Меню

Настоящее время глагола 4 класс полякова



Урок-блок в 4-м классе по русскому языку «Спряжение глаголов. Личные окончания глаголов» (автор учебника для 4-го класса Полякова)

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с понятиями “спряжение глаголов”, “личные окончания глаголов” через активную познавательную аналитическую деятельность;
  • сформировать навыки определения спряжения глаголов;
  • сформировать умение определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями;
  • сформировать первоначальное представление о правильном написании безударного личного окончания глагола.

Развивающие:

  • развитие активного самостоятельного творческого мышления в ходе оперирования знаниями;
  • развитие коммуникативных навыков речи;
  • развитие творческого потенциала детей.

Оборудование:

  • карточки;
  • памятка “Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями”;
  • тест;
  • карточки обратной связи;
  • плакаты для работы в группах;
  • на доске наглядность (Королева Грамматика). Оформление доски.

Ход урока

Постановка целей и задач.

Учитель: Сегодня на уроке мы путешествуем по стране Королевы Грамматики.

Чтобы попасть в замок и узнать много нового и интересного, нам необходимо показать

Королеве Грамматики наши знания, умения и навыки по грамматике.

I. Индивидуальная работа.

Первый ряд получает карточки по теме “Безударная гласная” (5 вариантов).

II. Фронтальная работа с классом.

Разминка “Приведем мысли в порядок”.

1. Игра “Не лезь за словом в карман”.

Объяснить правописание следующих слов:

Задание:

1) Определить орфограмму. Как проверить безударную гласную в корне?

2) Выделить основу и суффикс.

3) На какие гласные оканчиваются основы.

4) На какие две группы можно разделить данные слова. Указать не менее двух способов деления на группы.

2. Игра “Откуда вылетают проверочные слова”.

(Запись в тетради).

Прим…рять соседей – прим…рять костюм.

Зал…зать раны – зал…зать на дерево.

Отв…рить макароны – отв…рить дверь.

(Проверка через карточки обратной связи).

Учитель: Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, вам надо почаще собирать

“гнезда” слов. Попробуем найти лишнее слово.

3. Игра “Найди лишнее слово”.

Бегемот Крокодил
Бегемотик Крокодильи
Гиппопотам Крокодильчик
Бегемотиха Аллигатор

4. Задание Имени Существительного.

Имя Существительное дает задание ребятам, чтобы пропустить в дворец Королевы Грамматики.

Словосочетания (на доске).

Спрятать под дуб…м

Сидеть на берегу

Стоять перед отцом

Наблюдать за дом…м

Задание № 1. Определите падеж у всех существительных. Расскажите правила правописания безударных падежных окончаний у существительных.

Задание № 2. У глаголов выделите основу.

Задание № 3. От инфинитива образовать и записать глаголы прошедшего времени мужского и женского рода.

5. Логическое задание.

Укажите какими частями речи являются подчеркнутые слова?

(Запись в тетради)

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Учитель: Итак, мы успешно потрудились. Подведём итоги.

Какие орфограммы повторили?

Какие орфограммы встретились нам в отношении глаголов?

Где может быть безударная гласная (в приставке, корне, суффиксе, окончании)?

Учитель: Мы работаем сегодня с глаголами.

Тема урока “Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов”.

III. Изучение новой темы через блочную подачу материала и проблемные ситуации.

Учитель: Вы готовы дальше путешествовать по стране Грамматике. Давным-давно в Королевстве Грамматике жил был славный царь Глагол со своим глагольным народом. Позвал он своих детей и сказал, что трудно ему управлять хозяйством, пришло время заменить его. Чтобы отдать вам свои полномочия потрудитесь и ответьте мне на следующие вопросы:

  1. Что такое спряжение глагола?
  2. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?
  3. Как выбрать правильно гласную в безударном личном окончании глагола?
  4. Что представляют из себя глаголы-исключения?
Читайте также:  Определить времена глаголов и залоги

Что такое спряжение глагола?

(Фронтальная работа с классом по упражнению № 128 стр. 94. Работа в тетради и на доске).

  • прочитайте;
  • назовите глаголы;
  • запишите в тетрадь следующие глаголы: лежит, стоит, растет, живет, поет, грызет, видит, вынимает, собирает.
  • напишите выделенные глаголы в 2 столбика с местоимениями 2 и 3 лица в ед.ч. и мн.ч., поставьте ударение;
  • сравните окончания глаголов в каждом лице;
  • в чем сходство и различие;
  • буквы каких гласных в окончаниях глаголов 1 столбика;
  • буквы каких гласных в окончаниях глаголов 2 столбика;
  • везде ли ударение падает на окончание.

Вывод № 1. Глаголы изменяются по лицам и числам. Изменение окончаний глаголов по лицам и

числам называется спряжением. Глаголы имеют 2 спряжения: 1-е и 2-е.

Признаки 1-го спряжения: Признаки 2-го спряжения:
Е И
-ешь -ишь
-ет -ит
-ем -им
-ете -ите
-ют, -ут -ат, -ят

Вывод № 2. Окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся.

А как же определить спряжение с безударным личным окончанием глаголов?

Ответ на этот вопрос строится через проблемную ситуацию и работу по группам.

Проблемная ситуация. (на доске записано 2 глагола).

Вынима…т Стро…т

Как же определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

Работа по группам. (формируются 3 группы, дается задание). (см. Приложение № 2)

Задание: Сравнить суффиксы в основах глаголов неопределенной формы в 1 и 2 группах.

В чем различие? (Повторение суффиксов в основах глаголов было в разминке).

Обучающиеся выбирают 1 человека из группы, который дает ответ на поставленную проблему.

Вывод № 3. Глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие в неопределенной форме основу на И относятся ко 2-му спряжению, все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

Вывод № 4. При выборе буквы в безударном личном окончании глагола нужно проверить

спряжение по неопределенной форме.

Закрепление: Учитель устно называет глаголы в неопределенной форме, ребята показывают карточками спряжение и объясняют.

(доска, обратная связь)

Цифровой диктант.

(6 человек у доски, 6 человек проверяющих, обратная связь)

Запишите глаголы по спряжениям, обозначая спряжение цифрой:

Ответы в тетради: 2, 1, 2, 1, 1, 2, 2, 1, 1, 2.

Коллективная работа с целью закрепления написания безударных личных окончаний глагола (обратная связь).

Реша…м, искупа…шь, замяука…т, понюха…шь, черт…т, мысл…т.

Обучающиеся проговаривают алгоритм выбора буквы в безударном личном окончании глагола.

На парте – опорный сигнал по спряжению глаголов. (см. Приложение № 3)

Выбор, сделанный обучающимися, проверяется чтением правила на стр. 103.

Практическая работа по вариантам (проверка осуществляется сразу):

I вариант II вариант
суш…т замеча…шь
сверл…шь ла…т
рису…шь улета…м

Итог урока: выполнение теста (см. Приложение № 4)

Читайте также:  Портной что делает подобрать глаголы

Девиз урока:

Учите русский язык – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом.

Вас ждет великая награда

И та награда – в нем самом.

Коллективное чтение девиза и подведение итогов урока.

Раздача орденов “Умников и умниц”.

Учитель: Проблема на следующий урок:

Брить – бреешь. Какое спряжение?

Домашнее задание (индивидуальное). (см. Приложение № 5)

Источник

Часть 1
Настоящее время глагола

Настоящее время глагола

60) 1. Прочитайте. К глаголам в скобках поставьте личные местоимения.

Утром ты встаёшь (. встаю, . встаёт), завтракаешь (. завтракаю, . завтракает) и идёшь (. иду, . идёт) в школу. Когда придёшь из школы, обедаешь (. обедаю, . обедает) и бежишь (. бегу, . бежит) гулять. Потом готовишь (. готовлю, . готовит) уроки. Вечером ужинаешь (. ужинаю, . ужинает), читаешь (. читаю, . читает) книгу или детский журнал.

2. Выпишите выделенные глаголы в столбики с местоимениями 1-го, 2-го и 3-го лица, укажите время.

3. Найдите разницу в окончаниях глаголов.

61) Запишите глаголы вставать и бежать с личными местоимениями во множественном числе, выделите окончания.

Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам. Они имеют три лица (1-е 2-е, 3-е) и два числа (единственное и множественное).

62) 1. Запишите глаголы в три столбика по лицам.

Видит, слышит, спрашиваю, даёшь, тороплю показываешь, мажешь, вяжет, кормит, разбрасывает, пою, говоришь, молчу, играет, рисуешь, молчишь, хлопочешь, устраиваю, гуляю.

2. Выделите окончания глаголов 1-го, 2-го и 3-го лица в единственном числе.

63) 1. Запишите глаголы в три столбика по лицам.

Дышим, знаете, клюёт, точим, пишем, едете, едят, дрожат, клеим, колете, стоят, умножаем, засыпаете, спят, спите, вяжем, строим, переписываете, горят, пилим, жалеете, глядят, молчат.

2. Выделите окончания глаголов 1-го, 2-го и 3-го лица во множественном числе.

Осенью ещё до зари берёшь корзину и бежишь за грибами. Собираешь грибы и слушаешь лес. Тихо. Деревья чуть слышно шумят. Свежо. Дрожь тебя пробирает, но об этом не думаешь. Внимательно следишь за зайчонком, не спускаешь с него глаз.

2. Обозначьте окончания глаголов 2-го и 3-го лица .

3. Составьте продолжение к тексту (три-четыре предложения).

? Что такое личные окончания глаголов?

65) 1. Сравните окончания глаголов в единственном числе в каждом лице. В чём сходство? А различия?

2. Сравните окончания глаголов во множественном числе в каждом лице. В чём сходство и различия?

3. Обратите внимание на глаголы во 2-м лице в единственном числе. Во 2-м лице надо всегда писать ь.

✔ Окончания глаголов в настоящем времени — это личные окончания.

66) 1. Прочитайте.

1. Осень — это перемен восемь: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, сопит, сверху льёт, снизу метёт. 2. Кто любит труд, того люди чтут. 3. Кто рано засевает, тот семян не теряет. 4. Земля кормит, да сама есть просит. 5. Лето собирает, а зима поедает. 6. Ласточка день начинает, а соловей кончает. 7. Труд человека кормит, а лень портит. 8. Зайца ноги носят. Волка зубы кормят. Лису хвост бережёт.

Читайте также:  Глагол приставка корень два суффикса окончание суффикс

2. Выпишите глаголы, укажите лицо и число.

3. Выделите личные окончания глаголов.

67) Распределите и запишите пары слов в три группы:

Дремлю — дремлем, считаешь — считаете, сеет — сеют, знаю — знаем, плачете — плачешь, щебечут — щебечет, роем — рою, едете — едешь, думают — думает, читаем — читаю, играете — играешь, запрещают — запрещает, одевают — одеваю, готовят — готовит, режете — режешь, смотрят — смотрит, берём — беру, ходите — ходишь, дышат — дышит, глядим — гляжу, слышите — слышишь, пилят — пилит, мастерим — мастерю, держите — держишь, кричат — кричит.

68) 1. Прочитайте стихотворение.

Осень в белые туманы

Сад хоронит по утрам.

Ни дорожек, ни поляны —

Ничего не видно нам.

Понапрасну где-то с крыши

Осень будто и не слышит,

И туман как будто глух!

Понапрасну лает в будке

И не дует осень в дудки,

И туман — как есть туман!

Но лишь солнце острым, светлым

Первым выстрелит лучом —

Осень к речке, к старым вётлам

И туман снимает белый —

Полотно за полотном:

Сад умытый, свежий, целый

Вновь мы видим за окном.

2. Выпишите глаголы в настоящем времени укажите их лицо и выделите окончания.

69) Прочитайте. Спишите. Выделите окончания глаголов.

Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапами дёргает, будто он бежит куда-то. Никита спрашивает у отца:

— Почему это Томка лает? Ведь он же спит.

— Он сны видит, — отвечает отец.

— Да, наверное, какие-нибудь свои собачьи сны, охотничьи, про разных зверей, про птиц.

70*) 1. Сравните по смыслу глаголы в каждой паре. Распределите пары в две группы. Запишите.

Глядит — смотрит, спасает — выручает, молчит — говорит, открывает — закрывает, идёт — стоит, завязывает — развязывает, дремлет — спит, зовёт — окликает, начинает — кончает, думает — соображает, сверкает — блестит, теряет — находит.

2. Определите лицо глаголов.

3. Образуйте от глаголов-антонимов форму множественного числа. Запишите. Выделите личные окончания глаголов.

4. Составьте три-четыре предложения с глаголами из группы синонимов.

«Основы грамотности» — материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2018-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник