Меню

Необитаемый это прилагательное или причастие



Правописание частицы не с глагольными образованиями на -мый

7 класс

Правописание глагольных форм на -мый является одним из самых трудных вопросов орфографии. Ключом для безошибочного написания частицы не в таких случаях является правильное отнесение данного слова к соответствующей части речи – причастию или прилагательному, поскольку каждая из этих частей речи подчиняется своим правилам орфографии. Неумение различать отглагольные прилагательные на -мый и причастия приводит к устойчивым ошибкам в работах школьников.

К сожалению, в школе изучение правописания глагольных образований на -мый в рамках традиционной программы не предусматривается, однако опыт работы подсказывает, что знакомство с правописанием таких слов надо начинать уже с 7-го класса.

Необходимость этого объясняется наличием в учебнике упражнений, требующих выбора слитного/раздельного написания частицы не с этими глагольными формами.

Так, в упражнении № 101 (Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык. 7-й класс. М.: Просвещение, 1993) даются формы (не)видимый, (не)сокрушимой. Как писать не с этими словами? Как определить, к какой части речи они относятся? Учебник не дает ответов на эти вопросы. Видимо, предполагается, что ученик сможет разрешить проблему самостоятельно. Думаю, сказанного уже достаточно, чтобы убедить коллег в необходимости изучения правописания глагольных форм на -мый именно на этом этапе обучения.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта «receptino.ru». На сайте Вы найдёте популярные кулинарные рецепты приготовления блюд с пошаговыми инструкциями и фотографиями, а также секреты кулинарии. Салаты, супы, блюда из мяса, рыбы, птицы, овощей, творога, яиц, грибы, домашнее консервирование, закуски, выпечка и многое другое. Выбирайте понравившееся блюдо, например, плов (http://receptino.ru/plovy/1718-plov-iz-telyatiny-v-multivarke) и готовьте с удовольствием! Приятного аппетита!

На одном из уроков закрепления темы «Не с причастиями» ученикам предлагается такое задание:

Раскрыть скобки, объяснив слитное и раздельное написание не:

1) (не)законченный эксперимент; (не)законченный лабораторией эксперимент; эксперимент (не)закончен; эксперимент до сих пор (не)закончен;
2) (не)просохшая после дождя земля; (не)просохшая земля; (не)утихающий, а усиливающийся ветер;
3) (не)замеченная ошибка; (не)обнаруженные при осмотре дефекты; (не)поладки (не)устранены;
4) (не)прекращающийся всю ночь снегопад; (не)прекращающиеся метели; движение транспорта (не)прекращено;
5) (не)принятое комиссией предложение; (не)приятный для всех разговор; решение (не)принято;
6) совсем (не)исследованные районы; совсем (не)исследованные геологами районы;
7) (не)установленные до конца причины; совершенно (не)выясненные обстоятельства;
8) (не)заменимый на данной работе сотрудник; никем (не)заменимый сотрудник; (не)любимая ребенком игрушка.

Последнее, восьмое задание позволяет создать на уроке проблемную ситуацию: ученики не могут правильно объяснить слитное/раздельное написание не в этих примерах.
Поставим вопрос: (не)заменимый, (не)любимый – это причастия или прилагательные?
Нужно обратить внимание учеников на суффиксы обоих слов (в данном случае – -им-) и подвести их к мысли, что по форме они похожи на страдательные причастия настоящего времени. Здесь полезно обратиться к таблице «Образование страдательных причастий настоящего времени» (см. учебник, с. 39). Ребята должны вспомнить, что интересующая нас разновидность причастий не образуется ни от глаголов совершенного вида, ни от непереходных глаголов несовершенного вида. Стоит поговорить и о том, в каких контекстах употребляются страдательные причастия настоящего времени:

(обратим внимание на то, что подлежащее исходного предложения в конструкциях со страдательным причастием превращается в дополнение в форме тв. п.).
Вернемся к поставленному вопросу. От каких глаголов образованы интересующие нас слова?

На отглагольные прилагательные с -ем-/-им- распространяются правила правописания имен прилагательных, а не причастий: частица не может писаться слитно с полными прилагательными такого типа и при наличии зависимых, поясняющих слов, а также с прилагательными такого типа в краткой форме: методы работы неприменимы в данных условиях, запасы солнечной энергии неистощимы, независимое от ударения написание и т.д.

Раздельно с не пишутся отглагольные прилагательные на -мый в двух случаях:

1) если от них зависят отрицательные местоимения или наречия с частицей ни (ср.: почти неизлечимая болезнь – не излечимая никакими средствами болезнь);
2) если при них есть частицы далеко не, отнюдь не и др. (ср. у него независимый характер – это отнюдь не зависимый показатель).

Необычно ведут себя отглагольные образования на -мый, восходящие к переходным глаголам несовершенного вида: будучи формально «законными» причастиями, в сочетании с не они ведут себя то как причастия, то как прилагательные. Они считаются причастиями и пишутся раздельно с не, когда:

1) от них зависят отрицательные местоимения и наречия с частицей ни (никем не любимый человек, нисколько не почитаемый праздник);
2) от них зависит дополнение в форме тв. п. (не любимая ребенком игрушка, не определяемое нами понятие – но: неопределяемое в рамках этой теории понятие).

В этом и заключается особенность страдательных причастий настоящего времени: все остальные пишутся раздельно с не при наличии любых зависимых слов (слова со значением высшей степени качества не в счет). Ср.: нелюбимая с детства игра – не полюбившаяся с детства игра, неопределяемое в данной теории понятие – не определенное в данной теории понятие).

Читайте также:  Какой может быть пиджак прилагательные

Эта особенность отглагольных образований на -мый делает правило еще более запутанным. Чтобы справиться с ним, удобно воспользоваться приведенным ниже алгоритмом.

Следует, однако, иметь в виду, что отглагольные прилагательные на -мый очень часто без не не употребляются и поэтому пишутся слитно с этой частицей (полный их список приводится ниже).

Алгоритм правописания отглагольных образований на -мый

Теперь необходимо вернуться к записанным словам и выяснить, как же пишется с ними частица не.

(Не)заменимый на данной работе сотрудник: (не)заменимый – слово образовано от глагола заменить совершенного вида; это отглагольное прилагательное. При слове нет отрицательного местоимения, нет части типа отнюдь не. Вывод: пишу незаменимый на данной работе. Никем (не)заменимый сотрудник: к отглагольному прилагательному относится отрицательное местоимение.

Вывод: пишу никем не заменимый сотрудник.

(Не)любимая ребенком игрушка: (не)любимая – слово образовано от глагола любить несовершенного вида, переходного. Это причастие на -мый. Оно пишется с не раздельно, если у него есть зависимое слово в тв. п.: (не)любимый (кем? чем?) ребенком – значит, пишу не любимая ребенком игрушка.

На этом этапе урока очень важно строго соблюдать шаги алгоритма, чтобы избежать ошибочных написаний.

После того как основное правило разграничения отглагольных образований на -мый осмыслено учащимися, полезно записать в словари исключения, то есть слова, которые пишутся с не всегда слитно. Эти 45 слов входят в активный словарный запас школьников и часто употребляются ими в различных письменных работах. Не стоит требовать от учеников заучивания этих слов. Постоянная работа со словарем, включение этих слов в разного рода диктанты сформируют необходимый навык правописания. Таблица с этими словами может постоянно находиться на стенде в кабинете русского языка в качестве зрительной опоры.

На заключительном этапе урока предложим ученикам следующее упражнение:

Объясните написание не с прилагательными на -мый в данных примерах.

Никем несокрушимая сила, неразличимые невооруженным глазом детали, неуловимое для глаз движение, никем не уловимое движение, ничем не объяснимый случай, ни с чем не сравнимая радость, непереводимое на другой язык выражение, не нарушаемая нами тишина; не спрягаемая, а склоняемая часть речи.

В конце урока учащиеся получают домашнее задание: выучить алгоритм, внимательно перечитать слова-исключения и выполнить синтаксический разбор предложений, расставив в них знаки препинания, раскрыв скобки и объяснив орфограммы.

1. Многое в них было (не)понятно закрыто (н_)кем (не)ощутимой (н_)кому (не)видимой завесой.

2. Ему самому захотелось что есть духу бежать туда где на снегу лежал этот маленький (н_)кем (не)любимый человек оказавшийся вдруг таким стойким.

На следующем уроке материал закрепляется уже на более сложных примерах. Хочу порекомендовать коллегам упражнение из книги: Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М.: Просвещение, 1990. С. 140, № 302.

Богатый материал содержится и в пособии Хлебниковой А.В., Плотниковой А.В. Сборник текстов для закрепления навыков орфографии и пунктуации. М.: Просвещение, 1967. С. 136–138.

Думаю, что каждый учитель отберет необходимый материал с учетом возможностей своего класса. Предложенная система, проверенная в работе автора в течение нескольких лет, дает хорошие результаты и позволяет добиться устойчивого орфографического навыка.

Надеюсь, что описанный в статье опыт работы заинтересует коллег-словесников и окажет им практическую помощь в изучении трудных вопросов правописания.

Источник

Морфологический разбор имени прилагательного «Необитаемом»

Для слова «необитаемом» найден 1 вариант морфологического разбора

  1. Часть речи. Общее значение
    Часть речи слова «необитаемом» — имя прилагательное
  2. Морфологические признаки.
    1. необитаемый (именительный падеж единственного числа мужского рода)
    2. Постоянные признаки:
      • относительное

      Непостоянные признаки:

      • единственное число
      • предложный падеж
      • мужской род
      • полная форма.
  3. К чему выставлять дневальных на необитаемом островке, когда рядом, на берегу, вся команда?

    Выполняет роль определения.

    План разбора прилагального

    1. Часть речи. Общее значение
    2. Морфологические признаки.
      1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
      2. Постоянные признаки:
        • Разряд по значению:
          • Качественное (может быть в большей или меньшей степени).
          • Относительное (не может быть в большей или меньшей степени)
          • Притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо)

        Непостоянные признаки:

        • У качественных
          • Степень сравнения
          • Краткая и полная форма
        • У всех прилагательных:
          • Падеж
          • Число
          • Род(в единственном числе)
    3. Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения)

    План разбора составлен на основе общих правил, в зависимости от класса и предпочтений учителя ответ может отличаться. Если ваш план разбора отличается от представленного, просто сопоставьте его с данными нашего ответа.

    Если морфологический разбор имени прилагательного «необитаемом» имеет несколько вариантов, то выберите наиболее подходящий вариант разбора исходя из контекста предложения.

    Источник

    Морфологический разбор слова «необитаемый»

    Морфологический разбор «необитаемый»:

    «Необитаемый»

    Грамматический разбор

    Смотрите также:

    Морфологический разбор слова «необитаемый»

    Фонетический разбор слова «необитаемый»

    Значение слова «необитаемый»

    Синонимы «необитаемый»

    Разбор по составу слова «необитаемый»

    Карточка «необитаемый»

    ГДЗ по Русскому языку

    Предложения со словом «необитаемый»

    Разбор частей речи

    Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

    1. Самостоятельные части речи:

    • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
    • глаголы:
      • причастия;
      • деепричастия;
    • прилагательные;
    • числительные;
    • местоимения;
    • наречия;

    2. Служебные части речи:

    3. Междометия.

    Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

    • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
    • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

    Морфологический разбор существительного

    • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
    • собственное или нарицательное;
    • одушевленное или неодушевленное;
    • род (м,ж, ср.);
    • число (ед., мн.);
    • склонение;
    • падеж;
    • синтаксическая роль в предложении.

    План морфологического разбора существительного

    «Малыш пьет молоко.»

    Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

    • начальная форма – малыш;
    • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
    • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
    • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

    Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

    • начальная форма – молоко;
    • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
    • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
    • в предложении прямое дополнение.

    Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

    «Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

    Дамы (кто?) — имя существительное;

    • начальная форма — дама;
    • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
    • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
    • синтаксическая роль: часть подлежащего.

    Лужину (кому?) — имя существительное;

    • начальная форма — Лужин;
    • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
    • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    Ладонью (чем?) — имя существительное;

    • начальная форма — ладонь;
    • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
    • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
    • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

    Пыль (что?) — имя существительное;

    • начальная форма — пыль;
    • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
    • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    (с) Пальто (С чего?) — существительное;

    • начальная форма — пальто;
    • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
    • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
    • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

    Морфологический разбор прилагательного

    Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

    • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
    • постоянные морфологические признаки прилагательных:
      • разряд, согласно значению:
        • — качественное (теплый, молчаливый);
        • — относительное (вчерашний, читальный);
        • — притяжательное (заячий, мамин);
      • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
      • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
      • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
      • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
      • признак рода (только в единственном числе);
      • число (согласуется с существительным);
      • падеж (согласуется с существительным);
    • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

    План морфологического разбора прилагательного

    Полная луна взошла над городом.

    Полная (какая?) – имя прилагательное;

    • начальная форма – полный;
    • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
    • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
    • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

    Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

    Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

    Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

    • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
    • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
    • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
    • синтаксическая роль: часть сказуемого.

    Стройная (какая?) — имя прилагательное;

    • начальная форма — стройный;
    • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
    • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
    • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

    Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

    • начальная форма — тоненький;
    • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
    • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
    • синтаксическая роль: часть сказуемого.

    Голубые (какие?) — имя прилагательное;

    • начальная форма — голубой;
    • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
    • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
    • синтаксическая роль: определение.

    Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

    • начальная форма — изумительный;
    • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
    • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
    • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

    Морфологические признаки глагола

    Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

    Морфологические формы глаголов:

    • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
    • спрягаемые (личные и безличные) формы;
    • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

    Морфологический разбор глагола

    • начальная форма — инфинитив;
    • постоянные морфологические признаки глагола:
      • переходность:
        • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
        • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
      • возвратность:
        • возвратные (есть -ся, -сь);
        • невозвратные (нет -ся, -сь);
      • вид:
        • несовершенный (что делать?);
        • совершенный (что сделать?);
      • спряжение:
        • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
        • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
        • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
    • непостоянные морфологические признаки глагола:
      • наклонение:
        • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
        • условное: что делал бы? что сделал бы?;
        • повелительное: делай!;
      • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
      • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
      • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
      • число;
    • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
      • сказуемым: Быть сегодня празднику;
      • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
      • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
      • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
      • обстоятельством: Я вышел пройтись.

    Морфологический разбор глагола пример

    Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

    Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

    Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

    • начальная форма — послать;
    • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
    • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
    • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

    Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

    Какая тишина, прислушайтесь.

    Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

    • начальная форма — прислушаться;
    • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
    • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
    • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

    План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

    — Его нужно предостеречь.

    — Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

    — Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

    Предостеречь (что сделать?) — глагол;

    • начальная форма — предостеречь;
    • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
    • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
    • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

    Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

    • начальная форма — знать;
    • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
    • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
    • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

    Нарушать (что делать?) — слово глагол;

    • начальная форма — нарушать;
    • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
    • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
    • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

    Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

    • начальная форма — подождать;
    • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
    • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
    • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

    Вошел (что сделал?) — глагол;

    • начальная форма — войти;
    • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
    • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
    • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

    Источник