Меню

Не с глаголами русский репетитор



Правописание НЕ с глаголом

Давайте познакомимся с частицей НЕ и узнаем, какую роль она играет в речи.

На клумбе выросли цветы.

Добавим к глаголу частицу НЕ.

Прочитайте получившееся предложение.

На клумбе не выросли цветы.

Как изменился смысл глагола, когда перед ним появилась частица НЕ?

Глагол приобрел отрицательный смысл, действие не совершилось.

Итак, мы выяснили, что частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл. Теперь узнаем, как она пишется с глаголами.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Кто не работает, тот не ест.

С ложью правда не дружит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Волков бояться – в лес не ходить.

Под лежачий камень вода не течёт.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Не выучил, не делай.

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу НЕ пиши.

Глаголы с частицей не пишутся раздельно.

– Конфетку, может, хочешь?

Слова-исключения

Итак, мы узнали, что частица НЕ пишется с глаголами раздельно.

Но в русском языке есть слова-исключения. О них нам расскажет сказка.

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «НЕ люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «НЕ верю». Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам…

Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» и вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

А теперь давайте познакомимся с глаголами, где частица НЕ пишется слитно.

НЕ пишется слитно в словах:

Дадим толкование словам-исключениям.

Ненавидеть – чувствовать отвращение.

Негодовать – испытывать гнев.

Недоумевать – испытывать сомнения.

Как вы думаете, почему в русском языке появились слова, в которых частица не пишется слитно?

Не бежать – бежать

Не писать – писать

Не лететь – лететь

Частица НЕ пишется раздельно, потому эти глаголы без НЕ употребляются.

Частица НЕ пишется слитно, потому что эти глаголы без НЕ не употребляются.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Источник

Конспект урока русского языка по теме «НЕ с глаголами»

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами

Настаева Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Привольненская СОШ»

Урок проводится по учебнику для 5-х классов общеобразовательных учреждений, Москва, «Дрофа», 2012г. Авторы учебника: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, Г.А. Богданова, Т.С. Тронина, В.В. Львов, Н.Н. Сергеева.

Тип урока : урок-закрепление

Цель: повторить и закрепить знания учащихся о правописании Не с глаголами.

Задачи: Обучающие: Отрабатывать навык правописания Не с глаголами, расширить знания по теме; Повторить постановку знаков препинания при обращении, однородных членах предложения.

Развивающие: Активизировать познавательную деятельность школьников. Развивать речь учащихся, логическое мышление, Развивать умение работать в группе и самостоятельно.

Воспитательные: Воспитывать нравственные качества: чувство дружбы,товарищества; деликатность; дисциплинированность; самоуважение. Воспитывать любовь к русскому языку, к литературе, к родному языку.

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация), толковый словарь, карточки для инд.работы, жетоны.

I .Организация начала урока. (Слайд 1)

1. Приветствие. Настрой учащихся на положительные эмоции и успешность.

— Добрый день, дорогие ребята! И день сегодня, действительно, добрый, потому что мы вновь вместе на уроке русского языка, и думаю, что мы хорошо поработаем. А оценивать вашу работу в конце урока мне помогут баллы, полученные вами за урок. Более 5 баллов-«5», менее 5 баллов- «4».

-Давайте хором прочитаем стихотворение (слайд 2)

-Если мы грустим,

Все вокруг грустит.

Все вокруг шалит.

Мир ведь каждый час

Потому не злись

— Я желаю вам улыбнуться и пожелать друг другу удачи.

II .Актуализация знаний. Подготовка к основному этапу урока.

— Скажите, ребята, чем насыщено стихотворение? Какая часть речи преобладает в тексте?

-Да. Действительно, в стихотворении преобладают глаголы, а вы, конечно, знаете, что глагол-часть речи, которая занимает второе место после имен существительных.

2.Проверка усвоения темы прошлого урока. Работа в группах.

I группа (1ряд) составляет рассказ о глаголе (на примере глаголов из стихотворного текста) ( можно совещаться )

II группа (2 ряд) дает характеристику глаголам из домашнего упражнения

(Дети называют основные признаки глагола- значение,вопросы,, морфологические признаки- время, вид, спряжение)

-Молодцы! Как много вы знаете о глаголах!

Читайте также:  Диктант с глаголами в неопределенной форме 3 класс

Обратите внимание на правописание глагола НЕ ЗЛИСЬ. Почему НЕ пишется раздельно? (Дети вспоминают правило).

III . Объявление темы и цели урока. Новый материал.

— Сегодня мы продолжим изучать тему «Глагол», вспомним и закрепим правописание НЕ с глаголами. Запишите число, тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами» (слайд 3)

1.Исследование языкового материала

-Ребята, хочу познакомить вас с малоизвестным стихотворением А.С.Пушкина. А история его такова:

Однажды Александр Сергеевич Пушкин пришел к своему другу Петру Вяземскому и написал в детский альбом его сына, Павла, стихотворение. В нем содержался совет (слайд 4)

Держись моих правил:

(Не) делай того-то…

Кажись, это ясно?

Прощай, мой прекрасный!

— Прочитайте выразительно эти строчки (Дети читают)

-Я загадала слово из этого стихотворения, угадайте его. ( НЕ ДЕЛАЙ). Раскройте скобки. Как надо писать НЕ с глаголами?

-Да, раздельно. Значит, НЕ- это частица, и обозначает она запрет на действие., то есть отрицание действия (сравните: делай- не делай)

-Как вы думаете, что посоветовал Пушкин юному другу НЕ ДЕЛАТЬ?

(ответы детей, помощь учителя).

-Правильно, в своем обращении поэт советует НЕ ЛГАТЬ, НЕ ГОРДИТЬСЯ, НЕ ХВАЛИТЬСЯ, НЕ ОБИЖАТЬ, НЕ ЗАБЫВАТЬ ДОБРА и т.д. Давайте запишем в тетрадях эти глаголы.

Вывод: НЕ – отрицательная частица, она придает глаголам отрицательное значение и пишется с ними раздельно.

-Объясните знаки препинания. (обращение – Павел, мой прекрасный), однородные члены предложения- люби, не делай). Объяснение слова КАЖИСЬ (просторечное)- кажется, выделяется запятыми.

2. Работа по учебнику. Повторение правописания НЕ с глаголами.

-Откройте учебник на стр. ?, упражнение ?). Выполнение заданий.

Чтение слов ( 2 ученика).

-Давайте определим значение слов второй колонки (слайд 5)

Негодовать – возмущаться, быть недовольным

Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.

( Для Ульяны -Какими действиям человек показывает недоумение?

чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза)

Неволить – принуждать, заставлять делать что-то

Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение

Недомогать – испытывать болезненное состояние

Нездоровится – болеть, хворать

Нежиться – предаваться неге, наслаждаться

-Как пишутся слова в правой колонке? Как пишутся слова в левой колонке?

Вывод из наблюдений (слайд 6) :

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить, нежиться

3. Расширение знаний по теме. Правописание НЕДО и НЕ ДО (Слайд 7)

В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу НЕ с приставкой ДО-.

НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».

Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».

В пейзаже недоставало красок. (отсутствовало в нужном количестве)

Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).

-Устали? Давайте проведем физминутку.
-Нежиться можно не только в постели, но и под лучами жаркого солнца (потянулись). Вдруг подул ветерок, закачались деревья (покачались). Небо заволокло тучами и пошел дождик (постучали пальчиками по парте). Надо спрятаться под крышей ( делаем крышу над головой, сцепив пальцы).

IV .Закрепление материала

1.Чтение правила п.18

2.Работа с текстом.

— Ребята, у меня к вам вопрос: Что такое настоящая дружба? Каким должен быть настоящий друг? ( Ответы детей).

— Давайте прочитаем еще одно стихотворение. Это стихотворение поэта 20 века Сергея Владимировича Михалкова, он рисует портрет друга, о котором все вы мечтаете( слайд 8):

Твой друг. Он честен и бесстрашен.

На суше и в воде.

Товарища и друга не бросит он в беде.

Он гнезд не разоряет, не курит и не лжет,

Не виснет на подножках , чужого не берет.

Как они пишутся?

Выпишите последнее предложение, разберите его по членам.

– Чем являются глаголы в предложении?

3. Запись пословиц и поговорок.

— Ребята, вы знаете, что у каждого народа есть много пословиц и поговорок. Назовите самую известную пословицу о дружбе, о друге.

Правильно, эта пословица — Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Запишите ее.

— Скажите, а не потеряла ли эта пословица своей актуальности в наше время? ) ( Думаю, этой пословице суждено бессмертие. Несомненно, сегодня деньги имеют особую ценность для человека, каждый стремится к хорошей жизни. Для многих накопительство стало смыслом жизни: Но так нельзя! Настоящему человеку всегда нужен человек, собеседник, друг! Деньги не могут выслушать, дать совет)

-А вот как звучит на калмыцком языке- зун үкртә болхар, зун иньгтә бол (дословно- чем иметь сто коров, лучше иметь сто друзей). (слайд 9)

( Не имей сто рублей, а имей сто друзей – зун үкртә болхар, зун иньгтә бол (дословно- чем иметь сто коров, лучше иметь сто друзей)

— Запишите этот дословный перевод. Давайте запомним его (проговаривание хором).

-А какие еще пословицы вы знаете?

4.Игра «Собери пословицу»

-Ребята, у нас рассыпались пословицы. Давайте их соберем и запишем в готовом виде. (Слайд 10)

Читайте также:  Поставь данные глаголы в неопределенную форму дружил

Без хорошего друга а старых не забывай.

Друга на деньги разобьешь — не сложишь.

Дружба как стекло: не узнаешь своих ошибок.

Новых друзей наживай, не купишь.

V . Контроль и самоконтроль знаний. Работа по карточкам.

1 вариант. Спишите, распределяя глаголы в два столбика (листочки)

с не пишутся раздельно | с не пишутся слитно

(Не)забыл, (не)здоровилось, (не)здоровался, (не)(до)смотреть за ребенком
(не)хотел, (не)участвовал, (не)был, (не)взлюбила;
(не)услышиш…; (не)пробежал; (не)навидел; (не)терпел; (не)годовал.

2 вариант. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Не)чу_ствуешь усталости; (не)уча_ствуешь в соревновани_; (не)был на собрани_; (не)дойдешь до станци_; брату (не)здоровилось; (не)(до)смотреть фильм, (не)увидишь в здани_; (не)навидел лож_; (не)изв_нился перед товарищем.

Проверка. (Слайд 11,слайд 12).

— Поставьте себе оценку за работу (ни одной ошибки- 2 балла, 1 ошибка – 1 балл.)

Какую учебную задачу вы решали на уроке? Удалось ли ее решить? Было вам интересно? Что понравилось на уроке?

-Итак, мы с вами повторили и закрепили первоначальные сведения о глаголе, рассмотрели примеры слитного и раздельного написания, закрепили навык правописания, поговорили о дружбе и настоящих друзьях. А теперь еще раз скажем – как мы пишем НЕ с глаголами?

Чтение хором стихотворения-правила. (Слайд 13)

Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.

Давайте посчитаем баллы и поставим себе оценки. «5»- более 5 баллов, «4» — менее 5 баллов. Оценки.

VIII . Домашнее задание: п.72, мини-сочинение «Советы другу» или «Мой друг», «Моя подруга» с использованием глаголов с НЕ

-Мы сегодня очень хорошо поработали, мы- молодцы! Давайте похлопаем себе в ладоши

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 14

Вопрос № 300058

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, слово «несвязываться» может писаться слитно в примере снизу? И если да, то почему не работает правило » не с глаголами «? «Они стараются несвязываться с такими людьми, как он.»

Ответ справочной службы русского языка

Слитное написание невозможно. Верно: Они стараются не связываться с такими людьми, как он.

Добрый день! Меня интересует ответ на вопрос 244050 про написание «не хватать» и «нехватать». Да, не с глаголами пишется отдельно, но в одном случае это не глагол, а категория состояния. Как быть в этом случае?

Ответ справочной службы русского языка

Не хватать, не хватает, не хватало и т. п. всегда пишется раздельно.

Здравствуйте, Gramota.ru. В очередной раз обращаюсь к вам с вопросов по поводу употребления прописных/строчных букв.
Может быть, хоть на этот раз кому-то будет интереснее подумать о написании организаций и государств, а не в 125-й раз отвечать по поводу не с глаголами .

1) (Р)римские республика и империя
2) Межпарламентская (А)ассамблея (П)православия
3) Европейская (М)межпарламентская (А)ассамблеи (П)православия
4) Все это привело к созданию в 1997 году Исламского межпарламентского союза в рамках Исламской (К)конференции.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: римские республика и империя; Межпарламентская ассамблея православия; Европейская межпарламентская ассамблея православия; все это привело к созданию в 1997 году Исламского межпарламентского союза в рамках Исламской конференции .

Добрый день! Объясните, пожалуйста, почему «недоучилась» пишется вместе (такое правописание зафиксировано в словарях). Ведь не с глаголами пишется раздельно.

Ответ справочной службы русского языка

В этом слове выделяется приставка недо- , означающая неполноту, недостаточность по сравнению с нормой. Подробнее см. ответ на вопрос № 251968.

Здравствуйте, администрация потрала Грамота.ру
Я задавала Вам вопрос о написании НЕ с глаголами . Вы прислали ответ под номером 260209. К сожалению, Вы не аргументировали свой ответ.Я категорически не согласна с вашим ответом, так как он противоречит правилам орфографии русского языка.
Мои аргументы:
1)»Русский язык» М.Баранов, Т.Костяева, А.Прудникова, Москва, «Просвещение»1984, где на странице 255 черным по белому написано следующее: » НЕ с глаголами и деепричастиями пишется раздельно. НЕ с глаголами и деепричастиями пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются».
2)В.А.Горпинич. Русский язык.Киев «Вища школа» 1981, где на странице 309 написано следующее: «Частица НЕ пишется раздельно с глаголами и деепричастиями».
3) Л.А.Чешко. Русский язык. Москва «Высшая школа» 1981, где на странице 106 написано следующее правило: «НЕ пишется с глаголами раздельно. Исключению составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ, например: ненавидеть, невзлюбить, негодовать».
Очень хочется услышать ваши аргументы.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Разумеется, не с глаголами пишется раздельно, это правило знают все (можно не приводить ссылки на учебники), с ним никто не спорит, а ответ на вопрос № 260209 этому правилу не противоречит.

Дело в том, что в русском языке есть глаголы с приставкой недо . означающей неполноту, недостаточность по сравнению с нормой. В составе такой приставки не пишется слитно. Правильно: недописать в значении ‘написать не полностью, меньше нужного’. Подчеркиваем: не здесь не частица (которая должна писаться раздельно с глаголом), а часть слова.

Подробнее о словах с приставкой недо. см в ответе на вопрос № 251968.

Глагол недописать ‘написать не полностью, меньше нужного’ зафиксирован «Русским орфографическим словарем» РАН (М., 2005). О написании глаголов с приставкой недо. см., например, в «Справочнике по правописанию и литературной правке» Д. Э. Розенталя (М., 2003, с. 79, а также любое другое издание).

Читайте также:  Определи лицо и число глаголов 4 класс

Здравствуйте. Помогите разрешить такой спорный вопрос. Учитель русского языка в тетради ученика написала «недописал». Я утверждаю, что нужно писать НЕ ДОПИСАЛ, поскольку НЕ с глаголами пишется раздельно, но учитель утверждает, что НЕДО — это приставка, поэтому пишется слитно.
Где же истина?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: недопис а ть , -иш у , — и шет ( написать не полностью, меньше нужного ). Но: не дописать, а дорисовать.

Слитно или раздельно в этом предложении пишится- не сможет. И каким правилом можно это подтвердить? «А там откуда не ыозмись поздний ветерок пронесется над сонными водами, не сможет разбудить их, а только повеет прохладой, и снова все смокнет, и опять нива неподвижна, как спящий человек, который при легком шуме откроет на минуту глаза и тот час замолкнет.»

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание (вспомните правило про НЕ с глаголами ).

Объясните мне, пожалуйста, правописание приставки НЕДО с глаголами. И как различать написание приставки НЕДО и частицы НЕ с глаголами ( Например: Недописал работу или Не дописал работу)?

Ответ справочной службы русского языка

Не пишется слитно в составе глагольной приставки недо-, означающей неполноту, недостаточность по сравнению с нормой . Без не — такой глагол не будет иметь смысла, например: они хронически недоедают (= ‘едят недостаточно; плохо питаются’; невозможно раздельное написание, т. к. нельзя хронически доедать), няня недосмотрела за ребенком (= ‘плохо присматривала, не уберегла от какой-либо неприятности’; не имеет смысла сочетание досмотреть за ребенком ), ср. также: А он шутил – недошутил, Недораспробовал вино И даже недопригубил (В. Высоцкий. «Прерванный полет»).

Но от глаголов с приставкой недо — следует отличать глаголы с приставкой до — и предшествующей частицей не (такие глаголы с частицей не обозначают не доведенное до конца действие ), например: мы не досмотрели до конца фильм (=не смогли досмотреть); наш сын часто не доедает свою порцию (= не хочет, не может доесть). Ср. пример из той же песни В. Высоцкого «Прерванный полет»: Но к ней в серебряном ландо Он не добрался и не до. Не добежал, бегун-беглец, Не долетел, не доскакал. (= не смог добраться, не смог добежать. ).

В приведенном Вами примере верно слитное написание недописал в значении ‘написал меньше нужного’ и раздельное написание в значении ‘не смог (не захотел, не успел. ) дописать’.

В заключение немного юмора. На разнице в значении глаголов недоедать ‘есть недостаточно, плохо питаться’ и не доедать ‘не съедать до конца’ основан юмористический эффект в известном анекдоте советской эпохи. Рабочие пишут письмо в ЦК КПСС: «Мы, пролетарии Нечерноземья, прочитали в «Правде», что негры в Африке недоедают. Нельзя ли все, что они не доедают, присылать нам?»

Скажите пожалуйста в каких случаях и почему правильно писать НЕ ЗНАЮ или НЕЗНАЮ. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

НЕ с глаголами пишется раздельно: не знаю .

Подскажите, пожалуйста, почему в орфографический словарь занесены слова: не должен, не должна, не должно? Ведь определить как пишется глагол «должен» с частицей «не» можно исходя из правила — Не с глаголами пишется раздельно.

Ответ справочной службы русского языка

Должен – не глагол! Это предикатив, являющийся по своему происхождению кратким прилагательным (от должный ). Но с краткими прилагательными не может писаться и слитно, и раздельно, а со словами не должен, не рад, не горазд (прилагательными, употребляющимися только в краткой форме) – только раздельно. Так что слово не должен вызывает трудности в написании, поэтому оно и зафиксировано орфографическим словарем.

Уважаемая Грамота. Не могу понять, почему не вижу ответы на свои вопросы. Или они не доходят, или у вас не хватает времени. Зато много ответов тем, кто не учил русский в школе (типа написания НЕ с глаголами ). Мне очень нужен ответ, журнал уходит в печать. В какой форме нужно писать слово «лица» в продложении: Государство выдает лиц(а), совершивших(ие) преступление.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _Государство выдает лиц, совершивших преступление._ Слово _лицо_ в значении ‘человек’ – одушевленное существительное.

Как пишется не со словом соответствует вместе или раздельно

Ответ справочной службы русского языка

НЕ с глаголами пишется раздельно.

Как пишется слово «незнаю»?Слитно или раздельно?

Ответ справочной службы русского языка

НЕ с глаголами пишется раздельно: _не знаю_.

К вопросу 204156. А как же общепринятое правило, что НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ глагол не употребляется?

Ответ справочной службы русского языка

Пишутся слитно глаголы с составной приставкой _недо-_, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия, несоответствия требуемой норме. От них надо отличать глаголы с приставкой до-, имеющие впереди cебя отрицание _не_ и обозначающие не доведенное до конца действие. Ср.: _недосмотреть за ребенком_ (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь) — _не досмотреть фильм_; _недоговорить_ (не все высказать, умолчать о чем-либо) — _не договорить по телефону из-за перебоев со связью_ .

Источник