Меню

неизменяемые имена существительные среднего рода



Неизменяемые существительные

Урок 1

Цель: знать, что категории числа, падежа и рода неизменяемых существительных выражаются синтаксически, с помощью форм согласуемых с ними слов, уметь определять род, число, падеж неизменяемых существительных.

I. Повторение

Учитель: Давайте вспомним, на каком основании существительные распределяются по трем типам склонений.

Зачем нам нужно знать, какие существительные к какому типу склонения относятся?

Ученики: Склонения существительных нужно знать, чтобы правильно определить безударное падежное окончание существительного, т.к. здесь действует фонемный принцип: безударное падежное окончание проверяется ударным падежным окончанием существительного того же склонения.

Учитель: Запишем четверостишие и продемонстрируем действие фонемного принципа в падежных окончаниях существительных. (Один ученик у доски.)

Учитель: Правописание каких падежных окончаний существительных нельзя проверить, опираясь на фонемный принцип? Приведите примеры.

Ученики приводят примеры и объясняют принцип написания падежных окончаний в случаях типа к станции, на лекции.

II. Создание проблемной ситуации

Учитель: На доске вы видите написанные слова:

Докажите, что все записанные слова принадлежат к одной части речи.

Ученики: Это существительные, т.к. они обозначают рпедметы, отвечают на вопрос что?, относятся к одному из трех родов, изменяются по числам и падежам, в предложении чаще играют синтаксическую роль подлежащего или дополнения.

Учитель: Чем отличаются от других существительных слова эскимо и монпансье? (Все слова специально подобраны так, что они составляют одну тематическую группу.)

Ученики: Эти слова не изменяются.

Учитель: В связи с этим в определении каких грамматических категорий возникнут трудности?

Ученики: У этих существительных трудно определить род, падеж, число.

Учитель: А теперь сформулируйте тему нашего урока и цель.

Ученики: Тема «Неизменяемые существительные», и цель – научиться определять их род, а также устанавливать, в каком числе и падеже они употреблены в тексте.

Учитель на доске записывает тему и слова:

III. Предъявление нового материала

Учитель: В существительных эскимо и монпансье выделите основу и окончание.

(Провокация.) У существительных какого рода бывает нулевое окончание?

Мужского и женского рода: например, стол, ночь. Можем ли мы предположить, что эти слова нужно отнести либо к мужскому роду, либо к женскому?

Ученики должны доказать, что этого делать нельзя, т.к. окончание не помощник в определении рода у существительных. Также должны привести примеры, подтверждающие это

Учитель: По какому же признаку мы узнаем, что существительное принадлежит к одному из трех родов?

Ученики: Нужно придумать словосочетание «прилагательное + существительное» или «глагол прош.вр.+ существительное», чтобы родовая форма согласованного слова помогла определить род.

У доски учащийся придумывает словосочетание с записанными ранее словами и определяет род существительного:

Учитель: Давайте поиграем: я говорю существительное, вы придумываете словосочетание и определяете род:

купе, такси, пальто, кофе.

Учитель: Теперь одни называют неизменяемые существительные, другие придумывают с ними словосочетание и определяют род.

Ученики с увлечением работают; в течение 1–2 минут будет названо много неизменяемых существительных и закреплен способ определения их рода. Если кто-то из ребят предложит трудное слово, учитель предлагает заглянуть в словарь: например, пенальти употребляется и в мужском, и в среднем роде. (Вопрос, стоящий рядом со словом род, стирается.)

Учитель: Следующий вопрос: как определить падеж неизменяемых слов? Вспомните: какие грамматические средства помогают нам определить грамматическое значение изменяемых слов?

Ученики должны назвать: окончание согласованных слов, ударение, чередование фонем в основе словоформ – и привести примеры.

Учитель: Как же у неизменяемых слов определить падеж?

Ученики: Можно использовать для этого окончание согласованных слов (сегодня нет вкусного эскимо – р.п.).

Учитель: Определите падеж: вкусное эскимо (и.п. или в.п.?).

Почему этого нельзя сделать? Что поможет? (Нужно дать время догадаться.)

Ученики: Поможет предлог, т.к. он уточняет, конкретизирует значение: я смотрю на вкусное эскимо – в.п.

Учитель: В трудных случаях определения падежа можно использовать известный нам прием подстановки (вспомните начало урока): вместо неизменяемого существительного подставляем существительное склоняемое, в том числе местоименное – кто, что:

Читайте также:  акцентологические типы склонения существительных

пуговицы для пальто (р.п.) – ср. (для чего? шубы).

Учитель: Потренируемся в определении рода – задание 318 (стр. 249).

Ученики устно или письменно определяют род и падеж слова бра и доказывают верность ответа.

Учитель: Почему не во всех случаях легко определяется род слова бра? (Вопрос, стоящий рядом со словом падеж, стирается.)

Учитель: А теперь, я думаю, вы без труда скажете, как определить число неизменяемых слов.

Ученики: Ответ будет один: по окончаниям согласованных с существительным слов. Приводят примеры:

нарядное пальто
эти пальто

Стирается вопрос рядом со словом число. Остается на доске запись: род, падеж, число. (Цель достигнута.)

IV. Самостоятельная работа

Лучше выполнить на листках, собрать их, проверить и выяснить уровень усвоения знаний, необходимость отработки каких-то частей темы.

Учитель читает вслух задание 320 (стр. 250).

Разговор с двумя малышами из детского сада

Только двое остались на площадке. Они были привязаны скакалками к ножке скамейки.
– А вы кто такие? – поинтересовался я.
– Разве не видно? – спросил мальчик, который был повыше ростом. – Я конь.
– А я понь, – представился второй, ростом поменьше.
– Отчего же один – конь, а другой – понь?
– Потому что большие лошади – кони, а маленькие – пони, – удивляясь моей недогадливости, разъяснил младший.

А вы догадались, почему возникло недоразумение? Объясните, чем различаются словоформы кони и пони.

Ученики 5–7 минут пишут свое рассуждение о данном недоразумении. Затем, если позволит время, 2–3 рассуждения заслушиваются – и выясняется причина недоразумения.

V. Обобщение

Учитель задает вопросы, учащиеся четко отвечают, если нужно, приводят примеры.

– В чем сходство неизменяемых и изменяемых существительных?
– В чем их различие? (Изменяемые существительные обладают собственными грамматическими средствами для определения грамматических значений.)
– Как можно определить род, число, падеж неизменяемых существительных?
– А к какому склонению мы отнесем неизменяемые существительные? (Учащиеся могут высказать разные предположения, но обязательно прозвучит: ни к какому.) Неизменяемые существительные не относятся ни к одному из 3 типов склонений, т.к. не обладают необходимой парадигмой окончаний.

В заключение хочу сказать, что таких слов в русском языке немного, около 1000. Эти слова иноязычного происхождения, они новички в нашем языке. Их состав в настоящее время активно пополняется. Обстоятельнее с группой неизменяемых слов мы познакомимся на следующих уроках.

Источник

3.2.2. Род, число, падеж и склонение имён существительных

А) Род имён существительных

1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов: мужскому, женскому, среднему.

Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишкомужской род;
моя жена, моя стена, моя ночьженский род,
моё окно, моё небо, моё животноесредний род.

Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу – мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

2. Род неизменяемых существительных опреде­ляется следующим образом.

Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

Храбрый идальго, изысканная леди.

Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

Военный атташе, ночной портье.

Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
Шимпанзе кормила своих детёнышей.

Исключения: цеце, иваси – женский род.

Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

3. Особую группу составляют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

Читайте также:  правило правописание имен существительных с пол

Нерях а , заводил а , запевал а , работяг а , грязнул я , стиляг а , пьяниц а , неженк а , сон я , плакс а .

4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

Ясли, макароны, брюки, вилы.

Существительные, употребляемые только во множественном числе, рода не имеют!

Б) Число имени существительного

1. Большинство существительных имеют два числа – единственное и множественное. В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа – несколько предметов.

Карандаш – карандаши; врач – врачи.

2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

Только форму единственного числа имеют:

большинство вещественных существительных;

Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

большинство отвлечённых существительных;

Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

большинство собирательных существительных;

Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

большинство имён собственных.

Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

1) у вещественных существительных форма множественного числа имеет значение:

а) видов, сортов вещества:

вино – десертные вина, масло – технические масла;

б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

вода – воды океана, песок – пески Каракумов;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

возможность – новые возможности, радость – наши радости;

б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

Только форму множественного числа имеют:

некоторые вещественные существительные;

Чернила, опилки, очистки.

некоторые отвлечённые существительные;

Именины, выборы, нападки, козни, побои.

Деньги, финансы, дебри.

некоторые имена собственные;

Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

некоторые названия отрезков времени.

Сумерки, сутки, будни, каникулы.

В) Падеж и склонение имён существительных

1. В русском языке шесть падежей:

Падеж Вопросы
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? о чём?

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу – Д. п.

Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг – И. п.

2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

Ср.: Я видел [кого? что?] друга – В. п.; Здесь нет [кого? чего?] друга – Р. п.; Я видел [кого? что?] фильм – винительный падеж; В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм «Сталкер» – именительный падеж.

3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу.

4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением.

Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

Он сидел [в ком? в чём?] в пальто – единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто – единственное число, родительный падеж.

3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа. Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом, край, мяч, планетарий.
-о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение – средний род; волчище, подмастерье – мужской род.
3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать, дочь, ночь, степь.
Если существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из трёх типов склонения!

4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек – люди), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) – склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) – склоняется как существительное 3-го склонения.

6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

Г) Образцы склонения имён существительных

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии.

На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья и др. – это правило не распространяется (!).

2-е склонение. Мужской род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

Ср.: о радии, о планетарии.

На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. – это правило не распространяется (!).

2-е склонение. Средний род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Окно Море Здание Окна Моря Здания
Р. п. Окна Моря Здания Окон Морей Зданий
Д. п. Окну Морю Зданию Окнам Морям Зданиям
В. п. Окно Море Здание Окна Моря Здания
Т. п. Окном Морем Зданием Окнами Морями Зданиями
П. п. Об окне О море О здании Об окнах О морях О зданиях

Ср.: о здании, о решении, о бытии.

На существительные на -ьё (окончание -ё ): житьё, бытьё, мытьё и др. – это правило не распространяется (!).

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Ночь Ночи
Р. п. Ночи Ночей
Д. п. Ночи Ночам
В. п. Ночь Ночи
Т. п. Ночью Ночами
П. п. О ночи О ночах
Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Время Путь Времена Пути
Р. п. Времени Пути Времён Путей
Д. п. Времени Пути Временам Путям
В. п. Время Путь Времена Пути
Т. п. Временем Путём Временами Путями
П. п. О времени О пути О временах О путях

Упражнения к теме «3.2.2. Род, число, падеж и склонение имён существительных»

Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

Источник