Меню

Не с именами прилагательными урок закрепления в 5 классе



Урок по теме «НЕ с именами прилагательными» в классе

Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «НЕ с именами прилагательными» в классе»

Урок по теме «НЕ с именами прилагательными» в 6 классе

Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными

Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами

Активизировать познавательную деятельность учащихся , развивать мыслительные процессы, память, внимание.

Развивать творческие способности учащихся

2.Актуализация опорных знаний.

А) Определите по лексическому значению слово и запишите его.

Грубый, невоспитанный человек.(Невежа)

Человек, которому не сидится на месте(непоседа).

Недоучившийся, мало знающий человек(недоучка)

Неуклюжий, неловкий человек(недотепа)

-Что объединяет все записанные вами существительные? (Они характеризуют человека ,все они общего рода)

-Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля? (Недоучка, недотепа)

-Почему все эти слова пишутся с не слитно?

Б )Не был в школе; не правда, а ложь, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося.

-Какие правила правописания мы повторили?

3.Изучение нового материала.

1) Определение темы и цели урока.

-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

-Почему вы так решили?

-Запишите тему урока в тетради.

-Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.

-На доске опорная таблица. Поработаем с ней.

Не с существительными

Не с прилагательными

3.Не правда,а ложь.

3.Не правдивый, а лживый

4.Вовсе не вкусный

5.Пруд неширокий,а рыбный.

-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?

В чем разница? Сделаем вывод.

Откройте п.106 учебника и прочитайте правило.

4.Первичная проверка понимания материала.

1)-Прослушайте стихотворение Бориса Заходера. (Тексты на каждой парте)

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не.

Выпишите все слова с не в два столбика.

Не
с существительными

Не
с прилагательными

Невзрачный на вид; неизвестный художник; далеко не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами,а красна пирогами, неглубокая речонка.

5.Закрепление изученного материала.

1)Разноуровневые задания (Выполняют на карточках)

Задание: раскрыть скобки

(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка;

Задание ? : отметьте случаи слитного написания

Источник

Урок русского языка по теме «Не с прилагательными»

Цель урока: совершенствование практических умений написания НЕ с прилагательными.

образовательная: различать правописание НЕ с прилагательными и с существительными;

коррекционно-развивающие: развивать зрительную, ассоциативную память, речемыслительную деятельность;

воспитательная: воспитывать мотивацию к учению, любовь к родному языку.

Ресурсы: компьютер, мультимедийная презентация, словари, шкатулка с письмом, анкета “Урок был…”

Ход урока

1. Организационный момент урока.

– Добрый день, ребята. Настроимся на внимательную и активную работу на уроке. Мы продолжаем работать над правописанием НЕ с прилагательными. Запишем число, классная работа и тему урока.

2. Лексическая работа.

– Начнем с лексической работы. Вам нужно будет объяснить лексическое значение слов, которые вы видите: “брошюра”, “палисадник”. (Обращаю внимание на написание слова брошюра)

– Из какого языка заимствовано это слово? (Работа со словарями).

Палисадник – НЕБОЛЬШОЙ садик.

Брошюра – НЕБОЛЬШАЯ книжонка.

Брошюра, палисадник, книжонка, садик – к какой части речи относятся эти слова?

– К какой части речи относятся слова небольшая и небольшой?

– Почему НЕ с прилагательными пишется слитно в этих словах?

Игровой момент, направленный на развитие тактильности.

Читайте также:  Медвежья услуга значение прилагательного

– У меня в руках пакет.

– Потрогайте его руками, пощупайте.

– Подумайте и скажите, что лежит в нём.

– Давайте вместе с вами внимательно посмотрим на шкатулку и опишем её, употребляя имена прилагательные. Посмотрите на слайд. Здесь записаны имена прилагательные, добавьте к ним НЕ. Назовите эти прилагательные с НЕ.

Эта шкатулка большая – небольшая
По вместительности она глубокая – неглубокая
По высоте она высокая – невысокая
По цвету темная – нетёмная

3. Актуализация знаний.

А) Проверка домашнего задания (выборочная).

– Ребята, а теперь обратимся к домашнему упражнению 307 на странице 129.

Зачитайте, пожалуйста, словосочетания с прилагательными, в которых НЕ является приставкой и пишется слитно. Объясните почему? (Монологический ответ).

Б) Игра “ Найди пару”.

– Ребята, посмотрите на слайд.

– Какая часть речи дана в правой части таблицы?

– Как НЕ будет писаться с данными прилагательными и почему?

– А какая часть речи находится в левой части?

– Давайте вспомним, ребята, как пишется НЕ с существительными? Почему?

Вывод: НЕ с прилагательными и НЕ с существительными пишутся слитно, так как являются приставками. К ним можно подобрать синонимы или близкие по значению выражения? (Слова)

1) К каждому прилагательному с НЕ подберите существительное с НЕ и графически обозначьте условия выбора орфограммы (2ч. работают у доски).

(не) решительный (не) счастье
(не) ожиданный (не) внимательность
(не) счастливый (не) решительность
(не) внимательный (не) ожиданность

– А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы выполнили это задание. (Сверка).

2) Следующее задание: найди “ Лишнее слово”.

– К какой части речи относятся данные слова? Все ли эти слова будут писаться слитно с НЕ, а если нет, то объясните почему?

– Ребята, давайте составим и запишем предложение с лишним словом и со словом брошюра.

4. Физкультминутка (зрительная гимнастика).

5. Работа с текстом.

Наступила суровая, снежная зима. Теперь за окном стоит не теплая, а х(…)лодная погода. Выпало много снега. Вокруг л(…)жат не маленькие сугробы, а большие. Теперь из него можно делать вовсе (не) обыкновенные фигурки, строить замки и л(…)пить снеговиков.

– Прочитайте про себя. (Один человек читает вслух выразительно).

– Скажите, что собой представляет эта запись? (Текст, так как в нем все слова связаны по смыслу и грамматически, его можно озаглавить).

– А как бы вы его озаглавили? (Зима, зимние забавы).

– Найдите в этом тексте слова с безударной гласной в корне слова.

– Что нужно помнить о правописании безударной гласной в корне слова? (1чел. работает у доски).

– Ребята, посмотрите на первое предложение в нашем тексте и ответьте на вопрос: почему прилагательные суровая и снежная разделены запятой? (Однородные члены предложения).

– Обратили ли вы внимание на то, сколько в этом тексте имен прилагательных?

– Как вы думаете, какова их роль в данном тексте? (Они придают тексту яркость, образность, выразительность).

– Теперь прочитайте предложения, в которых есть НЕ с прилагательными.

Подумайте и скажите, как будет писаться НЕ с прилагательными во всех предложениях данного текста? Слитно или раздельно? Объясните почему?

6. Работа с учебником.

– Откройте упражнение 310 на странице 130. Прочитайте задание к упражнению. Как будет писаться НЕ с прилагательными в 1, 2, 3 предложениях?

– Запишите 1,2, 3-е предложения и объясните условие выбора орфограммы.

(2чел. работают у доски).

1 группа записывает 1,3 предложения

2 группа записывает 2,3 предложения

2 ученика у доски.

7. Домашнее задание.

Дома вы должны закончить это упражнение, выполнив предложения 4,5,6, повторить параграф 54.

8. Закрепление правописания НЕ при противопоставлении с выбором нужного прилагательного.

– Ребята, все вы в детстве читали русские народные сказки и помните их героев: лису, зайца, волка. Давайте вспомним, какие они по характеру? Вам нужно на место пропусков вставить подходящие по смыслу прилагательные.

Лиса (вовсе не) глупая, а хитрая.

Волк (совсем не) добрый, а злой.

Заяц (не) хвастливый, а трусливый

Слова для справок: глупый, добрый, хитрый, злой, трусливый, хвастливый, а, совсем не, вовсе не, глупый, мудрый, храбрый.

– Объясните, как пишется НЕ с прилагательными в данных предложениях и почему?

– Ой, ребята! А про шкатулку – то мы совсем забыли. Что же нам Всезнайка оставил в ней? Помните его? Нашего помощника? Давайте посмотрим, что лежит внутри шкатулки. Ученик открывает шкатулку, достаёт письмо и читает его.

Дорогие, ребята! На прошлых уроках вы показали не плохие, а хорошие знания о правописании НЕ с разными частями речи. Не думайте, что ваши уроки были вовсе не интересные. Я очень остался доволен вашими уроками.

– Найдите, пожалуйста, в письме Всезнайки НЕ с прилагательными и объясните их написание. (1чел. работает устно).

P.S.: Ребята, я для вас приготовил задание, выполнив которое, вы узнаете приятную новость. Желаю удачи!

(Первые 2-3 человека, которые выполнят его первыми и правильно, не получат домашнее задание).

9. Самостоятельная работа.

– А вот и задание от Всезнайки: “ Собери предложение”.

Человек, а, этот, правдивый, не, лживый.

У, доброе, не, злое, этого, человека, а, сердце, очень.

10. Обобщение изученного.

– Итак, обобщим с вами все выше сказанное о правописании НЕ с прилагательными.

– Как пишется НЕ с прилагательными? Когда НЕ с прилагательными пишется слитно, а когда – раздельно?

Пиши слитно

Пиши раздельно

1. Если слово не употребляется без не.

(неряшливый)

1. Если есть противопоставление с союзом А.

На улице дует не теплый, а холодный ветер.

2. Если слово можно заменить синонимом.

Нелживый (правдивый)

2.Если к прилагательным относятся слова: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.

Я читаю нисколько не интересную книгу.

11. Рефлексия.

Работа с рефлексивной анкетой:

Урок был…
Урок был (не) скучный, а интересный.
Урок был (не) интересный, а скучный.
Моё настроение.
Моё настроение было (не)грустное, а весёлое.
Моё настроение было (не)весёлое, а грустное.

Источник

Конспект урока на тему: «Не с именами прилагательными» 5 класс

Цели урока

— образовательная – научить применять правило для написания не с прилагательными;

выработать навыки грамотного письма в трудных случаях;

— развивающая – развивать внимание к русскому слову; отработать навыки работы с художественным текстом;

-воспитательная – обогащать словарный запас учащихся; воспитывать культуру устной и письменной речи; интерес к истории языка и народа

Тип урока: урок объяснение нового материала

Технология: проблемное обучение

Методы урока: репродуктивный, поисковый, эвристический

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах

Содержимое разработки

Тема: «Не с именами прилагательными»

— образовательная – научить применять правило для написания не с прилагательными;

выработать навыки грамотного письма в трудных случаях;

— развивающая – развивать внимание к русскому слову; отработать навыки работы с художественным текстом;

-воспитательная – обогащать словарный запас учащихся; воспитывать культуру устной и письменной речи; интерес к истории языка и народа

Тип урока: урок объяснение нового материала

Технология: проблемное обучение

Методы урока: репродуктивный, поисковый, эвристический

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование: карточки с заданием; сигнальные карточки (красная- слитно, синяя-раздельно; карточки-ключи)

Этапы урока и виды деятельности учеников и учителя

Организация учащихся на уроке

Пробуждение познавательного интереса

Работа со сказкой

Повторение ранее изученного и его расширение

Правописание не с прилагательными

Работа у доски Упр 308

Начало составления памятки

4.Создание проблемной ситуации

Учитель побуждает учеников делать сравнения, обобщения; побуждает найти способ решения ситуации

Работа с заданием на доске.

5.Поиск, разрешение проблемной ситуации

Формировать собственное мнение; учиться слушать другого человека;

Работа в тетради, памятка.

6.Применение новых знаний в учебной деятельности

Устный словарный диктант с сигнальными карточками

7.Отработка новых знаний в творческом задании

Работа с индивидуальными заданиями

Письменная работа в карточках с проверкой в парах

Индивидуальная самостоятельная работа

Дети делают вывод по уроку

Мотивация. Учитель читает стихотворение. Совместно формулируем тему урока.» Мозговой штурм» по теме «Не с глаголами, существительными и прилагательными» Составление памятки.

Актуализация. Индивидуальная работа. Словарный кодовый диктант.10 слов.

Работа у доски ( ученики по цепочке записывают слова с объяснением правила)

Создание проблемной ситуации. Основная цель – научиться правописание «трудных случаев» написания слов.

.Весьма некрасивый поступок

Крайне неуместное поведение

Очень неудачное выступление

Почти незнакомый текст

Абсолютно неразборчивый почерк

Далеко не простое решение

Отнюдь не новый сюжет

Вовсе не интересный рассказ

Нисколько не понятное выражение

Ничуть не вредный напиток

Река неглубокая, но холодная

Книга недорогая, а интересная

Река не глубокая, а мелкая

Книга не дорогая, а дешёвая

Блистать нездешней красотой

Счёт на некруглую сумму (переносное значение)

Эти люди не здешние

Форма не круглая

Со сравнительной степенью сравнения

Не ниже, не лучше, не хуже, не ближе

Не готов, не должен, не намерен, не рад

Не обязан, не склонен

Учащиеся самостоятельно формулируют правило

5.Применение новых знаний в учебной деятельности. Устный словарный диктант.

6.Самостоятельная работа с карточками. Уровневые задания. Задание в группах Ответственный выставляет оценки за выполнение. 1 и 2 уровень-«4»; 3 уровень- «5»

8.Домашнее задание и рефлексия.

1.Укажите вариант (ы), в котором не пишется раздельно

А.(Не) широкая, а красивая река

Б. ничуть (не) жаркий день

В. (не) вежливый ребёнок

Г.(не) большая, а маленькая книга

2.Подбери к прилагательным синонимы с не

3.Запиши 3 предложения с прилагательными, которые без не не употребляются

2 вариант ________________________________

1. Укажите вариант (ы), в котором не пишется слитно

Б.вовсе (не) интересный фильм

В. (не) широкая, но глубокая речонка

Г.путь (не)долог, а близок

2.Подберите к существительным имена прилагательные с не

3.Запишите 3 предложения, используя прилагательные с не для описания внешности человека

3 вариант _________________________________

1. Укажите вариант (ы), в котором не пишется слитно

А.крайне (не) уместное замечание

Б.(не) большая, а интересная экскурсия

В.(не) громкое пение

Г. (не) готов к уроку

2.Подберите антонимы к словам и укажите правильное написание слова

Хлеб (не) свежий, а………………..

Лентяю всё (не) можется да …………… Кто поздно встаёт, у того …………..

(Не) делай другим того, чего……………………………..

1вариант Ключи к заданиям

1.Укажите вариант (ы), в котором не пишется раздельно

А.(Не) широкая, а красивая река

●Б ничуть (не) жаркий день

В (не) вежливый ребёнок

●Г.(не) большая, а маленькая книга

2.Подбери к прилагательным синонимы с не

Плохая погода – ненастная

3.Запиши 3 предложения с прилагательными, которые без не не употребляются

1. Укажите вариант (ы), в котором не пишется слитно

●А.(не) взрачный вид

Б.вовсе (не) интересный фильм

●В. (не) широкая, но глубокая речонка

Г.путь (не) долог, а близок

2.Подберите к существительным имена прилагательные с не

3.Запишите 3 предложения, используя прилагательные с не для описания внешности человека

1. Укажите вариант (ы), в котором не пишется слитно

●А.крайне (не) уместное замечание

●Б.(не) большая, а интересная экскурсия

●В.(не) громкое пение

Г. (не) готов к уроку

2.Подберите антонимы к словам и укажите правильное написание слова

(Не) короткая, а длинная

Хлеб (не) свежий, а чёрствый

Лентяю всё неможется да нездоровится. Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт.

Не делай другим того, чего себе не желаешь.

Устный словарный диктант с сигнальными карточками

Невежливый, невзрачный, небрежный, ничуть не лёгкая ноша, неразлучные друзья, очень небольшая поляна, неширокая, но красивая речонка, небольшая, а интересная книга; не счастье, а горе, неприступные горы, неглубокая речонка, рыба не крупная, а мелкая, рассказ нисколько не интересный, недруг недоумевал, недостаёт двух рублей, не доварить картофель, мёд не липовый, краска не синяя, не обязан говорить.

Источник