых, из слов других частей речи) такого эффекта не вызывают: благодаря ему (не: *благодаря нему), навстречу ей (не: *навстречу ней) и т.п.

Союзы

– это служебные слова, которые связывают предложения и члены предложения: Мальчик читает, а девочка пишет; Мальчик читает и пишет.

Союзы делятся на два разряда:

1) сочинительные, которые связывают однородные члены предложения и подразделяются на соединительные (и, да – в функции и, – ни… – ни…), противительные , но, да – в функции но, – зато, однако), разделительные (или, либо, то… – то…, то ли… – то ли…, не то… – не то…);

2) подчинительные, которые связывают придаточное предложение с главным: чтобы, потому что, как, так как, если, хотя и др.

Частицы

– это служебные слова, с помощью которых говорящий придает высказываниям различные модальные оттенки – например, удивления (Неужели ты не мог это сделать?), восхищения (Что зауха! ), сомнения (Едва ли это верно) и т. п.

По значению частицы делятся на следующие разряды:

2) ограничительные: только, лишь;

5) восклицательные: что за, как

6) отрицательные: не и содержащие не: вовсе не, далеко не, отнюдь не и некоторые другие.

Некоторые частицы являются словообразующими: —то, —либо, —нибудь, кое— (они служат для образования неопределенных местоимений) и формообразующими: бы, пусть, пускай, —ка (они служат для образования форм сослагательного и повелительного наклонений глагола: сказал бы, пусть (пускай)он скажет, скажика).

К частицам близки слова, показывающие отношение содержания речи к действительности и оценку, которую говорящий дает сообщаемым фактам: конечно, безусловно, кажется, вероятно, говорят, значит, якобы и т.п. В предложении они являются вводными словами и выделяются интонационно (в устной речи) и запятыми (на письме): Кажется, я опаздываю; Говорят, он заболел; Ты, значит, и не собираешься уезжать?

Междометия

это слова, которые выражают чувства и побуждения говорящего, но не называют их: Ах, как я рад тебя видеть! Ох, попадет тебе от отца! Батюшки, да ты ли это?

Междометия можно подразделить на

1) выражающие чувства – удивление, досаду, одобрение, угрозу и т. п. : а! ах! ба! ура! ээх! ох! увы! о!

3) выражающие реакцию на слова собеседника: ой ли?ну да?(недоверие), вот еще! (несогласие или возмущение) и нек. др. К междометиям примыкают звукоподражательные слова: бац! хлоп! мяу! кукареку!

Сфера употребления междометий и звукоподражательных слов – преимущественно разговорная речь и язык художественной литературы.

Морфемные средства русского языка.

Они состоят из двух классов: словообразовательные средства и средства словоизменительные. Словообразовательные средства – это корневые и служебные морфемы. Корневая морфема – это общая часть родственных слов, выражающая определенное лексическое значение. Служебные, или аффиксальные, морфемы служат для образования слов (суффиксы, префиксы), а словоизменительные служебные морфемы – для изменения слов по грамматическим категориям – падежам, числам, родам, лицам, временам и т.п. (окончания).

Синтаксические средства (словосочетания и предложения).

Это языковые единицы, более протяженные, чем слово: словосочетания и предложения.

Словосочетание, простейшая непредикативная (в отличие от предложения) единица речи, которая образуется по синтаксической модели на основе подчинительной грамматической связи – согласования, управления, примыкания двух или более знаменательных слов (БСЭ).

Предложение, единица грамматики, обычно соответствующая законченному высказыванию и способная выступать в качестве отдельного сообщения (текста минимальной длины). Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка. Структура предложения – предмет синтаксиса.

Виноградов В.В.Русский язык.Грамматическое учение о слове. Изд. 3-е. М., 1986
Русская грамматика. Т. 1–2. М., 1980
Русский язык. Энциклопедия. Изд. 2-е. М., 1997

Источник