Меню

несклоняемые существительные обозначающие еду



«Несклоняемые имена существительные». 6-й класс

Класс: 6

а) Познакомить учащихся с понятием “несклоняемые имена существительные”; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;

б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

в) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к языку.

Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.

Применяемые методы:

    Познавательные УУД: Поиск необходимой информации, смысловое чтение.
  • Регулятивные УУД: Целеполагание как постановка учебной задачи. На основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися того что еще будет новым и интересным.
  • Коммуникативные УУД: Использование средств языка и речи для получения и передачи информации участие в диалоге, самовыражение.

ЛичностныеУУД: умение анализировать и осмысливать свои достижения.

Метапредметный результат: учиться ставить цель и задачи урока, проводить самоконтроль и самооценку.

Знать: несклоняемые имена существительные

Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять их в речи.

1. Проверка домашней работы

2. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков.

— Сегодня мы, продолжая работу над темой “Склонение имён существительных”, познакомимся с очень интересными словами. Прослушайте стихотворение “ Про то, как не надо говорить”:

— Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) — Все значения слов вам понятны?

Словарная работа:

кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,

какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,

кашне – шейный шарф,

пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,

манто – широкое дамское платье.

фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.

— А теперь каждый из вас поработает редактором. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. (Раздаю по рядам)

3. Определение темы уроков, целеполагание

  • Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении?
  • Какова же тема нашего урока?
  • Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке?
  • Как вы думаете, много ли таких слов?
  • Существуют несклоняемые фамилии?
  • У кого из ваших знакомых или в классе несклоняемая фамилия?

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

4. Группы несклоняемых существительных

Несклоняемые существительные – это существительные, которые во всех падежах имеют форму только именительного падежа.

Попробуем просклонять одно из несклоняемых существительных:

И.п. построено метро

Р.п. стою у метро

Д.п. иду по метро

Т.п. восхищаюсь метро

5. Познакомимся с группами несклоняемых существительных

1. Заимствованные существительные с конечным гласным -О, — Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные)

Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.

Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.

Читайте также:  тест по теме правописание сложных прилагательных и существительных

Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.

Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. .

2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс

3. Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, А.Н.Приходько.

4. Сложносокращённые слова: ГИБДД, ЛФК, СМИ, ВВЦ, ПФТ

(Читаем правило с учебника с.140-141)

— Несклоняемых существительных в русском языке немало. Например, жюри, интервью. Да вы и сами можете продолжить этот список. Приведите примеры.

Хочу прочитать вам стихотворение:

Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!

Давайте выполним упр. № 267 один у доски остальные в тетради

6. Поиграем в игру “Сломай рифму” (раздаточные материалы)

Исправьте в данном тексте ошибки, допущенные поэтом, поставьте несклоняемые существительные в нужную форму, определите у них падеж. (Раздаю листочки)

Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгура в кафу зашел,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль окончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.

3 группа. Задание вставьте в словосочетания подходящие по смыслу несклоняемые имена существительные. Такси, метро, пальто, фортепьяно, радио, кино, портмоне, ателье, салями, шоссе, пони.

  • Выйти из , играть на , гулять без ,
  • Ехать по , бутерброд с , приехать на ,
  • Кататься на , вынуть из , слушать по ,
  • Пойти в , работать в .

Игра “Назови одним словом”

Дети должны определить слова по их лексическому значению.

На карточках каждой группе лексическое значение слов. Дети должны догадаться “Что это?”

1. Верхняя одежда для зимы и осени.

2. Подземная железная дорога.

3. Клавишный музыкальный инструмент.

4. Асфальтированная дорога.

5. Сорт мороженого на палочке.

6. Напиток из зерен кофейного дерева.

Высказывания детей (пальто, метро, пианино, шоссе, эскимо, кофе)

Давайте решим кроссворд

1. Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу.

2. Музыкальный клавишный инструмент.

3. Род мороженого в шоколаде.

4. Дорога с жёстким покрытием.

5. Способ беспроволочной передачи и приёма звука.

(пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио)

1. Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику.

2. Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов.

3. Игра в пластинки, на которые нанесены очки.

5. Подземная, наземная или надземная на эстакадах

(такси, депо, домино, кашне, метро)

— Я прочитаю “Песенку – итог” Аркадия Хайта.

Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.

8. Рефлексия

    Я узнал.
  • Я понял.
  • Было интересно.
  • Вызвало затруднение.
Читайте также:  что такое тип основы каждого существительного

9. Домашняя работа:Упр.266, рабоч.тетр. №52

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Несклоняемые слова и лексические группы несклоняемых существительных.

2. Распознавание несклоняемых существительных.

3. Склоняемые и несклоняемые сложносокращённые слова.

4. Род несклоняемых имён существительных.

5. Употребление собственных имён, заключённых в кавычки.

Аббревиатура – это слово, образованное сокращением слова или словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв или по начальным звукам слов, входящих в него: вуз (высшее учебное заведение) [вус], КВН (клуб весёлых и находчивых) [кавээн].

Несклоняемые существительные – это существительные, которые не склоняются, то есть не изменяются по падежам: леди, шоссе, ООН.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

1. Справочный портал Грамота.ру www.gramota.ru

2. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В русском языке есть слова, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму: сок манго, для манго, о манго; роман Дюма, про Дюма, к Дюма; спросить у миссис, с миссис; в СМИ, из СМИ, те и другие СМИ.

Такие существительные называются несклоняемыми. Они не изменяются по падежам и числам.

К несклоняемым именам существительным относятся нарицательные и собственные существительные иноязычного происхождения: кофе, какао, киви, авокадо, пони, шимпанзе, какаду, метро, депо, пальто, кино, радио.

Верди, Дюма, Да Винчи, Страдивари

К несклоняемым именам существительным относятся русские и украинские фамилии на -о и -их(-ых): Шевченко, Седых и так далее;

К несклоняемым именам существительным относятся сложносокращённые слова: МГУ, ООН ВДНХ, НАТО, ЦСКА.

В словарях рядом с такими словами стоит специальная помета «несклоняемое». После указания на то, что слово является несклоняемым, указывается род существительного.

Чтобы правильно определить род несклоняемых существительных, надо помнить, что названия неодушевлённых предметов обычно относятся к среднему роду: незабываемое шоу, уютное кафе, хрустальное бра.

Бра – это настенный светильник. Это слово среднего рода.

Названия животных относятся к мужскому роду: розовый фламинго, яркий какаду.

Род географических названий определяется родом соответствующего нарицательного существительного (город, река и так далее).

Читайте также:  категория падежа имени существительного в немецком языке

Сочи – это город, существительное мужского рода. Конго – это река, существительное женского рода. Онтарио – это озеро, существительное среднего рода. Согласуем прилагательные с существительными: солнечный Сочи, полноводная Конго, знаменитое Онтарио.

Несклоняемыми могут быть иноязычные фамилии с конечными гласными о, е, и, у, ю и с конечным ударным а: скульптуры Гюго, Верди, Дюма.

А если на конце безударный звук [а], то фамилия склоняется: стихи Окуджавы, пьесы Лопе де Веги.

Не склоняются иноязычные женские фамилии, оканчивающиеся на согласный: романы Жорж Санд.

Обратите внимание на то, что мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются. У композитора Роберта Шумана была жена Клара, которая сочиняла песни. При составлении программы концерта правильно будет написать: на концерте прозвучат произведения Роберта Шумана и Клары Шуман.

Сравните: комедии Леонида Гайдая, песни в исполнении Зои Гайдай.

Неизменяемыми в русском языке являются сложносокращённые слова, оканчивающиеся на гласный: для самбо, наше ООО, из БТИ.

Географические наименования, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно, не склоняются в сочетании с родовым словом: из района Строгино, в городе Иваново, из деревни Простоквашино. Если же родового слова нет, то возможны склоняемый и несклоняемый варианты: в сторону Строгина и в сторону Строгино, в Иванове и в Иваново, из Простоквашина и из Простоквашино. При этом склоняемый вариант соответствует строгой литературной норме. Так нужно говорить со сцены, с телеэкрана, в радиоречи.

Давайте теперь разберёмся с омонимами Бородин – Бородино, Пушкин (поэт) – Пушкин (город). При склонении этих имён собственных нужно быть внимательными при образовании формы творительного падежа: с композитором Бородиным, под Бородином, поэтом Пушкиным, под Пушкином. В именах собственных пишется окончание -ым, в географических названиях – окончание -ом.

Вы знаете, что наименования газет, журналов, книг, спортивных клубов и т. п. заключаются в кавычки. Давайте рассмотрим примеры склонения таких слов. Спортивный клуб «Факел» проводит встречу с болельщиками. У «Факела» активные болельщики. Если в предложении есть родовое слово (в нашем примере это слово клуб), то наименование не склоняется («Факел»). Если в предложении нет родового слово, то наименование склоняется: у «Факела». В примере «Иду к бабушке с тортом “Птичье молоко”» есть родовое слово торт, оно склоняется, а наименование торта остаётся в начальной форме.

1. Согласуйте прилагательные с несклоняемыми существительными – географическими названиями.

Бурн(-ый, -ая, -ое) Алазани впадает в Куру. Древн(-ий, -яя, -ее) Тбилиси – столица Грузии. Пресноводн(-ый, -ая, -ое) Онтарио – одно из крупнейших озёр Америки. Полноводн(-ый, -ая, -ое) Конго течёт среди тропических лесов. Суров(-ый, -ая, -ое) и благодатн(-ый, -ая, -ое) Гоби раскинулась в Монголии.

Для выполнения задания нужно знать, что обозначают географические названия. Подсказки (слово озеро, форма глагола раскинулась) есть в самих предложениях.

Бурная Алазани впадает в Куру. Древний Тбилиси – столица Грузии. Пресноводное Онтарио – одно из крупнейших озёр Америки. Полноводная Конго течёт среди тропических лесов. Суровая и благодатная Гоби раскинулась в Монголии.

1. Определите род аббревиатур. Установите соответствие.

Источник