Глаголы исключения 1 и 2 спряжения
Если неопределённая форма глаголов оканчивается на -ить, то глаголы относятся ко 2-ому спряжению, например:
прос ить – прос ит, прос ят.
Глаголами-исключениями, оканчивающимися на -ить, но относящимися к 1-ому спряжению, являются брить и стелить:
стел ить – стел ет, стел ют.
Глаголы в неопределённой форме, имеющие любые окончания, кроме -ить, относятся к 1-ому спряжению, например:
игр ать – игра ет, игра ют.
Но есть 11 глаголов-исключений, которые не заканчиваются на -ить, но относятся ко 2-ому спряжению:
гнать держать дышать обидеть слышать видеть | ненавидеть смотреть вертеть зависеть терпеть |
Чтобы было проще запомнить глаголы исключения, можно просто выучить стишок, в котором употребляются все эти глаголы:
Ко второму же спряжению Отнесем мы без сомненья Все глаголы, что на -ить, Исключая брить, стелить. А еще: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, дышать, держать, вертеть, И зависеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на Е спрягать нельзя. |
Примечание: глагол стелить употребляется только в неопределённой форме и прошедшем времени:
Личные формы глагола образуются от глагола 1-ого спряжения стлать:
Источник
Глаголы-исключения — Климанова Бабушкина 4 класс часть 2
175. Найдите в предложениях глаголы-исключения, запишите их вместе с теми именами существительными, действия которых они называют. Укажите число и лицо каждого глагола, выделите окончание.
176. Игра «Кто больше?». Образуйте от каждого из 11 глаголов-исключений новые слова с помощью приставок. Запишите получившиеся глаголы. Составьте и запишите с образованными вами словами пять-шесть предложений.
177. Запишите глаголы в две группы по спряжениям. Глаголы-исключения обведите.
178. Поставьте глаголы в нужную форму. Запишите по образцу.
179. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках после каждого глагола укажите его начальную форму и спряжение.
180. Вспомните, как изменяются глаголы в каждом из времён. Заполните таблицу до конца. В случае затруднения обратитесь к «Узелкам на память».
181. Выпишите глаголы из скороговорки М. Бородицкой. Разберите каждый глагол как часть речи.
Источник
Глаголы-исключения
Задачи урока:
- Образовательные:
- отработка и закрепление общих понятий (закрепление ранее изученного);
- проговаривание изучаемых алгоритмов (умение выбрать и доказать различными способами написание безударных окончаний глаголов через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание).
- Развивающие:
- развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
- Воспитательные:
- формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.
Оборудование: план, доска, сигнальные карточки (цветные и карточки спряжений), стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.
Классная работа
отв . рить – вaрка;
отт . чить – тoчит;
отб . жать – бег;
отн . сти – нёс.
Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.
смотреть видеть ненавидеть терпеть обидеть зависеть вертеть | гнать дышать держать слышать |
Бьётся лебедь средь зыбей…
К морю лишь подх oд . т он.
Неопр.форма 2 л. ед.ч. 3 л. множ.ч.
подходить
слышать
смотреть
видеть