Меню

Не с глаголами примеры предложений 2 класс



«Не» с глаголами

Отрицательная части­ца «не» с гла­го­ла­ми пишет­ся раз­дель­но, кро­ме тех слов, кото­рые без началь­но­го не- не упо­треб­ля­ют­ся.

Рассмотрим, как пишет­ся «не» с гла­го­ла­ми в рус­ском язы­ке. Приведем при­ме­ры раз­дель­но­го и слит­но­го напи­са­ния «не» с гла­го­ла­ми.

Правописание «не» с глаголами

«Не» с глаголами пишется раздельно

Если в пред­ло­же­нии встре­ти­лись два сло­ва раз­ных частей речи, «не» и гла­гол, то в их напи­са­нии при­ме­ня­ем пра­ви­ло орфо­гра­фии рус­ско­го язы­ка.

Чтобы понять, когда «не» пишет­ся раз­дель­но со сло­ва­ми этой части речи, срав­ним два пред­ло­же­ния.

Солнце еще не взо­шло над лесом.

В пер­вом пред­ло­же­нии упо­треб­ля­ет­ся гла­гол «взо­шло» пояс­ня­ет суще­стви­тель­ное «солн­це». Все пред­ло­же­ние име­ет утвер­ди­тель­ное зна­че­ние. Во вто­ром пред­ло­же­нии этот же гла­гол име­ет части­цу «не», кото­рая при­да­ет пред­ло­же­нию отри­ца­тель­ный смысл:

Частица «не» — это вполне само­сто­я­тель­ное сло­во слу­жеб­ной части речи, кото­рое пишет­ся раз­дель­но с гла­го­ла­ми в раз­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах:

Но не со все­ми гла­го­ла­ми «не» пишет­ся раз­дель­но. Рассмотрим, в каких слу­ча­ях «не» сле­ду­ет напи­сать слит­но.

«Не» с глаголами пишется слитно

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет ряд слов этой само­сто­я­тель­ной части речи, с кото­ры­ми началь­ный эле­мент не- пишет­ся слит­но. В этих слу­ча­ях не- явля­ет­ся при­став­кой или частью кор­ня, без кото­ро­го сло­во про­сто не суще­ству­ет как само­сто­я­тель­ная лек­си­че­ская еди­ни­ца.

Примеры глаголов

  • него­до­вать
  • недо­уме­вать
  • нездо­ро­вить­ся
  • нево­лить
  • ней­мёт­ся
  • нена­ви­деть
  • невзлю­бить
  • неистов­ство­вать
  • несдоб­ро­вать
  • невзви­деть све­та.

Примеры предложений

Ему, как заяд­ло­му рыба­ку, с ран­не­го утра ней­мет­ся идти на озе­ро.

Кажется, она невзлю­би­ла меня с пер­вой же мину­ты встре­чи.

Ты хочешь нево­лить сына учить­ся это­му реме­с­лу, к кото­ро­му у него душа не лежит?

Ну, теперь всем нам явно несдоб­ро­вать!

Написание глаголов с недо- и не до-

В мор­фем­ном соста­ве неко­то­рых гла­го­лов отме­тим слож­ную при­став­ку недо-, кото­рая пишет­ся слит­но. Такие гла­го­лы обо­зна­ча­ют закон­чен­ное дей­ствие, кото­рое выпол­не­но нека­че­ствен­но, ниже какого-уровня, не соот­вет­ству­ет нор­ме, напри­мер:

  • недо­ве­сить (взве­сить мень­ше поло­жен­но­го);
  • недо­едать (голо­дать);
  • недо­сы­пать (спать мало);
  • недо­слы­шать (пло­хо слы­шать).

Чтобы выбрать слит­ное напи­са­ние не- с гла­го­лом, при­ме­ним сле­ду­ю­щий при­ем: заме­ним недо- на при­став­ку пере-, име­ю­щую про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние пре­вы­ше­ния нор­мы. Если эта заме­на состо­ит­ся, зна­чит, недо- пишет­ся слит­но с гла­го­лом.

Понаблюдаем:

  • недо­ва­рить кашу — пере­ва­рить кашу;
  • недо­вы­пол­нить зада­ние — пере­вы­пол­нить зада­ние;
  • недо­оце­нить про­тив­ни­ка — пере­оце­нить про­тив­ни­ка;
  • недо­брать вес — пере­брать вес.

Укажем спи­сок гла­го­лов, кото­рые без не- не упо­треб­ля­ют­ся:

Частица «не» пишет­ся раз­дель­но с гла­го­лом, име­ю­щем при­став­ку до-, если он обо­зна­ча­ет, что дей­ствие нача­то, но не закон­че­но, не дове­де­но до кон­ца.

Сравним:

  • недо­жа­рить мясо (мясо сырое) — не дожа­рить мясо (оста­вить на потом).
  • недо­го­ва­ри­ва­ет (ута­и­ва­ет) из-за хит­ро­сти — не дого­во­рить до кон­ца (пре­рвать раз­го­вор);
  • недо­слы­шать (пло­хо слы­шать) — не дослу­шать рас­сказ (закон­чить слу­шать);
  • недо­смот­реть моло­ко — не досмот­реть спек­такль до кон­ца;
  • недо­счи­тать­ся денег — не досчи­тать до пяти­де­ся­ти.

У таких гла­го­лов часто име­ет­ся допол­не­ние с пред­ло­гом «до»:

  • не добе­жать (до чего?) до фини­ша;
  • не доне­сти до дома;
  • не дочи­тать жур­нал до кон­ца.

В кон­тек­сте по смыс­лу раз­ли­ча­ем гла­го­лы «недо­ста­вать» в зна­че­нии «не хва­тать» и «не доста­вать»«не дости­гать, не дотя­ги­вать­ся до чего-либо».

Ей веч­но чего-то недо­ста­ва­ло в жиз­ни!

Видеоурок

Источник

Урок русского языка по теме «Правописание частицы НЕ с глаголом». 2-й класс

Класс: 2

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 2.

Форма проведения: урок.

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) у учащихся 2 класса в предметной области русский язык по теме правописание частицы НЕ с глаголом, используя возможности словарной работы.

Учебные задачи:

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях (встреча гостей, правила поведения и вредные привычки);
  • развивать эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
  • формировать позитивную самооценку.
Читайте также:  Глагол надеяться в будущем времени

2. Учебные задачи, направленные на достижение метопредметных результатов (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)

  • формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  • формировать умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, умения слушать и слышать собеседника, ясно и четко излагать свою точку зрения аргументировать ее;
  • развивать способности активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ;
  • отрабатывать навык каллиграфического письма;
  • использовать пословицы, стихотворения для решения учебной задачи учащимися;
  • учить анализировать пословицы и поговорки, устанавливать причинно- следственные связи;
  • использовать возможности словарной работы на уроке для усвоения написания частицы НЕ с глаголами.

Ход урока

I. Организационный этап.

С целью проверки готовности обучающихся, их настроя на работу

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
В известном мультике найдём
Помощников весёлых.

Слайд 1. Проверим готовность к уроку. На столах должны лежать дневник, учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

Откройте, пожалуйста, тетради. Подпишите число, классная работа. Тетради отложите в сторону.

А сейчас минуточку внимания! Ребята, что это за шум?

Слайд 2. (фрагмент Карлсон просит посадку). Разрешим Карлсону быть на нашем уроке? Да!

II. Словарная работа с целью подведения детей к формулированию темы и постановке задач урока. Выход на тему урока.

Карлсон вернулся из путешествия. Где он только ни был и готов поделиться с нами своими открытиями. И сегодня на уроке с его помощью мы с вами откроем еще одну тайну русского языка. Ребята, а что мы делаем, когда приходят в гости? Угощаем.

В течение всего урока мы с вами будем угощать Карлсона сладостями.

Слайд 3. А что он любит есть? Ответы детей

Сейчас он с дороги, и очень хочет кушать… Малыш приготовил для Карлсона список блюд, которыми он будет его угощать.

Используя таблицу, вы должны записать слово, которое здесь зашифровано.

Первую букву я вам помогу расшифровать, для этого мы найдем в верхней строчке торт, а в столбце свечки – и посмотрим, какая буква стоит на пересечении. Приложение 1

  1. Торт с восемью свечками
  2. Варенье из вишни
  3. Пирожки с яблоком
  4. Шоколадное мороженое

Слайд 4. Какое слово зашифровано в меню? Обед

Посмотрите, у Карлсона на столе появилось первое блюдо.

Слайд 5. Пока Карлсон занят тортом, мы с вами поработаем с новым словарным словом ОБЕД

А что такое обед? Ответы детей

У вас на столах лежат листы разного цвета, с ними мы сегодня будем работать на уроке

Возьмите листок ………… цвета. Приложение 2. (Задания распечатываются на разноцветных листах по усмотрению учителя, для того чтобы ребятам было удобно ориентироваться в раздаточном материале)

Слайд 6. Прочтем какое определение дает этому слову толковый словарь.

  1. Прием пищи в середине дня.
  2. Пища, приготовленная для этой еды.
  3. Время этой еды, обычно полдень.
  4. Перерыв в работе на время обеда, в обеденное время.

К истокам слова. В древности слово обед означало не сам прием пищи в середине дня, как теперь, а время до и после еды. Поэтому оно и построено от корня -ед- («еда») и приставки об-. Но в процессе развития русского языка произошло сращение приставки и корня и в настоящее время все слово является корнем.

Выделим корень. Выделим ударение в слове и запишем его транскрипцию [аб’эт]

Совпадает или расходится произношение слова с его написанием? Расходится

Найдем ошибкоопасные места. Безударная гласная и парная согласная на конце слова.

Какие из данных орфограмм мы сможем проверить? Парную согласную

Что для этого нужно сделать? Подобрать проверочное слово так, чтобы парный согласной в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н].

Подберем такое слово обед – обеды

Что будем делать с безударной гласной? попробуйте подобрать проверочное слово. Значит эту букву нужно запомним.

III. Минутка чистописания.

Обведите слово по образцу, запишите слово еще 2 раза, выделите орфограмму.

Читайте также:  Устойчивые глаголы с предлогом упражнения

Слайд 7. Посмотрите, у Карлсона на столе появилась банка варенья.

Подберем однокоренные слова к слову обед.

Обед, обедец, обеденный, дообеденный, обедать, отобедать, пообедать.

Я вынесла на слайд несколько однокоренных слов.

Составим словосочетание с использованием одного из этих слов и слова стол.

Какое из этих слов подходит к слову стол?

Прочитайте словосочетание. ОБЕДЕННЫЙ СТОЛ

На слайде остаются ОБЕДАЛ ПООБЕДАЛ. Слова, какой части речи остались на слайде.

Докажите. Глаголы. Так как отвечают на вопросы Что делал? Что сделал? И обозначают действие предмета.

IV. Этап мотивации к учебной деятельности c целью выработки на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Ребята, а наш гость обедал? Вы видели? Нет

Слайд 8. Что же получается?

Хозяин (не) ведал, что гость (не) обедал.

V. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии c целью подготовки мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организации фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Как вы понимаете смысл этой поговорки?

Найдем в этом предложении глаголы, докажите, что они обозначают.

А что вы видите перед глаголами? Слово НЕ

Как вы думаете, почему эти слова записаны в скобках?

Не знаем, как написать не с глаголами

Чтобы узнать как писать нам нужно выяснить какой частью речи является не?

Итак, мы с вами обнаружили 2 вопроса, ответы, на которые нам предстоит найти на уроке.

Слайд 9. Теперь мы с вами можем сформулировать тему нашего урока.

Слайд 10. «Правописание не с глаголами»

Ребята, а что же Карлсон?

Слайд 11. Обеденный стол Карлсона пополнился. Обрадовался Карлсон такому изобилию, такому щедрому столу.

VI. Физкультминутка c целью снятия усталости, физическая и эмоциональная разрядка учащихся.

Слайд 12. (фрагмент Карлсон шалит на люстре)

Карлсон всех зовет на крышу.
Поднимайтесь все неслышно.
Руки в сторону поднять,
На носки всем срочно встать.
Выше, выше… Опуститесь,
Поклонитесь, улыбнитесь,
А теперь, прошу, садитесь.

VII. Этап построения проекта выхода из затруднения. Продолжение работы по теме урока c целью построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

Карлсон очень любит шалить, баловаться, а малыш его всячески отговаривал…

Слезь-ка с люстры!
Не хочу!
Упадёшь!
Не упаду!
Отлетай!
Не отлечу!
Будешь суп?
Я не хочу!

Знаком ли вам такой диалог? Давайте с вами немного поиграем, я буду вам называть глагол, а вы называете тот же глагол, но добавляя не.

Улыбнись не улыбнусь
Чихни не чихну
Прыгни не прыгну
Закрой не закрою
Вставай не встану

Не хочу, не буду, не желаю…. Очень часто шалости могут превратиться в плохие привычки. Вы со мной согласны?

Познакомьтесь с текстом стихотворение «Не» на листочках …..цвета. Приложение 3

Почему автор так назвал стихотворение? К чему призывает автор? А что еще нельзя делать на уроках? Приведите примеры, употребив глаголы с НЕ.

Сейчас вы поработаете в парах.

Обсудим план работы

  1. Найти глаголы с НЕ.
  2. Сделать вывод о написании НЕ с глаголами.
  3. Выписать эти глаголы в тетрадь.
  4. Записать ещё 2 глагола с НЕ на тему «Хорошие привычки».

VIII. Реализация построенного проекта c целью построения учащимися нового способа действий и формирования умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Работа в паре по составленному плану

Читайте также:  Упражнения по русскому языку для 2 класса глагол can

IX. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи c целью усвоения учащимися нового способа действия.

Какое же значение приобретают глаголы если их употребить с частицей НЕ?

Итак, какой же вывод вы сделали из своих наблюдений?

Слайд 15. Не с глаголами пишется отдельно.

X. Самопроверка по эталону c целью интерпретации нового способа действия и исполнительской рефлексии достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Давайте сравним наш вывод с информацией (сведеньями о языке) «Мудрой совы» в ваших учебниках. Прочтите правило на с. 78.Совпадает ли наш вывод с правилом в учебнике?

Слайд 16. Какую новую информацию вы получили из правила? НЕ – является частицей.

Да действительно глаголы с не пишутся раздельно, не – это частица, не является служебной частью речи. А что такое служебная часть речи и чему она служит, вы узнаете на следующих уроках.

XI. Первичное закрепление нового материала c целью развития умения распознавать орфограмму.

Выполним упр. 136 на с. 78. Покажите пальчиком, то упражнение, которое будем выполнять.

Что необходимо сделать в этом упражнении.

Найдите глаголы с частицей не назовите их. Как будем писать не с глаголами?

Спишите одну из пословиц на выбор, обратите внимание на правописание выделенных орфограмм подчеркните раздельное написание не с глаголами.

Возвратимся к нашей пословице.

Хозяин не ведал, что гость не обедал.

Объясните правописание орфограммы, которую мы с вами не доработали.

Запишите пословицу себе в тетрадь, подчеркните раздельное написание частицы НЕ с глаголом.

XII. Подведение итога урока c целью соотнесения поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

  1. С какой же новой орфограммой мы с вами познакомились сегодня на уроке?
  2. Что такое НЕ? Какой частью речи является?
  3. Как пишется частица НЕ с глаголами?
  4. С каким словарным словом мы познакомились?
  5. Кто гостил у нас на уроке?

Слайд 19. Карлсону очень понравилось у нас на уроке, он благодарит вас за угощение.

И разрешает вам выполнить дом. задание на выбор у вас на столах лежат листы голубого цвета в которых 3 вида домашнего задания, выберите то которое вам больше всего понравилось. Слайд20

XIII. Домашнее задание c целью обеспечения понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Самоопределение (учащиеся сами выбирают посильное, интересное для себя задание).

  • Упр. 136 с. 78 придумать на тему любой пословицы рассказ. Подготовиться его рассказать.
  • Придумать и записать несколько правил безопасного поведения дома, употребив частицы НЕ
  • Подобрать пословицы, в которых встречаются глаголы с частицей НЕ, и записать их в тетрадь.

XIV. Заключительный этап и рефлексия c целью самооценки учащимися результатов своей учебной деятельности.

Спасибо вам ребята за урок, вы были активны, любознательны, показали себя настоящими знатоками русского языка. Мне очень понравилось с вами работать, а понравился ли вам урок, все ли вам было понятно, мы сейчас узнаем.

Оценим свою работу с помощью смайликов. Если вам все понятно выберите смайлик зеленого цвета, если было понятно, но у вас есть затруднения – смайлик синего цвета, ну а если вам ничего не понятно из изученного на уроке выберите красный смайлик. Слайд 21.

Ребята, а что же Карлсон… (фрагмент Карлсон улетел, но обещал вернуться) Слайд 22.

Технические средства обучения:

  1. Интерактивная доска;
  2. Проектор;
  3. Акустические колонки;
  4. Ноутбук
  5. Мультимедийная презентация
  6. Программное обеспечение Microsoft Office: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word.

Методическая литература:

  1. Бакулина Г. А., Обухова Е. А., Дембицкая Н. В. «Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка», Москва, ВЛАДОС, 2006.
  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 кл. в 2-х М.: Просвещение, 2012.
  3. Рабочая программа по русскому языку к УМК «Школа России».
  4. Словарики для учащихся 2 класса.

Источник