Меню

Найдите переходные глаголы выпишите словосочетания с ними



§ 90. Глаголы переходные и непереходные —

528. Составьте и запишите словосочетания, ответив на вопросы. Обозначьте переходные глаголы (пер.), непереходные (непер.).

Строить (п.) город; возвдить (п.) дом; поднимать (п.) краном железобетонный блок; не размешал (п.) раствор для кладки; подавать (п.) контейнер с кирпичом; помогать (н.) рабочим; приваривать (п.) решетку балкона; стоять (н.) на лебедке; руководить (н.) строителями; разговаривать (н.) с прорабом; воздвигать (п.) электростанцию; не чувствовать (п.) усталости.

Строить — возводить, воздвигать (перех.).

529. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выпишите из текста переходные глаголы вместе с существительными в винительном падеже.

530. Составьте и запишите с глаголами белеть — белить, чернеть-чернить, синеть — синить словосочетания или предложения. В словосочетаниях отметьте главное слово, в предложениях подчеркните главные члены. Над переходными глаголами напишите пер.

Белеть вдали; ьелить (п.) потолок; чернеть на горизонте; чернить (п.) человека; чинеть в небе; синить (п.) белье.

531. Выпишите глаголы, относящиеся к слову листья (лист). Являются ли переходными глаголы с суффиксом -ся (-сь)?

Опадают, летят, ложатся, кружится, валится. — Нет, они не переходные.

532. Спишите. Подчеркните возвратные глаголы.

533. Приведённые ниже словосочетания выразите возвратным глаголом, подходящим по смыслу.

534. Составьте словосочетания

535. Найдите ошибки в употреблении глаголов. Произнесите правильный вариант.

1. Я встала рано утром, умылась, причесалась, оделась. 2. Пригляделись мы к нему, познакомились поближе — видим: хороший человек. 3. Брат подружился с соседом. 4. Пассажир стал дожидаться другой остановки. 5. Дети играли в комнате.

536. Диктант. Подчеркните переходные глаголы. Укажите спряжение всех глаголов.

537. Подготовьте рассказ о спортивном соревновании на школьном стадионе.

Источник

Дидактический материал, дополняющий упражнения школьного учебника по теме «Переходные и непереходные глаголы»

Содержимое публикации

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное образование Октябрьский район

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УНЪЮГАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

ТРУДА МИХАИЛА ИВАНОВИЧА АЛЬШЕВСКОГО»

дополняющий упражнения школьного учебника по теме «Переходные и непереходные глаголы»,

а именно выражение прямого объекта при переходных глаголах

Автор: Речкина Анастасия Васильена

(учитель русского языка и литературы)

В данной статье приводится разработанный ряд заданий, которые как нам кажется смогут дополнить упражнения школьного учебника.

Анализ научной литературы и учебников для 6 класса по русскому языку позволил сделать вывод о недостаточности представления в школьной программе материала, направленного на изучение особенностей выражения прямого объекта при переходных глаголах. Мы предлагаем упражнения, которые усиливают функциональный и семантический аспект при проведении урока на тему «Переходные и непереходные глаголы. Выражение прямого объекта при переходных глаголах». Кроме того, мы считаем необходимым привести примеры сочетаний переходного глагола не только с существительным, но и с местоимением.

Вначале мы формулируем задание, направленное на разграничение школьниками переходных и непереходных глаголов с точки зрения смысловой разницы между ними. В качестве примеров взяли предложения из былины « Вольга и Микула Селянинович », изучающейся на уроках литературы в это классе.

Задание 1. Прочитайте предложения, найдите глагол. С помощью вопроса установите смысловую связь между глаголом и дополнением, которое его поясняет.

Микула пахал поле.

Вольга увидел его (Микулу).

Ответ: пахал что? поле; увидел кого? его.

Читайте также:  Какие из этих глаголы 2 спр

-В каком падеже стоит существительное, местоимение?

Ответ: В винительном падеже.

-Можно ли к данным глаголам подобрать существительные-дополнения, ставя вопросы: кого? что?

Вывод: одни глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога (переходные глаголы), и без этого дополнения их значение не совсем понятно, другие – нет, так как их смысл ясен без всяких дополнений (непереходные глаголы).

Следующее задание отображает связь переходных глаголов с местоимением.

В русском языке выделяют несколько разрядов местоимений: личные ( я, мы, ты и т.д. ), притяжательные ( мой, наш, твой и др .), относительные ( некто, нечто и пр .), возвратное местоимение себя и другие. При этом местоимение после глагола может употребляться с предлогом ( отправимся с ними, позабочусь о себе, позову к себе, стоит перед нами – в этом случае местоимение будет косвенным дополнением), а может употребляться и без предлога (прямое дополнение — найду его, позовем их, уважают тебя, приведу кого-нибудь, заставлю себя ). Употребление с большинством местоимений обычно не вызывает вопроса. Сложности возникают с выбором формы винительного или родительного падежа вопросительного местоимения «что» и его производных. Поэтому мы приводим задание, в котором используем записанные нами высказывания носителей литературного языка (в том числе школьников).

Задание 2. Прочитайте предложения. Правильно ли употреблен падеж местоимения? Замените, где нужно, винительный падеж на родительный и наоборот.

Что хочет женщина?

Что хочу, то и говорю.

Мадам, что изволите?

Чего написано в письме?

Вы чего делаете?

Что нам не хватает?

, что он собственно хочет.

Что же он достиг?

Чего знаем из разных источников.

, что не ожидала я.

Вывод: при глаголах желания, достижения (типа хотеть, достигать ) требуется родительный падеж дополнения ( чего хочет женщина ), при глаголах конкретного действия – винительный падеж ( что знаем из разных источников ).

Следующее задание направлено на нормативный аспект.

Задание 3. Выбрать правильный вариант падежной формы прямого объекта. В каких из приведённых словосочетаний возможны оба варианта?

Чего расскажешь – что расскажешь,

не сдать экзамен – не сдать экзамена,

не знать истины – не знать истину,

выпить чай – выпить чая,

желать победы – желать победу,

чего-нибудь завоевать – что-нибудь завоевать.

При выполнении задания школьники должны сделать вывод о том, что вариантами являются винительный и родительный падеж при глаголах с отрицанием и при глаголах, направляющих действие на часть объекта ( не знать истины – не знать истину, выпить чай – выпить чая ).

Следующее задание касается морфологических средств выражения переходности-непереходности.

Задание 4. В каждой паре слов определите, какой из глаголов переходный, а какой непереходный. Свой ответ объясните. Составьте с этими глаголами предложения. Глаголы употребите в формах настоящего или будущего времени.

Например: Белеет парус одинокий. – Мама белит стену.

Серебро чернеет от времени. – Он чернит обувь кремом.

Нос белеет от мороза. – Она белит стволы деревьев.

Я обессилею от тяжелой работы. – Трудная работа обессилит ребенка.

В поле синеют васильки. – Я синю джинсы при стирке.

Круг друзей редеет. – Крестьяне редят посевы репы.

Тело полнеет без физической нагрузки. – Белое платье тебя полнит.

Читайте также:  От глагола рубить образовать имя существительное

Купец озолотеет на сделке. – Солнце озолотит верхушки деревьев.

Кровь леденеет от ужаса. – Ужас леденит тело.

С годами человек мудреет. – Вы слишком мудрите.

Толпа людей окаменеет от ужаса. – Потрясение окаменит его.

Клей загустеет, если его не закрыть. – Лишний сахар загустит сироп.

Ребенок осиротеет без родителей. – Стихия осиротит многие семьи.

Молодеет от счастья. – Отсутствие макияжа молодит тебя.

Местность обезлесеет от неразумного хозяйства. – Пожар обезлесит местность.

Вывод: Глаголы, образованные при помощи суффикса -и-, являются переходными, при помощи суффикса -е-, – непереходными.

По мнению авторов методической литературы, особенность современного этапа развития лингводидактики является непосредственное обращение к тексту как основной дидактической единице. «Развивать связную речь учащихся – это значит научить их воспринимать и создавать коммуникативно ориентированные тексты в процессе трудовой, учебной, бытовой, общественной деятельности, то есть научить школьника полноценно общаться» [Ипполитова 2007, 69].

Именно текст является методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия: для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе, для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности; для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей [Пахнова 2000, 14].

Поэтому мы предлагаем следующее задание.

Задание 5. Прочитайте текст. О чем он? Назовите основную мысль текста. Определите, какие глаголы являются переходными, какие – непереходными. Выпишите их в два столбика (переходные глаголы с указанием прямого объекта). Подумайте, какую роль они играют в выражении основной мысли текста.

Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.

Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

Я долго рассматривал это интересное растение. (По Г. Угарову.)

приносил брызги
нарушало тишину
напоминал взрыв
услышал шум
привлекли внимание
понял ( придаточное предложение = «действие» цветка)
разбрасывает семена
рассматривал растение

Задание 6. Творческое задание. Напишите мини-сочинение на тему «Что я делаю утром, собираясь в школу». Используйте глаголы с -ся /-сь .

Моё утро начинается обычно. Когда я просыпаюсь, сразу иду умываться. Потом занимаюсь зарядкой и собираюсь на пробежку…

Задание направлено на правильное употребление суффиксов –ся(-сь) . В реальных текстах школьник может выбрать –ся вместо –сь , а кроме того, – использовать возвратный глагол вместо невозвратного (« я извиняюсь» вместо «извините», «я стираюсь» вместо «стираю» ).

Это задание мы апробировали на учениках разных классов (5,7,10 класс) и получили следующие ответы:

Читайте также:  Не с глаголами пишется раздельно с примерами

— Моё утро начинается очень необычно. Как только я просыпаюсь, сразу собираюсь на пробежку. После этого я занимаюсь зарядкой и водными процедурами. Далее начинается завтрак и после него я бегу в школу. Если до школы осталось свободное время, могу поиграться в телефон. (5 класс)

-Моё утро начинается как обычно. Я просыпаюсь делаю зарядку иду умываться. Включаю телевизор и сажусь пить чай. После всего я смотрю новости и радуюсь новому дню. Я дожидаюсь школьный автобус и еду в школу. (7 класс)

-Я очень ленюсь по утрам и не занимаюсь активным спортом и поэтому провожу утро максимально расслабленно. Я просыпаюсь, умываюсь и завтракаю. После этого моё утро можно считать завершившимся. Я ложусь обратно в кровать и начинаю играть в телефон. Наигравшись я собираюсь в школу. (10 класс)

Как видим, в двух мини-сочинениях допущены типичные ошибки: употребление возвратного глагола вместо невозвратного и выбор винительного падежа вместо родительного.

Источник

Тесты по русскому языку 6 класс Текст 76 Переходные глаголы

Данный материал полезен при организации контроля знаний

Просмотр содержимого документа
«Тесты по русскому языку 6 класс Текст 76 Переходные глаголы»

Автор: ©2018, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru

При участии проекта http://videouroki.net

Укажите, где правда, а где ложь.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ в некоторых глаголах действие может переходить на предмет

__ переходными бывают только глаголы несовершенного вида

__ переходными бывают только глаголы несовершенного вида

__ рядом с непереходным глаголом обязательно стоит существительное в Р. п.

Выберите переходный глагол.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

Выберите непереходный глагол.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

С какими существительными сочетаются переходные глаголы?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) с существительным, у которых есть суффикс -ся

2) с существительным в винительном падеже без предлога

3) с существительным в родительном падеже при отрицании

4) с существительным в родительном падеже без предлога

5) с существительным в родительном падеже — при обозначении части чего-то

Выберите переходные глаголы.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

Выберите непереходные глаголы.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

Выделите фразы, глаголы в которых являются переходными.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) забрать из библиотеки книгу

2) доехать до города в такси

3) налить в стакан молока

4) не увидеть в лесу пути

Выберите фразы, глаголы в которых являются непереходными.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) бормотать о чём-то во сне

2) дерзить многим учителям

3) не знать ответа на вопрос

4) купить колбасы к обеду

5) сидеть в гостях у художника

Посмотрите на устойчивое выражение. Сколько переходных глаголов в ней вы видите? Ответ укажите числом.

Шутку шутить, всех веселить.

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) один непереходный глагол

2) все глаголы непереходные

3) поровну переходных и непереходных глаголов

4) все глаголы переходные

__ Как поживёшь, так и прослывёшь.

__ Бояться себя заставишь, а любить не принудишь.

__ Одна беда не угасла, другая загорелась.

__ Читай, не вертись, а что написано, не сердись.

Источник