Меню

Не с прилагательными урок разработка



Урок русского языка по теме «Не с прилагательными»

Цель урока: совершенствование практических умений написания НЕ с прилагательными.

образовательная: различать правописание НЕ с прилагательными и с существительными;

коррекционно-развивающие: развивать зрительную, ассоциативную память, речемыслительную деятельность;

воспитательная: воспитывать мотивацию к учению, любовь к родному языку.

Ресурсы: компьютер, мультимедийная презентация, словари, шкатулка с письмом, анкета “Урок был…”

Ход урока

1. Организационный момент урока.

– Добрый день, ребята. Настроимся на внимательную и активную работу на уроке. Мы продолжаем работать над правописанием НЕ с прилагательными. Запишем число, классная работа и тему урока.

2. Лексическая работа.

– Начнем с лексической работы. Вам нужно будет объяснить лексическое значение слов, которые вы видите: “брошюра”, “палисадник”. (Обращаю внимание на написание слова брошюра)

– Из какого языка заимствовано это слово? (Работа со словарями).

Палисадник – НЕБОЛЬШОЙ садик.

Брошюра – НЕБОЛЬШАЯ книжонка.

Брошюра, палисадник, книжонка, садик – к какой части речи относятся эти слова?

– К какой части речи относятся слова небольшая и небольшой?

– Почему НЕ с прилагательными пишется слитно в этих словах?

Игровой момент, направленный на развитие тактильности.

– У меня в руках пакет.

– Потрогайте его руками, пощупайте.

– Подумайте и скажите, что лежит в нём.

– Давайте вместе с вами внимательно посмотрим на шкатулку и опишем её, употребляя имена прилагательные. Посмотрите на слайд. Здесь записаны имена прилагательные, добавьте к ним НЕ. Назовите эти прилагательные с НЕ.

Эта шкатулка большая – небольшая
По вместительности она глубокая – неглубокая
По высоте она высокая – невысокая
По цвету темная – нетёмная

3. Актуализация знаний.

А) Проверка домашнего задания (выборочная).

– Ребята, а теперь обратимся к домашнему упражнению 307 на странице 129.

Зачитайте, пожалуйста, словосочетания с прилагательными, в которых НЕ является приставкой и пишется слитно. Объясните почему? (Монологический ответ).

Б) Игра “ Найди пару”.

– Ребята, посмотрите на слайд.

– Какая часть речи дана в правой части таблицы?

– Как НЕ будет писаться с данными прилагательными и почему?

– А какая часть речи находится в левой части?

– Давайте вспомним, ребята, как пишется НЕ с существительными? Почему?

Вывод: НЕ с прилагательными и НЕ с существительными пишутся слитно, так как являются приставками. К ним можно подобрать синонимы или близкие по значению выражения? (Слова)

1) К каждому прилагательному с НЕ подберите существительное с НЕ и графически обозначьте условия выбора орфограммы (2ч. работают у доски).

(не) решительный (не) счастье
(не) ожиданный (не) внимательность
(не) счастливый (не) решительность
(не) внимательный (не) ожиданность

– А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы выполнили это задание. (Сверка).

2) Следующее задание: найди “ Лишнее слово”.

– К какой части речи относятся данные слова? Все ли эти слова будут писаться слитно с НЕ, а если нет, то объясните почему?

– Ребята, давайте составим и запишем предложение с лишним словом и со словом брошюра.

4. Физкультминутка (зрительная гимнастика).

5. Работа с текстом.

Наступила суровая, снежная зима. Теперь за окном стоит не теплая, а х(…)лодная погода. Выпало много снега. Вокруг л(…)жат не маленькие сугробы, а большие. Теперь из него можно делать вовсе (не) обыкновенные фигурки, строить замки и л(…)пить снеговиков.

– Прочитайте про себя. (Один человек читает вслух выразительно).

– Скажите, что собой представляет эта запись? (Текст, так как в нем все слова связаны по смыслу и грамматически, его можно озаглавить).

Читайте также:  Древнейшая форма прилагательного мала

– А как бы вы его озаглавили? (Зима, зимние забавы).

– Найдите в этом тексте слова с безударной гласной в корне слова.

– Что нужно помнить о правописании безударной гласной в корне слова? (1чел. работает у доски).

– Ребята, посмотрите на первое предложение в нашем тексте и ответьте на вопрос: почему прилагательные суровая и снежная разделены запятой? (Однородные члены предложения).

– Обратили ли вы внимание на то, сколько в этом тексте имен прилагательных?

– Как вы думаете, какова их роль в данном тексте? (Они придают тексту яркость, образность, выразительность).

– Теперь прочитайте предложения, в которых есть НЕ с прилагательными.

Подумайте и скажите, как будет писаться НЕ с прилагательными во всех предложениях данного текста? Слитно или раздельно? Объясните почему?

6. Работа с учебником.

– Откройте упражнение 310 на странице 130. Прочитайте задание к упражнению. Как будет писаться НЕ с прилагательными в 1, 2, 3 предложениях?

– Запишите 1,2, 3-е предложения и объясните условие выбора орфограммы.

(2чел. работают у доски).

1 группа записывает 1,3 предложения

2 группа записывает 2,3 предложения

2 ученика у доски.

7. Домашнее задание.

Дома вы должны закончить это упражнение, выполнив предложения 4,5,6, повторить параграф 54.

8. Закрепление правописания НЕ при противопоставлении с выбором нужного прилагательного.

– Ребята, все вы в детстве читали русские народные сказки и помните их героев: лису, зайца, волка. Давайте вспомним, какие они по характеру? Вам нужно на место пропусков вставить подходящие по смыслу прилагательные.

Лиса (вовсе не) глупая, а хитрая.

Волк (совсем не) добрый, а злой.

Заяц (не) хвастливый, а трусливый

Слова для справок: глупый, добрый, хитрый, злой, трусливый, хвастливый, а, совсем не, вовсе не, глупый, мудрый, храбрый.

– Объясните, как пишется НЕ с прилагательными в данных предложениях и почему?

– Ой, ребята! А про шкатулку – то мы совсем забыли. Что же нам Всезнайка оставил в ней? Помните его? Нашего помощника? Давайте посмотрим, что лежит внутри шкатулки. Ученик открывает шкатулку, достаёт письмо и читает его.

Дорогие, ребята! На прошлых уроках вы показали не плохие, а хорошие знания о правописании НЕ с разными частями речи. Не думайте, что ваши уроки были вовсе не интересные. Я очень остался доволен вашими уроками.

– Найдите, пожалуйста, в письме Всезнайки НЕ с прилагательными и объясните их написание. (1чел. работает устно).

P.S.: Ребята, я для вас приготовил задание, выполнив которое, вы узнаете приятную новость. Желаю удачи!

(Первые 2-3 человека, которые выполнят его первыми и правильно, не получат домашнее задание).

9. Самостоятельная работа.

– А вот и задание от Всезнайки: “ Собери предложение”.

Человек, а, этот, правдивый, не, лживый.

У, доброе, не, злое, этого, человека, а, сердце, очень.

10. Обобщение изученного.

– Итак, обобщим с вами все выше сказанное о правописании НЕ с прилагательными.

– Как пишется НЕ с прилагательными? Когда НЕ с прилагательными пишется слитно, а когда – раздельно?

Пиши слитно

Пиши раздельно

1. Если слово не употребляется без не.

(неряшливый)

1. Если есть противопоставление с союзом А.

На улице дует не теплый, а холодный ветер.

2. Если слово можно заменить синонимом.

Нелживый (правдивый)

2.Если к прилагательным относятся слова: далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.

Я читаю нисколько не интересную книгу.

11. Рефлексия.

Работа с рефлексивной анкетой:

Урок был…
Урок был (не) скучный, а интересный.
Урок был (не) интересный, а скучный.
Моё настроение.
Моё настроение было (не)грустное, а весёлое.
Моё настроение было (не)весёлое, а грустное.

Источник

Урок в 6 классе по ФГОС «Не с прилагательными»
план-конспект урока на тему

Тема урока. Правописание НЕ с именами прилагательными

Тип урока. Знакомство с новым материалом

Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо

Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

Приемы работы. Сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная

Цель урока. Формирование у обучающихся навыков правописания НЕ с именами прилагательными, обобщение и систематизирование знаний о правописании НЕ с разными частями речи.

Задачи:

  • дидактические:
  1. обучать постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;
  2. обучать организации планирования, анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;
  3. обучать самостоятельному и коллективному поиску доказательств; умению отыскивать причины явлений;
  4. формировать способность осознанного выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными;
  5. повторить правописания НЕ с другими частями речи;
  • воспитательные:
  1. показать силу и выразительность родного языка;
  2. воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
  3. воспитывать культуру поведения в обществе;
  • развивающие:

1) развивать критическую мыслительную деятельность, коммуникативную культуру;

2) расширять кругозор и обогащать словарный запас;

  1. развивать аналитические и творческие способности.

Оборудование. Письмо, учебник «Русский язык. 6 класс», раздаточный дидактический материал (карточки ), проектор.

Скачать:

Вложение Размер
Урок в 6 классе «Не с прилагательными» 40.33 КБ

Предварительный просмотр:

  • Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными
  • Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать мыслительные процессы, память, внимание.
  • Развивать творческие способности учащихся.

Задачи урока:
Образовательные : познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с прилагательными.
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять словосочетания; выполнять синтаксический разбор предложения; определять разряд прилагательных; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, шаблон таблицы.

I. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

II. Повторение пройденного материала.

III. Определение темы и цели урока учащимися.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Не с прилагательными

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Слитное написание частицы не с именами прилагательными.

2. Раздельное написание частицы не с именами прилагательными; особые случаи раздельного написания.

3. Повторение правописания имён существительных с частицей не.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

Краткие прилагательные отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?» и изменяются по числам, в единственном числе – по родам: бел, бела, бело, белы.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 32 с.

Теоретический модуль для самостоятельного изучения

Правописание частицы не с прилагательными зависит от следующих условий.

Не пишется слитно, если:

1) слово не употребляется без не (нерадивый, небрежный);

2) слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый – злой, нехороший – плохой).

не пишется раздельно, если:

1. у прилагательного есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

2) есть слова-усилители далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

3) прилагательные употреблены в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

4) с кратким прилагательным (не могучи).

Запомним: раздельное написание не с именами прилагательными повторяет раздельное написание не с именами существительными, но лишь отчасти.

не с именами прилагательными, как и не с именами существительными, пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом а. Квартира не большая, а маленькая (прилагательное не большая пишется раздельно, так как оно при помощи союза а противопоставляется своему антониму – прилагательному маленькая).

Выберите один правильный вариант ответа.

Как напишете не с прилагательным в предложении:

(Не)дорогой, но удобный портфель.

1) раздельно, так как есть противопоставление с союзом но;

2) можно писать и слитно, и раздельно в зависимости от значения в контексте;

3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.

3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.

Прочитайте внимательно отрывок. Выберите правильные утверждения.

«Зря вы думаете, уважаемая ворона, – сказала лисица, – что голос у вас (не)приятный. Он нисколько (не)резкий и противный». (Крылов)

1) это сложное предложение;

2) в данном отрывке есть обращение;

3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;

4) в отрывке один предлог;

5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-«магнит»: нисколько не;

6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.

3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;

4) в отрывке один предлог;

5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-усилитель нисколько не

6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.

Источник