Памятка «Работа над орфографическими ошибками»
Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение учащихся видеть орфограммы.
В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная языковая норма”.
В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения
Существует три вида исправления ошибок:
- Исправление путем выписывания, данного слова;
- Исправление с помощью доказательства;
- Исправление, основанное на логически последовательном порядке рассуждения вида исправления ошибок;
План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен прилагательных.
(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)
- Найти имя прилагательное.
- Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного.
- Определить род и падеж существительного и прилагательного.
- Вспомнить прилагательного в этом падеже.
Памятка при работе над ошибками.
2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)
3. Большая буква в именах собственных.
Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.
4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
5. Парные согласные в корне слова.
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
7. Правописание приставки, суффикса.
8. Разделительный Ъ и Ь.
9. Раздельное написание предлогов со словами.
10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
12. Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне
13. Безударные личные окончания глаголов.
Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь
14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.
Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?
1. На выбор букв для обозначения звука:
2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложения:
3. На определение места знака переноса в слове:
Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо
4. На слитно-раздельное написание слов:
В класс или вкласс
Взял или в зял
5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!
– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.
Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”
Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из 3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались учителем).
“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”
1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….
Гусе(в/ф) Кру(г/к) Стол(б/п) | ря(д/т) су(б/п) гла(з/с) | к(о/а)за р(е/и)ка тр(а/о)ва | п(а/о)ет з(о/а)вет ст(о/а)ит | Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:
(Памятка для ученика.)
- Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
- Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
- Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
- Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
- Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
- Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
- Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
- Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.
Источник
СПАДИЛО.РУ
Задание №7 проверяет умение учащихся образовывать различные формы слов. В нем необходимо найти слово, форма которого образована с ошибкой, и записать его правильно; за это можно получить один первичный балл.
Теория к заданию №7 ЕГЭ по русскому языку
У многих выпускников возникают проблемы с образованием форм множественного числа различных слов. Для того чтобы их предотвратить мы приводим некоторые теоретические сведения с использованием слов, встречающихся на экзамене.
Грамматические нормы имен существительных
Окончания имен существительных множественного числа именительного падежа
Окончания множественного числа им. падежа Ы/И | Окончание множественного числа им. падежа А/Я |
Бухгалтер | Адрес |
Возраст | Вексель |
Выговор | Ворох |
Грифель | Директор |
Драйвер | Доктор |
Диспетчер | Катер |
Договор | Китель |
Инженер | Кузов |
Инструктор | Купол |
Компрессор | Колокол |
Конструктор | Кучер |
Контейнер | Ордер |
Лекарь | Окорок |
Месяц | Округ |
Плеер | Повар |
Полис | Погреб |
Порт | Профессор |
Почерк | Пояс |
Прожектор | Паспорт |
Пудель | Сорт |
Ректор | Стог |
Редактор | Сторож |
Слесарь | Тенор |
Свитер | Терем |
Трактор | Тополь |
Снайпер | Хутор |
Столяр | Штемпель |
Табель | Якорь |
Токарь | Фельдшер |
Торт | Отпуск |
Тренер |
Флигель |
Фронт |
Шофёр |
Окончания существительных множественного числа родительного падежа
В множественном числе родительного падежа слов, обозначающих различные фрукты и овощи, почти всегда используется окончание «-ов»:
- много ананасов, бананов, лимонов, томатов.
Важно запомнить следующие исключения: дынь, слив, яблок
В родительном падеже множественного числа слов, обозначающих парные предметы, часто оказывается нулевое окончание:
- много бахил, ботинок, валенок, кроссовок, шорт, чулок, туфель.
Важно запомнить: много бриджей, гольфов, носков
Нулевое окончание также будет в родительном падеже множественного числа слов, обозначающих национальности:
- много болгар, бурят, грузин, румын, татар
Важно запомнить: много монголов, таджиков, хорватов, якутов
Также нулевое окончание используется в словах родительного падежа множественного числа, обозначающих некоторые военные профессии:
- гардемарин, гренадер, гусар, партизан, солдат
Важно запомнить: много саперов
Родительный падеж множественного числа различных единиц измерения также имеет нулевое окончание:
- ампер, аршин, байт, мегабайт, вольт, ватт
Но: граммов, гектаров, килограммов
Множественное число родительного падежа для слов, оканчивающихся на «-це», образуется с помощью окончания «-ец»:
- много блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец
Однако: много деревцев, оконцев
Окончание «-ий» будет встречаться в родительном падеже множественного числа слов, оканчивающихся на «-ья» или «-ье»:
- много гнездовий, кушаний, надгробий, ожерелий, печений, побережий, сидений, увечий.
Важно запомнить: много кореньев, лохмотьев, платьев, подмастерьев, угодьев, хлопьев, ладей, копий, ружей
Окончание «-ей» будет в родительном падеже множественном числе слов, которые в именительном падеже кончаются на «и»:
- много будней, гантелей, скатертей, яслей, ладоней
Склонение имен числительных
Склонение числительных также вызывает затруднения у некоторых людей. В числительных «сорок, девяносто, сто» в родительном, дательном, творительном и предложном падежах множественного числа добавляется окончание «-а»:
В числительных «пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят» изменяются обе части слов, например, пятидесяти – пятьюдесятью. Две части изменяются и в словах «двести, триста, четыреста», например, трехсот – тремстам – тремястами – о трехстах. Слова «пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот» склоняются по следующему образцу: семьсот – семисот – семистам – семьсот – семьюстами – о семистах. В склонении составных числительных нужно изменять все части слова: три тысячи восемьсот двадцать семь – трех тысяч восьмисот двадцати семи – три тысячи восемьсот двадцать семь – тремя тысячами восемьюстами двадцатью семью – о трех тысячах восьмистах двадцати семи.
Очень важно правильно склонять порядковые числительные: в них изменяется лишь последнее перед существительным слово, например:
- две тысячи семнадцатый год – в две тысячи семнадцатом году (нельзя говорить «в двух тысячи семнадцатом»!)
При употреблении слов «оба» и «обе» нужно всегда согласовывать их с существительными:
- по обеим улицам(не по обоим); по обоим домам (не по обеим).
Морфологические нормы глаголов
Также нужно запомнить формы следующих слов повелительного наклонения:
лечь | ляг | лягте |
ехать | езжай | езжайте |
ездить | езди | ездите |
глядеть | гляди | глядите |
махать | маши | машите |
бежать | беги | бегите |
высыпать | высыпи | высыпите |
класть | клади | кладите |
И настоящего и будущего времени:
ездить | езжу | ездит |
лазить | лажу | лазит |
махать | машу | машет |
беречь | берегу | бережет |
жечь | жгу | жжет |
Важно запомнить верное написание слов и сочетаний:
- постричься, поскользнуться, подчеркнуть, почерк, насмехаться, выходить из автобуса (не сходить), промок, замерз, окреп, садитесь
Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем задание.
- Читаем предложенные слова и словосочетания (желательно произнося их или употребляя в предложении).
- Вспоминаем грамматические номы русского языка в области словообразования (теория).
- Ищем неверно написанное слово.
- Записываем правильный ответ (правильную форму слова).
Разбор типовых вариантов задания №7 ЕГЭ по русскому языку
Шестое задание демонстрационного варианта 2018
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем задание.
- Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Опытные тренерызанялись подготовкой сборной. Новая сигнализация звучит не менее громко. Поезжайте вперед вдоль аллеи. У нее нет туфель для вечернего выхода.
- Опытные тренеры – верная форма множественного числа именительного падежа существительного тренер. Звучит не менее громко – верная форма сравнительной степени наречия громко. Поезжайте – верная форма повелительного наклонения множественного числа. Нет туфель – верная форма множественного числа родительного падежа существительного туфля.
- Неверно написано слово ОБОИМ. При существительном женского рода должно стоять слово ОБЕ – ОБЕИМ сторонам.
Ответ: обеим
Первый вариант задания
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем задание.
- Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Поезжай прямопо дороге. У нашей сборной лучшие тренеры. Пожертвовать тремя пятыми всех запасов. Она собрала сумку, сложив полотенца и нижнее белье.
- Поезжай прямо – верно образованное повелительное наклонение глагола ехать. Лучшие тренеры – верная форма множественного числа именительного падежа существительного тренер. Тремя пятыми – у составных числительных склоняются все части. Сложив полотенца – с приставкой употребляем глагол -лож-.
- Неверно написано слово ГОЛЬФ. Это – одно из «исключений» образования множественного числа от слов – обозначений предметов одежды.
Второй вариант задания
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Алгоритм выполнения:
- Внимательно читаем задание.
- Читаем предложенные слова и словосочетания, стараясь употребить их в предложениях: Машу рукоймаме. Позднейший период творчества художника. Трое инспекторов пришли к единому решению. Наши отпуска были утверждены.
- Машу рукой – верно образованное 1 лицо единственного числа настоящего времени от глагола махать. Позднейший – верно образованная форма превосходной степени от глагола поздний. Трое инспекторов – верно образованный Р.п. множественного числа от глагола инспектор. Наши отпуска – множественное число от существительного отпуск.
- Данное задание иллюстрирует довольно частую ошибку в склонении числительных. Как говорилось выше, в них должно склоняться только ближайшее к существительному слово. Верный вариант: к две тысячи пятнадцатому году.
Ответ: к две тысячи пятнадцатому году.
Третий вариант задания
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- МЕНЕЕ чёткий
- икра из БАКЛАЖАНОВ
- ПОМАХАЙ рукой
- административные ОКРУГА
- ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ заданиями
Источник