Меню

найдите прилагательные которые употреблены в значении существительных



Найдите прилагательные которые употреблены в значении существительных

Задания из газеты «Русский язык», январь 2013 года. Автор – Т.В. Егорова, г.Ульяновск «Материалы для подготовки к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку»

10 класс

Задание 1

Прочитайте фрагменты стихотворных произведений А.С. Пушкина. Какой гласный произносится под ударением в выделенных словах?

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвиц в Гарольдовом плаще.

Но человека человек

Послал к анчару грозным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

В разговорной речи XIX века произношение слов ещё и потёк не отличалось от современного. Как объяснить особенность их произношения в приведённых примерах?

Ответ. В словах еще и потек под ударением произносится [э] – на это указывает рифма. В разговорной речи в этих словах во времена А.С. Пушкина, как и в современном языке, в ударной позиции произносился гласный [о]. Отсутствие перехода Е в О являлось приметой «высокого» поэтического слога, эта книжная черта возникла под влиянием церковнославянского языка и противопоставлялась норме разговорной речи.

Задание 2.

Найдите в данных предложениях слово с устаревшим написанием. Укажите его значение и объясните причину орфографического изменения.

1)Пошёл вдоль по поселку Фадеев: у одного дома постучится, у другого в источный голос покричит – везде ровно мертвые. 2)В богадельне бывали нередко радения с криками, с источными воплями, с оглушительным ножным топотом. (П.И. Мельников-Печерский. На горах)

Ответ. Источный – совр.истошный (голос, вопль, крик) в значении «громкий и отчаянный». В произношении этого слова наблюдается фонетический процесс изменения сочетания ЧН в [ШН] – такой же, как в произношении слов «конечно», «скучно» и т.п.

По происхождению слово источный связано с устаревшим глаголом источить в значении «излить, извергнуть» (ср.совр. источать аромат); именно утрата связи между словами источный и источить привела к тому, что написание слова последовало за его произношением: слово истошный пишем так, как слышим.

Задание 3.

В романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история», в описании улиц провинциального города, читаем:

После него [зелёного дома с башенками] кокетливо красуется дикенький дом лекаря, раскинувшийся полукружием, с двумя похожими на будки флигелями.

По какому признаку дом лекаря назван дикеньким?

Ответ. Одно из устаревших значений прилагательного дикий – это обозначение оттенка серого цвета: дикий цвет – светло-серый, с голубоватым оттенком. Такой цвет является естественным для некрашеного материала – дерева или камня. Дикенький дом имеет природный серенький цвет. В романе И.А. Гончарова «Обломов» также упоминается дикий цвет: «На другой день Обломов встал и надел свой дикий сюртучок, что носил на даче».

Задание 4.

Объясните значение выделенных слов и выражений. Каким термином они называются?

1)Бедный Обломов то повторял зады, то бросался в книжные лавки за новыми увражами и иногда целую ночь не спал, рылся, читал, чтоб утром, будто нечаянно, отвечать на вчерашний вопрос знанием, вынутым из архива памяти. (И.А. Гончаров. Обломов)

2)Она [Наташа] писала ему классически-однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графически поправляла ей орфографические ошибки. (Л.Н. Толстой. Война и мир)

Ответ. Повторять зады – вспоминать или заново учить давно пройденный материал; увражи – научные сочинения; по брульонам – по черновикам. Эти слова и выражения относятся к лексическим архаизмам: они перестали употребляться как словарные единицы, соответствующее значение передаётся в современном языке другими словами и оборотами.

Задание 5.

Укажите значение слова доброта в данном фрагменте текста, сравнивая его с современным значением этого слова. Назовите слово, производное от существительного доброта в данном значении. Какое ещё из слов этого текста отличается по значению от современного?

Читайте также:  образуй от имени существительных имена прилагательные

Пьер, самый рассеянный, забывчивый человек, теперь, по списку, составленному женой, купил всё, не забыв ни комиссий матери и брата, ни подарков на платье Беловой, ни игрушек племянникам.

Пьер с весёлым, улыбающимся лицом разбирал свои покупки.

– Каково, – говорил он, развёртывая, как лавочник, кусок ситца.

Наташа, держа на коленях старшую дочь и быстро переводя глаза с мужа на то, что он показывал, сидела против него.

– Это для Беловой? Отлично. – Она пощупала доброту. – Это по рублю, верно?

(Л.Н. Толстой. Война и мир)

Ответ. В современном русском языке слово доброта относится к разряду отвлечённых существительных, оно употребляется только для характеристики человека: доброта – «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

В приведённом отрывке из «Войны и мира» слово доброта (вероятно, с ударением на втором слоге: добрОта) выступает в значении «прочность, добротность (ткани)»: эту «доброту» можно пощупать, что говорит о конкретизации значения. От этого слова и было образовано прилагательное «добротный» – «качественный», а производное от этого прилагательного существительное «добротность» постепенно вытеснило исходное слово «доброта (ткани)» в состав устарелых.

Слово «комиссия» употреблялось в значении «поручение»: Пьер не забыл комиссий матери и брата, то есть купил всё, что они заказывали. Невольно вспоминается и восклицание Фамусова в комедии «Горе от ума»: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!». Здесь «комиссия» – налагаемая обязанность, долг отца.

Задание 6.

Какой частью речи являются и какую синтаксическую роль выполняют выделенные слова? В каких из этих слов конечный гласный О является суффиксом и в каких – окончанием?

Как всё вокруг сурово, снежно,

Как этот вечер сиз и хмур!

В морозной мгле краснеют окна нежно

Из деревенских нищенских конур.

Ночь северная медленно и грозно

Возносит косное величие свое.

Как сладко мне во мгле морозной

Мое звериное жилье!

Ответ. Сурово, снежно (все), сладко (жилье) – краткие прилагательные в роли составного именного сказуемого с нулевой связкой; О в этих словах – окончание, указывающее на средний род и единственное число краткой формы. Нежно (краснеют), медленно и грозно (возносит) – наречия в роли обстоятельства; в их морфемном составе выделяется суффикс –О, так как наречия образованы от прилагательных суффиксальным способом: нежн-о ← нежны(ый), медленн-о ←медленн(ый), грозн-о ← грозн(ый).

Задание 7.

Объясните, почему слово прямоговорящий в данном тексте выделено авторским курсивом. Как образовано это слово и каково его лексическое значение? Приведите примеры общеупотребительных слов, образованных таким же способом.

Само интервью прошло легко, как-то почтительно-приятельски: молодой человек действительно вёл себя как профессионал. Вопросы задавал толково и точно сформулированные, не банальные, острые, но не наглые, – говорить с ним было интересно; к тому же был он из этого удивительного поколения совсем молодых людей, выросших уже в новое, прямоговорящее время, а ей всегда было странно и любопытно – что они находят в её стихах…

Ответ. Авторский курсив выполняет в данном случае функцию выделения, подчёркивания индивидуально-авторского слова – окказионализма: слова прямоговорящий нет в словарном составе русского языка, оно создано автором только для этого текста с целью дать точную и яркую характеристику нового поколения.

Способ образования данного слова – сращение (лексико-синтаксический способ словообразования): в одно слово сливаются, без участия словообразующих аффиксов, элементы словосочетания. Прямоговорящий ← говорящий прямо; производное слово отличается от производящего закреплённым порядком частей, слитным написанием и единым ударением; таким же способом образованы общеупотребительные слова типа здравомыслящий, слаборазвитый, вышеуказанный, многообещающий, скоропортящийся.

Контекст подсказывает значение этого «разового» слова: прямоговорящий – искренний, свободный, чуждый страха и лицемерия. Эти характеристики, применимые к человеку, в данном тексте переносно характеризуют время, в которое выросло молодое поколение (прямоговорящее время).

Задание 8.

Читайте также:  все падежные вопросы существительных

Прочитайте отрывок делового письма, датированного 1621 годом. В каком падеже стоят выделенные имена существительные? Чем отличаются эти формы от современных?

Да посолъ же говорилъ, чтобъ бояре донесли до царского воеводы, что есть у него птица ловчая болобанъ, ловит всякой звѣрь и птицы. (Словарь русского языка XI – XVII веков)

Ответ. Слова «зверь» и «птицы» стоят в винительном падеже: болобан (охотничий сокол) ловит (кого? что?) всякого зверя и птиц. В современном языке формы винительного падежа у этих существительных совпадают по окончаниям с родительным падежом, ср.: нет (кого? чего?) зверя и птиц. Такое совпадение является признаком одушевлённых имён существительных (у существительных женского рода эта черта проявляется только во множественном числе, а у слов женского рода – и в единственном, и во множественном числе).

В приведённом письме начала XVII века формы винительного падежа совпадают с именительным падежом, как у существительных неодушевлённых. Следовательно, во время написания этого текста слова «зверь», «птица», а также все видовые названия животных ещё не входили в разряд одушевлённых существительных.

Задание 9.

Почему в данных примерах из классических произведений русской литературы слово «видимо» не выделено запятыми? Укажите его лексическое значение, часть речи и синтаксическую роль. Приведите пример обычного употребления этого слова в современном русском языке.

В каком значении употреблено прилагательное «мужественный» в третьем предложении? Поясните смысл подчёркнутого выражения.

1)Графиня видимо смутилась. Черты её изобразили сильное движение души. (А.С. Пушкин. Пиковая дама). 2)Вера худела и видимо томилась жизнью. (И.А. Гончаров. Обрыв) 3)Прислуживал Федька, видимо обременённый необычными сапогами, да помогала ему женщина с мужественным лицом и кривая, по имени Анфисушка, исполнявшая должности ключницы, птичницы и прачки. (И.С. Тургенев. Отцы и дети)

Ответ. В приведённых примерах слово видимо не является вводным словом: это наречие, которое выполняет в предложении синтаксическую роль обстоятельства. Слово видимо имеет здесь значение «явно, заметно для всех». Такое употребление слова теперь является устаревшим.

В современном языке видимо выступает как вводное слово, выражающее оценку говорящим реальности того, о чём он сообщает. В роли вводного слова, не связанного синтаксически с другими словами предложения, слово видимо выделяется на письме запятыми, ср.: Он, видимо, уже не приедет.

Слово «мужественный» здесь имеет значение «мужской»: Анфисушка похожа лицом на мужчину.

Источник

ГДЗ учебник по русскому языку 4 класс Канакина. Имена прилигательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Упражнение №2

Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из сказки. Запишите составленные словосочетания.
Синее море, . землянка, . корыто, . трава, . рыбка, . слово, . голос, . чудо, . корыто, . баба, . труба, . вороты, . крестьянка, . дворянка, . душегрейка, . кичка, . перстни, . сапожки, . слуги, . царица, . царство, . пряник, . невежа, . палаты, . владычица, . буря, . волны.
− С какой целью автор употребил именно такие имена прилагательные?
− Какие имена прилагательные употреблены в переносном значении? К каким именам прилагательным можно подобрать синонимы или антонимы?
− Подчеркните устаревшие слова − имена существительные, а также устаревшие формы множественного числа имён существительных.

Решение

Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
Автор с помощью прилагательных красочно описывает жизнь героев сказки, их характер, точно предаёт настроение и чувства.
Имена прилагательные, употреблённые в переносном значении:
Золотая (рыбка) – покрытая золотой чешуёй.
Сердитые (волны) – большие, высокие.
Чёрная (крестьянка) – бедная.
Печатный пряник – с отпечатанным рисунком.
Чёрная (буря) – сильный ветер и высокие волны на море.
Синонимы к именам прилагательным:
Ветхая (землянка) – старая.
Дорогой (откуп) – большой.
Ласковое (слово) – доброе.
Великое (чудо) – большое.
Грозная (стража) — зловещая.

Читайте также:  составьте словосочетания употребив в них данные имена существительные

Антонимы к именам прилагательным:
Дорогой (откуп) – дешёвый.
Ласковое (слово) – недоброе.
Великое (чудо) – маленькое.
Новое (корыто) — старое.

Устаревшие формы множественного числа имён существительных:
Жемчуга – драгоценности (жемчуг).
Палаты — жилые сооружения.
Вины – вино.
Вороты – ворота.
На посылках – на службе.
Очи – глаза.

Устаревшие слова:
Чупрун – чуб, хохол.
Кичка – старинный женский головной убор.
Душегрейка – тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади.
Светёлка – светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Старче – старичок.

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Имя прилагательное. Повторение, с. 66 – 67

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Части речи.
Имя прилагательное
Повторение

Ответы к стр. 66 – 67

1. Прочитай. Укажи над каждым словом часть речи. Составь и запиши из данных слов предложение.
пр. сущ. сущ. гл. сущ. прил.
Из, сок, коры, закапал, берёзы, сладкий.
Из коры берёзы закапал сладкий сок.

Отметь √ , каким членом предложения является имя прилагательное в записанном предложении.

второстепенный член

2 ∗ . Прочитай. Впиши пропущенные слова в ответ на вопрос: “Какой частью речи является выделенное слово?”

Изумруд — драгоценный камень ярко-зелёного цвета.
Слово драгоценный — это имя прилагательное. Обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? Связано по смыслу с именем существительным камень.

3. Прочитай. Найди в предложении имена прилагательные. Укажи над ними часть речи (прил.).
прил.
В сырых впадинах синели незабудки. Они были такие
прил. прил.
синие, будто в них отразилось весеннее небо. Озёра
прил.
незабудок окружены золотыми лютиками.

Подчеркни волнистой линией имя прилагательное, которое употреблено в переносном значении.
• Подготовься ответить, к какому из имён прилагательных можно подобрать синоним жёлтый? васильковый? влажный?

жёлтый — золотой, васильковый — синий, влажный — сырой

4. Прочитай. Определи, по какому признаку распределены имена прилагательные по группам. Дополни каждый ряд слов ещё одним именем прилагательным с таким же признаком.

красный, синий, жёлтый
вежливый, добрый, отзывчивый
сладкий, горький, кислый
большой, маленький, средний

Отметь √ ряды слов, где есть антонимы.
Составь предложение с использованием в нём антонимов. Запиши это предложение.

Апельсин сладкий, а лук горький.

5. Прочитай. Определи тему текста. Подчеркни предложение, в котором выражена основная мысль текста. Озаглавь рассказ словами из текста.

Удивительная птица зимородок!

прил. прил.
Удивительная птица зимородок ! Спинка ярко-синяя ,
прил.
брюшко рыжее, голова кажется больше тела, а клюв —
прил. прил.
больше головы. Полёт у него прямой, стремительный —
прил. прил.
кажется, что летит сказочный драгоценный камень, так
птица сверкает на солнышке.

• Определи и отметь √ тип текста.

описание

Укажи над именами прилагательными часть речи. Подчеркни сложное имя прилагательное , называющее оттенки цветов.
• Подчеркни синонимы к выделенному имени прилагательному.

Источник

Найдите прилагательные которые употреблены в значении существительных



Найдите прилагательные которые употреблены в значении существительных

Задания из газеты «Русский язык», январь 2013 года. Автор – Т.В. Егорова, г.Ульяновск «Материалы для подготовки к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку»

10 класс

Задание 1

Прочитайте фрагменты стихотворных произведений А.С. Пушкина. Какой гласный произносится под ударением в выделенных словах?

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль еще

Москвиц в Гарольдовом плаще.

Но человека человек

Послал к анчару грозным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

В разговорной речи XIX века произношение слов ещё и потёк не отличалось от современного. Как объяснить особенность их произношения в приведённых примерах?

Ответ. В словах еще и потек под ударением произносится [э] – на это указывает рифма. В разговорной речи в этих словах во времена А.С. Пушкина, как и в современном языке, в ударной позиции произносился гласный [о]. Отсутствие перехода Е в О являлось приметой «высокого» поэтического слога, эта книжная черта возникла под влиянием церковнославянского языка и противопоставлялась норме разговорной речи.

Задание 2.

Найдите в данных предложениях слово с устаревшим написанием. Укажите его значение и объясните причину орфографического изменения.

1)Пошёл вдоль по поселку Фадеев: у одного дома постучится, у другого в источный голос покричит – везде ровно мертвые. 2)В богадельне бывали нередко радения с криками, с источными воплями, с оглушительным ножным топотом. (П.И. Мельников-Печерский. На горах)

Ответ. Источный – совр.истошный (голос, вопль, крик) в значении «громкий и отчаянный». В произношении этого слова наблюдается фонетический процесс изменения сочетания ЧН в [ШН] – такой же, как в произношении слов «конечно», «скучно» и т.п.

По происхождению слово источный связано с устаревшим глаголом источить в значении «излить, извергнуть» (ср.совр. источать аромат); именно утрата связи между словами источный и источить привела к тому, что написание слова последовало за его произношением: слово истошный пишем так, как слышим.

Задание 3.

В романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история», в описании улиц провинциального города, читаем:

После него [зелёного дома с башенками] кокетливо красуется дикенький дом лекаря, раскинувшийся полукружием, с двумя похожими на будки флигелями.

По какому признаку дом лекаря назван дикеньким?

Ответ. Одно из устаревших значений прилагательного дикий – это обозначение оттенка серого цвета: дикий цвет – светло-серый, с голубоватым оттенком. Такой цвет является естественным для некрашеного материала – дерева или камня. Дикенький дом имеет природный серенький цвет. В романе И.А. Гончарова «Обломов» также упоминается дикий цвет: «На другой день Обломов встал и надел свой дикий сюртучок, что носил на даче».

Задание 4.

Объясните значение выделенных слов и выражений. Каким термином они называются?

1)Бедный Обломов то повторял зады, то бросался в книжные лавки за новыми увражами и иногда целую ночь не спал, рылся, читал, чтоб утром, будто нечаянно, отвечать на вчерашний вопрос знанием, вынутым из архива памяти. (И.А. Гончаров. Обломов)

2)Она [Наташа] писала ему классически-однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графически поправляла ей орфографические ошибки. (Л.Н. Толстой. Война и мир)

Ответ. Повторять зады – вспоминать или заново учить давно пройденный материал; увражи – научные сочинения; по брульонам – по черновикам. Эти слова и выражения относятся к лексическим архаизмам: они перестали употребляться как словарные единицы, соответствующее значение передаётся в современном языке другими словами и оборотами.

Задание 5.

Укажите значение слова доброта в данном фрагменте текста, сравнивая его с современным значением этого слова. Назовите слово, производное от существительного доброта в данном значении. Какое ещё из слов этого текста отличается по значению от современного?

Пьер, самый рассеянный, забывчивый человек, теперь, по списку, составленному женой, купил всё, не забыв ни комиссий матери и брата, ни подарков на платье Беловой, ни игрушек племянникам.

Пьер с весёлым, улыбающимся лицом разбирал свои покупки.

– Каково, – говорил он, развёртывая, как лавочник, кусок ситца.

Наташа, держа на коленях старшую дочь и быстро переводя глаза с мужа на то, что он показывал, сидела против него.

– Это для Беловой? Отлично. – Она пощупала доброту. – Это по рублю, верно?

(Л.Н. Толстой. Война и мир)

Ответ. В современном русском языке слово доброта относится к разряду отвлечённых существительных, оно употребляется только для характеристики человека: доброта – «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

В приведённом отрывке из «Войны и мира» слово доброта (вероятно, с ударением на втором слоге: добрОта) выступает в значении «прочность, добротность (ткани)»: эту «доброту» можно пощупать, что говорит о конкретизации значения. От этого слова и было образовано прилагательное «добротный» – «качественный», а производное от этого прилагательного существительное «добротность» постепенно вытеснило исходное слово «доброта (ткани)» в состав устарелых.

Читайте также:  немецкий язык определение рода существительных по значению

Слово «комиссия» употреблялось в значении «поручение»: Пьер не забыл комиссий матери и брата, то есть купил всё, что они заказывали. Невольно вспоминается и восклицание Фамусова в комедии «Горе от ума»: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!». Здесь «комиссия» – налагаемая обязанность, долг отца.

Задание 6.

Какой частью речи являются и какую синтаксическую роль выполняют выделенные слова? В каких из этих слов конечный гласный О является суффиксом и в каких – окончанием?

Как всё вокруг сурово, снежно,

Как этот вечер сиз и хмур!

В морозной мгле краснеют окна нежно

Из деревенских нищенских конур.

Ночь северная медленно и грозно

Возносит косное величие свое.

Как сладко мне во мгле морозной

Мое звериное жилье!

Ответ. Сурово, снежно (все), сладко (жилье) – краткие прилагательные в роли составного именного сказуемого с нулевой связкой; О в этих словах – окончание, указывающее на средний род и единственное число краткой формы. Нежно (краснеют), медленно и грозно (возносит) – наречия в роли обстоятельства; в их морфемном составе выделяется суффикс –О, так как наречия образованы от прилагательных суффиксальным способом: нежн-о ← нежны(ый), медленн-о ←медленн(ый), грозн-о ← грозн(ый).

Задание 7.

Объясните, почему слово прямоговорящий в данном тексте выделено авторским курсивом. Как образовано это слово и каково его лексическое значение? Приведите примеры общеупотребительных слов, образованных таким же способом.

Само интервью прошло легко, как-то почтительно-приятельски: молодой человек действительно вёл себя как профессионал. Вопросы задавал толково и точно сформулированные, не банальные, острые, но не наглые, – говорить с ним было интересно; к тому же был он из этого удивительного поколения совсем молодых людей, выросших уже в новое, прямоговорящее время, а ей всегда было странно и любопытно – что они находят в её стихах…

Ответ. Авторский курсив выполняет в данном случае функцию выделения, подчёркивания индивидуально-авторского слова – окказионализма: слова прямоговорящий нет в словарном составе русского языка, оно создано автором только для этого текста с целью дать точную и яркую характеристику нового поколения.

Способ образования данного слова – сращение (лексико-синтаксический способ словообразования): в одно слово сливаются, без участия словообразующих аффиксов, элементы словосочетания. Прямоговорящий ← говорящий прямо; производное слово отличается от производящего закреплённым порядком частей, слитным написанием и единым ударением; таким же способом образованы общеупотребительные слова типа здравомыслящий, слаборазвитый, вышеуказанный, многообещающий, скоропортящийся.

Контекст подсказывает значение этого «разового» слова: прямоговорящий – искренний, свободный, чуждый страха и лицемерия. Эти характеристики, применимые к человеку, в данном тексте переносно характеризуют время, в которое выросло молодое поколение (прямоговорящее время).

Задание 8.

Прочитайте отрывок делового письма, датированного 1621 годом. В каком падеже стоят выделенные имена существительные? Чем отличаются эти формы от современных?

Да посолъ же говорилъ, чтобъ бояре донесли до царского воеводы, что есть у него птица ловчая болобанъ, ловит всякой звѣрь и птицы. (Словарь русского языка XI – XVII веков)

Ответ. Слова «зверь» и «птицы» стоят в винительном падеже: болобан (охотничий сокол) ловит (кого? что?) всякого зверя и птиц. В современном языке формы винительного падежа у этих существительных совпадают по окончаниям с родительным падежом, ср.: нет (кого? чего?) зверя и птиц. Такое совпадение является признаком одушевлённых имён существительных (у существительных женского рода эта черта проявляется только во множественном числе, а у слов женского рода – и в единственном, и во множественном числе).

В приведённом письме начала XVII века формы винительного падежа совпадают с именительным падежом, как у существительных неодушевлённых. Следовательно, во время написания этого текста слова «зверь», «птица», а также все видовые названия животных ещё не входили в разряд одушевлённых существительных.

Задание 9.

Почему в данных примерах из классических произведений русской литературы слово «видимо» не выделено запятыми? Укажите его лексическое значение, часть речи и синтаксическую роль. Приведите пример обычного употребления этого слова в современном русском языке.

В каком значении употреблено прилагательное «мужественный» в третьем предложении? Поясните смысл подчёркнутого выражения.

1)Графиня видимо смутилась. Черты её изобразили сильное движение души. (А.С. Пушкин. Пиковая дама). 2)Вера худела и видимо томилась жизнью. (И.А. Гончаров. Обрыв) 3)Прислуживал Федька, видимо обременённый необычными сапогами, да помогала ему женщина с мужественным лицом и кривая, по имени Анфисушка, исполнявшая должности ключницы, птичницы и прачки. (И.С. Тургенев. Отцы и дети)

Ответ. В приведённых примерах слово видимо не является вводным словом: это наречие, которое выполняет в предложении синтаксическую роль обстоятельства. Слово видимо имеет здесь значение «явно, заметно для всех». Такое употребление слова теперь является устаревшим.

В современном языке видимо выступает как вводное слово, выражающее оценку говорящим реальности того, о чём он сообщает. В роли вводного слова, не связанного синтаксически с другими словами предложения, слово видимо выделяется на письме запятыми, ср.: Он, видимо, уже не приедет.

Читайте также:  существительных в каком падеже здесь нет

Слово «мужественный» здесь имеет значение «мужской»: Анфисушка похожа лицом на мужчину.

Источник

Повторяем имя прилагательное

5 — 6 классы

Рекомендации составителя

Место для ответов оставлено в удлинителях строк; для записи ответов рекомендуем использовать буквы а, б, в и др., содержащиеся в тексте задания.

I. Для определения имени прилагательного установите правильную последовательность следующих строк:

1. самостоятельная часть,
2. отвечает на вопрос какой? чей?,
3. обозначает признак предмета,
4. часть речи.

II. Какой частью речи является слово смел в предложении

а) Как он смел! б) Как он смел?

1. прилагательным _________,
2. существительным ________,
3. глаголом _______________.

III. Какой частью речи является слово синим в словосочетании

а) синим белье, б) синим платком?

1. прилагательным ___________,
2. существительным __________,
3. глаголом _________________ .

IV. Какой частью речи является слово дорога в словосочетании

а) дорога домой, б) дорога мне?

1. прилагательным ___________,
2. существительным __________,
3. глаголом _________________.

V. Установите соответствие между прилагательными (I колонка) и пояснительными существительными (II колонка).

1. водная __________
2. водяная _________
3. водянистая ______
4. земляная ________
5. земная __________
6. земельная ________

а) книга
б) преграда
в) палатка
г) картошка
д) учительница
е) мельница
ж) реформа
з) разведка
и) поездка
к) насыпь
л) школа
м) жизнь

VI. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные

а) не являются лишними, б) являются лишними.

1. мокрая вода, старые старики, проливной ливень, памятные сувениры _____________;
2. холодная вода, знакомые старики, весенний ливень, разные сувениры ____________.

VII. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные употреблены

а) в переносном значении, б) в прямом значении.

1. каменное здание, легкий чемодан, глубокий ров, мягкое кресло, сильный зверь __________;
2. каменное лицо, легкая походка, глубокие знания, мягкий климат, сильный характер __________.

VIII. Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные употреблены

а) в прямом значении, б) в переносном значении.

1. теплая погода, большой кусок, острый нож, холодная вода, тонкая бумага _____________;
2. теплые слова, большая душа, острый язык, холодный взгляд, тонкий вкус _______________.

IX. Даны два ряда прилагательных. Укажите, в каком ряду прилагательные расположены

а) по степени нарастания основного признака,
б) по степени снижения основного признака.

1. гениальный, талантливый, даровитый, способный ___________;
2. небольшой, маленький, крохотный, микроскопический ________.

X. Даны два ряда прилагательных. Укажите, в каком ряду прилагательные расположены

а) произвольно,
или
б) по степени нарастания основного признака,
или
в) по степени снижения основного признака.

1. дремучий (лес), густой (лес), частый лес ____________________________________________;
2. красивый, миловидный, прекрасный ____________________________________________.

XI. Установите соответствие между прилагательными (колонка I) и их синонимами (колонка II)

1. слабый (ребенок) ________
2. слабый (ветер) __________
3. слабый (характер) _______
4. слабый (ответ) _________

а) плохой
б) мягкий
в) тихий
г) болезненный
д) неконцентрированный
е) застенчивый
ж) скромный
з) робкий

XII. Установите соответствие между прилагательными (колонка I) и их антонимами (колонка II)

1. свежий (хлеб) __________
2. свежий (воздух) _________
3. свежий (карп) __________
4. свежий (цветок) _________

а) тухлый
б) черствый
в) увядший
г) спертый
д) устаревший
е) холодный
ж) новый
з) чистый

XIII. Допишите предложение:

В предложении краткое прилагательное является ______________________.

XIV. Допишите предложение:

По родам краткие прилагательные изменяются только в _____________________.

XV. Допишите предложение:

У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак __________________.

XVI. Допишите предложение:

Начальной формой имени прилагательного является _______________________.

XVII. Допишите предложения:

1. Прилагательные в мужск. и ср. р. в тв. п. ед. ч. имеют окончание _______________.
2. Прилагательные в мужск. и ср. р. ед. ч. в предл. п. имеют окончание _____________.

XVIII. Укажите, какие окончания имеют прилагательные в форме

1. -ый ______________
2. -ый, -ий __________
3. -ый, -ой, -ий _______
4. -ой, -ое ___________
5. -ое, -ее ___________
6. -ой, -ое, -ее _______

XIX. Укажите, в каком роде: а) женск., б) мужск. – прилагательные имеют окончание -ой.

1. в им. п. ___________
2. в род. и дат. п. ________
3. в им. и вин. п. ____________
4. в род., дат., твор. и предл. п. _________
5. в твор. и предл. п. ________

XX. Укажите, в каком падеже употреблено прилагательное голубым в словосочетаниях:

1. голубым цветом _______________________,
2. к голубым карандашам __________________.

XXI. Укажите, в каком падеже употреблено прилагательное зеленых в словосочетаниях:

1. зеленых огурцов ________________________,
2. о зеленых огурцах _______________________.

XXII. Установите соответствие между окончаниями прилагательных (колонка I) и их грамматическими формами (колонка II):

Читайте также:  составьте словосочетания употребив в них данные имена существительные

1. -ую (-юю) _________
2. -ыми (-ими) _______

а) ед. ч., ж. р., вин. п.
б) мн. ч., род. п.
в) мн. ч., твор. п.
г) ед. ч., ср. р., предл. п.

XXIII. Установите соответствия между формами прилагательных (колонка I) и формами кратких прилагательных (колонка II):

1. красивый
2. красивые

а) красиво
б) красивы
в) красив
г) красива

XXIV. Даны два ряда словосочетаний с полными прилагательными. Укажите, в каком ряду а) допустима замена полных прилагательных их краткой формой, б) недопустима замена полных прилагательных их краткой формой.

1. круглый шар, глухой человек, тупой ученик_______ ___________;
2. круглый сирота, глухой согласный, тупой угол______ _________.

XXV. Сравните прилагательные:

здоров – здоровый;
весел – веселый;
грустен – грустный.

Что обозначают а) краткие, б) полные прилагательные:

1. постоянные признаки ____________________,
2. временные качества и состояния __________ ?

XXVI. Какое прилагательное – а) больной, б) болен – следует употребить в предложении

1. Этот человек вообще _____________.
2. Я уже неделю ___________________?

XXVII. Даны два предложения. В каком из них употребляется прилагательное а) трудна, б) трудная?

1. Эта задача для меня _____________.
2. Эта задача очень _______________.

XXVIII. Какое высказывание о кратких именах прилагательных является правильным:

1. склоняются, но не изменяются по родам;
2. не склоняются и не изменяются по родам;
3. не склоняются, но изменяются по родам;
4. склоняются и изменяются по родам?

XXIX. Какое окончание – а) нулевое, б) , в) – имеет краткое прилагательное в ед. числе:

1. ср. р. _____________,
2. женск. р. __________,
3. мужск. р. __________?

XXX. Какое окончание – а) , б) – имеет краткое прилагательное

1. во мн. ч. _______________,
2. в ед. ч. женск. р. _________?

XXXI. Для определения правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных установите правильную последовательность следующих действий:

1. подставляю для проверки вопросительное слово какой? ;
2. определяю, к какому существительному относится прилагательное;
3. вспоминаю, какое окончание пишется у прилагательных в этой форме;
4. определяю род, число и падеж этого существительного и прилагательного.

XXXII. Допишите предложения:

1. В окончаниях имен прилагательных мужск. р. в им. п. после шипящих под ударением пишется ________________________________.
2. В окончаниях имен прилагательных мужск. р. в им. п. после шипящих без ударения пишется ________________________________.

XXXIII. Даны два ряда слов. В каком из этих рядов на конце слов мягкий знак а) пишется, б) не пишется?

1. тягуч_, дремуч_, горюч_, горяч_, линюч_;
2. мыш_, пустош_, бреш_, полноч_, ветош_.

XXXIV. Найдите слово(а) с орфографической ошибкой:

XXXV. Установите соответствие между орфограммами (колонка I) и словами с этими орфограммами (колонка II):

1. краткое прилагательное с основой на шипящую
2. употребление ь на конце существительных 3-го скл. после шипящих

а) врач _________
б) беречь ________
в) пустошь_______
г) шипуч _________

XXXVI. Установите соответствие между словами с орфограммой (колонка I) и орфограммами (колонка II):

1. дремуч ___________
2. мяч ______________
3. печь (пироги) _____
4. (русская) печь _____

а) врач _________
б) беречь ________
в) пустошь_______
г) шипуч _________

XXXVII. Установите соответствие между словами (колонка I) и их морфологическими характеристиками (колонка II):

1. (в)синем(небе) _________________
2. (у) старого (друга)_________________

а) сущ. 3-го скл.
б) сущ. 2-го скл.
в) сущ. 1-го скл. в род. п. мн. ч.
г) краткое прил.
д) гл. в неопред. ф.
е) гл. во 2-м лице ед. ч.

XXXVIII. Установите соответствие между морфологическими характеристиками (колонка I) и словами (колонка II):

1. в полной форме, в ед. ч., в ж. р., в вин. п. ___________
2. в полной форме, в ед. ч. в м. р., в твор. п. ____________

а) о жирных
б) жирную
в) жирному
г) с жирным

Ключи к ответам теста

I. 4, 1, 3, 2
II. 1а, 3б
III. 1б, 3а
IV. 1б, 2а
V. 1б, 2е, 3г, 4к, 5м, 6ж
VI. 1б, 2а
VII. 1б, 2а
VIII. 1а, 2б
IX. 1б, 2а
X. 1в, 2а
XI.1г, 2в, 3б, 4а
XII. 1б, 2г, 3а, 4в
XIII. сказуемым
XIV. ед. ч.
XV. не пишется
XVI. им. п., м. р., ед. ч.
XVII. 1. -ым, 2. -ом
XVIII. а3, б5
XIX. 1б, 2а, 3б, 4а, 5а
XX. 1. твор. п. ед. ч., 2. дат. п. мн. ч.
XXI. 1. род. п. мн. ч., 2. предл. п. мн. ч.
XXII. 1а, 2в
XXIII. 1в, 2б
XXIV. 1а, 2б
XXV. 1б, 2а
XXVI. 1а, 2б
XXVII. 1а, 2б
XXVIII. 3
XXIX. 1б, 2в, 3а
XXX. 1б, 2а
XXXI. 2, 1, 4, 3
XXXII. 1. -о-, 2. -и-
XXXIII. 1б, 2а
XXXIV. 7
XXXV. 1г, 2в
XXXVI. 1г, 2б, 3д, 4а
XXXVII. 1г, 2б
XXXVIII. 1б, 2г

Источник