Меню

Найдите глаголы чем они интересны



Глаголы в русском языке: формы и виды глаголов, спряжение

​ Глагол — это часть речи, обозначающая действие. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Например, «идти», «думать», «работать». Также глагол может передавать состояние предмета, а не действие: например, «лежать», «болеть», «существовать».

Глагол изменяется по временам (настоящее время — бежит, прошедшее — бежал, будущее — побежит), лицам (первое лицо — я бегу, второе — ты бежишь, третье — он бежит) и числам (единственное число — я бегу, множественное — мы бежим). Изменение формы глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Также в русском языке глагол имеет формы вида, рода, наклонения, залога: залог бывает действительный, страдательный и средневозвратный.

Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого.

От глаголов образуются отглагольные части речи — причастие и деепричастие.

Другое значение слова «глагол»

Изначально в русском языке «глагол» значило просто «слово» или «речь». Например, у А.С. Пушкина в стихотворении «Пророк» Бог велит пророку:

Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

На современном русском языке это звучало бы так: «Встань, пророк, смотри и слушай, проникнись моей волей. Путешествия по суше и морям, обжигай словом людские сердца».

Переходные и непереходные глаголы

Все глаголы в русском языке делятся на переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на предмет. Переходные глаголы могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже: поздравил нас, купил книгу, сфотографировал собаку. В отдельных случаях — с существительными и местоимениями в родительном падеже: купил молока, выпил водки, нарвал цветов.

Непереходные глаголы — это все остальные глаголы русского языка. Они могут обозначать движение, положение в пространстве, состояние. Например, глаголы «прыгать» или «сидеть».

Совершенные и несовершенные глаголы

Несовершенные глаголы обозначают незавершенное действие, без указания на его границу. Они отвечают на вопрос что делать? Например, «рисовать», «идти» или «выбрасывать».

Совершенные глаголы указывают на оконченное действие, ограниченное временным пределом. Отвечают на вопрос что сделать? Например, «нарисовать», «прийти», «выбросить».

У некоторых глаголов есть лишь один вид. Например, «принадлежать» — только несовершенный вид. А «очутиться» — только совершенный вид. Некоторые глаголы не имеют разных форм несовершенного и совершенного вида, они совмещаются в одной форме — например, глаголы «атаковать» или «обещать».

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы (или глаголы в возвратной форме) — это глаголы с суффиксом -ся или -сь. Например, «молиться», «задуматься», «проснуться». Некоторые из них никогда не употребляются без данного суффикса (бояться, надеяться, гордиться), а другие могут употребляться и без него (плакать — плакаться, умывать — умываться).

Соответственно, невозвратные глаголы — это глаголы без суффикса -ся.

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают действие, происходящее без действующего лица. Например, «стемнело», «не спится», «потеплело». Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.

Читайте также:  Глагол 3 класс занков лицо глагола

Наклонение глаголов

В русском языке глаголы могут употребляться в трех наклонениях.

Изъявительное наклонение обозначает действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Например: «Вчера мы были у бабушки»; «Солнце погаснет через 5 миллиардов лет».

Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие, которое может произойти при некоторых условиях. К глаголу при этом добавляется частица «бы». Например: «Собеседник не понял бы нас, если бы мы говорили на русском»; «Я был бы рад с вами увидеться»

Повелительное наклонение обозначает действие, к которому пытаются призвать собеседника. Например: «Быстро успокойся»; «Попросите Андрея Ивановича зайти ко мне».

Спряжение глаголов

Спряжение — это изменение формы глаголов по лицам. Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени.

В русском языке два спряжения — первое и второе. Глаголы в них различаются гласными в личных окончаниях.

Источник

Что обозначает глагол?

169. Прочитайте.

  1. Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.
  2. Учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.
  • Определите, к какой части речи относятся слова каждой группы. По каким признакам вы это определили?
  • Составьте и запишите нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.
  • Каким членом предложения является глагол?

170. Прочитайте.

Умелые руки
Покоя не знают.
Они вышивают,
Строгают, копают.
Умелые руки
Покоя не знают,
Своим трудолюбием
Мир украшают.
Н. Сапаров)

  • Какова тема и главная мысль стихотворения?
  • Назовите глаголы. Что они обозначают и на какой вопрос отвечают? Запишите эти глаголы.
  • Составьте по рисунку предложения. Запишите их. Подчеркните глаголы. Над глаголами укажите часть речи: гл.
  • Какая из пословиц подойдёт к теме и главной мысли стихотворения: 1) Рукам воли не давай; 2) Рабочие руки не знают скуки. Запишите её.
  • Глагол — это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и др.

    171. Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Среди пингвинов есть и драчуны. Однажды один пингвин бежал мимо нашей палатки и налетел на пустой бидон. Бидон зазвенел. Пингвин обратно вернулся и опять налетел. Бидон звенит. Пингвин с криком на него налетает и бьёт крыльями. Я пингвина оттаскиваю от бидона, а он мне руки клюёт, злится.

    За камнями жил пингвин-забияка. Он меня всегда поджидал и набрасывался. Вцепится клювом в сапог и клюёт, бьёт крыльями.

    Когда я ходил за водой, брал с собой половник. Как забияка налетит — я его половником. Он очень половника боялся.

    • Объясните значение слова половник.
    • Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина. В чём различие в значении слов налетел и налетает, звенит и зазвенит? Найдите в тексте глагол, близкий по значению глаголам встречаются, бывают.
    • Выпишите из предложений только глаголы. Подчеркните те, которые отвечают на вопрос что сделал?
    Читайте также:  Замените фразеологизм наречием с глаголом спит как убитый

    172. Прочитайте. Запишите предложения, вставляя пропущенные глаголы.

    Дождик .
    Глаз .
    Ветер .
    Солнце .
    Гром .
    Ухо .
    Холодильник .
    Печка .

    Слова для справок: холодит, веет, греет, светит, глядит, мочит, слышит, гремит.

  • Составьте предложения о действиях других предметов.
  • 173. Прочитайте.

    1. Звонко ласточки щебечут. 2. Смотрит с неба месяц бледный. 3. Скоро солнце взойдёт. 4. Вот и лёд на речке треснул. 5. Верба нарядилась в белые серёжки. 6. В небо тучи набежали. 7. Скоро птички запоют.

    (И. Суриков)

    • Дайте совет другу, как найти в предложениях глаголы. Назовите каждый глагол и вопрос, на который этот глагол отвечает.
    • Выпишите из предложений главные члены, ставя вопрос от подлежащего к сказуемому.

    Образец. Ласточки (что делают?) щебечут.

    174. Найдите в орфоэпическом словаре учебника глаголы. Произнесите их правильно.

    • Выпишите 3 группы глаголов, ставя перед каждым глаголом в скобках вопрос, на который он отвечает. Обозначьте в словах ударение.

    Образец. (Что делать?) брать, (что делала?) брала, (что делали?) брали.

    175. Прочитайте. Назовите сказку.

    1. Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается заяц. 2. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки-зайчихи, улыбнулись старые зайцы. 3. Зайцы кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли друг друга.

    • Назовите слова, обозначающие действия зайцев. К какой части речи они относятся?
    • Найдите в предложениях глаголы-синонимы. Объясните, почему в первых двух предложениях автор употребил именно эти глаголы.
    • Выпишите глаголы. Выделите в них приставки. Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделали?

    176. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    1. Сияло со..нце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, и зол..том сверкала река. (М. Горький) 2. В небе чистом тихо светит сребристая луна. 3. Р..синки, как алмазы, на лист..ях горят. (А. Плещеев)

    • Найдите глаголы-синонимы. Что они обозначают? Подчеркните эти глаголы.
    • Прочитайте. Определите, в каких сочетаниях слов глаголы употреблены в переносном значении.

    Сверкнула молния, сверкнула мысль; горят звёзды, горят свечи; блестят глаза (от радости), блестят огни.

    177. Прочитайте.

    А речка эта по лугам и склонам
    Летит, журчит, смеётся, как ребёнок,
    Звенит, лопочет, скачет по камням.
    (Р. Гамзатов)

  • Найдите глаголы. Чем они интересны? Почему автор использует именно такие глаголы?
  • К каким глаголам можно подобрать синонимы, антонимы?
  • Спишите. Подчеркните глаголы.
  • 178. Прочитайте. В чём сходство и различие слов в каждой паре?

    Завтрак — завтракать, р..бота — р..ботать, танец — т..нцевать, уж..н — уж..нать, синий — с..неть, р..сунок — р..с..вать, ж..лтый — ж..лтеть, бег — б..жать, кр..снота — кр..снеть.

    • Спишите, вставляя пропущенные буквы и ставя перед словами вопросы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
    Читайте также:  Гласные после ц окончаниях и суффиксов в глаголе

    179. Прочитайте отрывок из стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает».

    . Если б мыло Приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло — Хорошо бы это было!

  • Соответствует ли название стихотворения приведённому отрывку? А о чём можно мечтать?
  • Какими частями речи являются выделенные слова?
  • 180. Рассмотрите рисунки.

    • Расскажите, что вы видите на каждом рисунке.
    • Какой общей темой можно их объединить? Придумайте к ним название.
    • Составьте по рисункам 2-3 предложения. Запишите их. Подчеркните глаголы.
    • Какого типа текст можно составить по данным рисункам: повествование или описание? Сколько частей будет в тексте? Определите тему каждой части и всего текста.
    • Продумайте содержание текста. Придумайте к нему заголовок. Он должен отражать главную мысль текста.
    • Устно составьте текст по рисункам. Подготовьтесь его рассказать. Запишите составленный текст. Проверьте себя.

    Источник

    122. Прочитайте стихи С. Маршака. Слов какой части речи в них больше всего? Какое общее слово объединяет все предметы?

    123. Рассмотрите рисунок. Скажите, что делают дети.
    Запишите слова, которые обозначают действия предметов.

    124. Прочитайте слова. Поставьте к ним вопросы.
    Что обозначают слова: предметы, действия предметов или признаки предметов?

    125. Прочитайте загадки. Отгадайте их.

    126. Прочитайте группы слов.
    Что обозначают слова в каждой группе? На какие вопросы они отвечают?

    127. Закончите предложения. Запишите их, подчеркните глаголы.

    128. Прочитайте стихотворение В. Мировича «Ледоход».

    129. Прочитайте текст, составленный второклассниками. Запишите его, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы.

    130. Прочитайте предложения, найдите глаголы. Что они называют: действие одного предмета или нескольких предметов? Измените глаголы по образцу так, чтобы они стали называть действия нескольких предметов.

    131. Прочитайте текст, придумайте к нему заглавие.
    Найдите глаголы. На какие вопросы они отвечают?

    132. Игра «Волшебник». Прочитайте текст. Действия, о которых говорится в тексте, уже произошли, происходят сейчас или произойдут потом?

    133. Прочитайте потешку. О чем в ней идет речь? Запишите потешку, вставьте глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?

    134. Прочитайте две группы слов. Что они обозначают?
    Поставьте вопрос к каждой группе слов. Какие это части речи?
    Составьте из слов первой и второй групп предложения по образцу. Запишите предложения.

    135. Прочитайте стихотворные строки. Можно ли о них сказать: «Коротко да ясно, оттого и прекрасно»?

    136. Прочитайте строки из стихотворения Ф. Тютчева. Спишите его, подчеркните известные вам орфограммы.

    137. Прочитайте начало сказки. Вспомните ее название. Какие слова помогают нам представить избушки зайца и лисы? На какой вопрос отвечают эти слова? Выпишите их.

    138. Укажите с помощью имен прилагательных различные признаки предмета.

    139. Прочитайте текст. Что интересного вы узнали? Выпишите имена прилагательные.

    140. Вспомните загадки про арбуз. Придумайте свои загадки про арбуз и запишите их.

    Источник