Меню

не с существительными несправедливость



Орфограммы. № 32. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

№ 32. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

Правило, трудные случаи, примеры, комментарии.

ПРАВИЛО.

НЕ с существительными пишется слитно в следующих случаях:

· если слов не употребляется без НЕ: невежда, невежа, неверие, невзгоды, недотёпа;

· если слов можно заменить синонимом без НЕ : недруг (враг), неправда ( ложь), несчастье ( беда);

· если слово обозначает лицо и выражает качественный оттенок; в сочетании с не образуются слова со значением противопоставления: немарксист, нерусский, неспециалист;

· в словах-терминах: неметаллы, неплатёж;

НЕ с существительными пишется раздельно в следующих случаях:

· если есть или подразумевается противопоставление: не осторожность, а трусость; нет, это не отчаяние;

· в вопросительном предложении, когда отрицание логически подчёркивается: не правда ли?

НО если отрицание НЕ подчёркивается, то слово пишется слитно: разве это неправда? ( то есть ложь).

Подсказка.

· Если НЕ пишется раздельно, то это частица, если слитно, то приставка.

· Не все существительные, которые употребляются без НЕ, могут писаться слитно с данной приставкой (не книга, не молодёжь, не страна и многие другие).

· Запомните часто употребляемые существительные, которые не употребляются без НЕ:

Источник

§ 65. Правописание не с именами существительными

1. Пишутся слитно с не имена существительные, которые без не не употребляются, например: невежда, неверие, невзгода.

2. Пишутся слитно с не существительные, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие слова можно заменить синонимами без не, например: неправда (ср.: ложь), неприятель (ср.: враг), несчастье (ср.: беда).

3. Пишутся слитно с не существительные, обозначающие лиц и выражающие качественный оттенок; в сочетании с не образуются слова со значением противопоставления. Например: недемократ, нерусский, неспециалист. Ср.: Метафорами широко пользуются литераторы и нелитераторы (М. Исаковский); Речь идет о читателе — неязыковеде, неэтимологе (Лев Успенский); Восстаньте же, замученные дети, среди людей ищите нелюдей (Евг. Евтушенко).

Примечание. У существительных с другим значением противопоставление выражается раздельно пишущейся частицей, а не приставкой не, например: Он готов писать все: стихи и не стихи, пьесы и не пьесы. Слитное написание встречается только в словах-терминах, например: неметаллы, неорганика.

4. Пишутся раздельно с не существительные, если имеется или подразумевается противопоставление, например: Это не осторожность, а трусость; Нет, это не уверенность убежденного в своей правоте человека; Средние века не многим пополнили этот список металлов (прилагательное, перешедшее в разряд существительных).

5. Раздельно пишется не с существительным в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается, например: Разве не правда чувствуется в его словах?

Примечание. Если отрицание не подчеркивается, то употребляется слитное написание, например: Разве это неправда! (возможна замена: Разве это ложь!).

На данный момент нет содержимого, классифицированного этим термином.

Источник

Правописание не с именами существительными

Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект . Д. Э. Розенталь . 1997 .

Смотреть что такое «Правописание не с именами существительными» в других словарях:

Правописание не с именами существительными — 1. Пишутся слитно с не имена существительные, которые без не не употребляются, например: невежда, неверие, невзгода, недуг, недотёпа. 2. Пишутся слитно с не существительные, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; … Справочник по правописанию и стилистике

Правописание не с наречиями — 1. Пишется слитно не с наречиями, которые без не не употребляются, например: неизбежно, нелепо, неотвязно, недоумевающе. 2. Пишутся слитно с не наречия на о, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие… … Справочник по правописанию и стилистике

Правописание не с наречиями — 1. Пишется слитно не с наречиями, которые без не не употребляются, например: неизбежно, нелепо, неотвязно, недоумевающе. 2. Пишутся слитно с не наречия на о, которые в сочетании с не приобретают противоположное значение; обычно такие… … Справочник по правописанию и стилистике

ОРФОГРАФИЯ — @Правописание гласных в корне I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3 … Справочник по правописанию и стилистике

ОГЛАВЛЕНИЕ — ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… … Справочник по правописанию и стилистике

Имя числительное — Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? Числительные делятся на три лексико грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать,… … Википедия

Количественное числительное — Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?». Имя числительное это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и… … Википедия

Дробное числительное — Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?». Имя числительное это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и… … Википедия

Числительное — Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?». Имя числительное это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и… … Википедия

Числительные — Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?». Имя числительное это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и… … Википедия

Источник

Правописание частицы «не» с именами существительными

Цель:

  1. Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания “не” с именами существительными.
  2. Формировать у учащихся умения сравнивать и обобщать, выделять главное и создавать алгоритм для работы с орфограммой.
  3. Способствовать развитию интереса и любви к родному языку.

Ход урока

I. Орг. момент:

Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.

Когда будет от учения “радостно и победно”?

Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.

Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.

Внимательно посмотрите на запись, спишите, вставляя пропущенные буквы:

ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок, воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта, раСсвет, фотоаППарат.

Объясните правописание слов.

Какой единой темой объединены слова? Какое слово является ключевым? Правильно. И это не случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым вершинам орфографии. Итак, вперед к Орфографическому Олимпу.

Каждый ряд получает определенного цвета флажок, при помощи которого будут фиксироваться достижения на всех этапах урока.

1. Актуализация знаний:

— 1-ой ступенью нашего восхождения будет зрительный диктант.

“Нет ничего такого в нашей жизни, что не передать бы русским словом: звучание музыки, блеск красок, неясность сна”

  • Записать, устно объяснить выделенные орфограммы.
  • Схемой объяснить постановку знаков препинания.
  • Всегда ли “не” с глаголами пишется раздельно.
  • Вспомните слова, которые без “не” не употребляются. Запишите их, объясняя устно лексическое значение:
    Неистовствовать — проявлять ярость
    Негодовать — возмущаться
    Ненавидеть
    Нездоровится
    Неможется
    Недоумевать – сомневаться, удивляться
    Неволить – принуждать

— Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему?

— Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего орфографического путешествия.

— Запись темы урока.

2. Объяснение нового материала:

Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными?

Когда пишется слитно, когда раздельно?

— Проверим свои наблюдения, прочитав § 38. Дополните наши выводы. Работая в группах, составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с именами существительными”.

3. Закрепление изученного.

Замените синонимом или близким по значению словосочетанием.

    Горе – несчастье.
  1. Ложь – неправда.
  2. Враг – недруг
  3. Рассеянность – невнимание.
  4. Сомнение – недоверие

Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с “НЕ” следует писать раздельно:

  • Не счастье, а горе сблизило людей.
  • Не правда, а ложь наносит непоправимый вред дружбе.
  • Не друг, а враг не скажет правду.
  • Не доверие, а сомнение закралось в сердце.

Подведение итогов на данном этапе урока.

Тернист наш путь к познанию. Устали, значит, настало время привала. Послушайте сказку:

Забавная сказка? Почему она такой получилась?

Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”.

Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются.

Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна

По лексическому значению определите слово и запишите его, объясняя правописание:

  1. Вымысел – небылица
  2. Чувство сильнейшей вражды – ненависть
  3. Возмущение – негодование
  4. Болезненное состояние – недомогание
  5. Ярость – неистовство

Помогите разгадать путаницу.

Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”.В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью:

    Невежа – это…
  • Невежда – это…

Спишите, раскрывая скобки.

На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.

ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по результатам выполненных заданий. Физминутка — эстафета :

  1. Определить морфологические признаки слов.
  2. Составить предложение.
  3. Выполнить синтаксичесий разбор.

2 ряд – нет времени

3 ряд – у Анастасии

Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы узнаете, решив несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв.

  1. Наука, изучающая постановку знаков препинания.
  2. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
  3. Слова, близкие по лексическому значению.
  4. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
  5. Гласная, которая пишется в сложных словах после твердых согласных.
  6. Предложения, которые произносятся с особым чувством.
  7. Гласная после ц в слове цирк.
  8. Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”
  9. Гласная после ц в слове цыпленок.

Какое слово получилось? (пословицы).

Что называется пословицами?

Приведите примеры пословиц. Какую роль они играют в нашем языке?

Встретились ли в них слова с изучаемой орфограммой? Устно объясните их правописание.

Самостоятельная работа: упражнение 219:

1 ряд – 1-2 предложение;

2 ряд – 3,4 предложение,

3 ряд – 4,5 предложение.

Проверить, использовав сигнальные карточки.

Работа в группах: (задание на карточках)

1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму:

  1. Ученье свет, а (неученье — тьма)
  2. Сей в (не)настье, а (убирай в вёдро)
  3. Охота пуще (неволи)
  4. (НЕ)работа сушит, а (забота).
  5. Жизнь прожить — (НЕ поле перейти)

2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе. Обоснуйте свой выбор.

III. Закрепление теории и подготовка к решению тестов: в парах устная работа с алгоритмом.

IV. Контроль за усвоением материала: решение теста:

А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

  1. (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
  2. Передо мной был (не)враг, а друг.
  3. (Не)известности уже не было.
  4. Мы остановились в (не)доумении.
  5. С годами у него появилась (не)решительность.

А2 НЕ пишется слитно:

  1. Это (не)правда, а откровенная ложь.
  2. (Не)правду я не потерплю.
  3. Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
  4. Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.
  5. (Не)терпение, а раздражительность мешали разговору.

А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

  1. Удивила (не)зависимость и резкость.
  2. Появилась (не)решительность, а какая- застенчивость.
  3. С (не)ряхой мало кто общается.
  4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
  5. Человек – творец счастья и (не)счастья.

А4 Слово с НЕ пишется слитно

  1. Вовремя письмо (не) отправили.
  2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
  3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.
  4. Мне сегодня (не)здоровится.
  5. (Не)нависть – плохой советчик.
А1 А2 А3 А4
1
2
3
4
5

V. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание: § 38, упр №217 или сочинить грамматическую сказку “Правописание “НЕ” с именами существительными.

Источник

Читайте также:  что такое падежи имен существительных правило