Меню

Неопределенная форма глагола его хватает



Неопределенная форма глагола. Инфинитив в русском языке

Инфинитив — это неопределенная форма глагола . Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Примеры глаголов в неопределенной форме: жить, говорить, думать, любить, трудиться, сказать, уйти .

Инфинитив — безличная, начальная форма глагола. У нее нет лица, рода, числа и времени.

Двигаться, освобождать, выздороветь, отказаться.

Здесь нет форм ни 1-го, ни 2-го, ни 3-го лица, нет множественного или единственного числа, нет настоящего, прошедшего или будущего времени, нет ни мужского, ни женского, ни среднего рода.

Термин происходит от латинского слова infinitivus — неопределенный . Именно в этой форме глаголы указаны в словарях.

«Укажите/выпишите глаголы в неопределенной форме». Как узнать инфинитив

Инфинитив — неопределенную форму глагола — можно узнать по суффиксам -ть или -ти. У возвратных глаголов добавляется постфикс -ся или -сь.

Что делать? Гулять, петь, играть, везти, пасти, умываться .

Что сделать? Крикнуть, запрыгнуть, согнуть, принести прокатиться.

Окончание -ть обычно пишется после гласного звука: дума-ть, люби-ть, меша-ть, руби-ть, рожа-ть, вея-ть.

Окончание -ти , как правило, появляется после согласного звука: вес-ти, зай-ти, мес-ти, пас-ти, тряс-ти, рас-ти . Однако в случае неударности суффикса он и в указанном случае сокращается в -ть: лезть .

Некоторые глаголы в неопределенной форме заканчиваются на -чь . Стричь, печь, отвлечь, предостеречь, жечь и т.п. При этом -чь — уже не окончание, а часть корня.

Выпишите глаголы в неопределенной форме. Пример задания

Мы подошли, чтобы посмотреть и разобраться, не случилось ли чего.

В этом предложении четыре глагола — подошли, посмотреть, разобраться, случилось .

Два из них отвечают на вопросы что делать? что сделать? — глаголы посмотреть и разобраться . Это и есть инфинитивы — их нам и нужно выписать.

Пример. Неопределенная форма глагола «прочитает»

Допустим, нам нужно образовать неопределенную форму от глагола прочитает ( Вася завтра прочитает эту книгу ).

Что сделает? Прочитает.

Что сделать? Прочитать .

Неопределенная форма глагола — прочитать .

Пример. Неопределенная форма глагола «будете»

Другое задание — вам нужно образовать неопределенную форму от глагола будете (Вы завтра будете дома?)

Что сделаете? Будете.

Что делать? Быть.

Как записать глаголы в неопределенной форме? Как поставить данные глаголы в неопределенную форму?

«Образуй от данных глаголов глаголы неопределенной формы» — популярное задание из школьных учебников. Как это сделать: как поставить данные глаголы в неопределенную форму?

Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Задайте вопрос: что делать? что сделать? Ответом будет неопределенная форма.

Например, даны личные формы глаголов: девочка гуляла, папа работает, они придумали .

Что сделать/сделать? Гулять, работать, придумать . Это неопределенные формы — инфинитивы.

Читайте также:  Предложения с глаголом синонимом приметил

Морфологический разбор глагола в неопределенной форме. Грамматические признаки инфинитива

Инфинитив имеет только постоянные глагольные признаки при морфологическом разборе:

Морфологический разбор неопределенной формы глагола. Примеры

Я пошел гулять во двор.

(Что делать?) гулять — глагол, обозначает действие;
неопределенная форма;
несовершенный вид;
непереходный;
невозвратный;
I спряжение.
Синтаксическая роль — обстоятельство цели.

Учитель хотел понять , почему мы молчим .
(Что сделать?) понять — глагол, обозначает состояние;
неопределенная форма;
совершенный вид;
переходный;
невозвратный;
I спряжение.
Синтаксическая роль — часть составного глагольного сказуемого (хотел понять).

Инфинитив в предложении: синтаксическая роль инфинитива

Инфинитив может выполнять роль любого члена предложения.

Подлежащее . Обсуждать этот вопрос нет смысла.

Часть сказуемого . Мне очень хочется увидеть вас.

Дополнение . Папа попросил подумать о планах на лето.

Несогласованное определение . У него была привычка разговаривать очень громко.

Обстоятельство цели. Мы отправились в лес собирать грибы.

Предложения с неопределенной формой глагола. Примеры

И представить даже вы себе не можете, как я несчастна! (А.П. Чехов)

Я вышел покурить в буфет. (М.А. Булгаков)

Нам необходимо сейчас же договориться с вами об условиях сдачи полка. (М.А. Шолохов)

Разумеется, он должен был посмотреть картину еще не раз. (Ю. Трифонов)

Я часто стараюсь понять, отчего мой дед был таким угрюмым? (С. Довлатов)

Подумать только, что я сам когда-то мечтал об этом! (Д. Гранин)

Вместе весело шагать по просторам. (М. Матусовский)

Ах, было б только с кем поговорить. (Т. И С. Никитины)

Источник

Неопределенная форма глагола

Цель: Уточнить представления учащихся о неопределенной форме глагола как начальной, развить умение правильно ставить вопросы: что делать? и что сделать?

I. Оформление тетрадей

– Здравствуйте! Сядете, когда услышите глагол: большой, стена, красивый, рисует

II. Словарная работа

– Молодцы, сегодня мы продолжим работу с глаголом, но начнем урок с повторения слов из словаря.

Вставьте пропущенную букву:

б…седа
м…роз
уж…н
п…беда
беседует
морозит
ужинает
побеждает

Проверка: Почему мы не доказывали правописание этих орфограмм? (Это слова из словаря.)

– Образуйте от данных слов родственные глаголы, которые отвечают на вопрос что делает? Какую орфограмму увидели в образованных глаголах? (Ответы детей.)

– Какое правило помогло правильно написать безударные гласные в родственных словах? (Безударные гласные в родственных словах пишутся одинаково.)

III. Объяснение нового материала.

– Теперь по плану повторим все, что мы знаем о глаголе.

  1. Что такое глагол?
  2. Что обозначает глагол?
  3. Как изменяются глаголы? Например.
  4. Роль в предложении? Например.

– У кого есть дополнения?
Сегодня на уроке мы еще кое-что новое узнаем о глаголе. Прочитайте предложение.

Не на пользу книги читать, если только вершки в них хватать.

– Что вы прочитали? (Пословицу.)

Читайте также:  Проспрягать глагол смотреть по лицам и числам

– Как вы ее понимаете? (Ответы детей.)

– Давайте эту пословицу возьмем за девиз нашего урока. И в конце посмотрим, кто сегодня книги читал, т.е. был внимательным, а кто только вершки похватал.

Запишите пословицу в тетрадь. Подчеркните глаголы. Прочитайте еще одну пословицу.

Найти друга тяжело, а потерять легко.

– Как вы ее понимаете? Запишите пословицу. Подчеркните глаголы. (Дети выполняют задание.)

– Прочитайте глаголы, которые вы подчеркнули. (Читать, хватать, найти, потерять.)

– На какие вопросы отвечают они?

  • книги что делать? – читать;
  • вершки что делать? – хватать;
  • друга что сделать? – найти, что сделать? – потерять.

– Попытайтесь определить время глаголов. (Нельзя.)

– Попытайтесь определить число глаголов. (Нельзя.)

– Как вы думаете, как называется такая форма глагола, у которой время и число мы не можем определить? (Неопределенная форма.)

– Правильно. Глаголы, у которых нельзя определить время и число и которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать? будут стоять в неопределенной форме.

– Вот мы и подошли к теме нашего урока НЕОПРЕДЕЛЕНАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА или ИНФИНИТИВ.

Прочитайте эти слова про себя, хором.
Неопределенная форма глагола или инфинитив является начальной формой глагола.
Откройте учебники на стр. 151 и прочитайте правило о неопределенной форме глагола
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Можно ли у этих глаголов определить время и число?

– Кто внимательный, что еще мы не сказали о глаголах в неопределенной форме? (Оканчиваются на -ть, -ти)

Правильно, глаголы в неопределенной форме на конце имеют ть, -ти.

Вернемся к пословицам и подчеркнем одной чертой на что оканчиваются глаголы в неопределенной форме.

Кто запомнил, как по-другому называется неопределенная форма глагола? (Инфинитив.)

– Отдохнем, я буду называть глаголы, а вы выполните движения, соответствующие этим глаголам.

Встаньте.
Наклоните голову: вперед, назад, вправо, влево, прямо.
Закройте глаза. Закрытыми глазами: вверх, вниз, вправо, влево.
Откройте глаза.
Вдох, выдох.
Сесть.

– А теперь попробуйте перечислить все глаголы, которые я назвала?

– Кто был самый внимательный, какой глагол в неопределенной форме я назвала? (Сесть.)

Упражнение № 345 (разобрать 2 предложения, выполнить самостоятельно)

– Что вы заметили интересного в последнем словосочетании? (Глаголы оканчиваются на -чь)

– Да, глаголы в неопределенной форме могут оканчиваться не только на —ть, -ти, но и на —чь.

– Приготовитесь работать по вариантам:

Подберите к данным глаголам неопределенной формы глаголы-синонимы неопределенной формы:

Бросать
Глядеть
Наряжать
Блестеть
Бранить
кидать
смотреть
украшать
сверкать
ругать

Подберите к данным глаголам неопределенной формы глаголы – антонимы неопределенной формы:

Встречать
Кричать
Светлеть
Крепнуть
Лежать
провожать
молчать
темнеть
слабеть
стоять

– Прежде чем проверить ваши работы, давайте вспомним, что такое синонимы, антонимы.

Читайте также:  Что такое существительное прилагательное глагол правило 2 класс правило

– Чем синонимы отличаются от антонимов? (Выслушиваются ответы.)

Проверка: Докажите, что это глаголы неопределенной формы?

Домашнее задание: Стр. 152, упр. 346, правило.

– Прочитайте задание, кому не понятно?

– Теперь проверим, кто сегодня книги читал, а кто вершки хватал?

– Что такое инфинитив? (Неопределенная форма глагола.)

– Почему она называется неопределенная? Назовите признаки глагола неопределенной формы. (Ответы детей.)

Кто больше назовет глаголов в неопределенной форме? (Дети отвечают.)

Источник

Неопределенная форма глагола

Что такое неопределенной формой глагола (инфинитив)

Инфинитив – это начальная форма глагола, от которой образуются остальные формы глаголов (спрягаемые глаголы, причастия, деепричастия). Именно в инфинитиве представлены глаголы в словарях (например: лежать, отдыхать, трудиться, видеть, учиться).

Инфинитив также называют неопределенной формой глагола. Правило русского языка объясняет это тем, что данная форма называет действие, процесс или состояние не зависимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

В предложении глаголы в форме инфинитива могут выступать частью составного сказуемого, сказуемым и подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.

Морфологические признаки инфинитива

Инфинитив является неизменяемой, неспрягаемой формой глагола. Ему присущи только постоянные грамматические признаки глаголов:

  • Вид – совершенный (переписать, помыть), несовершенный (готовить, отдавать);
  • Возвратность – возвратные (заслушаться, укутаться), невозвратные (сложить, закрыть);
  • Переходность – переходные (прочесть книгу, увидеть картину), непереходные (веселиться, жить).
  • Спряжение – I спряжение (делать, смешать) и II спряжение (любить, чертить).

Также инфинитиву глагола присущ словоизменительный признак залога:

  • действительный залог (Мама решила приготовить лазанью);
  • страдательный залог (Лазанья должна скоро приготовиться).

Как образуется форма инфинитива

Неопределенная форма глагола образуется от основы инфинитива (основы глагола, от которой также образуются личные формы) при помощи словоизменительных суффиксов:

  • -ть, -сть (бороться, веселить, украсть);
  • -ти, -сти (нести, зайти, грести);
  • -чь (жечь, мочь, достичь) – суффикс совмещает в себе часть основы глагола, которая оканчивается на к, г (выраженные при чередовании буквой «ч») и нулевой суффикс инфинитива (выраженный мягким знаком).
  • Спрягаемая форма глагола, изменяемая по лицам, наклонениям, родам и числам.
  • Неизменяемая форма глагола, совмещающая в себе качества наречий и глаголов.
  • Особая форма глагола, совмещающая в себе качества прилагательных и глаголов.
  • Неопределенная (начальная) форма глагола, от которой образуются остальные формы глаголов.

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 623.

Источник