Меню

Не с глаголами пишутся раздельно деепричастие то же



Раздельное и слитное написание частицы НЕ с глаголами

Правило написания частицы НЕ с глаголами не вызывает особых затруднений, требуется знать и правильно применять. А также уметь ориентироваться и определять, к какой части речи «не» относится и не входит ли в состав слова. Изучают эту тему на уроках русского языка в 6 классе. Разберем основные понятия и частные случаи с примерами.

Когда НЕ пишется отдельно от глагола

“НЕ”, как частица, является служебной частью речи и служит для образования грамматических форм слова. По значению и роли относится к отрицательным, придавая предложению или слову отрицательное (Не торопитесь с ответом), а при двойном отрицании — положительное значение (Друг не мог не помочь мне).

Правило гласит, что частица НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно.

Правописание «не» сохраняется у глаголов, оканчивающихся на -ся/-сь, то есть возвратных с приставкой до-.

Проверить можно так: если убрать частицу, слово принимает противоположное значение, отсюда раздельное написание.

Также соблюдается раздельное написание предлогов и союзов, включающих «не», с глаголами.

  • Не является возможным независимо подтвердить подлинность документов.
  • Самолёт не только снижается, но и готовится к посадке.
  • Природа не то дремлет, не то спит.

Когда НЕ пишется слитно с глаголом

Когда частица неотделима от слова и находится в его составе (в приставке или в корне), они должны писаться слитно.

Глаголы с приставкой недо-

Часть этой приставки можно перепутать с частицей. В этом случае «не» является частью слова и пишется слитно. Приставка недо- придает значение недоведения до нужной границы, недостаточности.

  • В военные годы люди недоедали.
  • Суп мама недосолила, поэтому он был слишком пресным и невкусным.
  • Она недосмотрела за ребёнком.
  • В подвале недоставало воздуха.

Чтобы определить приставку недо-:

  1. При исключении из слова первых двух букв «не», слово теряет смысл.
    Пример: В военные годы люди …доедали.
  2. Меняем на приставку пере- и слово приобретает противоположное значение.
    Пример: недосолила – пересолила; недожарила – пережарила; недоварила – переварила.
  3. Слово «недоставало» имеет значение «не хватает».
    Пример: Ей недоставало везения.

Чтобы исключить ошибки в написании, применяйте правила и соблюдайте следующие рекомендации:

  • внимательно определяйте часть речи (можно перепутать с причастием, например: В квартире была не застеленная кровать);
  • проверяйте, употребляется ли без “не”;
  • помните, что, кроме частицы “не” бывает и частица “ни”, а также союз “ни…ни…”.
    Например: ни петь, ни танцевать.
  • не забывайте, что недо- может являться приставкой или входить в состав корня в значениях «не хватает», «законченное действие не доведенное до нужного уровня». Проверяйте, подставляя приставку пере- с целью получения антонима или, убирая не-, смотрите, теряется ли смысл.

Источник

«Не» с деепричастиями — слитно и раздельно

«Не» с дее­при­ча­сти­я­ми пишет­ся раз­дель­но, кро­ме двух слу­ча­ев. Рассмотрим с при­ме­ра­ми, когда в рус­ском язы­ке «не» с дее­при­ча­сти­я­ми пишет­ся слит­но или раз­дель­но.

Чтобы выяс­нить, в каких слу­ча­ях «не» с дее­при­ча­сти­я­ми пишет­ся слит­но или раз­дель­но, вна­ча­ле вспом­ним, что такое дее­при­ча­стие.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка дее­при­ча­стие пред­став­ля­ет собой осо­бую гла­голь­ную фор­му (часть речи), кото­рая сов­ме­ща­ет в себе при­зна­ки гла­го­ла и наре­чия.

Раздельное написание «не» с деепричастиями

Согласно пра­ви­лу орфо­гра­фии отри­ца­тель­ная части­ца «не» с дее­при­ча­сти­я­ми пишет­ся в основ­ном раз­дель­но. Это лег­ко запом­нить, если сопо­ста­вить дее­при­ча­стие с гла­го­лом, от кото­ро­го оно обра­зу­ет­ся. Глаголы, как извест­но, пишут­ся раз­дель­но с части­цей «не». Аналогично посту­па­ем в пись­мен­ной речи и с дее­при­ча­сти­я­ми:

  • гулять — не гулять — не гуляя;
  • читать — не читать — не читая;
  • попро­сить — не попро­сить — не попро­сив;
  • рас­ска­зать — не рас­ска­зать — не рас­ска­зав;
  • отпу­стить — не отпу­стить — не отпу­стив.

Примеры

Не падая на зем­лю, летит по вет­ру осен­няя пау­тин­ка.

Во двор, не закрыв за собой калит­ку, забе­жа­ла коно­па­тая дев­чуш­ка.

Не зная точ­но­го зна­че­ния сло­ва, луч­ше не упо­треб­ляй его в сво­ей речи.

Имеем в виду, что от дее­при­ча­стий обра­зу­ют­ся сло­ва, при­над­ле­жа­щие к дру­гим частям речи, — наре­чия и пред­ло­ги.

Читайте также:  Упражнения на применение глагола to be

Частица «не» с про­из­вод­ны­ми от дее­при­ча­стий наре­чи­я­ми пишет­ся так же раз­дель­но, кро­ме наре­чия «нехо­тя».

Он гро­зит нам не шутя (вполне серьёз­но).

Автомобиль мчит­ся по трас­се не оста­нав­ли­ва­ясь (без оста­но­вок).

Старик про­шел по дво­ру не спе­ша (мед­лен­но).

Отличаем напи­са­ние дее­при­ча­стий «не смот­ря» и «не взи­рая» от слит­но­го напи­са­ния созвуч­ных пред­ло­гов «несмот­ря на» и «невзи­рая на», кото­рые име­ют зна­че­ние «вопре­ки чему-нибудь», «не счи­та­ясь с кем-нибудь или с чем-нибудь».

Сравним:

Даже не смот­ря в окно, я знаю, что уже пошел дождь.

Несмотря на дождь, я вышел с соба­кой на про­гул­ку.

Не взи­рая на лица, мастер рубил правду-матку в гла­за.

Невзирая на труд­но­сти, мы успеш­но про­дви­га­ем­ся впе­ред.

Отметим, что в рус­ской орфо­гра­фии суще­ству­ют два слу­чая, когда «не» пишет­ся слит­но с дее­при­ча­сти­я­ми. Рассмотрим их более деталь­но.

Слитное написание «не» с деепричастиями

1. «Не» с дее­при­ча­сти­я­ми пишет­ся слит­но, если они обра­зо­ва­ны от гла­го­лов, кото­рые без это­го началь­но­го эле­мен­та, став­ше­го частью кор­ня или при­став­кой, не упо­треб­ля­ют­ся:

  • неистов ство­вать — неистов­ствуя;
  • негод овать — него­дуя;
  • нена­вид еть — нена­ви­дя;
  • недо­умев ать — недо­уме­вая;
  • недо­мог ать — недо­мо­гая;
  • не вз любить — невзлю­бив.

2. «Не» пишет­ся слит­но с дее­при­ча­сти­я­ми, обра­зо­ван­ны­ми от гла­го­лов со слож­ной при­став­кой не-до-, обо­зна­ча­ю­щей, что дей­ствие закон­че­но, но выпол­не­но ниже какой-то нор­мы:

  • недо­спать — недо­спав;
  • недо­люб­ли­вать гром­кую музы­ку — недо­люб­ли­вая гром­кую музы­ку;
  • недо­слы­шать вопро­са — недо­слы­шав вопро­са;
  • недо­счи­тать­ся денег — недо­счи­тав­шись денег;
  • недо­едать — недо­едая в годы вой­ны.

Отличаем от раз­дель­но­го напи­са­ния дее­при­ча­стий с при­став­кой до- и пред­ше­ству­ю­щей части­цей «не». Такие сло­ва име­ют зна­че­ние, что дей­ствие не дове­де­но до кон­ца.

Не доска­зав нача­то­го, он вдруг замол­чал на полу­сло­ве.

Не дочи­тав первую гла­ву, девуш­ка захлоп­ну­ла кни­гу и вышла из авто­бу­са.

В кон­тек­сте такие дее­при­ча­стия часто управ­ля­ют зави­си­мым от него сло­вом с пред­ло­гом «до».

Не досмот­рев пье­су до кон­ца, он вышел из зала.

Не достав баг­ром до дна, рыбак поплыл на лод­ке к бере­гу.

Видеоурок «Написание «не» с деепричастиями. 7 класс

Источник

«Не» с глаголами — правила правописания и примеры употребления

Основные правила

Для начала работы с орфографическим правилом необходимо напомнить себе важные аспекты и определения слов, задействованных в правописании «не» с глаголами.

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая означает действие или состояние предмета. Чаще всего он отвечает на вопросы: «Что делать?» (несовершенный вид), «Что сделать?» (совершенный вид). Эта часть речи выступает в большинстве случаев в предложении в роли сказуемого, однако в русском языке имеются конструкции, в которых отглагольные формы используются в качестве подлежащего, определения, обстоятельства или дополнения. Из-за своей сложной и разнообразной конструкции глаголы имеют обширное число правил и исключений, которые нужно знать и правильно использовать.

Читайте также:  Какое лицо у глагола учился

В соответствии с орфографическим правилом глагольные формы с «не» пишутся раздельно. Чтобы в этом убедиться, можно ознакомиться с несколькими примерами:

  • не могу писать;
  • не хочу читать;
  • не забудь блокнот;
  • не написал сочинение;
  • не заметить пятно;
  • не пришла на встречу;
  • не буду поливать цветы.

Теперь приступим к более глубокому изучению правила написания «не» с глаголами. Оно имеет 3 пункта:

  1. Отрицание «не» с глаголами (личная форма, инфинитив, форма деепричастия) пишется раздельно. Примеры: не грустить, не спать, не думая, не читая.
  2. При обозначении физического действия отрицательная форма с частицей «не» пишется раздельно: не достать рукой до шкафа.
  3. При смысловой важности, выражающей нехватку чего-либо, частица «не» будет незаменимой частью: недостает умения.

Существуют глаголы, которые без «не» не используются, вследствие чего они пишутся с этой частицей слитно. Например: негодовать на сестру, ненавидеть гороховый суп, недомогать после болезни, недоумевать после прочтения задачи, невзлюбить мачеху, нездоровится после обморожения.

Глагол, подобный слову хватать, в любом значении пишется раздельно с частицей не. Примеры:

  • Ребенок вырос и теперь не хватает разные предметы с грязного пола.
  • В журнале не хватает десятой главы.

Также необходимо отличать раздельное написание словосочетания «не доставать» (в смысле «не дотягиваться») от подобного слитного — «недоставать», которое имеет значение «быть в недостаточном количестве». Примеры предложений:

  • Он не дотягивается рукой до потолка.
  • В бумажнике недостает пяти тысяч. Недостает силы духа (в значении «отсутствие»). Мальчику недоставало терпения.

Частица «не» в составных предлогах несмотря на и невзирая на и в союзах «несмотря на то, что», «невзирая на то, что» всегда будет писаться совместно с остальным словом, то есть входит в его состав.

Но все-таки необходимо различать деепричастие смотря в совместном написании с частицей «не», которая пишется раздельно. Пример предложения: Он рассказывал правило у доски, не глядя в книгу.

Следует писать слитно глаголы с составной приставкой недо-. Эта приставка придает слову неполноту действия (значение этой части слова часто противоположно приставке пере-: недолить — перелить, недоследить — переследить). Например: недобрать книг, недоварить суп, недовернуть шуруп, недовесить конфет, недогрузить кирпичей.

Нужно различать глаголы с приставкой недо-, которые означают действие, выполненное меньше нормы, и созвучные им слова с приставкой до-, перед которыми ставится отрицание «не», обозначающие в совместном написании с частицей, что действие не доведено до финиша.

Примеры: недосмотреть за малышом — не досмотреть спектакль до антракта; безработные бо́льшую часть времени недоедали — ребятишки постоянно не доедали за ужином салат, ожидая конфет; бедняки постоянно недоплачивали — эти люди никогда не доплачивали.

Также сюда подходит написание на основании общего правила, то есть раздельно: не догнать противника до финиша, не дописать реферат до конца, не дочитать книгу, не дописать упражнение, ни до чего не договорились.

Слова-исключения

Удивительно, но в русском языке имеются случаи правописания «не» с глаголом слитно. Эти слова являются исключениями из правила, их нужно выучить наизусть, чтобы всегда правильно выражать свои мысли на бумаге и не путать со словами, которые пишутся по общему правилу. Это происходит в написании тех слов, в морфемном составе которых не- является приставкой или частью корня, то есть без неё эти слова не существуют как самостоятельные лексические единицы. Без начального не- они не употребляются в речи.

Читайте также:  В каком слове правописание суффикса зависит от спряжения глагола

Частица не- пишется слитно с глаголами, которые имеют приставку недо-. Эти слова обозначают законченное действие, но не соответствующее какому-то уровню. Примеры:

  • недослышать — плохо слышать;
  • они вместе недоедали (голодали);
  • мы недолюбливали этот урок (не существует слова «долюбливать»);
  • недосыпать (спать меньше положенного времени).

В составе таких слов недо- можно заменить на приставку пере- с антонимичным (противоположным) значением. Если такая замена возможна, значит, слово будет писаться слитно:

  • недооценить свои силы — переоценить свои силы;
  • недожарить пирожки — пережарить пирожки;
  • недовыполнить план — перевыполнить план;
  • недолить воды — перелить воды;
  • недоварить картошку — переварить картошку;
  • недописать сочинение — переписать сочинение.

Следует различать написание слов «недоставать» в значении «не хватать» и «не доставать» — «не дотягиваться, не достигать чего-либо». Примеры:

  1. Ему недоставало в жизни удачи.
  2. Рыболов не достает веслом до дна речки.

Также существует список глаголов, которые без не- не употребляются ни при каких условиях. Примеры подобных слов:

  • недовыполнить;
  • недомогать;
  • недолюбливать;
  • недооценить;
  • недослышать;
  • недопонимать;
  • недополучить;
  • недоучесть и т. д.

Полезные советы

Для лучшего запоминания стоит воспользоваться таблицей. Она позволит правильно применять правило во время написания текстов.

Правила написания глагола с «не» слитно Пример
Без «не» не употребляется. Для определения нужно отбросить приставку. Если это не получается сделать, то пишется «не» слитно Ненавидеть(не существует слова «навидеть»); несдобровать
С «недо» в контексте «недостаточное количество» Марии недостает знаний для выполнения задания
С «недо» в контексте неполноты действия Паша недолил воды

Чтобы не спутать неполноту действия с действием в словах с приставкой до- и частицей не, необходимо попытаться подставить к нему глагол с противоположным значением и приставкой пере-. Если это получается сделать, значит, недо необходимо писать вместе.

Одним из важных аспектов также считается необходимость отличать глаголы с приставками и частицами от слов, где «недо» составляет часть корня. Примером является «недоумевать». Здесь частица «не» всегда пишется с глаголом совместно. Это является исключением из всех глагольных правил, поэтому согласованное со словом написание необходимо выучить и никогда не забывать:

  • Хоть видит око, да зуб неймёт (пословица).
  • Она не прячет своих чувств, ни когда любит, ни когда ненавидит.
  • После забитого гола в ворота противника радостные болельщики неистовствовали на трибунах.
  • Бабушка сказала, что ей с вечера недужится.
  • Если она невзлюбит кого, то это уж навсегда.

Как гласит правило, «не» с глаголами в 90% случаев пишется отдельно. Чтобы писать правильно, нужно не только зубрить орфограммы, но и постоянно пополнять свой словарный запас, не боясь использовать его в повседневной жизни.

Источник