Меню

Непостоянные грамматические признаки прилагательных



Непостоянные признаки прилагательного

Что такое непостоянные признаки прилагательных?

Непостоянные морфологические признаки прилагательных – ряд изменяемых грамматических категорий. Их значение зависит от грамматических признаков существительного (местоимения), с которым прилагательное согласуется. В отличие от постоянных, непостоянные признаки прилагательных свойственны всем словам данной части речи, не зависимо от того, к какому разряду по значению они относятся.

Какие бывают непостоянные признаки прилагательных?

В русском языке существует три непостоянных грамматических признака прилагательных:

  • Род – признак, указывающий на родовую принадлежность прилагательного.
    • Мужской (древний, яркий, молод);
    • Женский (воздушная, кирпичная, полезна);
    • Средний (железное, ласточкино, убрано).
  • Число – признак, указывающий на количество предметов, которым присуще называемое прилагательным качество.
    • Единственное (ветхий, дорожное, нежна);
    • Множественное (бесконечные, волчьи, просты).
  • Падеж – категория, определяющая синтаксические отношения прилагательного с существительными (местоимениями). Краткие прилагательные не склоняются по падежам.
    • Именительный (маленький мальчик, темная комната);
    • Родительный (маленького мальчика, темной комнаты);
    • Дательный (маленькому мальчику, темной комнате);
    • Винительный (маленького мальчика, темную комнату);
    • Творительный (маленьким мальчиком, темной комнатой);
    • Предложный (о маленьком мальчике, о темной комнате).

      Источник

      Морфологические признаки прилагательного

      В русском языке есть группа слов, которая просто незаменима. Это имя прилагательное. Оно наполняет окружающий мир сочными, яркими оттенками и делает его понятным для человека. Прилагательные имеют большое значение в передаче информации. Без них рассказ будет скучным и неинтересным.

      Эта часть речи всегда связана с другой самостоятельной частью речи – именем существительным или местоимением, которое оно дополняет и разносторонне описывает.

      Все прилагательные имеют морфологические признаки: постоянные и непостоянные.

      Постоянные признаки прилагательного

      Это не изменяемая категория, которую изначально имеет имя прилагательное. Она указывает на лексические и грамматические особенности слова. Постоянный признак у этой части речи только один – это разряд.

      Качественные – обозначают признаки внешние и, конечно, качественные.

      Это самая многочисленная группа и её легко отличить от других. К ней относятся все прилагательные, которые обозначают качества (добротный), форму (круглый), возраст (старый), запах (чудесный), размер (высокий), цвет (синий) и вкус (горький).

      Есть несколько критериев, по которым можно легко узнать качественное прилагательное:

      1. Возможность сочетания с приставками «слишком», «чрезвычайно», «очень» (Примеры: высокий – слишком высокий, большой – чрезвычайно большой, плохой – очень плохой).
      2. Возможность организовать с помощью повторов слов сложное прилагательное (хороший-хороший, низкий-низкий, кислый-кислый).
      3. Возможность полностью изменить смысл с помощью приставки «не» (умный – неумный, сильный – несильный, длинный – недлинный).
      4. Возможность наличия слов с противоположным значением – антонимов (широкий – узкий, веселый – грустный, добрый – злой).

      Под эти критерии не попадают прилагательные, которые обозначают цвет, но они тоже относятся к качественному разряду.

      Качественные прилагательные могут иметь полную форму (черный, храбрый, интересный). Она изменяется по числам, родам и падежам. И краткую форму (черн, храбр, интересен). Они изменяются только по числам и родам.

      В зависимости от степени сравнения имеют три формы: положительная (умный), сравнительная (умнее) и превосходная (самый умный).

      Относительные – указывают на признак предмета, который нельзя изменить (городская улица, железный столб, немецкая машина).

      Притяжательные – обозначают принадлежность предмета (мамино платье, собачья будка, бабушкин диван).

      Непостоянные признаки имени прилагательного

      Это морфологические признаки, которые изменяются в зависимости от согласующего слова. Это род, число и падеж.

      Пример: деревянного стола. Мужской род, единственное число, родительный падеж.

      Прилагательное более полноценно передает образы и делает речь поэтичной.

      Источник

      Признаки имени прилагательного: какие из них непостоянные

      Непостоянные признаки прилагательного начинают изучать в 4 классе или даже раньше. Впоследствии эти знания нужны для проведения морфологического анализа и грамотного согласования элементов словосочетания. Ввиду подвижности речи и изменяемости большинства лексических единиц этот вопрос важен для построения устной и письменной речи.

      Морфологические признаки

      Характеристики, по которым описывается имя прилагательное, делятся на постоянные и непостоянные. В первом случае определяются свойства, не изменяемые в зависимости от контекста. К ним относятся:

      • разряд;
      • полнота-краткость;
      • степень сравнения.

      Изменение неопределенной формы прилагательного

      Непостоянные признаки имени прилагательного определяются по главному слову в словосочетании – существительному или местоимению. Они включены в школьную программу 4 – 5 класса. Данные признаки прилагательных:

      Они свободно меняются, принимая форму определяющего слова, но никак не преобразуя смысловой нагрузки лексической единицы.

      Непостоянные признаки прилагательных

      Сюда относят три категории, позволяющие проследить связь с определяющим словом – существительным, местоимением в той или иной форме.

      Все прилагательные

      По общему правилу, к числу изменяющихся в контексте признаков имени прилагательного относятся род, число, падеж.

      1. Род – родовая принадлежность слова.
      2. Число – количество описываемых предметов.
      3. Падеж – синтаксическая связь с описываемым объектом, обозначенным существительным или местоимением.

      Для относительных и притяжательных видов исключений нет – все три характеристики присутствуют. А вот отдельные типы качественных могут возникать проблемы ввиду отсутствия одного или нескольких показателей.

      Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам

      Качественные

      Говоря о первоначальной их форме, трудностей тоже нет. Любое описание предмета, человека, животного склоняется по родам, числам и падежам. Усеченным морфологический разбор прилагательного будет только у некоторых групп.

      1. Краткие. Укороченный формат слова не дает возможности изменять его по падежам. Объясняется это схожестью с глаголом, ролью сказуемого в предложениях.
      2. Простые сравнительные (быстрее, выше, сильнее). Не определяется ни одна из характеристик. Устоявшиеся формы не подлежат склонению.
      3. Составные превосходные на основе сравнительных (выше всех). Рассматриваемые признаки имени прилагательного установить тоже невозможно.
      4. Используемые во фразеологизмах (например, средь бела дня). Закостенелые и не соответствующие современным правилам единицы никак не изменяются.

      Таблица непостоянных морфологических признаков

      Формат таблицы – это удобное сжатое изложение для регулярного повторения и заучивания постоянных и непостоянных признаков.

      Характеристика Виды Примеры
      1. Род мужской солнечный, большой
      женский солнечная, большая
      средний солнечное, большое
      2. Число единственное взрослый, квадратный
      множественное взрослые, квадратные
      3. Падеж именительный гладкий стол, пустая тарелка
      родительный гладкого стола, пустой тарелки
      дательный гладкому столу, пустой тарелке
      винительный гладкий стол, пустую тарелку
      творительный гладким столом, пустой тарелкой
      предложный о гладком столе, о пустой тарелке

      Образец морфологического разбора

      Активно разбирать лексему как часть речи начинают с 6 класса.

      Схема морфологического разбора прилагательных

      Пример выполнения такого задания:

      На заре мне удалось поймать крупного окуня.

      I. Имя прилагательное: окуня (какого?) крупного

      Пост. призн. – качественное

      Непост. призн. – в м.р., в ед.ч., в В.п.

      III. В предложении является определением.

      Важно. Признаки предмета во множественном числе исключают определение рода.

      Источник

      Урок русского языка в 6-м классе «Морфологические признаки имен прилагательных. Постоянные и непостоянные признаки»

      Цели:

      • повторить известное об имени прилагательном; определять морфологические признаки, показать роль имён прилагательных в предложениях;
      • развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы;
      • воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.

      Оборудование.

      1. Произведения художественной литературы (отрывки);
      2. Картины о лесе в разное время года.

      I. Организационный момент

      II. Проверка домашнего задания (упр. 294).

      С какими сложностями вы встретились при выполнении д/з?

      Над какими орфограммами вы работали, выполняя это упражнение?

      1. Желтенькие, шорты — буквы о-е в корне слова
      2. Мальчонка, ситцевая, рубашонка, холщовые – буквы о-е в суффиксах существительных и прилагательных.
      3. С товарищем, уроженцем, большого – буквы о-е в окончаниях существительных и прилагательных.

      III. Языковая разминка.

      Записать предложение, назвать грамматическую основу, графически обосновать постановку знаков препинания, начертить схему предложения, объяснить правописание н и нн в именах прилагательных, другие изученные орфограммы.

      Осенней, летней, зимней, весенней порой мы по воскресеньям пробираемся в глубину чащи и подходим к небольшой поляне.

      • Определите лексическое значение слова “чаща”
      • Как вы думаете, зачем мы пробираемся в глубину леса? (полюбоваться, понаблюдать)
      • А каким бывает лес осенний, летний, зимний, весенний? (Вывешиваются картинки.1, 2, 3, 4)
      • Составляем табличку “Лес осенний, летний, зимний, весенний”
      Осенний, Летний Зимний Весенний
      Багряный

      Задумчивый Зеленый

      Душистый Белый, Голубой

      Снежный Изумрудный

      Травянистый

— Найдите слова, которые помогают представить лес как живое существо: (задумчивый, немой, молчаливый, сонный). Как называется такое выразительное средство языка? (Олицетворение)

— Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко, красочно и выразительно описывать предмет. (лес)

Золотой, унылый, великолепный, пушистый, прощальный, задумчивый

Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом.

— А что такое эпитет?

(Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…)

В “Словаре эпитетов русского литературного языка” К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло к слову лес дано более 100 эпитетов, характеризующих лес, например:

Роскошный, пышный, богатый, царственный, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный, золотистый, кудрявый, мохнатый, обнаженный, раздетый, седой, сребристый(уст), безмолвный, задумчивый, завороженный, звенящий, молчаливый, настороженный, немой, печальный, сонный…

Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.

Вывод. Прилагательные, и обычные, и эпитеты украшают нашу речь, конкретизируют ее, делают богатой, насыщенной, яркой, образной, художественно выразительной

IV. Формулирование темы урока.

Что вы можете сказать о словах, содержащих данные морфемы? Какими частями речи они могут быть?

Какими морфологическими признаками обладают?

Какая морфема, по-вашему, является носителем грамматического значения?

Отметьте окончания прилагательных в записанном в тетради предложении. Укажите грамматическое значение этих прилагательных

— Как вы считаете, род, число и падеж — это постоянные признаки прилагательного или непостоянные? Докажите. Сформулируйте и запишите тему урока.

V. Развитие учебно-языковых умений.

1. Читаем теоретический материал на с. 132, повторяем морфологические признаки имени прилагательного.

Имя прилагательное обладает морфологическими признаками, отличающими его от других частей речи. Окончания и суффиксы являются показателями этих морфологических признаков.

Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.

К постоянным относятся те признаки, которые есть у всех форм данного слова. С постоянными признаками имени прилагательного мы ещё не знакомы.

К непостоянным морфологическим признакам относятся род, число и падеж.

2 .Закрепление знаний, развитие умения находить в тексте имена прилагательные.

Обратимся к слову “прилагательное”. Назовите и объясните орфограммы в термине “прилагательное”.

  1. Приставка при-, т.к. значение присоединения.
  2. Корень –лаг- , т.к. есть суффикс -а-

— Как мы можем определить морфологические признаки имени прилагательного? К какой части речи “прилагаются” имена прилагательные? (к имени существительному).

— Правильно. Ведь Прилагательному никак не прожить без друга –Существительного, иначе кому оно будет служить? Кто поймет его душу? Кому понадобятся его признаки, его б огатство?

— Значит, определить морфологические признаки прилагательного можно по имени существительному.

Упражнение 296 (стр.131). Прочитайте текст. По ходу чтения подчеркивай имена прилагательные. Как ты думаешь, какую роль в тексте играют слова этой части речи?

— Выпишем из текста словосочетания прилагательное + существительное.

— Какое слово в них является главным? (имя существительное)

— Как называются такие словосочетания? (именные)

— Итак, определяем род, число, падеж имен прилагательных.

Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой, как радует глаз вторая. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, прямые и т.д.

Все это разнообразие передается с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Спросите любого: “Какова трава? Снег? Ночь?” — и он ответит: “Трава зеленая. Снег белый. Ночь темная”. А всегда ли снег белый? Конечно, нет. Он бывает темно-голубой, синий, серебристый, на закате даже красный, а по форме — пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать — он холодный, свежий, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных только для описания снега.

Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону. По частоте употребления прилагательное занимает третье место после имени существительного и глагола

Работа по развитию речи учащихся.

Упр. 298 (выполняется письменно, самостоятельно, с последующей проверкой. Особое внимание обращается на выразительность и разнообразие использованных учащимися прилагательных).

Прочитаем текст. Нравится ли вам текст? Почему? Чего-то в нем не хватает? Как вы думаете, чего? (прилагательных).

То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.

— Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным.

Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И. Чайковский. Цикл “Времена года”).

В . парке были . пруды, через которые переброшены . мостики, были . рощицы и . лужайки. За . парком начинался . сад. Между парком и садом, за рядом . лип и . площадкой, стоял . дом с . террасою в сад. Высокий забор охватывал . двор и . сад, так что с . дороги виден был только фасад . дома с двумя балконами на концах второго этажа и с подъездом посередине.

  • Определи, какой это тип текста.
  • Продолжи текст двумя — тремя предложениям. Выдели окончания прилагательных, определи их род, число, падеж.

Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам! Почему?(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)

Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных? (Описать парк, сад, дом показать его красоту, сказочность ).

В каких ситуациях вам приходилось описывать что-либо или слышать описание от других, читать его? (Когда рассказывали друзья об увиденном; читали в объявлениях о пропаже или продаже чего-то, кого-то; встречали в текстах художественных произведений, в энциклопедиях и др.)

Что может быть объектом нашего описания? (Предметы, животные, человек, природа, помещение, архитектурные сооружения, памятники и др.)

А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.

— Иногда в тексте описанный предмет может быть не назван, но мы, как на фотографии, сделанной искусным мастером, увидим его и сможем точно узнать. Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти — весь тёмно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.

Иллюстрация готова. Открываем глаза.

— Кого вы изобразили? (лося)

Какова структура описания? (Проследите на тексте).

Какого стиля речи описание перед нами?

Какие изобразительно-выразительные средства художественного стиля помогают нам узнать лося?

Эпитеты: стройные ноги, горбоносая морда.

Метафоры: огромные вывороченные корни-рога.

Сравнения: словно белые туго натянутые чулки; нога, точно у скакового коня).

— Значит, прилагательные не только помогают нам описывать природу, но и предметы с разных сторон. С помощью прилагательных описывается внешность человека, они помогают в описании характера.

На сегодняшнем уроке нам предстоит стать и художниками, и писателями одновременно. Вы, как художники, должны суметь в самом простом предмете увидеть что-то замечательное, удивительное, свойственное только ему. Это непросто, ведь кроме зорких глаз, здесь нужна фантазия писателя. Записать свои впечатления, найти единственно нужные слова тоже непросто. Поэтому давайте учиться.

Сочинение-описание по заданию упр. 299. Работа проверяется учителем в тетрадях. Лучшие описания можно зачитать в классе на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока.

Вывод. Имя прилагательное – очень значимая, полезная, необходимая часть речи.

— Объясните ключевые слова урока (с. 132). Нужно ли дополнить ряд?

Ключевые слова темы:

Непостоянные морфологические признаки, род, число, падеж

VIII. Домашнее задание. Упр. 300.

Использованная литература.

  1. Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В. Л.Ю. Комисарова, И.В. Текучева и др. Русский язык. Учебник для 6 класса.
  2. Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комисарова, И.В. Текучева. Русский язык 6-й класс. Метод.реком. для учителя.-М.: “Баласс”, 2004.
  3. К.С. Горбачевича и Е. П. Хабло “Словарь эпитетов русского литературного языка”.

Источник

Читайте также:  Конспект урока по русскому языку в 5 классе окончания прилагательных