Меню

найди словосочетания которые состоят из существительного и прилагательного



Урок русского языка в 4-м классе «Склонение имен прилагательных»

Образовательные цели:

  • Познакомить детей со склонением имен прилагательных.
  • Повысить уровень знаний детей по теме «Имя прилагательное»
  • Задачи:

  • Создать условия для удовлетворения потребности субъекта в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
  • Развивающие цели:

  • Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
  • Задачи:

  • Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.
  • Воспитательные цели:
  • Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
  • Воспитание чувства дружбы и товарищества.
  • 1. Организационный этап.

    Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке.

    — Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Урок русского языка.

    Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.

    Каким вы хотите видеть урок? (познавательным, интересным.)

    — Но для этого нужно помнить, что мы одна дружная семья.

    2. Мобилизирующий этап.

    Цели: развивать интеллектуальные качества детей, интерес к русскому языку

    Задачи: обеспечение высокого уровня вовлеченности школьника в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на наглядно действенное мышление, на развитие внимания, наблюдательности.

    1.Самоопределение к деятельности .

    -Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?

    У существительных подчас
    Не жизнь, а просто скука!
    Ни цвета нет у них без нас,
    Ни запаха, ни звука!
    Но если нас к ним приложить,
    Им веселее станет жить!

    (часть речи имя прилагательное)

    — А какие прилагательные в загадке вам помогут ее отгадать?

    Лес и поле белые,
    Белые луга.
    У осин заснеженных
    Ветки как рога. (Зима)

    Какие признаки помогли узнать время года?

    2. Метод ассоциаций (наша отгадка), какие прилагательные вам приходят на ум, когда вы слышите слово зима, какая она? (картинка на экране)

    Какие особенности вы увидели у прилагательных? (они ж. р. с окончаниями ая)

    Вот из этих окончаний (ая) составьте цепочку для чистописания, чередуя буквы.

    3. Работа со словарными словами.

    — Какое слово лишнее и почему?

    — Какое задание можно придумать с этими словами?

    — Подберите к этим существительным прилагательные, составьте словосочетания и запишите, выделите окончания.

    — Почему у прилагательных разные окончания?

    — Какой вывод можно сделать? (прилагательные согласуются с именами существительными в роде и числе).

    3. Этап формулировки темы и целей урока.

    Цели: Учить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнером учителя.

    Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений.

    — Правильно. Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

    -Какую цель можно поставить, глядя на схему?

    Итак, повторяем все, что знаем об именах прилагательных, и узнаем тему урока.

    Дети: Наша цель: Повторить знания об имени прилагательном. Научиться определять падеж у имен прилагательных, используя памятку. Составить памятку (алгоритм) определения падежа у имен прилагательных.

    Учитель: Давайте последовательно идти к достижению наших целей.

    4. Актуализация знаний учащихся.

    Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания об имени прилагательном.

    Задачи: Развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство дружбы. —

    — Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах. (Каждая пара получает один тест)

    Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и запиши его в тетрадь.

    1) Что обозначает имя прилагательное?

    а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

    2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

    т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой, какая,какие?

    3) Как определить род прилагательного?

    м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

    4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

    а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой

    5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

    т) главным н) второстепенным

    6) какое прилагательное является синонимом к слову » старательный»?

    а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

    Читайте также:  особенности словообразования имени существительного

    7) С чем связано прилагательное в предложении?

    н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

    8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное «водный».

    а) проводка и) вода е) уводить

    9) Прилагательное это:

    о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

    Какова цель этого задания?

    — Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово

    — Как будете выполнять задание?(Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу).

    — Желаю удачи!(дети работают в парах)

    — Какое ключевое слово вы получили?

    — Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам называется склонением)

    — Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени прилагательном)

    5. Репродуктивно-поисковый этап.

    Цели: учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.

    Познакомить со способом определения падежа имен прилагательных.

    Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы.

    Учитель: У вас на партах лежат карточка №1 с несколькими заданиями. Посмотрите на них внимательно и отметьте галочкой то задание, которое вы затрудняетесь выполнить.

    Допиши прилагательное, определи его род.

    Мак. пальто . мороз . трава . снежинка .

    Дерево . молоко :, потолок . сыр . щенок . собака :.

    2. Найди словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного,

    Определи склонение существительного.

    Был белый дом,
    Чудесный дом, но что-то застучало в нем.
    И он разбился, и оттуда
    Живое выбежало чудо —
    Такое теплое, такое пушистое и золотое.

    3. Найди имена прилагательные и определи, в каком падеже они стоят.

    Всю ночь разъяренный ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось красное солнце.

    Я шел по узкой тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому снегу, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.

    Я направился по лисьему следу.

    — Мы не сможем выполнить третье задание т.к. еще не умеем определять падеж имени прилагательного.

    — Приступаем к реализации второй цели нашего урока.

    Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными

    1ряд просклоняет прилагательное мужского рода — зимний лес

    2 ряд просклоняет прилагательное женского рода — зимняя погода

    3ряд просклоняет прилагательное среднего рода — зимнее утро.

    (проверка на слайде )

    м.р. ж.р. ср.р.
    И.п. зимний лес зимняя погода Зимнее утро
    Р.п. зимнего леса зимней погоды Зимнего утра
    Д.п. зимнему лесу Зимней погоде Зимнему утру
    В.п. зимний лес Зимнюю погоду Зимнее утро
    Т.п. зимним лесом Зимней погодой Зимним утром
    П.п. о зимнем лесе о зимней погоде о зимнем утре

    — Проанализируем результаты и попробуем найти способ определения падежа у имени прилагательного. Можно ли определить падеж по окончанию?

    — Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые. (слайд подчеркн)

    — А как можно определить падеж у прилагательного?(Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному)

    Учитель: Докажите на примере данного стихотворения.

    Жил да был на белом свете П. п.
    Медвежонок белый Петя. И.п.
    Он не ел, не пил, не спал:
    Мишу бурого искал, В.п.
    Но везде один ответ:
    Миши бурого здесь нет, Р.п.
    Петя шёл, шёл, шёл,
    К лесу тёмному пришёл, Д.п.
    Повидался с бурым братом Т.п.
    И пошёл к себе обратно.

    — Жил где? Существительное «на свете» стоит в Предложном падеже. На свете каком? белом. Прилагательное неразрывно связано с существительным, значит, принимает форму того же падежа, что и существительное. Прилагательное «белом» тоже стоит в Предложном падеже.

    — Итак, давайте составим памятку определения падежа у имен прилагательных.

    Какие шаги мы должны сделать?

    1 шаг — найти существительное, связанное с именем прилагательным.

    2 шаг — определить падеж у имени существительного.

    3 шаг — по падежу существительного определить падеж прилагательного.

    (каждый шаг памятки открывается на доске или слайде)

    — Молодцы, вы хорошо поработали!

    Щиплет уши, щиплет нос,
    Лезет в валенки мороз.
    Брызнешь в воду — упадёт.
    Не вода уже, а лёд.
    Даже птице не летится,
    От мороза стынет птица.
    Повернулось солнце к лету
    Что скажи за месяц это?

    Немного отдохнули, поиграли. А теперь проверим в работе нашу памятку и выполним то задание, которое нам было трудно выполнить в начале урока. Спишите предложения, вставьте окончания, (выделите), определите падеж имен прилагательных.

    Читайте также:  в новинку это существительное

    Удивительн: утро! Пухов: одеялом укутана сонн:. земля. Над серебрист: лесом синеет зимн: небо. (проверка)

    6. Поисково-творческий этап

    Цели: развивать у детей интерес к русскому языку. Учить подбирать слова, составлять связанные тексты.

    Задачи: развивать творческое воображение, культуру речи, память, внимание.

    Учитель: Рассмотрите следующую карточку № 2. Посмотрите на запись и сформулируйте к ней задание.

    на . поле открытое
    у . окна хоккейное
    около . елки веселый
    без . друга пушистая

    — : нужно к каждому существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное, поставив его в нужном падеже.

    По окончании работы обменяйтесь тетрадями в парах и сделайте проверку.

    (дети работают самостоятельно)

    Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите падеж

    — Какой цели мы достигли, выполнив это задание?

    — Научились определять падеж имен прилагательных.

    Придумай и запиши предложения, поставив данные словосочетания в

    Высокое дерево — В.п.

    Весёлый друг — Т.п.

    — Молодцы! Вы хорошо поработали.

    7. Аналитический этап

    — Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.

    Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?

    Что нам в этом помогло?

    Что вам понравилось на уроке?

    Что нового вы узнали?

    Кому было трудно и почему?

    А кто попробует оценить свою работу, используя в своей речи прилагательные.

    Источник

    Найди словосочетания которые состоят из существительного и прилагательного определи род число прилагательного в саду на дорожке прыгали молодые воробушки.

    Ответы

    Большой, печальный, прощальный, родным-прилагательные.

    Косяк журавлей летел высоко в небе . Птицы держали путь на юг . Их крик звучал как привет местам .(Изменился смысл предложения)

    Большой косяк, печальный крик, прощальный привет, родным местам.

    Имя прилагательное в предложение связано с именем существительным.

    Прилагательные — Большой, печальный, прощальный.

    Без имен прилагательных:

    Косяк журавлей летел высоко в небе .Птицы держали путь на юг .Их крик звучал как привет родным местам .

    (Изменился смысл текста)

    В предложении имя прилагательное связано с именем существительным.

    Словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного:

    молодые (мн.ч.) воробушки [во мн.ч. род прилагательного не определяется]

    старый (м.р., ед.ч.) воробей

    хищная (ж.р., ед.ч.) птица

    Найди прилагательные антонимы.

    Каким членом предложения они являются?

    Все прилагательные в тексте являются определениями

    Источник

    Словосочетание

    Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:

    слово словосочетание
    стол обеденный стол
    письменный стол
    лист лавровый лист
    лист малины
    гулять гулять в парке
    гулять с друзьями

    Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:

    гулять (с кем?) с друзьями.

    Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:

    золотая монета – монета из золота,

    меховой воротник – воротник из меха,

    бритвенный станок – станок для бритья.

    Не являются словосочетаниями:

      Подлежащее и сказуемое:

    Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:

    Слово с предлогом:

    у окна, возле дома.

    Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):

    (какой?) уставший и (какой?) сонный.

    Устойчивые выражения (фразеологизмы):

    Сложные грамматические формы:

    будет играть, менее дорогой.

    Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:

    . ветка, сломанная ветром.

    Смысловая и грамматическая связь

    Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

    Смысловая связь Примеры
    предмет и его признак засохший цветок
    цветок
    (какой?) засохший
    действие и предмет лететь к солнцу
    лететь
    (к чему?) к солнцу
    действие и его признак заинтересованно разглядывать
    разглядывать
    (как?) заинтересованно
    признак и его степень по-весеннему свежий
    свежий
    (как?) по-весеннему

    Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

    домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;

    ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.

    Читайте также:  подобрать существительное к прилагательному черный

    Признаки словосочетания

    Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

    1. Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
    2. Смысловое единство этих слов.
    3. Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.

    Простые и сложные

    Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.

    По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

    мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.

    Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

    гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.

    Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

    папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

    Глагольные, именные и наречные

    По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

    глагольные главным словом является глагол бегать по траве,
    листать книгу,
    решать задачу
    именные главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение свежая краска,
    очень скучный,
    пять уроков,
    кто-то знакомый
    наречные главным словом является наречие навстречу мечте,
    рядом с домом

    Типы подчинительной связи в словосочетаниях

    Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

    Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.

    При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

    большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).

    Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

    • имена прилагательные: надувной шарик;
    • местоимения-прилагательные: наши друзья;
    • причастия: просмотренный фильм;
    • порядковые числительные: второй год.

    Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

    прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).

    Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.

    При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

    прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).

    Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

    грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.

    Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

    учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.

    При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

    Неделимые словосочетания

    Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

    сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.

    Синтаксический разбор словосочетания

    Порядок разбора словосочетания:

    1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
    2. Определить, какой частью речи является главное слово.
    3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
    4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
    5. Определить вид словосочетания по главному слову.
    6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

    При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .

    Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

    В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

    Источник

    Найди словосочетания которые состоят из существительного и прилагательного

    

    Урок русского языка в 4-м классе «Склонение имен прилагательных»

    Образовательные цели:

  • Познакомить детей со склонением имен прилагательных.
  • Повысить уровень знаний детей по теме «Имя прилагательное»
  • Задачи:

  • Создать условия для удовлетворения потребности субъекта в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
  • Развивающие цели:

  • Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
  • Задачи:

  • Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.
  • Воспитательные цели:
  • Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
  • Воспитание чувства дружбы и товарищества.
  • 1. Организационный этап.

    Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке.

    — Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Урок русского языка.

    Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.

    Каким вы хотите видеть урок? (познавательным, интересным.)

    — Но для этого нужно помнить, что мы одна дружная семья.

    2. Мобилизирующий этап.

    Цели: развивать интеллектуальные качества детей, интерес к русскому языку

    Задачи: обеспечение высокого уровня вовлеченности школьника в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на наглядно действенное мышление, на развитие внимания, наблюдательности.

    1.Самоопределение к деятельности .

    -Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?

    У существительных подчас
    Не жизнь, а просто скука!
    Ни цвета нет у них без нас,
    Ни запаха, ни звука!
    Но если нас к ним приложить,
    Им веселее станет жить!

    (часть речи имя прилагательное)

    — А какие прилагательные в загадке вам помогут ее отгадать?

    Лес и поле белые,
    Белые луга.
    У осин заснеженных
    Ветки как рога. (Зима)

    Какие признаки помогли узнать время года?

    2. Метод ассоциаций (наша отгадка), какие прилагательные вам приходят на ум, когда вы слышите слово зима, какая она? (картинка на экране)

    Какие особенности вы увидели у прилагательных? (они ж. р. с окончаниями ая)

    Вот из этих окончаний (ая) составьте цепочку для чистописания, чередуя буквы.

    3. Работа со словарными словами.

    — Какое слово лишнее и почему?

    — Какое задание можно придумать с этими словами?

    — Подберите к этим существительным прилагательные, составьте словосочетания и запишите, выделите окончания.

    — Почему у прилагательных разные окончания?

    — Какой вывод можно сделать? (прилагательные согласуются с именами существительными в роде и числе).

    3. Этап формулировки темы и целей урока.

    Цели: Учить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнером учителя.

    Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений.

    — Правильно. Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

    -Какую цель можно поставить, глядя на схему?

    Итак, повторяем все, что знаем об именах прилагательных, и узнаем тему урока.

    Дети: Наша цель: Повторить знания об имени прилагательном. Научиться определять падеж у имен прилагательных, используя памятку. Составить памятку (алгоритм) определения падежа у имен прилагательных.

    Учитель: Давайте последовательно идти к достижению наших целей.

    4. Актуализация знаний учащихся.

    Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания об имени прилагательном.

    Задачи: Развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство дружбы. —

    — Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах. (Каждая пара получает один тест)

    Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и запиши его в тетрадь.

    1) Что обозначает имя прилагательное?

    а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

    2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

    т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой, какая,какие?

    3) Как определить род прилагательного?

    м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

    4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

    а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой

    5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

    т) главным н) второстепенным

    6) какое прилагательное является синонимом к слову » старательный»?

    а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

    Читайте также:  5 класс русский язык самостоятельная работа по теме имя существительное

    7) С чем связано прилагательное в предложении?

    н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

    8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное «водный».

    а) проводка и) вода е) уводить

    9) Прилагательное это:

    о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

    Какова цель этого задания?

    — Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово

    — Как будете выполнять задание?(Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу).

    — Желаю удачи!(дети работают в парах)

    — Какое ключевое слово вы получили?

    — Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам называется склонением)

    — Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени прилагательном)

    5. Репродуктивно-поисковый этап.

    Цели: учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.

    Познакомить со способом определения падежа имен прилагательных.

    Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы.

    Учитель: У вас на партах лежат карточка №1 с несколькими заданиями. Посмотрите на них внимательно и отметьте галочкой то задание, которое вы затрудняетесь выполнить.

    Допиши прилагательное, определи его род.

    Мак. пальто . мороз . трава . снежинка .

    Дерево . молоко :, потолок . сыр . щенок . собака :.

    2. Найди словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного,

    Определи склонение существительного.

    Был белый дом,
    Чудесный дом, но что-то застучало в нем.
    И он разбился, и оттуда
    Живое выбежало чудо —
    Такое теплое, такое пушистое и золотое.

    3. Найди имена прилагательные и определи, в каком падеже они стоят.

    Всю ночь разъяренный ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось красное солнце.

    Я шел по узкой тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому снегу, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.

    Я направился по лисьему следу.

    — Мы не сможем выполнить третье задание т.к. еще не умеем определять падеж имени прилагательного.

    — Приступаем к реализации второй цели нашего урока.

    Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными

    1ряд просклоняет прилагательное мужского рода — зимний лес

    2 ряд просклоняет прилагательное женского рода — зимняя погода

    3ряд просклоняет прилагательное среднего рода — зимнее утро.

    (проверка на слайде )

    м.р. ж.р. ср.р.
    И.п. зимний лес зимняя погода Зимнее утро
    Р.п. зимнего леса зимней погоды Зимнего утра
    Д.п. зимнему лесу Зимней погоде Зимнему утру
    В.п. зимний лес Зимнюю погоду Зимнее утро
    Т.п. зимним лесом Зимней погодой Зимним утром
    П.п. о зимнем лесе о зимней погоде о зимнем утре

    — Проанализируем результаты и попробуем найти способ определения падежа у имени прилагательного. Можно ли определить падеж по окончанию?

    — Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые. (слайд подчеркн)

    — А как можно определить падеж у прилагательного?(Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному)

    Учитель: Докажите на примере данного стихотворения.

    Жил да был на белом свете П. п.
    Медвежонок белый Петя. И.п.
    Он не ел, не пил, не спал:
    Мишу бурого искал, В.п.
    Но везде один ответ:
    Миши бурого здесь нет, Р.п.
    Петя шёл, шёл, шёл,
    К лесу тёмному пришёл, Д.п.
    Повидался с бурым братом Т.п.
    И пошёл к себе обратно.

    — Жил где? Существительное «на свете» стоит в Предложном падеже. На свете каком? белом. Прилагательное неразрывно связано с существительным, значит, принимает форму того же падежа, что и существительное. Прилагательное «белом» тоже стоит в Предложном падеже.

    — Итак, давайте составим памятку определения падежа у имен прилагательных.

    Какие шаги мы должны сделать?

    1 шаг — найти существительное, связанное с именем прилагательным.

    2 шаг — определить падеж у имени существительного.

    3 шаг — по падежу существительного определить падеж прилагательного.

    (каждый шаг памятки открывается на доске или слайде)

    — Молодцы, вы хорошо поработали!

    Щиплет уши, щиплет нос,
    Лезет в валенки мороз.
    Брызнешь в воду — упадёт.
    Не вода уже, а лёд.
    Даже птице не летится,
    От мороза стынет птица.
    Повернулось солнце к лету
    Что скажи за месяц это?

    Немного отдохнули, поиграли. А теперь проверим в работе нашу памятку и выполним то задание, которое нам было трудно выполнить в начале урока. Спишите предложения, вставьте окончания, (выделите), определите падеж имен прилагательных.

    Читайте также:  допишите окончания существительных в скобках напишите падеж

    Удивительн: утро! Пухов: одеялом укутана сонн:. земля. Над серебрист: лесом синеет зимн: небо. (проверка)

    6. Поисково-творческий этап

    Цели: развивать у детей интерес к русскому языку. Учить подбирать слова, составлять связанные тексты.

    Задачи: развивать творческое воображение, культуру речи, память, внимание.

    Учитель: Рассмотрите следующую карточку № 2. Посмотрите на запись и сформулируйте к ней задание.

    на . поле открытое
    у . окна хоккейное
    около . елки веселый
    без . друга пушистая

    — : нужно к каждому существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное, поставив его в нужном падеже.

    По окончании работы обменяйтесь тетрадями в парах и сделайте проверку.

    (дети работают самостоятельно)

    Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите падеж

    — Какой цели мы достигли, выполнив это задание?

    — Научились определять падеж имен прилагательных.

    Придумай и запиши предложения, поставив данные словосочетания в

    Высокое дерево — В.п.

    Весёлый друг — Т.п.

    — Молодцы! Вы хорошо поработали.

    7. Аналитический этап

    — Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.

    Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?

    Что нам в этом помогло?

    Что вам понравилось на уроке?

    Что нового вы узнали?

    Кому было трудно и почему?

    А кто попробует оценить свою работу, используя в своей речи прилагательные.

    Источник

    Найди словосочетания которые состоят из существительного и прилагательного определи род число прилагательного в саду на дорожке прыгали молодые воробушки.

    Ответы

    Большой, печальный, прощальный, родным-прилагательные.

    Косяк журавлей летел высоко в небе . Птицы держали путь на юг . Их крик звучал как привет местам .(Изменился смысл предложения)

    Большой косяк, печальный крик, прощальный привет, родным местам.

    Имя прилагательное в предложение связано с именем существительным.

    Прилагательные — Большой, печальный, прощальный.

    Без имен прилагательных:

    Косяк журавлей летел высоко в небе .Птицы держали путь на юг .Их крик звучал как привет родным местам .

    (Изменился смысл текста)

    В предложении имя прилагательное связано с именем существительным.

    Словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного:

    молодые (мн.ч.) воробушки [во мн.ч. род прилагательного не определяется]

    старый (м.р., ед.ч.) воробей

    хищная (ж.р., ед.ч.) птица

    Найди прилагательные антонимы.

    Каким членом предложения они являются?

    Все прилагательные в тексте являются определениями

    Источник

    Словосочетание

    Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:

    слово словосочетание
    стол обеденный стол
    письменный стол
    лист лавровый лист
    лист малины
    гулять гулять в парке
    гулять с друзьями

    Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:

    гулять (с кем?) с друзьями.

    Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:

    золотая монета – монета из золота,

    меховой воротник – воротник из меха,

    бритвенный станок – станок для бритья.

    Не являются словосочетаниями:

      Подлежащее и сказуемое:

    Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:

    Слово с предлогом:

    у окна, возле дома.

    Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):

    (какой?) уставший и (какой?) сонный.

    Устойчивые выражения (фразеологизмы):

    Сложные грамматические формы:

    будет играть, менее дорогой.

    Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:

    . ветка, сломанная ветром.

    Смысловая и грамматическая связь

    Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

    Смысловая связь Примеры
    предмет и его признак засохший цветок
    цветок
    (какой?) засохший
    действие и предмет лететь к солнцу
    лететь
    (к чему?) к солнцу
    действие и его признак заинтересованно разглядывать
    разглядывать
    (как?) заинтересованно
    признак и его степень по-весеннему свежий
    свежий
    (как?) по-весеннему

    Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

    домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;

    ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.

    Читайте также:  существительное лагерь без старого названия буквы ь

    Признаки словосочетания

    Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

    1. Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
    2. Смысловое единство этих слов.
    3. Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.

    Простые и сложные

    Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.

    По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

    мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.

    Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

    гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.

    Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

    папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

    Глагольные, именные и наречные

    По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

    глагольные главным словом является глагол бегать по траве,
    листать книгу,
    решать задачу
    именные главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение свежая краска,
    очень скучный,
    пять уроков,
    кто-то знакомый
    наречные главным словом является наречие навстречу мечте,
    рядом с домом

    Типы подчинительной связи в словосочетаниях

    Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

    Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.

    При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

    большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).

    Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

    • имена прилагательные: надувной шарик;
    • местоимения-прилагательные: наши друзья;
    • причастия: просмотренный фильм;
    • порядковые числительные: второй год.

    Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

    прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).

    Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.

    При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

    прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).

    Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

    грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.

    Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

    учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.

    При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

    Неделимые словосочетания

    Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

    сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.

    Синтаксический разбор словосочетания

    Порядок разбора словосочетания:

    1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
    2. Определить, какой частью речи является главное слово.
    3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
    4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
    5. Определить вид словосочетания по главному слову.
    6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

    При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .

    Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

    В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

    Источник