Меню

Не было частица с глаголами



Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

ХIII Неударяемые частицы НЕ и НИ

Орфография

ХIII Неударяемые частицы НЕ и НИ

§ 48. Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни. Частицы эти различаются по значению и употреблению.

1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом.

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы:

а) При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает утвердительный смысл, например: не могу не упомянуть. (т. е. «должен упомянуть»), нельзя не сознаться. (т. е. «надо сознаться»).

б) В вопросительных и восклицательных предложениях частица не примыкает к местоимениям, наречиям и частицам, образуя с ними сочетания: как не, кто не, кто только не, где не, где только не, чем не, чего не, чего только не и т. п.; сюда примыкают вопросительные предложения с сочетанием нели, например: Ну, как не порадеть родному человечку! (Грибоедов). Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Пушкин). Чем ты не молодец? (Пушкин). Где он только не бывал! Чего он только не видал! Чем не работа! Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (Грибоедов). Да не изволишь ли сенца? (Крылов).

в) В соединении с союзом пока частица не употребляется в придаточных предложениях времени, обозначающих предел, до которого длится действие, выраженное сказуемым главного предложения, например: Сиди тут, пока не приду.

г) Частица не входит в состав устойчивых сочетаний: едва ли не, чуть ли не, вряд ли не, обозначающих предположение, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, вовсе не, обозначающих усиленное отрицание, например: едва ли не лучший стрелок, чуть ли не в пять часов утра, отнюдь не справедливое решение, вовсе не плохой товар, далеко не надежное средствo.

д) Частица не входит в состав сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а, например: Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (Пушкин). Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (Чехов). У партизан были не только винтовки, но и пулеметы (Ставский).

2. Частица ни употребляется для усиления отрицания, например: Ни косточкой нигде не мог я поживиться (Крылов). На небе позади не было ни одного просвета (Фадеев). Метелица даже ни разу не посмотрел на спрашивающих (Фадеев). В деревне теперь ни души: все в noлe(Фадеев).

Повторяющаяся частица ни приобретает значение союза, например: Нигде не было видно ни воды, ни деревьев (Чехов). Ни музы, ни труды, ни радости досуга – ничто не заменит единственного друга (Пушкин). Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски (Чехов). Я не знаю ни кто вы, ни кто он (Тургенев).

Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления частицы ни:

а) Частица ни употребляется перед сказуемым в придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла, например: Слушайтесь его во всем, что ни прикажет (Пушкин). Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить (Пушкин). Куда ни оглянусь, повсюду рожь густая (Майков). Кто ни проедет, всякий похвалит (Пушкин).

Частица ни в придаточных предложениях указанного типа примыкает к относительному слову или к союзу, и поэтому придаточные предложения начинаются сочетаниями: кто ни, кто бы ни, что ни, что бы ни, как ни, как бы ни, сколько ни, сколько бы ни, куда ни, куда бы ни, где ни, где бы ни, какой ни, какой бы ни, чей ни, чей бы ни, когда ни, когда бы ни и т. п.

Эти сочетания вошли в некоторые устойчивые обороты: куда ни шло, откуда ни возьмись, во что бы то ни стало и т. п.

б) Частица ни встречается в устойчивых сочетаниях, которые имеют значение категорического приказания, например: ни с места, ни шагу далee, ни слова и т. п.

в) Частица ни входит в состав отрицательных местоимений: никто, никого (ни у кого) и т. д.; ничто, ничего (ни до чего) и т. д.; никакой, никакого (ни у какого) и т. д.; ничей, ничьего (ни у чьего) и т. д. и наречий: никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нипочем, ничуть, а также в состав частицы -нибудь.

Пишется ни в устойчивых сочетаниях, в которые входят местоимения, например: остался ни при чем, остался ни с чем, пропал ни за что.

Читайте также:  Что такое совершеный и несовершеный вид глагола

г) Двойное ни входит в устойчивые обороты, представляющие собой сочетание двух противопоставляемых понятий, например: ни жив ни мертв; ни то ни се; ни рыба ни мясо; ни дать ни взять; ни пава ни ворона и т. п.

Источник

Правописание «не было»: образование, грамматика, примеры употребления

Выражение (словосочетание) «не было» правильно пишется раздельно. Писать его слитно нельзя, так как правильное слово «было» в обоих его значениях с приставкой «не-» не употребляется; надуманное же «слово» «небыло» – несуществующее в русском языке. Возможная причина ошибок – неосознанная ассоциация на слова «небывало», «небыль» и т.п., но они, в отличие от «было», являются частями речи, употребляемыми с приставкой «не-». Для самопроверки достаточно вспомнить русские пословицы и поговорки: «Без добра и худа бы не было»; «Былое было, небыли не было»; «Как бы не было беды»; «Не было бы счастья, да несчастье помогло»; «Нету, как и не было», и мн. др.

Почему нельзя слитно?

Составляющие выражение «не было» слова не подлежат слиянию в одно новое слово, поскольку:

  1. «не» это или отрицательная частица, или приставка того же значения. Частицы пишутся раздельно со словами, а приставки вместе или через дефис (чёрточку);
  2. слово «было» – также частица, выражающая незаконченность либо, реже, сомнение («собрался было на рыбалку, да дождь зарядил»);
  3. «было» также глагол «быть» в прошедшем времени единственного числа 3-го лица среднего рода («оно было», «у негобыло», «при ней было»).

Отсюда следуют такие обоснования правил написания «не было»:

А). Частицы – служебные (вспомогательные) части речи; сюда же относятся предлоги и союзы. В сложные слова могут сливаться только основные части речи, выражающие цельное (законченное) понятие: существительные, прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия, наречия. Частица дополняет и/или уточняет значение связанного с ней слова, но собственного определённого смысла в себе не несёт. Сочетание в одном слове двух размытых, самых общих, смыслов становится бессмыслицей, поэтому предлоги, союзы и частицы не сливаются вместе. Вы можете представить себе, что бы значило «добез», «кпре», «непо», «отдля» и подобное? Если понимать «небыло» как слияние двух частиц, смысла в нём будет не больше, то есть такое слово бессмысленно.

  • «Небытие» (смерть, прекращение существования), «небывальщина», «небыль» (выдумка, то, чего не было), «небылица» (явно недостоверное высказывание) – существительные.
  • «Небывалое» (никогда ранее не бывшее, не происходившее, не случавшееся) – прилагательное.
  • «Небывало» – наречие сходственного значения, а также междометие («Да вы что! Небывало! Не верю!»).

Примечание: в данном аспекте несколько отрицательных приставок к слову могут сливаться воедино: «небезразличен», «небескорыстно», и т.п. «Не-» при этом идёт первой, поскольку она семантически (по смыслу) сильнее «без-» и «бес-», так как выражает безусловное отрицание – нет, и всё тут.

Варианты употребления

Сочетание слов «не было» в русской речи употребляется большей частью двояко:

  1. В изъявительном наклонении – само по себе в указательных и описательных предложениях:

«Да не было у него никогда “Лексуса”! Как с “Жигулей” на “Опель” пересел, так на нём и ездит»;

«Нет, интимной связи между нами в то время ещё не было».

  1. В вопросительных и предположительных предложениях – в сослагательном наклонении, образуемом при помощи союзов соответствующего значения «бы» и «ли» (пишутся раздельно со словами, не обязательно прямо при целевом высказывании):

«Что-то небо с утра хмурится. Как бы дождя не было»;

«Василий Игоревич, осведомите, пожалуйста, не было ли у вас тесных деловых связей с Иваном Кузьмичом?».

Во всех случаях постановка ударения и разделение для переноса не бы́-ло.

Источник

«Небыло» или «не было», как писать правильно?

«Не было» сле­ду­ет пра­виль­но писать раз­дель­но в два сло­ва как гла­гол с отри­ца­тель­ной части­цей «не» соглас­но орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу.

Если воз­ни­ка­ет сомне­ние, как пишет­ся «небы­ло» или «не было», слит­но или раз­дель­но, то нач­нем с опре­де­ле­ния части речи. В этом слу­чае нуж­но выяс­нить: началь­ное «не» явля­ет­ся при­став­кой и тогда пишет­ся слит­но, или это отри­ца­тель­ная части­ца, кото­рая пишет­ся с раз­ны­ми частя­ми речи в соот­вет­ствии с пра­ви­ла­ми орфо­гра­фии.

Часть речи слова «было»

Сомнение в напи­са­нии слов «не было» воз­ни­ка­ет, воз­мож­но, из-за спе­ци­фич­но­сти лек­се­мы «было», при­над­леж­ность к опре­де­лен­ной части речи кото­рой не все­гда лег­ко выявить.

У моей бабуш­ки Марии Захаровны было семе­ро детей.

Слово «было» как тако­вое не обо­зна­ча­ет дей­ствие, как напри­мер лек­се­мы, к кото­рым мож­но задать типич­ный вопрос что дела­ло? «пры­га­ло» (насе­ко­мое) или «плы­ло» (обла­ко). Чтобы опре­де­лить часть речи это­го доволь­но спе­ци­фич­но­го сло­ва в рус­ском язы­ке, при­ме­ним прин­цип сино­ни­мич­ной заме­ны. В этом кон­тек­сте сло­во «было» — это зна­чит «име­лось», «суще­ство­ва­ло» в про­шлом. Как видим, у этой лек­се­мы про­яви­лись грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки несо­вер­шен­но­го вида и про­шед­ше­го вре­ме­ни, кото­ры­ми обла­да­ет само­сто­я­тель­ная часть речи гла­гол.

Читайте также:  В корнях после шипящих букв о в глаголе примеры

Глагол может обо­зна­чать не толь­ко дей­ствие, но и состо­я­ние пред­ме­та:

Начальной фор­мой сло­ва «было» явля­ет­ся инфи­ни­тив «быть», кото­рый име­ет одну толь­ко фор­му насто­я­ще­го вре­ме­ни «есть», фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни (буду, будем, буде­те и пр.) и про­шед­ше­го вре­ме­ни, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся родо­вой при­над­леж­но­стью и кате­го­ри­ей чис­ла:

  • был мир;
  • исти­на был а ;
  • утвер­жде­ние был о ;
  • сомне­ния был и .

Правописание слова «не было»

Выяснив часть речи, теперь опре­де­лим, как пра­виль­но пишет­ся сло­во «не было» или «небы­ло», раз­дель­но или слит­но. Уже выяс­не­но, что «было» — это вполне само­сто­я­тель­ное сло­во как фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла «быть». Значит, в его соста­ве нет началь­но­го эле­мен­та не-, как у неко­то­рых гла­го­лов, кото­рые пишут­ся все­гда слит­но:

В выбо­ре пра­виль­но­го напи­са­ния ана­ли­зи­ру­е­мо­го сло­ва при­ме­ним пра­ви­ло орфо­гра­фии:

Глагол «было» исполь­зу­ет­ся в пред­ло­же­нии с отри­ца­ни­ем, кото­рое выра­жа­ет само­сто­я­тель­ное сло­во — слу­жеб­ная часть речи отри­ца­тель­ная части­ца «не».

У меня не было уве­рен­но­сти в этом.

Сделаем одно­знач­ный вывод.

Это сло­во пишет­ся с «не» раз­дель­но во всех грам­ма­ти­че­ских фор­мах:

Слово «не было» часто упо­треб­ля­ет­ся как ска­зу­е­мое с отри­ца­ни­ем в одно­со­став­ных без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях. Понаблюдаем за пра­во­пи­са­ни­ем это­го сло­ва в пред­ло­же­ни­ях.

Примеры

На синем без­дон­ном небе не было ни облач­ка.

В кни­ге не было несколь­ких стра­ниц.

У меня не было доста­точ­ной сум­мы денег, что­бы сей­час купить этот теле­фон.

У экза­ме­на­то­ра не было боль­ше вопро­сов к аби­ту­ри­ен­ту.

Почему-то не было осо­бен­ной радо­сти от это­го неожи­дан­но­го подар­ка.

— Не было сча­стья, так несча­стье помог­ло, — гла­сит народ­ная муд­рость.

Источник

Написание НЕ с глаголами

Цели урока.

  • Познакомить учащихся с частицей НЕ, ее значением; вспомнить правило правописания НЕ с глаголами.
  • Развивать орфографическую зоркость, развивать речь учащихся, логическое мышление, развивать навыки самостоятельной работы с учебником.
  • Воспитать умение работать в парах, умение слушать друг друга, уважать мнение друг друга, любовь и интерес к родному языку.
  • Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебники: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов Русский язык 5 класс. – М. “Просвещение”, 2010.

    Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок, как и другие наши уроки, мы начнем с улыбки друг другу.

    Великий Всезнамус поручил нам очень важное задание. Ребята, нам с вами сегодня предстоит трудный и опасный путь по морю знаний за кладом, который спрятали злые пираты на острове Морфология, в стране Глагол (слайд № 1. Презентация).

    И вот вам первое задание.

    I. Опрос (проверка домашнего задания: все о глаголе, что было изучено ранее).

    Задание №1: ребята, чтобы попасть на корабль, нам нужны билеты, но это непростые билеты, посмотрите на них.

    Вопросы Знал Узнал
    Глагол – самостоятельная часть речи
    Глагол обозначает действие предмета
    Глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
    Глагол изменяется по временам
    Глагол в прошедшем времени изменяется по родам только в ед. ч.
    Глагол в будущем и настоящем времени изменяется по лицам
    Глагол изменяется по числам
    В предложении обычно глагол является сказуемым
    Частица НЕ пишется отдельно с глаголами
    Глагол НЕНАВИДЕТЬ не употребляется без НЕ

    Заполните, пожалуйста, свои билеты. Поставьте плюсики в графе “Знал” напротив тех вопросов, ответы на которые вы знаете. Только после этого мы можем отправиться в плавание. Если у вас 8 и более “+”, ставим 1б.

    И так, ребята, мы отправились в путь. Давайте откроем наши бортовые журналы – тетради и запишем сегодняшнее число.

    И вот на нашем пути препятствие. Всезнамус нам оставил ценные указания, а злые пираты перепутали все части речи. Все части речи смогли отыскаться, а глагол не может без вашей помощи справиться. Помогите ему.

    Задание №2: Выписать из прочитанного текста глаголы и в парах определить их признаки. Все верно – 2б.

    Текст: Однажды мы ездили по туристической путевке на юг. До этого мы никогда не были на юге. Каждый раз мы видели много интересного. Нас водили на экскурсии. Мы любовались чудесными горными вершинами, слушали беспрерывный шум моря. Горы эти не оставляли равнодушным ни одного человека, а море, говорят, не любит трусливых людей. Кроме того, оно не терпит гордецов (проверка по слайду 2).

    Молодцы! Вы правильно выписали глаголы и определили их признаки. Еще раз скажите, пожалуйста, как же мы выделяем глагол среди других частей речи? (Делают вывод). А теперь посмотрите внимательно на эти слова. Подумайте, по какому признаку их можно разделить на группы. А что это за слово рядом с глаголом? Правильно! Это отрицательная частица НЕ. Может быть, вы мне подскажите тему нашего сегодняшнего урока? Давайте ее запишем в наши бортовые журналы.

    Читайте также:  Глагол kommen в настоящем времени

    II. Изучение новой темы

    Вот мы и доплыли до острова. Но чтобы сойти на этот остров нам необходимо выполнить самое сложное задание Всезнамуса – вспомнить, как пишется глагол с частицей НЕ.

    Откройте свои учебники на с. 242, посмотрите на задание под звездочкой (Прочитайте. Как пишутся выделенные глаголы с частицей НЕ)

    Он честен и бесстрашен
    На суше и в воде
    Товарища и друга
    Не бросит он в беде.
    Он гнезд не разоряет,
    Не курит и не врет,
    Не виснет на подножках,
    Чужого не берет.

    Что вы заметили? Правильно, НЕ с глаголами пишется отдельно.

    Правило написания НЕ с глаголом:

    Не выучил, не делай,
    Не знаешь, не спеши.
    С глаголами отдельно
    Частицу НЕ пиши.

    III. Закрепление нового материала.

    Задание №4: пользуясь правилом, объясните написание НЕ с глаголами. Дети по цепочке(сначала выходят сильные ученики, затем послабее) выходят к доске, объясняя написание орфограммы.

    (Не) бывать, (не) ходить, (не) спать, (не) писать, (не) говорить, (не) горевать, (не) любить, (не) догнать, (не) думать, (не) учить, (не) покупать, (не) мечтать, (не) летать, (не) махать, (не) шутить, (не) бояться. За каждый правильный ответ – 1б.

    Каким правилом мы пользуемся при написании частицы НЕ с глаголами? (Вывод)

    А теперь отложите свои ручки и немного отдохните, я расскажу вам сказку “Сила любви”. Жили-были в стране Морфология Глагол и частица НЕ. Глагол очень любил НЕ и хотел на ней жениться, но своенравная частица все время отпрыгивала от Глагола и писалась отдельно от него. Горю Глагола не было предела. Тогда частица ему сказала: “Если ты докажешь мне, что жить без меня не можешь, я стану твоей женой”. Отправился Глагол по словарям и учебникам, а когда вернулся, то гордая частица закричала: “Негодую, ненавижу, недоумеваю”. И сама ахнула от неожиданности. Так Глагол доказал ей свою любовь. Он нашел такие слова, которые без НЕ не употребляются. С тех пор слова, которые без НЕ не употребляются, пишутся с этой частицей слитно.

    Задание №5: Ребята, а давайте поможем Глаголу и еще найдем слова, которые без НЕ не употребляются. Выполним упр. 613. Разбираем задание: замените выделенные слова и словосочетания глаголами, которые пишутся с НЕ вместе.

    1. Он возмущался. 2. Нельзя его принуждать. 3. Брат удивлялся. 4. Я чувствую себя не совсем хорошо. 5. Шторм бушевал.

    Слова для справок (неволить, негодовать, недомогать, недоумевать, неистовствовать) даны в учебнике на стр. 243. Проверка – слайд 3. Все верно – 2б.

    Каким правилом мы пользовались, выполняя это упр.? (Вывод)

    Физминутка. Поплавки (Представьте, что поплавок, который качается на волнах. Расправьте свои ручки. Ручки тоже качаются на волнах. Вдруг на крючок попалась рыбка. Поплавок – вверх, вниз (прыгают). Вытянули рыбку. Садитесь.).

    Задание №6: Выборочный диктант. Разделить глаголы на 2 группы (слитно/раздельно). Взаимопроверка – слайд 4

    Не был в санатории, ненавидеть ложь, недоумевать по поводу поступка, не мог уехать, не любит ленивых, невзлюбить падчерицу, мне нездоровится, не здоровается, капитан негодовал, ураган неистовствовал.

    Ребята, как же мы пишем частицу НЕ с глаголами. (Вывод)

    Задание №7: выполняется по вариантам. 3б

    2 вариант. Объяснить смысл пословиц и написание НЕ с глаголами

    1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

    2. Не будет хлеба – не будет и обеда

    3. Не смажешь колеса – быстро не поедешь

    4. Не посеешь – урожай не соберешь

    5. Лентяю все неможется да нездоровится

    1 вариант. Опишите природу за окном, составив рассказ из 5-6 предложений. Оживите картину, используя глаголы. Слайд 5

    IV. Подведение итогов.

    Ребята, какую орфограмму мы сегодня вспомнили на уроке? Каким правилом мы пользуемся при написании НЕ с глаголами?

    А как вы думаете, за каким кладом отправлял нас Всезнамус? Правильно, за знаниями. Чтобы вернуться домой, нам нужно проверить билеты. Заполните их до конца.

    Ребята, нарисуйте на ваших билетах солнышко, которое сопровождало нас во время пути, украсьте лицо солнышка вашим настроением. А что же будет вашей наградой? Ваши оценки. Открываем дневники и выставляем оценки (10-11 “5”, 9-8 “4”, меньше “3”), записываем домашнее задание.

    V. Домашнее задание: пар. 108 (правило записать в тетрадь для правил, слова в рамочке записать в словарик), упр. 616 (посмотрите на задание). Тем, кто желает заработать дополнительную оценку, предлагаю вспомнить, найти или придумать самим загадки, где встречаются глаголы с НЕ.

    Источник