Меню

немецкий язык образование прилагательных от существительных



Образование прилагательных при помощи суффиксов

Прилагательные образуются при помощи:

— суффиксов – Bildung der Adjektive mit Hilfe von Suffixen;

В этой статье мы познакомимся с образованием прилагательных с помощью суффиксов – Bildung der Adjektive mit Hilfe von Suffixen.

1. Суффикс bar служит для образования прилагательных, выражающих способность предмета к чему-либо. При этом суффикс -bar придаёт прилагательным:

  • значение пассивной возможности действия:

hörbar — слышимый и др.

  • значение обязательности совершения действия:

der Dienst — служба

die Steuer — налог

steuerbar — подлежащий обложению налогом

  • значение активного свойства:

der Flamme — пламя

2. При помощи суффикса er образуются прилагательные от названий населённых пунктов:

die Kiewer Straßen

улицы Киева, киевские улицы

3. При помощи суффикса ern от вещественных существительных образуются прилагательные со значением качества:

das Glas — стекло

das Holz — дерево

das Kupfer — медь

das Blei — свинец

beiern – свинцовый и др.

Но: zinken – цинковый

4. Суффикс haft служит для образования прилагательных от глаголов, существительных и прилагательных и придаёт прилагательному значение образа действия, то есть каким образом, как:

die Schüler — ученики

lehrhaft – поучительный и др.

5. Суффикс ig служит для образования прилагательных от основ существительных. Он придаёт прилагательным:

  • значения сходства, подобия тому, что обозначено основой, т.е. выглядит также:

der Kegel — конус

die Milch — молоко

milchig – молочный и др.

  • значение свойств человека:

das Gespräch — разговор

der Schlaf — сон

der Fleiß — прилежность

fleißig — прилежный и др.

  • значение того, что выражено основой:

das Loch — дырка

löcherig — дырявый и др.

  • временное значение:

der Monat — месяц

heutig — сегодняшний и др.

  • пространственное значение:

hiesig – здешний и др.

Суффикс ig служит для образования прилагательных и от основ глаголов:

gängig — ходовой и др.

6. Суффикс isch служит для образования прилагательных от существительных. Прилагательные с таким суффиксом указывает на:

  • географическую, национальную принадлежность или на язык, если они образованы от названий континентов или стран:

der Pole — поляк

spanisch — испанский язык и др.

  • принадлежность чего-либо автору:
  • признак, свойство человека:

das Kind — ребёнок

die Weibe — баба

weibisch – женоподобный и др.

Прилагательное может образовываться от существительного, оканчивающегося на:

  • -er: der Flieger лётчик — fliegerisch лётный и др.
  • -ist: der Realist реалист – realistisch реалистический и др.
  • -ar: das Exemplar экземпляр – exemplarisch примерный, образцовый и др.

7. Суффикс lich придаёт прилагательному:

  • значение принадлежности к лицам, коллективу:

der Betrieb — производство

das Dorf — деревня

die Gesellschaft — общество

gesellschaftlich — общественный и др.

  • значение качества, свойства:

die Angst — страх

das Herz — сердце

der Vater — отец

väterlich – отцовский и др.

  • значение, связанное с деятельностью человека, учреждения:

das Amt — должность, ведомство

der Dienst — служба

  • значение пассивности:

verkäuflich – продающийся и др.

  • значение активности:

empfänglich – восприимчивый и др.

  • значение способа осуществления действия:

die Handschrift — почерк

  • значение ослабленности признака:
  • временное значение:

der Abend — вечер

die Woche — неделя

wöchentlich — еженедельный и др.

8. Для образования прилагательных от глаголов и существительных служит суффикс sam. Он придаёт прилагательным:

  • значение активности, годности лица или предмета:

die Arbeit — работа

die Erholung — отдых

erholsam — содействующий отдыху и др.

  • значение признака, свойства, состояния человека:

der Tugend — добродетель

tugendsam – добродетельный и др.

9. Суффиксы abel, —al, —arr, —ell, —ent, —iv, -ös/os служат для образования прилагательных от иностранных, заимствованных слов:

-abel

akzeptabel — приемлемый, blamabel — позорный, komfortabel — комфортабельный и др.

-al

emotional — эмоциональный, formal — формальный, zentral – центральный и др.

-ar/är

linear — линейный, lunar — лунный, legendär — легендарный и др.

-ell

aktuell — актуальный, kulturell — культурный, materiell — материальный

-ent

konsequent — постоянный, intelligent — интеллигентный и др.

-iv

aggressiv — агрессивный, instinktiv — инстинктивный, normativ – нормативный и др.

-ös/os

muskulös — мускулистый, skrupulös — скрупулёзный, humos — большой слой гумуса и др.

Источник

Образование прилагательных

Введение

Некоторые прилагательные образованы от существительных, глаголов или других прилагательных с помощью суффиксов.

Образование от прилагательных

От других прилагательных прилагательные почти всегда образуются с помощью суффикса lich. Этот суффикс показывает, что новое прилагательное обладает приблизительно теми же качествами, что и исходное, но обычно в менее интенсивной форме.

Например: etwas ist nicht richtig blau, aber es schimmert bläulich что-то не совсем синее, но светится синеватым светом

В некоторых случаях суффикс изменяет значение прилагательного.

Например: klein (= маленький) – kleinlich (= мелочный)

Образование от существительных

Чтобы образовать прилагательное от существительного, к корню существительного (без таких суффиксов, как, например, ung, ik) прибавляется соответствующий суффикс. Если существительное оканчивается на e, эта гласная выпадает.

Окончание Существительное Прилагательное Пример
-lich die Feier feier lich eine feierliche Stimmung торжество → торжественное настроение
-ig der Schmutz schmutz ig die schmutzige Wäsche грязь → грязное белье
-haft der Traum traum haft ein traumhafter Abend мечта/сон → сказочный вечер
-sam die Mühe müh sam eine mühsame Arbeit труд → трудная работа
-isch Europa europä isch ein europäisches Land Европа → европейская страна
-ern das Holz hölz ern die hölzerne Brücke дерево → деревянный мост

Образование от глаголов

Чтобы образовать прилагательное от глагола, нужно удалить окончание en и добавить соответствующий суффикс. Кроме того, от глаголов можно образовать причастия, которые, как и прилагательные, несут функцию определения и согласуются с существительным, к которому относятся.

Источник

О словообразовании в немецком языке

Словообразование в германских языках, а в частности в немецком, развито очень хорошо. Большое количество частей слов позволяет собирать различные слова, порой очень значительно меняя смысл слова-родителя.

Именно поэтому всем, кто изучает немецкий язык, необходимо разбираться в словообразовании. Порой незнакомое слово легко понять, зная значение корня и понимая характерный оттенок, который может придать суффикс или приставка.

Одними из самых важных способов словообразования в немецком языке являются префиксация и суффиксация.

Наиболее распространенные приставки при образовании имен существительных :

un-,miss-,ur-, erz-, ge- .

  • un- образует, прежде всего, антонимы к ряду существительных: Ungeduld, Unruhe, Unfall
  • существительные с miss- выражают понятие чего-либо неудавшегося, плохого: Missernte, Missheirat; соединения с основой, выражающей положительное качество или явление, носят характер антонимов, как и соединения с un-:
    Misserfolg, Missgunst
  • чаще всего ur- обозначает нечто древнее, первоначальное:
    Urzeit, Urwald, Urmensch
  • erz- обозначает высший ранг или сан: Erzbischof, Erzherzog; или усиливает названия, имеющие отрицательный характер: Erznarr
  • ge — :
    — существительные мужского рода, служащие наименованиями людей: der Gemahl, der Geselle — существительные среднего рода с коллективным значением: das Gebirge, Gemüse, Gebüsch — отглагольные существительные среднего рода, обозначающие повторяемость действия: das Geschwätz, Gebrüll
  • anti- выражает противоположность или противодействие: Antifaschist, Antidemontage
  • neo- имеет значение «новый»: Neokantianer.

Суффиксы имен существительных мужского рода :

-er (образует наименования лиц различных категорий, названия предметов) Fischer, Schüler, Berliner -ler (Tischler), — ner, -aner,-enser, -ling (Liebling) -e (Russe), -el, -ing, -rich, -bold, -ian
также интернациональные суффиксы -ist, -ant, -ent, -ier, -eur, -ieur, -or, -ismus.

Суффиксы имен существительных женского рода :

-in, -schaft, -heit, -ei, -e, -de, -t
интернациональные суффиксы-ie, -ei, -tion, -ur, -ion, -age, -ta’t, -ung.

Суффиксы имен существительных среднего рода :

-chen, -lein (выражают всевозможные оттенки уменьшительности), -tum
интернациональные -ment, -at, -um, -ium

Суффиксы имен существительных среднего и женского рода :

В словообразовании прилагательных участвуют те же именные префиксы, что и в словообразовании существительных:

un-,miss- (имеют отрицательное значение),ur-, erz- (усилительное значение)

  • un- : ungut, unschwer, unheilbar
  • miss- : misstreu, missvergnugt
  • ur- : urverwandt, urgermanisch, uralt
  • erz- : erzfaul, erzdumm.

Словообразовательные суффиксы имен прилагательных:

  • -ig : blutig, salzig, vorsichtig
  • -isch : kindisch, irdisch, russisch, politisch
  • -en : служит для образования прилагательных из вещественных существительных: eichen, golden
  • -lich : mennlich, personlich
  • -sam : значение «соответствующий, достойный», характерное качество, склонность, способность к чему-л. wundersam, furchtsam, langsam
  • -bar : обычно имеют пассивное значение sonderbar, vergleichbar, erreichbar
  • -haft : может иметь значение «имеющий, обладающий» fehlerhaft, zweifelhaft; «подобный, сходный» frauenhaft, schülerhaft

Словообразование глаголов

Префиксация играет в глагольном словообразовании большую роль, чем суффиксация.

  • be- : bedecken, begrüßen, bestellen
  • ver- : vertreten, verschlagen, verlaufen
  • er- : erstaunen,erzittern
  • ent- : entdecken, entkommen
  • ab- : abhangen, abatmen
  • an- : anarbeiten, anhaben
  • auf- : aufbauen, aufbereiten
  • miss- :misslingen, missfallen
  • ein- : einsteigen, einbilden

суффиксы: -er(n), -el(n), -ig(en), -s(en), -ier(en), -sch(en), -z(en), -tsch(en), -ch(en)

  • -er : flimmern, schlafern
  • -el : husteln,lächeln
  • -ig : endigen, schädigen
  • piepsen, knirschen,lechzen, platschen, schnarchen
  • diskutieren,signalisieren.

Образование наречий при помощи суффиксов

  • -s : tags, rechts, abends
  • -ens : wenigstens, bestens
  • -lings : blindlings
  • -warts : südwerts,rückwerts.

Источник

Читайте также:  род существительных в русском языке атташе

Немецкий язык образование прилагательных от существительных



Образование прилагательных при помощи суффиксов

Прилагательные образуются при помощи:

— суффиксов – Bildung der Adjektive mit Hilfe von Suffixen;

В этой статье мы познакомимся с образованием прилагательных с помощью суффиксов – Bildung der Adjektive mit Hilfe von Suffixen.

1. Суффикс bar служит для образования прилагательных, выражающих способность предмета к чему-либо. При этом суффикс -bar придаёт прилагательным:

  • значение пассивной возможности действия:

hörbar — слышимый и др.

  • значение обязательности совершения действия:

der Dienst — служба

die Steuer — налог

steuerbar — подлежащий обложению налогом

  • значение активного свойства:

der Flamme — пламя

2. При помощи суффикса er образуются прилагательные от названий населённых пунктов:

die Kiewer Straßen

улицы Киева, киевские улицы

3. При помощи суффикса ern от вещественных существительных образуются прилагательные со значением качества:

das Glas — стекло

das Holz — дерево

das Kupfer — медь

das Blei — свинец

beiern – свинцовый и др.

Но: zinken – цинковый

4. Суффикс haft служит для образования прилагательных от глаголов, существительных и прилагательных и придаёт прилагательному значение образа действия, то есть каким образом, как:

die Schüler — ученики

lehrhaft – поучительный и др.

5. Суффикс ig служит для образования прилагательных от основ существительных. Он придаёт прилагательным:

  • значения сходства, подобия тому, что обозначено основой, т.е. выглядит также:

der Kegel — конус

die Milch — молоко

milchig – молочный и др.

  • значение свойств человека:

das Gespräch — разговор

der Schlaf — сон

der Fleiß — прилежность

fleißig — прилежный и др.

  • значение того, что выражено основой:

das Loch — дырка

löcherig — дырявый и др.

  • временное значение:

der Monat — месяц

heutig — сегодняшний и др.

  • пространственное значение:

hiesig – здешний и др.

Суффикс ig служит для образования прилагательных и от основ глаголов:

gängig — ходовой и др.

6. Суффикс isch служит для образования прилагательных от существительных. Прилагательные с таким суффиксом указывает на:

  • географическую, национальную принадлежность или на язык, если они образованы от названий континентов или стран:

der Pole — поляк

spanisch — испанский язык и др.

  • принадлежность чего-либо автору:
  • признак, свойство человека:

das Kind — ребёнок

die Weibe — баба

weibisch – женоподобный и др.

Прилагательное может образовываться от существительного, оканчивающегося на:

  • -er: der Flieger лётчик — fliegerisch лётный и др.
  • -ist: der Realist реалист – realistisch реалистический и др.
  • -ar: das Exemplar экземпляр – exemplarisch примерный, образцовый и др.

7. Суффикс lich придаёт прилагательному:

  • значение принадлежности к лицам, коллективу:

der Betrieb — производство

das Dorf — деревня

die Gesellschaft — общество

gesellschaftlich — общественный и др.

  • значение качества, свойства:

die Angst — страх

das Herz — сердце

der Vater — отец

väterlich – отцовский и др.

  • значение, связанное с деятельностью человека, учреждения:

das Amt — должность, ведомство

der Dienst — служба

  • значение пассивности:

verkäuflich – продающийся и др.

  • значение активности:

empfänglich – восприимчивый и др.

  • значение способа осуществления действия:

die Handschrift — почерк

  • значение ослабленности признака:
  • временное значение:

der Abend — вечер

die Woche — неделя

wöchentlich — еженедельный и др.

8. Для образования прилагательных от глаголов и существительных служит суффикс sam. Он придаёт прилагательным:

  • значение активности, годности лица или предмета:

die Arbeit — работа

die Erholung — отдых

erholsam — содействующий отдыху и др.

  • значение признака, свойства, состояния человека:

der Tugend — добродетель

tugendsam – добродетельный и др.

9. Суффиксы abel, —al, —arr, —ell, —ent, —iv, -ös/os служат для образования прилагательных от иностранных, заимствованных слов:

-abel

akzeptabel — приемлемый, blamabel — позорный, komfortabel — комфортабельный и др.

-al

emotional — эмоциональный, formal — формальный, zentral – центральный и др.

-ar/är

linear — линейный, lunar — лунный, legendär — легендарный и др.

-ell

aktuell — актуальный, kulturell — культурный, materiell — материальный

-ent

konsequent — постоянный, intelligent — интеллигентный и др.

-iv

aggressiv — агрессивный, instinktiv — инстинктивный, normativ – нормативный и др.

-ös/os

muskulös — мускулистый, skrupulös — скрупулёзный, humos — большой слой гумуса и др.

Источник

Изучение немецкого языка

Информация о Германии, учебники, самоучители, словари, уроки, тексты, диалоги, переводы, упражнения

Субстантивированные прилагательные в немецком языке

Субстантивированные прилагательные (Substantivierte Adjektive)

Субстантивацией называется образование имен существительных от других частей речи. В немецком языке очень распространена субстантивация имен прилагательных. Они могут употребляться во всех трех родах, имеют форму существительного (пишутся с большой буквы), а склоняются как прилагательные, то есть целиком зависят от сопровождающего их слова, например: der Alte старик, die Alte старуха, das Alte старое, mein Alter, dieser Alte; der Werktätige трудящийся, ein Werktätiger, der Kleine малыш, die Kleine малышка, der, die Bekannte знакомый, -ая, das Gute хорошее, das Schöne красивое, das Interessante интересное (см. склонение прилагательных).

После слов viel, wenig, nichts субстантивированные прилагательные среднего рода имеют окончание -es, например: viel Gutes, wenig Interessantes, nichts Schönes, а после слова alles — окончание -e, например: alles Gute.

Упражнение 1. Прочитайте и переведите на русский язык предложения с субстантивированными прилагательными.

1. In unserem Land baut man für die Werktätigen viele Häuser. Viele Werktätige fahren in Erholungsheime und Sanatorien. Dieser Werktätige bekommt Urlaub. 2. Mein Bekannter fährt nach Berlin. Ihre Bekannte ist Lehrerin. Unsere Bekannten reisen viel. Zwei Bekannte studieren Deutsch. 3. Die Kleine kann schon lesen. Unser Kleiner besucht schon die Schule. Dieser Kleine ist sehr höflich. Alle Kleinen spielen gern. 4. Wir übersetzen viel Interessantes. Ich wünsche dir alles Gute. Hier sieht er wenig Schönes. Jetzt lese ich nichts Interessantes.

Упражнение 2. Допишите правильные окончания субстантивированных прилагательных.

1. Mein Klein… lernt Deutsch. 2. Unser Bekannt… ist Arzt. 3. Diese Klein… ist schon Schülerin. 4. Er hat hier keine Bekannt… . 5. In Berlin sehen wir viel Interessant…. 6. Alle Werktätig… besuchen Theater und Kinos. 7. Viele Werktätig… treiben Sport. 8. Diese Werktätig… fahren ins Sanatorium. 9. Die Mutter dieser Klein… arbeitet hier.

Упражнение 3. Переведите на немецкий язык предложения с субстантивированными прилагательными.

1. Этот малыш мне не мешает. 2. Ее малышка ходит в школу, 3. Я даю билеты в театр своим знакомым. 4. Ее знакомый живет в Берлине. 5. Многие трудящиеся отдыхают в санаториях, 6. В лесу он видит много красивого.

Ключи к упражнениям

Упражнение 2.

1. mein Kleiner; 2. unser Bekannter; 3. diese Kleine; 4. keine Bekannten; 5. viel Interessantes; 6. alle Werktätigen; 7. viele Werktätige; 8. diese Werktätigen; 8. dieser Kleinen.

Упражнение 3.

1. Dieser Kleine stört mich nicht. 2. Ihre Kleine besucht die Schule (geht zur Schule). 3. Ich gebe meinen Bekannten Theaterkarten. 4. Ihr bekannter wohnt in Berlin. 5. Viele Werktätige erholen sich in Sanatorien. 6. Im Walde sieht er viel Schönes.

Источник

О словообразовании в немецком языке

Словообразование в германских языках, а в частности в немецком, развито очень хорошо. Большое количество частей слов позволяет собирать различные слова, порой очень значительно меняя смысл слова-родителя.

Именно поэтому всем, кто изучает немецкий язык, необходимо разбираться в словообразовании. Порой незнакомое слово легко понять, зная значение корня и понимая характерный оттенок, который может придать суффикс или приставка.

Одними из самых важных способов словообразования в немецком языке являются префиксация и суффиксация.

Наиболее распространенные приставки при образовании имен существительных :

un-,miss-,ur-, erz-, ge- .

  • un- образует, прежде всего, антонимы к ряду существительных: Ungeduld, Unruhe, Unfall
  • существительные с miss- выражают понятие чего-либо неудавшегося, плохого: Missernte, Missheirat; соединения с основой, выражающей положительное качество или явление, носят характер антонимов, как и соединения с un-:
    Misserfolg, Missgunst
  • чаще всего ur- обозначает нечто древнее, первоначальное:
    Urzeit, Urwald, Urmensch
  • erz- обозначает высший ранг или сан: Erzbischof, Erzherzog; или усиливает названия, имеющие отрицательный характер: Erznarr
  • ge — :
    — существительные мужского рода, служащие наименованиями людей: der Gemahl, der Geselle — существительные среднего рода с коллективным значением: das Gebirge, Gemüse, Gebüsch — отглагольные существительные среднего рода, обозначающие повторяемость действия: das Geschwätz, Gebrüll
  • anti- выражает противоположность или противодействие: Antifaschist, Antidemontage
  • neo- имеет значение «новый»: Neokantianer.

Суффиксы имен существительных мужского рода :

-er (образует наименования лиц различных категорий, названия предметов) Fischer, Schüler, Berliner -ler (Tischler), — ner, -aner,-enser, -ling (Liebling) -e (Russe), -el, -ing, -rich, -bold, -ian
также интернациональные суффиксы -ist, -ant, -ent, -ier, -eur, -ieur, -or, -ismus.

Суффиксы имен существительных женского рода :

-in, -schaft, -heit, -ei, -e, -de, -t
интернациональные суффиксы-ie, -ei, -tion, -ur, -ion, -age, -ta’t, -ung.

Суффиксы имен существительных среднего рода :

-chen, -lein (выражают всевозможные оттенки уменьшительности), -tum
интернациональные -ment, -at, -um, -ium

Суффиксы имен существительных среднего и женского рода :

В словообразовании прилагательных участвуют те же именные префиксы, что и в словообразовании существительных:

un-,miss- (имеют отрицательное значение),ur-, erz- (усилительное значение)

  • un- : ungut, unschwer, unheilbar
  • miss- : misstreu, missvergnugt
  • ur- : urverwandt, urgermanisch, uralt
  • erz- : erzfaul, erzdumm.

Словообразовательные суффиксы имен прилагательных:

  • -ig : blutig, salzig, vorsichtig
  • -isch : kindisch, irdisch, russisch, politisch
  • -en : служит для образования прилагательных из вещественных существительных: eichen, golden
  • -lich : mennlich, personlich
  • -sam : значение «соответствующий, достойный», характерное качество, склонность, способность к чему-л. wundersam, furchtsam, langsam
  • -bar : обычно имеют пассивное значение sonderbar, vergleichbar, erreichbar
  • -haft : может иметь значение «имеющий, обладающий» fehlerhaft, zweifelhaft; «подобный, сходный» frauenhaft, schülerhaft

Словообразование глаголов

Префиксация играет в глагольном словообразовании большую роль, чем суффиксация.

  • be- : bedecken, begrüßen, bestellen
  • ver- : vertreten, verschlagen, verlaufen
  • er- : erstaunen,erzittern
  • ent- : entdecken, entkommen
  • ab- : abhangen, abatmen
  • an- : anarbeiten, anhaben
  • auf- : aufbauen, aufbereiten
  • miss- :misslingen, missfallen
  • ein- : einsteigen, einbilden

суффиксы: -er(n), -el(n), -ig(en), -s(en), -ier(en), -sch(en), -z(en), -tsch(en), -ch(en)

  • -er : flimmern, schlafern
  • -el : husteln,lächeln
  • -ig : endigen, schädigen
  • piepsen, knirschen,lechzen, platschen, schnarchen
  • diskutieren,signalisieren.

Образование наречий при помощи суффиксов

  • -s : tags, rechts, abends
  • -ens : wenigstens, bestens
  • -lings : blindlings
  • -warts : südwerts,rückwerts.

Источник

Читайте также:  общая характеристика английских имен существительных