Меню

найдите в тексте имена существительные 2 класс



Дидактический материал по русскому языку «Имя существительное» для 2 класса

I Ознакомление с теоретическим материалом

Прочитай текст.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает:

  1. Конкретные предметы:стол, книга, ручка, пенал, карандаш.
  2. Живые существа: собака, крокодил, муравей, слон .
  3. Явления природы: дождь, иней, молния .
  4. События: война, революция, праздник, митинг, парад .
  5. Процесс, действия: рост, развитие, бег, стрельба, ходьба .
  6. Абстрактные понятия: храбрость, смелость, дружба, ловкость .

Имена существительные бывают собственные (географические названия рек, морей, гор, населённых пунктов, стран; имена, отчества, фамилии людей, клички животных) и нарицательные ( девочка, река, город ). Имена собственные пишутся с большой буквы: Юрий Алексеевич Гагарин, город Москва, река Волга, страна Россия, собака Бим.

Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые . Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос кто?, называют одушевлёнными ( мама, дедушка, медведь, гусеница, голубь, карась ). Остальные имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые имена существительные ( телефон, ваза, тетрадь ). Слова, называющие различные чувства, настроение, черты характера, явления природы, отвечают на вопрос что? и являются неодушевлёнными именами существительными ( радость, гнев, смелость ).

Имена существительные бывают трёх родов :

мужской род женский род средний род

врач кошка окно

ливень стена золото

Имена существительные изменяются по числам : единственное число ( голова , коза, мышка ), множественное число ( головы, козы, мышки ).

Есть имена существительные, которые имеют только множественное число ( ножницы, брюки, сани ) или единственное число ( молоко, кофе , серебро ).

Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, надо поставить его в начальную форму ( задать вопрос кто? или что? ).

Проверь себя, самостоятельно вписывай ответы:

  1. Имя существительное – это _________ речи, которая отвечает на вопросы _________? и _________?
  2. Приведи примеры имен существительных:_____________________________________________________________________________________________________________________________.
  3. Имена существительные бывают собственные и ___________________
  4. Имена существительные бывают ________________и неодушевлённые.
  5. Имена существительные бывают ________ родов: __________________ род, __________________ род, _________________ род.
  6. Имена существительные изменяются по _______________________________.

II Задания для самостоятельной работы

Прочитай задание и выполни самостоятельно:

  1. Посмотри вокруг себя. Напиши имена существительные.
  1. Из предложенных слов выпиши имена существительные: жаркий, далеко, море, страна, идти, по, мама, низкий, бежать, работа, красивый, мир, город, летит, автобус, учитель, любимая.
  1. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные одной чертой.
Читайте также:  тесты правописание окончаний существительных множественном числе

Наш класс светлый и чистый. Сегодня мы д.журные. Лена и Коля вытирали пыль. Таня и Света мыли пол. Люда поливала цв.ты.

  1. Отгадай загадки, напиши отгадки, разделив ответы на группы.

а) В небе молния сверкает,

Гром в раскатах громыхает.

Клонится к земле лоза.

б) Над цветком цветок тот пляшет,

Веерками крыльев машет.

Так прекрасен он, хорош,

Но на клумбе не найдешь.

в) Дремлют на подушке

г) Над цветами кто летает,

Сок цветочный собирает,

В домик свой его несет,

Из него готовит мед?

На веселую игру.

Только вкусен и съедобен.

Хоть зеленые бока,

Мякоть красная сладка.

кто? что?

  1. Запомни изображённые предметы. Напиши их названия по памяти, закрыв картинки листком бумаги. Распредели слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, в два столбика.

кто? что?

  1. а). Из слов каждой строчки составь предложения и запиши их.

На, нежные, развернулись, берёзах, листочки.

Золотые, в, распустились, траве, цветы, зелёной, одуванчика.

Выползают, майские, из-под, жуки, земли.

б). В каждом предложении подчеркни имена существительные.

  1. Подбери проверочные слова так, чтобы они оказались именами существительными.

Закр.чал — ___________, пом.рились — _________, п.левой — ____________, пл.сал — ______________, сп.ртивный — ____________, ст.пной — ___________.

  1. Выпиши имена собственные: река Днепр, город Одесса, мальчик Слава, гора Эльбрус, попугай Кеша, корова Ночка, собака Тузик, бабушка Валя.
  1. Запиши слова в два столбика: Лена,Урал, камень, гора, ваза, кувшин, корова, Зорька, Пётр, Иван, Кавказ, берёза, Михайлов.

Имена собственные Имена нарицательные

______________________ _____________________

______________________ _____________________

______________________ _____________________

______________________ _____________________

______________________ _____________________

______________________ _____________________

______________________ _____________________

  1. Составь предложения из слов и запиши:

Бурёнка, на, паслась, корова, лугу.

Кошки, были, Мурки, котята, у, Пушок, и, Рыжик.

Бурана, пруду, к, ведёт, коня, Саша.

Подчеркни в каждом предложении одной чертой имена собственные, двумя чертами – нарицательные.

  1. Образуй и запиши однокоренные одушевлённые имена существительные:

Пожар — _________________, мясо — _______________, лыжи — ____________,

бой — _____________, коровник — ______________, футбол — _______________,

грибы — ________________, баян — ________________, скрипка — ___________.

  1. Прочитай вопрос и ответь на него полным предложением. Запиши ответ.
Читайте также:  требования по теме имя существительное

Кто ловит рыбу__________________________________________________

Кто ухаживает за лесом?__________________________________________

Кто летает на самолёте?__________________________________________

Кто смотрит за садом?____________________________________________

Одной чертой подчеркни одушевлённые существительные, а двумя – неодушевлённые.

  1. Продолжи запись названий насекомых, рыб, птиц, цветов, овощей, деревьев.

Насекомые: шмель, оса, ___________________________________________.

Рыбы: лещ, щука, _________________________________________________.

Птицы: ласточка, кукушка, _________________________________________.

Цветы: мак, роза, __________________________________________________.

Овощи: огурец, перец, _______________________________________________ .

Деревья: осина, тополь, ______________________________________________.

Подумай, это одушевлённые или неодушевлённые имена существительные?

  1. Прочитай. Распредели слова на две группы, задав к ним вопрос что? или кто?

Запиши слова, подчеркни орфограммы.

(А, а)ндрей, (Ж, ж)учка, (Я, я)блоко, (К, к)апуста, (И, и)рина, (П, п)омидор, (А, а)пельсин, (К, к)иви, (Ш, ш)арик, (Т, т)ыква, (В, в)ладимир, (Г, г)недой.

Кто? _______________________________________________________________________________________________________________________________________

Что? _______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Правильно закончи начатое предложение, выбрав одно слово из скобок. К каждому выбранному слову задай вопрос кто? или что? Запиши полученные предложения.

Сапог имеет (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица).

В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

Дерево всегда имеет (листья, цветы, плоды, корень, тень).

Один Много

Источник

Проверочная работа по русскому языку во 2 классе по теме » Имя существительное»

После изучения темы» Имя существительное» по русскому языку во 2 классе проводится такая проверочная работа, чтобы узнать степень усвояемости данного материала. Данная работа представленна в двух вариантах. Задание № 9 дано для того, чтобы повторить прошедший материал.Это задание учит детей видеть изученные орфограммы в тексте.

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по русскому языку во 2 классе по теме » Имя существительное» »

Проверочная работа по теме «Имя существительное» 1 вариант.

1. Подчеркни имена существительные.

Крокодил, зелёный, Африка, аллигатор, быстро, передвигается, в траве, длинный, летать, реки.

2. Подчеркни нарицательные имена существительные.

Собака. Печаль. «Мурзилка». Ветер. Петербург. Компьютер. Луг. Африка. Шарик.

3. Подчеркни одушевлённые имена существительные.

Свеча, бабочка, Надя, школа, метель, листопад,

щука, герой, пассажир, пальто, радость, заяц, ночь.

4. Подчеркни имена существительные единственного числа.

Кровать, карандаши, тревога, солнце, парты, бобёр, весна, силачи, хлеб, история, капитаны, пустыни.

Читайте также:  как сделать морфологический разбор существительного сорок

5. Запиши имена существительные во множественном числе.

Линейка — ____________________ , игра- __________________ ,

в единственном числе

Дожди- ___________________ , балконы — _________________ .

6. Допиши собственные имена существительные.

Город ____________________ , страна ____________________ ,

река _______________ , писатель_____________________________ ,

кот _______________ , одноклассник _____________________ .

7. Напиши в левый столбик слова, отвечающие на вопрос что?, а в правый – на вопрос кто?

Воробей, сорока, медведь, сосна, стол, ель, ёж, ручей, вода, портрет, врач, трава, земля, лиса, петух, корова, куры.

8. Составь предложения и запиши их. Подчеркни имена существительные.

На, купались, реке, плескались, дети, и.

У, Зорьки, коровы, был, Васька, телёнок.

Петя, на, пошли, рыбалку, и, Вася.

В, протекала, селе, маленькая, Весёлая, речушка.

9. Исправь все ошибки.

На дериве ли жала рыжая кошка. У кожки были зилёные глаза и кисточки на ушах. Силные лапы впилис в ствол. Это была рысь.

У нас был урог труда. Мы сами делоли игружки. Вот конь и зайка. У Любы и маши кукла. Коля сделал из бумаги ёлку. Хароши наши игрушки!

10. Разбери это предложение по членам предложения. Сверху обозначь части речи.

Выпал первый снег.

Проверочная работа по теме «Имя существительное» 2 вариант.

1. Подчеркни имена существительные.

Белка, рыжая, скачет, весело, в лесу, гнездо, шустрая, прыгать, дупло, бельчата.

2. Подчеркни собственные имена существительные.

Материк. Скука. «Путаница». Чайка. Ключик. Дружок.

Америка. Дождь. Вятка.

3. Подчеркни неодушевлённые имена существительные.

Коробка, кузнечик, Петя, стакан, вьюга, ледоход, карась, пилот, солдат, ботинки, смелость, петух, день.

4. Подчеркни имена существительные множественного числа.

Стул, брёвна, беда, луна, шкафы, топоры, лето, соль, рассказы, командиры, двери, спектакль.

5. Запиши имена существительные во множественном числе.

Скамейка — _________________ нора ____________________ ,

в единственном числе

Топоры___________________ , снегопады __________________ .

6. Допиши собственные имена существительные.

Город ____________________ , страна ____________________ ,

река _______________ , писатель _____________________________ ,

кот _______________ , одноклассник _____________________

7. Напиши в левый столбик слова, отвечающие на вопрос что?, а в правый – на вопрос кто?

Коробка, ворона, медведь, берёза, стол, ель, барсук, река, вода, рисунок, актёр, трава, девочка, лиса, кот, корова, петух.

Источник